Про нее. Детство. Начало

Я не помню как я родилась. Природа нас всех, к счастью, избавила от этой памяти.И это правильно. Я думаю, что ничего хорошего человек в процессе появления своего на этот свет не испытывает. Видела- знаю, о чем говорю.

Сидела себе в мамке, было очень тепло, мягко, уютно. Мама со мной разговаривала, гладила, пела песни, рассказывала сказки, ждала, слушала, просыпалась по ночам, когда я  пинала ее.. И тут- на тебе... Началось.. Стенки вокруг тебя сжимаются...Пространство сокращается..Все, что было целых девять  месяцем твоим уютным убежищем, колыбелью,домом  начинает превращаться в жуткие тиски, испанский сапог.. Пытка, короче..

А выход один- маленький, узкий, как ушко иглы.. И приходится выходить- с маминой болью,стонами, кровью, часто- запутавшись в пуповине, которая кормила тебя все эти  месяцы...Голова трещит, протискиваясь на белый свет.. Надо, милая! Давай!Мир ждет тебя- маленькую ,красненькую( это хорошо), или синенькую( а это- плохо).Я знаю, что он меня  ждет. Так природой задумано. Да иду я,  иду! Встречайте!

Ну,давай, милая!!! Ну потерпи!!! Поработай!!!И...Тужься,тужься.. Да не лицом тужься, всю силушку- вниз! Помоги ей! Не дергайся! Не ори!!Дыши!! Не опускай попу- уже головка прорезалась!!
-Ой, мамочка!! Не могу больше!!!
- Можешь!! Дыши хорошо!Давай еще чуть -чуть!!!
-Не могу!!!! А-а-а-а-а!!!Я сейчас умру!!
-Не а-а-а,а тужься, помоги ей!!!  Не умрешь!!!Еще, еще!!Дыши, тебе говорят!!
-Не могу!!! У-у-у! Мамочка-а-а!
 Хлоп. Плюх. Шмяк.
- Умница! Все! У вас- девочка!

 Здравствуй, новый человечек!


Маленькая, вся в смазке,со сморщенным ( я думаю- от усталости) личиком, с малюсеньким носиком, ротиком и большой головой.. Привет, малышка! Мир тебе рад!( А я еще не поняла- рада или нет, чего тут такого, хорошего?).

 Еще пульсирует пуповина, отдавая мне последние материнские соки.. Лигатура(нитка), ножницы.. И вот- я уже сама по себе, человечек, родившийся  на белый свет минуту назад...Первый вдох,первый рев, первый взгляд.. Так это все..Удивительно..
И вот я  уже соплю, обработанная, взвешенная, измеренная ( окружность головки, груди, рост, вес..)..  Спи , малышка. Ты потрудилась. Ты умничка! А эти цифры с умилением будут передавать друг другу и всем друзьям и знакомым счастливые дедушка, тетка  и другие родственники.
-Ух ты! Богатыршу родила!

Примерно так я это сейчас вижу. Мама рожала меня почти сутки.Женщины поймут. Тяжело.Тогда еще не так широки были показания к Кесареву сечению.  Родилась дочка- 4.100 и 51 см. Чтобы не возвращаться к этому в следующих рассказах, скажу, что когда, почти в 30 лет, я, учась на 4 курсе медакадемии, была на практике в этом самом родильном доме, где мама рожала меня. Знаете- было странное чувство. Я ходила по коридорам,слушала нашего преподавателя, мы были на родах, а мне казалось, что я слышу мамину боль..Так бывает? Или нет? Не знаю..
 А дальше- не помню, честно. Я и этого всего не помню, как вы поняли. Просто знаю- как это происходит.
 Дальше- рекламная пауза, где-то на год. Могу судить по черно-белым фотографиям( мама их бережно сохранила- я благодарна ей и за это тоже) и маминым рассказам. Я была очень толстой и ленивой.Бегемотик. И симпатичной, если что. Как и положено- пачкала пеленки и ползунки, в положенное время  научилась не падать головой на мамино плечо, агукать , есть кашу с ложки,улыбаться , ну и всему, что педиатрами назначено  делать малышам в их нелегкой жизни.

