БОжественный ЯН

               
                Б  О  ж е с т в е н н ы й       Я  Н

          « Повесть временных лет» ( Д.С.Лихачёв) :
    1043 г.- Ярослав послал сына своего на греков, а воеводство поручил Вышате,
о т ц у    Я н а.     Чем знаменит  Ян ?
    1071 г.-   Ян   от   князя   Святослава   собирал дань на Белоозере. Тут Нестор лукавит-  собирая  дань  Ян  выполнял и другое задание: усмирить волхвов-язычников, восставших против христиан . Его хотели убить, но он был хитрый. Волхвам удалось убить Яневу попину.  Попина – попадья – жена  попа. Поп, как комиссар в Красной Армии, должен владеть силой воздействия на массы, и на их командиров. Ян жестоко расправился с язычниками.  В  другом  переводе , того же Лихачёва, -  волхвам  удалось  убить  Янева  попа.  Но  эта  фраза  находится  в  окружении  такого  текста, где  сказано, что  там  убивали  только  женщин.  Поэтому  - не  Янев  поп, а  попадья, а  сам  он  -  поп – божий служитель. 
   В  «Слове» это замечено : Рек  Ян, песнотворец старого времени Ярославова, Ольгов хотимец,   на  походы   Святослава.
     1089 г. – Освящена церковь при благородном князе Всеволоде Юрьевиче и детях его Владимире (II)  и  Ростиславе. Тогда воеводство киевской тысячи держал Ян.
     1106 г. -  Святополк послал на половцев  Яна  и  Ивана. Вылазка была удачной. В  «П.В.Л.» не указан половец, может, это был  Боняк , или  дед  Кончака  Шарукан. Карамзин об этом умолчал.
В этом же году преставился  Ян, старец добрый, прожив  девяносто  лет, в старости маститой. Жил  по закону    б о ж и ю ,  не хуже был первых праведников.
   От него же  и  я  много рассказов слышал, которые  и  записал  в  летописье этом, от  него услышав.
   Был он муж благ, и  кроток, и  смирен, избегал всякого зла.
   Гроб его находится в  Печерском монастыре, в  притворе, там лежит его тело, положенное месяца  июня  в  24-й  день.

          Ян  Вышатич, 1016 – 1106 гг.   Кстати, в  «Учебном справочнике школьника», «Дрофа», 2002г, стр. 554,  Ян  назван  Бояном.
           В   2006-м  году  исполняется   990 лет со дня рождения  и   900 лет  со  дня  смерти  Яна  Вышатича.   Пока  сочинял  и  доносил, но  так  и  не  донёс  до  охочих  до   этого,  стало   не  исполннится,  а  -  исполнилось!   
         В 2003 г. в  мае  по  всероссийскому  радио  корреспондент  из  Брянска  Андрей  Ануфриков  сообщал, что  на  брянщине  поминали  Бояна.        Мне  не  удалось  связаться  с  журналистом.  А  в 2004-м и  2005-м году  о  Бояне  промолчали.
В   2006-м  году  т о л ь к о   в  журнале  «Сельская  новь»  вспомнили  про  Бояна  и  поместили  несколько  фотографий  народных  гуляний   прошлого  года  по  этому  поводу  в  городе  Трубчевске.
         2007-й год, май, -  по  радио  сообщили, что  в  Трубчевске  были  гуляния. 
         Да  что  там  говорить?   Новый  праздничный  день   4  ноября  2006г. обошёлся  без  озвучивания  фрагментов  оперы  М.И.Глинки  «Иван  Сусанин»  или   «Жизнь  за  царя»,  которая  напрямую  связана  с  событиями,  давшими  повод  для  принятия  этого  праздника.  Только  через  неделю,  да  и  то  по  другим  причинам,   по  радио  в  субботу  во  «встрече  с  песней»   прозвучала  ария  Сусанина,  а  в  воскресенье  - хор  «Славься». 
       В 2004-м году  в  конце  мая  в  Ростове-на-Дону  должны  были  состояться  третьи  «Международные Каяльские  чтения»,  но  не  состоялись. Подготовительный  комитет  был  расформирован.
        Есть  три  памятника  Бояну -  в  городах :  Брянск,  Новгород-Северский,  Трубчевск.  Похвально, что  есть  энтузиасты, которые  каждый  раз  в  конце  мая 


 




готовят  программу,  шествие. ( Совпадают  дни  славянской  письменности  и  дни  памяти  Бояна.)  Пусть  они   заблуждаются,  но  всё  это   искренне.  Наш    бо Ян   стал   Бояном  только  после   обнаружения   «Слова  о  полку  Игореве».
             «Как  мы  часто  любим  не  достойное  вниманья» - К.Прутков.

