14. Дороги Любви...

НОВЕЛЛА 14 – ДОРОГИ  ЛЮБВИ.

Обращаясь  к  сфере  частного  и  общего,  части  и  целого,  сути  и  ее  проявлений,  мы  почти  всегда  сталкиваемся  с  довольно  неприятным  феноменом – ограниченностью  возможности  познания  и  суждения.  Мы  отчетливо  чувствуем,  ЧТО  предстаёт  перед  нами, но  интуитивно ощущаем,что  у  рассматриваемого  понятия  есть  "пред -", 
"после – ",  "над – "  и  даже  "вне - ".  Таковы  категории  жизни,  души,  разума,  любви,  веры,  понимания,  Бога, Духа,  духовного  постижения  и  духовного  служения.

Возьмем  такое  с  виду  простое  понятие,  как  ЛЮБОВЬ.  Нет  на  свете  человека,  который  не  смог  бы  ответить  на  вопрос,  ЧТО  она  такое.  Каждый  ответ  будет  правдив,  искренен и  всегда  недостаточен: определение  превращается  в  сумму  мнений.  Для  примера  приведу выдержку из  Википедии  об  определении понятия  любви.

*** 

«Одна из первых классификаций форм любви восходит ещё к её пониманию в античной греческой философии, разделявшей такие виды любви, как:

• «Эрос» — стихийная, восторженная влюблённость в форме почитания, направленного на объект любви.

• «Филиа» — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору.

• «Сторгэ» — любовь-нежность, особенно семейная.

• «Агапэ» — жертвенная любовь.

У Аристотеля понятие любви скорее плотское, он относил любовь к одной из первичных энергий человеческого тела.

Платон в своём трактате «Пир» вводит существенно иную формулировку - утверждение связи любви и познания. Любовь у него - процесс непрерывного движения. Платонический эрос  есть эрос познания.

Иной смысл в это понятие вкладывали суфийские философы и литераторы Персии и Арабского Востока во времена Средневековья. Так, в поэзии Омара Хайяма и Алишера Навои любовь в духе суфийской традиции отождествляется с вином. Вино, наливаемое в сосуд, то есть в бренную человеческую оболочку, наполняет людей духовной составляющей, диалектически вводя понятие любви к Богу.

В Средневековье, в Эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В XX веке любовь постепенно становится предметом строгого научного изучения. Взаимосвязь между любовью и сексуальностью лежит в основе работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду - иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

Он сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия, или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания, или неплодотворную любовь.

Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения».

Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.»

***

Даже  этот  неполный  отрывок  показывает,  как  трудно  дать  определение  этому сложному  и  многозначному  понятию.  Мы  можем  исходить  из  точки,  линии,  плоскости,  сферы,  можем  исходить  из  двойственности,  триады  или  множественности,  можем  идти  путем  восхождения  или  нисхождения,  а  можем  объединить  их  в  единое  целое.

Монологические  понятия  Универсума  в  корне  отличны  от  полилогических  понятий  Мультиверсума,  поэтому  у  нас  нет  иного  выхода,  кроме  отслеживания  путей  Неисповедимого  и  его  бесконечных  отражений  в  нас  и  вокруг  нас.

Любовь,  отраженная  или  локализованная  на  физическом  плане… Она  часто  отрицается  либо  сводится  к  простому  инстинкту  продолжения  рода,  т.е.  почти  к  неосознанной  необходимости.  Физическая,  или  телесная  человеческая  любовь – это  все-таки  нечто  иное.  Она  не  есть  императив  животного  инстинкта,  это  уже  ОСОЗНАННАЯ  необходимость,  но  чего? 

В  Х1Х  веке  люди  начали  понимать,  что  осознанная  необходимость  есть  свобода.  Это  означает,  что  в  физической  любви  человек  обретает  (или  должен  обрести)  свободу.  Он  обладает  правом  выбора,  в  котором  не  всегда  побеждает  сильнейший.  В  кратких  эпизодах  физической  любви  человек  обретает  нечто  такое,  что  отличает  его  от  животных,  хотя  он использует  те  же  методы,  что  и  последние.  Это один  из  первых  парадоксов,  порождающий  целую  цепь  последующих.

Далее  идет  НАД-физический  уровень – ВИТАЛ,  жизненность - часть  человеческой  природы,  сотканная  из  желаний,  ощущений,  чувств,  страстей,  воли,  знергии  действия  и  высших  инстинктов,  принадлежащих  к  полю  доразумного. 

Здесь  любовь  обогащается  страстью,  обретает  энергию  чувственного  наслаждения,  обретает  ценность,  а  вместе  с  ней и  страх  ее  утраты.  Она  приобретает  качество  СОБСТВЕННОСТИ,  тем  самым  совершая  первое  грехопадение,  ибо  это  уже  не  чистая  незамутненная  любовь  первичного  уровня.  Она  приобрела  мощь,  силу,  энергию,  но  самым  странным  образом  утеряла  предыдущую  свободу  или  же  значительную  ее  часть.

Далее  с  ростом  разума  и  началом  социализации  положение  ухудшается  с  каждым  шагом.  На  любовь  налагаются  морально-этичесике  оковы.  Она  почти  целиком  уходит  в  разряд  собственности,  приобретая  характер  того,  что  должно  оплачиваться,  того,  что  может  быть  предложено,  продано  и  куплено.

Появляются  целые  группы  людей,  не  имеющих  возможности  реализовать  исконное  право  на  любовь,  вместо  этого  им  предлагается  вернуться  даже  не  на  первичный  физический  уровень,  а  к  простому  инстинкту  продолжения  рода. 

Любовь  перестает  быть  искусством,  вместо  этого  она  УХОДИТ  В  ИСКУССТВО,  продлевая  и  поддерживая  себя  в  легендах,  мифах,  сказаниях,  песнях,  балладах,  картинах…  Уходит  в  музыку,  танец,  сказку… Становится  недостижимой  и  непостижимой  богиней,  требующей  обязательной  ЖЕРТВЫ  одного  или  обоих  возлюбленных.

Вынужденная  уйти  из  жизненного  проявления,  любовь  организует  собственное  Царство  на  Небесах,  обещая  жизнь  вечную  и  вечное  же  слияние  любящих  в  своем  лоне.  Однако  в  этом  Царстве  она не  единственная - в  этих  мирах  обитают  и  непорочность,  и  красота,  и  гармония,  и  истина,  и  милосердие,  и  справедливость.  Здесь  пребывают  мужское  и  женское  начала,  здесь  Дом  Афины  и  Афродиты,  Зевса  и  Гермеса,  Ормузда  и  Аполлона,  Озириса  и  Изиды,  а  над  ними,  обнимая  и  вбирая  их  всех,  царит  культ  Великой  Матери… Любовь  среди  них – не  первая,  но  и  не  последняя  из  Мировых  Сил.

Самое  удивительное  в  том,  что  все  эти  Небеса  не  могут  полноценно  существовать  вне  земной  жизни - их  тонкая  реальность  одержима  желанием и  даже  страстью именно  к  земному  воплощению…

Мы  говорим:  «Мои  достоинства – продолжение  моих  недостатков». В  случае  с  любовью  все  не  так  просто… Витал  вырастает  из  физической  и  животной  природы,  однако  его  развитие  шло  миллионы  лет,  в  течение  которых  он  прошел  сложный  эволюционный  путь.  Поэтому  в  человеке  выстраивается  определенная  иерархия,  верхний  уровень  которой  соприкасается  с  жизненным  уровнем  иерархии  разумного:

- Ментальный  витал,  организующий  разумное  выражение  (мысль,  речь,  письмо)  ощущений,  желаний,  страстей.

- Центральный  витал – вместилище  самых  сильных  желаний  и  реакций,  энергетический  центр.

- Эмоциональный  витал – творец  смутных  неотчетливых  желаний,  неоформленных  чувств,  чувственных  томлений.

- Нижний  витал - обитель  мелких  бытовых чувств  и  желаний,  реализатор  физических  потребностей.

В  целом  витал  определяет  жизненную  силу. Без  его  участия  существование  в  материи, т.е. в  физическом  и  биологическом, невозможно.  Нынешний  эволюционный  перекос  в  сторону  ментального  склонен  представлять  витал  как  нечто  грубое,  примитивное,  «подсознательное»,  животное  и  агрессивное.  Это  категорически  не  отвечает  действительному  положению  вещей.

Истинный  витал – это  ЖИЗНЕННАЯ  МОЩЬ,  неиссякаемая  энергия,  смелость  и  отвага,  высокая  интуиция,  основа  действия  и  творчества,  способность  к  одарению  и  одновременно – к  господству,  руководству  и  обладанию.  Такой  витал  может  быть  замечательным  исполнителем  духовной  работы. 

Именно  здесь  и  обитает  любовь  в  привычном  нашем  понимании,  именно  здесь  наиболее  часто  происходит  конфликт  между  сильными  страстными  натурами  и  натурами  слабыми,  мечтательными,  романтическими,  обитающими  на  уровне  ментального  витала. 

