Созидание глава 4 1963 год часть 4 мама вера и сес

Слева - Коля, Рита и Наташа,
Справа - Виктор, Ираида и Стэлла,
В середине - Иван Алексеевич и Вера Николаевна.


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 4   1963 год

ЧАСТЬ 4   МАМА ВЕРА И СЕСТРА РИТА


               
                ПИСЬМА   МАМы    И   РИТЫ

               
    БОЛЕЗНИ,  ДЕТОЧКИ,   РАБОТА  -
 -  У   КАЖДОГО   СВОИ   ЗАБОТЫ...


Письмо в Дзержинку из Полонного.

22.04.63 г.  ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   ВИТЯ, ИРА   И   ЭЛЛОЧКА!

Простите, что задержалась с ответом. Было много различных причин, но главное, что плохое самочувствие, которое перешло в болезнь. Лежала в больнице. Только день, как нахожусь дома, а бюллетень дали ещё на три дня. Неожиданно и негаданно можно и заболеть. Теперь буду дома, хотя чувствую себе не совсем хорошо, а особенно мучают головные боли.

За бандероль спасибо. Написать сразу не смогла. Прошу вас ещё раз простить. Если должна вам, черкните - сколько ,и я вышлю.

Живём относительно ничего, но вот с квартирой опять плохо. Даже очень. Хозяин предложил освободить комнату, а на горизонте не видно абсолютно ничего.

Черкните о своей жизни. То Ира, , хоть изредка, писала, а теперь перестала. Как Эллочка? Слушается ли вас? Как ваше здоровье Работа?

Привет от Коли.

Привет от нас Степановым.

Целую всех вас.

                РИТА.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

5.06.63 г.       ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ,
                ВИТЯ,   ИРА   И   ЭЛЛОЧКА!

На днях я получила от тебя, Ира, письмо.  Большое спасибо за внимание. Очень сожалею, что ты так болеешь, но надеюсь, что всё будет хорошо, и у меня ещё будет внук или внучка.

К вам я приехать в этом году не смогу, но очень буду рада видеть вас всех, а особенно, Эллочку у себя в Каменце. Обязательно приезжайте, и в начале августа я буду ещё в отпуске и будут фрукты.

25 июня я еду на курорт. Получила путёвку в санаторий «Карпаты» от Горкома Союза за хорошую работу. Буду в санатории до 23-го июля. Надо подлечить сердце.

Ты пишешь, что Эллочка выросла. Очень, очень хочется посмотреть её.

У меня всё по-старому. Сейчас я очень занята тоже: экзамены, отчёты, походы.

У Риты новостей нет. Квартиры всё нет.

Быстрее отвечайте на моё письмо, чтобы оно застало меня в Каменце.

Крепко, крепко целую всех вас, а Эллочку особенно.

                Ваша МАМА   И   БАБУШКА.

Большой привет от меня передайте всем Степановым.

Привет вам шлёт Тамара Николаевна и Маргарита Николаевна.



Письмо в Дзержинку из Полонного.

19.07.63 г.           ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ВИТЯ,   ИРА   И   СТЭЛЛА!

Получила ваше письмо. Спасибо. Приятно, что вы приезжаете в Каменец.

Думаю, что тогда мы с вами встретимся. Дети наши уже подросли, и можно совершать экскурсии.

Ира! Перец горошком, и Ленинградскую синьку, достаньте, пожалуйста, маме и мне. Вы пишете – что ещё привезти? Я даже затрудняюсь сказать – что? Так как дома я ещё не была. Я хочу вас попросить купить тёплые  ботинки, размер 22 для Наташи. И ещё, очень прошу вас, конечно, если вы сможете, то привезите детский матрас. А то Наташе спать не на чем. А тут негде его купить. Длина кровати – 1 м. 45 см. Ширина -  0,68 см. Если будет чуть длиннее ли уже, не беда. Ведь, спать на матрасе лучше, чем без него.

До встречи. Целуем.

                РИТА   И   КОЛЯ

Привет Степановым.

Ира! Я забыла написать вам, чтобы вы обязательно купили соски – 20-30 штук. И крышки для консервирования. У вас это можно достать. Постарайтесь, пожалуйста.

                РИТА.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

1.09.63 г.         ДОРОГИЕ   МОИ,   ВИТЯ, ИРА   И   ЭЛОЧКА!

Почему вы молчите? Как вы доехали? Как здоровье и самочувствие? Что у вас нового?