                Андрей  Боголюбский  позволил  своим  воинам  три  дня  разорять  и  грабить  город  Киев,  но  потом  всё-таки  был  канонизирован -  назван  святым..    Почему  хохлы  и  не  любят  москалей.       
И всё-таки тут что-то не то. То западные - не любят и сейчас. А восточные… Среди  них  и  потомки  половцев.        1167г.- умирает Ростислав. Киев призывает  Мстислава  Волынского, который  портит отношения со Степью. Суздальский князь Андрей Боголюбский организует  поход на Киев в 1169 году. Главную роль в свержении  Мстислава  сыграли  князья, связанные с  половцами  кровным  родством.
Андрей Юрьевич сам сын половчанки  и  женат  на  половчанке; и  он  не  похож  на  европейца. 
                Д.С.Лихачёв обратил внимание на то, что  в  летописях  не  было  Бояна.  Что верно, то верно.  А  у   Яна  было много признаков  и  хороших, и  плохих, чтобы  назвать  его божественным.    И это сделал  автор  «Слова  о  полку  Игореве», за что мы - благодарные  потомки -  чтим  их  память.    Ян Вышатич -  о р ё л    Византийский –
( орёл = ц а р ь  птиц )  пособлял  внедрению  христианства  на  Руси,
 в л и я л    на   с о к о л о в  – князей, воспевал их.  Так  и  современник  автора, участник похода  некий  пестнотворец,   который   имея  большое  влияние  на  князя  Святослава, позволял  себе  говорить  божьим  словом  удобную  неправду.
Боян – действительный  внук  Яна  или  его  последователь.
Представлен   недружеским  шаржем,    это  имя  не  собственное,  а  кличка  -нарицательное слово-  и  относится  к  придворным  песно- творцам  и  летописцам  вещим  (вещателям  и  лжевещателям).  Так  считает  автор  «Слова».
         Начати же ся ту песню по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню.
Это спор автора с современником,  который   помняшеть  первых  времён  усобицы  и
  того   Бояна вещего.   Этот    в е щ и й    даёт   указания   соколам-князьям :

   - старому Ярославу (правил в 1015-1054гг);
   - храброму  Мстиславу, что в 1022г., помолившись, с  именем  Бога,  зарезал  Редедю
      перед  полками  касожскими-казаками кубанскими;
   - красному Роману  Святославличу (князь Тьмутороканьский , был убит половцами в
     1079г.       
       Это, несомненно, отец  Яна -  Вышат, так  как в 1022-м году Яну было 6 лет.
           Вполне  возможно, и  Боян,  и  автор , что  называется, водили  пальцами  по
П.В.Л. =  знали о ней  и  то, что  в  ней  или  знали  о  летописях.               
          П.ВЛ:   Се   начнём   повесть  сию. 
«СЛОВО»:  Начати  же  ся  той  песне…
                и   Почнём  же,  братие,  повесть  сию…       Хотя  к  летописям  допуск   дозволен  был  не  каждому. Но  земля  полнилась  слухами – былями.  Из  поколения  в  поколение  передавались  сказы  о  заметных  событиях  и  личностях,  а  нам  оставалось  только   п о м н я ш е т ь.               
       Помним   Геракла,   «занезабываемого» Герострата,    Александра  Македонского,
       Спартака,        шапку Мономаха,                прошедшего  Мамая,               
       погоревшего  под  Полтавой  шведа,          Петра I,    Екатерину II,      Наполеона,
       Кутузова,   Суворова,    декабристов,     того же  Сталина.
       А  недавно  вспомнили  -  Александра Невского,   Столыпина,  Сталина,  Пушкина…
       На  первое  место  поставили   имя  из  далёкого   прошлого,  и  для  нас  теперь 
       нейтрального…
И  другие  личности  и  события  при  случае  всплывают  из  тумана  забвения.
Дедов  же  своих  и  дальше  можем   и  не  помнить.
Бояны  -  песнотворцы,  но  они  только  говорили  (их  афоризмы -  «крылатые  слова» , припевки  долго  носились  в  народе )  о  том, что  видели  ныне  и  ранее,  но  записи  не  делали.  Может,  и  делали,  но  время  их  не  сохранило. 
       «Слово  о  полку  Игореве»  было  за  семью  печатями :
 от  своих, которые  не  понимали  и  не  принимали,   и   от  чужих.
 Поэтому  сохранялось;   погибло,  как  только  попыталось  «выйти  в  люди»  -  1812г.   Но  в  памяти  нашей  закрепилось. 
   
