Кровать появилась в Слове раньше, чем на Руси

               

Меня смущало появление  "кровати" в конце XII века, что показано в  "Слове".
Ведь в учебниках  сказано, что  такая мебель  появилась на Руси  в  начале XVII века. В Интернете не мог найти подтверждения.  На  форумах  эту тему обходили молчанием.
Вот только на днях  заметил, что  Интернет  "признал"  позднее появление  КРОВАТИ.
Умалчивание  было  выгодно  стороннникам  вывода, что  "Слово" было  точно написано в конце XII века.
Моё предположение :  "Слово" было написано действительно рано, но обрастало при переписках. 
Вполне возможно, что тот самый последний переписчик "вставил" своё понимание того предмета, на котором  спал  Святослав.
Получается, что  не совсем  правы  и  Зализняк, и  Зимин.
 
    К  Р  О  В  А  Т  Ь

          В  «Слове»  «сон Святослава»  помещён  в  тексте  перед  «известием  от  бояр »  об  Игоре.  Но  перед  «сном»  -  куплет  с описанием похода  Святослава на  группировку  Кобяка.    И  как  он  это  сделал. Жестоко, грозно  сделал. «Насолил» половцам.
Автор, человек из половцев,  поэтому  и  «заставляет»  Святослава  мучиться.
Назван  грозным, но в следующем году, узнав о поступке Игоря, пустил слезу и  по отношению к половцам  проявил  робость.
 Многие исследователи заметили, что сон полон  предсмертных  ощущений   и  карающих образов : чёрное погребальное покрывало, ложе  из  тиса- мрачный образ; вино синее – цвета печали; же-м-чуг  во  сне -  предвестие слёз; дом без князька как для выноса  покойника; серые вороны граяли- предвещали несчастье  (Лихачёв).
        Ещё раз прочитаем строку:
 Си ночь с вечера одевахуть мя – рече – чёрною паполомою   на   к р о в а т и   тисове.
«Сей  ночью  с  вечера» -  у   р у с с к и х    это  сочетание = одному  слову  «вечор».
         К р о в а т ь   как  элемент  мебели  появилась  в  XV веке  на  Западе.  А  на  Руси  -  у  Ивана IV  (1547-1584гг  -  XVI  в.) с  третьей женой.  У  дворян, князей,бояр (см. в учебники) заграничные кровати стали появляться в начале  XVII века.

     Как  же   к р о в а т ь   оказалась  в  «Слове»  на  четыре  века   раньше ?
И  никто  ранее  не  обращал  на  это  внимание !!!   И, мало  того, вообще  игнорируют…

          При  советской  власти  «Слово»  со  «слововедением»  публиковалось  почти  каждый  год.           1958г.-  В  ленинградском  издании   для  учителей  средней  школы  много  репродукций  миниатюр  из  Радзивиловской  летописи – рукописи  конца  XV века.
На  одной  из  миниатюр  изображён   на  кровати  Святослав.  То, что названо  Лихачёвым  кроватью,  похоже  на  длинный  сундук  без  крышки  -  романский  период, X-XIIвв.  А  в  готическом  периоде,  XII-XVIвв – с  деревянным  навесом-балдахином.  Составитель    летописи  мало  чем  отличался  от  более  поздних  историков :  он  переписывал  чьё-то,  и  записывал   не   свои  наблюдения  и  добавлял  что-то  своё.  Но  он  -  прибалт, возможно,  связан  с   пруссами,  поэтому  разбирался  в  мебели  и   «положил»  Святослава  на  кровать-сундук  -   в  XII-й  век.
                Е.П.Савельев   (1915г.)  в  книге «Древняя история казачества», «Вече», Москва,2004г., стр.37 – описывает  Черкесию, которую  осетины называют  Казакией,
- к западу от Осетии по северным склонам Кавказа -   селения;  жилища-древние запорожские  курени;    широкие,  низкие   к р о в а т и,  покрытые войлоком или коврами… Только не ясно – это описание современного ему  или  «раскопанное» из  прошлого  с VII в.  до  Р.Х. ?   
(По описанию  кровати   можно понять, что  это  нары= приподнятый над полом дощатый настил для спанья. )
    Стр. 115:  Дионисий Перигет в «Истории Вселенной»  о гуннах  (Унны или Фунны)  говорит,  что  они  принуждали  мидян  заплатить  им   40 000  золотых  монет  и  вообще  имели  такое количество золота, что  делали  из  него 
к р о в а т и, столы, кресла, скамейки  и  проч. . (Зачем им кресла, если они, по словам других историков,  даже  заседания-собрания  проводили,  не  слезая   лошадей? )

