владивостокский отряд часть первая

                Владивостокский отряд



6 февраля 1904 г. (даты по н. ст.) 5-й и 6-й боевые отряды (без крейсера «Чиода», находился в Чемульпо) – часть 3-й японской эскадры, сформированной «для наблюдения над Корейским проливом и действия против Владивостокского отряда…» прибыли в порт Такесаки (остр. Цусима, корабли вышли из ВМБ Куре). Командиром 3-й эскадры назначен вице-адмирал «Катаока Сичигоро, а контр-адмиралы Того Масамичи и Хосоя Сукеудзи назначены младшими флагманами…» (Того –Того-младший).
В состав 3-й эскадры японских ВМС вошли – 5-й боевой отряд – «Ицукусима», «Чин-Иен», «Хасидате», «Мацусима», 6-й боевой отряд – «Идзуми», «Сума», «Акицусима», «Чиода», 7-й боевой отряд – «Фусо», «Хей-Иен», «Каймон», «Иваки», «Чокай», «Атаго», «Сай-Иен», «Цукуба», «Майя», «Удзи», «Мияко», 10-й, 11-й, 16-й отряды миноносцев, «суда специального назначения» – «Тоиохаси», «Ариаке-Мару». 
8 февраля 1904 г. (даты по н. ст.) в порту Владивостока находились – броненосные крейсера «Россия» (каперанг К. П. Арнаутов, впоследствии контр-адмирал в отставке (1906)), построен в СПБ, главный калибр – 4-203, 16-152), «Громобой» (каперанг Н. Д. Дабич, впоследствии вице-адмирал в отставке), построен в СПБ, главный калибр – 4-203, 16-152), «Рюрик» (каперанг Е. А. Трусов, построен в СПБ, 4-203, 16-152), бронепалубный крейсер «Богатырь» (каперанг А. Ф. Стемман, впоследствии вице-адмирал в отставке (1910), участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.), германской постройки, 12-152), транспорт «Лена» (кавторанг П. К. Тундерман), бывший пароход Доброфлота «Херсон», построен в Великобритании, 6-120, 6-75), миноносцы №201, №202 (построены в СПБ, 3-37, два 381-мм  носовых неподвижных ТА), №203, №204 (построены в Великом княжестве Финляндском, 3-37, два 381-мм  однотрубных палубных и один носовой неподвижный ТА), №205, №206 (построены во Франции, 2-37, два 381-мм  носовых неподвижных ТА), №208, №209, №210, №211  (собраны во Владивостоке из деталей, доставленных морским путем из СПБ, 2-37, два однотрубных палубных 381-мм  и один носовой неподвижный ТА), миноноски №91-95, №97-98.
 С 29 января отрядом крейсеров эскадры Тихого океана командовал капитан 1 ранга Николай Карлович Рейценштерн (брейд-вымпел на «России»). Командир порта Владивосток – контр-адмирал Н. А. Гаупт.
«Владивосток расположен на южной оконечности полуострова Муравьев-Амурский и отделяется с юга проливом Босфор от острова Козакевича, он лежит на широте 46; 06; N и долготе 131; 54; Ost… Гавань вдается глубь на NO около 1 Ѕ миль, а также на Ost около 2 миль… Ширина входа около 4 кабельтов… Глубина рейда 4-5 сажен…». Расстояние Владивосток-Сасебо около 660 миль.
Крейсера отряда, имея приказ начать кампанию, перекрасились в боевой цвет (зелено-оливковый), последней, «Россия» 8 февраля (в кампанию вступили 31 января).
 На белый мирный цвет миноносцев в качестве эксперимента нанесли темно-коричневые несимметричные пятна и полосы, т.е. они получили камуфляжную окраску.
Кстати во Владивостоке находился единственный на Дальнем Востоке российский сухой док, способный вмещать броненосцы!
Так же на Владивосток базировались военные транспорты – «Алеут» (мог использоваться для минных постановок), «Камчадал», «Якут» (командир кавторанг А. А. Балк), «Тунгус».
 В тот же день, т.е. 8 февраля на английском пароходе «Afridi» (часть команды – японцы), покинула Приморье часть японской колонии (3200 человек (?)).
 Ночью 9 февраля каперанг Рейценштейн получил телеграмму от Алексеева, сообщающую о начале военных действий против Японии и приказ выйти в море для действий на морских путях между Японией и Кореей.
 На всех крейсерах срочно началась сдача в порт части деревянных предметов, шлюпки специально были обмотаны стальными тросами, чтобы в случаи попаданий в них вражеских снарядов получалось меньшее количество обломков.
 Портовый ледокол «Надежный» (датской постройки, «судно на испытаниях форсировало 6-узловым ходом лед толщиной 0,6 м») утром 9 февраля взломал лед вокруг крейсеров, потом пробил канал и 13. 40 корабли начали выходить в море.
Командир ледокола подполковник КФШ С. С. Чихачев (впоследствии полковник КФШ в отставке, с 1915 г. полковник по Адмиралтейству).
Тот же день. Эскадре дважды пришлось замедлять скорость из-за возникавших неисправностей в механизмах «Рюрика». Корабли шли кильватерной колонной – «Громобой», «Россия», «Рюрик», «Богатырь».
 По приказу Алексеева отряд направился в Сангарский пролив, а затем должен был зайти в корейский порт Гензан (совр. Вонсан, КНДР, расстояние Владивосток – Гензан – 320 миль), где могли находиться японские транспорты. На борту «России» находился контр-адмирал барон Эвальд Антонович фон Штакельберг (он по болезни сдал командование Владивостокским отрядом Рейценштейну 3 февраля 1904 г., но приказа об отчислении его от должности младшего флагмана эскадры Тихого океана еще не поступило).
10 февраля в состав 3-й японской эскадры включили 15-й отряд миноносцев. 
