В небесах мы летали одних доп 6. 07. 2016 г

         Светлой памяти Сергея Мельникова…

   «Воин света не тратит времени понапрасну, отвечая на вызов, ибо знает, то, что написано у него на роду, должно исполниться».

    Пауло Коэльо «Книга война света».

    Через неделю, 7 июля будет день рождения Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя Российской Федерации Сергея Мельникова, который в возрасте 51 года покинул нашу Землю и ушёл в «тонкий мир». Мне довелось совсем чуть-чуть знать его лично, поэтому я взял на себя смелость рассказать небольшой эпизод из его яркой героической жизни, который наверняка известен в среде лётчиков-испытателей, но вряд ли о нём знает широкая публика. Сразу скажу, что прошу прощения у Виктора Георгиевича Пугачёва, бывшего тогда свидетелем нашего разговора, если какие-то детали  изложу неточно, с учётом своей фуражки «53 размера», а диктофон для истории засунуть в карман я тогда не догадался. В том числе, чтобы поведать и его забавный случай, который он рассказал до Сергея.

                Подарок в день Варенья

    Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» уже третий месяц находился на боевой службе в Средиземном море. Так совпало, что когда корабль стал на рейд в одном из портов Сирии для пополнения запасов свежей воды и пищи, у одного из главных инженеров полка наметилось отмечание дня рождения. Виктору Георгиевичу Пугачёву и ещё нескольким специально обученным лицам было поручено купить подарок имениннику. Они обошли почти весь восточный базар города, но ничего путного на глаза не попадалось. Главным требованием к подарку была его оригинальность. Наконец нашли очень колоритную куклу муллы в парадном одеянии, который при этом в строго отведённое по Корану время громко кричала пронзительным
 голосом на арабском языке что-то типа «Аллах Акбар», а потом молитву.

     В общем, вернулись на корабль, и подарок спрятали в каюте именинника в шкаф как сюрприз, рассчитывая его достать и вручить инженеру, как только через два дня придёт знаменательная дата. Прошла ночь. За завтраком в кают-компании какой-то «помятый» будущий именинник пожаловался Пугачёву, что мулла на берегу так ночью громко орал: «Аллах Акбар» и молился, что он дважды просыпался и совсем не выспался. «Странно», - сказал Виктор Георгиевич, - «А мы спали и ничего не слышали». На следующую ночь ситуация повторилась. Пугачёв заинтересовался и попросил, когда снова начнётся молитва, позвать его.

    Войдя в каюту он сразу понял, что это кричит, созывая мусульман на намаз -  кукла. И уснуть снова после такого истошного крика можно. Но это если Вы человек вообще без нервов или с глубокого перепоя. Оказывается, внутри неё был будильник, о котором они не знали, поэтому его не отключили. В общем, инженер был очень доволен, что причину нашли, и ему больше не надо пять раз в день бухаться на колени. Ну, и для просвещения публики пару слов о намазе, но сначала озвучу такой факт.:

    Вечером в этот же день на "банкете", посвящённом завершению работы палубной авиации на "Нитке", Тимур Апакидзе вспоминая это первое плавание на БС на "Кузнецове", произнёс фразу: "Столько ужаса, сколько мы испытали в этом походе, не испытал ни разу ни один лётчик за всю свою предыдущую деятельность, в такие условия мы были поставлены..." И лишь после вот этого рассказа Виктора Георгиевича Пугачёва, о чём я поведал выше, передо мной со всей полнотой встала картина, о каких "ужасах" говорил Тимур - к "ужасам" полётов в сложнейших условиях Средиземного моря ещё добавлялся "душераздирающий" крик среди ночи "Аллах Акбар", раздававшийся из каюты одного из товарищей. А этот товарищ, делясь пережитым ночью "ужасом", добавлял переживаний личному составу корабля, которому и так временами "небо казалось в овчинку" - это, конечно, шутка, друзья, но если серьёзно, считаю необходимым, задумывая рассказ о Сергее Мельникове, напомнить слова Тимура о Викторе Георгиевиче Пугачёве (привожу здесь отрывок из своего же рассказа "Сага о друзьях... Тимур", т.к. считаю, что он здесь будет уместен) Раз мы говорим о Мельникове, надо сказать пару слов и о Пугачёве, поскольку они были друзьями и летали бок о бок:

    "   Первый тост тогда сказал Командующий авиацией ВМФ России генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич: "За палубную морскую авиацию!", а второй тост "За человека в погонах" произнёс Тимур. Помимо этого он ещё добавил следующее, характеризуя состояние корабельной авиации России, и попутно рассказал о своём лётном наставнике Викторе Георгиевиче Пугачёве: (речь привожу дословно, без добавлений и комментариев).
   
