Почему убивали русских князей?

   ПОЧЕМУ УБИВАЛИ РУССКИХ КНЯЗЕЙ?

   Сокращения
АБ - Александр Бушков
ЕТ - Евгений Темежников
НФ - Носовский и Фоменко

   АБ: В этом разделе мы рассмотрим столь печальные события, как «убийства русских князей в Орде злыми татаровьями». И сразу столкнемся с массой интересного и загадочного… Перейдем к «документированным» фактам. 1270 г. [9.1].

   ЕТ: Почему начинается с 1270 года? А до этого?

   ВИ: «В Сарае и в Каракоруме русские князья, нередко забывая об интересах родины, сводили друг с другом счёты. В результате таких интриг в Каракоруме по приказу монгольских правителей был отравлен в 1246 г. владимиро-суздальский князь Ярослав Всеволодович, а в Сарае тогда же убит черниговский князь Михаил Всеволодович» [8.1, т.3, г.38].
   Карпини: «В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену» [6.8].

   АБ: Между прочим, в литературной русской традиции попадаются блестящие примеры неумышленных ошибок. История убийства «в Орде» Михаила Черниговского и его сына Федора под пером книжников «уехала» из 1339 г. в 1245-й, мало того, Федор из сына Михаила превратился в его «ближнего боярина» [9.1].

   ЕТ: Никаких ошибок. Это разные люди.
   Сказание: «И тут приехали убийцы, соскочили с конец и, схватив Михаила и растянув ему руку, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: "Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего". И ответил Феодор: "Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!" Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову» [7.7].
   Карпини: «Михаила, который был одним из великих князей Русских, когда он отправился на поклон к Бату, они заставили раньше пройти между двух огней; после они сказали ему, чтобы он поклонился на полдень Чингис-хану. Тот ответил, что охотно поклонится Бату и даже его рабам, но не поклонится изображению мертвого человека, так как христианам этого делать не подобает. И, после неоднократного указания ему поклониться и его нежелания, вышеупомянутый князь передал ему через сына Ярослава, что он будет убит, если не поклонится. Тот ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: "Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится, и тотчас воспоследует вечное веселие". После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом» [6.8].
   Бридия: «Правитель Михаил, из великих князей Руси, когда он подчинился их власти и не захотел названному идолу кланяться, говоря, что это не дозволено христианам, и когда он упорно настаивал на [непоколебимости своей] веры в Христа, было приказано бить его пяткой ноги в грудь до смерти. И когда его воин поощрял к стойкости в мученичестве, то ему перерезали горло ножом, а воину, который поощрял, отсекли голову» [6.15].
   Ипатьевская: «В лете 6753 (1245)… возвратися Черниговоу, Отоуда еха Батыеви прося волости своее у него. Батыеви же рекшоу поклонися оць наших законоу. Михаил же увеща аще Бъны есть предал и власть нашоу грех ради нашич во роуце ваши тобе кланяемся и чсти приносим ти а законоу оць твоих и твоемоу бо нечстивомоу повелению не кланяемься. Батыи же яко сверпыи зверь возьярися повеле заклати и заклан быс безаконьным Доманом Путивльцемь нечствым и с ним заклан быс боярин его Федор» [7.1, т.2].
   Новгородская 1-я Л: «Татарове же нужею Батыеви, глаголюще имъ: «не подобает вам жити на земли канове и Батыеви, не поклонивъшеся има»; мнозе же, шедши, поклонишася. Обычаи же имяше Батыи кановъ: аще кто приидет поклонится ему, не повеле пред ся вести, нь приказано бяше волхвом вести я сквозе огнь и поклонитися кусту и огневи; а иже что с собою принесоша цесареви, от всего того взимающе волхвы, въметают е в огнь; тоже пред цесаря пущаху с дары. Мнози же князи с бояры своими идяху сквозе огнь и кусту кланяхуся, идолом их, славы ради света сего, и прошаху коиждо их власти; они же без бранениа давахут, да прельстять я славою света сего. Преподобному же князю Михаилу, пребывающу в Чернигове и видя многы прельщающася славою мира сего, посла бог благодать и дар святого духа на нь: вложи ему в сердце ити пред цесаря Батыя и обличити его прелесть, им же льстить крестияны. И прииха к отцю своему духовному, поведа ему, глаголя: «хощю ити к цесарю Батыю». Отвеща ему отець духовныи: «мнозе, ходивше, створиша волю поганого цесаря Батыя, прельстишася славою света сего, идоша сквозе огнь и поклонишася солнцю и кусту, погубиша душа своя и телеса; и ты, сыну Михаило, аще хощеши ехати, то не створи тако, якоже и прочии; не иди сквозе огнь, ни поклонишися идолом их, ни брашна яжь, ни питья их не приимаи во уста своя; нь исповежь веру крестияньскую, яко не достоить крестияном ничемуже кланятися твари, токмо господу нашему Исусу христу»… Тогда же убици, приехавше, скочивши с конь, и яша Михаила и растягоша и, имше за руце, и начаша и бити рукама по сердцу, и повергоша и ниць на земли, и бияхут его пятами. Сему же надолзе бывшу, некто преже быв крестиян, последи же поган, отвергыися веры крестияньскыя и бысть поган законопреступник, именем Доман, сии отреза главу святому и великому князю Михаилу, и отверже ю прочь. И том часе глаголаша Федору. «ты поклонися богом нашим, и приимеши все княжение князя своего». Глагола же им Федоръ: «княжениа не хощу, а богом вашим не кланяются; нь хощу пострадати за христа, якоже князь мои». Тогда пакы и Федора начаша мучити, якоже преже и Михаила» [7.1, т.3].

