Собес Из кн. Сквозь годы двадцатого века

    
      Я - работающий пенсионер.
      Согласно существующим правилам, я должен ежегодно приезжать в соответствующее отделение органов социального обеспечения для перерасчёта  размера пенсии. И так должны по-ступать все работающие пенсионеры.
      
      Само собой разумеется, что пожилому да ещё работающему человеку выкроить для этого время и добраться до собеса не так просто. Тем более, что собесы эти, как правило, расположены в весьма трудно доступных местах и часы приёма в них ограничены определёнными рамками. Естественно, там я должен еще посидеть (а иногда и постоять) в очереди на приём. Одним словом, много от этого возникает неудобств.

       Ну, хорошо, в конце концов, можно преодолеть эти неудобства. Отпроситься с работы у начальства, осилить транспортные проблемы,  в какой-то степени рискнуть здоровьем в связи с возможной непогодой.  Но какой смысл в этой процедуре?
      
        На приёме у оператора я должен предъявить паспорт и написать заявление о перерасчёте пенсии. Для чего это заявление? Что, без заявления нельзя сделать перерасчёт? Ведь в органы социального обеспечения регулярно поступают отчисления от предприятия, в котором я работаю, в соответствии с которыми мне и начисляется пенсия. Зачем же ещё нужно какое-то заявление? Что, необходимо убедиться, что я, действительно, существую? Но ведь если я работаю, и зарплата мне начисляется, то значит, я жив. А если уж предполагается, что и предприятие, в котором я работаю, может жульничать и начислять зарплату несуществующему работнику, то можно бы наладить автоматическое оповещение органов социального обеспечения теми учреждениями, которые официально регистрируют акты гражданского состояния.

         Предлагаю оператору, который меня принимает в собесе, и начальству отдела  возможность каким-то образом использовать современные способы передачи информации (в частности, электронную почту или факс). Увы, ответ отрицательный. По всей видимости, нужно получить соответствующее разрешение "сверху".
 
        У нас ведь, как правило, сам чиновник не рискует решать какие бы то ни было принципиальные вопросы. А "наверху" об этом не беспокоятся. Там некогда возиться с такой "мелочью". А, скорее всего, просто невыгодно. Ведь чем больше проблем у населения, тем более весомыми кажутся роли чиновничества. А то ведь чиновникам нечего будет делать, и может встать вопрос о сокращении штатов. А вот когда к ним стоят бесконечные очереди, тогда ясно, что чиновники работают в поте лица.

        И далее. Приехал, нашел приемный кабинет, посидел в очереди. Заглядываю в кабинет - сидят три оператора, но принимает посетителей только один. Спрашиваю, почему только один принимает посетителей.
        -У нас много другой работы.
       Пошёл к заведующей (кабинет в два раза больше, чем там, где сидят три оператора). Задаю тот же вопрос.
       -Вы знаете, сколько у нас работы, кроме приёма посетителей? 
       -Но позвольте, у вас же всего три дня в неделю приёмные, а остальные дни, видимо, и предусмотрены для другой работы?
        - ??? 
        Ничего вразумительного. По всей видимости, без очередей здесь свою деятельность не представляют.
Спрашивается, неужели так всё и будет здесь по старинке? И это в век сплошной электроники и нанотехнологий!

         Еще по этой же теме.
        Моему зятю по наследству достались несколько акций Газпрома. Он дал мне доверенность на управление этими акциями, и я решил получить дивиденды. Поехал в региональное отделение  (на проспекте Вернадского) и узнал, что за несколько лет там накопились дивиденды в сумме около полутора тысяч рублей. Я решил их получить и подал заявление. Меня попросили подождать. Сижу 10, 20, 30 минут – никакого движения. Спрашиваю, в чем дело. Сотрудник отвечает, что придется подождать, потому что происходит проверка подлинности моей доверенности - послан запрос нотариусу, который выдавал доверенность. И теперь нужно ждать, пока нотариус ответит. Я спросил, кто у них начальник, и мне указали кабинет главного менеджера. Захожу, сидит девушка лет 25.
         - Почему мне не выдают дивиденды?
         - Мы должны проверить подлинность  доверенности.
         - Девушка, у Вас в голове что? Вы только подумайте, что я для получения полутора тысяч рублей буду подделывать нотариально заверенную доверенность! Я понимаю, если бы я получал миллиарды (или уж даже миллионы) рублей, то это могло иметь какой-то смысл. А полторы тысячи рублей для Газпрома – это такая пылинка, что стыдно даже разговаривать на эту тему!
         -Но у нас такой порядок.
         -А своя голова у Вас для чего?
         После этого деньги мне, правда, быстро выдали.

         И далее. В отделении Сбербанка, где я обслуживаюсь много лет, меня знают в лицо. У меня даже персональный менеджер, который со мной работает. Но каждый раз, когда я совершаю какую-либо операцию, мой паспорт тщательно перелистывают под прибором – идентификатором с первой до последней страницы .   
         И это независимо от того, получаю я деньги или вкладываю. Да еще
 перелистывают по несколько раз.
         - Вы что, сомневаетесь, что это я?
         - Нет, но у нас такая инструкция. Мы не можем её нарушить, иначе нас
          уволят с работы.

         В связи с этим создается такое впечатление, что во главе Газпрома, Сбербанка и других подобных учреждений стоят жулики, которые на свой аршин меряют и всех остальных.

         По этой теме (о бюрократизме) мне вспоминается, кстати, такой случай.
         В какой-то момент моей жизни мне пришлось посетить посольство США в Москве. Не помню точно, по какому поводу, но вроде бы для подтверждения (подписью и печатью) какой-то бумажки, необходимой для легализации доверенности.
         
         Воспитанный нашей бюрократической системой, я не очень надеялся на успех, потому что предполагал, что будут посылать запросы в США, чтобы подтвердить необходимые данные, и это продлится, по меньшей мере, несколько недель, потому что электронная почта в те времена была еще не очень развита.
         Каково же было мое удивление и восхищение, когда мой вопрос был разрешен буквально в течение одной минуты (максимум двух).
         Женщина, которая принимала меня, посмотрела принесенную мной бумажку и сказала:
         - Поднимите правую руку и скажите, что все это – правда.
         
          Несколько удивленный, я поднял руку (как она показала, ладонью вперед) и произнес необходимые слова. После этого она тут же поставила штампик, свою подпись и все заверила печатью.

       Мои эмоции в этот момент описать было трудно. Я просто был ошеломлен.

Москва, декабрь 2009 г.


Рецензии