15. Зима. Письмо другу...

НОВЕЛЛА 15 – ЗИМА  (ПИСЬМО  ДРУГУ).   

Когда-то  я  очень  любил  зиму,  да  и  не  может  быть  иначе  в  краю,  где она  царит  две  трети  года.  Сейчас  дело  иное: «Зима – время тревог наших» - сил  с  каждым  годом  остается  все  меньше,  и  если  еще  можешь  радостно  воскликнуть  при  встрече  со  старым  знакомым:  «Сколько  лет!...»,  то  кричать:  «Сколько  зим!...»  уже  не  хочется… Зиму  приходится  «претерпевать»,  хотя  даже  и  теперь  в  ней  ощущается  своя  особая  холодная  красота. 

7  января,  раннее  утро…  Позади  и  декабрь,  и  встреча  Нового  Года,  и  вот  уже  наступило  Рождество.  Так  случилось,  что  мы  не  празднуем  официальные  даты,  дни  рождения  и  даже  приход  Нового  Года.  Лично  для  меня  ПРАЗДНИК – это  редкие  часы  или  дни  полного  слияния с  миром,  касание  вселенской  гармонии,  время  безраздельного  господства  души  и  духовного  Я.  Однако  кое-что  осталось  из  детства,  например,  новогодняя  ёлка,  а  кое-что  и  прибавилось.

С  2005-го  года  (тогда  у  меня  появилась  видеокамера)  я  обязательно  иду  снимать  рассвет  последнего  дня  уходящего  года – иду  в  поисках  неожиданных  сюжетов,  предзнаменований,  откровений.  Следующий  выход  на  съемки  вечером:  проводы  дня,  закат,  укутанная  в  огни  ночь,  новогоднее  разноцветье  города  и  радужное  сияние  множества  ёлок… Затем – бой  курантов  на  Спасской  башне  Кремля  (это  уже  с  экрана  телевизора)  и,  как  завершение  и  встреча  одновременно – рассвет  1-го  января  наступившего  года…

Следующие  по  уже  сложившейся  за  5  лет  традиции  видеосъемки  происходят  в  Рождество,  которое  обладает  своей  тонкой  и  ни  с  чем  не  сравнимой  прелестью…  И  еще:  во  время  утренней  рождественской  прогулки  в  душе  всегда  присутствует  нечто  вроде  «беседы  с  миром  и  с  самим  собой»,  которая  содержит  подведение  итогов  прожитого  года. 

Так  же  было  и  в  этом  году:  заснял,  озвучил,  и  «вот,  хорошо  весьма»… Эти  утра – новогоднее  и  рождественское – замечательны  еще  одним:  поразительной  тишиной,  исполненной  какой-то  благотворной  силы  и  несуетности. Ничто  и  никто  не  мешает,  не  отвлекает,  не  раздражает…

Зажигаю  свечу,  включаю  тихую  музыку  и  начинаю  «священнодействовать». Это  тоже  ритуал, почти  мистерия, которому  много-много  лет.  Раскладываю на столе  всякие  милые  безделушки,  ничего  не  говорящие  посторонним  и  ничего  для  них  не  значащие.  Для  меня  же  в  них  и  сквозь  них  проступает  вся  моя  жизнь.  Какие-то  из  них  старше  меня - остались  от  родителей,  какие-то  поселились  в  нашем  Доме  с  первых  дней  семейной  жизни,  а  какие-то  появились  совсем  недавно...

***

Мы  так  редко  задумываемся:  зачем  детям  игрушки  и  почему  они  уходят  из  жизни  взрослых?  Игрушки  столь  же  вечны,  как  вечно детство,  будь  оно  человеческое,  детенышей  животного  царства  или  же  маленьких  «существёнков» - детей  всяких  загадочных  существ  и  сущностей.  Зачем  им  ИГРА  и  ИГРУШКИ?  Мы,  взрослые,  говорим:  «Моделирование  мира,  его  ситуаций  и  отношений,  обучение  навыкам  предстоящей  взрослой  жизни»…

Для  детей  же  ничего  «неживого»  НЕ  СУЩЕСТВУЕТ  вообще.  Они  остро  чувствуют,  что  «материальное» - лишь  «одежда»  заключенного  в  этом  материальном  ЖИВОГО,  которое  нужно  ПРОЯВИТЬ,  извлечь  из  этой  оболочки  наружу  и  затеять  с  ним  волшебную  увлекательную  ИГРУ…

Зверёныши  играют  по-другому – они  готовятся  к  реальной  жизни  в  реальном  жестоком  мире,  обусловленном  законами  природы  (увы,  теперь  уже  не  столько  «дикой»,  сколько  «очеловеченной»,  в  которой  места  животным  остается  все  меньше  и  меньше):  здесь  «выживает  сильнейший».  Им  необходимо  научиться  прятаться  и  нападать,  охотиться  и  убегать  от  охотника…

Но  и  у  них  есть  в  жизни  немалый  период,  когда  они  ПРОСТО  ИГРАЮТ  С  ЭТИМ  МИРОМ  И  ЕГО  ПРОЯВЛЕНИЯМИ,  когда  принадлежность  к  видам,  враждующим  во  взрослой  «неправильной»  реальности,  еще  не  сформировалась,  и  ВСЁ - от  веточки  до  такого  страшного  для  них  создания,  как  человек -  есть  одна  большая  радостная  ИГРА…

Совсем  по-иному  играют  дети  человеческие.  Археологические  раскопки  древнейших  поселений  первобытных  людей  убедительно  доказали,  что  детские  игрушки  существовали  уже  тогда  наряду  с  орудиями  охоты  и  бытовой  утварью.  Они  были  очень  простыми  и  безыскусными,  но  то,  что  это – ДЕТСКИЕ  ИГРУШКИ – ощущалось  сразу  же  и  безошибочно.  Их  клали  в  погребения,  и  перед  глазами  археологов  представали  останки  маленьких  людей,  рядом  с  которыми  на  ложе  из  вечнозеленых хвойных ветвей   были  бережно  и  с  огромной  любовью уложены  цветы  и  эти  нехитрые  принадлежности  мира  ребенка…

Игрушкой  может  стать  что  угодно – камушек,  чурбачок,  укутанный  в  покрывало,  кусочек  бересты,  шишка,  желудь,  листик  -  уже  НЕ  ПРЕДМЕТ,  но  СУЩНОСТЬ… Это  удивительно – какая-то  особая  интуиция,  одушевление  всего  сущего,  почти прозрение,  которое  мы утрачиваем  со  своим  взрослением… Наверное,  это  и  есть  первые  движения  пробуждающейся  души.  Маленький  человечек  самым  странным  образом  уверен  в  своей  способности  оживлять  и  материализовать  нечто,  глубокое  скрытое  от  других  и  видимое  лишь  ему…

Много  позже,  с  развитием  разума  и  социализации,  это  чувство  уходит.  Разум  погружается  в  мышление  абстракциями  и  всяческими  умопостроениями,  а  у  социума  свои  конкретные  и  прагматичные  игры.  Так  разумное  отделяется  от  чувственного,  интуитивного,  мистичного,  теряя  непосредственное  восприятие  ЖИВОЙ  ЖИЗНИ  МИРА,  ГДЕ  ВСЁ  ЖИВОЕ… Однако  оно  никуда  не  исчезает  окончательно  и  бесповоротно,  становясь наряду  с  эмбриональной  и  детской  памятью ОСНОВОЙ  тонкого  Я,  его  внутреннего  пространства  и  личного  космоса.

Хотя  «первозданное»  восприятие  мира  с  возрастом  утрачивается,  бывают  случаи,  когда  человек,  по  мнению  окружающих,  «впадает  в  детство».  Я  не  имею  здесь  в  виду  инволюцию  с  ее  нарастающей  беспамятностью  и  беспомощностью – меня  интересует  иной  вариант:  выход  через  управляемую  регрессию  на  детское  чувствование,  детскую  сверхвосприимчивость. 

При  еще  более  глубоком  погружении  происходит  выход  на  прошлые  жизни»  и  «жизни  между  жизнями»,  а  там  не  обойтись  без  особых  знаков,  символов,  архетипов,  ритуалов  (то,  что  А.  Подводный  называет  «ритуальной  магией»).  Там  есть  не  только  «Я»,  но  и  все,  что  его  окружает  при  жизни  в  физическом  теле,  то  есть  все  то,  с  чем  мы  при  жизни  тесно  соприкасаемся,  что  любим,  что  несет  на  себе  наш  отпечаток. 

При  взгляде  на  такую  «знаковую»  вещь  все  оживает,  все  начинает  говорить  с  нами,  тянуться  к  нам,  все  дышит  своей  особой  загадочной  жизнью,  и  чем  больше  любви  было  вложено  в  эту  вещь,  тем  больше  она  может  сказать  и  подарить  нам…

***   

Вещи  приходят  и  уходят.  Хорошо,  когда  какие-то  из  них  могут  сопровождать  нас  до  самого  последнего  дня.  Как  правило,  это  книги,  картины,  музыка,  иногда   игрушки  и  то,  что  стало  нашими  талисманами,  нашими  друзьями,  Хранителями нашей жизни . 

