8. Лето...

НОВЕЛЛА 8 – ЛЕТО.

Лето – самое  любимое  мною  время  года.  Рано  встается,  свободно  дышится,  легко  думается,  остро  чувствуется.  Солнышко  встает  рано,  лик  его  добр,  светел,  улыбчив  и  чуть-чуть  удивлен,  как  будто  наше  светило,  взирая  с  небес  на  лицо  Земли,  тихо  радуется  и  не  может  удержаться  от  восхищения  им:  ух,  как  здОрово  все  создано… Красота-то  какая!..  Аж  не  верится… Уход  Солнца  за  горизонт  сказочен  и  тоже  великолепен,  особенно,  если  в  этой  мистерии  принимают  участие  небо,  облака,  воздух,  ветер,  вода,  покой  и  тишина…

Летом  я  редко  сижу  дома.  Забот  много,  да  и  не  дело  тратить  это  удивительное  время  на  скучные  житейские  дела – чуть  не  написал  «земные»,  да  вовремя  спохватился,  ибо  летом  исчезает  деление  на  «земное»  и  «небесное»,  «воздушное»  и  «огненное»…  Близость  к  Душе  Мира  в  эти  месяцы  ощущается  с  максимальной   полнотой. 

Хочется  не  каяться,  молиться  или  просить  о  чем-то,  а  ЖИТЬ - радостно  и  щедро,  хочется  не  говорить,  а  ЧУВСТВОВАТЬ...  Слова  если  и  рождаются,  то  совсем  иные,  чем  «весенние»,  «осенние»  и  «зимние»… На  рассвете  и  закате  больше  всего  думается  о  мире,  о  великой  Тайне  Жизни  и  о  Душе…

Сегодня  как  раз  такой  день.  Вышел  из  дома  в  4  часа  утра.  Небо  низкое,  тяжелое,  накрапывает несильный  дождик,  но  день  обещает  быть  совсем  не  мрачным,  а,  наоборот,  очень  даже  веселым,  слегка  таинственным  и  явно  проказливым.  Именно  таким,  в  котором  возможны  всяческие  «удивления»  и  для  души,  и  для  человеков…

Дождик  быстро  закончился,  да  и  не  могло  быть  по-другому, ведь  мы  вышли  вовсе  не  для  того,  чтобы  бессмысленно  мокнуть,  а  для  «приключений  души  и  путешествий  сознания»… «Охота  пуще  неволи»,  и  это  хорошо,  хотя  здесь  присутствует  не  желание,  а  нечто  иное – СИЛА…

Ощущение  это  трудно  описать  словами… Как  будто  огромное,  радостное,  чистое  и  светлое  вливается  в  каждую  клеточку  тела,  хватает  за  шиворот  и  выволакивает  наружу.  СИЛА,  ДВИЖЕНИЕ  И  ПОТРЕБНОСТЬ  В  ДВИЖЕНИИ – это  уже  совсем  иная  СИЛА,  чем  та,  что  выталкивает  хмурых  и  невыспавшихся  горожан  на  огороды,  рыбалку  или  традиционные  шашлыки  с  неизбежной  выпивкой. 

Эта  СИЛА  абсолютно  бескорыстна,  никогда  ничего  не  просит,  ни  в  чем  не  нуждается  и  ни  к  чему  не  принуждает – просто  ведет  за  собой,  с  легкостью  исцеляя  то,  что  этого  требует.  Болезни  осени  и  зимы,  весенние  недомогания  тают  без  остатка, не  оставляя  даже  воспоминаний...

Нельзя  сказать,  что  эта  СИЛА  ревнива,  однако  достаточно  присутствия  хотя  бы  одного  человека,  одного  лишнего  слова,  одной  приземленной  мысли,  как  она  уходит… Уходит  к  тому,  кто  готов  слушать  и  слышать  лишь  ее  и  делить  мир  только  с  ней…

Есть  и  еще  особенность:  проходя  через  все  и  ощущаясь  всем,  она  обогащается  и  прирастает  тем,  через  что  проходит,  а  затем  снова  уходит – не  то  к  себе,  не  то  в  себя… То  же,  что  она  оставляет  в  человеке,  требует  немедленного  выхода,  требует  чистого  и  незамутненного  служения. 

