И небо - в чашечке цветка гл. 5

Глава 5.
Пустынники

«…Радуйтеся, преподобные отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставивши…» [«Акафист Всем Святым, от века Богу угодившим»].
Не зря некоторые люди, будущие святые, оставляли мирскую суету и уходили в горы, леса, пустыни, на одинокие морские острова... и жили там наедине с Богом, окруженные только растениями и животными.
Так жил Илья-пророк, Иоанн-Креститель, многие другие святые древности и Иисус Христос часто уходил в пустыню.
Более современные нам монахи также часто становились пустынниками, например, Серафим Саровский:
«Проповедует пустыня Саровская подвиги и труды твоя, богоносне угодниче Христов: дебри бо и леса ея молитвою облагоухал еси, пророку Божию Илии и Крестителю Господню Иоанну подражая, и явился еси пустыни прозябение многоплодное дарами Духа Святаго, Егоже действием многая и преславная совершил еси, подвизая верных воспевати благих Подателю Богу: Аллилуиа» [Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому чудотворцу].
 « ...В сказании о Сарове говорится так о превращении бывшего тут города в пустыню: «Лес великий, и древа, дубы и сосны, и прочие поросли, в том лесу живуще многие зверие – медведи, рыси, лоси, лисицы, куницы; а по речкам Сатису и Сарову – бобры и выдры. И место то не знаемо бысть от человек, кроме бортников – мордвы». Триста лет ни одна душа не жила в этом месте...
Место было пустынным, пока не пришел человек, избранный Богом, чтобы заселить его, первоначальник Сарова, иеромонах Иоанн...
Услыхав о горе между речками Сатисом и Саровкой, в дремучих Темниковских лесах, как о месте, удобном для отшельничества, подвижник отправился туда и обошел всё «Старое Городище». Красота этого места – непроходимая глушь, суровая дикость, совершенное безлюдье, величественная тишина этой таинственной горы – все произвело глубочайшее впечатление на молодого восторженного инока.
Он водрузил здесь крест и чрез несколько времени пришел, чтоб окончательно поселиться тут. Тяжела жизнь пустынника и полна искушений от врага спасения...
...В Саровском лесу спасалось в отшельничестве несколько иноков, из которых о. Назарий и о. Марк были самые известные. Их пример, столько же, сколько и стремление души Прохора (будущего преподобного Серафима Саровского), побудили его в свободные часы укрываться в лесу для уединенной молитвы. Он говорил впоследствии так: «Если не всегда можно пребывать в уединении и молчании, живя в монастыре и занимаясь возложенными от настоятеля послушаниями, то хотя некоторое время, остающееся от послушания, должно посвящать на уединение и молчание. И за это малое Господь Бог не оставит ниспослать на тебя богатую Свою милость».
Здесь, среди природы, к восприятию красот которой он был так чуток, свободно и восторженно лились его хвала и молитва к Богу...
 ...По-прежнему, о. Серафим искал пустыни для уединенной молитвы, и вечером уходил в лесную свою келью и, проведя там ночь в молитве, к утру возвращался в Саров... Теперь душа его томилась желанием совершенного уединения, полного пустынничества. Такая жизнь является одною из высших ступеней на пути восхождения человека к Богу. Это ничем не отвлекаемое, полное погружение человека в думу о Боге и постоянная молитвенная беседа с Богом, ничем не ослабляемый единый порыв души в благость Божества. Не потому, что ненавидят или презирают людей, удаляются подвижники в уединение и не потому, что не желают служить людям. А потому, что сперва хотят приблизиться к Богу, а тогда уже, ставши в Нем сильными, служить людям. – «Отче, - спросил как-то у о. Серафима один инок, много размышлявший об уединении, - некоторые говорят, что удаление от общежития в пустыню есть фарисейство, что оказывается пренебрежение братии, или, еще, бросается на нее осуждение. Как ты думаешь?»
- Не наше дело, - отвечал старец, - судить других. А удаляемся мы из общества братства не из ненависти к нему, а более для того, что мы приняли и носим на себе чин ангельский, которому не вместительно быть там, где словом и делом прогневляется Господь Бог. И потому мы, отлучаясь от братства, удалямся только от слышания и видения того, что противно заповедям Божиим, как это случается неизбежно при множестве братии. Мы избегаем не людей, которые одного с нами естества и носят одно и то же имя Христово, но пороков, ими творимых, как великому Арсению сказано было: «бегай людей, и спасешься».
Но, испытав все трудности  жития пустынническаго, старец впоследствии предостерегал спрашивающих у него совета, что в монастыре иноки борются с противными силами, как с голубями, а в пустыне, как со львами и леопардами...» [Е. Поселянин «Преподобный Серафим Саровский чудотворец», С.-Перербург, 1908].
А вот рассказ о преподобном Стилиане - удивительном подвижнике древности, который в наше время все больше и больше почитается в России. Его иконы узнать несложно – святой держит на руках спеленатого младенца. Он имеет особую благодать помогать родителям в воспитании детей и, конечно, самим детям; по его молитвам также у приговоренных врачами диагнозом «бесплодие» рождаются долгожданные чада.
« ...Достигнув высокого духовного совершенства, преподобный возжелал еще большего подвига. Для этого он удалился в уединенное пустынное место и выбрал своим жилищем пещеру. Здесь, вдали от людей, святой Стилиан жил в молитве и богомыслии, рукоделии, претерпевал жестокую борьбу со страстями и с восставшими на подвижника с небывалой силой врагами рода человеческого.
Находясь в суровых горах, преподобный наблюдал за поведением животных, в большом числе водившихся рядом с его пещерой, поражался разнообразию растений и деревьев, любовался бесчисленным скоплением звезд на ночном небе, утешался предрассветной прохладой и красотой заката. И во всем этом святой видел явленную в мире Премудрость Творца. В душе подвижника рождались слова благодарности Богу:
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (Пс. 103, 24).
...Много лет провел святой Стилиан в уединении, предаваясь неведомым подвигам и трудам. В пустыни он достиг еще больших высот в духовной жизни...» [«Святой покровитель детей. Житие преподобного Стилиана Пафлагонянина», М., 2012, Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище].
Множество монастырей в России появилось именно благодаря трудам и подвигам святых пустынников, например: Александр Свирский.
«... об Александре уже шла молва как о великом подвижнике. Но грустно было молодому монаху видеть, что начинает окружать его человеческая слава, - не к ней он стремился. Однажды, стоя ночью на молитве, преподобный увидел в окне своей кельи необыкновенный свет, просиявший на востоке. Получив благословение настоятеля на подвиг пустынножительства, Александр ушел из монастыря. Он отправился на восток, в необитаемые тогда места на берегу реки Свири...» [Дмитрий Орехов «Святые места России», Санкт-Петербург, Издательский дом «Невский проспект», 2002]. Там он нашёл «бор красен зело, место сие было леса и озера исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Здесь он и поселился (это было в 1485 году) и жил несколько лет в полном уединении, питаясь «зелием зде растущим». Постепенно здесь образовался монастырь, а отец Александр стал его настоятелем. Сейчас это - Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь (Ленинградская область).
Трудами преподобного Сергия Радонежского был основан Троицкий монастырь, сейчас – Троице-Сергиева лавра (Московская область). 
«Радуйся, пустынниче, мирскую честь и богатство возненавидевый…» [«Акафист преподобному Сергию игумену Радонежскому, чудотворцу»].
…Радуйтеся, преподобные отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставивши…
…Радуйтеся, пустынницы, в пещерах и горах со зверьми пожившии…
 [«Акафист Всем Святым, от века Богу угодившим»].
(продолжение следует...)
 


Рецензии