Мы  достаточно  умны,  чтобы  не  хранить  в  своем  Доме  что-либо  мрачное,  враждебное,  калечащее  душу - достаточно  умны,  но  зачастую  недостаточно  прозорливы  и  чувствительны  к  той  ауре,  которую  несут  в  себе  окружающие  нас  «неживые»  вещи…

Вряд  ли  кто-то будет хранить в доме  даже  обычную  книгу  или  картину,  если  почувствует,  что  они  пропитаны  черной  мистикой,  злобой,  ненавистью – таким  вещам  не  место  в  Доме  любимом  и  светлом.  Не  стоит  забывать,  что  любая  вещь – это  всегда  «вещь  в  себе»,  либо  уже  несущая  определенный  заряд,  либо  ждущая  того,  ЧТО  в  нее  будет  вложено нами.

Вот  сейчас  передо  мной  целая  Страна…  Она  могла  бы  быть  и  больше  по  количеству  «вещей»  в  ней,  но  остались  с  нами  только  эти.  На  самом  же  деле  она  давно  больше  себя  самой,  просто  не   все  ее  жители  могут  «материализовать  себя»  тем  или  иным  образом.

Вот  Львёнок,  родившийся  20  лет  назад  в  Гонконге.  Он  многое  видел  и  многое  помнит,  помнит  и  больницы,  где  помогал  своей  Хозяйке – тоже  Льву -  в  выздоровлении… Видите,  какой  он?  Радостный,  улыбающийся,  задорный… Несмотря  на  пережитые  тяжелые  для  всех  нас  времена,  он  не  утратил  ни  своего  детского  оптимизма,  ни  юмора,  ни  веры  в  наступление  добрых  дней -  и  оказался  прав. 

В  его  лапах – ладанка  с  магаданской  землей,  в  которой  спят  семена  лиственницы.  Эта  ладанка  существует  одновременно  в  двух  пространствах – здесь  и  в  Звездном  Доме,  т. к.  этот  древнейший  символ  был  когда-то  подарен  Тонкому  Миру  в  виде  идеи,  чувства,  переживания…

Коза-на-камушке… Это  вообще  целая  эпоха.  С  ней  связано  столь  многое,  что  заслуживает  отдельного  повествования… А  вот  Пушаня… Я  полюбил  его  с  первого  взгляда,  и  он  тут  же  стал  одним  из  жителей  нашей  Волшебной  Страны… Что  это  такое?  Не  жучок,  не  чертенок,  не  мышонок – некое  удивительное  лохматое  Существо  с  веселыми  глазами,  крылышками  и  «УФО-шными»  антеннками  на  макушке… Существо  странное,  но,  без  всяких  сомнений,  очень  доброе  и  трогательное…

А  вот  ЛОШАДКА.  Она  пришла  в  наш  Дом  в  2002-м  году,  когда  я  подарил  ее  жене.  Мы  влюбились  в  нее  сразу  же  и  безоговорочно.  Жаль,  что  вы  ее  не  видите!  Вот  она – удивительно  изящная,  по-женски  кокетливая  и  полная  загадочной  тихой  жизни… В  ней  есть  что-то  и  от  карликового  пони,  и  от  Конька-Горбунка,  и  от  Карусельной  Лошадки.  Мягкие,  плавно  перетекающие  друг  в  друга  линии,  густая  шелковистая  грива,  длинный  пушистый  хвост  и  абсолютно  живые  миндалевидные  глаза… Все  это  можно  буквально  потрогать  и  почувствовать,  хотя  она  керамическая  и  как  будто  «однородная».  Низкий  поклон  Мастеру,  подарившему  этому  чуду  жизнь!..

В  те  времена  мы  увлекались  работами  Дмитрия  Верищагина  и  его  ДЭИР – дальнейшим  энергоинформационным  развитием  человека.  Прочитав  книгу  о  том,  как  нужно  «оживлять»  вещи,  мы  тут  же  решили  испробовать  этот  метод  на  Лошадке,  но  безуспешно. 

Прошло  три  года,  и  Лошадка  все-таки  до  меня  «достучалась» - уже  сама – и  ожила  окончательно  в  моей  «Повести  о  Человеке  и  Волшебной  Лошадке».  Она  даже  «снялась»  в  видеофильме  по  этой  поэме.  Когда  я  смотрю  на  нее  или  беру  в  руки,  на  меня  буквально  обрушивается  поток  воспоминаний,  шквал  остро  пережитого,  прочувствованного,  реально  живущего  со  мной  и  во  мне…

Кузьма… Ему  тоже  пришлось  сыграть  множество  ролей...  А  вот  Огненный  Лис… Я  долго  искал  что-то,  что  могло  бы  связать  нашу  жизнь  с  планетой  Маленького  Принца  и,  наконец,  нашел:  «Самое  главное  не  выскажешь  словами.  Зорко  одно  лишь  сердце…»  А  следом  за  ним  встретил  и  самого  Маленького  Принца…

Вот  Пиликен,  Хотэй,  Цыпленок  (ему  уже  40  лет!),  Шаман,  Зеленый  Домик,  Котик  и  многие  другие… Вот  репродукции  и  картины:  леопарденок  Лучик,  Волчик,  Драконы  (целых  четыре!),  Лев  и  Водолей,  бриг  «Одиссей»,  Тигры  (много тигров!),  Бык,  Шустики  (это  такие  домашние  обереги),  литая  Роза  на  деревянном  основании,  Сова,  Старый  Чукча  у  своего  чума,  белочки,  скачущие  по  веткам  лиственницы,  олени  с  лайками,  Девочка  со  звездочкой  на  ладошке… Компьютер – он  у  нас  «Она»,  оказывается,  и  именуется  Шуршаней…

Скажете  неодобрительно:  «Смешались  в  кучу  кони,  люди… Старые  уже,  а  все  в  игрушки  играете!...»  Но  это  лишь  со  стороны,  для  нас  же  это – наша  жизнь  и  память,  без  которой  любой  человек НИЧТО.  Это  материализовшая  себя  память  чувств,  людей,  переживаний,  событий,  связующая  нить,  позволяющая  быть  процессом  во  времени  и  пространстве,  а  не  точкой,  линией,  плоскостью… 

Сегодня  я  долго  гостил  в  нашей  Волшебной  Стране – Стране  Памяти.  Осталось  последнее,  чем  хотелось  бы  завершить  сегодняшнее  утро – написать  письмо  Другу…

***

Укрыта  льдом  зеленая  вода,
Летят  на  юг,  перекликаясь,  птицы,
А  я  иду  по  деревянным  городам,
Чьи  мостовые  скрипят,  как  половицы.

Над  крышами  картофельный  дымок,
Висят  на  окнах  синие  метели,
Здесь  для  меня  дрова,  нарубленные  впрок,
Здесь  для  меня  постелены  постели.

Шумят  вокруг  дремучие  леса,
И  стали  мне  докучливы  и  странны
Моих  товарищей  нездешних  голоса,
Их  городов  асфальтовые  страны.

В  тех  странах  в  октябре  еще  весна,
Плывет  цветов  замысловатый  запах,
Но  мне  ни  разу  не  привиделся  во  снах
Туманный  запад,  неверный  дальний  запад.

Никто  меня  не  ожидает  там,
Моей  жене  совсем  иное  снится,
А  я  иду  по  деревянным  городам,
Где  мостовые  скрипят,  как  половицы…

(А. Городницкий).

***

Здравствуй,  мой  далекий  Друг!

Прости,  что  редко  пишу  тебе  и  нечасто  разговариваю  с  тобой – все боюсь,  что  ты  не  сможешь  услышать  меня...  Ты  не  забыл  долгие  беседы  на  наших  кухонках – тальской  и  магаданской?  О  чем  только  мы  с  тобой  не  говорили!  И  о  «деревянных  городах»  и  мостовых,  «скрипящих,  как  половицы»,  тоже - это  ведь  наше  детство,  давно  ушедшее  и  почти  позабытое…

*** 
 
«Деревянные  города» – северный  архипелаг,  особые  форпосты  на  краю  ойкумены,  связанные  в  единое  целое:  Мурманск,  Архангельск,  Соловки,  Игарка,  Дудинка,  Анадырь,  Магадан,  Эвенск,  Охотск,  Петропавловск-Камчатский… Северный  камень  плохо  поддается  обработке  и  не  очень  хорошо  хранит  тепло  в  лютые  морозы,  поэтому-то  и  предпочитали  строить  из  дерева - прочного,  живого,  долгоживущего.  Помнишь  наши  тротуары?  Они  действительно  были  деревянными,  да  и  часть  мостовых  тоже. 

