Следователь - очерк

                Он приходил в кабинет следователя, как в собственный. Здоровался за руку, почти заботливо справлялся о здоровье и независимо усаживался напротив.  И хотя Анатолий Михайлович Муравьев был наслышан о подследственном, устоять против его обаяния стоило определенных волевых усилий.
              Такие преступники – явление особое. Их выделяют и занимаемое недавно высокое положение, и их немалый собственный опыт психологической работы с людьми, и завидное умение ориентироваться в сложнейших лабиринтах юридических законов. Такие люди великолепно чувствуют себя даже тогда, когда прекрасно знают, что уже переступили запретную черту.
       Привыкший к редкому везению, Боков был почти уверен, что фортуна не отвернется от него и на этот раз. Он смотрел на следователя с плохо скрытой насмешкой:»И чего ты со мной возишься? Надорвешься ведь!»
     В небольшом кабинете Муравьева - два стола, шкаф, несколько стульев. Ничего лишнего. Именно здесь, по обе стороны стола, день за днем,  год за годом идет беспрерывный поединок. Ни элегантность шляпы и пальто, ни безупречные манеры, ни полные трагизма взгляды  здесь не властны. В этом поединке – кропотливое установление фактов истины. Порой по маленьким крохам, ценой больших нервных и умственных затрат. И сопротивление. Желание скрыть все, что удастся.
     Боков чувствовал себя превосходно. Муравьев по опыту знал, что за этой уверенностью что-то кроется. Но что?
    Многое повидал следователь на своей практике. Иные встречи еще долго будут храниться в его памяти.

     Четырнадцатилетний Виктор П. пришел сюда со взглядом затравленного зверька. Муравьев узнал, что с раннего детства мир открылся мальчику  не с лучшей стороны. Неуютная семья – пьянство взрослых. Скандалы. Побои. Улица с ее дразнящим воображение разнообразием стала милее родного дома. За Виктором закрепилась слава отпетого. Благополучные мамаши торопливо уводили от него своих детей, не разрешая общаться, - как бы дурному не научил. Он и привык, что ему следует обижать младших, а не защищать их. Придумывать не совсем безобидное озорство. Он стеснялся признаться кому-то, что где-то в глубине души, за семью замками заперта и томится светлая мальчишеская мечта об обычном для других, но недосягаемом для него, как голубая синь высоты, человеческом счастье – быть равным среди других, уважаемым, достойным лучших надежд.
     Видимо, что-то в облике Муравьева располагало к доверию и распахнуло в отчаявшейся душе откровенность. Виктор рассказывал. Как на  исповеди. Они сидели рядом: следователь и обвиняемый, как отец и сын. Муравьев был глубоко взволнован. Он понимал, что здесь нужна особая мера, которая должна произвести очищающее потрясение в юной душе, чтобы  разбудить в ней живительные силы. Муравьев передал Виктора на поруки рабочему коллективу. До сих пор он помнит глаза подростка, которые излучали боль и пробудившуюся веру одновременно.
     …Вот уже почти два месяца продолжаются встречи с Боковым. Словесное единоборство не дало результатов. Муравьев едет на Крайний Север, чтобы своими глазами увидеть то, что контурами уже вырисовывалось в его воображении.
     Строительное управление, которым руководил Боков, вело линию защиты газопроводов, протяженностью в несколько сотен километров. Он брал деньги авансом. Уезжал на трассу и пропивал их  там вместе с нужными ему людьми. Они же потом помогали составлять ему фиктивные документы, чтобы оправдать расход «северных» денег, и делили добычу. Успокаивало, что кругом – тайга, болота и сюда никто не доберется с проверкой. Действительно, казалось невероятным, что кому-то захочется месить сапогами северную грязь ради нескольких свидетельских показаний, мотаться по рабочим точкам трассы, между которыми связь разве что через портативные радиостанции. На откровенность шли неохотно, особенно те, кто пил вместе с Боковым и тут же из его рук принимал не одну тысячу рублей. Можно представить, каких трудов стоило собрать необходимый материал.
     Когда следователь предъявил суду собранные доказательства, Боков пытался убедить, что добыты ложные сведения. Он отказался от защитника, рассчитывая сам запутать суд. Угрожал, что призовет Муравьева к ответственности. Тогда на суде появились свидетели с Крайнего Севера.
    Будни следователя. Мир, которым  он живет, это мир, где день за днем идет бой со злом. Бескомпромиссный. Как сама справедливость. Здесь состязание воли, ума, эрудиции, психической стойкости, требующее, как в шахматной игре, острого комбинационного зрения, но по стратегии и тактике жизненных законов.
     Наверное, никакими словами невозможно передать ежедневное напряжение мыслей и эмоций, которому подчинено все – и образцовый порядок в бумагах, и четкая организация труда, и собранность, в самом строгом смысле этого слова. Каждую минуту рабочего времени  - ощущение присутствия на передней линии борьбы.
     Работа следователя – это не только расследование по конкретным делам. Он ведет правовую пропаганду среди молодых коллег. Занимается профилактикой преступлений на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях.
     Быть следователем можно только по призванию. Сама жизнь делает жесткий отбор – быть тебе им или не быть. Окончание учебного заведения – только порог на этом пути. Служба сурова, и малейшие промахи дорого обходятся. Во время следствия на него смотрят, как на человека, способного во всем разобраться. Здесь очень важно быть объективным и до конца принципиальным. Ведь от особенностей  его восприятия, способностей, знаний зависит. насколько объективно будет решение суда.
     Каждый раз после общения с Анатолием Михайловичем я испытываю нечто такое, что вносит в сознание ощущение ясности и упорядоченности, какой-то просветленной радости.
    Он из тех людей, которые привлекательны особой одаренностью -  чувствовать  истинную красоту и уметь за нее бороться активнейшим образом, и  не отклоняться от этого ни на йоту ни в мыслях, ни в  поступках. В нем та редкая гармония соответствия слов и дела, которая обязательно увлекает своей надежной конструкцией других. Иными словами, это обаятельность цельного, волевого и идейно убежденного  человека, знающего, во имя чего идет в бой.
     В трудное  время войны, когда Анатолию Михайловичу было пятнадцать, он, как и многие его сверстники тогда, встал к заводскому станку, делал боеприпасы, чтобы приблизить час победы. Вечерами продолжал учиться в школе, думал об инженерной специальности. Однажды вызвали его в заводское партийное бюро, и сказали: «Стране нужны юристы. Мы рекомендуем вас.» Так по рекомендации завода и с путевкой райкома партии Муравьев стал слушателем двухгодичной юридической школы.
    Дела самой сложной категории – повседневная  работа следователя. Коллеги, говоря о Муравьеве, употребляют такие слова, как высокое качество, мастерство, повышенная ответственность. Он известен, как хороший наставник молодых следователей, с которыми, не скупясь, делится секретами сложной профессии.
      Труд следователя прокуратуры Вахитовского района в Казани, младшего советника юстиции Анатолия Михайловича Муравьева оценен правительственными наградами. Рядом с ними хранится подарок – именные часы от Генерального прокурора СССР
    Позади почти двадцать пять лет работы.  А впереди – новые расследования, командировки.
    На снимке: следователь А. М. Муравьев. Фото Евгения Логвинова.
                Светлана КИМ. Газета «Советская Татария». 1978 год.