Именно  в  витале  тесно  соседствуют  высокая  жертвенная  любовь  и  одарение с  паразитизмом  и  иждивенчеством - слабость  использует  силу,  а  сила  порождает  рабское  подчинение.  И  все  это  проявляется  в  том  или  ином  лике  любви…

На  этом  поле  нет  и  не  может  быть  ни  надежных  рецептов,  ни  выверенных  схем,  ни  однозначных  решений.  Зачастую  здесь  непригодны  и  морально-этические  установки,  транслируемые  с  ментального  уровня.  Все  есть  изменчивость,  текучесть,  неоднозначность,  вечный  поиск  и  эксперимент…

Витал,  ориентированный  на  1-ый  уровень,  «любит»  словами,  мыслями,  поэтическими  мыслеобразами,на  4-ый – исключительно  «телесными»  желаниями  и  ощущениями.  3-ий  уровень – мечтательный,  слабый,  сентиментальный  и  романтический,  до  полусмерти  пугается,  когда  в  его  пределы  вторгаются  страсть,  мощь  и  требовательность  центрального  витала и  тихо  умирает  в  обьятиях  нижнего  уровня,  практичного  и  прагматичного.

Самое  же  удивительное  в  том,  что  витал  если  и  не  «беспол»,  то,  безусловно,  универсален.  Его  проявления  одинаковы  и  в  мужском,  и  в  женском  исполнении.  Однако  сочетание  уровней  и  их  взаимодействие  непрерывно  изменяются.  Похоже  на  то,  что  «мужской»  витал  все  более  смещается  либо  к  ментальному,  либо  к  нижнему  его  уровням,  а  «женский»,  покидая  привычный  для  себя  эмоциональный  и  ментальный,  быстро  перемещается  в  центр.

Движение  это  отнюдь  не  новое - оно  было  изначально.  Не  следует  пугаться  его,  но  нельзя  и  недооценивать.  Ныне  происходит  очередная  подвижка  стихий – Воздух  входит  в  сферу  Огня,  тот  спускается  на  Землю,  Земля  дает  новую  жизнь  Воде,  а  та  превращает  Воздух  в  сияющую  радугу… Это  тоже пути  любви… Новое  может  появляться  как  на  стыках,  например,  Воды  и  Воздуха,  Огня  и  Земли,  так  и  при  взаимодействии  противоположностей – Огня  и  Воздуха,  Земли  и  Воды.

Суть  этого  аспекта  любви – узнавание,  помощь,  одарение,  взаимовыручка,  взаимопонимание,  а  затем  и  осознание  задач,  которые  ставит  перед  ними  соединившая  их  любовь.  Здесь  она не  богиня,  не  грёза,  не  идол  и  не  томление,  ее  цель – дать  новую,  более  плодотворную,  полноценную,  осознанную  и  счастливую  жизнь,  разумно  использующую  все  без  исключения  возможности.  ВСЕ  БЕЗ  ИСКЛЮЧЕНИЯ…

Однако  мы  и  не  заметили,  как  в  этом  процессе  появилось  еще  одно  сложное  понятие – РАЗУМНОСТЬ.  Что  же  это  такое  и  как  через  нее  реализуется  любовь?  Ведь  этот  уровень  не  менее  запутан  и неоднозначен,  чем  витал.  Ограничение  ли  это, предел  или  очередная  эволюционная  ступень  любви?  Для  ответа  на  этот  вопрос  нам  предстоит  тщательно  приглядеться  к  тому,  что  же  представляет  собой  РАЗУМ.

В  первую  очередь,  это  часть  человеческой  природы,  имеющая  дело  с  познанием  и  процессами  мышления,  с  идеями,  принципами  и  высшими  символическими  системами,  с  восприятием,  переработкой  и  хранением  информации,  со  способностью  обучать  и  обучаться,  с  ментальной  силой  и  ментальной  волей.

- Нижний  уровень  ментала – механический  разум - способен  лишь  на  бесконечное  повторение  всего  и  вся.  Ему  недоступны  ни  анализ,  ни  синтез,  ни  интеграция. 

- Ментальное  физическое  ограничено  знанием  простых  вещей.  Оно  ментализирует  ощущения  и  не  идет  дальше  этого.

- Высокий  ум - первая  ступень  духовного  ума.  Это  широкий  и  глубокий  ум,  наше  поле  действия  при  уходе  внутрь  или  расширении  в  Космическое  Сознание.

- Одухотворенный  Разум,  который  полностью  осознает  Сущность,  а  не  Самость.  Он  отражает  Божественное  и  живет  в  нем,  видит  истинный  порядок  и  суть  вещей,  феноменов,  живет  в  постоянном  контакте  с  Космическим  Разумом  и  его  мирами,  открыт  высокому  знанию  и  духовным  переживаниям.  Он  неподвластен  игре  низших  сил.

«Подобное  притягивает  подобное»,  поэтому  нижний  витал  продлевает  себя  в физическом  и  механическом  уме,  витал  центральный – в  высоком  и  частично  в  Одухотворенном  Разуме.  Здесь  мы  уже  в  который  раз  сталкиваемся  с  трудно  объяснимым  парадоксом:  центральный  витал  обладает  интуитивным  чувствованием  таких  категорий,  как  Душа  и  Божественное,  тянется  к  ним  и  мечтает  о  них,  определяя  их  для  себя  как  предмет  абсолютно  новой  и  невероятно  притягательной  любви. 

На  уровнях  же  механического  и  физического  (бытового)  ума  ничего  подобного  нет  и  быть  не  может – идея  Божественной  Любви  смутно  осознается  лишь  на  уровне  высокого  ума.  Она  воплощается  в  нем  как  любовь  к  истине,  страсть  к познанию  и  потребность  в  высоком  служении. Для  любви  в  ее  физическом  и  витальном  вариантах  просто  не  остается  места. 

Высокий  ум  в  первую  очередь  мыслитель,  в  отличие  от  непрерывно  и  механически  рефлектирующего  интеллекта  низших  уровней.  Союз  нижних  метальных  планов  порождает  идею  механической  вселенной,  в  основе  которой  пребывает  столь  же  безликий  и  почти  механический  разум.  Уму  механическому  особенно  близка  идея  «компьютерной  вселенной»  с  гигантским  компьютером  во  главе  всего. 

Идея  Божественного  как  в  сотворении,  так  и  в  любви,  ему  недоступна  в  принципе,  столь  же  неприемлема  для  него  и  универсальная  религиозная  идея.  Подводя  итог,  вполне  можно  сказать,  что    два  нижних  уровня  разума  оставляют  очень  мало  места  для  любви.  В  лучшем  случае,  это  идея,  абстракция,  теория,  непрерывные  рассуждения  о  любви,  но  не  сама  любовь. 

Значительно  более  серьезные  процессы  происходят  на  уровне  высокого  ума.  Он  начинает  осознавать  неправильность  своего  добровольного отказа  как  от  высшего  витала,  так  и  от  изначального  незамутненного  физического.  Он  уже  не  следует  внушениям  любви,  как  это  делает  витал,  и  не  рассуждает  о  ней,  как  это  делают  механический  и  бытовой  уровни  ума.

Высокий  ум  мучительно  пытается  вернуть  нечто  такое,  без  чего  уже  не  может  жить  и  что  было  им  утрачено  в  ходе  эволюционного  восхождения.  Он  начинает  открывать  или  сотворять  любовь  в  себе  самом,  начинает  понимать  трагедию  разделения  мужского  и  женского  начал  и  их  безусловное  единство.  Ощущая  свое  мужское  происхождение,  желает  открыть  для себя и  женское,  понимая  любовь  мужскую,  хочет  понять  и  любовь  женскую.

Еще  не  обладая  ни  истинным  пониманием,  ни  способностью  к  истинному  различению,  он  находит  выход  в  эксперименте.  На  земном  поле  это  реализуется  в  виде  перетекания  женских  ликов  любви  в  мужские  и  наоборот,  в  «потерянной»  или  «растерянной»  любви,  не  понимающей,  женщина  она  или  мужчина.

На  поле  «небесном»  этот  поиск  реализуется  в  череде  мужских  и  женских  воплощений, и  опять-таки  не  личности,  ибо  личность – структура  временная,  а  ДУШИ, воспринимающей  себя  на  этом  этапе  как  ЛЮБОВЬ,  которая  по-прежнему  разделена,  но  страстно  желает  воссоединить  себя  с  кем-то,  перестав  быть  лишь  идеей  либо  чувством.  Она  желает  стать  силой,  действием,  стремлением, жизнью…

Все  это  становится  возможным  на  уровне  Одухотворенного  Разума.  Возникает  осознанное  триединство  Личностного,  Духовного  и  Божественного – Человека,  Души  и  Бога.  Одухотворенный   Разум  отчетливо  понимает,  с  каким  невероятно  огромным,  мощным  и  почти  непостижимым  феноменом  он  соприкоснулся. 

