Все про жизнь или форма и содержание

Никакая правда жизни не сможет восторжествовать при условиях, когда нет установки на приоритет формы или содержания. Вспомним, что даже вся вселенная наполнена эфиром и космическими телами, которые соотносятся именно с этими понятиями. Любое материальное тело (а даже энергия материальна) в своей основной характеристике подлежит восприятию исключительно через форму и содержание. Например, обычный камень принимается нами как минерал (содержание) определенных размеров и конфигурации (форма).

Таким образом, любое тело во вселенной имеет эти два основных параметра, являющихся наиболее важными среди прочих характеристик. И какой из них собственно может претендовать на свой приоритет? Вопрос не риторический, так как подразумевает методику оценки всего сущего в мироздании. Естественно, что с научной точки зрения (эксперимент) важность одного из указанных свойств варьирует в зависимости от цели исследования. Например, для опытов на молекулярном уровне вещества значение имеет только содержание, а для геометрических расчетов на первое место выходит именно форма предмета. Но сейчас мы рассуждаем не на тему важности исследуемых параметров в каких-то частных случаях, а в обобщенном виде, то есть, когда материя (вещество или энергия) представляют интерес с точки зрения целостного объекта в более масштабной системе взаимоотношений с прочими подобного рода объектами.

Не будем особо углубляться в физику как предмет исследования взаимоотношений между материальными субстанциями, а только обозначим существо проблемы на уровне неодушевленных предметов. Далее, подключим философский аспект о взаимосвязи всего сущего в мироздании. Я имею в виду в контексте нашего разговора именно взаимосвязь, как между объектами вселенной посредством эфира, так и всех отраслей человеческого знания. Здесь важно понять, что именно философия определяет вектор развития человеческого сознания, в том числе и науки. То есть, если бы человечество не уделяло столько внимания философии (добавим – и религии), то естествознание так и довольствовалось бы изобретением колеса и пороха (что еще и не факт).

А в философском аспекте первоочередная роль все-таки в нашем обсуждении принадлежит содержанию, как параметру качественному, тогда как форма в данном случае выполняет лишь функцию количественной характеристики. Ну, а про взаимосвязь количества и качества, надеюсь, никому не придется пояснять?! Напомню еще раз о месте философии в сознании человечества и взаимосвязи всего сущего. Теперь продолжим наши рассуждения о форме и содержании в сфере жизнедеятельности человека. Не будем подобно Иммануилу Канту и иже с ним раскладывать мышление и сознание человека по категориям, определять их качественные и количественные взаимосвязи, а перейдем сразу к оценке человека по его словам и поступкам, объединив их в понятие «действия». Вспомним, что человек проявляет свою сущность в трех ипостасях: мыслях, словах и поступках. А так как мысли, несмотря на их первостепенную роль в характеристике человеческих качеств, являются для нас закрытыми (мы же не экстрасенсы какие-нибудь с шарлатанскими замашками), то и перейдем к рассмотрению именно действий человека. Хотя сразу же нужно пояснить, что действий не может быть без мыслей по самому определению, а потому их (мыслей) проявления мы все-таки ясно и отчетливо обнаружим на физическом плане по ним же (действиям).

Итак, в процессе своей жизнедеятельности человек проявляет себя с окружающим миром (внутренний мир нас сейчас интересует не только опосредованно, а именно как первопричина поступков) в той или иной степени активности. Но все поступки человека имеют свою мотивацию. Будь то естественные потребности или проявления моральных качеств, но эти действия направлены на достижение своих целей. Именно эти цели (мотивации) и являются определяющими по важности в связи с тем, что они первичны. На них базируется весь последующий событийный ряд. А вот способ достижения своих целей можно в полной мере считать вторичным в данном контексте. Конечно же, цель в данном случае гармонично соотносится с содержанием, а способ – с формой.