11 февраля в районе 10.00 российские крейсера на расстоянии «около 4 миль… при входе в Сангарский пролив» обнаружили японский пароход «Никаноура-Мару» (водоизмещение брутто – 1084 т, груз риса). На «России» подняли «сигнал «оставить судно» и сделали два холостых выстрела, но  так как тот не повиновался, то выстрели боевым; на нем возник пожар…». Экипаж (37) и пассажиры (4) на двух шлюпках перешли на «Громобой» (по японским источникам двое членов экипажа утонули, «упав в море»). «Россия» и «Громобой» расстреляли пароход. По другим данным в расстреле японца участвовали все четыре крейсера.
Старшим офицером «Громобоя» с осени 1903 г., был лейтенант И. И. Гиляровский, впоследствии кавторанг (апрель 1904 г.), награжден орденом Св. Станислава 2-й ст. с мечами, в мае 1904 г. по решению медкомиссии отправлен в отпуск по болезни, с осени 1904 г. старший офицер броненосца «Князь Потемкин-Таврический» (ЧФ).
 Именно кавторанг Гиляровский в начале бунта на броненосце в июне 1905 г. стрелял в одного из лидеров восставших комендора Г. Вакуленчука, но затем его самого убили матросы.   
Еще один пароход – «Иенсо-Мару» (323 т c грузом рыбы) попав под обстрел «Богатыря», полным ходом ушел к видневшемуся японскому берегу. Российские крейсера его не преследовали.
Есть версия, что Рейценштейн посчитал, что экипаж «Иенсо-Мару», добравшись до берега и сообщив о крейсерах, вынудит Токио, направить Японское море отряд  крупных военных кораблей, вследствие чего улучшиться стратегическое положение эскадры Старка в Порт-Артуре. Каперанг на этот счет имел инструкцию от Алексеева.
 По официальной российской версии «Иенсо-Мару» вообще не обстреливали, так как в случаи его потопления, из-за сильного волнения на море российские крейсера не смогли бы принять на борт экипаж японского парохода, т.е. таким образом, обрекли его на гибель, а это нарушение международной конвенции.
Японские СМИ преподнесли и уничтожение торгового судна «Никаноура-Мару» как акцию вандализма!         
 11–12 февраля крейсера, совершая переход в Гензан, попали в два шторма силой до 9-ти баллов. Началось обледенение кораблей, но самое главное – замерзла вода, попавшая в стволы орудий, и таким образом крейсера оказались безоружными.
Утонул вестовой командира «Громобоя» - «конец, на котором его спустили за борт, чтобы задраить иллюминатор на балконе оборвался».
Рейценштейн приказал срочно возвращаться во Владивосток, туда все четыре крейсера пришли утром 13 февраля. 
       12 февраля. Во Владивосток вернулся российский пароход «Бетти». 5 февраля пришел из Владивостока в японский порт Муроран за грузом угля для Сингапура. Японские власти загрузили на пароход угля «… чтобы дойти до ближайшего российского порта», но в порту не задержали.
13–23 февраля. Десять суток понадобилось четырем крейсерам, чтобы изготовиться к новому походу. Очень медленно шла погрузка угля, в порту не хватало барж, к тому же во время первого похода корабли получили повреждения обшивки от штормовых волн и плавающего льда.
24 февраля в 11.00 Рейценштейн, при помощи «Надежного», гавань Владивостока все еще  покрыта льдом, вывел крейсера в море и взял курс на Гензан.
25 февраля крейсера провели учебное маневрирование (эволюции по сигналам).
26 февраля. «Целый день ходили большим ходом до 15 узлов, взад вперед… ни одного дымка. Раз впрочем, была фальшивая тревога-кашалота, пускающего фонтан на горизонте приняли за дым». 
 Крейсерство в Японском море, в районе Гензане, осмотр побережья Корейского полуострова к северу от Генсана ни к чему ни привели, т.е. не было обнаружено ни одного вражеского транспорта, виднелись только корейские рыбацкие джонки, и проведя в море пять суток корабли вернулись во Владивосток 1 марта.
 Фиаско владивостокской эскадры – не случайное стечение обстоятельств. Японская разведка выяснила и сообщила дату выхода крейсеров в поход, и транспорты получили приказ не выходить в море в опасном районе. За действиями крейсеров так же следили специальные японские наблюдатели и с корейского побережья, и при помощью радиостанций сообщали об их действиях. 
   1 марта. Письмо товарища министра МПС тайного советника В. А. Мясоедова-Иванова Авелану – «Милостливый Государь, Федор Карлович. Начальник водных путей Амурского бассейна доносит Министру Путей Сообщения, что в виду возможности свободного плавания для мелких судов в низовьях реки Амур, он опасается появления здесь, с открытием навигации, японских миноносок – с целью повредить местному судоходству вообще, и в частности, чрезвычайно важным для экономической жизни края, рыбным промыслам, доставляющим населению один из главных продуктов питания. В виду сего, генерал-майор Березовский возбуждает вопрос о военной охране Амурского лимана и, ссылаясь на полную непригодность для этого имеющихся в его распоряжении судов, указывает на возможность установить таковую охрану путем перевозки сюда из г. Владивостока нескольких имеющихся там миноносок, которые по своей устарелой конструкции и малой величине, по его словам, признаны малопригодными для морских операций…».    
  В Токио со всей серьезностью подошли к уже второму походу российских крейсеров в Японское море, и как только позволили военные действия на море в районе Порт-Артура, вице-адмирал Камимура, по приказу Того, возглавил эскадру в составе – броненосные крейсера – «Адзума» (4-203, 12-152) , «Токиво», «Идзумо» (флагман), «Ивате», «Асама» ( систер-шипы, 4-203, 14-152, все пять кораблей английской постройки), бронепалубные крейсера «Касаги» (построен в США, 2-203, 10-120), «Иосино» (английской постройки, 4-152, 8-120). Эскадра вышла в море 2 марта от побережья «Юго-Западной Кореи». Таким образом под командованием Камимура оказалась большинство кораблей, ранее включенных в состав 2-й эскадры.    