Вечная  мерзлота - все  вечно  и  все  временно… В  декабрьскую  и  январскую  запредельную  стужу  земля  трескается,  в  мае-июне  талые  воды  проникают  по  этим  трещинам  глубоко  внутрь,  снова  замерзая  и  взламывая  верхний  слой  грунта… Образуется  гигантский  плавун,  куда  могут  без  следа  рухнуть  десятки  и  сотни  метров  трассы.  В  40-50-х  особо  опасные  участки  выстилались  плахами  из  лиственницы.

То  же  и  с  реками,  озерами,  заводями – припорошенные  снегом,  невидимые  и  смертельно  опасные  наледи,  внутри  которых  притаились  каверны  глубиной  до  десятка  метров… Провалившийся  туда  грузовик  обречен  так  же,  как  и  его  водитель…

Колымская трасса... Истинная  дорога  жизни.  В  40-е,  50-е  и  даже  60-е  годы – единственное  средство  выживания   приисковых  поселков  и  маленьких  городков. Тяжелой  авиации  здесь  еще  не  было,  как  и  аэродромов  для  приема  грузовых  самолетов. 

«Северный  завоз» - великие,  почти  священные  слова  и  непрерывное  героическое  действие:  сотни  и  тысячи  километров  трассы,  а  зачастую  и  полного  бездорожья... Бураны,  метели,  двухметровые  сугробы  и  убийственный  холод... Особая  тишина  и  небо,  расцвеченное  беззвучными  сполохами  небесного  огня... Нынешним  избалованным  хорошими  дорогами  дальнобойщикам  ТАКАЯ  трасса  может  разве  что  присниться  в  страшном  кошмаре...

Что  же  касается  деревянных  тротуаров,  то  в  Магадане  они  просуществовали  до  1962-го  года.  В  последний  раз я  ходил  по  таким  же  на  Талой.  Помнишь,  была  такая  почти  двухкилометровая  дорога  по  склонам  сопок  от  санатория  до  зоны?  Мы  с  тобой  не  раз  по  ней  прогуливались,  говоря  о  самых  разных,  но  всегда  важных  для  обоих  вещах...

Время  «деревянных  городов»  уходит,  как  постепенно  уходим  и  мы,  помнящие  каждый  дом,  каждую  улицу  этих  уютных  городков. Скоро  и  рассказать,  какими  они  были  и  каким  было  время,  когда  они  являлись  повседневной  реальностью,  станет  некому. 

Останутся  песни,  пожелтевшие  фотографии  и  картины,  но  никто,  увы,  не  сможет  рассказать  правду  об  этой  удивительной  эпохе – ее  уже  сейчас  почти  полностью  подменили  беспамятство,  фальсификация,  грубая  истерическая  ложь  и  о  том  времени,  и  о  том  мире,  и  о  нас,  СОВЕТСКИХ  людях,  которыми  мы  родились  и  которыми  остаемся  до  сих  пор.  НЕ  СОВКАМИ,  а  жителями  одной  огромной  страны,  которая  из  последних  сил  хотела  построить   жизнь,  основанную  на  великих  идеалах  и  целях и  все-таки  успела  кое-что  выстроить...

Что  ж,  нами  это  дело  не  может  завершиться.  Придет  новое  время,  придут  новые  люди,  которые  снова  поставят  своей  целью  строительство  того  общества,  лучшим  воплощением  которого  является  «Полдень,  ХХ11  век»  Стругацких.  Я  верю  в  это,  потому  что  незавершенное  всегда  требует,  чтобы  его  завершили  именно  так,  как  оно  было  задумано  когда-то...

***
   
Разожженные  тобой  костры  мы  бережно  храним  и  в  видеозаписях,  и  в  душах,  и  в  сердцах.  1-го  января  я  по  традиции  отправился  на  съемки.  Праздник  только  что  уснул.  Тихо,  одиноко  и... очень  грустно... Снег  падает – белый,  беззвучный... И  тут  мне  вдруг  так  захотелось  прикоснуться  к  живому  огню – нашей  общей  памяти!.. Вышел  в  рощицу  за  озером,  и  оказалось,  что  двухдневная  метель  замела  все  дорожки... 

Проваливаясь  по  пояс  в  невесомо-пушистый,  но  от  этого  не  менее  холодный  снег,  прошел  метров  300,  пока  не  вышел  на  подходящую  поляну.  Набрал  дровишек   и  хворосту – все  мокрое,  тяжелое,  неподъемное... Ох,  и  намучился  же  я,  пока  разжигал  всю  эту  сырую  массу,  но  все-таки  сумел  развести  костер. 

Хороший  костерок  получился – маленький,  но  до  чего  же  уютный,  живой  и  добрый!.. Снежинки  падают  в  огонь  и  вспыхивают крохотными  звездочками... Красиво... Жаль,  что  ты  сейчас  так  далеко-высоко  от  меня  и  не  можешь  посидеть  рядом... Хотя  жизнь  памяти  непреходяща,  как  непреходяще  «время  костров»,  как  непреходяща  жизнь  самого  Огня...

***
   
Помнишь,  как  ты  прибегал  к  нам  вечерами,  с  порога  предупреждая,  что  принес  НЕЧТО  УДИВИТЕЛЬНОЕ,  настолько  пришедшееся  тебе  по  душе,  что  ты  тут  же  решил  придти  к  нам  и  подарить  ЭТО – музыку,  книгу,  фильм,  стихи,  картину?  Вот  так  и  я  сейчас  принес  ТЕБЕ  нечто  совершенно  замечательное!  Уверен,  что  тебе  понравилось  бы  тоже.

Недавно  к  нам  попал  диск  с  записями  песен  в  исполнении  Ларисы  Герштейн.  Попал  он к нам необычным  путем:  его  выслали  нашей  давней  (еще  из  «первых  Челнов»)  знакомой  ее  друзья  из  Израиля,  а  она  уже  дала  нам  для  прослушивания  и  перезаписи.  Мы  были  в  буквальном  смысле  слова  потрясены...   

Лариса  Герштейн – необычный человек,  удивительная  судьба,  неистовое  горение  жизни  и  огромный  талант.  Диапазон  исполняемого  ею  настолько широк, что трудно  сказать,  кто  ей  более  близок – Пушкин,  Мандельштам,  Блок  или  Твардовский,  Галич,  Макаревич  или  Окуджава,  песни  которого  она  перевела  на  иврит  и  исполняет  (как  и  многие  другие)  на  двух  языках – русском  и  иврите.

Мне,  как  и  всегда  при  встрече  С  НАСТОЯЩИМ,  захотелось  поделиться  этими  песнями  с  тобой,  захотелось,  чтобы  ты  тоже  услышал  их  и  запомнил  это  имя.  Думаю,  что  даже  у  вас,  «на  Заокраинном  Западе»,  оно  известно  немногим. 

Большинство  песен,  исполняемых  Ларисой  Герштейн,  поражает  какой-то  удивительной  точностью  и  общечеловеческой  ПРАВДОЙ.  Я  не  могу  не  привести  в  этом  письме  текст  хотя  бы  одной  из  них,  пусть  даже  без  музыкального  сопровождения.  Вот  он:

Вот  и  закончился  путь,
Вот  и  закончился  бег,
Может,  как  свечку,  задуть
Сердце  свое  человек...

Вот  и  закончился  крик,
Вот  и  закончился  бой...
Господи,  как  Ты  велик,
Взяв  на  Себя  эту  боль!..

Эхом  несется  вагон -
Выдержат  ли  тормоза?..
Смотрят  с  обеих  сторон
Гор  иудейских  глаза -

Гор  иудейских  глаза,
Гор  иудейская  речь...
Поезд  мелькнет,  как  гроза,
И  прошумит,  как  картечь...

Вот  и  закончился  бег –
Где  наш  последний  перрон?..
Падает  замертво  в  снег
Бога  штрафной  батальон –

Бога  штрафной  батальон,
Мира  штрафной  батальон,
Века  штрафной  батальон
Вышел  на  этот  перрон...

Вот  и  закончился  путь,
Полный  утраты  и  слез...
Боже  Ты  мой,  не  забудь
Тех,  кто  сюда  не  дополз...

Вот  и  закончился  путь,
Поезд  ушел  на  покой...
Боже  Ты  мой,  не  забудь
Тех,  кто  еще  не  с  Тобой...

(Г. Люксембург)

Я  слушал  эту  песню  много-много  раз... Слушал,  и  не  только  перед  моим  внутренним  взором,  но  и  внутри  всего  меня  проходила  череда  гигантских  страданий,  утрат,  трагедий,  смертей,  веры  и  надежд... И  не  только  иудейских,  но  и  всех  остальных  народов  и  наций. 

Я  был  горем  Армении  и  смрадным  дымом  холокоста,  грудой  черепов  Кампучии  и  отравленной  землей  Вьетнама,  был  сожженной  вместе  со  своими  жителями  Хиросимой,  став  одновременно  непосредственным  участником  уже  российских  трагедий – от  революционеров-народников  до  Афганистана  и  Чечни...