В. Коновалов  обозначил  эту  СИЛУ  как  «СИЛУ  СОТВОРЕНИЯ»,  Шри  Ауробиндо  называет  ее  «СИЛОЙ  БОЖЕСТВЕННОЙ»,  добрый  христианин  назвал  бы  ее  КАСАНИЕМ  БОГА,  УЛЫБКОЙ  БОГА  или  МИЛОСТЬЮ  БОГА. Суть  здесь  не  в  названии,  а  в  том,  что  так  происходит  встреча  и  сличние  ДУШ – Человеческой  и  Вселенской…

Говоря  же  о  душе,  никогда  не  нужно  забывать  о  том,  что  мир  человеческий  есть  прежде  всего  мир душ.  Некоторые  уже  давно  осознали  это,  другие – на пути к такому  осознанию,  а  кто-то  все  еще  путает  душу  с  чем-то  иным.  И  это  тоже  правильно:  до  поры,  до  времени  она  может  выражать  себя  только  косвенно – через  разум,  жизнь,  тело,  чувство, т.е.  через  то,  что  даровано  ей  изначально.  И  еще – через  творчество,  жажду  познания  и  стремление  к  совершенству...

Не  стоит  думать,  что  юные  души  инертны  и  неспособны  к  верному  различению,  что  «добро»  и  «зло»  для  них – некие  абстрактные  понятия. Им  просто  нужно  время,  чтобы  «форма»,  пока  довлеющая  над  «содержанием»,  осознала  себя  вторичной,  не  главной,  не  определяющей  суть  данной  души...  Это  бесценный  опыт,  без  которого  она,  ДУША , не  могла  бы  ни  существовать  в  земном  мире,  ни  развиваться,  ни  действовать...

Поэтому  вначале  душа  выражает  и  воспринимает  себя  как  человек  смертный,  как  человек  разумный  и  как  человек  несовершенный.  Она  еще  не  осознает  ни  своего  божественного  происхождения,  ни  своего  личного  бессмертия,  следовательно,  не  осознает  этого  и  сам  человек.

Венцом  полного  выражения  души  является  человеческая  СУДЬБА.  Ошибочно  предполагать,  что  это  единая  прямая  линия  на  плоскости  жизни  от  дня  первого  до  дня  последнего. Она  может  измениться  в  любой  момент,  причем  настолько  резко,  что  и  человек,  и  душа  проживают  несколько  жизней  в  одном  цикле  своего  бытия. 

Отсюда  множество  странностей  и  психологических  загадок,  приводящих  в  недоумение  и  самого  человека,  и  его  близких,  и  дипломированных  психологов.  Это  не  просто  «дежа  вю»,  а  то,  что  воспринимается  как  сон  души – это  тот  «Я»,  который  не  воспринимает  сам  себя,  тот,  кто    «неправильно»  живет,  думает,  чувствует,  думает,  планирует...

Даже  самая  слабая  и  тихая  душа  обязательно  найдет  способ  пробудить  своего  человека  и  через  это  пробуждение  выразить  себя.  Если  пристально  вглядываться,  вслушиваться,  «вчувствоваться»  в  мир,  то  этот  голос  легко  можно  услышать.  Более  того,  душа,  которая  очень  хочет  быть  услышанной,  обязательно  будет  услышана...

Наш  сегодняшний  мир  буквально  соткан  из  музыки,  песни,  слова,  чувства,  мысли.  Иногда  из  этого  пестрого  многоголосья  прорывается  голос,  на  который  нельзя  не  обратить  внимания.  В  качестве  очень  показательного  примера  приведу  слова  песни,  недавно  услышанной  мною  по  радио:

Я  сам  их  тех,  кто  спрятался  за  дверью,
Кто  мог  идти,  но  дальше  не  идет,
Кто  МОГ  СКАЗАТЬ,  но  только  молча  ждет,
Кто  духом  пал  и  ни  во  что  не  верит...

