Радио

Здравствуйте! В эфире радио!

Сегодня - 31 августа 2096-го года. Да-да, за окном именно оно – 31 августа... Почему подчеркиваю? Мало кто помнит, но в 2016-м году мы, тогда ещё радио с фирменным оригинальным названием, провели среди слушателей конкурс на тему «О чём наше радио будет рассказывать через 80 лет», то есть именно, как раз и безусловно сегодня. И конкурс тот, надо сказать, имел успех. Неожиданный, непонятный для нас, теперешних. Слушатели постарались порадовать нас разнообразием прогнозов, их смелостью и, что скрывать, иногда им это удавалось. У нас сохранились все письма конкурсантов, но сейчас хотелось бы выделить лишь несколько, интереснейших, на мой взгляд…

Ну вот, к примеру, господин Самойлович утверждал, что радио будет встроено в барабанную перепонку слушателей, а переключаться с волны на волну придётся подёргиванием за мочку уха. Обычным зрелищем в метро и на улицах будут люди, не устающие теребить себя и друг друга за уши… Правда, господин Самойлович допускал, что люди в наше время научатся дёргать себя за ухо без рук. Силой мысли. И уже одно это принесёт им много праздника и счастья. Не знаю, не уверен…

Ещё, оказывается, радио будет вещать исключительно для синестетиков, коих в наше время подавляющее большинство. Это предположил месье Оливье Т. Он написал, что, как известно, синестетик – тот, у кого при раздражении одного органа чувств тут же задействуются и другие. Ощущая запах, к примеру, чувствуешь его вкус на языке. Или слыша тихий звук – ощущаешь его кожей, как прикосновение, или видишь его цветовую палитру… И вот для усиления смежных чувств (или для их развития, у кого как…) радио предусмотрело в устройствах новые функции. Так, при звуках Моцарта слушателя с головы до ног окутывает цветовая гамма небесно-синих тонов; при аккордах рок-н-ролла – красно-чёрно-белых; ну а джазовый пассаж рождает жёлто-бирюзовый мир в бордовый горошек… Ну а если «заводские настройки» вас не устраивают - цвета можно отрегулировать и отрепетировать на свой вкус, или совместить разные варианты, или же нарисовать собственную гамму. Ваше радиоустройство – ваша кисть, орудие творчества, по мысли месье Оливье Т., а сами вы – холст и главный его зритель.    

Эту же идею развивает пани Добромилова. По её мнению радио стало супер-объёмным. Теперь ты просто выбираешь на приёмнике функцию «6-Ч» и не веришь своим ушам, а заодно и остальным органам… Такой красоты звучание, утверждал конкурсант, не бывало никогда! От него вестибулярный аппарат слушателя словно отрывается от земли и его несёт в пространство, в невесомость, в космос… Помимо «вестибулярки» и слуха задействуются также:
- зрение (устройство источает в воздух танцующие в такт мелодии ноты произведения);
- осязание (каждая нота индивидуально отзывается на коже слушателя – «си», к примеру, это ласка кошачьей лапой по щеке, а «до» - это словно огромный дружественный дог ткнулся мордой вам в живот и чихнул);
- вкус (каждому композитору соответствует определённое блюдо: слушая Чайковского – ты словно ешь ореховый «наполеон», запивая чаем с лимоном; Берджиха Сметану – уминаешь кнедлики со… ну, понятно с чем; а если Джаггера\Ричардса – словно точишь двойной хот-дог с ледяным портером);
- и, конечно, обоняние (заслышав бодрое аллегро – вдыхаешь цитрусовые с солёным запахом моря, размеренное анданте – классический «Фаренгейт» от Диора, а тягучее ларго – амбре курящего, пьющего и отчаянно свингующего джаз-кафе…)
Видите, какие мы стали! Хе-хе.