Это  не  Абсолют,  не  высшая  ментальная  абстракция,  не  метафизика,  не  механическая  сумма  мировых  сил,  линий,  течений,  и  даже  не  Высший  Разум-Сознание.  Это  прямое  соприкосновение,  а  не  отчужденная  безопасная  физико-математическая  модель.  БОГ  Одухотворенного  Разума – это  Бог-Бытие,  Бог-Сила,  Бог-Жизнь - Бог - То,  что  было,  есть  и  будет… Это  ТО,  что  не  может  быть  хоть  как-то  описано,  о-предел-ено  и  классифицировано…

Для  дальнейшего  продвижения  человек  должен  перестать  быть  только  земным  человеком,  а  его  разум  должен  сделать  первый  шаг  в  сторону  Супраментала.  Здесь  уже  нет  любви,  а  есть  АНАНДА – чистая  радость  осознанного  бытия… Создание  вселенных,  миров,  планов  и  их  обитателей – это  то,  что  УЖЕ  ЕСТЬ  в  нем,  но  что  еще  только  предстоит  совершить…

И  все  это  присутствует  в  человеке  и  человечестве  в  самых  немыслимых  и  невообразимых  сочетаниях,  формируя  самый,  пожалуй,  загадочный  и  непредсказуемый  фактор  индивидуального  и  общественного  развития.  Именно  этот  фактор  лежит  в  основе  литературного  психологического  жанра,  достаточно  вспомнить  Ф. М. Достоевского  и  героев  его  романов  «Братья  Карамазовы»,  «Идиот»,  «Воскресение». 

Ведь  это – про  любовь  и  о  любви,  об  этой  невероятной  силе,  способной  возвысить и  искалечить,  поднять  к  небу и  обрушить  в  пропасть… О  том,  ЧТО  делает  любовь  с  принявшими  ее и  с  теми,  кто  был  лишен  ее  изначально…

Более  ста  лет  прошло.  Изменилось  ли  что-нибудь  с  тех  пор?  Кардинально – нет,  в  частности – да.  Появилась  «свобода»,  ведущая  к  еще  большей  несвободе.  Появился  гигантский  и  умело  направляемый  поток  ПСЕВДОЛЮБВИ,  сотканный  из  всего  самого  примитивного,  механического,  непрерывно  тиражируемого  в  слове,  музыке  и  песнях -  ИНТОНАЦИИ… В  идеале,  замененном  кукольным  бутафорским  идолом…

Непредвзятый  внеземной  разум  пришел  бы  в  великое  замешательство  при  попытке  найти  хоть  какое-то  объяснение  увиденному,  услышанному  и  почувствованному,  пока  бы  не  понял:  перед  ним – ОЧЕНЬ  МОЛОДАЯ  ЖИЗНЬ  с  бьющей  через  край  энергией.  Жизнь,  мучительно  пытающаяся  понять  сама  себя,  реализовать  себя,  еще  очень  неумело  старающаяся  продлить  себя  в  жизнь  более  высокую,  истинную  и  прекрасную,  исполненную  любви  и  света…

Исследуя  пути  высшего,  мы  не  можем  не  обратиться  к  такой  его  важной  составляющей,  как  РЕЛИГИЯ - религия  как  учение,  как  изложение  путей  воссоединения  ранее  разделенного.  В  процессе  возвышения  и  эволюционного  развития  человека  религия – абсолютно  необходимый,  но  столь  же  абсолютно  недостаточный  этап.  Не  понимать  этого  может  лишь  неразвитый  и  невежественный  человек.

Что  же  представляет  из  себя  любовь  в  религиозном  прочтении?  В  наиболее  ранних  источниках  мы  практически  не  находим  ее  следов.  Например,  в  Книге  Зогар  среди  десяти  Имен  Бога  любви  места  не  нашлось.  Похоже  на  то,  что  это  Великое  Имя  появляется  не  после  сотворения  Адама  и  Евы  и  даже  не  после  Великого  Потопа,  а  связано  с  приходом  на  Землю  Иисуса  и  его  учением.

Понятие  богочеловека  в  христинской  религии  проявлено  впервые  и  в  самой  высокой  истине.  Не  фараона,  не  царя,  не  верховного  жреца,  а  именно  ЧЕЛОВЕКА – Сына  Человеческого.  Базой  всего  христианского  миропонимания  можно  считать  следующее  положение:

«И  так  возлюбил  Господь  сотворенный  мир,  что  послал  в  него  единственного  Сына,  дабы  искупил  Он  грехи  человеческие».

В  Евангелии  от  Матфея  мы  читаем:  «И  родишь  же  Сына,  и  наречешь  имя  Ему  Иисус,  ибо  спасет  Он  людей  Своих  от  грехов  их».

В  Евангелии  от  Марка  говорится:  «И  увидел  Иоанн  разверзающиеся  небеса  и  Духа,  как  голубя,  сходящего  на  Него.  И  глас  был  с  небес:  «Ты  Сын  Мой  возлюбленный,  в  котором  Мое  благоволение».

Итак,  Сын  несет  на  Себе  и  в  Себе  любовь  Отца,  призванную  «искупить  грехи  человеческие»,  причем  спасены  будут  не  просто  люди,  а  «Свои  люди».  При  последовательном  ПРОЖИВАНИИ  всех  четырех  Евангелий  перед  подготовленным  человеком  открывается  столь  огромная,  невероятная  и  безграничная  истина,  что  для  полного  ее  постижения  потребуется  еще  не  одно  тысячелетие.  При  этом  отрицание  некоторых  ее  частей  ведет  к  все  более  и  более  глобальному  утверждению  всех  остальных…

Понимание  Иисуса  как  воплощенной  любви  и  сведение  Его  проповедей  только  и  только  к  любви  означает  бесконечное  умаление  того,  ЧТО  Он  принес  в  мир.  Столь  же  неверным  будет  буквальное  понимание  Иисуса  как  Спасителя,  искупившего  грехи  человеческие.  Такая  позиция  крайне  удобна  для  «нищих  духом»  и  «убогих  душой»…

Вся  кровавая,  грязная  и  беспредельно  жестокая  история  человечества  свидетельствует  об  одном:  НИКТО  не  способен  ИСКУПИТЬ  грехи  человеческие, кроме  САМОГО  ЧЕЛОВЕКА, и  через  КАЖДОГО  из  людей – всего  человечества.  Кстати,  Иисус  говорит  о  любви – и  к  Отцу,  и  к  людям – не  так  уж  много,  разве  что:  «Возлюби  ближнего  своего,  как  самого  себя»  и  «Возлюби  Бога  твоего  всем  сердцем  твоим,  всей  душою  твоею  и  всей  крепостью  твоею»...

Почему  же  из  всего  немыслимого  богатства  сказанного  и  совершенного  Иисусом  люди  избрали  одно:  «Бог  есть  любовь»?  Именно  любовь,  а  не  закон,  не  мудрость,  не  милосердие,  не  знание,  не  понимание?  Не  преданность,  не  целомудрие,  не  справедливость,  наконец?  Две  тысячи  лет  люди  размышляют  и  спорят  об  этом.  Сегодня  многие  считают,  что  принятие  человеком  Бога  как  Божественной  Любви  близко  к  истине,  ибо  Бог  есть  ВСЁ – и  жизнь,  и  свет,  и  мир,  и  закон,  и  мудрость,  и  справедливость,  и  воскресение,  и  все  это и есть  ЛЮБОВЬ…

«Потому  любит  меня  Отец,  что  Я  отдаю  жизнь  Мою,  чтобы  опять  принять  ее.  Никто  не  отнимет  ее  у  Меня,  но  Я  Сам  отдаю  ее».

«Никто  не  войдет  в  Царствие  Небесное,  кроме  как  через  Меня»…

Иисус  никогда  не  настаивал  на  том,  чтобы  любили  Его,  поклонялись  Ему,  молились  Ему,  а  лишь  на  том,  чтобы  верили  Ему  и  следовали  Его  словам  и  поступкам.  Почему  же  в  огромном  большинстве  случаев  любовь  человеческая  обращена  в  первую  очередь  к  Нему,  а  не  к  Отцу  Его? 

Наверное,  потому,  что  Иисус – живое  связующее  звено  между  любовью  человеческой  и  Любовью  Божественной,  между  любовью  «к  ближнему  своему»  и  любовью  ко  всему  сотворенному  миру.  Чистая  Душа  Иисуса – Сына  Божьего  ушла  в  Свой  Дом,  но  Иисус-Человек  по-прежнему  распинается  ежесекундно,  из  века  в  век,  из  эпохи  в  эпоху… Распинается  в  каждом  из  нас  и  каждым  из  нас…

В  нашем  мире  может  быть  неправильно  воспринято,  неправильно  понято  и  извращено  абсолютно  все,  в  том  числе  и  внезапно  сошедшая  на  человечество  Божественная  Любовь..  Сегодня  чрезвычайно  расплодилось  особое  племя  людей,  одержимых  «гробокопательством»:  «разрушители  легенд»,  «могильщики  мифов»,  адепты  «исторической  правды»,  и  несть  числа  их  именам  и  самоназваниям… 

Раскопав  очередную  могилу,  они  сладострастно  пляшут  на  останках  и  радостно  провозглашают:  «Смотрите,  смотрите  и  слушайте!  Только  у  нас!!  Только  мы  говорим  вам  истинно:  ВСЁ  есть  ложь,  тлен  и  прах,  и  нет  в  мире  ничего,  кроме  лжи,  тлена  и  праха!!!»