 Когда мои сверстники начали активно ползать и пытаться вставать на неуверенные , подгибающиеся ножки- я лежала, как колода. ( мамино выражение). Как положат в кроватку- так и найдут. Ревела мало, ела хорошо.
  Первое воспоминание о себе.. Теткина квартира в миллионном городе на Урале.. Кухня.. Синий фанерный стол-тумба... Мамины ноги и теткины- в вязаных носках. Цвет не помню, извините. Они сидят по разные стороны этого стола, наверное, пьют чай. Я держусь за мамину ступню.. Отпускаю ее.. и делаю пару неуверенных шагов к тете Капе, не держась ни за что, представляете?
 Мама говорит, что человек не может этого помнить. А я помню. Честно. Это были мои первые  самостоятельные  шаги.. ( почти, как в песне, только в песне- цветы).
 Дальше- снова пауза.
 А самый страшный зверь- это вертолет. Не спорьте. Я такого шума не слышала никогда.Летит, летит, орет,орет,гудит, гудит ... А потом раз- и тишина.. Только шелест от вращающихся по инерции лопастей. Сели.Каменистый берег, река И..

 ..встречает меня и маму чужой дядька( я тогда знала только тетиного мужа- дядю Борю, он был свой). А тут -непонятно, кто такой, снимает меня с вертолетной лесенки.. Черная беретка,кожаная куртка, небритый, пахнет невкусно( потом я узнала, что это-табак),глаза добрые и веселые.. Так я познакомилась с папой.
 

 Вот так и  оказалась я, в свои 3 года, у черта- не на куличках, а далеко и еще дальше от них.. Нижняя Тунгуска.Маленькая фактория на севере Красноярского края. Тутончаны называется. Слышали? Не может быть!!
 Мы там хорошо жили. У нас была печка-голландка, 2 комнаты( одна, маленькая- моя) и кухня. И еще- крыльцо. Мама купала меня в ванне, натопив печку и нагрев воды, которую привозили и наливали в бочку возле дома. Мама готовила еду- вкусную, когда -на печке, а когда на маленькой плитке( со спиралью, горевшей красным огнем). Завораживающий предмет, если что..Так и хотелось потрогать.. Мама была молодая и красивая.. И еще- у нас была собака, она жила в будке и я обожала с ней целоваться.Я вообще всю жизнь с собаками целуюсь. В поселке были деревянные тротуары, не везде, правда, магазин, детский сад, школа (малюсенькая), вертолетная площадка..Людей там жило очень мало. Не помню сколько- спрошу у мамы.Все друг друга знали. Дружили. Гуляли в праздники все вместе. А кругом- тайга- величественная и бесконечная..Картошка там не росла- крайний север,ели сушеную.И тушенка тогда была- безумно вкусная. Не то,что сейчас.

 Там у меня появились первые друзья- подружки, я влюбилась на все оставшуюся жизнь в северных  собак,в тайгу, в Тунгуску...Там я впервые лизнула сахарный от мороза дверной навесной замок. И, конечно прилипла.. А что вы хотели, -40.А чего- хи-хи? Будто вы-не пробовали? Там меня впервые тяпнула за щеку острыми зубами собака, которую я попыталась превратить в диванчик..

 Родители работали на буровой, в нескольких километрах от поселка. Летом они ездили туда на лодках, зимой- не знаю.. Вертолетом,скорее всего.. Когда вахты у мамы с папой совпадали- меня отдавали в садик, круглосуточный.. Вот где тоска моя первая в этой жизни..

 Ночью проснешься, горит ночник,  нянька сопит.. Стены зеленовато-голубоватые, казенные, чужие.. Сетка, похожая на рыболовную на кровати с двух сторон.. Запах горшков пополам с хлоркой..Тишина.. В несколько рядов вокруг- такие же горемыки, как я... Комары.. Жуть, короче.

 В один счастливый день они( родители) уезжали на вахту, А мне разрешили их проводить. И никого не было- тогда еще и не думали, что в детсадах нужна охрана и все такое...