У меня всё по-старому. Я очень скучаю о вас, и особенно о Эллочке.

С работой у меня были хлопоты. Зав. Гороно всё же издал приказ о переводе в 14-ую школу. И только после «переговоров» мне удалось отстоять вечернюю школу, а днём я теперь буду работать в школе – интернате, где работает Наташа. Это около автобусной остановки за углом от Дворца пионеров, т.е. очень близко.

Живу одна. Квартирантов нет. Ночью сплю тревожно, но думаю, что привыкну. Все молчат, и только Рита прислала письмо. В квартире им отказали. Наташа часто вспоминает Эллу, и знает, где Элла живёт.

Послезавтра начинается новый учебный год. Меня он что-то страшит.

Пока всё. Крепко всех вас целую, и особенно Эллочку. Всего доброго!

Ира, береги себя.

                Ваша МАМА   И   БАБУШКА.

Большой привет Нине Николаевне, Владимиру Васильевичу, бабушке (как её здоровье?) и Миле.

Посылаю фото с Эллочки. А групповой снимок тоже готов, но я не знаю, хотите ли вы его иметь? Пишите. Жду.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

17.09.63 г.          ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ, ИРОЧКА   И   ЭЛЛОЧКА!

Спасибо за письмо. Простите, что задержалась с ответом.. Закрутилась. Вчера убирала огород. Анна Ивановна (спасибо ей – мне копала, а я собирала).
Очень устаю, не успеваю. Брикет ещё не завезла. Риточка и Зоя молчат.    И.А. тоже.

Теперь о самом главном. Я одобряю ваше желание приобрести Москвича. Очень хотелось бы помочь вам, но к моему стыду я до сих пор не имею сбережений. Наскребла 300 рублей, которые и переведу вам, когда нужно.

Напишите, когда нужно? Перезанять ни у кого не удаётся. Во-первых, все учителя без денег. Кроме того, с октября у учителей снимут выслугу лет, так что, будут получать ещё меньше.

В магазинах у нас пусто. Масла не стало, круп тоже.

Ну, пока всё. Сколько  вам не хватает? Напишите, жду ответа.

Как Эллочка? Как самочувствие у тебя, Ирочка?

Прошу, не забывайте меня, пишите.

Большой привет Нине Николаевне и Владимиру Васильевичу и Миле а также бабушке. Жду ответ.

                Ваша  МАМА   И   БАБУШКА.



Письмо в Дзержинку из Полонного.

5.10.63 г.        ДОРОГИЕ   ИРА,   ВИТЯ   И   ЭЛЛОЧКА!

С ответом задержалась. Извините. Никак не могла ответить сразу. О причинах говорить много, но, главное, что я долго болела. На болезни мне везёт. Полмесяца болела, три дня походила и снова болею. Действительно, что-то случилось со мною в этом году.

Ирочка! Как ты себя чувствуешь? Что у вас нового?

Относительно вашей просьбы. Мы её, конечно, выполним по своим силам. Сможем вам к сроку (декабрь) прислать рублей 100 – 150 на срок до мая.

Только бы мне больше не болеть.
Ира! Яблоки у нас 70-80 коп десяток. Устраивает ли это вас? Напиши.

Ещё бы мне хотелось, чтобы вы прислали нам для отражательной печи: патрон из керамики. А то в комнате сидеть холодно, а топить наш хозяин пока не собирается.

Может, можно купить Наташе тёплые ботинки, размер 23. и одну пачку питьевой соды и лаврового листа. Деньги пришлю с той получки (после 18-го октября), т.к. сейчас ничего нет. Пришлите в ящике, а если вам нужно, то я пришлю яблоки в этом же ящике. У нас нет ящиков.

Наташа часто вспоминает Эллочку. Говорит, что Эллочка приедет к ней в гости, А как Эллочка?

Отвечайте скорее. Привет всем Степановым от нас.

Целуем крепко, крепко всех вас.

                Ваши    НАТАША,   КОЛЯ   И   РИТА.

Не обижайтесь. Если бы вы только знали, как мне сейчас тяжело восстановить здоровье и ликвидировать разрыв на работе.




1.11.63 г.
Письмо в Дзержинку из Полонного.

                ДОРОГИЕ,   ИРОЧКА,   ВИТЕНЬКА   И   ЭЛЛОЧКА!

Поздравляем всех Вас с праздником, желаем хорошо его встретить.

Почему Вы не пишете? Что случилось? Как чувствует себя Ирочка? Ведь можно черкнуть пару слов.

