БОжественный ЯН
Б О ж е с т в е н н ы й Я Н
« Повесть временных лет» ( Д.С.Лихачёв) :
1043 г.- Ярослав послал сына своего на греков, а воеводство поручил Вышате,
о т ц у Я н а. Чем знаменит Ян ?
1071 г.- Ян от князя Святослава собирал дань на Белоозере. Тут Нестор лукавит- собирая дань Ян выполнял и другое задание: усмирить волхвов-язычников, восставших против христиан . Его хотели убить, но он был хитрый. Волхвам удалось убить Яневу попину. Попина – попадья – жена попа. Поп, как комиссар в Красной Армии, должен владеть силой воздействия на массы, и на их командиров. Ян жестоко расправился с язычниками. В другом переводе , того же Лихачёва, - волхвам удалось убить Янева попа. Но эта фраза находится в окружении такого текста, где сказано, что там убивали только женщин. Поэтому - не Янев поп, а попадья, а сам он - поп – божий служитель.
В «Слове» это замечено : Рек Ян, песнотворец старого времени Ярославова, Ольгов хотимец, на походы Святослава.
1089 г. – Освящена церковь при благородном князе Всеволоде Юрьевиче и детях его Владимире (II) и Ростиславе. Тогда воеводство киевской тысячи держал Ян.
1106 г. - Святополк послал на половцев Яна и Ивана. Вылазка была удачной. В «П.В.Л.» не указан половец, может, это был Боняк , или дед Кончака Шарукан. Карамзин об этом умолчал.
В этом же году преставился Ян, старец добрый, прожив девяносто лет, в старости маститой. Жил по закону б о ж и ю , не хуже был первых праведников.
От него же и я много рассказов слышал, которые и записал в летописье этом, от него услышав.
Был он муж благ, и кроток, и смирен, избегал всякого зла.
Гроб его находится в Печерском монастыре, в притворе, там лежит его тело, положенное месяца июня в 24-й день.
Ян Вышатич, 1016 – 1106 гг. Кстати, в «Учебном справочнике школьника», «Дрофа», 2002г, стр. 554, Ян назван Бояном.
В 2006-м году исполняется 990 лет со дня рождения и 900 лет со дня смерти Яна Вышатича. Пока сочинял и доносил, но так и не донёс до охочих до этого, стало не исполннится, а - исполнилось!
В 2003 г. в мае по всероссийскому радио корреспондент из Брянска Андрей Ануфриков сообщал, что на брянщине поминали Бояна. Мне не удалось связаться с журналистом. А в 2004-м и 2005-м году о Бояне промолчали.
В 2006-м году т о л ь к о в журнале «Сельская новь» вспомнили про Бояна и поместили несколько фотографий народных гуляний прошлого года по этому поводу в городе Трубчевске.
2007-й год, май, - по радио сообщили, что в Трубчевске были гуляния.
Да что там говорить? Новый праздничный день 4 ноября 2006г. обошёлся без озвучивания фрагментов оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», которая напрямую связана с событиями, давшими повод для принятия этого праздника. Только через неделю, да и то по другим причинам, по радио в субботу во «встрече с песней» прозвучала ария Сусанина, а в воскресенье - хор «Славься».
В 2004-м году в конце мая в Ростове-на-Дону должны были состояться третьи «Международные Каяльские чтения», но не состоялись. Подготовительный комитет был расформирован.
Есть три памятника Бояну - в городах : Брянск, Новгород-Северский, Трубчевск. Похвально, что есть энтузиасты, которые каждый раз в конце мая
готовят программу, шествие. ( Совпадают дни славянской письменности и дни памяти Бояна.) Пусть они заблуждаются, но всё это искренне. Наш бо Ян стал Бояном только после обнаружения «Слова о полку Игореве».
«Как мы часто любим не достойное вниманья» - К.Прутков.
Андрей Боголюбский позволил своим воинам три дня разорять и грабить город Киев, но потом всё-таки был канонизирован - назван святым.. Почему хохлы и не любят москалей.
И всё-таки тут что-то не то. То западные - не любят и сейчас. А восточные… Среди них и потомки половцев. 1167г.- умирает Ростислав. Киев призывает Мстислава Волынского, который портит отношения со Степью. Суздальский князь Андрей Боголюбский организует поход на Киев в 1169 году. Главную роль в свержении Мстислава сыграли князья, связанные с половцами кровным родством.
Андрей Юрьевич сам сын половчанки и женат на половчанке; и он не похож на европейца.
