Два мудреца и их мудрые решения

    
    С моим соседом Павлом мы жили на самой окраине кишлака, но не в конце по автотрассе из города, а в самом его начале. Пригородный автобус, пробежав метров сто на въезде, останавливался, вываливал приезжих сельчан живущих на этой стороне, и они плелись по дороге вдоль усадеб каждый к своей улице, выходящих торцом к околице.
    Наша улица была первая, но до неё ещё надо было дойти мимо усадеб расположенных вдоль дороги и пустыря между ними. Дорога шла в небольшую горку, и даже этот подъём особенно чувствовался в летний зной, после автобусной духоты, часто поездки  стоя. Люди перемятые толчеёй еле-еле передвигали ноги. Обычно тащили из города тяжёлую "ручную кладь" и при этом лениво разглядывали через низкий забор, что у кого и как растёт на усадьбе.
      Павло, работая на низкооплачиваемой должности трактористом в совхозе, компенсировал нужду как мог личным подсобным хозяйством. Вот и сейчас он удачно купил на базаре "барануху", которая вскоре разрешилась ягнёнком. Бараны для кыргызов - это как "водка для алкаша","как "доза для нарика","как деньги для вора". Если вдруг где-то пасётся живность без пригляда, то на неё тут же с разных сторон устремляются хищные, загребущие глаза. Мгновение - и вот она уже расставшись с шкурой, варится в чьём то казане. Иди доказывай что это твоя! "В чьей стране живёшь! Хады своя Россия! Поэтому с пасущейся скотинки не спускали сторожких глаз. Павло привязал овцу на длинную верёвку на краю своей усадьбы и поехал в гости к сестре с женой и маленьким годовалым сыном. Не надолго, на пол дня. Овечка мирно паслась с приплодом в метрах ста от дороги. Вернулось семейство после обеда. Так же как и положено: мятое, усталое от дороги, поплелось по жаре к своей улице, домой. Внезапно Павел, проходя мимо нашей усадьбы, услышал истошные блеяния матери овцы и ягнёнка. Это "молодой джигит" лет 13-14 насиловал барануху. На грозные крики Павла он даже не обратил никакого внимания, ухом не повёл, заручившись большим расстоянием -метров сто от дороги, что еще более взбеленило хозяина овцы.
     Павло, нёсший ребёнка, спустил его на землю, передал матери и сделал видимую попытку спринтерского рывка к насильнику. Тот, стервец, продолжал своё дело до критического расстояния  - видимо был в самом "разгаре чувств", но пришлось прервать удовольствие и "рвать когти". А Павло и не собирался его ловить - главное узнал зоофила в лицо. Он хорошо говорил по кыргызски, был с ними дружен, его уважали за знание языка, его знали все в кишлаке и он знал всех.
     Придя домой, начал рассуждать: особенного ничего нет. Ну, пусть даже отец всыпет насильнику  по первое число, но этот стервец будет даже побитым на зло ему всем говорить, что Павло ел овечку, которой он делал "большой сиктым". С овечкой придётся расстаться, но так, чтобы и отец и сын были наказаны!
      Приняв это мудрое решение, пришёл он к отцу насильника Касыму:
      - Касым! Твой сын испоганил мою овечку, сделав ей "сиктым"! Я такое мясо кушать не буду! Если не хочешь скандала и огласки, давай за барануху 120 рублей, забирай её и ешь сам!
Касым позеленел с лица. Так же как и барана, с кыргыза почти невозможно было содрать денежный долг, пусть он будет совсем пустячный - очень трудно они расставались с деньгами, а тут такие деньжищи! Но деваться некуда, завтра же весь кишлак от мала до велика будет тыкать пальцем и за насильника и за мясо.
      - Ой-бой, Павлик! Хорошая барануха на базаре стоит 90 рублей, это большой баран стоит 120!
Павло об этом знал, но ситуация была выигрышная в его пользу.
      - Может на каком то базаре и можно купить такую барануху за 90 рублей, но моя стоит 120 и не будем торговаться!
Какие там диалоги звучали на кыргызском языке, неизвестно, но в конце-концов победил разум и Касым принёс требуемую сумму. Павло остался доволен, сделав назидание удручённому Касыму лучше следить за детьми, ушёл домой.
     Теперь о другом мудреце.
     Касым знал Павла как хорошего трепача и завтра всё МТМ будет гудеть событием и тыкать в него пальцем. Это не предотвратишь, но надо хоть как то уменьшить позор. А как!?
     Надо накормить этим мясом особенно злобных зубоскалов,"врагов" Касыма, заткнуть им мясом пасть! Весьма мудрое решение! И он стал составлять список приглашённых на "суюнчу" (хорошая весть). Список получился большой на одну овцу. Хороший кыргыз (батыр) может слопать её сам за один присест, ну, максимум - двое, а тут целая рота! Ну, сынок, стервец, удружил! Погоди у меня!  Пришлось хозяину раскошелиться еще и на пять бутылок дешёвого, дерьмового вина местного разлива, но "той" (праздник) должен быть выглядеть "тоем". Он приказал жене варить мясо приведеной овцы, а сам пошёл сообщить сплетникам о придуманной суюнче. Те, конечно, очень удивились (действительно, суюнча - халява ни с того ни с его), но приняли приглашение и дружненько все пришли, раскрыв личные тесаки-ножи принялись за угощение.  Вино выпито, мясо съедено, кости обглоданы. На следующий день участники "пира" узнали настоящую правду о суюнче, но угрюмо все разговоры об этом событии старались гасить в зародыше. Ай да, Касым! Ай да мудрец! Да и Павло хорош - тридцадка на дороге не валяется!
Что ж, как сказал библейский царь Давид:"И это пройдёт!" Быстро всё забылось, только жестокие ребятишки в школе, разругавшись в своих игрищах с сыном Касыма, бросали ему в лицо: "Был Манас, стал пидарас!" (Манас - герой киргизского эпоса).
     -          1975-2016


Рецензии