И так бывает

С хорошей профессией найти работу, я считаю, нет проблем. Это так я сужу по себе. Я столяр. В своё время окончил ремесленное училище по специальности столяр-краснодеревщик, а потом двадцать лет проработал столяром на мебельной фабрике в бригаде по изготовлению стильной индивидуальной мебели.
Приехав в Израиль, мы решили жить на Севере. Там и погода очень похожа на нашу, уже бывшую, украинскую, и природа просто необыкновенная. Мне иногда казалось, что места красивее просто не бывает. Сняли мы небольшую квартиру, а рядом, совсем неподалёку, всего в получасе ходьбы, оказалась и небольшая мебельная фабрика, в которой всего десять работающих человек и в которой нужен был квалифицированный столяр. Меня сразу приняли на фабрику. А через несколько лет хозяин фабрики по достоинству оценил мою работу и значительно увеличил мой заработок.
Всё, кажется, сложилось совсем неплохо: и работа хорошая, и квартира рядом. Кажется, живи и радуйся. Так нет. Надумалось моим детям и жене купить новую квартиру, и нет, чтобы здесь же, на нашем севере. Так аж за двести километров от того места, где мы проживали уже почти десять лет, на Юге. В каком-то Ашдоде. Дети и жена уговаривали меня, как могли, а я, как упрямый баран, долго сопротивлялся.
– Что вы придумали? – говорю я им. – Посмотрите, какая у нас здесь красота, и работа рядом, и, слава богу, есть в семье достаток, и машина, и хватает средств на все наши нужды.
А они  мне: 
– Мы хотим жить в большом красивом городе, в своей квартире, чтобы у каждого из нас была своя комната. Чтобы было недалеко от Тель-Авива, где можно учиться в университете, а потом найти работу по специальности. Да и, в конце концов, со всех сторон наш Израиль окружён тёплым морем, а ты, папа, целый год видишь его лишь на картинках. Все наши родственники давно уже купили квартиры в Ашдоде, и все нашли работу, и всем хватает средств платить ссуду банку за квартиру и купить мебель и все электротовары. Содержать машину и даже иногда позволять себе съездить отдохнуть за границу. И плюс ко всему этому, если захочется вечером пройтись у моря, подышать морским воздухом или искупаться, всегда пожалуйста, было бы только желание.
Сказать по правде, как бы они меня ни уговаривали, я всё равно уезжать никуда не хотел, так меня устраивала моя жизнь. Но что я один без своей семьи? Куда все – туда и я. В Ашдод так в Ашдод. И я стал упаковывать всё нажитое годами для переезда.
Ашдод поразил меня своей красотой, большими высотными домами, широкими проспектами, огромным парком с музыкальным фонтаном и, конечно, морем. Кстати, мой хозяин, в отличие от меня, поддержал желание моей семьи купить квартиру в этом городе и, правда, без особой радости дал мне письмо об увольнении, при этом, пожав руку и поблагодарив за хорошую работу, пожелал мне и моей семье всяческих благ на новом месте. Дети и жена удивились порядочности моего старого начальника. В Израиль он приехал уже давно из Ирана, но к нам, новым репатриантам, относился намного лучше, человечнее, чем сами олим из бывшего Советского Союза относились друг к другу. Мои дети узнали, что полгода я буду получать пособие по безработице и могу не работать, учитывая мой возраст, то есть быть в отпуске.
Неделю мы всей семьёй не спеша расставляли мебель, вешали люстры, картины, а в коридоре развесили в рамках лучшие семейные фотографии. Так захотела моя жена. А в нашей семье, что захочет моя жена, всегда исполняется беспрекословно. Это никакая не прихоть, а дань уважения моя и наших детей к самому преданному члену нашей семьи, на котором держится абсолютно всё. И дружба, и благополучие, и порядок… А какие она делает праздничные застолья! Она во всех наших делах и начинаниях – наша Муза. Вот так.
Две недели знакомства с новым городом, море, телевизор и валяния часами с книгой на диване мне быстро надоели, да и пособие по безработице было далеко не таким, каким бы мне хотелось. И я стал искать работу. Очень скоро мне позвонили из агентства по набору рабочей силы и предложили работу на мебельной фабрике, всего полчаса езды от дома. Там требуется столяр со стажем работы по изготовлению кухонной и салонной мебели. Для подходящих есть подвозка, в обед желающим недорогое горячее питание.
