Бурная политическая жизнь в 1993 г

Рассказы о жизни в России

Глава 8. «Четыре года, четыре года» (1991- 1994 гг.)

"Лишь тот достоин счастья и свободы,
 Кто каждый день за них идет на бой".
                И.Гете

    «Блажен, кто посетил сей мир
     В его минуты роковые»
                Ф.Тютчев


   Довольно пестрый и интересный 1993 год. Запомнилась работа на Конституционном совещании в Кремле, октябрьское столкновение с Верховным  Советом,  принятие новой либеральной Конституции,  а в моей жизни переход в Институт общей генетики. В январе сын Дима летал на гастроли  в Америку,  был в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Мехико, Флориде, Вашингтоне. Моя внучка Алиночка росла на Гнездниковском переулке в Москве, с испугом встречая приход дедушки. Но потом признавала,  говоря: "Деда Иголь плишел". Я ездил всю зиму по окрестностям Москвы:  Десна,  Красная Пахра,  где посмотрел  развалины дворца имеретинского царевича Александра, Подольск, Вороново, Ситенка. В магазинах становилось все более пусто. Пытался организовать создание Союза земцев-конституционалистов, но неудачно.
     Из дневника: 24.1.93. "В  моем возрасте человек дозревает до того,  что уже не гоняется за призраками,  не верит в иллюзии,  но любит то единственное реальное, что дала ему жизнь.  И вот тут-то человек обнаруживает,  что это и означает его приближение к небытию, могиле. Удивительно, но напрашивается вывод,  что иллюзии и есть жизнь.  Или наоборот,  жизнь это иллюзии. Конечно, это не так, конечно, это возрастные слабости, отчаяние. Зрелость и трезвость результат жизни,  но иллюзии вовсе не её источник. В политике я оказался бесталанным.  Я всегда ценил и культивировал в себе способность идти до конца,  не сворачивать, не отступать. А политика заключается в умении постоянно отворачивать,  изменять, лавировать. Я так не могу и постоянно терплю поражения".
     В конце января я купил пишущую машинку «Любава». 23  февраля прочел лекцию о своих работах в Институте биологии развития на 22-х чтениях памяти генетика В.В.Сахарова. В марте выступил оппонентом в Институте общей генетики по какой-то кандидатской диссертации. Сразу после этого началось оформление моего перехода в Институт общей генетики, хотя в Институте садоводства мне продлили контракт на год. В апреле я с помощью своего друга  И.А.Захарова, зам. директора  стал ведущим научным сотрудником лаборатории В.А.Пухальского Института общей генетики.  Получил стипендию  500  долларов Фонда Сороса по биоразнообразию и позднее еще 500 долларов по научному гранту того же Фонда.  Работал в комиссии  по биоразнообразию  Фонда Сороса по оценке заявок на гранты под руководством Воронцова. 19 марта сделал доклад о В.И.Вернадском и кадетах 90-х годов в Институте истории естествознания и техники.  Начал участвовать в работе Общественного Комитета Демократических Организаций России (ОКДОР). В апреле ездил в Белопесоцкий монастырь, Ступино-Соколову пустынь на левый берег Оки, в Горки Ленинские. Участвовал  в   кампании   референдума  25 апреля 1993 года по четырем вопросам Б.Н.Ельцина:1. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н.Ельцину; 2.Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ; 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ; 4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ. Я агитировал за стандартную схему ответа на эти вопросы «да-да-нет-да». Результаты этого референдума соответствовали нашим призывам.