6 марта японская эскадра, «около 11 час. утра показалась ввиду Владивостока», и с 13.45 – 14.20 пять японских броненосных крейсеров в строю кильватера обстреливали форты крепости и город. Камимура, имея точную развед-информацию о калибрах артиллерии владивостокских фортов, держался вне зоны ее досягаемости, и за время обстрела по его кораблям не велся ответный огонь!
 Японские броненосные крейсера выпустили сначала по фортам крепости, в основном по недостроенным «Суворов» и «Линевич» и по городу Владивостоку до двухсот снарядов, по российским данным  убито до десяти человек, повреждено здание морского госпиталя, сожжен один частный дом. Считается, что с острова Аскольд наблюдательный пост засек японскую эскадру, но из-за значительного расстояния не сумел вовремя определить класс кораблей!
«Касаги» и «Иосино» «были выделены из строя и поставлены для наблюдения за входом в гавань вне пределов огня береговых батарей».
Четыре российских крейсера вышли в море в 16.50, уже после прекращение обстрела Владивостока. Хотя по российским источникам, как только утром была получена информация «с острова Аскольд» о появлении японской эскадры, на российских крейсерах начали разводить «пары во всех котлах» и собирать уволенные, по случаю воскресенья на берег, команды.
  В районе 13.00 корабли начали сниматься с якорей, но в бухте все так же покрыта льдом, «Надежному» требовалось время для околки льда вокруг кораблей и пробивки канала. К тому же «Громобой» навалился на «Россию» и понадобилось время для того чтобы паровые баркасы развели крейсера.
 Так же имеется версия, что и сам Рейценштейн не спешил выйти в море, ведь для такого опытного моряка (окончил МУ в 1871 г. и командовал различными кораблями – от миноносца, канлодки, транспорта до крейсера «Аскольд», занимал так же и флаг-офицерские должности) очевидно, что если семь японских крейсеров, имевшие преимущество в скорости и артиллерии главного калибра – у наших крейсеров 12 – 203-мм орудий, из них на один борт могли стрелять только 6, у японцев 22 – 203 из них на один борт - 22 орудия (!), навяжут бой, то шансов на успех просто нет!
«Наконец в четвертом часу…» крейсера вышли в море, и «пошли втроем 16-узловым ходом…», «Рюрик» сразу же отстал.
 В 17.00 крейсера вернулись в порт, пройдя полным ходом только 20 миль в сторону противник. Визуально на горизонте были уже видны только клубы дыма из труб японских кораблей и наступала темнота.
7 марта ранним утром «Якумо» и Ивате» провели разведку залива Америка (Владивосток – залив Америка – 60 миль), а «Касаги» и «Иосино» залива Стрелок.
Днем уже в полном составе «неприятельская эскадра вновь появилась перед Владивостоком, но уже не обстреливала его и около четырех часов дня ушла в море». Наши крейсера в море не выходили, с береговых постов сообщали, что с японских кораблей осуществлены минные постановки.
8 марта в Порт-Артур прибыл вице-адмирал Макаров. Он приказал младшему флагману эскадры флота Тихого океана контр-адмиралу Карлу Петровичу Иессену убыть во Владивосток и принять под командование уже Отдельный отряд крейсеров эскадры Тихого океана (преобразован в тот же день), каперанг Рейценштейн, должен был, сдав дела своему преемнику, прибыть в Порт-Артур. Считается, что Рейценштейн отказался, ссылаясь на опасность подрыва  на мине, послать по приказу Макарова на разведку к островам Цусима один из крейсеров!
Начальник владивостокского порта контр-адмирал Гаупт не сумел организовать траление при помощи паровых катеров. Ведь в море еще лед.
Тогда же 8 марта. Балтийский завод получил заказ на постройку четырех субмарин типа «Касатка» (российского проекта - «Скат», «Налим», «Макрель», «Окунь», подлодка «Касатка» уже находилась в постройке.
11 марта. Из Севастополя вышел воинский эшелон № 216. 22 товарных вагона с 8044 «пудов всякого пороха, пироксилину и прочих взрывчатых веществ». Взрывчатку перегрузили с парохода «Смоленск». Старший эшелона – мичман князь А. А. Щербатов (с 1912 г. в запасе, с 1914 г. уездный предводитель дворянства (Николаевский уезд Самарской губернии), скончался в 1915 г. (см. ниже)).
15 марта силами крепостной минной роты Владивостока с минных плотов поставлено минное заграждение в заливе Посьет.
Тот же день. Алексеев-Авелану – «Признаю весьма полезным иметь миноноски для действия на нижнем течении Амура, а потому прошу их выслать» с БФ.
18 марта-22 апреля владивостокские крейсера в основном стояли в ВМБ Владивосток, только несколько раз на несколько часов Иессен внезапно выводил корабли в море на учения «но самое большое, миль на 60», а затем возвращался в ВМБ.
28 марта. Английский пароход «Вrisgavia» (вод. 6 463 б-т) арестован «… в Моджи… во время следования из Гамбурга в Циндао по подозрению в контрабанде (на борту находились орудия для немецкого арсенала в Циндао)». После проверки судовых документов разрешено продолжать плавание.
8 апреля. СПБ. Балтийскому заводу заказана еще одна подлодка типа «Касатка» («Фельдмаршал граф Шереметев»).
В тот же день (или 9 апреля) Невский завод в СПБ получил заказ на постройку подлодок по проекту американца Голланда – «Щука», «Стерлядь», «Пескарь», «Белуга», «Лосось», «Судак».
14 апреля. Вице-адмирал Н. И. Скрыдлов назначен командующим флотом Тихого океана.
