И небо - в чашечке цветка гл. 3

Глава 3.
Подарки из Рая

 «Но и цветы и яблоки райские люди видят не только в сновидениях, но и наяву.
Вот, например, исторический факт: неверующие не могут его отвергнуть, сказать, что это «фантазия»! Так как указано время, место, личности и, главное, на основании этого факта злой мучитель христиан сам сделался христианином. Взято из жизни и мученической кончины святой Дорофеи (день памяти 6/19 февраля). Около 302 года в городе Риме, когда мучили святую деву Дорофею, мучитель – язычник Феофил, с насмешкой сказал ей:
- Ты уж, пожалуйста, пришли мне цветов и райских яблок из рая Жениха твоего…
Святая мученица ответила:
- Непременно пришлю!
И вдруг сейчас же явился Ангел, держа в руках три цветка и три яблока, и вручил их святой деве. Она отдает их мучителю. Тот с изумлением озирается кругом. Откуда взялись эти цветы и яблоки? В это раннее время весны, в феврале, не было в Риме ни того, ни другого! Признав здесь чудо Божие, Феофил уверовал во Христа и был тут же обезглавлен (день памяти 6/19 февраля вместе со святой мученицей Дорофеей).
И святой Ангел (Архангел Гавриил) является Деве Марии с райской ветвью в руках [Благовещение]...».
«Скажи об этих райских яблоках кому-либо неверующему, он только посмеётся, спросит: «А где они растут?» А мы, верующие, хорошо и твердо знаем, что и цветы и яблоки эти существуют, хотя и не можем, пока мы живем на земле, ответить, где эти Обители Отца Небесного. Святые Отцы на этот вопрос дают только один ответ: «Вне пределов этого мира!..» [Протоиерей Борис Филипповский «Видение Анной Алексеевной мытарств и загробной жизни», книга «О явлениях из загробного мира», М., Трифонов Печенгский монастырь «Ковчег», 2003, с. 43-60].
Божия Матерь удостоилась получить подарок из Рая и перед Успением:
«Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария не переставала стремиться к небу и молилась о переселении в небесные обители, чтобы наслаждаться лицезрением Сына и Бога Своего. ...
Однажды, когда Она, по обыкновению, возносила Свои чистые молитвы на горе Елеонской, пред Нею предстал архангел Гавриил с благодатною вестию о приближающемся часе Ее переселения на небо, что должно было совершиться чрез три дня. Для удостоверения в истине этого извещения он дал Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эта ветвь, сияющая светом небесной благодати, была несена пред гробом Пресвятой Девы в день погребения Ее пречистого тела. С благоговейною радостью приняла Богоматерь райскую ветвь и, повергшись пред Господом, благодарила Его и со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки.
По принятии благовестия о Своем успении Пресвятая Дева возвратилась домой; лицо Ее сияло такою небесною радостью, что все присутствовавшие были потрясены при виде Божественной силы и славы, осиявших Ее, и все восколебалось от невидимой Божественной силы, окружавшей Ее.
Пречистая Мария готовилась к исходу Своему и прежде всего известила о том святого Иоанна Богослова и, показав ему райскую ветвь, завещала нести ее пред Своим гробом. ... Множество народа стекалось со всех сторон в дом Иоанна Богослова, и все, услышав от Самой Богоматери о дне Ее кончины и о Ее переселении на небо и увидев райскую ветвь, начали горько плакать и громкими рыданиями наполнять дом; все умоляли общую Утешительницу не покидать их сирыми и беспомощными. Пресвятая Богородица утешала всех обещанием не оставить людей в сиротстве, быть скорою помощницею и заступницею для всех, кто будет призывать Ее на помощь в бедах и печалях; в Ее обещаниях сохраняется утешение для всего человечества. ... 
Апостолы, сподобившиеся видеть славное восхождение на небо Пресвятой Богородицы, в трепете стояли, смотря на небо... Пришед в себя от восторга, они с благоговением смотрели на пречистое Ее тело и видели, что лицо Ее сияло небесным светом, и ощутили, что от пречистого Ее тела исходило дивное благоухание. ... 
... Святые апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. ... Петр, Павел, Иаков и другие апостолы понесли тело на своих раменах; Иоанн Богослов с райскою светозарною ветвию шел впереди; прочие же святые и верующие ученики и множество народа сопровождали одр со свечами и кадилами... [Глава XVII. Успение Пресвятой Богородицы, книга «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон» (Сост. София Снессорева), М., Терирем, 2011, стр. 103-113].
А вот и более близкое к нам по времени событие, описанное митрополитом Вениамином (Федченковым) - Малинка преподобного Серафима Саровского:
