1. День Дома...

ДОРОГИ,  КОТОРЫЕ  МЫ  ВЫБИРАЕМ - (ЗАПИСКИ  ВЕЧНОГО  СТРАННИКА).

Оглавление.

1. День  Дома.
2. Хадж.
3. День  летнего  солнцестояния.
4. Звездная  Страна.
5. Элвис.
6. Машины,  люди  и  вокзалы.
7. Северная  школа.
8. Лето.
9. Осень.
10. Память.
11. День  Учителя.
12. Одиночество.
13. Собачья  душа.
14. Дороги  любви.
15. Зима. (Письмо  другу).
16. Где  же  наша  звезда?..

"Вы  не  заточены  в  свои  тела,  и  вас  не  удержат  дома  и  поля. Все, ЧТО  есть  Вы,  обитает  над  горами  и  странствует  с  ветром.  Это  не  тварь, что  выползает  на  солнце  погреться  или  роет  ходы  во  тьме,  чтобы укрыться  от  опасности, но  нечто  свободное,  Дух,  который  объемлет земли  и  движется  в  эфире."

(Древняя  мудрость.)

НОВЕЛЛА  1 – ДЕНЬ  ДОМА..

Время  бежит  так  быстро, и  чтобы  не  затеряться  в  нем  окончательно  и  бесповоротно,  необходимы  некие  острова  и  островки,  сотворенные  из  живой  памяти – острова-даты.  Удивительный  союз  «остановившегося  мгновения»  и  живущего  в  нас  острого  переживания,  чувствования,  действия.

Приходя  на  встречу  с  ними,  мы  не  только  пробуждаем  их,  но  и  делимся  самым  лучшим,  что  произошло  с  нами  и  в  нас  за  минувший  период. Именно  так  в  человеке  выстраивается  особый  внутренний  мир, прокладываются  пути  и  тропинки  от  одного    «острова»  к  другому,  образуя  «времен  связующую  нить».

Сегодня  22  мая  2009  года.  Я  вообще  люблю  это  число,  с  которым  у  меня   многое  связано.  Даже  родился  я  в  доме  №22,  потом  как-то  сами  собой  образовались  праздники  летнего  и  зимнего  солнцестояния – 22  июня  и  22  декабря…

Сегодняшнее  22  мая – десятилетие  нашего  Дома  в  Набережных  Челнах.  Последнего  Дома,  ибо  никакого  другого  уже  не  будет.  Я  очень  люблю  его.  Он  маленький – однокомнатная  квартира  в  пятиэтажном  здании  постройки  семидесятых – но  добрый  и  теплый,  все  в  нем – живая  память  и  незаметная  другим  тонкая  жизнь…

Именно  здесь  были  написаны  все  мои  основные  стихи,  песни,  поэмы  и  книги,  здесь  рождались  и  воплощались  в  жизнь  сценарии  походов,  путешествий  в  «иные  миры»,  темы  бесед  «с  миром  и  о  мире»… В  нем  редко  бывают  гости – это  одно  из  условий  его  целостного  существования. 

Теперь  же  для  Дома  настали  иные  времена – с  приходом  Интернета  здесь  незримо  поселилось  множество  интересных  и  славных  людей,  присутствие  и  поддержку  которых  я  ощущаю  постоянно…

Десять  лет… Я  остро  и  отчетливо  помню  день,  когда  мы  навсегда  уезжали  из  далекого  северного  Города,  в  котором  я  родился  65  лет  назад…  Было  больно,  печально  и  тревожно.  Рвалось  что-то  живое,  цельное  и  очень-очень  важное…  Мы  снова  стояли  на  пороге  новой  жизни,  выбирая  в  очередной  раз  новую  дорогу,  и  могли  лишь  гадать,  какой  она  будет  и  куда  приведет.

Чем  стали  для  нас  эти  десять  лет?  О  чем  мы  мечтали,  на  что  надеялись?  Что  сбылось,  а  что  нет?  Какими  стали  мы  сами?