Д.С.Лихачёв обратил внимание на то, что в летописях не было Бояна. Что верно, то верно. А у Яна было много признаков и хороших, и плохих, чтобы назвать его божественным. И это сделал автор «Слова о полку Игореве», за что мы - благодарные потомки - чтим их память. Ян Вышатич - о р ё л Византийский –
( орёл = ц а р ь птиц ) пособлял внедрению христианства на Руси,
в л и я л на с о к о л о в – князей, воспевал их. Так и современник автора, участник похода некий пестнотворец, который имея большое влияние на князя Святослава, позволял себе говорить божьим словом удобную неправду.
Боян – действительный внук Яна или его последователь.
Представлен недружеским шаржем, это имя не собственное, а кличка -нарицательное слово- и относится к придворным песно- творцам и летописцам вещим (вещателям и лжевещателям). Так считает автор «Слова».
Начати же ся ту песню по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню.
Это спор автора с современником, который помняшеть первых времён усобицы и
того Бояна вещего. Этот в е щ и й даёт указания соколам-князьям :
- старому Ярославу (правил в 1015-1054гг);
- храброму Мстиславу, что в 1022г., помолившись, с именем Бога, зарезал Редедю
перед полками касожскими-казаками кубанскими;
- красному Роману Святославличу (князь Тьмутороканьский , был убит половцами в
1079г.
Это, несомненно, отец Яна - Вышат, так как в 1022-м году Яну было 6 лет.
Вполне возможно, и Боян, и автор , что называется, водили пальцами по
П.В.Л. = знали о ней и то, что в ней или знали о летописях.
П.ВЛ: Се начнём повесть сию.
«СЛОВО»: Начати же ся той песне…
и Почнём же, братие, повесть сию… Хотя к летописям допуск дозволен был не каждому. Но земля полнилась слухами – былями. Из поколения в поколение передавались сказы о заметных событиях и личностях, а нам оставалось только п о м н я ш е т ь.
Помним Геракла, «занезабываемого» Герострата, Александра Македонского,
Спартака, шапку Мономаха, прошедшего Мамая,
погоревшего под Полтавой шведа, Петра I, Екатерину II, Наполеона,
Кутузова, Суворова, декабристов, того же Сталина.
А недавно вспомнили - Александра Невского, Столыпина, Сталина, Пушкина…
На первое место поставили имя из далёкого прошлого, и для нас теперь
нейтрального…
И другие личности и события при случае всплывают из тумана забвения.
Дедов же своих и дальше можем и не помнить.
Бояны - песнотворцы, но они только говорили (их афоризмы - «крылатые слова» , припевки долго носились в народе ) о том, что видели ныне и ранее, но записи не делали. Может, и делали, но время их не сохранило.
«Слово о полку Игореве» было за семью печатями :
от своих, которые не понимали и не принимали, и от чужих.
Поэтому сохранялось; погибло, как только попыталось «выйти в люди» - 1812г. Но в памяти нашей закрепилось.
У концовки «Слова» разные трактовки, хотя указан Янь, названный Божественным :
1. Перевод первых издателей- Сказал сие Боян, и о походах, воспетых им в прежние
времена, князей Святослава, Ярослава и Ольга. (один).
2 .А.Жуковский , 1817-1819 гг, 1882г. - Пел Боян, песнотворец старого времени, пел
он походы на Святослава, правнука Ярославова, сына Ольгова, супруга дщери Когановой.
3. А.Майков, - Стародавних былей песнотворец, Ярослава певший и Олега, так-то в
песне пел про Святослава (один и без имени)
4. Г.Шторм, 1937 г, - Изрек Боян, чем кончить песнотворцу Святославову, старого
времени Ярославова, Олегова княжой любимец. (один самому себе или кому-то
5. И.Новиков,1938 г, - Молвил так Боян о битвах Святославовых – песнотворец давнего
времени княжего – Ярослава, Олега (один).
6. Н.Заболоцкий, 1946 г, - И изрёк Боян, чем кончить речь песнотворцу Святославова
(Боян – сам себе или Боян – кому-то).
7. И.П.Ерёмин, 1957г, 1967г. - Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца старого
времени Ярославля Ольгова Коганя хоти.
Это : Сказал Боян, песнотворец старого времени Ярославова и Олегова (один).
8. Д.С.Лихачёв в 1958г. позволял считать одного Бояна.
9. В.И.Стеллецкий (1961г.?) - Боян, воспевавший старые времена – Ярославова,
Олегова, жены кагана, - молвил о походах Святославовых: .
10. И.Е.Забелин.(1820-1908). В 1961 году в его честь «переулок Большая Ивановка» в
Москве был переименован в «улицу Забелина», а его в 1894 году предложение
считать двоих ( Бояна и Ходыну) утвердилось после 1961 года.
Это через 67-то лет!
11. Д.С.Лихачёв,1985,1986,1987гг, - Сказали Боян и Ходына, Святославовы
песнотворцы старого времени Ярослава, Олега-князя хотимцы.
