Штрихи к потрету. Владислав Ходасевич

1. Поэзия.

Владислав Ходасевич берёт от жизни то, что ему даётся, а не загребает её под себя, как, скажем, мэтр поэзии Валерий Брюсов,

Не последнее место в стихах Ходасевича занимают такие понятия, как «простота» и «правда».

Простые стихи и скромная жизнь Ходасевича словно говорят нам: «Доволен малым будь».

Меланхолические стихи Ходасевича скорее умиляют, чем восхищают.

В стихах Ходасевича слышится «дыхание распада», отчего они по-осеннему печальны.

Ходасевич – поэт оборвавшегося времени, сгинувшей эпохи.

Ходасевич не принимает мир революционных бурь и потрясений.

Ходасевичу чуждо «поэтов праздное бряцанье». Ему дороже тихая жизнь, мудрый покой. Он избегает житейской суеты.

Жизнь для Ходасевича – «таинственное бытиё. Оно возвышает поэта над обыденностью и словесной риторикой.»

Ходасевич проповедует идею неразделимого единства жизни и творчества художника.

2. Проза.

Ходасевич пишет книгу о Гаврииле Державине пушкинским слогом. Она замечательна тонкой стилистической работой мастера.

Литературный язык Ходасевича в книге о Державине простой, лаконичный, выдержанный в манере пушкинской прозы.

Книга Ходасевича «Державин» имеет тонкие автобиографические реминисценции.

3. Мемуары.

В книгу «Некрополь» Ходасевич включает ряд своих воспоминаний о русских писателях и поэтах начала XX века.

Ходасевич критически относится к знаменитым поэтам эпохи символизма.

В характеристиках поэтов-современников Ходасевич обнажает подноготную их жизни, оценивая поступки и действия с нравственной точки зрения.

Ходасевич не принимает всякого рода «отвлечённости» в стихах поэтов-символистов.

Ходасевич – противник идеальных героев и идеализации действительности. Эти черты, свойственные литературе Максима Горького, он решительно отвергает.

По мнению Ходасевича, Сергей Есенин создаёт новую религию, в которой, с одной стороны, основное место отводится языческому образу матери-Земли, с другой – присутствуют традиционные христианские понятия.

Ходасевич тепло отзывается о приятелях и друзьях еврейской национальности, например, о Михаиле Гершензоне, который поддерживает материально и духовно поэта в трудную пору его жизни. Напротив, Ходасевич критически смотрит на личную жизнь и творчество русских писателей Фёдора Сологуба, Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова.

По словам Ходасевича философ Михаил Осипович Гершензон - «самое чистое сердце». Это естественно, если учесть, что поэт состоит с ним в дружеских отношениях.

Ходасевичу не по душе стихи крестьянских поэтов Николая Клюева и Сергея Есенина. Ему чужд русский дух их творчества.


Рецензии