Генерал или нафталиновая история

О времена! О нравы!
      
     Генеральная уборка в доме к новогодним праздникам – дело святое.  Дошла очередь до последнего шкафа. «Смотри, сколько пыли накопилось на нашем «детстве» и «юности» - говорю я мужу, протирая корочки альбомов с фотографиями. Удержаться невозможно – руки сами листают тяжелые страницы. Черно-белые снимки, самые дорогие и любимые, цветные появились гораздо позднее, но это уже другая жизнь. Вот здесь мне четыре года, а здесь уже двенадцать – «гадкий утенок». На следующем снимке – студентка. Красотка! Яркие выразительные глаза, шапка густых пепельных волос и наивно-доверчивое выражение лица. В то время я зачитывалась романами девятнадцатого века, полными любви, романтики, рыцарского духа. Девичьи мечты были такими впечатлительно-трогательными. Разглядываю фотографию дальше: на мне костюм, который мне подарила мама. Он мне сразу понравился: теплый, уютный. Да вот только после одной истории я его перестала любить. 
       Воспоминания уносят меня в далекие восьмидесятые годы. Первый университет в городе, первые студенты и я в их числе. Здорово! Здание университета оказалось тесноватым для растущей студенческой братии и на второй год обучения четыре факультета перевели в помещение бывшей школы. Это больно ударило по нашему самолюбию. Однако, в этом были и свои плюсы. Добираться в альма-матер стало ближе и удобнее. Я по достоинству оценила эти преимущества, перебравшись на трамвайчик, останавливавшийся недалеко от моего дома. Дзинь- дзинь довозил меня исправно по утрам до нужной остановки, а дальше я шла пешком. Прогулки эти мне очень нравились. Каждый день навстречу шли прохожие: кто на работу, кто в детский сад, кто в школу… Угадывать «кто есть кто» оказалось занятным и увлекательным делом.  «Поработав» с одним объектом, я переходила на другой. И так, пока не появился Он. Высокий в шинели и папахе, он всецело завладел моим вниманием. В то время я совсем не разбиралась в звездочках и погонах, поэтому и присвоила мужчине чин «генерала». Посеребренные виски говорили, что ему около сорока лет. Для меня двадцатилетней - это был солидный возраст. Дурашливая мысль отдать «генералу» честь, как это делают все военнослужащие, витала в моей голове. Никаких крамольных мыслей. Никакого кокетства. Мое внимание привлекли его глаза. Бледно- бледно голубые. Такого оттенка я еще не встречала. Каждое утро в одно и тоже время мы шагали с «генералом» навстречу друг другу. Наконец, вдоволь наглядевшись на необыкновенный цвет глаз, я потеряла интерес, переключившись на молодую женщину с ребенком. Как вдруг, однажды утром дядька запросто поздоровался со мной.
        - Доброе утро!
       - Здравствуйте,- слегка заикаясь от неожиданности, ответила я. 
       Так наступила пора вежливых утренних приветствий.  Об этом событии я сразу сообщила студенческой подружке. А дальше «генерал» перешел в наступление. Остановив меня, выяснил: кто я, где учусь… В общем, как младший по званию, я доложила ему про себя все. Теперь меня ласково называли Лидочкой, активно интересовались учебой. Ежедневные пять - десять минут утренней беседы сделали свое дело. Сердце девичье затрепетало! Через неделю «генерал» назначил свидание. Цветы, конфеты, лучший ресторан города – рисовало воображение. Иначе и быть не может. Именно в «Агаву» поведет меня мой седовласый поклонник – решили мы с однокурсницей. Перебрали весь мой гардероб. Подруга остановила свой выбор на синем вязаном костюме, я не возражала – мамин подарок мне нравился.
        Мое волнение достигло своего пика к началу свидания. И сразу первое разочарование: вместо букета цветов у «генерала» в руках оказался сверток. Затем последовало второе: как я не вертела головой в поисках машины – ее не было. Мы шли пешком да еще и дворами. «Прямо конспирация какая-то,- пронеслось у меня в голове. - Возможно, так ближе до ресторана?». Но когда мы остановились у подъезда обшарпанной пятиэтажки, я поняла, что «Агавы» не будет. Как овца на заклании, я вошла в квартиру. Настроение испортилось окончательно. Все мои приготовления казались нелепыми.  В глубине души появился бессознательный страх.