     В мае 1993 года я в числе 600 человек стал участником Конституционного  Совещания в Кремле по заявке лидера партии «Молодая Россия» Д.Ю.Глинского. Пожалуй, эта работа стала одним из самых главных моих дел и успехов в политике. Все лето  работал в составе группы партий,  объединений,  профсоюзов и конфессий. Познакомился с известными политиками В.В.Жириновским, Г.В.Старовойтовой, К.А.Любарским, Л.Г.Убожко, другими участниками, а также с руководителем группы А.А.Собчаком. Заседали в Мраморном зале  Кремля, где раньше проходили пленумы ЦК КПСС. На первом заседании в июне выступил Президент РФ Б.Н.Ельцин, затем было изгнание с трибуны Р.И.Хасбулатова (последний председатель Верховного Совета РФ), вынос депутата Ю.М.Слободкина.  На обеде я бегло познакомился с оказавшимся рядом президентом Татарстана М.Ш.Шаймиевым. 12 июля 1993 года Совещание одобрило откорректированный проект Конституции, состоялось его  торжественное подписание всеми участниками, в том числе и мной.
   На совещании Жириновский предложил мне прийти в штаб-квартиру его ЛДПР, но я побоялся сделать этот шаг, который, может быть, принес бы мне мандат депутата парламента. В это время среди интеллигенции было распространено отрицательное отношение к Жириновскому, его считали гороховым шутом, клоуном. Я так не считал, я тогда уже догадывался, что это вполне реальный политик, даже талант. Но не смог противостоять давлению семьи, которая разделяла общераспространенное мнение. Позднее моя семья согласилась с моими оценками Жириновского, но для меня было уже поздно. Впрочем, я думаю, что Жириновский  бесспорно хороший оратор и неплохой организатор своей партии. Но как он повел бы себя, если бы получил в свои руки власть, не знаю. Ведь он никогда не работал ни мэром, ни губернатором, ни другим реальным лицом исполнительной власти.
   Все лето свободное время я проводил на даче, работал в саду, ездил на велосипеде, в том числе на базу Института общей генетики в Обухово. 9-го августа 1993 года я участвовал  вместе  с депутатом Госдумы С.Н.Юшенковым в 45-минутном телемосте 2-й Программы телевидения Краснодар-Москва-Петрозаводск, агитировал за принятие либеральной  конституции.  В сентябре ездил в город Жуковский на 1-й Аэрокосмический Салон, посмотрел авиашоу.
     12-го сентября ездил в Востряково. Из дневника: "Всю поездку я экспериментировал со случаем, поворачивая туда,  куда вела меня судьба. Так и надо в жизни. Если ты зашел туда, где перед тобой препятствие, осмотрись, нет ли обхода или  вообще  не нужно ли повернуть на новый,  неведомый путь.  Не лезь сдуру на стену и не беги срочно назад".
     В конце сентября Ельцин распустил Верховный Совет, что привело в октябре к стычке,  попытке штурма Останкино,  расстрелу танками Белого Дома.  Мы с сыном Димой 4 октября участвовали в стоянии у Моссовета в поддержку демократии.  На другой день я выступил по радио «Эхо Москвы».  В октябре  получил предложения выдвигаться в Думу от Российской Христианско-Демократической Партии,  Российского Движения Демократических Реформ,  но не принял их.  Пытался по предложению того же Д.Ю.Глинского войти в блок Т.Х.Гдляна «Новая Россия», но был изгнан как чужой. Участвовал в учреждении блока Е.Т.Гайдара "Выбор России" от «Союза прогресса». Участвовал в работе Общественной  палаты Конституционного совещания в Кремле.  Пытался собирать подписи для выдвижения в Думу,  но быстро отказался  ввиду  отсутствия реальной поддержки.  Стал доверенным лицом кандидатов в Думу П.А.Медведева и Н.Н.Воронцова.
     Из дневника: 27.11.93. "Я знаю образ, которому я хотел бы соответствовать. Любящий жизнь,  радостно встречающий каждое её проявление человек, стойкий в трудные периоды,  спокойно переносящий невзгоды, понимающий, что они проходят,  а жизнь все равно торжествует.  Жизнь хороша, даже если впереди старость и конец".    
     В декабре всенародным голосованием была  принята  Конституция России,  в которой есть и мой труд. Н.Н.Воронцов и П.А.Медведев стали депутатами. В конце года мой сын Дима обменял квартиру на Гнездниковском переулке на хорошую трехкомнатную квартиру у метро Свиблово на улице Амундсена.


Рецензии