У нас по-старому. Наташа, переболев простудой, ходит в ясли. Мы работаем. Только с каждым днём всё становится холоднее. Вашу просьбу мы постараемся выполнить. Затруднения лежат в дороговизне. У нас трудно с продуктами. В магазинах нет, а на базаре цены… Такого не наблюдалось за всё время нашей здесь жизни. А что будет зимой и весной?

Я просила Вас купить Наташе тёплые ботинки 23-го размера, и патрон для отражательной печи. Вчера выслала Вам 10 рублей. Очень прошу, кроме ботинок и патрона, купите продукты. Я только перечислю, а Вы постарайтесь, пожалуйста, прислать то, что есть.

Манка, крупы (какие есть), масла 1 кг., крахмал. У нас даже нет вермишели, и, если Вы пришлёте 2 – 3 коробки её, то мы скажем Вам спасибо. Сколько нужно будет ещё денег, то вышлю. Вся надежда на Вас, так как у нас ничего этого нет.

Я могу Вам отсюда прислать чеснока и лука. Это у нас пока есть, хотя стоит дорого.

Ирочка! Пошла ли ты в декрет? Как себя чувствуешь? Как Эллочка? Вспоминает ли она нас? Пишите. Привет всем Степановым. Ждём ответа.
Целуем всех Вас крепко.

                ПОЛОНЧАНЕ.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

2.11.63 г.           ЗДРАВСТВУЙТЕ,   МОИ   ДОРОГИЕ   ВИТЯ,
                ИРОЧКА   И  ЭЛЛОЧКА!

Поздравляю Вас с праздником Октября. От души желаю всем вам всего самого хорошего, а главное, здоровья. Вы что-то перестали писать?  Наверное, закрутились? Что нового у вас? Как вы решили с машиной?

У меня всё по-старому. Мне в этом учебном году не везёт. Только что закрыли больничный лист. Три дня поработала и, и снова шестой день в постели. То одно, то другое: грипп, ангина, сердце и т.д.

Все мои планы в связи с болезнью рухнули. Я думала на праздник съездить к Рите, но увы…

В магазинах у нас нет никаких круп, ни жиров... Рассчитывали на то, что м.б. к празднику что-нибудь будет, но теперь, и это срывается. А как у вас с продуктами?

Ну, пока всё. Крепко всех вас целую. Всего доброго.

Береги себя, Ирочка.

                Ваша  МАМА   И   БАБУШКА.

Передавайте от меня большой привет Нине Николаевне и Владимиру Васильевичу, Миле и бабушке. Как её здоровье?

Привет от семьи Плешаковых и Варсобиных. Жду ответа.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

22.11.63 г   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРОЧКА   И   ЭЛЛОЧКА!

На днях, кажется, 13-14 ноября получила от вас поздравительную открытку.

Это меня поразило. Неужели вы не могли поздравить вовремя?  Тем более, что все праздники я болела и, и лежала совершенно одна. Так ждала весточки от вас. Болела я десять дней, и очень тяжело. И сейчас чувствую большую слабость. Так мечтала на праздники съездить к Рите, но не пришлось. Вот как они при вас уехали, с тех пор я их не видела. Кажется – близко, и нет возможности повидаться.

Сегодня получила от Зои письмо. Пишет, что перевели вам 500 рублей на машину. Как вы решили? Всё же будете покупать машину, и какую? Вы совсем об этом ничего не пишете. Уж очень сейчас тяжелое время . Очень всё дорого. Но, в общем, вам виднее.

А теперь, самое главное. Обещанную вам сумму, я переведу после 1-го декабря, но прошу помнить, что это все мои сбережения, и к маю я прошу их вернуть, т.к. мне нужно будет подлечиться, и отдохнуть.

В этом году плохо себя чувствую, как никогда. Это я пишу вам к слову, и поймите меня правильно. От вас я ничего не хочу, кроме небольшого внимания. Вполне возможно, что это последний год работаю. А, впрочем, будущее покажет.

Как чувствуешь ты себя, Ирочка? Что нового у Вас? Как идёт Ваша жизнь? У меня пока всё по-старому. Семейное фото стоит у меня на письменном столе, и я каждый день по нескольку раз смотрю на него. Для меня это фото очень дорого. Я вам посылать его не буду, т.к. судьба этой карточки может быть такой - же, как и первой.

Простите за откровенность, а вот фото с Эллочки пошлю. Крепко поцелуйте её за меня. Всего доброго.