Это  тоже  своего  рода  «ревность  по  Дому  Отца  моего»,  но  вывернутая  наизнанку - это - предавшая  сама  себя  истина,  переставшая  быть  ею,  особая  одержимость,  присущая  НЕГОТОВЫМ,  бесконечно  ненавидящим  все  чистое  и  светлое  лишь  потому,  что  оно  когда-то  обмануло  их  необоснованные  притязания  и  ожидания… 

Другие  принимают  частичную  истину  любви  за  абсолютную  и  начинают  проповедовать,  путая  человеческое  и  божественное,  откровение  с  измышлением… Третьи  замыкают  любовь  в  тесных  стенах,  устремляя  глаза  к  небу  и  не  желая  видеть  пути  любви  земной…

Эти  отрекаются,  те  бунтуют,  а  третьи  беснуются.  Есть  и  такие,  кто  желает  немедленного  действия – через  закон,  насилие,  принуждение – и  тоже  во  имя  воцарения  любви,  и  здесь  действительно  от  любви  до  ненависти – один  шаг…

Таким  необходимо  понять:  нынешний  порядок  вещей,  не  имеющий  ни  исторического,  ни  социального,  ни  культурного,  ни  экономического,  ни  человеческого,  ни  нравственного  оправдания,  существовать  более  НЕ  МОЖЕТ.  Он  должен  быть  или  кардинально  перестроен,  или  уничтожен.  Замечательно  сказал  об  этом  Шри  Ауробиндо:

«Земля – серьезная  точка  приложения  мировых  сил.  Похоже,  что  все  осознается  именно  здесь,  но  не  заканчивается  здесь.  Что  же  касается  тонких  планов  и  супрафизических  миров,  то  и  там  царит  полная  неразбериха  в  понимании  любви  как  универсального  космического  феномена - от  самых  низших  до  самых  высших  ее  проявлений.»

Современные  исследования,  связанные  с  именами  Р. Моуди,  Р. Монро,  Д. Мельхиседека,  М. Ньютона,  Н. Уолша  и  др.,  тоже  не  способны  внести  хоть  какую-то  ясность.  Похоже,  что  любовь  понимается  и  воспринимается  ими как  некая  уникальная,  почти  невероятная  и  предельно  мощная  энергия,  как  величайшая  ценность,  дарованная  лишь  роду  человеческому.  Именно  этим,  по  их  мнению,  объясняется  такая  притягательность  Земли  и  ее  особое  место  в  возможном  космическом  содружестве  для  физического  воплощения  душ  совершенно  разных  миров.

Секс  и  сексуальность на  тонких  планах  либо  отсутствуют,  либо  выглядят  (существуя  только  на  нижних  уровнях)  как нечто  неоформленное,  бессознательное  и  «безмозглое».  Прохождение  всех  нижних  уровней  вообще  крайне  опасно,  об  этом  предупреждают  еще  «Тибетская  Книга  мертвых»  и  «Египетская  Книга  мертвых»,  а  в  наше  время  наиболее  полно  осветил  этот  этап  Р. А. Монро  в  заключительной  части  своей  трилогии  «Окончательное  путешествие». 

Сегодня  число  визитеров  в  «темные миры»  нижних  уровней  многократно  увеличилось,  а  вместе  с  этим  активизировалось  и  присутствие  самих  нижних  миров  на  земном  плане.  Хорошо  разработана  эта  тема  в  психоанализе  З. Фрейда,  а  также  в  так  называемых  «мистических»  фильмах  голливудских  режиссеров  последних  десятилетий.

Что  же  является  аналогом  любви  на  средних  и  высоких  тонких  уровнях?  «Обмен  энергиями» - слишком  механическое  и  ничего  не  говорящее  определение.  Скорее,  это  обоюдная  потребность  в  слиянии,  воссоединении,  одарении  и  понимании.  Здесь  нет  ни  принуждения,  ни  обладания – лишь  свобода  и  осознанная  необходимость  освобождения  другого  через  наиболее  близкое  и  понятное  ему  «земное»  деяние - ЛЮБОВЬ.  ВЗАИМНОЕ  ОДАРЕНИЕ  ЛЮБОВЬЮ…

Еще  более  интересным  предстает  восприятие  Бога,  Божественного  и  Божественной  Любви.  На  достаточно  высоком  «Учительском»  уровне  оно  есть  безусловно.  Однако: «Неужели  ты  думаешь,  что  ЗДЕСЬ  я  ближе  к  Нему,  чем  в  то  время,  когда  был  ТАМ  (на  Земле)?» - так  сказал  нам  один  из  наших  Учителей…

Для  остальных  же  душ  как  само  понятие  Бога,  так  и  ощущение  Его  Присутствия  выглядит  довольно  непривычно  и  тесно  связано  в  первую  очередь  с  энергией,  но  никак  не  с  «энергией  любви».  Скорее,  это  ИСТОК  всего  сущего  или  же  ВСЕПРИСУТСТВИЕ.  Оговорюсь – так  это  ощущается  теми  душами,  которые  УЖЕ  прошли  через  земные  воплощения.  Души  же,  только  что  рожденные  и  не  отягощенные  личностными  и  социальными  напластованиями,  чувствуют  эту  огромную  и  беспредельную  любовь  не  только  как  свою  СУТЬ,  но  и  как  ПРИЧИНУ  своего  появления  на  «СВЕТ  БОЖИЙ».

Почему  существует  такое  отличие?  Для  огромного  большинства  людей,  уходящих  в  посмертие,  характерна  постепенная  утрата  всего  личностного  с  неизбежным  восприятием  земной  реальности  как  иллюзии,  странного  сна.  Зачастую  это  даже  не  личности,  а  наиболее  организованные  их  фрагменты – то,  что  Шри  Ауробиндо  обозначает  как  психическое  существо.  Душами  им  еще  только  предстоит  стать…

Старое  понимание  механизма  эволюции  предполагало  линейное,  очень  мучительное  и  медленное  продвижение  по  пути  от  человека-личности  к  человеку-душе  и  человеку-духу.  ХХ  и  ХХ1 в.в.  предложили  нам  совсем  иное  решение.  Наше  время – это  «ЧАС  БОГА»,  как  определил  его  Шри  Ауробиндо,  новое  Лето  Господне  и  новое  Пришествие  Христа,  но  уже  с  иной  проповедью  любви – и  тоже  «для  своих»,  т.е.  для  тех,  кто  при  своей  земной  жизни  достиг  серьезного  духовного  продвижения.

О  чем  говорят  эксперименты  С. Грофа,  исследования  М. Ньютона,  прозрения  Д. Андреева,  откровения  Э. Кейси  и  Д. Мельхиседека,  а  также  почти  запредельная  для  нашего  понимания  тридцатилетняя  работа  Роберта  Алана  Монро  в  пространстве  «жизни  вне  тела»?

В  первую  очередь, о  череде  перманентных  смертей  и  новых  воплощений,  с  каждым  из  которых  человек  через  опыт  души  меняется  все  больше,  осознает  все  глубже,  воспринимает  и  чувствует  все  тоньше  и  острее.  В  «Окончательном  путешествии»  Р. Монро  подошел  к  почти  предельной  черте,  отделяющей  мир  человеческих  проявлений  от  мира  проявлений  божественного. Не  удержусь  и  приведу  несколько  важных  для  нашей  темы  отрывков  из  этой  работы:

«Уход... одинокие скитания, поиски, поиски... бесконечный ряд ярких солнц, сотканных из энергии... объединение с другими такими же, как я, совместные поиски... поиски чего? Невозможно объяснить... излучение голубой планеты, кружащейся вокруг желтого солнца... вход... я вхожу, чтобы стать... чем? .. человеком… да, человеком! Это совершенно реально даже сейчас, когда я слежу за всем со стороны. Погружение в физическое существование, в мир искаженной энергии... материя — энергия, замкнутая в ограниченных формах выражения... тяжелое чувство скованности, несмотря на врожденное стремление удерживать энергию в виде материи, сохранять такую форму... чудесное, хотя и противоречивое устройство!

Затем желание найти воплощается в действиях и противодействиях совершенно иного типа... сразу не получается, приходится предпринимать все новые и новые попытки... множество прохождений, внутрь и наружу, начиная с самого первого крошечного существа с мохнатой мордой... взлеты и падения осознания и разумности, снова и снова, в течение долгих тысячелетий... реинкарнации, новые жизни... сумма всего этого и есть те подарки, которые нужно отнести  ЦЕЛОМУ,  но сейчас у меня их нет, я не взял их с собой... теперь я понимаю, зачем нужно рассеивать частицы... какие прекрасные подарки я принесу из этого сна! А я... я — все эти многочисленные жизни, все без исключения. То, что я называю совокупностью... мое "Я-Там". Но сейчас я — только малая часть "Я-Там"...»

"Любви нельзя научить, ей невозможно научиться. Она приходит изнутри в ответ на внешние обстоятельства. Человек не имеет над этим никакой власти. Однажды возникнув, она уже никогда не гибнет, хотя может быть скрыта под слоями других чувств.