Не  прерывающийся  поток  смерти,  злобы,  ненависти,  крови  и  боли  «во  имя»  светлого  будущего  человечества... Горы  трупов,  десятки  и  сотни  тысяч  искалеченных  тел  и  душ... Снова  видел  и  Магадан,  и  лагеря,  и  трассу,  и  бесконечные  похоронные  процессии...

Боль  и  слезы  человечества... Такая  память  есть  у  каждого  народа,  но  что  прикажете  делать  и  что  можете  посоветовать  народу,  более  двух  тысяч  лет  пребывающему  в  условиях  бесконечного  ужаса  борьбы  за  собственную  состоятельность  как  НАРОДА,  а  не  просто  разбросанной  по  всему  миру  кучки  оставшихся  в  живых  людей  «без  роду,  без  племени»?

Бога  штрафной  батальон,
Мира  штрафной  батальон,
Века  штрафной  батальон...

Это  ведь  и  о  нас  тоже,  пусть  и  не  в  столь  ярко  выраженной  форме... Нет  ничего  удивительного  в  том,  что  в  репертуаре  Герштейн  много  чисто  еврейских  мотивов,  но  когда  она  поет:  «Широка  страна  моя  родная!..» - поет  гордо,  без  малейшей  фальши,  с  достоинством  и  огромной  любовью,  мне  хочется  встать  и  низко  поклониться  ей.  И  если  бы  существовало  в  человеческой  табели  о  рангах  звание  «ГРАЖДАНИН  МИРА»,  она  его  заслуживала  бы  без  всяких  сомнений.

Я,  как  и  ты,  и  большинство  советских  людей,  не  был  ни  националистом,  ни  антисемитом,  ни  тем  более  «великодержавным  шовинистом»,  в  чем  ныне  принято  обвинять  наш  народ  политиканами  ближнего  и  дальнего  зарубежья.  Для  меня  же  это  в  первую  очередь  один  из  главных  уроков  Северной  Школы  наряду  с  другим – страшной  трагедией,  перед  лицом  которой  все  были  равны – и  русские,  и  украинцы,  и  белорусы,  и  прибалты,  и  кавказцы,  и  татары,  и  евреи,  и  казачество,  и...  Жертвами  этой  трагедии  стали  и  христиане,  и  мусульмане,  и  буддисты,  и  иудеи,  и  безбожники-коммунисты,  и  безбожники-беспартийные...  Можно  много  и  долго  перечислять,  но  я  не  хочу  этого  делать...

Страшные,  горькие  уроки,  но  они  БЫЛИ,  и  никуда  теперь  от  этого  не  деться.  Нам  остается  только  ОСОЗНАТЬ  их,  и  я  очень  надеюсь,  что  так  оно и  происходит сегодня... 

***   

Меня  убеждают  в  этом  и  «Песни  мира»,  как  я  это  называю.  Дело в  том,  что  каждое  утро  у  меня  начинается  с  включения  радиоприемника  на  волне  «Авторадио».  Меня  почти  не  интересуют  политические,  экономические,  спортивные  и  прочие  новостные  сводки – для  меня  значительно  важнее,  ЧТО  и  О  ЧЁМ  поет  сегодня  мир.

Здесь  действительно  царит  свобода.  Свобода  в  выражении  всего  гигантского  спектра  чувств,  вер,  надежд,  истин,  поисков  себя  в  мире  и  мира  в  себе.  ТАКОГО  в  СССР  не  было  безусловно.  Иногда  песня  или  музыка  способны  максимально  полно,  сжато  и  точно  передать  то,  что  невозможно  передать  бесконечным  потоком  столь  же  бесконечных  слов.

У  меня  даже  была  мысль  провести  анализ  этих  песен  мира  на  основе  работы  нескольких  каналов,  например,  «Авторадио»,    «Добрые  песни»,  «Радио  Шансон» и "Радио Романтики".  Побоялся.  Побоялся  именно  этого  нескончаемого  потока  слов,  от  которого  я  начал  безумно  уставать.  И  все  же  несколько  слов  сказать  стоит.

Начну  с  того,  что  эпоха  «Песен  мира»  родилась  в  ХХ-ом веке  и  тесно  связана  с  технологическим  развитием  человеческой  цивилизации.  Век  Х1Х – его  предтеча.  Именно  тогда  наряду  с  духовными  песнопениями  и  народными  песнями  стали  появляться  песни  явно  «городские»,  в  том  числе  и  жанр  романса,  а  между  духовной  и  классической  музыкой  надолго  утвердились  опера  и  ее  легкомысленная  сестра  оперетта.

Техника – граммофон,  патефон,  проигрыватель  и  десятки,  а  затем  и  сотни  тысяч,  миллионы  грампластинок… Первые  магнитофоны… Цифровые  технологии… Невероятно  богатый  звук,  новые  ритмы,  фразы,  акценты,  размеры… Музыкальные  инструменты – удивительный  сплав  человеческого  голоса,  электроники  и  компьютерных  сверхвозможностей... Принципиально  иное  звучание  Земли, Космоса – «Музыка  Сфер»… Область,  куда  ранее  для  преобладающего  большинства  путь  был  закрыт…

Классическая  инструментальная  музыка  Х1Х-го  века  утратила  способность  передавать  гигантское  многообразие  голосов  мира  человеческого  и  миров  вселенских.  Изменилась  и  духовная  музыка,  ибо  мы  по-иному  начали  трактовать  Дух,  Бога  и  Божественное.  Союз  музыки,  слова  и  голоса  не  только  не  потерял  влияния  на  формирование  человеческой  судьбы  и  миропонимания  целых  поколений,  но  напротив,  роль  этого  влияния  возросла  многократно.   

О  чем  же  поет  нынешнее  человечество?  Тут  все  довольно  сложно,  трудноопределимо  и  неоднозначно.  На  первом  месте  с  гигантским  отрывом  от  конкурентов  расположилась  любовь – мирской,  духовный  и  космический  феномен,  по-разному  воспринятый  и  отраженный  людьми  разного  возраста  и  разных  уровней  развития.  Здесь  ВСЁ - самый  широкий  диапазон  переживаний,  от  очень  простеньких  до  мощнейших  и  высочайших,  от  сотворяющих  и  воскрешающих  до  угнетающих  и  убивающих…

Песенки…  Буратино,  Пьеро,  Коломбина,  Арлекин… Винни-Пух,  Пятачок,  Тигра  и  другие  славные  мультиковые  персонажи… Маленький  Принц… Шут… С  ним  ситуация  много  сложнее,  потому  что  он  заодно  и  доппельгангер,  и  маска,  и  джокер,  и  клоун-лицедей.  Шутовство  его  особого  свойства – издевательское,  шокирующее,  грубое,  нередко – мучительное,  рыдающее,  рвущее  на  части… Шут – одна  из  ипостасей  доведенного  до  предела  одиночества,  непонятости  и  страдания  от  своей  инаковости…

Песни  юных – залихватские,  озорные,  эпатажные,  исполняемые  непременно  «особым»  голосом  и  выражаемые  особым  же  языком… Нередко  среди  попсового  щенячьего  визга  прорезается  нечто  такое,  чего  в  нем  не  может  быть  по  определению:  иногда  страшное,  иногда  не  по  возрасту  мудрое  и  прозорливое…

«Уголовная  романтика»,  почему-то  получившая  наименование  «шансона»,  и  «эмигрантская  лирика»  уходят  в  прошлое.  Они  уже  неактуальны  и  мало  кого  волнуют. 

Официоз,  составлявший  добрые  две  трети  песенной  жизни  советской  эстрады,  практически  исчез.  А  вот  тема  духовная  (не  религиозно-церковная,  а  именно  духовная)  развивается  стремительными  темпами,  рождаясь  и  проявляя  себя  в  разных  и  порой  внешне  несовместимых  сочетаниях.  Люди  всех  возрастов,  от  юных  до  старых,  перестали  стесняться  говорить  и  петь  о  Душе  и  Боге,  Рае  и  Аде,  Добре  и  Зле,  Правде  и  Кривде,  о  своей – никем  не  навязанной,  а  свободно  избранной  и  свободно  принятой – вере… О  всеобщем  человеческом  счастье…

Когда  я  сравниваю  этот  мощный,  поднимающийся  до  говокружительной  высоты  и  искренности  голос  тысяч  и  миллионов  людей  с  тихим  и  скорбным – коленопреклоненным – голосом  песни  церковной  и  монашеской,  меня  берет  оторопь  от  этой  несовместимости…

Ушли  в  прошлое  «Песни  протеста» - обязательная  составляющая  песенной  культуры  80 – 90-х  годов  России ХХ-го  века.  Это  понятно:  КАК  протестовать  против  того,  что  стало  реальностью,  порожденной  чаяниями  и  целями  протестовавших?  Странная  и  совсем  не  забавная  ситуация,  когда  неистово  горящее:  «Перемен!  Мы  ждем  перемен!»  обернулось  горьким:  «Хотели,  как  лучше,  а  получилось,  как  всегда»… Это  тоже  иногда  прорывается  в  виде  ностальгии  «по  добрым  старым  временам»…

Значительно  возросло  количество  песен  о  «добром,  разумном,  вечном» - песен-притч, песен-историй,  песен-вечных  вопросов.  Как  правило,  их  поют  более  возрастные  авторы  и  исполнители:  Андрей  Макаревич,  Александр  Розенбаум,  Юрий   Шевчук,  Олег  Митяев,  Виктор  Третьяков,  Леонид  Сергеев,  Александр  Дольский,  Николай  Расторгуев  с  группой  «Любэ»… А  вот  проект  «Весь  Высоцкий»  на  радио  «Добрые  песни»  воспринимается  как-то  странно – не  то,  чтобы  песни  Высоцкого  изжили  себя,  стали  менее  актуальными,  нет… Именно  СТРАННО…  Создается  впечатление,  что  мы  вглядываемся  в  себя  образца  70-80-х  и  безмерно  удивляемся:  мы  ли это?.. 