   У  концовки  «Слова»  разные  трактовки,  хотя  указан  Янь, названный  Божественным :
1. Перевод первых издателей- Сказал сие Боян, и о походах, воспетых им в прежние   
    времена,  князей Святослава, Ярослава и Ольга. (один).
2 .А.Жуковский , 1817-1819 гг, 1882г.  -  Пел Боян, песнотворец старого времени, пел
он походы на   Святослава, правнука Ярославова, сына Ольгова, супруга дщери Когановой.
3.  А.Майков,   -  Стародавних былей песнотворец, Ярослава певший  и  Олега, так-то  в
     песне пел     про  Святослава  (один  и  без  имени)
4.  Г.Шторм, 1937 г, - Изрек Боян, чем кончить песнотворцу Святославову, старого
     времени  Ярославова, Олегова княжой любимец. (один  самому  себе   или  кому-то
5.  И.Новиков,1938 г, -  Молвил так Боян о битвах Святославовых – песнотворец давнего
     времени    княжего – Ярослава, Олега  (один).
6.  Н.Заболоцкий, 1946 г, -  И  изрёк  Боян, чем  кончить речь песнотворцу Святославова 
     (Боян –   сам  себе   или  Боян – кому-то).
7.  И.П.Ерёмин, 1957г, 1967г. -  Рек Боян  и  ходы  на  Святославля песнотворца старого
     времени   Ярославля  Ольгова   Коганя  хоти.
     Это :  Сказал Боян, песнотворец старого   времени Ярославова   и   Олегова  (один).
8.   Д.С.Лихачёв  в  1958г.  позволял  считать   одного  Бояна.
9.   В.И.Стеллецкий (1961г.?) -  Боян,   воспевавший  старые  времена – Ярославова,   
      Олегова, жены     кагана, -  молвил  о  походах  Святославовых:  .
10.   И.Е.Забелин.(1820-1908).  В 1961 году  в  его честь «переулок  Большая Ивановка»  в 
       Москве был  переименован   в  «улицу Забелина», а  его  в 1894 году  предложение
       считать  двоих  ( Бояна  и   Ходыну)    утвердилось  после  1961 года.   
       Это  через  67-то  лет!
11.  Д.С.Лихачёв,1985,1986,1987гг,  - Сказали  Боян  и  Ходына, Святославовы
       песнотворцы    старого  времени  Ярослава, Олега-князя  хотимцы.
12.  Б.А.Рыбаков, 1985г., -  Рек  Боян  и  Ходына  Святославля, песнотворца старого
       времени… ---  не решил, сколько  их – песнотворцев, но  похоже, что
       Боян=песнотворец  Святослава,  и  он  же  Ходына=пестун  того же Святослава.
13.   В.В.Колесов, 1976г  -  Рек Боян  и  Ходын  а  Святославля  пестворц – а  старого
        времене   Ярославля, Ольгова Коганя,
14.   О.В.Творогов, 1987г. -  Боян  и  Ходына.
15.   Л.Наровчатская,1991г,  -  Рекли Боян  и  Ходын  от  Святославля  песнотворец – о
        старом   времени  Ярославова, Ольговом  правлении – Когане,.хотя
       (хотя=только  вот…).     У  Л.Наровчатской  мысль как-то не доведена до конца;
        может, так : Рек Боян о старом  времени   Ярославовом, Олеговом правлении –
        когане, и  ему  вторит  Ходына – Святославля песнотворец .    
           Л.Наровчатская  считает, что автор  «Слова» -  Ходын- галичанин.
 
      Может,  Ходын  и  есть песнотворец Святослава, а  большая часть  «Слова»  есть  слово Святослава. Но песнотворец – это  придворный,  а  автор  что-то  не  кажется таковым.  Считается, что  ходына =  пестворц = пестун = наставник= опекун.   И  пестворец  -    пес  творец   придворный  (Кислов) .   Так  он  и  есть  Боян.   В   начале  «Слова»   автор   в  резкой  форме  выражает  несогласие   с  рассказом   Бояна.
Боян = обманщик.
    А  в  конце  --  поют, если  считать  автором  Ходыну,  в   полном   согласии.  Так  может  быть?   Если  это  шаг  ходыны - Бояна  к  примирению, то  почему   его  версия  пошла  по  летописям?
 А  в  отношении  версии  принятого  нами   автора    были  сомнения   и  непринятие;
 разборки  всё  не  кончаются  .