ФИЗИЧЕСКАЯ  ГИБЕЛЬ  НЕ  ОКАЗЫВАЕТ  НИКАКОГО  ВЛИЯНИЯ  НА  РЕАЛЬНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ  ЛЮБВИ, ПОСКОЛЬКУ  ЭТА  ЭНЕРГИЯ  НЕ ЗАВИСИТ ОТ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ.

Это излучение нельзя сдержать и утаить в себе. Напротив, оно воспринимается, ощущается, когда проходит сквозь человека, который, в свою очередь, дополняет ее собственной любовью, возникающей в ответ. Так эта энергия усиливается, а личность становится с той поры постоянным соучастником производства любви и ее получателем".

«Я купаюсь в излучении... оно наполняет меня, пропитывает... еще, еще... Да, теперь я знаю, кто я, кем я был с самого начала, всегда... беспокойная частичка  ЦЕЛОГО, которая хочет вернуться, но продолжает жить, пытаясь выразить себя в делах, в творчестве, в созидании, в щедрости, в росте, в умении отдать больше, чем взять, и, прежде всего, в пылком стремлении вернуться к ЦЕЛОМУ с подарками, дарами любви... парадокс единства и неразрывности одной частицы. Я помню  ЦЕЛОЕ ... Я и есть  ЦЕЛОЕ ... Я частица, но во мне есть вся полнота  ЦЕЛОГО …»

Есть  и  менее  экзотические  пути,  но  от  этого  не  менее  удивительные  и  прекрасные,  сложные  и  мучительные,  возносящие  к  небу  и  обрушивающие  на  землю.  Один  из  них – супраментальная  йога – СТАНОВЛЕНИЕ  себя  МИРОМ,  Вселенной,  прямое  переживание  всех  этапов  Сотворения,  всего  хода  человеческой  эволюции,  прямое  постижение  в  одной  человеческой  жизни  всей  невероятной  красоты,  дерзости  и  запредельной  огромности  Замысла,  открытие  души,  любви  человеческой  и  Любви  Божественной,  необусловленной  и  всеохватной… 

Здесь  множество  парадоксов.  Мы  по-прежнему  надеемся  на  одаряющие  небеса,  но  для  множества  людей  они  оборачиваются  потерей  и  забыванием:  что-то  приобретая,  мы  неизбежно  теряем.  Нам  трудно  поверить,  но  именно  здесь,  на  Земле,  мы  УЖЕ  обладаем  полным  набором  всех  вселенских  космических  составляющих. 

Мы  щедро  одарены,  и  в  первую  очередь,  многоуровневой,  многоликой  и  почти  беспредельной  в  своих  проявлениях  любовью.  Мы  есть  ЕДИНОЕ,  но  еще  нуждающееся  в  самоосознании  и  воссоединении.  Залог  этого – гениальная  простота  восходящих  триад – тела,  разума  и  души,  личности, самости  и  сущности - жизни,  ее развития  и  стремления  к  совершенству.

Поэтому  необходимо  понимать,  что  КАЖДАЯ  жизнь,  каждая  личность,  каждая  судьба  БЕСЦЕННЫ.  Любая  иерархия  дана  нам  лишь  как  символ  отсчета,  обозначение  определенных  вех  и  уровней,  как  нечто  нужное,  но  недостаточное.  Жизнь  и  служение  обычного  приходского  священника  не  менее  важна  и  значима  для  Всевысшего,  чем  жизнь  и  служение  высококопоставленного  церковного  священнослужителя.

Единство  не  допускает  деления  на  важное  и  неважное,  главное  и  второстепенное:  палец  не  может  жить  отдельно  от  руки,  частью  которой  он  является,  но  и  рука  без  пальца  неполноценна.  Человек – еще  не  реализованная  вселенная,  еще  не  рожденный  мир.  На  ткани  Вселенной  и  в  теле  Всемирной  Души  места,  предназначенные  для  человека,  выглядят  как  пустоты,  прорехи,  разрывы,  заполненные  первоначальной  материей,  еще  не  знающей  Слова,  Света  и  Любви.  То  же  и  в  самом  человеке. 

Уходя  к  Вечной  Матери,  он  излечивает  ее  раны,  врачует  ее  тело,  проявляя  и  сотворяя  еще  не  проявленное  и  не  сотворенное,  затягивая  пустоты  и  сшивая  собой  разрывы.  Человек  делает  это  с  великой  любовью,  получая  в  ответ  столь  же  великую  благодарность…

Здесь  же,  глядя  на  себя  земного,  он  видит,  сколько  еще  предстоит  сделать  в  себе  самом.  Закончив  эту  работу  в  себе,  начинает  видеть  эти  пустоты,  провалы  и  прорехи  в  других – и  снова  возвращается  на  Землю,  чтобы  продолжать  божественную  работу,  которая  совсем  не  обязательно  выглядит,  как  любовь,  но  обязательно продиктована  ею:

«Потому  любит  Меня  Отец,  что  Я  отдаю  жизнь  Мою,  чтобы  опять  принять  ее.  Никто  не  отнимает  ее  у  Меня,  но  Я  сам  отдаю  ее…»

Задумайтесь  над  этими  словами  Сына  Божьего:  ведь  мы  ВСЕ – Дети  Отца  Единого,  только  в  большинстве  своем  пока  не  осознающие  своего  родства.

У  любви  множество  ликов,  имен  и  проявлений.  Для  их  понимания  нужно  помнить  две  великие  истины:

«НЕ ПУТАЙ ТВОРЦА И СОТВОРЕННОЕ»
и
«ДУША, ВОЗЛЮБИВШАЯ  ВСЁ  СОТВОРЕННОЕ, СТАНОВИТСЯ  БОЖЕСТВЕННОЙ»…

Сегодня  на  Земле  множество  СТРАННЫХ  людей,  думающих  СТРАННОЕ,  чувствующих  СТРАННОЕ  и  делающих  СТРАННОЕ - людей  «не  от  мира  сего».  Это  Вечные  Странники.  У  них – особые  приемы,  особое  понимание  и  особое  действие.  Они  есть  дети  творчества,  понимания  и  постижения.  Это  не  служители  Аполлона, не  подданные  муз  и  не  жители  миров  поэзии,  музыки,  изобразительных  искусств.  Они  просто  берут взаймы  наиболее  тонкие  и  надежные  инструменты  и  доводят  их  до  совершенства,  использовав  же,  возвращают  их  обратно  тем,  у  кого  были  взяты…

И  все  эти  прекрасные  боги  и  богини  охотно  и  добровольно  делятся  своим  покровительством  и  своими  инструментами,  склоняя  головы  перед  теми,  кто  является  исполнителем  куда  более  высокой  Воли,  нежели  их  собственная.  А  выдающийся  исполнитель  уже  не  нуждается  в  дарованных  инструментах – он  сам  есть  и  инструмент,  и  исполнитель,  и  композитор,  и  дирижер,  да  и  весь  оркестр  в  целом:  он  стал  тем,  кто  вложил  в  него  всю  свою  любовь,  надежду  и  веру…

Есть  истинные  Странники,  чья  странность – суть  и  предназначение  их.  Они  могут  быть  вовлечены  в  общее  движение,  но  не  связаны  с  ним  и  не  определяются  им.  Путь  их – среди  людей  и  через  людей, но  не  к  людям.  В  них  даже  может  не  быть  любви  к  людям  в  обычном  понимании - они  есть  великое  потрясение  ЧУДОМ  ЖИЗНИ,  обилием  и  щедростью  земного бытия,  колоссальным  спектром  энергий,  чувств,  желаний  и  возможностей,  почти  не  исчерпаемым  потенциалом  этого  невероятного  божественного  творения – земного  мира…

Странник – это  "душа,  полюбившая  все  сотворенное".  Она  остается  здесь  надолго,  ибо  приняла  мир  земной  и  бесконечно  полюбила  его.  Такая  душа  не  разделяет  Единый  Мир  на  природу,  людей,  растения  и  животных. 

Это  особая  любовь,  прошедшая  пути  понимания,  постижения  и  творчества,  породившие в  ней  осознание  великого  долга,  который  обусловливает  ее  деятельность  на  Земле  и  возвращение  на  Землю  снова  и  снова.  Не  «сумма  земных  и  чисто  человеческих  представлений»,  не  «привязанность  к  земному  и  зависимость  от  земного»,  а  именно  долг.  В  супраментальной  йоге  это  именуется  Картавьям-Карма – «То, что  надлежит  сделать  и  что  неизбежно  будет  сделано».

Именно  это  увидел  Р. Монро  в  «Окончательном  путешествии»,  когда  оказался  на  Земле  3000-го  года.  Означает  ли,  что  все  так  и  будет?  И  да,  и  нет… Все  зависит  от  нас  сегодняшних,  но  и  не  только  от  нас.  Все  будет  возвращаться  на  круги  своя,  пока  мы  не  поймем  истинную  суть  интеграции  и  гармонизации,  где  всё  есть  ВСЁ  и  всё  есть  во  ВСЁМ. 