    "Токтар Аубакиров, о котором упоминал, Валерий Николаевич, меня списал, сказал, что я по своим лётным качествам не пригоден на авианосец.

    Потом Тимур, показав рукой на Пугачёва, продолжил: "Виктор Георгиевич мне не только Учитель лётный. Он мне как отец. Но дело не только во мне. Нашей авиации очень повезло, что во главе этого направления стоит этот человек. Понимаете, он как ангел-хранитель 279 полка. Когда он хотел уехать на танкере, у меня сердце заходило вот тут ходуном. Потому что страшнее, чем вот эта Боевая Служба, первая, не было никогда, столько ужаса не испытал не один лётчик за всю предыдущую свою деятельность, потому что в такие условия мы были поставлены. Вот я помню его слова, когда генерал Рогов предложил ему уехать. А он уже 1,5 месяца был на палубе авианосца. А вы понимаете, что значит забрать ведущего лётчика-испытателя с фирмы на такой срок.

    А он сказал: "Николай Андреевич, нутром чую, если что-то случится, я никогда себе в жизни этого не прощу".
 
    И до последнего полёта он был на палубе авианосца. И я вам должен сказать, что он ангел-хранитель нашего полка, точнее не полка, а палубной авиации. Иван Иванович Бохонко должен благодарить его. Он ему жизнь спас. Когда он... помпаж... с трамплина начал разбег. Почему он там оказался? Он там не должен был находиться. Но он был там. Схватил "соску" и остановил лётное происшествие.

    Когда Момонт сошёл с трамплина, начал разбег, не включив форсаж, Пугачев никогда на ПРП трамплина не ходил, он первый раз туда зашёл, но зашёл именно тогда, когда это нужно было. Он зашёл и спас этого лётчика.

    Понимаете, это не нюх. Это, видимо, врождённый талант, опыт лётной работы, ну и Судьба! Понимаете, есть такое понятие, "везучий - невезучий лётчик". Поэтому, Виктор Георгиевич, ты от нас не отказывайся, и вот тебе на память книжка о Морской авиации на всю нашу жизнь светлую с тобой..."

    Ну, и теперь, как и обещал, просвещу про "Намаз".


        Намаз

Основные арканы намаза:
a) такбир b) кираат c) руку d)киям e) суджуд f) кугуд (истигфар)
g) суджуд h) кугуд (ташахуд)
i) таслим (вправо) j) таслим(влево)

Намаз — ритуальная молитва включающая в себя совершение в строго определённом порядке телодвижений (поясных поклонов, земных поклонов и т. д.), прочтение кратких молитвенных формул и чтение аятов из Корана. Внутренней стороной намаза является мысленная концентрация на том, что читает молящийся, а также ощущение того, что за молящимся наблюдает Аллах (см. Ихсан). Намаз может быть как обязательным (фард, ваджиб) так и желательным (нафиля, суннат).
Намазы отличаются друг от друга временем совершения, количеством ракаат ов и намерением, которое молящийся произносит.

Наиболее важными и обязательными в исламе считаются пять ежедневных ритуальных молитв:

Фаджр — предрассветная молитва,
Зухр — полуденная молитва,
Аср -послеполуденная молитва,
Магриб — закатная молитва ,
Иша — ночная молитва.

Помимо этого существуют коллективные обязательные молитвы: Джаназа-намаз, Джума-намаз и Ид-намаз. Также мусульмане могут совершать молитву испрашивания дождя (Истиска), молитва при солнечном и лунном затмении (Кусуф и Хусуф) и другие (см. Виды намазов). По форме намаз может совершаться индивидуально и (коллективно), а во время путешествий и ожидания опасности может принимать форму Каср-намаза и Хауфа соответственно

    А теперь перейдём к рассказу Сергея Мельникова.

