Штрихи к потрету. Владислав Ходасевич
Владислав Ходасевич берёт от жизни то, что ему даётся, а не загребает её под себя, как, скажем, мэтр поэзии Валерий Брюсов,
Не последнее место в стихах Ходасевича занимают такие понятия, как «простота» и «правда».
Простые стихи и скромная жизнь Ходасевича словно говорят нам: «Доволен малым будь».
Меланхолические стихи Ходасевича скорее умиляют, чем восхищают.
В стихах Ходасевича слышится «дыхание распада», отчего они по-осеннему печальны.
Ходасевич – поэт оборвавшегося времени, сгинувшей эпохи.
Ходасевич не принимает мир революционных бурь и потрясений.
Ходасевичу чуждо «поэтов праздное бряцанье». Ему дороже тихая жизнь, мудрый покой. Он избегает житейской суеты.
Жизнь для Ходасевича – «таинственное бытиё. Оно возвышает поэта над обыденностью и словесной риторикой.»
Ходасевич проповедует идею неразделимого единства жизни и творчества художника.
2. Проза.
Ходасевич пишет книгу о Гаврииле Державине пушкинским слогом. Она замечательна тонкой стилистической работой мастера.
Литературный язык Ходасевича в книге о Державине простой, лаконичный, выдержанный в манере пушкинской прозы.
Книга Ходасевича «Державин» имеет тонкие автобиографические реминисценции.
3. Мемуары.
В книгу «Некрополь» Ходасевич включает ряд своих воспоминаний о русских писателях и поэтах начала XX века.
Ходасевич критически относится к знаменитым поэтам эпохи символизма.
В характеристиках поэтов-современников Ходасевич обнажает подноготную их жизни, оценивая поступки и действия с нравственной точки зрения.
Ходасевич не принимает всякого рода «отвлечённости» в стихах поэтов-символистов.
Ходасевич – противник идеальных героев и идеализации действительности. Эти черты, свойственные литературе Максима Горького, он решительно отвергает.
По мнению Ходасевича, Сергей Есенин создаёт новую религию, в которой, с одной стороны, основное место отводится языческому образу матери-Земли, с другой – присутствуют традиционные христианские понятия.
Ходасевич тепло отзывается о приятелях и друзьях еврейской национальности, например, о Михаиле Гершензоне, который поддерживает материально и духовно поэта в трудную пору его жизни. Напротив, Ходасевич критически смотрит на личную жизнь и творчество русских писателей Фёдора Сологуба, Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова.
По словам Ходасевича философ Михаил Осипович Гершензон - «самое чистое сердце». Это естественно, если учесть, что поэт состоит с ним в дружеских отношениях.
Ходасевичу не по душе стихи крестьянских поэтов Николая Клюева и Сергея Есенина. Ему чужд русский дух их творчества.
Свидетельство о публикации №216070200707