Человек  не  просто  «создан  по  Образу  и  Подобию»,  но  и ЕСТЬ  этот  Образ  и  Подобие:  и  Матери-Жизни,  и  Бога-Вселенной,  и  Духа-Бытия.  И  его  задача – не  только  рассуждать  об  этом,  но  СТАТЬ  все  этим.  Многим,  очень  многим  такой  путь  представляется  нереальным  и  поэтому  невозможным,  однако  достаточно  ЗАХОТЕТЬ,  ПОВЕРИТЬ - и  сделать    первый  шаг…

Далее  он  уже  никогда  не  будет  один,  всегда  рядом  будут  те,  кто  поможет  преодолеть  трудности  первых  отрезков  пути,  а  потом  он  пойдет  уже  сам.  Обязательно  в  самом  скором  времени  появится  и  Духовный  Учитель – он  ВСЕГДА  ПРИХОДИТ,  когда  готов  Ученик.

Это  не  означает,  что  Учитель  проявит  себя  обязательно  в  облике  божественного  или  реального  живого  человека,  вдруг  мановением  свыше  появившегося  рядом – это  могут  быть  души,  осознавшие  свою  миссию  в  земном  мире  и  почувствовавшие  вашу  потребность  в  помощи,  это  может  оказаться  Странник,  с  которым  вам  выпадет  встретиться  в  судьбоносное  для  вас  время,  это  может  быть  книга,  которая  вдруг  неожиданно  окажется  на  вашем  столе,  принесенная  «ангелом  из  библиотеки»  (другом,  виртуальным  собеседником  по  Интернету,  соседом  по  лестничной  площадке) –такие  вещи  происходят  ОБЯЗАТЕЛЬНО,  когда  вы  встанете  на  путь  духовного  поиска  и  восхождения…

И  неважно,  что  Странник, сделав  свое  дело,  пойдет  дальше – у  него  свое  служение  и  свой  путь.  Неважно,  что  рано  или  поздно  вам  придется  идти  самому,  опираясь  на  свою  духовную  интуицию - важно  то,  что  на  каждом  этапе  вашего  пути  вы  будете  чувствовать  поддержку  и  помощь,  которые  будут  исходить  из  самых  неожиданных  источников,  но  всегда  приходить  именно  и  только  тогда, когда  вы  будете  по-настоящему  в  этом  нуждаться. 

Здесь  главное – идти.  ИДТИ  И  ВЕРИТЬ  В  СВОЙ ПУТЬ.  И  по  дороге  помогать  тем,  кому  можете  уже  помочь  вы  сами… И  все  это – тоже  одно  из  очень  существенных  проявлений  любви…

К  сожалению,  сегодня  понимание  любви  все  больше  сводится  к  самым  низшим  проявлениям  секса,  и  фраза  «заняться  любовью» очень  хорошо  это  демонстрирует.  Старательно  возрождаемый  и  формируемый  культ  секса  и  сексуальной  привлекательности,  в  который  человек  вовлекается  с  детства,  превращается  в  беспощадную  изматывающую  гонку… Не  быть  молодым  и  сексуально  активным,  значит,  быть  убогим,  неполноценным,  неуспешным – почти  калекой,  уродом.

Секс  превратился  в  смертельное  оружие,  предмет  купли  и  продажи,  насилия  и  шантажа.  Недооценивать  эту  темную  силу  было  бы  величайшей  глупостью.  СИЛА  ПРИХОДИТ  ДЛЯ  ТОГО,  ЧТОБЫ  ВЛАДЕТЬ,  при  этом  она  редко  приходит  «просто  так».  Культ  секса  призван  оболванить  человека,  превратить  его  в  легко  управляемую  марионетку  в  руках  тех,  кто  создает  и  продвигает  такой образ  в  широкие  человеческие  массы. 

Добавьте  к  обусловленному  этим  культом  содержанию  бытия  его  неизменных  спутников – алкогольную  и  наркотическую  зависимость,  а  также  преступность,  вытекающие  из  внедряемого  образа  жизни, и  картина  станет  полной. Это  колоссальная  индустрия  наживы,  разменной  монетой  в  которой  является  человеческая  жизнь  и  в  первую  очередь, самые  незащищенные  в  нашем  мире  люди –подростки,  а  также  совсем  молодые   девушки  и  юноши.

Но  страшны  даже  не  столько  профанация  и  обесценивание  любви,  сколько  незаметно  возводимая  стена  отчуждения,  взаимного  презрения  и  взаимной  же  агрессивности  между  мужским  и  женским  началами,  превращающая  поле  их  взаимодействия  в  арену  бессмысленных  битв - даже  не  между  самкой  и  самцом  сегодняшнего  царства  животных,  а  их  предтеч… Вспомните  грубые  оскорбительные  слова,  которые  произносятся  в  кругу  себе  подобных  по  отношению  к  людям  противоположного  пола… Какая  уж  тут  любовь…

Дело  здесь  даже  не  в  нравственных  ценностях - речь  идет  о  НАПРАВЛЯЕМОЙ  РЕГРЕССИИ,  распаду  высших  эволюционных  наработок  и  возврату  на  неизмеримо  более  низшие  уровни  человеческого  развития.  Не  стоит  утешать  себя  тем,  что  рано  или  поздно  все  образуется  и  наладится,  что  все  это временное  явление,  что  все  это  наносное,  которое  перемелется,  перетрется  и  станет  тем,  что  должно  быть…

Тогда  ведь  придется  начинать  все  снова  с  того  уровня,  который  человечество  прошло  уже  очень  давно, и  возвращение  к  истинному  пониманию  любви  может  стать  очень  долгим  и  нелегким… «Победа  доброты  не  так  уж  неизбежна,  ей  мало  наших  слов,  ей  нужно  много  сил…» То  же  самое  можно  сказать  и  о  любви…

ЛЮБИТЕ – и  в  мире  станет  больше  любви.  ОДАРИВАЙТЕ – и  одарение  приумножится.  Делайте  ДОБРО – и  мир  станет  прирастать  им.  Делайте  то  простое,  во  что  вы  верите  и  что  никогда  не  подведет  вас.  Научитесь  видеть  любовь  во  всем  для  вас  самом  важном,  спасайте  ее,  защищайте  ее,  воспитывайте  и  растите  ее…

Вот  симпатия,  вот  доброжелательность,  вот  интерес  к  другому… Внезапно  возникшая  близость,  понимание,  дружба… Вера  в  человека… «Нет  более той  любви,  если  кто  отдаст  жизнь  за  други  своя»…  Вот  жертвенность,  а  вот – ответная  жертва  во  имя  дружбы  и  любви… Шаг  первый,  второй… Третий… ПОНИМАНИЕ… Каждый  человек  так  же  нуждается  в  нем,  как  и  в  ЛЮБВИ – одно  невозможно  без  другого  и  одно  поддерживает  другое…

Сфера  человеческих  взаимоотношений – это  истинный  космос:  мириады  касаний,  столкновений,  пересечений,  взаимодействий… Взаимозависимость,  взаимовлияние,  взаимообусловленность  личностного,  общественного,  исторического,  сознательного  и  внесознательного… Именно  здесь  мы  живем  и  действуем,  и  именно  здесь  чаще  всего  ошибаемся.  Нам  редко  выпадает  счастье  НАЙТИ  друг  друга  и  ПОНЯТЬ  друг  друга…

Есть  почти  универсальное  правило,  гласящее:  «Примите  меня  таким,  каков  я  есть».  Оно  истинно  и  неистинно  одновременно,  а  также  содержит  глубокий  внутренний  подтекст:  «Не  знающий  себя, как  поймешь  другого?»

Вот  человек  приходит  в  мир… Он  вправе  сказать:  «Примите  меня  таким,  какой  я  есть» - беспомощный,  некрасивый,  нередко  нездоровый… Это  обращение  маленького  комочка  жизни  и  к  миру,  в  котором  ему  предстоит  жить,  и  к  родителям,  и  к  своим  братьям  и  сестрам…

Вот  слова  прозревшего:  «Это  я,  Господи,  это  я»…  И  он  тоже  прав…

А  вот  слова  уходящего:  «Прими,  Господи,  мою  душу  грешную»… И  это – истинные  слова,  в  которых  нет  ни  единой  ноты  фальши…

«Примите  меня  таким,  каков  я есть»… Мольба,  просьба,  надежда… Больной,  жаждущий  исцеления,  грешник,  молящий  об  отпущении  грехов,  ученик,  ищущий  знания  и  просветления, слабый,  нуждающийся  в  защите,  наконец,  человек,  не  могущий  постичь  сам  себя…

А  вот  ленивый,  желающий  даром  получить  то,  что  обязан  сделать  сам...  Наглый  иждивенец,  не  считающийся  с  другими  и  не  желающий  изменить  свою  натуру,  но  претендующий  на  ПРАВО  ПРИНЯТИЯ  его  теми,  к  кому  он  обращается  за  этим  самым  приятием...  Эмоционально  распущенный  человек,  для  которого  его  чувства  важнее  чувств  тех,  кого  он  «осчастливил»  своей  приязнью...  Алкоголик,  наркоман,  требующий  помощи  от  близких  и  общества,  но  сам  не  желающий  приложить  к  своему  излечению  даже  минимума  усилий… Здесь  тоже  звучит – уже  не  как  робкий  подтекст,  а  прямое  и  недвусмысленное требование:  «Примите  меня  таким,  каков  я  есть»…

Ответ  того,  к  кому  адресуется  данное  обращение,  видится  мне  таким:

«Я  принимаю  тебя  как  данность,  как  то,  что  существует  независимо  от  моего  приятия  или  неприятия,  одобрения  или  порицания.  У  нас  одинаковые  права  и  обязанности,  и  я  готов  принять  тебя,  с  уважением  отнестись  к  твоим  установкам  и  ценностям,  того  же  ожидая  и  от  тебя. 