          Если честно, я даже не помню место, где эти два Заслуженных лётчика-испытателя поделились этими своими воспоминаниями с нами в качестве обмена опытом и в силу того, что оба обладали изумительным чувством юмора, без которого в авиации служить тяжело. Скажу лишь, что это было в сентябре 1997 года, когда палубные Российские лётчики прилетели с Севера на аэродром Саки, Крым — тренироваться на «Нитке» (взлётно-посадочном тренажёре для полётов с авианосца «Адмирал Кузнецов»). Я узнав об этом, тут же прикатил с Николаева к другу Тимуру Апакидзе в гости. Как раз были полёты, и он меня, с виду «худого и кашляющего», но умеющего кушать «методически грамотно» - что означает — «метать еду» без перерыва, прихватил с собой на обед в домик Командующего Морской авиацией России Владимира Григорьевича Дейнеки.

   Нас было в салоне пятеро: Дейнека, Пугачёв, Мельников, Тимур и Чечель. У первых четверых челюсти ходили мерно и НЕ торопливо, что позволяло им предаваться воспоминаниям, а вот пятый, съев одно блюдо, тут же просил добавки. Тимур мне потом сказал: «Я даже хотел тебе замечание сделать: «Вася, то же самое, но ре…..же, а то так частишь челюстями, что перед хозяином дома
 неудобно. Но, увидев, что у Владимира Григорьевича прекрасное настроение - он готовился с Пугачёвым лететь на СУ-27, не стал этого делать. Тем более как-то вдруг ощутил — человек же с голодной Украины приехал, пусть хоть здесь повеселится и "душу", которая у него похоже съехала в желудок, отведёт». То есть, скорее всего Мельников рассказал свою историю о рекламе тогда.

    Но может это произошло и позже, когда Дейнека с Пугачёвым взлетели на СУ-27 на пилотаж, сам Тимур к тому времени уже слетал на СУ-25 и СУ-27 инструктором в чине генерала с двумя лейтенантами, и стоя у высотного домика с Тимуром и Константином Фроловым, поэтом и композитором, которого я специально после обеда привёз на полёты с Симферополя по заданию Командующего, поделился впечатлениями от полёта с Мельниковым. Тогда Сергей ещё при нас «подколол» Тимура: «Мы дошли в нашей армии, что майор командует генерал-майором». (Это в ответ на то, что они попали в спутную струю, снимая СУ-25 на видео камеру). В итоге, у нас завязался общий не принуждённый разговор, и вполне возможно, что эту историю с рекламой Сергей мог рассказать и там у высотного домика. Всё это я для того, так длинно объясняю, чтобы показать, Мельников поведал о своей «супер идее», которая пришла ему в голову, не мне одному — есть ещё свидетели, и если кому-то приспичит осуществить его задумку в жизнь и при этом заработать кругленькую сумму в баксах, то шанс ещё есть, надо только обзвонить фамилии тех, что я выше перечислил и уточнить «детали», естественно, с учётом этого дела «при разливе». Итак:

                «Супер-реклама» Сергея Мельникова

   Предположите себя жителем Америки, имеющем средний достаток и не потерявшем интерес к жизни. Вдруг к Вам подходят и прямо на улице делают предложение: «Мистер а хотели бы Вы за не очень большую сумму посмотреть своими глазами секретное оружие русских, их новейший палубный истребитель СУ-27к, чтобы Вы представляли, почему нам, США, нельзя снижать расходы на оборону?» Вас, как дисциплинированного налогоплательщика этот вопрос безусловно заинтересует. Вы проходите в кинотеатр, берёте дорогой билет на первый ряд и что видите?

    Гаснет свет загорается экран, и в самом низу вдруг вспыхивает

   TAMPAX® Brand Walmart.com Coupons

coupons.walmart.com/coupons/TAMPAX®-Brand-Coupons

TAMPAX® Brand Coupons, Grocery Coupons, Recipe Coupons, Internet Coupons, and Printable Coupons are just some of what Coupons.com has to offer.

   Сначала маленькими буквами, потом всё крупнее и крупнее

  TAMPAX   TAMPAX   TAMPAX    TAMPAX

   И только Вы хотите предъявить претензии к администратору кинотеатра и намекнуть о возврате денег, как на экране крупным планом появляется лицо Сергея Мельникова в ЗШ с нестерпимо волевым подбородком, сидящее в кабине палубного супер-истребителя СУ-27к. Дальше идёт взлёт с трамплина авианосца «Тбилиси» (так тогда назывался «Кузнецов»), потом показан пилотаж прямо над авианосцем, причём в кадре периодически мелькают съёмки из кабины, где акселерометр временами показывает перегрузку более 8 g и видно, с какой лёгкостью под бравурную музыку  лётчик их переносит, правда, щёки сильно надувает при выдохе, наверно, кушать хочет. Затем самолёт заходит на посадку, шлёпается о палубу, цепляет за второй трос, останавливается.