   ЕТ: Как мы видим, рассказы совпадают даже в деталях: бьют по сердцу, а потом обезглавливают. А перенос событыий 1245 г. в 1339г. существует только в чьей-то воспалённой голове.

   ЕТ: Но за что же убили Михаила? Неужто только за отказ поклониться, а других вин перед татарами за ним не числилось?

   Карамзин: «Узнав, что сын его, Ростислав, принят весьма дружелюбно в Венгрии и что Бела IV, в исполнение прежнего обязательства, наконец выдал за него дочь свою, Михаил вторично поехал туда советоваться с Королем о средствах ИЗБАВИТЬ СЕБЯ ОТ ИГА ТАТАРСКОГО; но Бела изъявил к нему столь мало уважения и сам Ростислав так холодно встретил отца, что сей Князь с величайшим неудовольствием возвратился в Чернигов, где сановники Ханские переписывали тогда бедный остаток народа и налагали на всех людей дань поголовную, от земледельца до Боярина» [8.5].

   ЕТ: Вот те раз. Даже наиклассическая наиправославнейшая романовская версия видит вину князя в ином. Сами Романовы своих вассалов за подобное тоже по головке не гладили, хотя бы Мазепу можно вспомнить. Может ещё чего за ним числилось?

   Новгородская 1-я Л: «Михаилу же держащу тогда Киев, приидоша послы от цесаря Батыя; он же, видев словеса льсти их, повеле я избити, а сам бежа в Угры с домашними своими» [7.1, т.3].

   ЕТ: То есть непросто убежал, а ещё и послов избил... Вот ещё один пострадавший не за веру:

   Карпини: «Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Чернигова, который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит» [6.8].

   ЕТ: Поклонение же кусту это у татар обычная процедура очищения, обязательная для всех и выполняемая всеми, нравится это или нет. Вот в 1250 г. в Орду едет Даниил Галицкий.