16 апреля. Вечер. По приказу Того вице-адмирал Камимура «вышел в море» для «проведения боевых морских операций против Владивостокского отряда». В состав японской эскадры вошли – 2-й боевой отряд (без «Якумо»), 4-й боевой отряд, 1-й отряд истребителей, вспомогательное судно «Никко-Мару» («матка миноносцев и депо мин», 5823 т), транспорт «Киншю-Мару».
Тогда же. Контр-адмирал Иессен по железной дороге прибыл из Порт-Артура во Владивосток и поднял свой флаг на «России». Каперанг Рейценштейн, сдав дела, выехал в Потр-Артур (за командования Владивостокским отрядом награжден мечами к ордену Св. Владимира 3 степ.).    
         20 апреля Отдельный отряд крейсеров эскадры флота Тихого океана преобразован в Отдельный отряд крейсеров 1-ой эскадры флота Тихого океана.
21 апреля адмирал Алексеев разрешил Иессену совершить поход к Гензану, а затем к японскому порту Хакодате (остров Хокайдо).
22 апреля эскадра Камимуры пришла в Гензан. В Корейском проливе к эскадре Камимура присоединились – «Идзуми», 11-й и 15-й отряды миноносцев.
23 апреля контр-адмирал Иессен вывел в море, якобы на учения все четыре крейсера, «но встретив туман, снова встали на якорь. У Скрыплева опять встали на якорь и портовые катера привезли провизии на 10 дней». Подошли и два миноносца №205 и №206. Иессен провел на борту «России» совещание с командирами кораблей, «Рюрик», как самый тихоходный корабль получил приказ вернуться во Владивосток.
В районе 18.00 отряд в условиях сильного тумана, соблюдая режим радиомолчания, взял курс на Гензан. Миноносцы взяты на буксир. 
В тот же день Камимура покинул Гензан и взял путь на север, оставив в корейском порту «Киншю-Мару» и 11-й отряд миноносцев.
24 апреля около 10 часов утра  радиостанция на «Громобое»  перехватила «ряд знаков, схожих с японской азбукой... и согласно перевода их, сделанному плавающим на отряде в качестве переводчика японского языка студентом Восточного института Занковским, они означают приблизительно следующее: «Густой туман препятствует передвижению...». «Громобой» передал информацию на «Россию», Иессену стало ясно, что где-то недалеко находится эскадра Камимура. Наши корабли сумели обойти опасный район.
25 апреля ранним утром из Гензана «в Ри-ген (рейд Паллада)» вышли 11-й отряд миноносцев и «Киншю-Мару».
Днем японские корабли вошли на рейд Паллада и с «Киншю-Мару» высадилась на шлюпке «9-я рота», после разведки местности снова посажена на шлюпки и …» вечером «Киншю-Мару» взяла путь на Гензан. 11-й отряд миноносцев из-за начавшегося шторма остался «на ночь в бухте Остолопова».   
Тогда же. Наши крейсера и миноносцы подошли к Гензану. В 9 часов утра №205 и №206 на два часа зашли в порт Гензан, и №206 потопил торпедой пароход «Гойо-Мару» (550 брутто-тонн, груз – «3511 тюков сушеной рыбы»). Перед торпедированием судно осмотрели, хотели взорвать взрывным патроном, но тот не взорвался. Экипаж, во время осмотра, сбежал на берег. После этого миноносцы вернулись к крейсерам и отряд взял курс на север. Стоящую рядом с пароходом японскую парусную шхуну даже не досмотрели.
«Того же дня, около 8 часов вечера, в районе бухты Шестакова, был взорван в море подрывниками с «Громобоя» японский пароход «Никануро-мару», около 220 тонн...», затонул за три минуты. Экипаж (4моряка ?) на шлюпке перешел на «Богатырь» (миноносцы к этому времени загрузились углем с «России» и шли на буксире крейсеров). Досмотр парохода осуществляли моряки с «Богатыря».
 К ночи Иессен отпустил оба миноносца обратно во Владивосток и взял курс на Хакодате (у миноносцев «засорились трубки и они уже не могли развивать «полный ход»).      
Тогда же. В районе 23.00 российские крейсера натолкнулись на «Киншю-Мару» «в 4,000 тонн водоизмещения с грузом риса, других военных припасов и около 1,500 тонн угля. Транспорт вооружен четырьмя 47 милим. пушками Гочкиса...» (по другим данным вооружение три 47-мм орудия Гочкиса).
«С «России» сделали холостой выстрел, и пароход открыл отличительные огни…», принял наши корабли за эскадру Камимура.
Прибывшая на транспорт досмотровая команда выяснила, что на борту в трюмах находится более двухсот японских военнослужащих.
В качестве военнопленных на «Россию» и «Громобой» переправлено (по российским данным) – 17 офицеров и унтер-офицеров, «20 нижних чинов, 85 военных носильщиков (кули) и 65 человек команды. Оставшаяся без офицеров, остальная часть «десантного эшелона» не только отказалась наотрез сдаться и перейти на наш крейсер, но оказала вооруженное сопротивление...», японские солдаты начали стрелять из винтовок по «России», на крейсере появились раненые.
 26 апреля в районе 2.00  Иессен приказал торпедировать транспорт. «Россия» выпустила торпеду (хотя первоначально хотели уничтожить пароход при помощи подрывных патронов и открытия кингстонов, но постепенное возбуждение японцев, нервировало российских моряков, находившихся на судне и они его покинули). По японским данным судно торпедировали дважды. Транспорт затонул примерно за двадцать минут.
В момент «погружения оставшиеся несколько человек не переставали стрелять…» по российским крейсерам, некоторые японские военнослужащие «покончили самоубийством».
«Из 45 человек… солдат, спасшихся на 2 шлюпках, добрались до берега едва лишь десятая часть». Так же спаслись на еще одной шлюпке «3 купца» и 6 членов экипажа.