    Открывается фонарь кабины. По стремянке спускается Сергей, жмёт руку технику, лобызается с друзьями, затем подходит к леерам, дёргает змейку на комбинезоне и что-то достаёт из ППК (противо-перегрузочный костюм) — и поворачиваясь к камере с пафосом произносит: «Мой комбинезон потому остаётся сухим даже после посадки на палубу авианосца, потому что я пользуюсь Тампаксами фирмы такой-то». После чего, он швыряет использованный тампакс в океан, а себе вставляет новый.  И на экране снова начинают мерцать буквы

    TAMPAX® Brand Walmart.com Coupons

coupons.walmart.com/coupons/TAMPAX®-Brand-Coupons

TAMPAX® Brand Coupons, Grocery Coupons, Recipe Coupons, Internet Coupons, and Printable Coupons are just some of what Coupons.com has to offer.

    После такой рекламы Вы, естественно, бежите в магазин и закупаете ТАМПАКСЫ этой фирмы в неограниченных количествах не только жене, но и себе, так, на всякий случай...
 
    Американцы за этот ролик давали 150 тысяч долларов, но Министерство Обороны запретило Сергею брать эти деньги. Не то их «жаба задавила», что не им предложили, не то, что предложили , но мало. Наверно, там в верхах при Сердюкове классику не читали и не знают слов Остапа Бендера: «Торг здесь не уместен», - когда он оговаривал сумму спасения «отца русской демократии». Хотя официальную причину озвучили, что в кадре иногда мелькают показания приборов в кабине, по которым можно определить ТТХ самолёта, но понятно, что это просто отговорка. В общем, друзья, даже по этому одному случаю можно судить, каким весёлым был человеком Сергей Мельников. Кстати, Сергей эту рекламу тоже не для "прикола придумал". Он был государственным человеком. А поскольку времена тогда были нищие, его пытливый ум искал любую возможность заработать деньги на оборону. Жаль, наше руководство в "верхах" не поняло эту тогда его идею и не поддержало.

    Светлая память Сергею Мельникову, Тимуру и всем лётчикам, кто сейчас уже продолжает полёты там — за Небесами…

    Ну, и раз уж зашёл разговор об американской рекламе, приведу ещё пример, о котором мне рассказал покойный Сергей Михов (рассказ «Встреча через годы»). Он был в составе нашей делегации, которая прилетела в Канны на традиционный кинофестиваль. Наши в тот год представили на конкурс два фильма: «Москва слезам не верит», который завоевал золотой Оскар, и «Обломов». И вот сидят они после церемонии награждения на следующий день в гостях у одного из ведущих режиссёров Голливуда Льюиса, и тот их подколол: «Что же вы, русские, два таких неравноценных фильма на фестиваль привезли. Один действительно — шедевр, а второй — такая туфта». А потом после паузы: «А впрочем, если бы вы мне добавили ещё +2% к положенной сумме, которую обычно платят за фильм, я бы вам его прокатал с ещё большим успехом, чем «Москва слезам не верит». Наши: «Это невозможно». Он: «Даёте + 2% ?» Поскольку нашим терять было нечего, они: «Предположим, даём».

    Льюис: «Роберт, посчитайте». Смотрим, какой-то лысенький невзрачный человек тут же достал листок бумаги, калькулятор, начал рисовать какие-то стрелочки, цифирьки, кружочки. Мы тянем шеи, а Льюис говорит: «Вы же здесь ещё пробудете неделю, начало вы увидите, а остальное узнаете из газет. В общем, события развивались так. Фирма Льюиса выкупила стену здания, которая в Нью-Йорке стоит очень дорого и используется для рекламы, т. к. видна со многих точек города. И на этой стене художник подешевле, как  Киса у Остапа Бендера, нарисовал фигуру мужика и рядом крупными буквами вывел «ОБЛОМОВ».