Песни  патриотические… Здесь  тоже  все  неоднозначно:  прежний  патриотизм  умер,  а  для  нового  нет  оснований – гордиться  пока  нечем.  Разве  что  прошлым…

Музыка  и  песня  «не  наши» - этого  тоже  нет,  потому  что  теперь  «наше  всё».  Иногда  радуешься  тому,  что  не  понимаешь,  О  ЧЕМ  поется – прекрасная  музыка,  замечательный  богатый  голос,  тонкое  проникновенное  исполнение – это  основное,  а  слова  можно  придумать  свои  или  перейти  на  ассоциативное  восприятие  и  просто  СЛУШАТЬ.  Именно  так  я  слушаю  песни  в  исполнении,  например,  Криса  Ри.  Тебе  они  тоже  понравились  бы…

Еще  одна  особенность  современной  музыкальной  культуры – скрытая,  а  то  и  явная  психологичность… Не  текста,  не  голоса,  а  именно  МУЗЫКИ… Мне  все  больше  кажется,  что  она  «сотворяется» - или  «сотворяет  себя сама»? – в  полном  соответствии  с  законами  человеческого  психокосма…

Сегодня  этот  невероятный  полноводный  и  стремительный  поток  «Песен  мира»  настойчиво  несет  меня  обратно  в  мир  человеческий.  Я  похож  на  дрейфующий  парусный  корабль:  могу  управлять  и  им,  и  его  экипажем,  но  не  волен  ни  над  ветром,  ни  над  течениями…

Вот  очень  коротко  то,  о  чем  я  хотел  тебе  рассказать.  Сама  же  тема  огромна.  Влияние  «Песен  мира»  на  человеческие  души  и  судьбы – песен,  не  то  «сотворенных»  людьми,  не  то  «сотворяющих»  их – трудно  обозначить  в  известных  мне  понятиях - здесь  моих  скромных  способностей  недостаточно.

Я  очень  часто  пою  (или  звучу?)  «про  себя»,  но  никогда  не  остаюсь  при  этом  в  одиночестве.  Очень  хочется  верить,  что  ты  все-таки  можешь  меня  услышать,  да  и  не  только  ты:  кто  знает,  как  у  вас  «ТАМ»  с  музыкой  и  песнями  вообще?  Люди,  «вхожие»  в  ваш  мир,  утверждают,  что  ХОРОШО,  однако  я  с  завидным  упрямством  продолжаю  «бомбардировать»  вас  этими  самыми  «Песнями  мира»,  пропущенными  через  меня  и  тщательно  для  вас  отобранными…

***   

Тебе,  наверное,  интересно,  как  обстоят  мои  дела  в  плане  написанного  и  сказанного.  Есть  одна  довольно  странная  особенность:  я  не  могу  однозначно  воспринимать  и  оценивать  то,  что  сам  пишу  и  говорю – либо  я  утратил  восприятие  личностное,  либо  позиций  воспринимаемого  стало  слишком  много -   столько  же,  сколько  субличностей  во  мне.

Иногда  написанное  кажется  мне  очень  важным,  точным,  почти  безошибочным,  вызывает  поток  эмоций,  восхищает  и  возвышает  почти  до  слез.  То  же  самое,  но  прочитанное  «иными  глазами»  и  в  ином  состоянии  души,  представляется  слабым,  безжизненным,  вычурным,  менторски  занудливым  и,  безусловно,  бесполезным,  смешным  и  нелепым.

Еще  сложнее,  когда  изложенное  в  слове  предлагается  на  суд  определенного  человека.  Я  тут  же  «перевоплощаюсь»  в  него  и  начинаю  воспринимать,  чувствовать  и  интерпретировать  «свое»  по  его  образу  и  подобию. 

В  то  же  самое  время  «другой  я»  испытывает  при  этом  величайшие  муки  почти  «развоплощения»,  печалится  от  непонимания  или  неправильного  прочтения  того,  во  что  я  вложил  так  много… Кроме  того,  я  всегда  думаю  и  чувствую,  что  сказали  бы  по  этому  поводу  Шри  Ауробиндо,  Даниил  Андреев,  Мать,  Сатпрем  и,  конечно  же,  мои  Учителя… 

Честно  признаюсь,  что  все  написанное  и  произнесенное  практически  не  содержит  ничего  нового.  Самое  основное  я  уже  сказал,  написал и снял  в  своих  видеофильмах.  Прошли – нет,  даже  не  годы,  а  мне  кажется,  что  века – с  тех  пор,  когда  меня  властно  нес  огромный  мощный  поток,  низвергающийся  в  меня  откуда-то  «сверху»  и  влекущий  меня  за  собой. 

Сейчас  же  идет  медленное  движение  не  столько  «вдаль  и  ввысь»,  сколько  «вглубь».  Время  срывания  «цветов  чувств»  и  «плодов  размышлений»  сменилось  тихим  созерцанием,  молчанием  и  чуть  грустной  улыбкой…  (Сразу  же  вспомнилась  р. Буюнда – там  тоже  было  созерцание,  любование,  но  потрясенное  и  безграничное,  а  улыбка  и  молчание счастливыми)…

Зато  мне  повезло  в  ином:  за  минувший  год  я  прочел  и  переработал  огромный  материал  по  своей  «специальности»  либо  по  «специальностям»  родственным.  Майкл  Ньютон,  Нил  Уолш,  Джон  Лилли,  Тейяр  де  Шарден,  Е.  Файдыш,  Д. Мельхиседек,  Экхарт  Толле,  А.  Клюев,  М.  Заречный,  В.  Серкин,  В.  Казначеев,  Р.  Монро,  А.  Подводный, Грэгг Брейден, Дж. Беннет и множество других замечательных работ замечательных исследователей… Это  только  основные,  а  в  целом  очень  уж  долго  перечислять  придется. 

Мои  работы  в  большинстве  своем  опубликованы  в  Интернете.  В  принципе,  это  ни  о  чем  не  говорит  и  ни  о  чем  не  свидетельствует,  однако  для  тех,  кто  не  мечтает  стать  «известным»  и  «коммерчески    рентабельным»  автором,  это  идеальный  вариант.  Особенно  для  тех,  кто  желает  быть  услышанным  и  понятым.  А  ведь  именно  ты  впервые  заговорил  со  мною  об  этом  в  далеком  1998-ом  году…

Что  же  касается  моей  йоги,  то  тут  все  очень  и  очень  непросто.  Вряд  ли  я  с  чистым  сердцем  могу  назвать  себя  учеником  супраментальной  йоги  Шри  Ауробиндо,  скорее,  ее  единомышленником  и  последователем,  но  пошедшим  своим – очень  странным! – путем  синтеза  и  интеграции.  Из  всей  огромности  трудов  Шри  Ауробиндо  я  взял  основное:  идею  духовной  эволюции  и  трансформации,  задачу  привнесения  мира  души  в  человеческую  жизнь,  и  еще  одно,  очень  важное:

«Необходимо,  чтобы  человек  был  сохранен  как  основная  форма    поддержания  связи  земной  жизни  с  жизнью  Божественной  для  нарастания  эволюционного  процесса.  Необходимо  предотвратить  переход  в  состояние  существа,  принадлежащего  Космическому  плану,  а  не  земному  Божественному  воплощению».  (Шри  Ауробиндо).

Что  взял  еще?  Пожалуй,  понятие  о  сложнейшей  структуре  духовности,  о  ее  Силах,  о  людях,  «позволяющих  проходить  через  себя  любым  Силам»,  а  также  идею  необходимости  индивидуального  творческого  подхода  к  практике  йоги.  А  вот  мои  приемы,  методы  и  принципы  освоения  основных  ее  уровней – почти  на  грани  допустимого,  ересь  и  крамола.