     Рек  Боян  и  ходы  на  Святославля  песнотворца   старого  времени Ярославля,   Ольгова  коганя  хоти =любимец :   «Тяжко  ти  головы  кроме  плечю,  зло  ти  телу  кроме  головы» - Русской  земли  без  Игоря.
     -    Коган (тюрк.) -  хан  ханов. Этот  титул  носил  Владимир I  и  ещё  ряд  князей.  Из  этого  следует, что  здесь  автор  говорит  действительно  о   вещем  Олеге  и  ни  о  ком  другом. ( Т.Б.Оленева).    Боян  -  хотимец  Олега? -  четвёртый  Боян?!
      -    Князь  Олег, вещий,  -  коганом  стал,  когда  связался  с  хазарами, с  каганатом.
      -     Мы  привыкли  называть  Ярослава Мудрого  князем, Однако  он  имел  другой  титул – каган  (хан ханов).  Так    себя    называли  киевские князья,  чтобы  подчеркнуть  своё  старшинство  по  отношению  ко  всем  остальным  князьям.   А   Киевское  государство  в  годы  его  правления   называлось    Киевским  каганатом.  Так  именовали  его  современники,  в  том  числе  глава  русской  православной  церкви  митрополит  Илларион.
         --- Это  слово  сохранилось  до  сих  пор  на  Украине  :  коханый = любимый.
Ольгова  коганя  хоти  =  Олега  хана  ханов  любимого,  он  сам  любимый , уважаемый,  вещий.
    Боян , помня  князя  Олега, любил  его,  как  и  мы  теперь,  считал  этого  Олега  великим .   Когда  митрополиты  перестали  называть  князей  каганами?
Любимыми  же  мы  должны  были  называть  правителей  всегда, даже  сейчас.               
Поэтому  упомянутый  Олег  -  не  обязательно  тот  вещий.
Но  тогда :   Боян – любимец  любимого  Олега -  песнотворц  старого  времени  Ярославова – пел  и  про  походы  Святославля(Ярославича),  наделавшего  немало  такого, после  чего  можно  сказать, что  он  «без  головы  на  плечах». Звучит  как-то  язвительно.
 Тяжко  Русской  земле  без  Игоря  -  Это  издевка.  Игорь  оказался  в  немилости  у  киевского  князя. Поэтому   обошлась  Русская  земля  без  Игоря.  Да  он  и  был  в  немилости,  только  добавил  ещё.
И  дети  его  пострадали :  были  не  просто  убиты,-  повешены.    
            Итак,  получается, что  в  «Слове»  упомянуты  ТроЯни,  т р и    Бо Яна:
 -  Вышат- вещий ;    Ян  Вышатич – за свою  деятельность  в   долгой  жизни – божест-
венный;    Боян , участник  похода   Игоря,  лжесвидетель =  Ольстин Олексич ?
   
Л.Б.Наровчатская,  «Первозванность», 1991г., 10тыс.экз. Стр.349.
              Боян – певец  древности.  Древняя  калька  имени: «Богоизлиянный»,
              «Богоявленный»,  аналог  Богдана- «Богоданного»  и  т.п..
                Божественный Ян.

         Бояново  повествование  -  с  замахом  от  старого  Владимира  до  нынешнего  Игоря  да  цитируемые  в  «Слове»   их, боянов,   припевки  говорят  о  способности  «глаголом жечь  сердца  людей».  И  автор  признаёт  это  превосходство;  у  неё   было  меньше  сведений   о  делах  давно  минувших  дней.
 
     Именно  последний  Боян   ,с  подачи  «Слова»,  стал  почитаемым  и  воспеваемым.
О  Бояне,  соловию   старого   времени!    Абы   ты   сиа   полки   ущекотал,  скача,  славию,  по   мыслену   древу…    Соловий = славослов,певец.   Славий = славянин= любящий  славу.     Автор  подчёркивает  национальность  Бояна, и  не  сколько тот  русич,  сколько  с  более  широким  пониманием -  славянина;  не  все  славяне  русы.
Противопоставляет  себя  –  из  половцев. !   
                *         *         *   


Рецензии