Молодость сознания
Школьный двор был наполнен различными звуками – криками детей, смехом старшеклассников, неспешным разговором педагогов...
Это был чудесный весенний день. Запах цветущих деревьев дурманил и пьянил душу, будоражил разум и навевал мысли о чём-то далёком и эфемерном, о туманном будущем.
Для первоклассников наступил их первый в жизни «Последний звонок», а для старших ребят долгожданный выпускной. Это означало, что детство кончилось, что для них открылась новая страница в их жизни.
Студенческие годы, долгий жизненный путь и разная судьба для каждого.
Наверное, глядя на весёлые лица малышей, они видели себя в этих радостной резвящейся ребятне. И, вероятно, хотели бы вернуться назад, чтобы вновь почувствовать себя детьми, так же беззаботно бегать и играть, не думая о будущем и об ответственности, которая теперь ложилась на их плечи потому, что они стали взрослыми.
Около продолговатого пеналообразного здания школы стояли скамейки, окружённые густым кустарником, который создавал неповторимый уют. А на скамейке сидели две девушки.
Красивая кареглазая шатенка держала на коленях книгу, учебник по химии, экзамен по которой она собиралась сдавать, желая поступить в медицинский институт. Она увлечённо читала, вникая в суть, но её то и дело прерывала её подруга, миловидная блондинка с короткой стрижкой. Она болтала без умолку, то и дело, отвлекая подругу.
Шатенку звали Алиса, а её светловолосую подругу Рита.
- Представляешь, мои родители постоянно твердят мне, что люди должны жить в мире и согласии, что мы должны думать о ком-то, кроме себя, - вдруг сказала Рита, накрутив на палец светлый локон, - почему-то я должна выключать музыку, если соседям плохо, почему-то должна уступать место старушкам в транспорте... Мне это неинтересно. Почему я должна думать о других людях?
- Потому что тогда не останется ничего, что делает нас людьми, - тихо сказала Алиса, - нельзя быть равнодушными к чужим неприятностям.
- И наживёшь неприятности себе, - проворчала Рита, - я не хочу думать о ком-то, я хочу жить для себя. Что мне это даст? Может, подскажешь?
- Что даст... – задумчиво проговорила Алиса, оторвавшись от книги, - это возвысит тебя над остальными. Разве не это главное?
- Ой, не смеши меня, - воскликнула Рита, - это слабость, а слабых людей не уважают. Их жалеют. А жалость унижает!
- Слово «жалкий» имеет несколько иное значение и в ином контексте, нежели слово «жалость», - тихо проговорила Алиса, захлопнув книгу, понимая, что сегодня ей не дадут позаниматься, - когда о человеке говорят, что он жалок, это одно, а пожалеть человека – это другое.
Рита смотрела на Алису недоуменным взором, она явно не совсем понимала, что говорит её подруга.
- Ох, уж эти твои заумные глупости, - засмеялась она, никогда до конца не понимавшая подругу.
- То, что кажется глупостью, иной раз сильнее всего остального, - пробормотала Алиса, и, посмотрев на часы, вдруг вскочила со скамейки, и поспешила к школе.
Мимо проходила пожилая женщина. Споткнувшись, женщина стала падать, и Рита, отскочив в сторону, скривилась. Женщина упала на асфальт, и с громким стоном попыталась встать.
- Девочки, помогите, пожалуйста, - попросила она.
Рита, вздёрнув подбородок, ушла в школу, а Алиса, покачав головой, подала женщине руку, и та, оперевшись на неё, медленно встала. Алиса стряхнула пыль с юбки женщины.
- Вы идти можете? – участливо спросила она, - может, вам помочь? Проводить вас?
- Не нужно, - улыбнулась женщина, - иди в школу. Твоя подружка тебя, наверное, заждалась. Спасибо тебе. Ты добрая девочка, - и женщина, слегка прихрамывая, медленно пошла по улице, а Алиса вернулась в школу.
Алиса вошла в пустой коридор, и поняла, что опоздала на урок.
Вдруг кто-то тронул её за плечо. Обернувшись, она увидела учительница химии, Василису Наумовну, на урок к которой она шла.
Приятная, тёмноволосая, с милыми ямочками на щеках, она выглядела лет на сорок. Ученики любили её. Она никогда никого не ругала, была очень доброй, неравнодушной к неуспеваемости.
Она душой радела за свой класс.
- Я всё видела, - улыбнулась учительница, - ты молодец, что не прошла мимо неё. Знаешь, я заметила одну интересную вещь.
- Какую? – заинтересовалась Алиса, поднимая с Василисой Наумовной по лестнице.
- У меня есть одна знакомая, - медленно проговорила учительница, - она ненавидит весь мир. За что, сама не знает. Она ругается из-за детей, которые слишком громко топают по лестнице, из-за собак, которые грязь на лапах в подъезд приносят, за то, что кто-то что-то купил лучше, чем у неё. Разносит невообразимые сплетни, из-за которых потом у людей получаются ссоры, а ей это доставляет радость. В свои пятьдесят пять лет она выглядит на семьдесят. Злость ведь всегда отражается на лице человека, от своего плохого характера человек рано стареет... Чем больше ненависти ко всему свету копится в душе человека, тем сильнее он стремится свою злость на что-нибудь выплеснуть. Ему это доставляет странную, жестокую радость... Но это несёт с собой разрушение человеческой души, его душевного мира.
Надо быть добрее по отношению к другим, потому что в этом самое главное счастье для каждого человека.
Внезапно Алиса задумалась. Она посмотрела на учительницу, и вдруг спросила:
- А сколько лет вам?
- Пятьдесят восемь, - ответила Василиса Наумовна, удивлённо посмотрев на девочку, - а почему вдруг такой вопрос?
- Просто так, - покачала головой Алиса, улыбаясь.
Когда они зашли в класс, она посмотрела на подругу, которая рассматривала себя в маленькое зеркальце. Алиса села рядом за парту.
- Ну, и куда ты подевалась? – гневно прошептала Рита, быстро пряча зеркальце, - охота была со старухой возиться! Что за удовольствие! Ты ненормальная какая-то, подруга!
Алиса ничего не ответила, её мысли были далеки от слов Риты, от этого класса – она думала о превратностях судьбы.
За любое зло в жизни надо расплачиваться, а сделанное добро даёт человеку намного большее – душевное удовлетворение и простое счастье, а от этого и человек выглядит моложе, потому что он выше всех остальных благодаря своей доброте.
Это молодость сознания – самое важное в жизни каждого человека...
Свидетельство о публикации №216070201366