 От военнопленных стало точно известно, что эскадра Камимура находится в море. Иессен, осознавая, что если он пойдет обстреливать Хакодате, его сможет перехватить, хотя бы на обратном пути во Владивосток японская эскадра. К тому же на крейсерах находилось до двухсот военнопленных, уже в скором будущем стало бы нечем их кормить, да и японцы могли взбунтоваться или во время обстрела Хакодате, или при встрече с эскадрой Камимура. Контр-адмирал приказал возвращаться во Владивосток.
В тот же день Камимура привел свои корабли в Гензан.
27 апреля вечером наши три крейсера, так и не повстречав вражескую эскадру, вернулись во Владивосток.
Утром того же дня Камимура вывел свою эскадру из Гензана на поиски «Киншю-Мару». «При выходе из порта» к вице-адмиралу присоединился возвращающийся из бухты Остолопова 11-й отряд миноносцев. Камимура сразу же отправил отдельно 11-й отряд миноносец и отдельно «Чихайя» на поиски «Киншю-Мару», «эскадра же взяла курс на N».  Вскоре были замечены «плавающие предметы с судна и деревянные переборки. Их подобрал истребитель с 1-го отряда» «Касуми».
Ранним вечером к эскадре присоединился «Чихайя». Авизо тоже ничего не обнаружил. «В то же время с истребителя «Акацуки» была замечена японская шлюпка, в которой по осмотре нашли один штык и записки вроде дневника наблюдающего офицера с «Киншю-Мару»». После данной находки, Камимура отправил «Чихайя» «дождаться в Мори до следующего утра и, обыскивая побережья, от мыса Болтина, спуститься к югу до Гензана...», сам Камимура с остальными кораблями взял курс на Владивосток.
В ночь с 28 на 29 апреля в Уссурийском заливе японские миноносцы «Акацуки», «Сиракумо», «Акасиво», «Асагири», «Хибари», «Саги», не встречая ни малейшего противодействия, поставили минное заграждение (78 мин).
29 апреля «около двух часов ночи, в Уссурийском заливе, у Скреплевского маяка, показались четыре неприятельских миноносца, которые вскоре скрылись в море. В 7 часов 20 минут утра с остр. Аскольда донесли о приближении с юга десяти неприятельских крейсеров и шести миноносцев. Первоначальное направление эскадра держала в Уссурийский залив, не вступая в сферу огня. Около 10 часов утра неприятельская эскадра повернула в направлении на мыс Гамов, вдоль Русского острова, на высоте острова Шкота, повернула к югу и скрылась в мглистом тумане, мешавшем дальнейшим наблюдением». Корабли Камимура поставили новое минное заграждение.
По японским данным минные заграждения поставлены – « с Ost от острова Скрыплева в расстоянии ѕ или 1ј мили на S – 12 штук, в 8ј милях на S от этого острова по направлению W на протяжении 1ј мили – 39 штук, и в 6Ѕ милях на S от острова Цыбулька по направлению  Ost на протяжении 1Ѕ миль – 24 штуки».
29 апреля. Эскадра Камимура днем «отправилась в обратный путь».
30 апреля. Эскадра Камимура «вошла в залив Шаден (порт Лазарев), где встретила «Чихая»».      
30 апреля-13 мая Иессен, тралить Уссурийский залив паровыми катерами, до 8-ми единиц (4-5 мая траление не производилось из-за шторма). Есть версия, что для обнаружения мин на глубине даже использовался привязной аэростат, который сконструировали и обслуживали местные аэронавты-любители. Организован и штатный отряд траления под командованием лейтенанта Е. Н. Квашнина-Самарина (впоследствии военно-морской историк, кавторанг, «Убит в 1920 г. в Судаке»). За эти две недели не обнаружили ни одной мины!
2 мая из СПБ вышел воинский эшелон №571 – пять платформ на которых находились миноноски – №6, №7, №9, №48, №61 (демонтировано вооружение, трубы, надстройки, мачты) и несколько вагонов в которых находилось демонтированные части, вооружение и экипажи). Начальник эшелона лейтенант Неежмаков (см. ниже).
Тогда же. Эскадра Камимура вышла из залива Шаден и взяла курс на Корейский пролив. Вице-адмирал уже знал, что «Киншю-Мару» потоплен.
       2 мая вице-адмирал П. А. Безобразов назначен командующим 1-й эскадрой флота Тихого океана.
        11 мая выходила на ходовые испытания, после ремонта, «Лена».
        14 мая из Санкт-Петербурга вышел эшелон №626 с еще пятью миноносками – №3, №18, №47, №64, №70. Начальник эшелона лейтенант барон фон дер А. Т. Остен-Сакен (впоследствии каперанг, участник Белого движения, офицер ФСЛО).
15 мая бронепалубный крейсер «Богатырь», идя под флагом Иессена со скоростью 10 узлов, в условиях густого тумана, выскочил носовой частью на камни у мыса Брюс в Амурском заливе. Прибывшие к месту аварии, портовые буксиры и ледокол «Надежный» не смогли стянуть крейсер на чистую воду.
16 мая для охраны места аварии и оказания помощи при аварийных работах, пришли крейсер «Россия» и миноносцы.
18 мая  у места аварии уже находились все три неповрежденных крейсера и вооруженный пароход «Лена». 
В тот же день решено начать разгрузку носовой части «Богатыря» и демонтировать орудия носовой башни. Для охраны спасательных работ на берегу установили несколько полевых и корабельных орудий (снятых с поврежденного крейсера). Миноносцы приступили к несению дозорной службы.
22 мая во Владивосток приехали поездом из Санкт-Петербурга вице-адмиралы Николай Илларионович Скрыдлов – командующий флотом Тихого океана и Петр Алексеевич Безобразов – командующий 1-ой эскадрой флота Тихого океана (см. ниже). Выехали из СПБ 10 мая.
