Алгоритм счастья

                рецензия

     Выбранным писательницей жанром сказки Людмила Иванова обязана своей профессии геолога, она окончила географический факультет МГУ. Длительные экспедиции по живописным местам России, экстремальные для женщины условия походов – всё это подготовило почву для обострённой интуиции ради выживаемости, для чего нашей героине и понадобилась человеческая смекалка и выдумка – извечные спутники народного эпоса. К тому же тяжёлый быт всегда предрасполагает к противоположному осмыслению действительности и на самом деле – это защитная реакция организма, что-то из разряда “Утро вечера мудренее”. Людмила Владимировна объездила почти всю страну и у неё, как ни у кого другого, была прекрасная возможность познакомиться с народным говором. Вот как Людмила

Владимировна пишет об этом времени: “С самого раннего детства я любила сказки, и не только слушать, но и сама рассказывать. Во мне всегда жил этот особый интерес к острому народному слову-словцу, возможно потому, что я много ездила по стране, бывала в самых дальних и, казалось бы, забытых Богом и людьми глухих её уголках. И везде я с интересом прислушивалась, как говорит народ… И вот когда я держала в руках томик Даля, произошло удивительное, необъяснимое для меня самой, соединение пословицы со сказкой (имеется в виду сборник пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля – прим. авт.). А ведь мне казалось, что сказка уже окончательно ушла из моей жизни, однако, яркий образный язык народных пословиц, с великой любовью собранных в книге Даля, открыл мне вновь дорогу к ней”. Исследовательская деятельность, эрудиция, филологическая любознательность в этот момент объединились в одно целое, и случилась метаморфоза – с этой минуты в мире появилась писательница по имени Людмила Иванова. 

     У творчества этой замечательной женщины просто не было шансов остаться незамеченным – и богатый жизненный опыт у автора имеется, благодаря чему подача материала вынашивалась долго, и осмысление персонажей более глубокое, и практика работы корреспондентом в одной из московских газет способствовала развитию Людмилы Владимировны Ивановой как мастера слова. Сейчас у писательской братии есть возможность заявлять о себе в различных средствах массовой информации и тем самым набирать читательские рейтинги. Людмила Владимировна Иванова скромно не использовала такую возможность, впрочем, как и автор этих строк. Наверное, в этом случае скромность нас не украшает. Качественная проза идёт сейчас нарасхват, к тому же соперников на обширном литературном небосклоне

у Людмилы вряд ли наберётся с десяток, поскольку она владеет достаточно редким для нашего времени жанром современной сказки. Переплетение фольклорных мотивов с узнаваемыми городскими реалиями создаёт причудливый образ современной сказки. Яркие и сочные характеристики героев городских и деревенских историй, которые попадают в мистические ловушки, являются воплощением своего времени, поскольку именно в настоящее время интерес ко всему оккультному и сверхъестественному в обществе чрезвычайно велик. Противоречия и стереотипы современной жизни связались в тугой узел и иногда трудно различить, что же является истинной ценностью нашего мира – поверхностное восприятие вещей и следование сиюминутным радостям жизни или что-то глубинное и скрытое внутри каждого человека, которое

не может быть востребовано без внутренней работы над собой или если сказать по-другому – самосовершенствованием. Поучения облечены в красивую обёртку сказки и несут энергетику действия. “В сказке ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок” – вот так ненавязчиво с помощью простого и на первый взгляд примитивного повествования сканируется внутреннее пространство человека и в доступной форме объясняется, почему именно плохо быть злым, завистливым, жадным – ибо последует расплата. Хитрые или вредные в конце сказки так и остаются ни с чем, если вообще остаются, а добрых и отзывчивых судьба обязательно рано или поздно вознаградит. Людмила предлагает читателю свой алгоритм удачи, вычисленный людьми и проверенный многими веками. Народный эпос вмещает в себя всю историю
человечества с его ошибками и победами и в иносказательной форме преподносит человеку формулу счастливого бытия.    

     Лев Толстой предлагал оценивать внутренний посыл произведения, а не внешнюю красивую оболочку. Именно сказка способствует раскрытию сути произведения, невидимый глазу стержень, которым может воспользоваться любой человек, было бы желание. Как индикатор – она следит за выполнением нравственных норм и является руководством к действию. Форма подачи фольклорного материала имеет свои особенности, и автор грамотно следует им. Уменьшительно-ласкательные названия и повторы присущи детскому восприятию, потому что мир у детей ещё маленький. Величие души и сильной воли творит чудеса – когда человек чувствует свою внутреннюю силу, он способен победить обстоятельства. Персонажи сказок тоже мелковатые и с виду вроде бы беспомощные, но как только необходимость заставляет их действовать – они превращаются в гигантов. Писательница желает пробудить в людях жажду нового знания, вытолкнуть их за пределы суровой реальности, которая уже больше похожа на фантастику.

    Помимо уже написанных и изданных сказок, послужной список журналиста Людмилы Ивановой вмещает репортажи, как ранее уже упоминалось, написанные в советское время, когда Людмила Иванова работала внештатным корреспондентом в газете “Знание – сила” в течении 10 лет,  и занималась вопросами экологии, водоснабжения и рыбного хозяйства. Тема переброски стока северных рек в Каспий на тот период была очень актуальна и как гидролог Людмила не могла пройти мимо неё. Журналист прежде всего хроникёр, беспристрастно отражающий в своих заметках живое течение времени, вмещающих в себя краткие и сухие характеристики персоналий и проблем в той или иной области жизни страны. Школа жизни подготовила писательницу к следующему этапу литературного самовыражения, чему мы сейчас являемся свидетелями. 