   Ипатьевская Л: «Оттуда же нача болми скорбити душею, видя бо обладаемы дьяволом: скверная их кудешеская ****енье и Чигизаконова мечтанья, скверная его кровопитья, многыя его волшбы; приходящия цари и князи и вельможи, солнцу и луне и земле, и умершим в ад отцем их и дедом и матереем, водящее около куста покланятися им. О скверная прелесть их! Се же слыша велми нача скорбети. Оттуда же приде к Батыеви, на Волгу, хотящу ся ему поклонити. Пришедшу же Ярославлю человеку Снгуруви, рекшу ему: «брат твой Ярослав кланялся кусту; и тобе кланятися… и поклонися по обычаю их и вниде во вежю их» [7.1, т.2].

   ЕТ: Однако, отказ кланятся не всегда приводил к казням. Например, приехавшее в 1247 г. посольство папы Римского не казнили, хотя и обсуждали это.

   Асцелин: «Байотной услышав ответ, принесенный его египом, баронами и толмачами, разъярился до того, что троекратно давал решительное приказание убить монахов, не гнушаясь пролитием невинной их крови и не боясь нарушить везде принятого обыкновения, по которому дозволяется послам приходить и отходить свободно и безопасно. Некоторые же из его советников говорили так: убьем не всех их, а только двоих, остальных же двоих отошлем назад к папе. Другие же говорили так: сдерем с одного из них кожу, и именно с главного посла, и, набив ее соломою, отошлем с товарищами его к их государю. Еще другие говорили, чтобы двоих только послов высекши сперва розгами по всему войску, потом убить, а остальных двоих оставить до тех пор, пока придут сюда следующие за ними Франки. Наконец, иные говорили, чтобы двоих из послов водить по войску, дабы они видели там многочисленность и силу их, и когда неприятель начнет стрелять из своих орудий, то поставить их пред оными, и таким образом подумают, что они убиты не ими, а орудиями. Байотноево однако же мнение, которое осуждало на смерть всех тех, кои упорствуют воздавать ему почтение уничижительным образом, превозмогло все прочие. Но располагающий всем и рассевающий замыслы злых, сохранил их» [6.20].

   АБ: 1270 г. В «Орде» убит рязанский князь Роман Ольгович. Летописным свидетельствам об обстоятельствах его гибели доверять нельзя - поскольку летописцы пытаются уверить нас, что Роман замучен «за отказ принять бесерменскую веру». Это не просто странно - предельно странно. Гораздо больше это похоже на состряпанную позже, довольно неуклюжую дезинформацию. Особо подчеркну: этот Роман был единственным, которого «татары» казнили по столь неправдоподобному поводу [9.1].

http://www.saints.ru/r/roman_ryaz.html
   «Татарские сборщики дани (баскаки) злобились на святого князя, так как он постоянно удерживал их от насилий и заступался за обиженных. Однажды один из баскаков донес хану Менгу-Темиру, что благоверный князь Роман хулит хана и поносит его языческую веру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и хан вызвал святого в Одру на суд…
   В Орде святой князь, по слову летописца, в клевете «оправдался, но баскак наусти многи от князей татарских, и они начаша нудити его к вере их». И по повелению хана благоверный князь должен был для своего оправдания принять веру их. В порыве благочестивого негодования и любви к вере Христовой «он же глагола к ним: «Не достоит православным христианом, оставя веру свою православную, приимати веру басурманскую».

   ЕТ: То есть принятие веры было лишь способом доказать свою невинность.

   АБ: Как же выглядел этот суд? Семь русских князей обвинили Михаила в попытках взимания дани с их городов и отравлении Агафьи Кончаковны. После чего князя выставили на правеж - исполняя исконно русский обычай. На шею ему надели тяжелую колоду, и семь стражников - по одному от каждого князя - караулили его. Потом увели в кибитку, куда вскоре подъехал со своими людьми Юрий Данилович. Один из сопровождавших московского князя, русский по имени Романец убил Михаила ударом ножа в сердце [9.1].