Путь  человека  пожилого – это,  в  первую  очередь,  путь  потерь…  Мы не  исключение.  Однако  это  слишком  печальная  тема  для  сегодняшнего  дня…

Как  измерить  время?  Как  понять  его  смысл,  его  суть,  его  тонкость,  его  ТАЙНУ?  Его  ёмкость?  Одного  времени  мало.  Здесь  на  сцену  рука  об  руку  с  ним  выходит  Ее  Величество  Жизнь  со  своими  неизбежными  спутниками  и  служителями – познанием,  судьбой,  предназначением,  творчеством, и  тогда  можно  сравнивать,  тогда  можно  выстраивать  собственную  шкалу  ценностей…

А  вот  и  самая  первая  из  них – весна… У  меня  она – 65-ая,  у  жены – 63-я,  у  нашего  Пушистика – 9-ая,  у  Дома – 10-ая…

Как  же  прошли  эти  очень  важные  для  любого  человека  годы – годы  перехода  от  времени  зрелости  к  времени  «человека  пожилого»,  а  затем  и  «старого»?.. Чем  больше  я  думаю   об  этом,  тем  более  ясно  понимаю:  все  сложилось  именно  так,  как  и  должно  было  сложиться.

Возможно,  могли  быть  другие «декорации»  с  иной  темой,  актерами,  сценой,  но  сущностно  ничего  бы  не  изменилось.  Это  не  фатализм, не  жесткая  предопределенность  и  не  рок – просто  у  человека  «долго  живущего»  рано  или  поздно  формируется  понятие  пути,  где  он  сам  и  есть  этот  путь.

Осознание  пути  может  идти  из  настоящего  в  прошлое  или  наоборот – это  неважно,  потому  что  оно  включает  в  себя  еще  один  компонент: ощущение  пути  будущего,  а  затем  и  бесконечного…

Работа  здесь  тоже  воспринимается  по-другому,  особенно,  если  эту  работу  ты  ощущаешь  как  свое  предназначение – нечто  такое,  к  чему  шел  всю  свою  жизнь…

Я  испытал  и  продолжаю  испытывать  до  сих  пор  огромный  поток  ощущений  при  работе  со  словом,  образом,  музыкой,  ритмом,  звучанием…  Да  и  не  работа  это,  а  особое  МИРОПРОЖИВАНИЕ… Не  творческое  вдохновение,  не  творческий  экстаз,  а  непрерывный  праздник  жизни,  ее  движение  в  тебе  самом,  ее  живое   отражение,  ее  перетекание  из  мира  в  тебя  и  обратно.

Я  не  стал  ни  писателем,  ни  поэтом,  ни  музыкантом,  ни  певцом,  не  стал  известным  лицом  в  мирах  философии,  психологии,  эзотерики, человековедения  и   религиоведения,  да  никогда  это и не  было  ни  моей  целью,  ни  моим  желанием.  Наверное,  не  было  и  предназначением  в  самом  истинном  смысле,  и  когда  я  говорю  так,  это  правда  и  ничего,  кроме  правды.

Мне  быстро  открылась  разница  между  поэзией  и людьми  поэзии,  как  и  то,  что  одно  немыслимо  без  другого.  Однако  здесь  есть  различие,  и  очень  существенное.

Поэзия  для  меня  всегда  представала  как  особая  форма  жизни,  как  реализация  всеобщего  бытия  в  почти  непостижимой  трепетной  и  волшебной  форме,  как  то,  что  нужно  не  «выдумывать»,  «творить»,  «сочинять»,  а   ПЕРЕЖИВАТЬ… Ежедневно,  ежечасно,  ежесекундно… Застыв  в  бесконечном  удивлении  и  восхищении… Переводить  же  все  это  в  мир  реальный  следует  лишь  тогда,  когда  сама  эта  тонкая  жизнь  пожелает  стать  проявленной,  воплощенной…

Я  видел  людей, имеющих  статус  поэта  и  считающих  себя  поэтами,  но  редко  видел  в  них  то,  о  чем  говорил  выше.  Было  и  еще  нечто  такое,  что  я  чувствовал,  но  никак  не  мог  сформулировать,  пока  не  увидел  почти  трехчасовой  телефильм  «Киммерийский  затворник»,  посвященный  Максимилиану  Волошину.

Я  наконец-то  понял,  где  лежит  грань,  за  которой  кончается  поэт  и  начинается  Поэзия,  понял,  ЧТО  происходит,  когда  Поэзия  уже  не  вмещает  человека,  становящегося  или  ставшего  ЧЕЛОВЕКОМ  МИРА.