Единственные  известные  мне  работы  по  практике  супраментальной  йоги  в  России – труды  А. В. Клюева.  Первое,  на  что  я  обратил  внимание, это  на удивительное  сходство  наших  судеб  и  всего  предварительного  этапа  жизни  до  прихода  к  учению  Шри  Ауробиндо.  Потом  наши  дороги  серьезно  (да  что  там,  практически  полностью!..)  разошлись:  он  пошел  путем  безоговорочного  подчинения  себя  методологии  супраментальной  йоги,  а  я – своим – «неправильным»  и  поэтому  еще  более  трудным. 

Хотел  бы  я  так  же  прямо  и  беспрекословно  следовать  надежным  и  подробно  расписанным  путем,  избранным  А. В. Клюевым?  Не  думаю.  У  меня  свой  путь,  своя  цель  и  свои  задачи,  и  я  буду  верить  в  них  до  самого  конца…

Извини,  что  пишу  столь  много  и  столь  же  сумбурно,  но  ведь  ты  сам  говорил,  что  «длинные  письма – письма-дневники – тебе  читать  удивительно  интересно»,  да  и  понимал  меня,  как  никто  другой… Вот  ведь  парадокс:  мне  НЕКОМУ  писать  свои  письма!  Большое  количество  интересных  людей,  отнюдь  не  глупых,  тонко  чувствующих, образованных,  мыслящих,  ищущих,  а  ПИСАТЬ  НЕКОМУ… Но  это  моя  беда  и  моя  проблема,  мы  с  тобой  тоже  не  раз  об  этом  говорили…

Помнишь  наш  старый  спор,  вернее,  не  столько  спор,  сколько  обсуждение  феномена  манифестации  «необычного  в  обычном»?  Что  будет,  если  наш  сосед  сантехник  Толя  вдруг  заявит,  что  на  него  снизошли  Дух  Божий  и  Благодать  Божья?  Что  ему  дано  право  "Учить  человеков  и  вести  их  за  собой",  предсказывать  будущее,  исцелять,  воскрешать  умерших?  Поверили  бы  ему  здесь,  на  его  родине?.. Сегодня  многие  верят.  Или  хотят  верить?

КАК  это  воздействует  на  людей?  Мне  кажется,  что  в  первую  очередь  через  форму,  символ,  знак.  Возьмем  телевидение:  если  разговор  с  «ясновидящим»,  то  в  его  приемном  кабинете  непременные  атрибуты – хрустальный  шар… потемневшие  от  времени  иконы… загадочные  статуэтки,  картины…  особым  образом  расставленные  свечи...  пентаграмма,  карты…  почти  всегда  полумрак…  нередко – огромный  кот  или  сова…

Еще  более экзотический  антураж,  если  речь  идет  о  «маге» – "черном"  или  "белом",  «потомственной  ведьме»,  «потомственном  колдуне»  и  т.п. -   здесь  внешние  различия  практически  отсутствуют. 

Помимо  чрезвычайно  хорошо  продуманного  интерьера,  обращает  на  себя  внимание  особый  язык,  жесты,  мимика,  макияж… глаза,  таинственно  глядящие  «сквозь»… обязательные  ссылки  на  великих  мудрых  и  древних,  часто  на  науку,  «которая  убедительно  доказала,  что…»

У  ведущего  тоже  «особое  лицо» - озабоченное,  сумрачно-тревожное… голос – с  придыханием,  неожиданными  паузами,  синкопами,  переходом  почти  на  шепот  и  акцентом  на  низких  тонах… Психологически  все  выверено  безупречно,  включая  обязательное  наличие  диплома  (на  стене  или  на  столе  под  стеклом)  об  окончании  некой  академии,  школы,  курсов…

А  ведь  то  же  и  в  обычной  жизни:  диплом,  степень,  звание… паблисити… Писатель,  поэт,  музыкант – это  тот,  кто  имеет  членство  в  соответствующем  Союзе,  чьи  работы  опубликованы  каким-либо  известным  издательством…

Крошечные  по  человеческим  меркам  объединения,  выживающие  только  потому,  что  накрепко  вцепились  в  свою  нишу… Дружба-зависть,  дружба-ненависть,  дружба,  готовая  предать  в  любой  момент,  как  в  том  горьком  анекдоте:  «Друга  невозможно  купить,  но  всегда  возможно  продать»…

Темная  и  светлая  сторона,  о  которой  писал  Шри  Ауробиндо:  отстранение  от  темной  не  всегда  идет  от  света,  чаще – от  страха  перед  светом,  обнажающим  все  глубоко  скрытое,  больное,  изуродованное… Недавно  одна  умная  и  поразительно  тонко  воспринимающая  мир  женщина  написала  мне  следующее:

«Сегодня  думалось  о  том,  что  я  должна  писать  так,  чтобы читающий  наполнился  радостью,  светом,  любовью,  здоровьем… Чтобы  по  прочтении  наполнился  легкостью,  движением… Чтобы  ему  захотелось  подняться  и  сделать  хоть  что-нибудь  для  себя,  и  не  только  для  себя… Теперь  поняла,  что  не  только  порхать  должен  читатель.  Тяжело  подняться,  но  нужно  нести  урожай  для  сублимации  его…»

Все  правильно,  однако  речь  идет  не  только  о  читателе  и  писателе,  а  о  неизмеримо  большем.  Путь  по  «темной  стороне»  требует  особого  мужества,  при  этом  никогда  нельзя  забывать  о  ее  гигантской  силе.  Приведенная  и  привнесенная  в  мир  человеческий,  эта  темная  сила    способна  не  только  искалечить,  раздавить,  но  и  сделать  незрелого,  слабого  и  бездуховного  человека  слепо  повинующимся  ей  рабом.

Ну  и,  конечно же,  всегда  есть  недоверие  к  тем,  кто  имел  смелость  провозгласить  себя  «Исполнителем  Воли  Отца  Моего».  Старое,  как  мир:  «Что  может  быть  хорошего  из  Назарета?».. Это  было  всегда,  и  не  только  во  времена  Иисуса,  но  и  ДО  Него,  и  ПОСЛЕ…

Я  могу  сколь  угодно  долго  и  красноречиво  говорить  о  супраментальной  йоге,  о  Тонком  Мире  и  Звездном  Доме,  о  своих  Учителях,  о  мечте,  ставшей  делом моей жизни,  но  вряд  ли  это  будет  понято  и  принято  в  том  смысле,  который  я  вкладываю  в  свои  слова,  ибо:  «Что  может  быть  хорошего…»  Нет  у  меня  ни  диплома,  ни  звания,  ни  реально  оконченной  школы  где-нибудь  в  Тибете  или  ученичества  в  одном  из  ашрамов  Индии…

Человек  произносит  или  читает:  «ЙОГ»,  и  перед  ним  мгновенно  предстает  иссушенный  солнцем  старец  в  белом  дхоти  и  в  позе  лотоса  на  фоне  древних  храмов,  руин  или  священного  Ганга,  погруженный  в  самадхи  либо  пребывающий  в  нирване,  спящий  на  гвоздях,  левитирующий,  телепортирующийся  куда  ему  угодно,  ходящий  по  углям  или  по  воде,  аки  посуху… Полностью  отстраненный  от  мира  и  хранящий  тайну  столь  великую,  что  для  обычного  земного  человека  она  не  предназначена…

Снова  оковы  прошлого,  память  прошлого,  форма  и  усилие  прошлого.  Шри  Ауробиндо  обозначил  собой  завершение  этого  прошлого,  паузу,  осознание,  предвидение,  наметил  путь  к  новому  и  в  новое… Но  ведь  НАДО  ИДТИ  ДАЛЬШЕ,  ибо  невозможно  идти  в  будущее,  не  создавая  его  и  не  упреждая  его.  Идти  таким,  каков  ты  есть,  и  с  теми,  кто  есть  таковы,  каковы  они  есть,  на  ходу  трансформируя  и  перестраивая  себя  как  пример  идущим  вслед…

Пуститься  в  путь  простым  человеком,  немолодым,  не  святым,  абсолютно  лишенным  признаков  какой-либо  «избранности»,  «мистичности»,  «таинственности».  Идти  не  теми  путями,  по  которым  ходят  святые,  праведники,  пророки,  не  теми  путями,  которые  проложены  религиозными  канонами… Так  все  же,  может  ли  быть  «что-то  хорошее  из  Назарета»?

Как  изменился  Борис  Гребенщиков,  прошедший  посвящение  в  Непале!.. А  еще  ранее – Джон  Леннон,  секрет  жизни  и  тайна  смерти  которого  по  сей  день  не  дают  покоя  его  поклонникам… О  чем  хотел  поведать  своему  зрителю  знаменитый  голливудский  киноактер  Ричард  Гир,  принявший  буддизм?  Кто  такие  «нищие  духом»,  чье  «царствие  небесное»?..