Сердечный привет свату, свахе и Миле.

                Ваша   МАМА   И   БАБУШКА.

Привет от Ивана Алексеевича. Пишите. С нетерпением жду ответа.



Письмо в Дзержинку из Полонного.

5.12.1963 г.

                ДОРОГИЕ   ИРА,   ВИТЯ,   ЭЛЛОЧКА!

Почему Вы молчите? Как ты себя чувствуешь, Ирочка? Как нашей Эллочке в садике? Она ещё не забыла Наташу? Наташа помнит её, знает, где живёт Эллочка, часто смотрит на её фотокарточку. Очень жаль, что мы не сделали с них тогда ещё любительских фото.

У нас всё по- старому. Работаем. У Коли очень мало времени остаётся для нас. С питанием трудно. В магазинах ничего нет. А как у Вас?

Как у Вас дела с машиной? Я первого послала Вам по почте 50 рублей, а книжки у нас нет, а положить и перевести сразу вклад не удобно как-то. Больше послать не смогли, нет. Послала Вам всю свою зарплату. Хватило ли Вам на москвича? Или ещё нужно? У нас тут ни у кого не занять: одни строятся, другие достраиваются.

Ира! Я просила давно купить керамический патрон для отражательной печи. Наш рассыпался. А сейчас очень холодно. И нужно подогревать комнату. Купи его, пожалуйста. Ещё насчёт крышек для консервирования. Есть ли они у Вас сейчас в продаже? Если есть, то купи их. Разрешают ли посылать кондитерские изделия? Напиши. А также сообщи, получили ли Вы деньги?
Как идёт у всех учёба? Привет твоим родным. Целуем Вас крепко.

                ВАШИ   ПОЛОНЧАНЕ.



Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.

    14.12.63 г.
    ЗДРАВСТВУЙТЕ,   ДОРОГИЕ   МОИ   ВИТЯ,   ИРОЧКА И   ЭЛЛОЧКА!

Получила днями письмо, но с ответом задержалась. То порезала три пальца на руке, то ездила в командировку, а теперь снова лежу в постели, очень простудилась. В этом году мне совсем не везёт.

Ну, как у Вас дело с машиной? 2-го декабря перевела Вам 300 рублей. Получили ли Вы их? Напишите.

Из твоего письма, Ирочка, я поняла, Вы обиделись на меня и Риту за деньги. И даже дело обстоит так, что из-за нас Вы, может быть, не купите её. Вот так новости. Мне это непонятно. О Рите вообще не может быть речи. Рита живёт в глуши (следовало бы Вам там летом побывать), пятый год на частной квартире без всяких удобств. Не может  даже достать манки для ребёнка, и, кроме того, она больна. Это всё я пишу от себя. Её я не видела с тех пор, как мы все её проводили летом. Так что, мне кажется, её нельзя упрекать, а следовало бы помочь выбраться оттуда. О себе я уже не говорю. Наташа хотя кой-какие сделала запасы, а я абсолютно никаких, а самое главное, не обеспечила себя обувью, и теперь из-за этого часто болею. Тёплые ботинки, те, что купила в Москве, после починки снова порвались.

Говорят, в Москве есть тёплая обувь, но я не хочу затруднять Вас. Вам своих хлопот полный рот. Думала, думала, к кому обратиться, и надумала. Ты, Ирочка, говорила, что в Дзержинке живёт Тоня (забыла её фамилию), у которой я ночевала в Москве. Я тогда с ней купила тёплые ботинки, которые носила три года. Если ты знаешь, Ирочка, её адрес, напиши его мне. Только вот не знаю, удобно ли к ней обращаться – снова с такой просьбой. Но ведь есть сердечные, простые люди.

Не упрекайте, что я перевела деньги позднее, я так поняла из вашего письма, где было написано – после 1-го декабря. А, если это требовалось раньше. Надо было черкнуть мне, или дать телеграмму.

Вот кто действительно молодец, это Зоя. Всегда она всех выручает, и никогда ни от кого ничего не получает. О себе мало думает.

Вот я расписалась. У Вас, говорят, гостили из Бреста?

Я живу одна. И.А. в Воронеже. Привет он Вам шлёт в письмах. Как моя внученька Эллочка? Совсем, совсем большая и разумная? Вспоминает ли она бабушку Веру? Поцелуйте её за меня.