Максимилиан  Волошин – именно  из  таких  людей.  Он  на  голову  выше  тех, с  кем  был  связан,  с  кем  дружил  и  перед  которыми  преклонялся. Это  был  человек  невероятной  глубины,  высоты  и  мощи,  какой-то  первозданной  цельности,  почти  геологичности - ЧЕЛОВЕК  ЗЕМЛИ  в  самом  прямом  смысле  этого  слова.

Он  многому  научил  меня,  в  том  числе  и  особому  восприятию  мира.  В  каком-то  смысле  он  стал  моим  Учителем,  несмотря  на  всю  нашу  несхожесть:  он – Земля  от  Адама,  я – Воздух,  Водолей,  чуть-чуть  не  дотянувший  до  мистичности  стихии  Воды. 

Волошин – огромность  и  основательность  мира,  я – летуч  и  текуч,  Волошин  есть  вселенная,  я  же – тонкая  память  о  временах  прошлых  и  временах  будущих  этой  вселенной…

Наверное,  именно  о  таких,  как  я,  в  Библии  сказано:  «Прежде,  чем  Я  родил  тебя,  Я  познал  тебя»…  И,  будучи  «впереди  Земли»,  я  вынужден  учиться  у  Земли.  Я  вынужден  искать  свой  собственный  путь – путь  Адама,  о  котором  так  сильно  и  точно  рассказал  Максимилиан  Волошин.

Вы  только  вдумайтесь,  вчувствуйтесь  в  эту  невероятную  картину:  Адам,  дающий  Имена  всему  сотворенному  и  проявленному,  всему  живому,  всему  сущему… Довольно  легко  «промыслить»  это,  но  СТАТЬ  таким  Адамом  и  в  своей  жизни,  и  в  своем  внутреннем  мире,  и  в  мире  божественном,  и  в  мире  людском… Это  многого  стоит…

Здесь  можно  увидеть  самого  Творца,  который  не  подсказывает,  не  помогает,  а  с  мудрой  и  непостижимой  улыбкой  наблюдает  за  одним  из  самых  важных  деяний  своего  Первого  Сына…  Можно  увидеть  Адама,  дающего  определения,  обозначения,  понятия – ИМЕНА…

А  затем  вновь  вернуться  к  себе – себе  прошлому,  не  отменив  себя  настоящего – и  вновь  давать  Имена,  несмотря  на  то,  что  они  уже  давным-давно  существуют.  Однако  существуют  эти  Имена  для  многих,  но  не  для  Воздушного  Адама.  Для  него  весь  мир – одна  огромная  загадка,  великая  тайна,  новое  узнавание…

Все  пропитано  этой  тайной – время,  жизнь,  материя,  судьба,  предназначение,  цветок,  дерево,  река,  бабочка, но  более  всего – человек…  И  Бог…  Открывать  эту  тайну – удивительно  прекрасное,  хотя  и  неимоверно  трудное  дело…

Я  не  очень  четко  понимаю,  что  такое  «творческий  замысел».  Не  понимаю,  как  можно  планировать  сюжет,  выстраивать  линии  повествования,  вести  его  героев  через  лабиринт  интриги  тщательно  продуманной  фабулы… Не  понимаю  и  того,  как  можно  творить  «мгновенно»,  интуитивно,  не  задумываясь  над  тем,  куда  все  это  приведет…

Самым  удивительным  образом  я - человек,  не  лишенной  фантазии  и  воображения - не  умею  фантазировать  и  грезить.  Я  могу  лишь  рассказывать  о  той  абсолютно  живой  для  меня  реальности,  которая  не  является  таковой  для  большинства  пишущих  и  читающих… Я  могу  поделиться  лишь  тем,  что  непрерывно  проходит  через  меня  и  становится  мной…

Когда-то  Оскар  Уайльд  сказал:  «Большинство  больших  художников  отражают  не  жизнь,  а  себя  в  этой  жизни».  Здесь  есть,  над  чем  задуматься…

За  десять  лет  я  многому  научился,  много  прочел  и  многое  понял.  Я  выслушал  многих  умных  и  талантливых  людей – и  тех,  кто  шел  привычными  путями,  и  тех,  кто  прокладывал  пути  новые,  я  осознал  очень  важную  вещь:  чем  дальше  человек  от  Адама,  чем  проще  его  понятия,  определения,  имена,  чувствования  и  поступки,  чем  больше  рвения  в  «собирании  камней»,  тем  более  он  эклектичен,  а  целостность  и  полная  гармоничность – удел  очень  немногих…

Такая  неравновесная  система  неизбежно  будет  стремиться  к  все  большему  упрощению,  пока  не  станет  тенью  на  плоскости.  Самое  же  удивительное  в  том,  что  люди,  несущие  в  себе  эти  «плоскостные  модели  бытия»  (и  сами  ставшие  таковыми!)  легко  и  победоносно  идут  по  жизни – в  определенном  смысле  «по  воде,  аки  посуху».