   Тверская Л: «Придя в Орду, князь Юрий, а с ним зачинатель всего зла, беззаконный и проклятый Кавгадый, наставляемые диаволом, начали клеветать на великого князя Михаила беззаконному царю Озбяку, говоря: "Князь Михаиле, собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать". Царь же разгневался и велел сына его, князя Константина, голодом морить; и закрыли его в одном жилище. После же этого некоторые сказали царю: "Если убьешь его, отцу не бывать к тебе". И велел его отпустить. На исходе того же года пришел в Орду благоверный великий князь Михаиле...
   Когда же блаженный Михаил пробыл в Орде один месяц, сказал царь чиновникам своим: "Что мне говорили до приезда князя Михаила? Судите его с князем Юрием". Они же, судивши, не сказали правды царю; но оболгали Михаила виной перед беззаконным царем Озбяком. На следующую неделю поставили его на суде связанным. И судивши его, так сказали царю: "Достоин Михаил смерти"» [7.1, т.15].

   ЕТ: То есть судили не семь русских князей, а чиновники Узбека. Юрий лишь давал показания, а чиновники выносили приговор.

   АБ: Как видите, судили Михаила русские за причиненные русским обиды. И казнил его русский. Вы спросите, где же «ордынцы»?... Спрашивается: кто хозяин в Орде, Юрий Московский или Кавгадый? [9.1].

   ЕТ: Ни тот, ни другой. Царь Озбяк (Узбек). И не за обиды казнили, а «за собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю, а к тебе ему не бывать». То есть хочет переметнуться к немцам из под татар. Выражаясь по-современному, «крышу поменять». Отнюдь не внутри русские разборки. Романовы подобное тоже не спускали.

   АБ: Вскоре сын покойного Михаила, Дмитрий, убил Юрия. Как нас уверяет летописец - «убил в Орде». Однако отчего-то не приводит ни малейших подробностей - в противоположность убийству Михаила, описанному как раз крайне подробно. Потом и Дмитрия «убивают в Орде», но подробностей вновь нет [9.1].

   Тверская Л: «В год 6833 (1325)… В ту же зиму князь Юрий убит был в Орде.
В год 6834 (1326), сентября в 15-й день, убили в Орде князя великого Дмитрия Михайловича Тверского и князя Александра Новосильского в один день, на одном месте, на реке, называемой Кондракли» [7.1, т.15].

   ЕТ: Вскоре убивают ещё одного князя.
Новгородская 1 Л: «В лето 6835 (1327)… Убиша же тогда Татарове Ивана князя Рязанского [7.1, т.3].

   АБ: 1339 г. Князя Александра Михайловича Тверского и его сына Федора убивают «в Орде». На сей раз судят и выносят приговор вроде бы «ордынцы» - однако по странному стечению обстоятельств летописцы не приводят никаких мотивов, заставивших «ордынского хана» так поступить. Хан казнил Александра и Федора «ни с того, ни с сего» [9.1].

   ЕТ: С того и с сего, и летописцы всё приводят.

   ВИ: «Крупные городские движения против гнёта татаро-монгольских ханов произошли в 1320 г. в Ростове, а в 1327 г. — в Твери, куда в это время из Золотой Орды был прислан татарский посол Шевкал. Горожане собрали вече, и по его решению Шевкал с его приближёнными были убиты» [8.1, т.3, г.38].
   Греков: «Чол-хан (Шевкал) искал спасения в княжеском дворце, тверской князь Александр велел поджечь дворец» [8.3].
   Тверская Л: «Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в 15-й день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте!" И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд…
   В год 6835 (1327)… Великий же князь Александр Михайлович, не вытерпев гонения безбожных, оставил княжение Русское и все отечество свое, и пошел в Псков с княгинею и с детьми своими, и был в Пскове…
   В год 6845 (1337). Князь Александр пошел в Орду из Пскова и, обошедши всю землю Русскую, пришел к беззаконному царю Озбяку и сказал ему: "Господин царь, если сотворил тебе зло, за все готов ответить перед тобой"...» [7.1, т.15].