И вот я с самого утра уже на новом месте. Хозяин фабрики русскоговорящий, пожав мне руку, сразу объяснил:
– Мне нужен хороший столяр просто позарез. Заказов много, а настоящих столяров мало. Недельку я к тебе присмотрюсь, и, если ты подойдёшь, будешь сразу самостоятельно работать. Зарплату я плачу в зависимости от квалификации и быстроты работы. И мне всё равно, сколько времени работает рабочий у меня на фабрике, две недели или десять лет. Есть и переработки по желанию, заставлять работать сверхурочно я не буду, а оплачиваю всегда строго по закону.
Он показал мне две полные папки с заказами, и мне просто не терпелось поскорее приступить к работе.
Хозяин подвёл меня к одному из ведущих специалистов и, сказав несколько слов обо мне, попросил его проверить меня в работе.
Моим проверяющим оказался здоровенный мужик лет пятидесяти, выходец из Бухары Нисим. Он сунул мне в руки передник:
– Одевай! – сказал он мне. – Будешь во всём меня слушаться и дружить со мной, я сделаю из тебя человека. И ещё запомни: курить в цеху нельзя. Разрешается курить в цеху только мне и хозяину. Понял?
– Да я курю чисто символически. Всего три-пять сигарет в день. Одну утром, одну вечером, одну после обеда и одну при встрече с друзьями.
– Молодец! – похвалил меня Нисим. – А мне в день иногда и двух пачек сигарет не хватает, – и, вздохнув, он раздавил ногой очередную недокуренную сигарету.
Пока я надевал фартук, он достал из кармана мобильник:
– Ой, заговорился я с тобой и забыл утром позвонить сыну. Алё, Мишка, ты? Ты позавтракал уже? Молодец! Не забудь закрыть дверь, когда пойдёшь в школу. – Он закрыл мобильник и стал расхваливать своего сына: – У меня очень самостоятельный парень. Хорошо учится, аккуратный, может в любое время, только скажи, сбегать в магазин за продуктами, сам без напоминания пропылесосить в доме ковры.
Закурив очередную  сигарету, Нисим снова вспомнил обо мне:
– Так вот. Первая твоя работа – это снять верх с этого углового ди-вана. Завтра он должен быть уже обит новым материалом и выглядеть как новый. Уже к вечеру за ним должен приехать заказчик. А у меня почти неделю не доходят до него руки, много другой срочной работы. Значит, ты сейчас сдираешь с него верх, оставляешь только голый корпус и относишь его к обивщику. Понял? Тогда начинай работать. На сегодня можешь взять инструмент у меня, а завтра принесёшь на работу свой.
Я с удовольствием приступил к работе. А Нисим, закурив очередную сигарету, стал навешивать на кухонные шкафы двери. Через час весь в пыли, отковыривая стамеской подлокотник, я заметил между ним и уже дырявым протёртым верхом скрученные и уже серые от времени и пыли две бумажки по 50 шекелей. «Вот, – обрадовал я. – Вот Всевышний за мою работу сразу меня и наградил первым заработком».
Но не успел я порадоваться находке и стряхнуть с неё пыль, как ко мне подскочил Нисим и просто выхватил из моих рук деньги.
– Ну ты и гусь! – покачал он головой. – Только начал работать, а уже считаешь чужие деньги. Он сдул с денег пыль и положил их в свой кошелёк.
«Вот жлоб – подумал я. – Нет, чтобы поделиться, тем более не своими деньгами. Да ладно, чёрт с ним. Эти деньги, в конце концов, не мои и не мне достались».
После обеда я отнёс каркас дивана обивщику и стал подметать участок цеха, где работал.
– Всё, – убрав мусор, сказал я Нисиму, – работу закончил, давай мне новую.
Нисим осмотрел кругом свою территорию, закурил очередную сигарету и с хозяйской важностью сказал:
– И это ты считаешь, что хорошо всё убрал? А посмотри под столом, под верстаком, по углам. Там годами затрамбованный мусор.
Я вспылил:
– Это твой мусор! Так ты его и убирай. Я тебе, если ты хочешь, помогу.