Главное, берегите себя. Ты, Ирочка, не бойся, всё будет хорошо! Очень хочется внука, но неплохо иметь ещё внучку. В общем, не забудьте сообщить мне.

Крепко целую всех Вас. Всего доброго!

                ВАША   БАБУШКА   И   МАМА.

Сердечный привет Степановым. Как дела у бабушки? Привет Вам от Наташи. Она вчера навестила меня.

               
      
    ТРУДНО   ИСПЕЧЬ   ПИРОГИ   БЕЗ   ТЕСТА -
    
 -  РЕДКО  УЖИВАЮТСЯ   СВЕКРОВЬ   И   НЕВЕСТКА

 Я уже как-то упоминала, что и Рита и Вера Николаевна с одной стороны писали ласковые письма, одновременно прося нас купить, и прислать им  продукты или одежду. А с другой стороны, иногда не сдерживались, и позволяли себе подлить желчи в письмах или при встрече.

 Когда мы гостили летом в Каменце, я всячески старалась не оставаться наедине с Верой Николаевной. Как только Витя куда-нибудь выходил, В.Н. спешила рассказать мне, как жестоко поступил Витя, убежав к отцу в детстве, и предав её с Ритой, и т.п.

Так и в следующем приведённом ниже отрывке из её письма, В.Н. упоминает о Тоне, прекрасно зная, что эта та девушка, с которой Витя встречался параллельно со мной. Когда я была несколько месяцев в Крюково, а В.Н. приезжала в Москву, Виктор перепоручил маму – Тоне. Та возила её по магазинам, привечала у себя в доме и т.д. … «Но ведь, есть сердечные простые люди»…Когда В.Н. писала эти строчки, она, наверняка знала, что мне будет неприятно их читать, да и Виктору, наверное, тоже.

 Ну, что теперь обижаться? Это было так давно, да и было ли? Хорошо ещё, что сохранились письма, которые вызывают из подсознания то далёкое прошлое, которое оживает, и ложится строчками на эти странички.

Родился Олежка, и мы получили ото всех поздравительные телеграммы и письма. А В.Н. даже прислала перевод – 20 рублей на подарок Олежке.


ТЕЛЕГРАММА   В   ДЗЕРЖИНКУ   ИЗ   ПОЛОННОГО

27.12.1963 г.
ПОЗДРАВЛЯЕМ   РОЖДЕНИЕМ   СЫНА   ЖЕЛАЕМ   ЗДОРОВЬЯ

                ПОЛОНЧАНЕ



ТЕЛЕГРАММА   В   ДЗЕРЖИНКУ   ИЗ   КАМЕНЕЦ  -  ПОДОЛЬСКОГО

27.01.1963 г.
ПОЗДРАВЛЯЮ   СЫНОМ   ЖЕЛАЮ   КРЕПКОГО   ЗДОРОВЬЯ   
ЦЕЛУЮ               
                МАМА   БАБУШКА


ТАЛОН   К   ПОЧТОВОМУ   ПЕРЕВОДУ   на 20 руб.
В ДЗЕРЖИНКУ   из   КАМЕНЕЦ  -  ПОДОЛЬСКА

27.12.1963 г.
Для письма:   Дорогая Ирочка! Поздравляю с сыном. Желаю хорошего здоровья тебе и Олежке. Примите мой скромный подарок.
                ЦЕЛУЮ,   -   МАМА   И   БАБУШКА



Письмо в Дзержинку из Полонного.

28.12.1963 г.
                ДОРОГИЕ!

Поздравляю  Вас с Новым Годом, желаем Вам успехов в работе, счастья. Пусть Ваши дети растут здоровыми и весёлыми.

А Ирочке, желаем скорее поправляться. Черкните, счастливые родители, нам пару слов о своей жизни. Ждём. У нас по- старому. Привет Степановым.

Целуем крепко, крепко.
            
                ПОЛОНЧАНЕ.
На шубу охотников нет, так как у нас в ходу более тёмные тона.


В конверт вложена новогодняя открытка.

                ДОРОГИЕ   МОСКВИЧИ!

ПОЗДРАВЛЯЕМ   ВАС   С   НОВЫМ   ГОДОМ,   ЖЕЛАЕМ   СЧАСТЬЯ.

ПУСТЬ   ОЛЕГ   И   ЭЛЛА   ЖИВУТ   И   ВЕСЕЛЯТСЯ   НА   РАДОСТЬ   ВСЕМ.

                ПОЛОНЧАНЕ.



               


Рецензии