Иногда  мне  кажется,  что  я  предельно  близок  к  какому-то  внезапному  и  ослепительному  ПОНИМАНИЮ – тому,  что  позволяет  полностью  сформулировать  «йогу  для  Запада»,  о  которой  говорил  Карл  Густав  Юнг  в  60-х  годах  прошлого  века.  Именно  ЙОГУ,  ибо  «основы  миропонимания  новейшей  эпохи»  уже  осмыслены  и  почти  полностью  изложены  А. Клизовским  еще  в  30-е  годы  ХХ-го  века.

Моя  СВОБОДА…  Она  равнозначна   радости,  ибо  нет  в  ней  ни  печали,  ни  сожаления,  ни  горечи,  а  если  они  и  появляются,  то  лишь  потому,  что  мне  приходится  переживать  очередное  падение  в  неправильное  осознание – в  НЕСВОБОДУ…

В  свободе  же  все  делается  легко,  светло  и  без  какого-либо  принуждения:  «Бог  есть  Дух,  и  поклоняющиеся  Ему  должны  поклоняться  в  Духе  и  Истине»… Поэтому я даю свободу  тому,  ЧТО  есть  я  и  тому,  что  во  мне,  и дисциплину  и  самоограничение  тому,  ЧТО  живет  в  мире  и  действует  в  мире.

ОТСТРАНЕННОСТЬ… Наверное,  это  правильная  позиция,  и  это тоже  свобода.  Неизбежное  дистанцирование  того,  что  есть  во  мне,  от  того,  что  окружает  меня.  Это  не  заповедь,  а  УСЛОВИЕ,  и  то  до  определенного  уровня, дальше  начинается  иное:

«Надо  собрать  разрозненные  потоки  в  могучую  реку,  чтобы  ее  живительная  сила  влилась  в  больную  жизнь  материального  человека… Мы  должны  действовать  в  мире  как  источник  Божественного  Света,  Силы  и  Знания,  жить,  чтобы  непрерывно  посылать  людям  эти  импульсы».  (Шри  Ауробиндо).

Эту  Силу  я  чуствую  все  лучше  и  лучше,  все  больше  понимаю  ее,  но  пока  еще  не  верю,  что  сам  могу  служить  связующим  звеном  между  ней  и  людьми,  ибо:  «Что  хорошего  может  быть  из…» Но  и  это  еще  не  вся  сложность.

Когда  мы – движущаяся  по  линии  точка,  то  вынуждены  спешить,  бежать  изо  всех  сил,  непрерывно  думать,  чувствовать,  верить,  действовать.  Это  подобно  принципу  реактивного  движения:  чтобы  двигаться  вперед,  мы  должны  непрерывно  отбрасывать  назад  мысли,  чувства,  дела,  мечты  и  надежды.

Когда  мы – линия,  то  отчетливо  видим,  откуда  вышли  и  куда  идем. 

Трехмерная  система  координат  позволяет  осознать,  что  кроме  «впереди»  и  «позади»,  есть  еще  «внизу»  и  «наверху»,  а  также  точка  пересечения,  ноль,  в  которой  можно  остаться,  а  можно  перейти  в  другие  сектора.

Вне  трехмерной  системы  координат  появляется  возможность  отдыха,  осмысления,  нового  чувствования… А  дальше – взрывообразно  образующаяся  и  все  время  расширяющаяся  сфера – реальность  человека,  сотворяющая  новый  мир  и  лежащая  в  основе  рождения  этого  нового  мира…

Поверить  в  ТАКОЕ  невероятно  трудно,  почти  невозможно,  тем  более,  если  это  поручено  простому  обычному  человеку… Тому  же  А. В. Клюеву.  Или  мне…  В  мире,  где  мы  живем  подобно  многим,  и  похожи  на  многих,  и  внешне  неотличимы  от  этих  многих…

У  кого-то  есть  свои  школы,  ученики,  изданные  книги,  собственные  сайты  в  Интернете,  а  у  кого-то – тайна,  чудо,  несказуемость,  непередаваемость,  ЗАПРЕДЕЛЬНОСТЬ…

Поэтому  я  боюсь,  что  наша  встреча  с  тобой  произойдет  еще  очень  нескоро,  как  и  встреча  с  Учителями,  Старейшинами,  Звездным  Домом… С  Источником  и  Присутствием… Мне  жизненно  необходимо  принести  в  мир  не  только  новую  йогу,  не  только  описать  ее  этапы,  законы,  требования – нужно  еще  что-то  такое,  что  я  лишь  смутно  начинаю  осознавать…

Есть  силы  и  желание,  время  тоже  как  будто  еще  есть,  однако  есть  и  такая  неприятная  вещь,  как  старение,  а  далее – умирание… Можно  сколь  угодно  долго  твердить  себе: «Смерти  нет,  есть  лишь  переход», - однако  это  не  отменяет  ни  старости,  ни  сопутствующих  ей  болезней  и  немощи,  ни  агонии…

Говорят:  «Шестьдесят – это  так  же,  как  двадцать,  ну  а  семьдесят – то  же,  что  десять»… Это  правильно,  но  с  одним  исключением:  я-ребенок,  подросток,  юноша  волоку  на  своих  плечах  тяжеленного  «взрослого»  со  всем  его  опытом  пережитого.  Конечно,  я  стараюсь  как  можно  больше  облегчить  ношу,  избавляясь  от  устаревшего,  лишнего,  ненужного,  но  ОТКАЗАТЬСЯ  ОТ  ВСЕГО  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО… Для  меня  это  неприемлемо.

С  другой  стороны,  попытки  «полного  познания  себя»  успехом  не  увенчались:  уходя  в  себя,  уходишь  на  самом  деле  в  бесконечность  и  беспредельность.  Дело  здесь  не  в  восприятии  и  осознании,  а  в  СТАНОВЛЕНИИ.  Во  мне  ныне  столько  всякого!.. Хотя  более точным  будет  сказать:  «я  есть  столь  многое»…

На  ментальном  уровне  понять  это  может  каждый,  но  у  меня  все  не  так,  все  по-иному… Просто  я  не  могу  никому  ПЕРЕДАТЬ  это  ощущение,  не  могу  выразить  его  ни  в  словах,  ни  в  образах,  ни  в  мыслях… КАК  передать  чувство  того,  что  я – лишь  тончайшая  оболочка  чего-то  огромного  и  почти  непостижимого?..

Несколько  дней  тому  назад  я  случайно  заглянул  «вглубь  себя»  в  тот  момент,  когда  ни  я,  ни  это  «огромное»  не  были  готовы  к  встрече.  ШОК – вот  что  я  пережил. 

В  долю  секунды  в  моем  мозгу  (разуме?)  вспыхнул  кроваво-красным  огнем  сигнал:  «ОПАСНОСТЬ!  Угроза  безумия!!  Вероятность  переноса… Бездна… Полное  развоплощение!!!»

Конечно,  на  самом  деле  был  лишь  мощный  импульс-предостережение,  в  слова  я  его  перевел  уже  ПОСЛЕ… Всего  3-4  секунды… Подобное  уже  было  десять  лет  назад,  однако  сегодняшнее  превышало  предыдущее  на  несколько  порядков…

Иногда  я  вижу  иное:  огромный  зал  и  себя  на  сцене… Я  играю  роль,  играю  вдохновенно,  неистово,  почти  интуитивно.  Я  знаю,  что  это – очень  Важная  Роль,  и  от  того,  КАК  я  ее  сыграю,  зависит  многое,  но  все  дело  в  том,  что  я  НЕ  ЗНАЮ,  ЧТО  предшествовало  моему  появлению  на  сцене  и  каков  финал  этого  спектакля,  так  же,  как  и  о  его  сути  и  сверхзадаче… 

И  вот  последние  слова… Кланяюсь… Поднимаю  глаза  и  вижу  пустой  зал  без  единого  зрителя… Тусклый  свет,  пыльная  сцена,  обветшавший  занавес  и  побитые  молью  декорации…

Требуется  очень  много  времени  и  сил,  чтобы  понять – ЭТО  ИЛЛЮЗИЯ… Я  просто  еще  не  научился  ВИДЕТЬ  и  СЛЫШАТЬ  множество  зрителей,  не  узнал  Автора  и  Режиссера,  а  увлеченность  собственной  ролью  не  позволила  мне  понять  и  полюбить  остальных  актеров-исполнителей,  благодаря  которым  только  и  мог  состояться  целостный  спектакль… Об  этом  я  писал  тебе  еще  в  2000-ом  году.

ЧТО  дал  мне  этот  путь  и  ЧТО  вообще  можно  ожидать  от  пути  духовного?  Я  не  обрел  ни  железного  здоровья,  ни  материального  достатка,  ни  славы,  т.е.  ничего такого,  что  являлось  бы  признаком  успеха  в  материальном  мире  и  человеческом  социуме.  Зато  я  приобрел  значительно  больше – СЕБЯ  как  потенциальность,  намного  себя  превышающую.