– Посмотрите на него. Он и дня ещё не успел проработать, а уже командует мной, специалистом, проработавшим 15 лет в цеху. Так вот, дорогой мой, либо ты сейчас же сделаешь, что я тебе говорю, или снимай мой передник и иди искать себе новую работу.
Не знаю, чем бы закончился наш спор, если бы в это время к нам не подошёл хозяин. Нисим, увидев его, выхватил у меня из рук метёлку и, встал на колени, стал выгребать из-под рабочего стол годами залежалый мусор.
– Пришло время привести наш участок в порядок, – виновато улыбаясь, сказал Нисим. – А то, не дай бог, кто-то из посетителей может бросить на пол непотушенную сигарету.
– Нельзя так засорять своё рабочее место! – немного повысив голос, сказал хозяин и  добавил: – Тебя, Нисим, давно уже следовало наказать за курение на рабочем месте. Когда к тебе ни заходишь, у тебя всегда весь пол в окурках. Ещё раз увижу сигарету на полу, не обижайся, сразу уменьшу тебе зарплату. А сейчас заканчивайте уборку, слишком много у вас работы. К концу рабочего дня я к вам опять загляну посмотреть на ваше рабочее место. Это же надо развести такой бардак! Просто стыдно привести заказчика к вам на участок.
Через месяц я работал уже самостоятельно. Хозяин доверял мне самую сложную работу. Моё рабочее место находилось недалеко от рабочего места Нисима, почти напротив. Друзьями мы, конечно, ещё не стали, даже по утрам редко здоровались. В первые дни каждое утро я говорил ему «привет» или «доброе утро», но он на мои приветствия не реагировал. Иногда, правда, мог мотнуть мне головой. Но я из-за этого не очень переживал, так как уже знал его нелюдимость, надменность и отношение к вновь поступившим на работу, особенно к квалицированным рабочим.
Однажды хозяин дал мне чертёж очень сложного полуовального замысловатого салона, и мы вместе с ним поехали к заказчику смотреть его зал. Зал действительно с одной стороны был полуовальный. Надо было сделать салон так, чтобы он вошёл в этот овал, кроме того, сверху салон должен быть украшен широкой профильной боковой планкой, а по краям массивные подлокотники, на концах которых должны красоваться полукруглые столики, чтобы с обеих сторон можно было поставить на блюдечке горячий кофе и пепельницу. Хозяева любили по вечерам смотреть телевизор, одновременно курить и наслаждаться горчим кофе.
Мы с хозяином начертили на картоне план салона. Назавтра я приступил уже к этой непростой работе. Хозяин подолгу стоял возле меня, смотрел, как я работал, советовал, как лучше сделать тот или дру-
гой узел. К нужному сроку салон был готов. Получился он очень даже симпатичный. Заказчик был доволен, на следующее утро он приехал на фабрику и, пожав мне руку, в качестве вознаграждения вынул из своего кошелька двести шекелей. «Спасибо. Это тебе за хорошую работу», – сказал он.
Не успел он выйти из цеха, как возле меня оказался Нисим.
– Что это за левые деньги на работе?! Ты за свою работу ведь получаешь зарплату. Я сейчас доложу о тебе нашему хозяину. Ну ты и гусь! Это же надо, за один день две зарплаты! Никогда бы не подумал, что ты, такой тихоня, обворовываешь своего хозяина. Если хочешь, чтобы всё было шито-крыто, чтобы он ничего не узнал, поделись своим наваром со мной. И я в виде исключения ничего никому о тебе не расскажу, – и, не дожидаясь моего решения, выхватил из моих рук все деньги и положил в свой кошелёк, а взамен протянул свои 50 шекелей, добавив, что больше у него с собой нет, завтра принесёт мне ещё пятьдесят.
Я стоял перед Нисимом, от неожиданности раскрыв рот, и пару минут просто был не в силах прийти в себя от такой наглости. Наконец, я понял, что произошло, и выхватил из рук Нисима его кошелёк, и у нас началось потасовка. Он уложил меня на свой рабочий стол и стал вырывать из моих рук свой кошелёк.
– Отдай, зараза, мой кошелёк! – кричал он. – Иначе я тебе переломаю все кости.
На шум прибежал хозяин, разнял нас и, разобравшись, в чём дело, забрал деньги, а нам пообещал, если когда-нибудь подобное повторится, выгонит нас обоих с фабрики без всякого письма и выходного пособия. Я повертел указательным пальцев у своего виска, показав этим Нисиму, какой он идиот, и мы разошлись по своим рабочим местам.
