Прошлое орстхойцев - нарты-аланы

По замечанию видного чеченского ученого Сулейманова А.С., прошлое современных орстхойцев  вайнахи   связывают с нартами - аланами, применяя соответствующие названия «нарт-орстхой» и «аьла-орстхой» («Топонимия Чечено-Ингушетии», Грозный, 1978г.)

Равным образом, профессор   Гадло А.В. подчеркивал, что герои вайнахского фольклора– нарт-орстхойцы являются представителями аланского мира, т.е. частью этого сообщества («Этническая история Северного Кавказа  X-XIII вв.», издательство Санкт-Петербургского университета,  1994г.)

Опираясь на «данные вайнахского фольклора, археологические материалы и общеисторический контекст событий», профессор Виноградов В.Б.  также пришел к выводу о том, что «равнинные аккинцы, как и близкородственные им соседи, получившие впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаки» и которых горцы-вайнахи называли «эрштхой», «выступали на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования и были довольно могущественны…
Военно-политическая мощь эрштхойцев и их исторических партнеров - алан была сокрушена не натиском соседей, а полчищами монголо-татар, обрушившимися на Предкавказье в середине XIII века» («О некоторых ранних вайнахских этнонимах», Ленинград, 1985г.)

Рассматривая «проблему этнической принадлежности карабулаков-орстхойцев», доктор исторических наук Кобычев В.П. опять же увязывал «их этногенез с раннесредневековыми аланами» (журнал «Советская этнография», 1987г. (№3), Москва) 

Как область Алании (от Дарьяла до Ауха) родина орстхойцев - Аршта фиксируется в «Тарих Дагестан» - своде исторических летописей  X-XIIIвв., а в грузинской «Столетней летописи» XIV  века повествуется о судьбе династии орстхойцев (род Ахасарпакиани / Ахсартаггата) - последних правителей Алании («Тарих Дагестан», 1313г.; «Картлис Цховреба», XI-XIV вв.)

Аланский, по признанию ученых Института российской истории РАН, этноним «Оrs» (Эрш) отмечен и в средневековой Венгрии, куда, как известно, в период нашествий 13-14вв. мигрировала часть алан («Неславянские народы Восточной Европы…», Москва, 2015г.) 

По полевым материалам, собранным в 1970-ые годы, исследователь-кавказовед Волкова Н.Г. отмечала: «В Восточной Чечне нередко приходилось встречаться с мнением, что орстхойцы — это народ, отличный от нохчий и населявший эти территории до прихода чеченцев из Нашаха. С таким представлением приходилось встречаться в селениях Хой, Харачой и др. По рассказам хойцев, в их селении прежде жили орстхойцы (нарт-орстхойцы)… Эти легендарные орстхойцы были настолько реальным народом, что связывали с ними ряд сравнительно недавних событий», и других орстхойцев чеченские старейшины не знали («Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», Москва, 1974г.)

С орстхойцами в их этническом понимании связывал эпических героев из «сказаний об орхустойцах» и первый ингушский этнограф Чах Ахриев («Ингушевские праздники», Тифлис, 1875г.)
В ингушских нарт-орстхойских сказаниях, записанных позднее другими авторами,  также «говорится об орстхойцах как о термине идентичном словам «нарты», «нарт-орстхойцы» («Сказания…чеченцев и ингушей», Грозный, 1986г.)

Таким образом, «от названия нарт-орстхойцев неотделимо название этнографической группы вайнахов – карабулакцев – «орстхойцы» (Дзиццойты Ю.А., «Нарты и их соседи», Владикавказ, 1992г.)


Рецензии
"Выше Хамав-юрта были развалины каких-то строений, которые тоже считались остатками нартского города.
Связывается с нартами и ряд других объектов, на которых мы остановимся ниже при конкретном анализе текстов"
(Гамзатов Г.Г., Далгат У.Б., "Традиционный фольклор народов Дагестана", Москва, 1991г.)

Арште Коригов   09.07.2017 23:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.