     Лихачёв решил, что эта миниатюра вполне ложится в тему.
 Но есть возражения.  Нет того, что считается подготовкой к погребению. Только сосуд с чем-то. Жемчугов не видать.  Человек  не  лежит. Полностью не накрыт.
     Ещё  в двух местах  замечена эта миниатюра.
  -   Есть в окружении  текста, где говорится  об ослеплении  Василия. Так в летописи.
  -   Нечволодов  сопроводил  рисунок  другим текстом, но к  Святославу не подходящим.
 - -
На  форуме  «Новый Геродот» :   
-- В учебном для учителей издании 1958-го года под редакцией Д.С.Лихачёва - только подпись : "Тисовая  кровать".

--- А в книге А.Д.Нечволодова "Сказания о русской земле" ("1913г." - Москва, ЭКСМО, 2007), стр.244, под картинкой - текст: "... и сволокоша с него сорочку кроваву сущу, и вдаша попадьи опрати; попадья же, оправши, взложи на не, онем обедующим, и плакатися нача попадья..."
 При рассмотрении картинки заметно, что текст примерно совпадает с происходящим.
===
Здесь  (на форуме)собрались люди, многое повидавших.
Что же изображено на картинке ? И о чём приведённые тексты, и откуда они ?

= Ещё один вопрос беспокоит меня : Как появилась "кровать" - слово и предмет мебели - в СПИ ?
- Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений - под редакцией А.Н.Сахарова.
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. 4-е издание. Москва. "Просвещение" 1998.
"Культура и быт в XVII веке", стр.300 : "Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается в дворянском и особенно княжеско-боярском быту... В комнатах стояла красивая заграничная мебель : кровати  с  балдахинами и стулья, обитые золочёной кожей. "

 Лемурий » 20 ноя 2011, 10:26
Станислав Сахаров писал(а):
 - Картинку показал Лемурий. Миниатюра Радзивилловской летописи дана в окружении текста. По смыслу этот текст никак нельзя "прилепить" к Святославу.
Станислав Дмитриевич, не придумывайте за других, а уж тем более не искажайте смысл чужих цитат, если не поняли сути. Спор был о том, могла бы быть кровать в СПИ или нет. И эту миниатюру привел Вам как наглядное пособие, к тому, что были в то время кровати, а не сундуки. Про то, что на кровати изображен именно Святослав в комментариях не было НИ слова.

Вот так – с больной головы на здоровую.  Лемурий  спорит с  учебником.
И  с  Радзивиловской летописью. 

 


          Возражение  Лемурию:
Лемурий не смог объяснить появление  кровати  в  конце XII века  на  Руси.
«Слово», как сказывают, написано сплошной строкой без разбивки на слова.
И  оно  сделано  письмом  в  XV в.
А  в  Радзивиловской  летописи   заметна   разбивка   слов.
Это  означает, что  «кровать»  ещё  не  была на  Руси  в конце  XII века.
 
 ***      

 Во  времена  Древнего Египта  кровати  делали  из  золота, серебра  и  слоновой 
     кости. Спали египтяне  весьма  своеобразно:  ложе   не   было  горизонтальным.
     Ножки  у   изголовья  делались  гораздо  выше, чем  противоположная  часть
     кровати. Таким  образом,  человек  спал  как  бы  под  углом.   (Это  трудно  получается  с 
       живым : тело  при  шевелении  сползает  к  низу. )   Мягких  подушек  у  египтян  не  было –
     комфорт  обеспечивали  деревянные  подставки. Бедным  людям  приходилось 
     довольствоваться  мешками  с  сеном  или  тюфяками, набитыми  листьями. Причём 
     спали  прямо  на  полу, зимой  приближаясь  к  огню,  а  летом -  где  придётся. 
      ( Из  вставки   в  развлекательном журнале.  И  фотография  кровати).