 «... Однажды в Саровскую обитель приехал архиерей. Он, кажется, не вполне верил в святость о. Серафима. А может быть, ему наговорили против него и недоброжелатели, которые, как мы видели, не всегда относились к о. Серафиму с почтением. И потому архиерей приехал предубежденным против великого старца. Осмотрев монастырь, он пожелал видеть и знаменитого пустынника, о котором знала уже вся Русь. Его в это время не было в обители: он подвизался в пустыньке. Дело происходило зимою или, во всяком случае, поздно осенью, когда выпал уже снег.
Архиерей направился туда со свитой. Когда они подъехали к пустыньке, навстречу им вышел преподобный и поклонился в землю Владыке, прося благословения, а потом провел его в свое помещение. Свита же осталась снаружи. Не доверявший архиерей, между прочим, спросил батюшку, что вот про него говорят, будто он творил чудеса. А преподобный угодник ответил, что чудеса может творить только один Всемогущий Господь. Между тем, он стал хлопотать – чем бы угостить своего высокого гостя. Архиерей начал отказываться. А пока они говорили, в эти немногие минуты совершилось чудо! Святой Серафим направился в угол своей кельи и принес оттуда с живого куста совершенно свежей малины святителю. Пораженный этим архиерей попросил прощение у батюшки за свое сомнение в нем и с великим удивлением уже не заметил куста: между тем, свежие ягоды были у него перед лицом. Испросивши святых молитв дивного старца, он, поддерживаемый опять под руки батюшкой, вышел молчаливый к свите своей; но, по увещанию угодника, никому не сказал о совершившемся на его глазах чуде, до самой смерти святого.
Некоторым это чудо может показаться маловероятным. Но в чудесах невозможно установить границу вероятности: там все – сверхъестественно. А кто знает другие знамения преподобного, и особенно явление в нем самом новой преображенной природы, во время беседы с Мотовиловым, тому и данное чудо с малинкой покажется неудивительным и даже несравненно менее значительным. Мы же огласили его потому, что доселе никто не напечатал о таком радостном знамении из райского мира.
Впрочем, и в напечатанных материалах рассказывается уже нечто подобное. «Однажды, - читаем мы в Летописи Дивеева, - Прасковья Ивановна, впоследствии монахиня Серафима, работала у источника. К ней батюшка вышел со светлым сияющим лицом и в новом белом балахончике. Ещё издали воскликнул он: «Что я тебе принес, матушка?!» И подошел к ней, держа в руках зелёную веточку с фруктами. Сорвав один он вложил ей в уста: вкус его был невероятно приятен и сладок. Затем, вкладывая в уста ещё такой же фрукт, он произнёс: «Вкуси, матушка, - это райская пища».
В то время года (раннею весною) еще не могли созреть никакие фрукты.
Ранее мы читали о необыкновенном небесном хлебе, принесенном во время явления Божией Матери на праздник Ее Успения в 1830 году, часть которого преподобный передал своему другу, о. Василию, и его «подружию» - матушке». [Митрополит Вениамин (Федченков) «Всемирный светильник. Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца», Глава XIV. Предивный чудотворец, М., «Даръ. Белый город», 2013].
А этот случай произошел с нашей современницей - рассказывает экскурсовод Оптиной пустыни Татьяна Козлова:
   «... Вот ещё один, вероятно, незначительный случай, но протоиерей Александр Шаргунов почему-то очень обрадовался, когда я рассказала ему о нём. Дело было так. Перед Великим постом я дала себе зарок – не буду есть ничего вкусного, и даже фрукты не позволяла себе есть. А на третьей неделе Великого поста пришла рано утром помолиться у могил новомучеников. В часовне никого не было. И вдруг вижу – на могиле отца Василия лежит большое красное и такое сочное яблоко, что мне очень захотелось его съесть. Нет, думаю, я же зарок дала. А пока я молилась у могил инока Ферапонта и инока Трофима, яблоко исчезло. Иду я на работу в наше экскурсионное бюро, и так яблочка хочется... А вокруг безлюдье – дорожки ещё с вечера прочистили от снега, и за ночь их лишь слегка припорошило снежком. На снегу ни следочка, и лежит среди этого белоснежного покрова, ещё не тронутого человеком, большое жёлто-зелёное яблоко. Очень вкусное! Когда я рассказала моему духовнику отцу Никите, что, не утерпев, съела яблоко, он даже засмеялся: «Да как же не съесть яблоко, если тебе его сам отец Василий послал?» А ещё рассказ про яблоко очень порадовал протоиерея Александра Шаргунова, и он сказал: «Вот-вот – это то самое!» А «то самое», как я поняла, означает вот что: да, на могилах убиенных братьев, как и положено, служат панихиды, но множатся известия, что они уже прославлены у Господа...» [Нина Павлова «Иди ко Мне!» (Современные были), М., Православное издательство «Апостол веры», 2015].
(продолжение следует...)


Рецензии