Моя  душа  беззвучно  слезы  льет...
Я  песню  спел – она  не  прозвучала,
Устал  я  петь, мне  не  начать  сначала,
Не  сделать  новый  шаг  и  не  смотреть  вперед,

Я  тот,  чей  разум  прошлым  лишь  живет,
Я  тот,  чей  голос  глух,  и  потому
К  сверкающим  вершинам  не  зовет,
Я   добр,  но  я  добра  не  сделал  никому,

Я  птица  слабая,  мне  нелегко  лететь,
Я  тот,  кто  перед  смертью  еле  дышит,
Но  как  ни  трудно  мне  об  этом  петь –
Я  ВСЕ-ТАКИ  ПОЮ, ведь  кто-нибудь  услышит...

К. Никольский.

Мне  хочется  сказать  автору  этих  щемящих   душу  строк:  «ТЫ  УСЛЫШАН,  услышан  многими - и  теперь  УЖЕ  НЕ  ОДИНОК»...

***   

Вот  так  я  шел  и  шел,  все  слыша,  все  понимая,  всему  Со-Чувствуя  и  всему  радуясь... Через  4  часа  вышел  к  озерам  на  совсем  неизвестную  дорогу,  убегающую  неведомо  куда,  но  в  целом  ведущую  по  направлению  к  Елабуге.

Погода  тем  временем  начала  портиться:  солнышко  скрылось,  а  на  западе  начало  формироваться  нечто  ужасающе  черное,  грозящее  всемирным  потопом... Поворачивать  назад?  ага... сейчас... не  на  того  напали... Пошел  вперед.  Шел  и  думал  вот  о  чем...

Сколько  уж  лет  я  иду  через  мир  земной,  человеческий,  и  мир  небесный,  но  все  равно  не  чувствую  себя  ни  там,  ни  здесь. Наверное,  это  потому,  что  нет  ни  «там»,  ни  «здесь»... Потому,  что  наш  мир  и  ЕСТЬ  МИР  ЕДИНЫЙ,  МИР  БОЖЕСТВЕННЫЙ...

Не  «подобный»,  не  «один  из...»,  а  именно  так – хотя  бы  потому,  что  все  иное  было  бы  жестокой  и  бессмысленной  шуткой,  не  имеющей  оправдания,  великой  ложью  о  Боге  и  Человеке... Не  думайте,  что  это  было  просто – мне  понадобилось  десять  лет,  чтобы  понять  это. 

Любая  религия  скажет  вам,  что  на  земле   Царства  Божия  нет  и  ни  при  каких  условиях  быть  не  может...

Иронический  и  самоубийственно  скептический  интеллект  провозгласит:  «Разум  и  человечество – раковая  опухоль  на  теле  Земли»... 

Футуролог  и  биолог  придут  к  выводу  о  неизбежном  конце  любой  цивилизации  и  любого  человеческого  сообщества  (пусть  даже  и  мыслящего)... 

Физик  докажет  «на  пальцах»  тезис  о   тепловой  смерти  вселенной  и  неостановимой  энтропии...

Даже  мой  Учитель  когда-то  сказал:  «Душа,  достигшая  полной  зрелости,  может  уйти  в  миры  Божественного»... Вот  именно:  МОЖЕТ... Однако  неизвестно,  ЗАХОЧЕТ  ЛИ...

Нет,  наш  мир и  ЕСТЬ  МИР  БОЖЕСТВЕННЫЙ,  в  котором  мы  все  пребываем  и  где  мы  должны  понять,  что  он,  наш  мир – не  арена  для  некого  «космического  эксперимента»,  не  поле  для  игр,  не  «место  ссылки»  и  не  весы  для  уравновешивания  сил  «всемирного  добра  и  зла» , и  уж  конечно,  не  «Зона  вечных  сумерек»,  где  темное  и  светлое – равноправные  партнеры,  мирно  ткущие  единое  полотно  жизни...