Кровать -  смертное  ложе  славянина  (и  скифа);  на  ней  предавались  огню  усопшие.               
Итальянский :  кров,кровля  =  tetto = тетто;   кровать = letto = летто  ( Л е т а ).
Греческий :  кровать  =   kрeВati  =  кребати, креВати (XV век) .  ( В может звучать как  в  и  как б ).
Кревати  -  так  называлось  приспособление  для   умирающих  больных, которые   отходили    в    л е т у.   Подготовка   к    к р е м а ц и и  -  сожжению,   ведь  недвижимый   (почти  или  уже)    по  наклону  не  сползёт.
      Да  и  сейчас  :  при  церемонии  прощания  с  «большими людьми»  их  тела
      укладывают  в  гробу, который  устанавливают  на  такие  подставки, что  покойный
      лежит  не  горизонтально, изголовье - выше.    

Лишь  в  XV-м веке решили,  что  кровать  есть  удобное  место  для  лежания, спанья.   Но  только,  когда  она  горизонтальная.                А  название  осталось!
 
Кровать. (С.Кузнецов, 2004г.) =  мебель(мобильное) – для спанья =   длинная   на  ножках  рама со  спинками,   на которую  кладутся постельные принадлежности.
Нары = Дощатый настил для спанья, приподнятый над полом; без спинок.

Кровать. (Сант-Петербург. Издательская группа  «Весь» -2010г)  = Заимствованное из греческого языка во времена  древней Руси, а в греческом «ложе,постель» - того же корня, что  граб, «древесина определённой породы  дуба».  Кровать буквально – «ложе  из  дуба».  Впервые  отмечается  в  «Слове о полку Игореве».  Греческое  кравватион -  «ложе, то, на чем лежат», русские усвоили  как  существительное  третьего склонения.
(Очень запутанная  статья. Она  непроизвольно выдаёт  создание   «Слова» в  более позднее время.
   В  издании  не  назван ни один из  Авторов  книги  «Универсальный  СЛОВАРЬ  РУССКОГО  ЯЗЫКА.» Орфографический, орфоэпический, этимологический  словари  в  одном.).      

Интересно  использование  слова  «кровать»  у  Афанасия Никитина. (1471-1474гг.
 Это ещё  при  Иване III.)  Султан сидит на кровати на золотой, а над ним терем. =  носилки с балдахином. –Переводчик   Л.С.Смирнов.
Афанасий Никитин  увидел  нечто вроде  крова= жильё, дом, теремок. Переносной  домик для  короткого  пребывания  в  нём
Это  в  Индии.  А  на  Руси  и  такого  ещё  не  было.

              Т а к    к а к    ж е ?   -       Скорей   всего,   автор   задумала   т а к :
Кров  -  навес, крыша  дома, кровля,   дом, жилище, укрытие,   покров,  покрывало.
 Ложе (постель) было огорожено от мух,комаров,москитов  балдахином (навесом); слово из Италии, но звучит что-то восточное.  Именно  из-за  балдахина  такое  ложе стало  называться  кроватью.
Кров-ать – навес.  Кров-ать  т е с о в а я – навес деревянный, дощатый. Чёрная  паполома    – покрывало.    Одевахуть – накидывают  поверх  чего-либо  материю, ткань. 
 
         Вырисовывается    к а р т и н а:    навес деревянный = крышка гроба, на ней  чёрное покрывало. Автор  подаёт  нам  Святослава   не  столько   на   кровати  –  постели,  сколько   под    покровом  –  навесом.     Так? !!         
 
     Возможно, поздний  переписчик,  знакомый  с   к р о в а т ь ю,  назвал  так  ложе. Ложе  умирающего .   Святославу  приснилась   кровать :  предсмертные   ощущения.
     Уже доски без князька в моём тереме (из  ума  выжил)  златоверхом. Бусурманы (из Интернета) взыграли у Плесеньска в предградье  у леса Кияня,  неся  меня  к  морю  синему, над Лукоморьем которого недавно взял контроль. Конечно, обидно из-за потери.  Но  Святославу бы покаяться, а он упрекает Игоря.     Хотя оба хороши… Думаю, что тогда    гробы   уже  были: иначе  зачем  ломать  крышу  дома?   
И  другие  зловещие приметы, замеченные  другими.