После работы меня позвал в свой кабинет хозяин.
– Нисим такой человек, что с ним никто не может сработаться, – сказал он. – Его держу просто за его умелые руки. Нет, наверное, у нас такой работы, которую бы он не смог сделать. Ты с ним по пустякам не задирайся. А твои двести шекелей останутся у меня. Я не могу их тебе вернуть после вашей драки. А в качестве бонуса за твою хорошую работу я поставлю тебе дополнительно шесть часов переработки. Ну, как? По рукам? – протянул он мне свою руку.
– Конечно, – довольный таким исходом спора я с удовольствием пожал ему руку.
Думаете, на этом война у меня с Нисимом закончилась? Как бы ни так. Каждый день, когда я работал в другом помещении на станках, Нисим подходил к моему столу и проверял мою работу, шлифовку деталей, канты, мерял метром размеры моих деталей, сверял с лежащими на моём столе чертежами. А однажды он подошёл ко мне и протянул мне свою руку.
– Всё, Григорий, мир. Хватит на меня дуться. Я вижу, ты столяр неплохой. И пришёл работать на фабрику не на один день и не на два. И, в конце концов, что нам между собой делить? Работаем мы по отдельности. Друг от друга не зависим. В общем, мир?
– Мир так мир, – как-то с недоверием согласился я.
– Давай, – предложил мне Нисим, – в честь нашего перемирия выпьем с тобой по сто грамм. У меня в шкафчике есть отличный армянский коньяк. А на закуску бутерброд с копчёной колбаской, – и даже не дожидаясь моего согласия, он налил больше половины пластикового стаканчика коньяка и, сверху накрыв его кусочком хлеба с тремя ломтиками колбасы, насильно всунул мне в руку. – Пей на здоровье. Хозяина как раз сейчас нет на фабрике, он уехал куда-то по своим делам.
– А себе ты коньяк не наливаешь? – зная непредсказуемость Нисима и чувствуя сердцем очередную его хитрость, спросил я.
– А я всегда коньяк добавляю в кофе. Вот и сейчас совсем недавно пил такой кофе. А сегодня до вечера буду пить его ещё не раз и не два.
– Знаешь, я, пожалуй, за нашу дружбу выпью, но только перед обедом, а сейчас поставлю коньяк в холодильник, – прикинулся я дурачком, зная его настырный характер и что он так просто от меня не отстанет. А перед обедом я найду момент и вылью коньяк в мусорный бак.
После обеда Нисим шёпотом спросил меня:
– Ну, как  мой коньячок, Григорий?
– Класс! – ответил я. – Нежный, приятный, совсем никакого запаха изо рта уже полдня, и даже сейчас чувствую аромат и запах хорошего шоколада. Вот посмотри, – и я дыхнул Нисиму прямо в лицо.
Через час наш хозяин, вернувшийся на фабрику, попросил меня зайти к нему в кабинет.
– Садись. Вот тебе новый заказ кухни, – он положил чертежи передо мной. – Срок изготовления три недели. Пока заканчивай свою работу и одновременно просмотри новые чертежи и составь мне спецификацию, что и сколько тебе нужно материала и фурнитуры для изготовления этой кухни.
Пока хозяин объяснял мне особенности новой кухни, он всё время стоял у меня за спиной, тыча пальцем в чертёж через мою голову. Вначале я принял его поведение за дружбу, даже панибратство, но потом догадался, что эту встречу организовал Нисим. Я прекрасно знаю,
что такое трудовая дисциплина, и никогда, ни при каких обстоятельствах не стану пить креплёные напитки на работе, и мне стало очень обидно, что хозяин поверил Нисиму. По тому, как я посмотрел на него, хозяин сразу догадался, что я подумал о нём, и сказал:
– Ладно, Григорий, не обижайся, я для порядка на фабрике должен реагировать на все сигналы, поступающие и от моих клиентов, и от рабочих. Извини меня, бери чертежи и иди работать.
Только я вернулся к своему рабочему месту, как рядом со мной оказался и Нисим.
– И чего тебя вызывал наш хозяин? – нагло улыбаясь, спросил он.