Это  самая  простая  и  одновременно самая  сложная  истина  жизни.  Если  мы  не  поймем  этого,  останется  лишь  бегство  в  нирвану  или  бесконечное  копошение  на  низших  уровнях  Бытия. 

Повторю:  НАШ  ЛЮДСКОЙ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ – МИР  И  ЕСТЬ  МИР  БОЖЕСТВЕННЫЙ,  и  другого  нет.  Все  созидается  здесь  и  только  здесь. Я  понял  это  не  через  разум,  осознал  это  не  путем  строгих  логических  умозаключений,  не  через  религиозные  каноны  и  не  формированием  определенных  психологических  установок – ЭТО  ПОНЯЛА  МОЯ  ДУША. 

Она,  наконец,  поняла,  что  все  мы  здесь  для  того,  чтобы  СТАТЬ  ТЕМ,  ЧЕМ  ЯВЛЯЕМСЯ  ИЗНАЧАЛЬНО,  но  уже  ОБОГАЩЕННЫЕ  удивительным  опытом  существования  ЗЕМНОГО. 

МЫ  ЗДЕСЬ  ДЛЯ  ТОГО,  ЧТОБЫ  МИР  БОЖЕСТВЕННЫЙ  ОТКРЫЛСЯ  НАМ  КАК  ВЫСШАЯ  ИСТИНА  И  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА... 

И  когда  идешь  по  дорогам  этого  мира,  главное,  ЧТО  еще  нужно  понять,  следующее:  я  ПРАВИЛЬНО  выбрал  свою  судьбу  и  ПРАВИЛЬНО  прожил  свою  жизнь,  хотя  жить  по-настоящему  только  начинаю...

«Проще,  проще  и  еще  проще!..» - это  слова  Шри  Ауробиндо,  так  что  все,  о  чем  я  говорил  чуть  выше,  есть  предельная  простота  высокой  и  бесконечной  истины.

Ну,  а  потом  я  в  обнимку  с  этой  истиной  спустился  на  нашу  грешную  землю.  Оказалось,  что  пока  я  шел,  над  головой  у  меня  повисло  фиолетово-черное  грозовое  небо,  что-то  невнятно  бурчащее...

Я  обратился  к  нему  со  словами  почтения  и  уважения,  попросив  лишь  потерпеть  совсем  немножко – вот,  до  города  ведь  рукой  подать... 20-30  минут – и  я  успею  дойти... Небо  поворчало-поворчало,  но  все-таки  согласилось  подождать,  и  я  радостно  рванулся  вперед  через  какие-то  болотца,  озера  и  протоки  по  тропам,  тропкам  и  тропинкам...

Мимо – на другом  берегу  Тоймы - пробегали  церкви,  весьма  неодобрительно  взиравшие  на  «чадо  неразумное», а  потом – ровно  по  истечению  договорных  30-ти  минут – хлынул  проливной  ливень,  обдав  меня  холодом  и  подбросив  под  ноги  скользкую  раскисшую  дорогу... и  еще  почти  четыре  часа  черепашьего  хода... однако  на  душе  у  меня  была  радость... и  еще  песни – всякие.  Но  на  подходе  к  городу  их  сменила  одна-единственная  и  самая  главная  сегодня  для  меня:

И  петь  меня  никто  не  мог  заставить,
Молчание – начало всех  начал,
Но  если  песня  крылья  мне  расправит,
Как  трудно  сделать  так,  чтоб  я  молчал,

И  пусть  сегодня  дней  осталось  мало,
И  выпал  снег,  и  кровь  не  горяча,
Я  в  сотый  раз  опять  начну  сначала,
Пока  не  меркнет  свет,  пока  горит  свеча!..

А. Макаревич.

Ну,  а  что  есть  свет  и  что  есть  свеча, решает  каждый  для  себя  сам...

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии