Всюду клин

…Куда ни кинь. Одну из моих недавних статей, посвященных неожиданно открывшейся перспективе «изолированного капитализма», я озаглавил «Выход есть. Но он не всем понравится». И действительно, выход из нынешнего безвыходного положения, как оказалось, есть, и глава кремлевской администрации генерал С.Иванов не даст мне соврать. Он произнес сакраментальную фразу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»!

Господа империалисты американские и прочие помельче и пожиже, объявили нашей «суверенно встающей с колен» санкции, Ниагарский фонтан импорта пересох, и нам самим пришлось грязной тачкой ручки пачкать. И что бы вы думали? Капитализмец-то наш, болезный, сначала было захрипел в предсмертной агонии, а потом вдруг, когда уже экономисты наши хреновы на него и рукой махнули, - раскрыл зенки, вскочил и попер куда глаза глядят! В смысле вот колбасу сами научились делать, и, что самое удивительное, из своих кур.

Я тоже вместе с кремлевским генералом возликовал было, но потом меня осенило, что вот вторую фразу я в заголовок не зря записал. Конечно все так, и капитализм при «суверенном чучхэ» будет самый что ни на есть настоящий, и производительные силы так полупят вперед, что Мордыхай Леви, он же Карл Маркс, в гробу от зависти волчком закрутится, НО… Хорошо жить мы все равно не будем. Уверяю вас самым серьезным образом.

Ох уж эта моя страсть к экстремальному анализу! Сколько хорошего она позволила мне придумать. А тут – угробила наш с генералом восторг к едреной матери. Вообразил я, что вот все закрутилось. Карацупа с Джульбарсом по всему периметру госграницы бегают как угорелые, истребляя нагло лезущие к нам сыры, колбасы, BMW и mercedes’ы, а у нас внутри капитализм на телеге с колокольчиком разъезжает, и демократия… Ну как в Германии лет  …десят назад. Вроде бы, живи – не хочу?

Ан нет, климат-то никто не отменял. Производительность труда, она ведь не только от общественной формации зависит, но и от природных ресурсов тоже, причем, не угадаешь, от чего больше. Вот ненцу-оленеводу хоть сто капитализмов присобачь, - уж если у него куда ни глянь тундра с ягелем три недели в году, так он никак Рокфеллером не станет.

Вот и мы даже если окружим себя броней от танка Т-14 «Армата» высотой с десятиэтажный дом, все равно будем еле-еле сводить концы с концами. Причем, независимо от количества населения. Севера не способствуют высокой производительности труда. Жить будем от руки до рта, как говорит английская пословица.

Наши предки не дураки были, когда с незапамятных времен стали ненавидеть богатеньких буратин. В нашем зимовье заработать можно лишь грыжу, а деньги можно только украсть.

Вот социологи «Левада-центра» на днях опубликовали результаты нового опроса «Точки разногласий», в ходе которого выясняли степень неприязни россиян к тем или иным социальным группам.

Как показывают ответы, сегодня наибольшую ненависть большинства вызывают богатые и просто достаточно обеспеченные люди, и напряженность между ними и теми, кто считает себя бедными и малообеспеченными, высока как никогда ранее.

41 процент респондентов оценили ее как «очень сильную», в то время как примерно 20 лет назад этот показатель не превышал 18 процентов. На вопросы аналитиков «Левада-центра» отвечали жители 47 регионов России из 137 населенных пунктов.

Почему зависть и неприязнь к большим доходам и богатым людям стала одной из определяющих черт обобщенного современного россиянина, большинство которых, однако, относят себя к представителям «среднего класса» (которых в России, на самом деле, совершенно нет)?

Ненависть или, по крайней мере, острая нелюбовь к богатым, и даже к просто хорошо обеспеченным людям, в массе российского общества присутствовала всегда в той или иной степени, и в советское время тоже. Конечно, ненависть к богатым обостряется на фоне нарастающей бедности. Потому что возникает ощущение, что они не просто жируют, а – твое отбирают!

Это всегда вызывает зависть, раздражение, откровенную агрессию, которая может принимать уже совсем реальные формы, может проявляться в том, что богатым жгут машины или портят какое-то другое их имущество.

В Советском Союзе десятилетиями людей убеждали в том, что богатство – это зло, что никакие заметные деньги нельзя заработать честно. Что (внутри советского общества) любой обеспеченный человек – это всегда мерзкий взяточник, торгаш-мошенник, обвешивающий граждан в магазине, или валютчик и фарцовщик. Это все сохранилось – подкожно. Потому что идея ненависти к богатым, «буржуям», эта пролетарская ненависть – ею пропитана вся система воспитания, которая не подвергалась какой-то особой ревизии. Мы, как матрица, воспроизводим через систему воспитания и образования того самого советского человека!

И неприязнь к богатым культивируется учителями, в том числе потому, что детьми из состоятельных, «особых» семей, на самом деле, управлять трудно. Поэтому у нас и школы стали верифицироваться –отдельно для богатых, отдельно школы для средних и так далее. Негласно, но это разделение происходит и в детских садах в том числе. Родители присматривают «поляны», на которые они могут выпускать детей, и хотят, чтобы те играли с равными. Поэтому пристальное внимание к чужому кошельку присутствует с утра до вечера.