Они  даже  не  подозревают,  ЧТО  таится  под  этой  тонкой  поверхностью,  ЧТО – над  ней  и  вокруг  нее,  ЧТО  есть  эта  тонкая  пленочка,  по  которой  они  так  смело  и  уверенно  шагают.  Если  они  хотя  бы  ненадолго  задумались  над  этим,  то  тут  же,  провалившись,  камнем  ушли  бы  на  дно…

Многие  это  поняли,  и среди  них - Ницше,  который,  заглянув  «под» и  «над»  плоскость,  увидел  БЕЗДНУ,  и  его  слова:  «Любишь  бездны – имей  крылья»,- не  просто  красивая  фраза…

Такова  и  наша  внутренняя  жизнь – жизнь-постижение,  жизнь-служение,  жизнь-творчество.  Законы  ее  сложны,  а  движение  и  поступки  не  всегда  объясняются  здравым  смыслом  и  приземленным  разумом. Говорить  об  этом  можно  долго  и  много,  но  наступает  момент,  когда  суммарная  масса  слов  начинает  утяжелять  и  искажать  их  собственную  суть.

Однако  я  отвлекся.  Что  сказать  еще  о  прошедшем  десятилетии?  Это  были  очень  добрые  годы.  Добр  был  к  нам  и  Город,  и  люди,  и  наш  Дом.  Видимо,  давняя  и  теплая  связь  нашей  молодости  с  этим  вновь  обретенным  миром  оказалась  намного  прочнее,  чем  мы  думали.

Точно  так  же  не  ушел  от  нас   и  Север,  и  далекий  заснеженный  Город,  подаривший  нам  так  много… Это  тонкая,  но  крепкая  нить,  объединившая  два  полюса  нашей  жизни,  особая  реальность,  улыбка,  рука  и  благословение  Матери-Жизни.  Именно  она  открыла  мне  еще  одну  свою  тайну.

Смерть,  распад,  энтропия,  болезнь,  разрушение  всегда  универсальны,  однообразны  и  всеобщи.  Жизнь,  рождение,  становление,  творчество,  судьба,  встреча,  счастье,  свершение – всегда  индивидуальны  и  неповторимы,  всегда  удивительны. 

Нет  «простых  людей»,  нет  «неинтересных  жизней»,  нет  и  никогда  не  было  «жизненного  балласта»,  ибо  все  есть  бесценный  опыт.

Наша  же  задача – не  столько  отражать  красоту  либо  уродство  жизни,  не  столько  искать  ее  истину  и  смысл,  сколько  СТАНОВИТЬСЯ  МИРОМ  во  всем  его  многообразии  и  во  всех  его  многоцветных  проявлениях. 

Нисхождение  на  Землю,  а  затем  от  человека  к  человеку – лишь  полдела,  главное  же  то,  ЧТО  будет  от  нас  ВОСХОДИТЬ  туда,  откуда  мы  родом,  туда,  где  ждут  нас  наши  Старшие  Братья.

Никогда  не  чувствуйте  себя  одинокими,  ненужными  и  брошенными,  ибо  все  мы,  человеки,  тоже  братья,  живущие  в  большом  и  прекрасном  Доме…

Прошедшие  десять  лет – просто  очередной  этаж,  потому  что  «крыша»  у  Дома  моего  просто  не  предусмотрена…

А  теперь  я  приглашаю  всех  вас  на  наш  юбилей.  Для  начала  же  надо  ВОЗЖЕЧЬ  ОГОНЬ – общий  костер  нашей  памяти  и  жизни.
 
Присоединяйтесь!  Места  для  всех  хватит…

*** 

Иллюстрация: Е.Войнова


Рецензии