Мысли и думы, или утро завтрашнего дня

МЫСЛИ И ДУМЫ, или УТРО ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Хотя моя привычка вставать всегда засветло выработалась уже очень давно, и я сохранять ей верность стараюсь почти всегда, утро каждого дня для меня наступает в разное время. Вот и сегодня – 1 июля оно пришло ко мне не с первыми лучами солнца, не с гудками автомобильных клаксонов, и не режущими нутро трамвайными звонками. Утро, несмотря на то, что я уже не только открыл глаза, но и куда-то ехал уже, пришло ко мне задумчиво, своей поступью не вторгаясь в моё сознание весёлым шумом ранних голосов. Это утро можно было сравнить с тихой размеренной молитвой инока, с покачивающейся по сторонам походкой седого боцмана, и даже с размашистыми шагами казачьего атамана, погружённого в свои думы.
У каждого человека свои мысли. Но если какая-то часть людей объединена одной идеей, то этими людьми могут двигать какие-то думы общие, которые похожи на медленно раскачивающийся в разные стороны маятник, отчитывающий одновременно не только драгоценные минуты человеческого бытия, но и удары сердца каждого человека. В это солнечное июльское утро мои думы слились в одной мощной амплитуде с детскими душами, готовящимися на целых три недели покинуть родительский кров и оставить свои семьи грустить в одиночестве. Все дети с сопровождавшими их родителями пришли к месту сбора, проходившему на территории Свято-Троицкой Сергиево Приморской мужской Пустыни. Они пришли сюда, чтобы получить благословение и отправиться в неизведанное завтра – в утро деревни Хотнежа Волосовского района Ленинградской области. Сюда, вот уже на протяжении 16 лет под водительством атамана Сергиевской станицы Северо-Западного округа Всевеликого войска Донского Владимира Михайловича Киреева во время летних каникул на военно-патриотические сборы съезжаются мальчишки всех возрастов из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Они собираются здесь, чтобы тут же уехать отсюда в деревню Хотнежа, где будут учиться всему, что потом пригодится им во взрослой жизни, чтобы жизнь эта не застала их врасплох. Провожающие мальчиков папы, мамы и бабушки с дедушками, успев собрать для них всё самое необходимое, отправляют своих ребятишек со спокойной душой, ибо знают, что приедут они из лагеря на свежем воздухе не только возмужавшими телом, но и повзрослевшими внутренне. Многие из ребят едут уже четвёртый, пятый, а то и шестой раз. Разговорившийся со мной капитан второго ранга в отставке рассказал, что несколько лет назад загонял своего сына сюда чуть ли не силком, а теперь же парня не отвадишь от отдыха в летней деревне ничем иным. А к месту сбора подходили всё новые и новые казачата. Кто ехал не первый раз, сразу старались отойти от родителей, чтобы пообщаться с друзьями и товарищами. Те, кто ехал впервые, жались к взрослым, предвкушая и смакуя долгое расставание с родительским домом. Я стоял и наблюдал за поведением организованного в единый порыв чувства скорейшего расставания, и мысли мои переместились на берег карельского водоёма Сямозеро, где в середине июня этого года случилась людская трагедия, унёсшая с собой четырнадцать человеческих жизней. Разве случилось бы подобное, думалось мне, если бы действиями и устремлениями организаторов лагеря «Парк отель Сямозеро» двигало не поклонение золотому тельцу, а искреннее желание приобщить детей к туристическому братству? Мой внутренний голос мысленно рисовал в моём подсознании две различные параллели, одна из которых казалась мне линией, направленной к Богу, ибо шла она через божественную литургию и благословение, другая же, как казалось, была прерывистой и во многих местах своего бытия прерывалась бесовскими выкриками. Здесь, за деревней Кудама, в сосновом бору на побережье ни в чём неповинного озера Сямозеро, на девятый день после гибели детей отцом Сергием и протоиереем Сергием из храма Святителя Николая из посёлка Эссойла Пряжинского района была отслужена по погибшим заупокойная лития. В этот же день, на том самом месте, где местные жители обнаружили семь детских тел, правительством Карелии был установлен памятный Крест. Может быть, это и кощунство, но первая мысль, что пришла мне на ум – это чиновники решили от случившейся трагедии и людского негодования открестится Крестом. В голове тут же зародились первые строки ещё не родившегося стихотворения:
Чайкой взмыл детский стон.
Разметал этот плач ветер в шторме…
Откреститься Крестом? –
Нет, не выйдет никак! –
Помнить будем мы это года…
И четырнадцать их,
Не простившись –
(простит Бог соборно) –
Мир оставив на миг,
Вдаль ушли в небеса навсегда.
Как так, думалось мне, можно было положиться на опыт неопытных инструкторов, которые и сами ещё дети? Вот если бы в лагере этом с красивым и благозвучным на иностранный манер именем «Парк отель Сямозеро» руководителем был кто-нибудь из тех, кто пестовал наше поколение, разве такое могло бы случиться? Нет, и ещё раз нет! И, будто бы подводя итог всем прожитым годам в нашем, строящемся по образу и подобию западной модели обществе, кто-то мудрый в одном из постов в Интернете оставил свой комментарий: «Детей на Сямозере убил капитализм!»…
Но я никого не осуждаю. У каждого свой путь. Прежде чем осуждать кого-то, надо взять его обувь и пройти его путь, попробовать его слезы, почувствовать его боли. Необходимо наткнуться на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого можно говорить, что ты знаешь, как правильно жить. Но есть ещё путь отцов, по которому они шли не одно тысячелетие, и мы, как мне кажется, решившие в одночасье подражать пути иных цивилизаций, нарушили свои устоявшиеся каноны, и отлаженный веками механизм нашей жизни стал давать сбои. Результат этих сбоев – человеческие жертвы, которые не восполнить ничем. Не заменят нам их ни кресты скорби вдоль шоссейных дорог и на побережьях рек и озёр, и ничто иное. И я с ужасом начинаю осознавать, что великий русский поэт Николай Рубцов в своём пророческом стихотворении предвидел лес крестов не только в окрестностях России, но и на её просторах…
… Но 1 июля казачата с Божьего благословения уехали, и мы знаем и верим, что с ними всё будет хорошо, ибо с ребятами вместе поехали умудрённые жизненным опытом наставники, которые, прежде чем что-то предпринять, семь раз подумают…
Василий Вейкки


Рецензии