Но  это  не  означает,  что  я  готов  принять  твои  пороки,  так  же,  как  не  могу  ожидать  приятия  моих  собственных  пороков  от  тебя.  Ты  есть  человек  и  я  есть  человек - в  этом  смысле  мы  УЖЕ  принимаем  друг  друга. Теперь  надо  решить,  В  ЧЕМ  и  КАК  мы  можем  взаимодействовать»…

А  вот  и  завершающее:  «Прими  меня,  Мать-Земля… Прими  таким,  каким  я  прожил  эту  жизнь,  со  всеми  ее  взлетами  и  падениями,  находками  и  потерями,  грехами  и  добрыми  делами»…

Этот  этап  проходит  каждый  человек,  так  же,  как  и  самый  первый:  рождение  и  смерть  всегда  есть  ПРОСЬБА,  с  надеждой  и  верой  устремленная  к  МАТЕРИ… К  МАТЕРИНСКОЙ  ЛЮБВИ… Но  это  предельно  высокие  обращения - в  реальной жизни  подобная  напряженность  чувств  встречается  не  так  уж  и часто.

В  каждом  случае  такого  обращения  к  нам  мы  всегда  должны  серьезно  вдуматься,  вслушаться  и  всмотреться  в  произносящего  эту  «формулу  приятия»  человека. 

В  чем  он  ИСТИННО  нуждается?  В  понимании,  милосердии, защите,  любви, исцелении,  прощении,  знании?  Насколько  он  искренен?  Ведь  «ПРИМИТЕ…»,  так  же,  как  и  «ПОЙМИТЕ…»,  «ПОЛЮБИТЕ…»,  «ПРОСТИТЕ…» - это  всегда  просьба,  мольба,  акт  отчаяния…

И  только  потом,  поняв  основные  мотивы  обращения,  перейти  к  следующему:  КТО  он,  этот  человек,  и  ЧТО  он  есть  ИСТИННО?  Не  как  персона,  маска,  НАРУЖНОЕ,  а  как  ДУША,  внутренняя  жизнь,  сущность?

Вдумаемся:  «ПРИМИТЕ  МЕНЯ»… Какого  МЕНЯ?  КТО  есть  тот  «я»,  жаждущий  приятия,  и  КТО  есть  тот  «я»,  решающий  вопрос  о  согласии  или  об  отказе?  Ведь  ПРИНИМАЯ,  я  беру  на  себя  серьезные  обязательства  перед  другим  человеком  и  перед  собой,  я  уже  не  смогу  «изгнать»  принятого  просто  так,  одним  мановением  руки,  так  же,  как  и  он  не  может  покинуть  меня  на  «полуслове»,  не  нанеся  мне  этим  тяжелой  незаживающей  раны…

«Мы  в  ответе  за всех,  кого  приручили»… Слова,  сказанные  много  лет  назад  удивительным  человеком  Антуаном  де  Сент-Экзюпери  и  с  тех  пор - по  поводу  и  без  повода - произносимые  очень  часто  в  нашей  жизни…

У  каждого  ПРИЯТИЯ  свой  диапазон  и  своя  шкала  ценностей.  Помню,  как  в  детстве  мы  говорили:  «С  тобой  я  бы  пошел  в  разведку»,  а  много  позже  повторяли  те  же,  но  по-иному  звучащие  слова:

«Если  шел  за  тобой,  как  в  бой,
На  вершине  стоял  хмельной,
Значит,  как  на  себя  самого,
Положись  на  него»…

Это – КРИТЕРИЙ,  и  не  так  уж  и  важно,  КТО  шел  за  тобой:  жена,  муж,  друг,  брат,  сестра,  единомышленник,  «единочувственник»  или  совершенно  незнакомый  до  этого  человек...  Неважно и то,  что  не  за  тобой  шли,  а  ты  шел  за  кем-то – главное,  что  есть  великая  цель:  ВЕРШИНА… СО-ВЕРШЕНСТВО… Далее  может  быть  только  ЗА-ВЕРШЕНИЕ,  за  которым   ждут  уже  иные  вершины  и  иные  испытания…

Поэтому  в  истинной  помощи  нуждается  в  первую  очередь  тот  и  то,  что  стремится  к  возвышению,  К  ВЕРШИНЕ,  взойдя  на  которую,  человеческая  душа  впервые  может  видеть  не  мир,  но  МИРЫ,  где  уже  не  человек  принимает  душу,  а  душа  принимает  человека  ТАКИМ,  КАКИМ  ОН  БЫЛ  И  КАКИМ  СТАЛ... К  вершине,  с  которой  наши  ангелы-хранители  делают  для  нас  то  же  самое...  К  вершине, где  наши  Учителя  видят  нас  такими,  какими  мы  ДОЛЖНЫ  СТАТЬ,  несмотря  на  нашу  теперешнюю  внешнюю  и  внутреннюю  беспомощность… 

Но  и  это  еще  не  все,  потому  что  дальше  предстоит  восхождение  на  еще  более  высокую  и  трудную  вершину,  на  которой  БОГ  ЖДЕТ  ВОЗВРАЩЕНИЯ  СВОЕГО  БЛУДНОГО  СЫНА…  Если  же  говорить  другими  словами,   то  жизнь,  возникшая  когда-то,  все  прошедшая,  все  испытавшая  и  преодолевшая,  научившаяся  ЛЮБИТЬ  и  ДАРИТЬ  ЛЮБОВЬ,  вкладывать  ее  в  каждое  свое  деяние,  возвращается  к  Отцу  Своему  с  неисчислимыми  дарами  для  СОТВОРЕНИЯ  уже  НОВОЙ  ВСЕЛЕННОЙ,  более  совершенной,  гармоничной,  прекрасной  и  исполненной  любви  к  детям  своим…

Она  удивительно  прозорлива,  эта  жизнь… Именно  она  способна  уловить  в  тихом,  неуверенном  или  даже  бессловесном:  «ПРИМИТЕ  МЕНЯ…»  залог  величайших  подвигов  и  свершений  во  имя  веры  и  любви  к  Принявшему…

Сегодня  мы – лишь  дети,  с  трудом  постигающие  ее  уроки,  и  уроки  порой  очень  жестокие.  Мы  путаемся  в  словах,  мыслях,  чувствах,  понятиях… Мы  думаем:  «Для  чего  человеку  дана  любовь?» 

«Для  продления  рода»,- говорят  одни,  «Для  полноты  жизни,  для  радости  и  счастья»,- говорят  другие,  «Для  чувственного  наслаждения,  здоровья  и  молодости  тела»,- говорят  третьи,  «Для  великих  и  прекрасных  подвигов  во  имя  ее», - говорят  четвертые,  «Для  понимания  красоты,  гармонии  и  поэзии  жизни»,- говорят  пятые…

Можно  привести  еще  много  утверждений,  например:  «Для  слияния,  объединения  и  порождения  мира  нового»,  «Для  научения  управлению  одной  из  величайших  энергий  Вселенной»,  «Для  обретения  свободы  в несвободе,  духовного  в  материальном,  божественного  в  земном»…

Множество  мнений,  пониманий,  чувствований - и  все  они  ЕСТЬ  ВЕЛИКАЯ  ИСТИНА  ЛЮБВИ,  но  Любовь  все  равно  ВЫШЕ  и  БОЛЬШЕ  и  каждой  из  них,  и  всех  их,  вместе  взятых…

Что  противостоит  любви  и  что  есть  ее  противоположность?  Ненависть?  Вражда?  Презрение?  Страх?  Жажда  независимости  любой  ценой?  Но  это  все  ЕСТЬ,  и  значит,  с  этим  можно  как-то  жить… Ненавидя  любовь,  страшась  ее,  отрицая,  ища убежища  в  одиночестве и  постепенно черствея,  холодея,  старея  и  умирая  с  чувством  невосполнимой  утраты  чего-то  самого  ценного  в  жизни,  что  прошло  МИМО… Но  на  мой  взгляд,  любви  может  быть  противопоставлена  только  НЕ-ЛЮБОВЬ – НЕ-ЖИЗНЬ,  НЕ-СМЕРТЬ,  НЕ-БЫТИЕ… Состояние  абсолютного  и  предельно  пустого  НИЧТО…