   АБ: Многое проясняется, когда обнаруживаем, что в момент казни тверских князей в Орде находился… брат покойного Юрия Иван Калита. Тот самый, знаменитый «собиратель земли Русской». По версии летописцев, Калита и «оговорил» тверичей [9.1].

   Новгородская 1-я Л: «В лето 6847 (1339). Ходи князь велики Иван в орду… уже бо бяше князь Иван из орды вышел, и послаша к нему Новгородци послы… Того же месяца (октября) 29 убиша князя Александра и сына его Фёдора, в орде, погании Татарове; призвал бо его царь Озбяк с лестию, хотя и убити, тако рек: хочешь тя царь жаловати. Оному же послушавшу поганаго льстивых словес, и пришедшу им, убиенна быста, приемша горькую и нужную смерть» [7.1, т.3].

   ЕТ: То есть «по версии летописца» на момент приезда и убийства Александра в Орду, Калиты там уже не было. Да и оговаривать собственно нечего. Не защитил князь (или даже сам сжёг) Шевкала (Чол-хана). За это и казнён без суда и следствия. Суд - очередная выдумка.

   АБ: Кстати, имена палачей, казнивших Александра и Федора, звучат странновато: Беркан и Черкас. Больше похоже на прозвища. Как мы помним, «черкасами» именовали предков нынешних казаков, то есть опять-таки славян [9.1].

   Тверская Л: «Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: "Убейте!" Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им» [7.1, т.15].

   ЕТ: Беркана не обнаруживаем, а черкес с маленькой буквы написан. Не имя, а нация, входящая в состав Орды. Руководивший казнью Товлубий, Бушковым не помянут, ибо в его теорию не вписывается.

   АБ: Как видим, все три случая подчиняются строго определенным закономерностям. Всякий раз гибнут соперники и конкуренты владимиро-суздальской династии и ее потомков… Выводы? Не было никакого «ордынского суда». Всякий раз устранялись соперники владимирско-суздадьской московской династии, продолжателей «линии Всеволода Большое Гнездо» [9.1].

   ЕТ: Все вышеназванные тверские князья это и есть владимиро-суздальская династия. Вот их родословная: Всеволод Большое Гнездо; Ярослав Всеволодович; Ярослав Ярославич; Михаил Ярославич; Дмитрий Михайлович и Александр Михайлович. Все из одного «большого гнезда». Это я не к тому, что борьбы за власть не было. А к тому, что выводы о продолжении «линии Всеволода Большое Гнездо» не более чем выдумка. Кстати, убивали не только русских князей, и тоже не за веру.

   Вардан: «В том же 710-1261 г. при дворе ильхана Гулаву (Хулагу) умертвили спарпета грузинского Закаре, сына Шахиншахова, юношу во цвете лет, в блестящую эпоху его жизни, когда имя его только что становилось известным. Его обвиняли в том, что подати несвоевременно поступали в казну» [4.6, т.1, с.15].

   АБ: С 1328 г. - года, когда утвердился Калита - и до времен войн с Мамаем ТАТАРСКИХ НАБЕГОВ НА РУСЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗАФИКСИРОВАНО [9.1].

   Тверская Л: «В ту же зиму (1338) вышел из Орды сильный посол, по имени Товлубий, которого царь послал ратью к городу Смоленску» [7.1, т.15].

   ЕТ: Это через 10 лет! Лишь в 1359 г., когда в Орде началась «Великая замятня» (гражданская война, распад), набеги действительно прекратились. Не до Руси стало татарам, и Калита тут ни при чём. Но о «Великой замятне» не вспоминается, ибо не укладывается она в версию, что «ордынские вельможи сплошь и рядом занимаются исключительно русскими делами».

Оглавление:  http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература: http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Были ли русско-татарские отношения уникальны? http://www.proza.ru/2016/07/05/42


Рецензии