Итак, подведем промежуточный вывод. Содержание в жизнедеятельности человека можно в полной мере считать главным, а форму соответственно подчиненным параметрами нашего обсуждения. Так как человек оценивается окружающим миром исключительно по сумме его действий, то и общая характеристика определяется путем сложения соответствующих результатов деятельности. Казалось бы, все просто – смотри на поступки человека и, исходя из их характеристик, объективно оценивай его. Но в жизни же все не так происходит. Почему? Вопрос не риторический и требует обстоятельного изучения.

Каждый из нас знает, что «человека встречают по одежке, а провожают по уму». Данная народная мудрость в нашем контексте будет озвучена примерно так: «Сначала мы оцениваем человека по его форме взаимоотношений с коллективом (условно), а после детального изучения составляем подробное представление о его содержании», - что опять же полностью соответствует первичной концепции о главенстве содержания над формой. Но ведь для определения формы взаимоотношений человека не требуется никакого времени, так все ясно сразу, а на выяснение их содержания (сути) могут понадобиться годы. Ведь за вежливым обращением и прочими внешними атрибутами может скрываться что угодно. Конечно же, все мы считаем себя исключительными психологами и распознавателями душ, но на практике зачастую получается, как говорят у них в Одессе, картина маслом. Я хочу сказать, что из века повелось попадаться на лесть и прочие самые примитивные уловки недобросовестных людей.

Возможно, кто-то скажет про данное эссе, что его рассматриваемая тема банальна, а выводы очевидны. Но это не совсем так, потому что, разложив все, как говорится, по полочкам, всем становится очевидно - не нужно торопиться с выводами при оценке человека до тех пор, пока жизнь не заставит его проявиться во всей «красе». И это раз. Далее, осознание данного порядка вещей поможет каждому сделать усилие над собой в направлении исправления, что сложно, но возможно. Кроме того, это позволит правильно оценить реакцию окружающего мира на свои собственные поступки, которые, как мы прекрасно все понимаем, не могут быть безупречными по самому определению. То есть, у нас есть возможность посмотреть на себя со стороны более трезвым и непредвзятым взглядом, что уже не мало.

В качестве примера могу сказать пару слов о себе. Как яркий представитель «Скорпиона» (пример не очень удачен по причине того, что я православный христианин, но все-таки показателен для широкой аудитории) я обладаю всеми его «недостатками», включая вспыльчивость и гневливость, импульсивность и мнительность, правдивость любой ценой и т. д. Это по ходу жизни мне сильно мешает, так как зачастую я пренебрегаю такими важными вещами по отношению к людям, которые взаимосвязаны со мной, как вежливость, терпеливость, лояльность и т. п. в угоду справедливости. Но справедливость-то субъективна, а обидеть человека легко. Вот и получается, что мои мотивации (содержание) во многих случаях оправданы, а вот с внешними атрибутами (формой) как-то не всегда ладится.

Об этом нужно хорошо помнить. Ведь если вы правы на копейку, а обидите на рубль (а такое тоже возможно), то вообще нарушится вся правда жизни. Ясно, что нас окружают разные люди, но все хотят испытывать по отношению к себе уважение и, если не любовь, то, по крайней мере, достойное отношение. Глубокая мысль про форму и содержание такая – форма социальных (кстати, и не только) отношений, так или иначе, проявит содержание человека со временем. Оговорка про социальный характер может относиться к отношениям человека с природой и животными и проч.

Итак, основные выводы по эссе такие. Во-первых, содержание первостепенно по отношению к форме во всех своих проявлениях (естествознание, философия, психология и религия, социология и проч.), а потому оно есть суть. Во-вторых, как и в последующих далее по списку, форма очень важна и особенно на первоначальном этапе налаживания новых связей. Именно форма является тем существенным параметром, который определяет границы содержания (в прямом и переносном смысле). А это в свою очередь говорит о ее роли и в общей структуре модели «содержание-форма». Пренебрегать формой категорически не рекомендуется никогда. Об этом, кстати, вам всегда подскажет и самый объективный путеводитель по жизни – совесть.


Рецензии
так чем отличается тогда Живое от Мёртвого?
Добавьте хоть вечную потенциальность,
если не хотите сказать о самовозрождении.

Дарроддин   02.07.2017 17:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.