Но был и тоталитарный вариант. Его предложила гражданка Голубева.  Каждое утро мы будим население воем противовоздушных сирен и призывом «К оружию!», а когда все вооружаются – объявляем: ладно, в этот раз были манёвры… Меч сменить на трудовое кайло! Но оружие далеко не прятать, завтра будет то же самое… И так из года в год держим всех в напряжении, не расслабляясь и не теряясь, чтобы закалялась сталь. Или что там у них, то есть у вас… Словом, всем понятно.   

А вот прогноз апокалиптический – или пост-апокалиптический, как вам будет угодно. Некая Богославович предупреждала: в 2096-м радио - это подпольная, полувоенная организация, рупор и спускной механизм очередных повстанцев. Они борются за свободу, но творят чёрт знает что… В то время, как правительство борется за порядок, а творит… ну то же самое творит, что и повстанцы. Их часто путают. И приписка конкурсанта в конце письма: «если в 96-м это не произойдёт – приз я верну, если же произойдёт – обязательно зачитайте в эфире мои предсказания и огласите имя автора – Кася Богославович. И добавьте как-бы от себя: «а ведь она нас предупреждала…» Ну что, Кася? Хотя я зачитал ваш прогноз и как-бы добавил от себя, но приз вы возвращать собираетесь или нет?

Шутка, конечно. Никакими призами Кася в 16-м не награждалась… И правильно сделала, кстати говоря.

Ещё о нас было предположение, как об этаком радио «Забвение»… От товарища Заступенко. Теперь мы – звуковой фон: приятный, расслабляющий, без слов, постмузыкальный поток без перерыва и смысла. Нас не надо включать. Мы включены всегда. Просто умственно настраиваешься на нашу волну и погружаешься в тёплую ванну из сладостных ощущений и звуковых образов. Состояние покоя, свободы, счастья… Если бы на Землю, наконец, пришёл Великий Утешитель – он бы работал у нас на радио, считает Заступенко… Ну что ж, спасибо за предположение.   

А ещё несколько конкурсантов высказали мысль, что вместо радио теперь нечто совсем другое, но под тем же названием:
Так, по мнению пана Быховца, радио сейчас – всемирная биржа, купи-продай: котировки, индексы, фьючерсы, курсы и иже с ними. Все только слушают и продают, покупают и слушают. Только деньги, только «реальная жизнь», пишет он... Ни о какой музыке, политике и новостях культуры у нас понятия не имеют. Да и никто не хочет иметь понятие. Только хардкор, детка, только «бабки», «бабочки», ничего отвлечённого…

А вот по прогнозу херра Грубера: мы - антикварный музей… Да, чтобы нас послушать - надо купить билет и наслаждаться ретро-звучанием не более получаса за ощутимо-денежную сумму. Дольше нельзя, потому что это может вызвать, как сейчас считают - мозговые спазмы… Во как! И не каждому даже полчаса по карману, поэтому радио сейчас - удовольствие для богатых, утончённых и интеллектуально-крепких лиц… Ну что ж… цените момент – мы пока доступны!

Ну а мистер Накопительный Регистр, как он сам представился в письме, считал, что радио в наши дни - это распространённое бытовое приспособление, нечто среднее между интернетом, кофеваркой и массажёром. Оно постоянно есть и сильно всех бодрит, а как оно это делает, а главное – для чего, никто не знает. О том, что радио когда-то люди просто слушали, сегодня помнят только историки. То есть, никто.

Ну а господин Мин Ань прислал прогноз, что сегодня мы будем говорить следующее… Так… хм, не понятно… иероглифы какие-то… японские или китайские… Неважно. Но оригинальная мысль, ничего не скажешь. Забавный парень, этот Мин Ань…

Теперь видите, дорогие слушатели, какую ахинею намечтали ваши предки? Изумительную ахинею. Нам это читать не просто смешно, а где-то даже стыдно. Ведь всё так просто сложилось, на самом деле. Именно об этом радио рассказало вам 80 лет спустя, а не то, что вы нам  понаписали…

А на этом все новости окончены. До новых фантомных встреч! если нас кто-нибудь уже понимает…
 
FIN

© Сергей Вепрев 2016
Санкт-Петербург


Рецензии