  Пришла на Тунгуску, наблюдаю, как вахта в лодки грузится.. Какие-то мешки, железяки,ящики, вещи..Народ взрослый суетится.. А я сижу, вся такая, на большом, еще теплом (вечереет)камне, с косичками а-ля Пеппи Длинный Чулок, в ситцевом платье, с цыпками на лапах и стоптанных сандалиях.. Закат.. Темнеет.. Солнце исчезает за сопкой, которая за  рекой.. И так мне стало горько, больно, обидно.. Я не знаю, какими еще словами это описать..
 И пала тут... Ой , это не отсюда.. Словом, завалилась на спину, дрыгая всеми руками и ногами, как таракан, хлебнувший дихлофосу... и завыла на всю речку:
- Не хочу тут оставаться!! Возьмите меня с собой!!!

 Вою, ору, через минуту экстаз прошел, а мыслишки остались( А вдруг???).. Верещу, а сама поглядываю на лодки- как отреагируют?
 Мама сидит на носу лодки, смотрит на меня, а глаза печальные-печальные.. Вот-вот заплачет... Тут и я - по-настоящему заревела. А что вы хотите? Мне лет 5 было.. Довылась. Папа сказал:"Марш в лодку!"
 Йо-хо!!! Сиганула, только сандалики об лодку царапнулись. Завернули меня в тулуп, а что вы хотите- это же север. Днем жара, ночью стынь ледяная, не смотрите, что лето в разгаре...И такое счастье. Тулуп пах шерстью и рыбой.Вкусно!  Так я попала на буровую.
 Вы знаете- что такое буровая? Я тоже толком не знаю, хоть у меня и брат, и сын там работают. Эта была такая- высокий берег, на берегу- буровая вышка, несколько вагончиков около , куча угля, и тайга вокруг..Все.Ну , может и не все, но я  так помню. И никаких тебе сеток на кровати, манной каши с комочками и дебильных одно.. ну, с кем в группе вместе были.

 Меня там любили. А как же? Мужики на вахте месяц, а то и больше, семьи, дети- далеко. Скучали, конечно. А тут- чудо такое по буровой шастает. Я там не скучала. Река- обалденная в двух шагах. Хочешь- ельчиков лови( а я уже умела), хочешь- плавай( руками по дну, ну и что- все равно прикольно), вода студеная, течение- будь здоров.. Нагреешься на солнышке- и бултых! Сердчишко заходится, зубки сводит, а балдеж.. неописуемый!  Потом я добралась до котельной. Кочегарка- по нашему. Там работал дядька-молодой, чумазый и веселый. Я ему помогала уголь в топку закидывать. Он мне даже лопату маленькую сделал. Гордая такая- работаю.. И прозвали меня,с его подачи-"Старший кочегар". Смешно? А вас как в пять лет называли? Вспомнили? Вот то-то.

 Прихожу в обед в столовую, вахта сидит, борщ лопает, который из банок повариха сварила, с сушеной картошкой. Такие все большие дядьки, мазутом и железом пахнут..Незнакомые .. чужие запахи.. Примостилась на краешек, дали мне миску с борщом,хлеба, хлебаю потихоньку.И тут началось..
-А почему это у нас старший кочегар борщ без чеснока ест? Непорядок! Придется уволить!
 Как это- уволить? Там так здорово- в кочегарке.. В топке огонь, какие-то приборы со стрелками, уголь, грязь( и мама не ругает, что изгваздалась вся в этом угле и пыли).. Нетушки! Ничего у вас не выйдет! Чеснок ,так чеснок. Грызу его, горький, противный, язык жжет.. Мужики ржут, веселятся..
- Вот молодца! Наша девка! Придется оставить!

 В один какой-то день черти ( или еще кто) занесли меня в самое святое на буровой- на площадку. Вот где ужас то!!! Грохот, шум, все трясется, дяденьки- вроде знакомые, но все в робах- одинаковые, какие-то трубы- то кидают ,то отпускают, кричат друг другу что-то, канаты, железяки.. Мама дорогая!!!

 Высунула из-за угла кончик носа и косичку- подглядываю, а самой- страшно, до дрожи в  коленках.. И тут увидел меня бурильщик. Мне почему-то кажется, что звали его Наиль. А может нет. Я не помню. 45 лет  почти прошло. А бурильщик- это вам не хухры-мухры. Он на площадке- чуть ли не больше мастера.Самый главный.Его все слушаются.Это я позже узнала. И манит этот Наиль мой неспрятавшийся нос  к себе. И улыбается.
  Ага. Чичас. Знаю я эти ваши улыбочки. Опять чеснок или горчицу есть заставит. Фигушки!!