    Пронзительная и проникновенная сказка “Баня” погружает читателя в осуществление мечты каждого человека – с помощью каких-либо манипуляций взять и помолодеть лет эдак на 50. Сюжет сказки прост – после бани бабка Кузьминична вдруг “молодой сделалась: спина прямая ровная; румяное лицо живительным соком налилось;  глаза бойкие вострые так и скачут; а вместо седого клока волос – коса русая по пояс”.  Следом за ней помолодеть захотела и бабка Катерина. Да вот незадача – вместо радости всполошился деревенский люд. Законная жена Катерина, с которой худо ли бедно старик прожил полвека – тоже помолодела и стала заглядываться на молодых ребят. И тогда он решился тоже попариться и помолодеть! Но бедного старика вытащили из бани полуживого, а года так и

остались при нём. Трагедия. Другая деревенская пара тоже стала маяться из-за этой баньки. Муж очень боялся, что его верная спутница жизни так же захочет пойти в баню, хотя Марья этого и не помышляла. И тогда муж упал перед ней на колени, и наконец-то Марья услышала от благоверного такие слова любви, которые Иван даже в молодости ей не говорил.  А ночью эту волшебную баню кто-то сравнял с землёй. Трепетные отношения двух проживших большую жизнь людей не могут никого оставить равнодушным.

     У Людмилы Ивановой своя мера жизненных ценностей, которые она открыто проповедует в своих произведениях. Иногда кажется, что некоторые пассажи сказок и рассказов написаны лучиком света, способным исцелять души – как от ласковых прикосновений заботливых рук мамы становится тепло в душе и легко на сердце. В каждой букве Людмилы Ивановой живёт любовь к этому миру и к людям. Писательница обладает глубинным познанием деревенского быта, местечкового языка, яркого, выпуклого и увлекательного слога. Образная речь, тонкая наблюдательность, яркое описание природы, живописание местного колорита – вот не полный перечень качеств литературного почерка Людмилы Владимировны. В рассказах писательница тоже лаконична и открыта миру. Искромётный, добрый и легкокрылый юмор

присутствует во многих произведениях Людмилы Ивановой, например, таких, как сказка “Прощелыга и франт” – о козле Борьке. Не чужда писательнице и социальная тематика – примером могут служить рассказы “Железная Раиса Терентьевна” и “Верка-секретарша”. Как понятны старшему поколению такие, например, строки из рассказа о Верке:  “Мир вокруг сходит с ума. Он становится похож на балаган, в котором паясничают и пляшут раскрашенные куклы. Она не слушает зазывал. Всё в этом балагане теряет цену. Она сама по себе. Её чисто прибранная квартира – её убежище от мирского сумасшествия”.   

      Другой рассказ писательницы “Анна Каренина“ – о судьбе многих представительниц прекрасного пола, посвятивших себя семье. Будни притупляют чувство любви, и мужья не всегда могут дать своим жёнам ощущение счастья, поэтому некоторые женщины так же, как и героиня рассказа, заводят роман на стороне. Но совесть не позволяет таким женщинам жить спокойно. Воспалённое сознание греховности своей жизни оборачивается призрачным видением на грани сна, когда к главной героине является сама Анна Каренина. Следует сказать, что как в рассказах, так и в сказках писательницы, как уже говорилось, присутствует мистический компонент, который иногда и является определяющим вектором движения мысли. Перевоплощение – основной лейтмотив сказок. Но мало кто из людей чувствует, насколько реальны иногда бывают образы подсознания и подсказки Свыше, та самая мистика, о которой сейчас так много говорят.  Именно в этом месте и соприкасаются две линии творчества Людмилы Ивановой – сказка с её атрибутикой перевоплощения и полуфантастические рассказы с мистическим флёром. 

     Увлекательные по содержанию и ёмкие по форме произведения через какое-то время после прочтения опять привлекут взор читателя, чтобы уже с другого ракурса раскрыть всё дарование прекрасной и талантливой писательницы Людмилы Владимировны Ивановой. Ибо творчество её можно сравнить с источником родниковой воды, к которому захочешь вернуться вновь и вновь, чтобы испив в нём водицы, очиститься и выйти в этот мир просветлённым и более совершенным.   


                Москва, июль 2015 года.


Рецензии
Кира, не совсем понятно, на какую книгу написана рецензия, или это обо всем творчестве писательницы?

Елена Плюснина   27.11.2020 08:32     Заявить о нарушении
Елена, спасибо за вопрос. Иванову Людмилу я знаю давно. Когда встал вопрос о её желании вступить в Союз писателей России - я написала рекомендацию. Она же рецензия. Поэтому - да, я рассматриваю всё творчество этой талантливой писательницы и журналиста, человека большой и доброй души, профессионала своего дела и просто очень обаятельной женщины. В 2019 году вышел сборник "Луч", где опубликован большой отрывок из её воспоминаний об истории рода. Зачитаешься!.. Рекомендую зайти на её страничку.
С Новым годом и Рождеством!
Всех благ!

Синтюрина Кира   07.01.2021 00:42   Заявить о нарушении