Многие  из  нас  воспринимают  любовь  не  только  как  ЖИЗНЬ,  но  и  как  ЖИВОЕ  СУЩЕСТВО:  она  обладает  энергией,  но  не  является  энергией,  она  способна  расти  и  развиваться,  ее  нужно  воспитывать,  оберегать,  защищать,  ее  НЕОБХОДИМО  ЛЮБИТЬ… Она  неизмеримо  выше,  шире,  глубже,  полнее  и  тоньше  всех  наших  представлений  о  ней…

И  когда  все  будет  завершено,  когда  наша  Вселенная  снова  сожмется  в  крохотный  тугой  комочек,  точку,  сингулярность,  в  этом  Великом  Зерне  Новой  Жизни  будут  содержаться  не  только  опыт  и  знания  жизни  прошедшей,  но  и обязательно – как  одна  из  ВАЖНЕЙШИХ  составляющих – будет  ЛЮБОВЬ… Любовь  к  тому,  что  было  испытано  и  к  тому,  что  еще  предстоит  испытать…

Я  никому  не  навязываю  своих  убеждений – у  каждого  они  свои  и  опираются  на  собственную  внутреннюю  правду  каждого.  Многим  может  показаться,  что  все,  что  прозвучало  в  этом  разговоре,  слишком  академично,  абстрактно  и  почти  не  имеет  отношения  к  реальной  человеческой  жизни.  Пусть  так…  Однако  путями  любви  приходится  идти  каждому  рожденному,  и  никто  не  сможет  сделать  это  за  нас…  И  еще:  никто  не  смог  пройти  жизнь  в  одиночку…

Загадок  и  тайн  на  этих  вечных  Дорогах  Любви – превеликое  множество.  Недавно  мне  привелось  посмотреть  замечательную  передачу  о  коптской  церкви  и  вере,  которая  произвела  на  меня  столь  сильное  впечатление,  что  ее  суть  до  сих  пор  живет  во  мне  и  со  мной.

Эта  вера  свято  хранит  память  об  истории  трех  беглецов:  Иосифе,  его  юной  жене  Мариам  и  их  ребенке,  которого  звали  Иисус.  Помнит  каждую  мелочь – даже  то,  что  Иисус  очень  любил  звук  колокольчиков  и  часами  играл  с  ними,  извлекая  из  них  самые  звонкие  и  радостные  звуки,  поэтому  люди  с  любовью  дарили  Ему  эти  колокольчики... Она хранит  каждый  их  шаг,  каждое  место,  где  останавливалась  это  Святое  Семейство…

Это  удивительная  ветвь  христианства  и  столь  же  удивительно  чистая  детская   вера… Она  во  всем – лицах,  улыбках,  храмах,  памятниках,  молитвах,  танцах  и  песнопениях.  Действительно,  эта  вера  есть  свет,  чистота,  улыбка  ребенка,  которую  ни  с  чем  не  спутаешь…

Копты  убеждены,  что  Второе  Пришествие  Христа  состоится  именно  здесь,  у  них,  потому  что  это  единственное  место  в  мире,  где  Он  был  по-настоящему  счастлив.  А  счастье – это  то,  без  чего  не  может  жить  ни  одно  живое  существо,  то,  что  никогда  не  забывается…

Такова  коптская  вера  и  таково  ее  понимание  жизни.  Удивительны  и  молитвы,  с  которыми  они  обращаются  не  к  Деве  Марии,  а  к  ДЕВОЧКЕ  МАРИАМ,  матери  годовалого  ребенка,  о  предназначении  которого  мир  еще  не  подозревал,  не  понимая,  КТО и ЧТО  ПРИШЛО  в  мир  и  КАКОВО  БУДУЩЕЕ  этого  ПРИШЕДШЕГО… Это  особая  песня,  особая  мелодия,  особое  чистое  звучание,  не  имеющее  ничего  общего  с  тем,  что  появилось  позже…

Эта  Песнь  звучит  во  мне  до  сих  пор.  Тема  ребенка  Иисуса  и  девочки  Мариам  оказалась  ничуть  не  слабее,  чем  тема  Иисуса-Спасителя  и  Марии-Богородицы – тема  ЧЕЛОВЕКА,  принесшего  человечеству  религию  любви  и  указавшего  путь  «к  Дому  Отца  Моего»… Ничуть  не  слабее… И  с  этой  тихой  мелодией  становлюсь  чище  и  я  сам,  потому  что  именно  такова  истинная  и  безграничная  сила  чистых  светлых  мелодий,  рождаемых  любовью…

Тайна  Нисхождения  Благодатного  Огня  в  Иерусалиме  не  разгадана  и  по  сей  день,  однако  это  еще  не  все:  Огонь  появляется  лишь  тогда,  когда  одновременно  присутствуют  иерархи  всех  ветвей  христианской  Церкви,  в  том  числе  ОБЯЗАТЕЛЬНО  и  коптской.  Для  физического  знания  это  абсолютно  необъяснимо,  для  духовного  же  нет  никакой  загадки:  Огонь  этот – Новый  Завет  и  предтеча  Завета  Новейшего,  суть  которого  ОБЪЕДИНЕНИЕ.  Это  ТАИНСТВО,  но  не  тайна…

Все  должно  быть  собрано  воедино – рождение,  бегство,  спасение,  счастливые  детские  годы,  отрочество,  юность,  зрелость… Служение,  Ученики...  Проповедь,  распятие  и  воскресение… ВСЁ  должно  стать  единым  целым,  как  единым  целым  должна  стать  и  жизнь  каждого  из  нас,  даже  если  кто-то  и  не  испытал  Касания  Божественного  или  оно  было  очень  недолгим…

Есть  люди,  в  душе  которых  эта  Песня – мелодия  любви  и  света, «Песня  для  двоих» - звучит  постоянно.  Есть  целый  народ,  который  хранит  ее,  как  Великую  Святыню.  Горько  сознавать,  что  понимание  божественного  разбито  на  множество  религий,  их  ветвей  и  веточек,  и  если  бы  только  понимание…

Еще  более  горько,  что  моменты  духовного  прозрения  Божественной  Любви  столь  же  редки,  как  и  моменты  прозрения  Любви  Земной,  ее младшей  сестры… Но  не  будем  горевать  и  убиваться  по  этому  поводу,  ибо  ТО,  что  случается  с  человеком,  ИМ  же  и  становится.

Просто  нужно  научиться  ждать  и  верить,  потому  что  любовь – это  еще  и  средство  познания  мира  от  его  грубых  материальных  уровней  до самых  тончайших  и  высочайших.

Но  нельзя  забывать  еще  об  одном  из  важнейших  проявлений  любви – ЛЮБВИ КО   ВСЕМУ  ЖИВОМУ – растениям  и  животным,  морям  и  рекам,  горам  и  равнинам… ВСЕ  они  очень  нуждаются  в  нашей  к  ним  любви  и  в уважении  к  их  САМОЦЕННОСТИ,  вне  зависимости  от  того,  «полезные»  они  для  нас  или  «вредные». 

И  уж  тем  более  мы  НЕ  ИМЕЕМ  ПРАВА  лишать  их  жизни  по  этому  принципу.  Человек  НЕ  МОЖЕТ  считаться  человеком  до  тех  пор,  пока  не  научиться  ЖИТЬ  в  соответствии  с  этой  истиной… И  в  этом  тоже  заключается  один  из  важнейших  уроков  любви – как  Земной,  так  и  Божественной.

Тема  любви  настолько  огромна  и  беспредельна,  что  развивать  ее  можно  и  дальше,  но  нужно  ли?  Заканчивая  свои  размышления  на  эту  тему,  я  хочу  привести  отрывок  из  триптиха,  посвященного  Иоанну,  Ученику  Христа:

Снега,  зима  и  пение  ветров…
Ты  так  устал,  а  я  всегда  готов
Принять  стучащего – хоть  в  сердце,  хоть  в  окно…
Я  не  святой,  и  мне  не  суждено

Хоть  малой  мерой, хоть  ничтожной  частью
ПОНЯТЬ  Того,  Кто  небывалой  властью
Облек  тебя,  кого  Он  так  любил…
Мир  слеп  и  глух,  он  многое  забыл,

Дав  право  помнить  нам - тебе  и  мне -
И  видеть,  как  в  бездонной  глубине
Горит  звезда,  зажженная  когда-то…
Будь  Братом  мне,  а  Брат  всегда  для  Брата –

Надежда,  помощь… Не  смотри,  что  стар  и  сед,
Войди… И  мы  с  тобой  устроим  СВЕТ,
И  стол,  и  праздник – ты  и  я… Вдвоем!..
И  будет  в  нас  огонь,  вино  и  дом,

Светильник,  песня,  нота  и  строка…
Кто  знает,  может,  добрая  рука
Учителя – твоего  и  моего –
Коснется,  ничего  не  обещая,
Обнимет,  тронет  сердце,  приобщая

К  любви,  надежде,  радостному  чуду,
Шепнет:  «Не  брошу  вас,  останусь  и  пребуду,
Плечо  подставлю,  если  тяжело»…
Зима,  мой  Друг… Вон  сколько  снега  намело…

В. Фокас   

** 

Иллюстрация: Н.Губанова


Рецензии