– Да ничего особенного. Сказал, что мы с тобой своими интригами ему уже порядком надоели, и чтобы я передал свои чертежи тебе, а сам отправлялся домой. Он меня уволил за пьянку во время работы. Завтра приду получить расчёт. – И увидев улыбающееся, счастливое лицо Нисима, добавил: – Ещё раз спасибо тебе за угощение, хотя я тебе говорил и уже ни раз, что я никогда ни под каким предлогом не стану пить на работе. Не могу понять только, чем я  тебе так не угодил, что ты решил мне насолить, уговорил выпить и сразу доложил обо мне хозяину?
– Просто решил проверить, действительно ли ты непьющий, – со злорадством улыбнулся Нисим и добавил: – Я очень не люблю выскочек. Только поступил на работу, ни во что не ставит нас, старых специалистов, не слушает советов и указаний. Очень жаль, что мои старания оказались напрасными, и тебя не выгнали с работы.
Я так расстроился, что впервые за полгода работы на фабрике вы-шел из цеха на улицу и закурил. Но и Нисим ко мне уже не приставал, наверное, нашёл кого-нибудь другого, более податливого.
Прошло какое-то время. Однажды Нисим работал на ленточнопильном станке, вырезал какие-то фигурные детали. Вначале он, как положено, левой рукой вырезал из доски детали, а правой придерживал заготовку специальным бруском. Потом отбросил брусок и стал вырезать заготовку уже двумя руками. Как и бывало раньше, он не удержался, закурил и стал в правой руке уже держать сигарету, а вырезать заготовку одной левой рукой. Правой рукой он через несколько секунд засовывал сигарету себе в рот, выпуская перед собой целое облако ядовитого дыма. Заготовки были небольшие и частенько выскальзывали из рук, он вовремя отводил от пилы свою руку, а потом опять начинал работать.
Но нарушение правил техники безопасности наказывает и сверхумных и сверхграмотных специалистов. Так произошло и ним на этот раз. Рука в очередной раз сорвалась с заготовки и попала прямо под пилу, которая разрезала ему до половины в длину его указательный палец, к счастью, почти не задев кость. Из разрезанного пальца фонтаном брызнула кровь. Рабочие, работавшие рядом с Нисимом, растерялись, не зная, чем можно ему помочь, а хозяина в цеху не было.
Я бросился к шкафчику первой помощи и, схватив бинт, подбежал к Нисиму и туго перевязал ему палец, а потом, чтобы остановить кровь перевязал всю кисть. Затем попросил у него ключи от его машины, сел за руль и повёз его в поликлинику. Хирург промыл палец и, наложив несколько швов, наложил повязку. Нисим получил бюллетень  сразу на целую неделю. Я отвёз его домой, по дороге узнав о себе такое, о чём раньше никогда и не догадывался. Оказалось, что я честный и порядочный человек, и он, Нисим, просит у меня прощение за все гадости и козни, которые каждый день делал мне. Потом оказалось, что я совсем неплохой столяр, по крайней мере, не хуже его самого, и нашему хозяину просто повезло, что к нему пришёл такой специалист, к тому же не пьющий и почти не курящий. И что Нисим сам очень рад, что у него появился ещё один брат, на которого во всём можно положиться и для которого он готов сделать абсолютно всё, что ему будет надо, и что появившийся брат может во всём положиться на него.
Через три дня Нисим появился на фабрике, подошёл ко мне и протянул триста шекелей.
– Это тебе, брат, за недоработанный из-за меня день и за оказанную помощь.
– За такую услугу я денег не беру, Каждый в трудную минуту должен прийти товарищу на помощь. Без этого нельзя, – ответил я.
Через месяц у моей дочки должна была состояться свадьба. На это радостное событие решили пригласить родных и знакомых. Я написал приглашения и для всех рабочих нашей маленькой фабрики, кроме Нисима. Своим сказал, что его одного не хочу приглашать на свадьбу, уж слишком много плохого он сделал мне. Но жена не согласилась:
– Никогда плохим не отвечай на плохое. Добро всегда побеждает зло. Тем более что Нисим сейчас считает тебя своим вторым братом. Я верю, что он никогда больше никому не сделает ничего плохого.
Я подумал и, вздохнув, не спеша, печатными буквами стал подписывать очередное приглашение на свадьбу моей дочери – Нисиму и его жене.


Рецензии