 Так  изобразить  сон  не  посмел  бы   русин  =    придворный песнотворец.
  Киянь -  не  Киев  ли ?  Лихачёв  против  этого  не  возражает.  И  не    Каянь?
             Кров – покрывало -  укрытие – крыша. Крыша  дома,  крышка – горизонтальная
        доска, дверка.  Покровительство -  благосклонное  влияние  на  более  слабого.   
   Крышевание  - жёсткое, часто  криминальное  влияние  на  зависимых  от  «крыши».
      
---  Синочь  с  вечера  одевахуть  мя  -  сыночи  Игорь  и  Всеволод  накрывают  меня…
      О.Сулейменов  нашёл   братьев – сыновцев  Святослава   и  худых  вдов
      половецких  возле  умершего  Станислава. Но  не  дал  объяснения  их  совместным      
      действиям.   Да  что  тут  и  предполагать ?     Святослав  был  огорчён  своими 
     сынами,  и  половцы   ( тощие = худые = плохие )  недовольны  Святославом.
     О.Сулейменов  разглядел  в  «Слове»  тюркизмы.  А  вот   кровать ,  слово  западное,
     - не  разглядел .

И  всё-таки:  ладно, Святослав  сильно  переживает  за  промахи  Игоря  и  Всеволода.
Этот  момент  понятен  русичу.  Но  как  мог  русич, автор  «Слова»,  представить  сон  Святослава  полным  предсмертными  предчувствиями ?  Это  надо  так  ненавидеть Великого  князя , чтобы  представить  его  умирающим !
Это  мог  сделать  только  враг  Святослава  - (судя  по  событиям  последнего  года)  человек  из  половцев.      
      -  Сыпахуть  ми  тощими  тулы  поганых  толковин  великий  женчуг  на  лоно.
Тулы = тела,туловища;  вдовы.  Вдовы  поганых половцев =  тощие, худые, измождённые, плохие. По смыслу «Слова» -  Святослава  не  оплакивают,  -  проклинают  -  половецкие женщины.
Великие  слёзы  гневные  на  лоно, чтобы  взошло  отмщение.  Так  и  получилось.
       -  Уже  доскы  без   кнеса   в  моём  тереме  златоверсем.   В  переносном  смысле =  крыша, как  сейчас  говорят,   поехала, съехала. Или - «без царя в голове».   Ведь  Святослав  первый  нарушил  неустойчивый  мир  между  Русью  и  Полем.
Даже в этой фразе можно заметить  нерусина.

--- Сон  Святослава. 
 Его самого  действия по отношению к половцам  не вызывают таких трудных и мутных сомнений. Как правитель Руси – он поступил в 1184-м году  правильно. Он  пытался  вернуть  «путь из варяг в греки», который был потерян  для  Руси в 1166-м году   -   половцы  постарались, взяли  417 вёрст  Днепра.
Вот и встала   обида  в  силах  половецких.
Да и тут ещё и вылазка Игоря.
Автор  упрекает не Игоря,  а  Святослава за то, что он  отобрал  у  половцев  возможность контролировать торговый путь. Поэтому  и  «наградил(а)»  его сновидением – с пожеланиями  несчастий. Поэтому  и  половецкие  женщины   сыплют  женчуга  слёз   за  погибших  и  взятых  в  плен  их  мужчин.
   Кто как не женщина, женщина половецкая, так могла выразить своё отношение  к  Святославу.
Встала обида в силах половецких, и они наказали нарушителей.
  С  Игорем  обошлись  милостиво.  Давнишнее  сватовство  -  но  только  в  плену  соединило  Владимира и Кончаковну.
Она не могла ругать своего свёкра.
Да и узнала от него многое из жизни  на  Руской  земле.

--- В  этом  фрагменте : выяснение смысла появления  Сна
     и  сомнение  в  появлении  самого  «Слова о полку,,,»  в  конце XII века.

    *      *      *


Рецензии
Потому и появилась кровать в числе прочих нелепостей и более поздних заимствований, что - стопроцентная фальшивка, как и Влесова книга.
Русская библия, как и Ветхий завет, писавшаяся 800 лет разными авторами, почивавшими на кроватях и нынешними, топчущими клаву.

Рой Рябинкин   09.03.2017 14:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.