     Анатолий Михайлович Муравьев ушел на пенсию с должности следователя по особо важным делам прокуратуры города Казани. Сейчас ему 88 с половиной лет. Его сын Михаил  продолжил династию юристов, стал адвокатом.

                АНАТОЛИЮ МИХАЙЛОВИЧУ МУРАВЬЕВУ
                (  в честь 80-летия).

Ах, как быстро время пролетело!
Неужели восемьдесят впрямь?
Ах, и вихры вовсе побелели!
Только мысли молодо летят.
Отчего дряхлеет рано тело?
Легкого дыханья нет в груди,
И не хочется уж никакого дела…
Юность – сном далеким позади.
Сбросьте грусти тяжкие оковы!
Верьте в жизнь, что дарит крыльям рост!
Есть у Вас, что говорят, основы
Те, что выстроят надежный мост,
Лёгкий, полный воздуха и света,
Алым цветом радости горя,
На тот берег, где бушует лето,
А по небу ангелы парят.
Как душа с восторгом отзовется!
И по телу – россыпь новых сил
Магистралью жизни к Вам вернется!

                Светлана КИМ.
27 января 2008 г.             Казань.



               
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА


Муравьев Анатолий Михайлович

Главный советник Центра «Защита наследственных прав» по вопросам семейного и наследственного права — Муравьев Анатолий Михайлович, ветеран Прокуратуры РФ со стажем работы 34 года.

    Ветеран Прокуратуры и Следственного Комитета РФ;
    Стаж работы в органах следствия 34 года;
    Последняя занимаемая должность – следователь Прокуратуры по особо важным делам города Казани;
    Имеет правительственные награды.



 


Рецензии
Светлана! Удивительно обаятельная личность - следователь А.М.Муравьёв!
В Вашем изложении он становится близким читателям. И сейчас, спустя годы,
понимаешь, что этот светлый внутренне человек, оставил о себе такую память.
которой хватит на долгие годы! Поместите рассказ о нём в "Созвездие счастья!"
Очень тепло написали вы стихи о нём. Спасибо!

С теплом благодарности - Людмила.

Людмила Дементьева   14.03.2022 15:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.