 А он смеется, красивый молодой, с темными усами, глаза добрые ,черные... Он со мной больше всех возился после работы. А я и рискнула. Пошла. Пол трясется, доски настила ходуном ходят.. Страшно... А перед ним такой.. типа стола.. А от него рукоятки( или что?) в обе стороны.. Положил мою ручонку на одну рукоятку- до другой- не достала.  Тут опять все загрохотало, трубы  железные вверх- вниз, какие-то моторы шумят, стучат... Ужас, короче. Сбежала я оттуда. А вечером, за ужином, Наиль сказал:"А наша Катюшка сегодня метра 4 пробурила!". Все:"Да ну??"  А я про себя:" Да?? Я??" Чеснок ела без подсказок.

 Родители плавали, не хуже рыб- наперегонки Тунгуску переплывали. Я не умела.Папка все меня научить пытался. Затащит на глубину, я ору, боюсь... А он- раз- и отбросит меня от себя..Вот где страх, животный, первобытный... Если среди моих читателей есть такие "тренеры".. Не надо.. Вы не представляете, какой это кошмар  для ребенка. Я знаю. Плавала.

Вот, смена закончилась, мама с папой идут на берег- купаться. Меня позовут- позовут...Ага! Сейчас! Ни в жизнь! Спрячусь в кустах на обрыве, слежу за ними. Кругом крапива и еще всякие колючки, да комары и мошка к вечеру выспалась. Сижу. Молчу. Наблюдаю. Спускаются по тропке, полотенцами помахивают.. Разделись, заплыли..Красиво, кстати. Вода в Тунгуске прозрачная, чистая..Смеются.. Про меня и не вспоминают уже. Обидно. Реветь не буду, видала я -опять с глубины с визгом, руками и ногами выбираться.. Жду. На другой берег сплавали, вернулись, начинают подниматься по тропинке в гору. Ха! Тут еще одна тропка есть! Они почти поднялись, а я- кубарем вниз- и в речку! Всех убитых мошек и комаров с себя смыла, водички хлебнула, за камни схватилась, и лежу, вдоль течения, как тот налим, хвостом шевеля.. Благодать!

 А потом мы с мамой пошли в тайгу. Там такая дорога была- вездеход прошел. Колеи- с полменя, грязь, лужи. Но- дорога.Идем по краешку, голубику с кустов лопаем. Зачем точно пошли- не помню. Наверное, за той самой голубикой. Ее там- немеряно- не собрать.. Или по грибы, их тоже- косой коси..Солнце к закату, тайга так чудно пахнет- хвоей, свежестью, грибами, немного- сыростью, по низу уже холодок стелется..Встретили парня с нашей буровой- в болотниках,с ружьем, в энцефалитке, на поясе- пара рябчиков болтается. ( или не рябчиков- я не разбиралась тогда).
-Вы куда?
- Да так, прогуляться, ягод поесть.. А я молчу- стесняюсь.
-Девчата, айда домой.
 И показывает спичечный коробок, а в нем- шерсть- жесткая, бурая.. Сказал что метрах в трехстах видел следы  медведя, свежие и помет- теплый.. Ой -е!

Ноги в руки - и домой. Бегом!

 Вот такое начало. Дальше- опять пауза. Детская память избирательна. Если понравилось- в следующий раз расскажу дальше.   


Рецензии
Я тоже очень многое помню из детства, а кое-что даже описал в разделе "Детство". Жили мы тогда сначала в бараке, потом в своём небольшом домике с огромным огородом, так мне казалось, а по двору гуляли куры с цыплятами и собака "Орёл" на цепи с которой я тоже любил целоваться. Даже корова Зорька была, которую потом зарезали на мясо. Очень жалко мне было ту Зорьку.Потом были переезды, переезды и переезды. Так я в четыре с половиной года и оказался на Севере. Вот где были просторы. Целыми днями мы, предоставленные сами себе, шастали по горам и тундре: Изучали окрестности там, куда Макар телят не гонял...))))))

Алекс Венцель   29.10.2016 09:14     Заявить о нарушении