12. Б.А.Рыбаков, 1985г., - Рек Боян и Ходына Святославля, песнотворца старого
времени… --- не решил, сколько их – песнотворцев, но похоже, что
Боян=песнотворец Святослава, и он же Ходына=пестун того же Святослава.
13. В.В.Колесов, 1976г - Рек Боян и Ходын а Святославля пестворц – а старого
времене Ярославля, Ольгова Коганя,
14. О.В.Творогов, 1987г. - Боян и Ходына.
15. Л.Наровчатская,1991г, - Рекли Боян и Ходын от Святославля песнотворец – о
старом времени Ярославова, Ольговом правлении – Когане,.хотя
(хотя=только вот…). У Л.Наровчатской мысль как-то не доведена до конца;
может, так : Рек Боян о старом времени Ярославовом, Олеговом правлении –
когане, и ему вторит Ходына – Святославля песнотворец .
Л.Наровчатская считает, что автор «Слова» - Ходын- галичанин.
Может, Ходын и есть песнотворец Святослава, а большая часть «Слова» есть слово Святослава. Но песнотворец – это придворный, а автор что-то не кажется таковым. Считается, что ходына = пестворц = пестун = наставник= опекун. И пестворец - пес творец придворный (Кислов) . Так он и есть Боян. В начале «Слова» автор в резкой форме выражает несогласие с рассказом Бояна.
Боян = обманщик.
А в конце -- поют, если считать автором Ходыну, в полном согласии. Так может быть? Если это шаг ходыны - Бояна к примирению, то почему его версия пошла по летописям?
А в отношении версии принятого нами автора были сомнения и непринятие;
разборки всё не кончаются .
Рек Боян и ходы на Святославля песнотворца старого времени Ярославля, Ольгова коганя хоти =любимец : «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы» - Русской земли без Игоря.
- Коган (тюрк.) - хан ханов. Этот титул носил Владимир I и ещё ряд князей. Из этого следует, что здесь автор говорит действительно о вещем Олеге и ни о ком другом. ( Т.Б.Оленева). Боян - хотимец Олега? - четвёртый Боян?!
- Князь Олег, вещий, - коганом стал, когда связался с хазарами, с каганатом.
- Мы привыкли называть Ярослава Мудрого князем, Однако он имел другой титул – каган (хан ханов). Так себя называли киевские князья, чтобы подчеркнуть своё старшинство по отношению ко всем остальным князьям. А Киевское государство в годы его правления называлось Киевским каганатом. Так именовали его современники, в том числе глава русской православной церкви митрополит Илларион.
--- Это слово сохранилось до сих пор на Украине : коханый = любимый.
Ольгова коганя хоти = Олега хана ханов любимого, он сам любимый , уважаемый, вещий.
Боян , помня князя Олега, любил его, как и мы теперь, считал этого Олега великим . Когда митрополиты перестали называть князей каганами?
Любимыми же мы должны были называть правителей всегда, даже сейчас.
Поэтому упомянутый Олег - не обязательно тот вещий.
Но тогда : Боян – любимец любимого Олега - песнотворц старого времени Ярославова – пел и про походы Святославля(Ярославича), наделавшего немало такого, после чего можно сказать, что он «без головы на плечах». Звучит как-то язвительно.
Тяжко Русской земле без Игоря - Это издевка. Игорь оказался в немилости у киевского князя. Поэтому обошлась Русская земля без Игоря. Да он и был в немилости, только добавил ещё.
И дети его пострадали : были не просто убиты,- повешены.
Итак, получается, что в «Слове» упомянуты ТроЯни, т р и Бо Яна:
- Вышат- вещий ; Ян Вышатич – за свою деятельность в долгой жизни – божест-
венный; Боян , участник похода Игоря, лжесвидетель = Ольстин Олексич ?
Л.Б.Наровчатская, «Первозванность», 1991г., 10тыс.экз. Стр.349.
Боян – певец древности. Древняя калька имени: «Богоизлиянный»,
«Богоявленный», аналог Богдана- «Богоданного» и т.п..
Божественный Ян.
Бояново повествование - с замахом от старого Владимира до нынешнего Игоря да цитируемые в «Слове» их, боянов, припевки говорят о способности «глаголом жечь сердца людей». И автор признаёт это превосходство; у неё было меньше сведений о делах давно минувших дней.
Именно последний Боян ,с подачи «Слова», стал почитаемым и воспеваемым.
О Бояне, соловию старого времени! Абы ты сиа полки ущекотал, скача, славию, по мыслену древу… Соловий = славослов,певец. Славий = славянин= любящий славу. Автор подчёркивает национальность Бояна, и не сколько тот русич, сколько с более широким пониманием - славянина; не все славяне русы.
Противопоставляет себя – из половцев. !
* * *
Свидетельство о публикации №216070201233