Скрыдлов отстранил Иессена от командования отрядом и назначил на его место Безобразова (флаг на «России»). Иессен, подняв флаг на «Богатыре», теперь непосредственно руководил спасательными работами на крейсере.
23 мая. Санкт-Петербург. На Невском заводе состоялась закладка субмарин типа «Сом» - «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось», «Судак».
24 мая миноноски эшелона №571 переправлены через озеро Байкал на железнодорожном пароме-ледоколе «Байкал» (Кругобайкальская железная дорога еще не вошла в эксплуатацию).
26 мая на «Лену» назначен новый командир – кавторанг А. И. Берлинский (впоследствии контр-адмирал в отставке).
27 мая под руководством инженер капитана Ф. А. Постникова (см. ниже) построен воздушный шар, получивший название «Эсперо».
29 мая эшелон №571 с миноносками достиг разъезда Кокуй (под Сретенском, река Шилка).
В тот же день во Владивосток прибыла по железной дороге большая часть имущества Севастопольского морского воздушного парка.
2 июня миноноски уже находились на воде и отсюда пришвартованные к баржам, на буксире речных пароходов были проведены, по Шилке, а затем по Амуру до Николаевска на Амуре (Владивосток – Николаевск на Амуре – 850 миль).
5 июня во Владивосток с грузом угля (3500 т) пришел германский пароход «Uiza».
Тогда же. Из Нью-Йорка в Кронштадт в обстановке секретности вышел норвежский пароход «Fortuna». На его борту находилась в разобранном виде субмарина «Protector», купленная у американского конструктора Саймона Лейка.
6 июня. Заключен контракт с фирмой Круппа на строительстве в Киле (верфь «Германия») трех подлодок для российского флота (тип «Е», до конца войны в строй не вошли, по вине германской стороны).
10 июня до Владивостока дошел германский пароход «Тiberius» (на подходе к Владивостоку «в милях в 1,5 на S от Скрыплева» подорвался на японской мине). 
11 июня озеро Байкал на пароме-ледоколе пересекли миноноски эшелона №626.
12 июня утром Безобразов (флаг на «России») вывел в море, оставшиеся в строю три крейсера, и взял курс на Корейский пролив.
13 июня две платформы эшелона №626 с миноносками №3 и № 18 направлены в Харбин.
Тогда же. На «Рюрике» сорвавшимся блоком при спуске стеньги убило матроса. Похоронен в море.
14 июня «Богатырь» снят с камней.
15 июня «Богатырь» на буксире переведен в сухой док Владивостока. С корабля демонтированы – носовая башня, боевая рубка, все орудия (6 орудий передали крепости). 
15 июня утром российские корабли уже находились в районе острова Окиносима в Японском море. С ночи, за эскадрой, держась у горизонта, следил крейсер «Цусима». Безобразов приказал забивать его радиопереговоры.
По японским данным «Цусима» успела предупредить об опасности пароходы «Уго-Мару», «Майко-Мару», «Фуио-Мару» и его «предупреждение достигло эскадры» Камимура (см. ниже).
Вскоре с российских крейсеров было обнаружено несколько японских транспортов. «Громобой» после недолгого преследования и обстрела из 152-мм орудий, утопил пароход  «Идзумо-Мару» (3 229 брутто-тонн), т.е. транспорт сразу не подчинился приказу с крейсера остановиться и дать себя досмотреть.
 С «Идзумо-Мару» на борт «Громобоя» на четырех шлюпках перешло 105 человек, 17 «офицерского звания» («в пути одна из них перевернулась, но люди были спасены на шлюпку с «Громобоя»).
По японским данным на пароходе погибло во время обстрела 7 человек, ранено 25.
 Не захотел досматриваться и пароход «Хитаци-Мару» (6175 брутто-тонн), его капитан (англичанин) даже попытался протаранить крейсер (водоизмещение «Громобоя» 12 455 тонн). Командир российского корабля каперанг Дабич приказал открыть огонь, на судне вспыхнул сильнейший пожар, а затем выпустил торпеду. В районе 16.00 пароход «затонул кормой».
 По российским источникам на «Хитаци-Мару» в Дальний перевозили 1095 солдат и офицеров японского резервного гвардейского корпуса, 320 лошадей, 18 – 280-мм мортир. Экипаж парохода 120 человек.
По японским данным спаслось – «сухопутных нижних чинов 133, морских 1, команды парохода 18…», подобраны рыбаками.
На пароходе погибли – капитан 2 ранга запаса Ямамура («сражен вражеским снарядом»), подполковник Сучи (командир 1-го гвардейского запасного полка, покончил с собой), остальные офицеры-гвардейцы «кто покончил с собой, кто был убит», три англичанина – капитан, старший механик, штурман.   
От «России» сначала ускользнул быстроходный японский транспорт («Уго-Мару» (2300 брутто-тонн) или «Фуио-Мару» (1250 брутто-тонн), по японским данным под обстрелом побывали оба парохода и оба ускользнули), но через некоторое время, она совместно с «Рюриком» остановила и досмотрела пароход «Садо-Мару» (6226 брутто-тонн). Капитан транспорта, как было замечено с российских крейсеров, намеренно тянул время и не спешил начать организованную посадку на шлюпки. А на пароходе находились – рабочие, кули, «4 англичанина», несколько десятков солдат и офицеров (более 1000 человек), 20 лошадей, 200 т риса и различное военное снаряжения для осады Порт-Артура – 21 понтон, телеграфный парк, лафеты для 280-мм мортир и т.д.
На «Рюрик» на шлюпке перешло только 27 человек.
Безобразов не желая больше ждать, ведь в любой момент могли появиться корабли Камимура, приказал «Рюрику» торпедировать «Садо-Мару». Крейсер выпустил по одной торпеде в левый и правый борта транспорта. Раздались два взрыва и российские корабли, не дождавшись гибели торпедированного парохода, начали уходить на север.