Шри  Ауробиндо  никогда  не  помышлял  о  самовозвышении  и  никогда  не  желал  чего-либо  для  себя,  кроме  служения  истине.  Себя  же  он  считал  работником,  готовящим  земное  поле  к  нисхождению  более  высокого  принципа  эволюции.  Паранормальные  способности  и  возможность  «творить  чудеса»  видел  помехой,  вещью  скорее  вредной,  чем  полезной,  предметом  доходов  на  человеческой  ярмарке  тщеславия.  Вот  что  он  писал  одному  из  своих  учеников:

«Хорошо  практиковать  йогу  и  исполнять  садхану  (практику  йоги),  когда  все  идет  хорошо  и  в  правильном  направлении,  однако  долго  это  продолжаться  не  может.  Надо  научиться  исполнять  это  в  самых  тяжелых  и  сложных  обстоятельствах,  надо  научиться  превозмогать  невозможное  и  становиться  невозможным».

Когда  я  думаю  об  этом,  то  отчетливо  понимаю:  моя  сегодняшняя  задача – собрать  все  воедино,  сберечь  и  донести  туда,  куда  надо.  Не  Творец,  не  Архитектор,  не  Бегун,  не  Указующий  Путь,  не  Вестник,  не  Пророк,  не  Чудотворец – ХРАНИТЕЛЬ,  вот  кто  я  сейчас.  И  уж  если  я  позволяю  «любым  силам  проходить  через  себя»,  то  должен  быть  готов  ежеминутно  сталкиваться  с  силами  разрушительными,  любыми  средствами  пытающимися  не  оставить  камня  на  камне  от  моего  Мира,  Города,  Храма…

«Становящим  себя»  чистым  Духом  легче:  они  полностью  отсекли  себя  от  всего  земного.  Я  же,  добровольно  избравший  ПУТЬ  ЧЕЛОВЕКА,  должен  быть  готов  к  многому,  и  к  полному  провалу  в  том  числе – и  все-таки  продолжать  верить  и  надеяться.  В  последнее  время  мне  начали  помогать  люди,  о  существовании  которых  я  ранее  даже  не  подозревал – мои  читатели  на  серверах  Проза.ру  и  Стихи.ру.  Броня  отстраненности  стала  давать  трещины…

НАДЕЖДА… Жить  без  нее  невозможно,  как  невозможно  жить  без  человеческой  близости.  Пишу  это,  а  в  сердце  звучат  слова  из  твоего  последнего  письма:  «Как  было  бы  хорошо – встал, оделся… Вот  же,  рядом,  через  два  дома… Ан – нет  их!.. Однако  я  уверен, мы  обязательно  встретимся.  Обязательно.  Я  всегда  буду  с  вами,  как  и  вы  со  мной…» 

Опять  вспоминаю,  как  ты  торопился  поделиться  с  нами  чем-то  новым,  что  открыл  для  себя,  будь  это  книга,  песня,  музыка,  картина  или  свежие  идеи,  мысли… Ты  хотел,  чтобы  это  было  не  только  для  тебя,  но  и  для  нас  тоже…

Я  поступлю  так  же.  Вот  оденусь,  пройду  два  дома,  поднимусь  на  четвертый  этаж… Позвоню  в  дверь… Что  принес?  Песню.  ПЕСНЮ  О  НАДЕЖДЕ:

Обида на судьбу
Бывает безутешна:
За что карает нас
Ее слепая плеть?!

Не покидай меня,
Заступница надежда,
Покамест ты со мной,
Возможно уцелеть.

Бывает, тьма царит,
И власть ее безбрежна,
А свет – он только там,
Где улыбнулась ты,

Не покидай меня,
Любимица надежда,
Не прячь под капюшон
Прекрасные черты!

Победа доброты
Не так уж неизбежна:
Ей мало наших клятв,
Ей много надо сил,

Не покидай меня,
Волшебница надежда,
Я так еще тебя
Ни разу не просил!

(Г. Полонский).

Недавно  я  смотрел  по  TV  очень  интересную  передачу  на  серьезном  и  уважаемом  канале.  Речь  шла  о  месте  и  значимости  искусства  в  современном  мире.  Один  из  участников  дискуссии,  очень  немолодой,  просто  одетый,  без  привычной  уже  для  многих  людей  искусства  маски  элитарности,  всезнания  и  не  очень  хорошо  скрываемого  презрения  к  «непосвященным»,  утверждал  следующее.
 
Никакое  произведение  искусства,  никакая  прекрасно  написанная  книга,  стихи,  музыка,  картина,  фильм  не  могут  быть  ни  воспитателем,  ни  образцом  для  подражания.  Они  ничего  не  способны  изменить  в  мире,  набравшем  гигантскую  инерцию  практичности  и  коммерциализации,  в  лучшем  случае,  они  могут  подсказать,  чуть-чуть  подтолкнуть,  да  и  то  лишь  в  том  случае,  если  есть,  ЧТО  подталкивать  и  КОМУ  подсказывать.

Очень  старая  позиция – и  это  неверие,  и  этот  пессимизм,  как  не  ново  и  то,  что  сама  жизнь  неоднократно  опровергала  подобные  теории.  Самые  величайшие  произведения  искусства  создавались  отнюдь  не  в  благополучные  сытые  времена,  как  раз  наоборот. Проблема  здесь  в  другом:  ЧТО  мы  понимаем  как  ИСКУССТВО?  Если  последнее  не  несет  в  себе  нравственного  и  духовного  начала,  то  тогда  это  действительно  лишь  средство  развлечения,  отвлечения,  а  также  обогащения.

Значительно  сложнее  понять,  к  каким  последствиям  приведет  рождение  в  нашем  мире  принципиально  НОВОГО  ЗНАНИЯ,  проводниками  которого  являются  М. Ньютон,  Р. Монро,  Н. Уолш,  С. Гроф и их единомышленники.  Нечто  подобное  уже  имело  место  в  начале  ХХ-го  века  и  связано  с  именами  Е. Блаватской  и  Н. и Е. Рерихов.  Не  похоже,  чтобы  их  труд  заметно  изменил  соотношение  сил  в  мире…

Отменяет  ли  Завет  Новейший  Завет  Новый?  Не  означает  ли  это  конец  всех  без  исключения религий  и  религиозно-философских  учений?  Думаю,  что  нет,  как  не  отменила  квантовая  механика  механику   ньютоновскую,  а  крах  социализма  в  СССР – отмену  идеи  социализма  и  коммунизма  вообще.  Не  похоже  также,  что  отмена  идеи  ада  и  рая  с  неизбежной  карой  за  «плохое»  и  вознаграждением  за  «хорошее»  будет  означать  воцарение  беспредела  и  права  грубой  силы.

Что  же  предстоит  делать  людям,  при  жизни  прошедшим  одну  из  «небесных»  школ,  полностью  трансформировавших  их  сознание  и  всю  систему  представлений,  складывавшихся  в  человечестве  тысячелетиями?  Да  то  же,  что  и  всегда:  рассказывать,  разъяснять,  терпеливо  обучать  уже  готовых  к  новому  знанию,  неся  крест  неприятия  и  осмеяния. 

Нельзя  требовать  от  такой  невероятно  сложной  эволюционной  программы  быстрого  успеха,  необходимо  овладевать  искусством  убеждения  и  воздействия,  искусством  воспитания  нового  человека…

Настало  время  осознать,  как  огромно  наше  нынешнее  знание  и  сколько  еще  в  нем  зияющих  прорех.  Ожидание  знания,  предвкушение  знания,  жажда нания  и  мольба  о  знании… С  этой  точки  зрения  все,  что  мной  написано  и  сказано,  как  и  все  видеоверсии  моих  поэтических  вещей – одно  непрерывное  письмо  Учителю,  Другу,  человеку,  людям.  Как  сказала  одна  замечательная  женщина:  «Господь  объединяет,  а  Интернет  соединяет»…

Я  могу  сомнваться  в  себе,  но  не  могу  сомневаться  в  истинности  того,  о  чем  говорю  с  тобой.  Я  могу  обойтись  без  церкви,  ритуала,  священнослужителя,  но  не  могу  обойтись  без  Иисуса  и  Библии.  Не  могу  обойтись  и  без  исповеди.  Исповедуясь  же  перед  тобой,  я  исповедуюсь  перед  миром  и  людьми,  и,  как  всегда,  «обязуюсь  говорить  одну только правду  и  ничего,  кроме  правды»…

Многое  еще  хотелось  и  сказать,  и  рассказать,  и  вспомнить… Ты  знаешь,  я  уже  не  скорблю  и  не  горюю – ведь  мы  обязательно  встретимся.  Верю  в  это  так  же,  как  верил  ты.  А  теперь  нам  пора.  И  тебе,  и  мне.  Полетели?..

***   

Иллюстрация из Интернета


Рецензии