         Мой поклонник, помогая снять шубу, обнаружил целую копну пепельных волос. В полутемной прихожей плотоядно блеснули его глаза. Я же в с недоумением разглядывала так называемое романтическое место: однокомнатная квартира была неухоженной и явно использовалась для случайных встреч. В свертке обнаружился «столик для двоих», а именно: каралька полукопченной «Краковской», десяток пакетиков растворимого кофе и бутылка коньяка. Эдакий сухой паек для соблазнения молодых дурочек. К сожалению, все это я не пила и не ела. Голодать не приходилось, да и толк в хорошей пище я знала. «Генерал» же с аппетитом уплетал колбасу, пил коньяк и совсем перестал уговаривать меня отведать его явства, решив вероятно, что так ему больше достанется. Я пила кофе, который совсем не любила. Дефицитного в то время напитка я выпила целых четыре кружки. Чувство самосохранения и способность искать выход из опасной ситуации сильно обострились.
            События тем временем продолжали развиваться. Откушав, сытый «генерал» перебрался на ветхий диван, приглашая меня присоединиться к нему. Моя интуиция подсказывала, что этого делать ни в коем случае нельзя. Я осталась сидеть на стуле, еще крепче вжавшись в него, приготовившись к обороне. Чтобы отвлечь его внимание и изменить ход событий, я стала расспрашивать дядьку о его работе. Коньяк подействовал на него расслабляюще, однако, о себе он говорил неохотно, а вот обсудить мое будущее был вовсе не прочь. Картинки рисовались одна заманчивей другой: вот я, т.е. мы на светской вечеринке, вот уже в охотничьих угодьях, а если стану хорошей девочкой, то и в Австрию смогу съездить. По законам жанра здесь я должна была взвизгнуть от восторга и кинуться на шею благодетелю. Но я оказалась непредсказуемой. От страха начала читать Фета. Все средства хороши. Но кто бы мог подумать, что стихи смогут помочь. Строчки «Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало…» почему-то показались «генералу» крамольными. Он погрозил мне пальчиком, вспомнив, что является членом КПСС. И правильно, что вспомнил: это послужило мне сигналом. Со словами «мне пора – мама ждет» я благополучно покинула своего ухажера.  В полном смятении чувств, с головной болью я вернулась домой. Доверительных отношений с мамой в то время у меня не было, и о постигшем меня разочаровании узнала пуховая подушка.
             На следующий день я отправилась на занятия окольными путями. Лицезреть «генерала»-сластолюбца совсем не хотелось, мерзкое послевкусие романтической встречи было еще свежо. Подружка отреагировала на мой рассказ бурно и красноречиво: «Старый козел!». Всем известно, что время лечит. Через неделю, другую страсти в моей душе улеглись, и я, рассудив, что прежний путь мне менять не стоит, так как он удобен и менее затратен, вновь зашагала по знакомой дороге.
             - А вот и он! Соскучился, вон как перчатки теребит, - злорадно подумала я, приближаясь к знакомой фигуре. - Любви и ласки захотелось. Похвастал уже, наверное, на светской тусовке, что девчонку молоденькую нашел.
            - Что-то случилось, Лидочка? Тебя так давно не было видно,- обеспокоился он, пожимая мою холодную ладошку.
              - Да… я замуж выхожу,- неожиданно ляпнула я.
               Глаза «генерала» радостно заблестели.
               - Так это же хорошо. Как говорится, одно другому не помешает,- открыто, не таясь, озвучил он свои планы на мой счет.
               Гримаса отвращения появилась на моем лице. Выдернув свою руку из его ладони, я зашагала прочь, не попрощавшись. Не думаю, что он получил какой-то урок, его получила я. Моя обманутая легкомысленная доверчивость еще долгое время страдала. Иногда по утрам я встречала «генерала». Он проходил мимо с отрешенно-каменным лицом, не вызывая у меня уже никаких эмоций. В конце концов я простила ему его греховные замыслы и даже в глубине души поблагодарила за утрату книжных иллюзий и обретенный жизненный опыт.
                Улыбнувшись нахлынувшим воспоминаниям, я вздохнула, смахнула последнюю пылинку и закрыла шкаф. Все готово к встрече Нового года.
                - А не выпить ли нам чаю с вареньем из лесной клубники? – позвала я мужа, отправляясь на кухню.
                Меняются вкусы, меняется мода. Вот только наивная мечта о светлой любви, рыцаре на белом коне, остается неизменной из поколения в поколение. И как знать, может быть эта история, изрядно отдающая нафталином, пробудит кого-нибудь от сладких грез и сновидений.


Рецензии