 Торпеды все-таки не отправили транспорт на дно. Команда «Садо-Мару» остановила «приток воды», затем ее нашли «в 13 милях на OSO от Окиносима» спасательные суда «Изе-Мару» и «Накахино-Мару», затем подошли еще два спасателя «Сакадо-Мару» и «Куре-Мару» (еще через несколько часов подошли еще два спасателя «Такасаго-Мару» и «Урага-Мару №2»). «Садо-Мару» отбуксировали на мелководье, временно заделали пробоины и отбуксировали для ремонта в Нагасаки (пароход привели в порт 2 июля).
В тот же день 15 июня российские миноносцы №203 (брейд-вымпел кавторанга И. А. Виноградского), №205, №206 вышли из Владивостока для набеговой операции на остров Хокайдо.
В тот же день эшелон №626 с тремя миноносками достиг Сретенска (миноноски №3 и №18 13 июня переадресованы в Харбин (см. выше)).
Тогда же 15 июня. В заливе Озаки находились – «Идзумо» (флаг Камимура), «Адзума», «Токива», «Ивате», «Нанива» (флаг Уриу), «Удзура», «Хаситака» (15-й отряд миноносцев), а «Такачихо» и «Нийтака» стояли на ремонте в Такесики так же в Такесики находились «Хибари» и «Саги» (15-й отряд миноносцев). «Чихайя» «вышел на разведку на N» ранним утром. С утра в море так же находился 11-й отряд миноносцев (сначала в море вышли из Такесики №73 и №74, затем №72 и №75, соединились в районе 12.00).
Получив «донесение с крейсера «Цусима», что видна Владивостокская эскадра, Камимура приказал кораблям, стоявшим в Такесики идти в залив Озаки, а так же  приостановил отправку транспортов «идущих на W» и приказал им идти в Такесаки.
Первым из кораблей Камимура в море вышла «Нанива» (флаг Уриу), затем 2-й боевой отряд, затем «Нийтака» (присоединилась к «Нанива»). Ко 2-му боевому отряду  в районе 14.00 присоединился 11-й отряд миноносцев (№72,№73, №74, №75).
 Миноносцы 15-го отряда так же утром вышли в море, соединились, встретили 11-й отряд миноносцев (см. выше), и до вечера «искали неприятеля…». Вечером отряд вернулся в Такесики.
Целый день японские корабли искали и безрезультатно крейсера Безобразова. Усилились ветер и дождь, «а пасмурность еще больше увеличила туман, так что ничего нельзя было видеть даже в 2 шагах».
      Вечером «Цусима» присоединилась к отряду Уриу (корабли Камимура крейсер не смог обнаружить), 11-й отряд миноносцев получил приказ идти к острову Дажелет «на поиски и атаки неприятеля», а затем возвращаться в Такесики. Погодные условия – «поднялась большая волна, так что качка на миноносцах доходила до 40;…».       
Ночь с 15 на 16 июня японские крейсера безрезультатно искали российские крейсера.
Той же ночью №73 («миноносец начальника отряда») в тумане потерял остальные три миноносца отряда (отряд соединился только 17 июня).
16 июня утром российские крейсера задержали и досмотрели английский пароход «Allanton» с грузом 6 500 тонн угля. Шел «из Японии в Гонгонг, как заявил его капитан». Безобразов посчитал, что ему врут, и что пароход перевозит военную контрабанду и приказал арестовать его. На судно перешла российская призовая команда и «Аllanton» взял курс на Владивосток, куда благополучно и добрался (19 июня).
В 15.00 крейсера остановили парусную шхуну «Унко-Мару №9» (груз кокса) и «Громобой» на нее переправил более двадцати японских военнопленных с транспортов, потопленных им накануне и разрешили шхуне продолжить плавание.
Тогда же. Эскадра Камимура так и не сумела найти российские крейсера в Японском море. 16 июня японские корабли находились в районе острова  Дажелет (Уллындо) на расстоянии почти в 150 миль от отряда Безобразова. Утром 4-й боевой отряд соединился с крейсерами Уриу, включая подошедший из Такесики «Такачихо», так же с эскадрой соединился «Чихайя».
В тот же день 16 июня три российских миноносца отряда Виноградского остановили в море три японские шхуны – «Хачиман-Мару» (136 т) и «Ансей-Мару» (105 т, у обоих шхун груз рыбопродуктов) – затоплены (подрывными патронами), экипажи с них переведены на третье небольшое судно без груза «Хотоку-Мару», которое отпустили (водоизмещение №203 –153 тонн, а №205 и №206 –109 тонн каждый).
17 июня российские миноносцы в 3.30 подошли к побережью Хоккайдо в районе порта Эсаси. (на миноносцы для маскировки установили фальшивые дымовые трубы). На море стоял густой туман и Виноградский не решился войти в гавань японского порта, а крейсировать у побережья Хоккайдо кавторанг тоже не мог – угля у миноносцев только-только на обратный переход до ближайшего российского берега – залива Святой Ольги, где находилась угольная стоянка. Миноносцы взяли курс на северо-запад.
 Вскоре обнаружена японская шхуна «Хакацу-Мару» (211 т с грузом рыбы), ее в качестве приза взял на буксир №203, на борт шхуны перешла призовую команду во главе с мичманом А. М. Толстопятым (см. ниже, большую часть японской команды отпустили на шлюпке), еще через некоторое время задержана и утоплена артиллеристским огнем №206 шхуна «Сейей-Мару» (69 т), экипаж тоже отпущен на шлюпке, но из-за сгустившегося тумана миноносец №206 потерял два других корабля отряда и начал самостоятельное движение к заливу Св. Ольги (Владивосток – залив Св. Ольги – 190 миль).