    Американцы, естественно, сначала смотрели на мужика, а потом взгляд поневоле читал «ОБЛОМОВ», но большинство даже не поняло, что это? Новый мужской одеколон или мужские подтяжки рекламируют? Но это было не важно, главное, что у многих в памяти осталась надпись. Через неделю деньги кончились, другая фирма закупила стену, и там появилась новая реклама. Зато во всех крупных  газетах Америки появилась маленькая заметка: «Как нам (фирме Льюиса) стало известно - в СССР вышел на экраны фильм «Обломов», который показывает правду о социалистическом обществе, но в историческом преломлении».

   А ещё через неделю снова маленькое объявление во всех крупных газетах: «Нашей фирме кинорежиссёра Льюиса удалось за баснословную цену купить у русских один экземпляр фильма с условием, что показать можно его только один раз (он же «правду» говорит о Советском обществе), и 500 самым богатым людям Америки разослали приглашение на показ фильма «Обломов» стоимостью 600 долларов. Вот в этом заключалась главная идея рекламы. Т.к. миллиардеры и миллионеры люди умные, и большинство разбирается в искусстве, то они знали, что фильм — так себе, но важен факт. Раз тебе прислали Пригласительный, то признают, что ты входишь в элиту самых богатых людей США. И если ты не приедешь, ты или не дорожишь этой элитой, или ты скряга, который не может позволить себе просто так 
 выбросить 600 долларов.

     В итоге, все съехались, тем самым были сразу окуплены затраты на рекламу, (стена и две заметки в газетах). А дальше у каждого магната своя газета, журнал, телевидение — у каждого свои отзывы, и это разлетелось по всей стране. А ещё через неделю в 60 городах Америки во всех кинотеатрах сразу начинает идти фильм «Обломов», и публика подогретая миллионерами, начинает валом идти на эту картину. В итоге, 500 000 долларов прибыли, и всего лишь 10 минут работы ума над рекламой. Как сказал тогда Сергей Михов: «Нас больно щёлкнули по носу, и показали, как надо рекламировать свои фильмы».

    А вообще, пока писал этот рассказ, и Володю Минеева вспомнил, который разбился на маленьком самолётике «НАРП» в 2008 году, у которого день рождения, кстати, 3 июля. И Сергея Михова (Рассказ  «Встреча через годы»), и Тимура Апакидзе, и Сергея Мельникова. Какие были все весёлые и достойные люди. А закончить этот рассказ памяти о друзьях хочется словами Сергея Мельникова, лучше всех, наверно, сказавшем слова о нашей лётной профессии: «Ребята, если вы хотите иметь много денег, ездить на дорогих «Мерседесах», ходить в ночные клубы, то не идите в лётчики. Но если вы хотите иметь нечто большее, что невозможно объяснить словами, это надо испытать самому, как в серый, пасмурный день взлетаешь за облака, а там всегда солнце… Ради этого, наверное, стоит жить». А выводы делайте сами..."

   П.С. от В.Бабича, звонок от В.Г.Дейнеки

Валерий Бабич <valeriy.babich@gmail.com>

Кому: 'Василий Чечельницкий'

вчера, 22:13

   Василий, только что звонил В.Г.Дейнека. Твой рассказ получил, прочел, говорит, что все написано правильно. Передает тебе привет. Они сейчас ведут большую подготовку к празднованию 100-летия Морской авиации России, будут отмечать с 15 по 18 июля.  Приглашают ветеранов и действующих летчиков. Перечислял многих, которых я знаю. Пригласили и Ю.Лончакова. Кроме Москвы будут отмечать еще в 6-ти городах.  В.Г.Дейнека пожелал тебе творческих успехов и здоровья. А мы с Людой передаем привет Ирине.

 Обнимаю,

Валерий Бабич.
 
   Рецензия на «В небесах мы летали одних» (Полковник Чечель)

   Классно получилось! Спасибо! Из того,что я читал с 10-12 лет о летчиках, еще никто так проникновенно о друзьях-товарищах не писал. Вам здоровья и с наступающим Праздником!!!

Виталийл   06.07.2016
   


Рецензии
Спасибо за столь обширное повествование о современных летчиков палубной авиации.Во время службы на ТОФ приходилось работать с "Минском" и "Новороссийском",смотреть на полеты американцев с "Мидуэя" в шторм и "Энтерпрайза" на учениях.По-моему это люди совершенно иного склада,чем обычные пилоты.Мне запомнилось,как поднимали Як-38 О.Кононенко.

Станислав Сахончик   11.07.2016 07:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.