Потому что в человеке сохраняется детская зависть к каким-то игрушкам, подаркам, к тому, что одного привозят на лимузине, а другой приходит пешком, это внимание к деталям – очень острое. В советские времена у детей, кстати, этого не было, хотя бы детство в СССР было защищено от унизительного положения, от мироощущения, что часто ты точно уже с самого рождения не сможешь чего-то достичь.
Бедность как проклятье! Конечно, такие «завидующие» люди живут в тихой ненависти.

Советское общество было глубоко лицемерным, и абсолютно точно так же и десятилетия назад сын слесаря прекрасно понимал, что не сможет никогда добиться того же, чего сможет добиться сын, допустим, первого секретаря обкома КПСС. Хотя если в советском обществе во главе всего была классовая идеология, то что сейчас? Люди в массе своей не любят богатых, потому что априори считают их ворами и преступниками или все-таки в основе лежит банальная зависть к более образованным, предприимчивым?

Наверное, и то, и другое. Зависть – как следствие. Зависть – это ведь вещь почти тактильная. Мы можем рассуждать о том, что нам не нравится, как живут в Америке, мы можем презирать жителей Запада, но, когда человек туда попадает, у него начинают расширяться зрачки и он как-то начинает по-другому, жабрами, дышать.

У нас чрезмерное богатство табуировано! Если человек воспитан в небрежении к богатству, то он будет чураться возможности заработать, отказываться под разными предлогами. У бедных своя философия самоуспокоения: что человек должен жить скромно, что «мы бедные, но гордые», «мы бедные, но честные» – и очень часто это справедливо! Если в обществе нет возможности зарабатывать честно, то остается утешать себя тем, что ты занят чем-то общественно полезным или очень важным для тебя, для близких тебе людей.

Но ненависть к тем, что обеспеченнее тебя лишь немного, но находится на виду, под боком, сильнее, чем к абстрактным мультимиллиардерам, о которых иногда рассказывают СМИ, но которых никто не видел. То есть новый «Мерседес» соседа раздражает гораздо больше, чем бесчисленные дворцы, замки и яхты Абрамовича или Ротенберга.

Любой завистник – это прежде всего несчастный человек, у которого накопились дефициты – или психологические, или экономические. Так что зависть – это тупик. Общество, в котором люди живут по принципу »Господи, не надо мне вторую корову, сделай так, чтобы у соседа обе околели», обречено на деградацию.

Особенность российского общества в том, что для части населения идея прогресса, труда, продвижения, успеха, в том числе и материального, не связана с личной ответственностью и необходимостью вкалывать, что-то предпринимать и так далее. Для части населения это – игра в рулетку. Это действительно незаслуженно заработанные и зарабатываемые деньги! Сюда можно добавить тот же пресловутый «распил» и, если повезло, возможность сесть на какое-то чиновничье место, это тоже всем знакомый вариант нечестного заработка.

А есть люди, которым есть чем поделиться, есть что предъявить, есть что предпринять – и больше всего жалко их. Потому что, какие бы усилия они ни предпринимали, бедные, несчастные их будут ненавидеть за то, что те хоть что-то делают, а более богатые – будут всегда стремиться у них все отнять. Они бы, наверное, хотели просто иметь право трудиться, чему-то учиться, переезжать, встречаться и так далее, то есть жить в открытом прогрессивном обществе. Но шансы у них сегодня очень невелики».
http://www.svoboda.org/content/article/27831149.html

Очень тонко подмечено, и, мне кажется, это продукт не столько русской истории, сколько специфика именно зимовья. Не случайно в мире нет постоянных зимовий, а тем более автономных, без снабжения с материка, - потому что постоянное зимовье калечит психику, что и произошло с русским народом.

Это невообразимо ужасно, ощущать, что ты не на вахте, а обречен оставаться в этом экстриме всю жизнь, и дети твои тоже, и их дети… Ощущение это сделает из кого угодно знаменитую «русскую триаду», - вора, лодыря и пьяницу.

Так что и чучхэ по-иванОвски далеко не прокатит. И выбор у нас не широк: жить бедно или очень бедно. Единственный выход для умных русских - эмиграция. А оставшиеся будут, к сожалению, деградировать и вымирать, периодически устраивая «пролетарские революции», от которых пользы один вред. И никакие успехи в генетике не помогут. Изменять нужно не только народ, а и среду его обитания, - любой, самый просвещенный и европейский народ в этих условиях деградирует.

Не зря говорил Пётр Я;ковлевич Чаадаев, что «Россия предназначена только к тому, чтобы показывать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать». Всё, что могут извлечь потомки из наших двух тысячелетних страданий, так это то, что ни в коем случае, ни за какие коврижки, не следует забираться на ПМЖ так высоко на Север.

Валентин Спицин


Рецензии
"У нас
претензий нет -
не зовут
мы и не лезем -
нравимся
своей жене
и то
довольны до нельзя".

Довольны своей зимовкой. И что? Остаётся только зависть, и это, ох, как давно:
"В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха.
И завидуют оне
Государевой жене".

То бишь тем, кто окружает самодержца нашего, российского!

Анатолий Ефремов   12.07.2016 02:43     Заявить о нарушении
Спасибо. Да, к сожалению.

Валентин Спицин   12.07.2016 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.