По японским источникам наши миноносцы так же досмотрели и отпустили шхуну «Хако-Мару». 
В тот же день отряд Безобразова не встретил в море ни одного судна и продолжал движение на северо-запад к проливу Цугару (Сангарскому проливу). Камимура же продолжал искать российские крейсера намного южнее – у берегов Кореи.
18 июня корабли Безобразова за очередной день крейсирования встретили два небольших японских каботажных парохода, досмотрели только один, топить не стали обеих. Вечером остановлен и досмотрен  американский парусный барк «James Jonson», следовавший в Сан-Франциско из Японии без груза. Барк так же отпущен.
Безобразову стало очевидно, что японские транспорты попрятались по своим портам и дальнейшее крейсирование бесполезно, да и угольные ямы на кораблях постепенно пустели. Вице-адмирал приказал возвращаться во Владивосток.
В тот же день утром в условиях шторма, призовой команде на «Хакацу-Мару» было приказано поднять паруса и двигаться к российскому берегу, до него оставалось до тридцати миль, самостоятельно. В полдень, все три миноносца, достигли угольной стоянки в заливе, но оказалось, что она почти пуста, т. е. для перехода трех миноносцев во Владивосток топлива не хватит. Виноградский срочно послал телеграмму Скрыдлову о создавшейся ситуации, а миноносцу №206 приказал выйти в море на поиски «Хакацу-Мару», но он вскоре вернулся на рейд, шторм еще больше усилился.
19 июня миноносцы, как только шторм прекратился вышли в море для поисков шхуны и вскоре нашли ее и все вместе вернулись в залив Св. Ольги.
 В тот же день из Владивостока в залив пришли транспорт «Лена» и пять миноносцев, а вечером с грузом угля германский пароход «Glaudius» (он прямо не заходя во Владивосток проследовал в бухту).
20 июня во Владивосток вернулись крейсера отряда вице-адмирала Безобразова.
В тот же день из Киля (Германия) в Санкт-Петербург по железной дороге в обстановке секретности отправлена малая субмарина (будущая «Форель», прибудет в СПБ через неделю, см. ниже). Перевозка была засекречена, субмарина числилась как «передвижной спасательный буй». С подлодкой в СПБ приехали немецкий инженер Крицлер « с командой для обучения русских подводников».
21 июня вечером во Владивосток пришли из залива Ольги пришли «Лена», все восемь миноносцев и «Glaudius» (вел на буксире призовую шхуну).
24 июня. Секретная телеграмма в МИД от генконсула в Сан-Франциско статского советника Казакевича – «Образованный японец во имя-де гуманности и из вражды к кабинету сообщил, что отставной лейтенант Гунчжи снарядит месяца через два в Северной Японии… несколько пароходов для захвата, кажется Командорских островов и какого-то побережья в Сибири, с целью, в видах рыболовства, присоединить после войны при возможных политических осложнениях… Правительство тайно субсидирует… Сообщавший уехал вчера для участия в экспедиции…».
25 июня. Секретно. МИД. Из Гонконга от генконсула Бологовского – «От юга Кореи вплоть до Владивостока ряд, будто бы, китайских рыбачьих лодок, в каждой японские разведчики…».
26 июня. В Кронштадт пришла «Fortuna» («Protector» переименован в «Осетр»).
28 июня, выполняя директиву адмирала Алексеева, Безобразов вывел в море «Россию», «Громобой», «Рюрик», «Лену», миноносцы №201, №202, №203, №204, №205, №206, №210, №211 и взял курс на Гензан. №210 и №211 шли на буксире «Громобоя» и «России».
В тот же день в море чинили рулевой привод на №205, а 29 июня – рулевой привод на «Громобое».
29 июня. СПБ. На Неве у стенки Балтийского завода во время учебного погружения затонула подводная лодка (официально в классе миноносцев) «Дельфин». Погибло 25 человек, в том числе помощник командира лейтенант  А. Н. Черкасов (брат «артурцев» лейтенантов П. Н.и В. Н. Черкасовых см. выше). Считается, что в катастрофе виновен именно лейтенант А. Н. Черкасов. Субмарина ушла под воду с открытым рубочным люком (командир лодки кавторанг М. Н. Беклемишев, впоследствии генерал-майор флота в отставке, в этот день был командирован в Кронштадт). Подняли «Дельфина» через трое суток. 
30 июня днем «Лена» и  шесть миноносцев (начальник отряда кавторанг барон Ф. В. фон Раден) вошли на рейд Гензана – уничтожили каботажный пароход «Коун-Мару» (36 т) и шхуну «Сейхо-Мару» (112 т), команды сошли на берег и обстреливали около получаса береговые склады и портовые сооружения. Так же были «уничтожены многочисленные шаланды, лежавшие на берегу». Стоящие в Гензане, суда под английским флагом даже досматривались.
№204 на подходе к порту задел рулем о подводный камень и свернул его на сторону вместе с рулевой рамой, т. е. теперь не мог даже быстро двигаться на буксире. Безобразов приказал транспорту и миноносцам возвращаться во Владивосток. №204 попытались взять на буксир «Лена», но ухудшалась погода, а миноносец оставался неуправляем, руль демонтировать не удалось и вечером. Корабль затопили, предварительно сняв орудия, торпеды и боезапас.
Таким образом, данный миноносец стал первым погибшим кораблем из числа владивостокского отряда.
А российские крейсера двинулись к острову Дажелет (Уллындо).
1 июля вечером российские корабли находились у острова Икисима (Ики), т.е. находились уже в Корейском проливе. Есть версия, что попыткой перебить японские радиопереговоры, Безобразов окончательно обнаружил себя! И вскоре из-за южного острова Цусима появилась эскадра Камимуры. Безобразов приказал на полном ходу отходить на Владивосток. Преследовать российские корабли бросились семь японских крейсеров – «Идзумо»,


Рецензии