Культ самофотографирования

Если взяться за перечисление так называемых бичей двадцать первого века – их наберётся столь много, что словами и не передать. Для себя я определила намерение работать с ними, подходить к каждому аналитически и критически, и писать об этом – когда, конечно, будет, что действительно разумного сказать. И вот сейчас я хотела бы обратить внимание на культ самофотографирования двадцать первого века, скрываемый за смешным словом «селфи».

Наиболее широкое распространение и популярность самофотографирование приобрело в период особенно стремительного развития смартфонов и увеличения качества снимков, осуществляемых ими. Казалось бы, начиналось всё с невинного исследовательского интереса и любопытства, но сейчас налицо целый развитый «селфи-культ». О самофотографировании не стесняются говорить на федеральных телеканалах, подавая пример его непосредственного осуществления прямо в эфире; о нём пишут в новостных изданиях, всячески популяризуют в различных рекламных акциях, флешмобах (общественных акциях по привлечению внимания) и конкурсах. Словом, делают самофотографирование новым «культурным феноменом». Само собой, при подобном поощрении и популяризации «селфи» становится одним из наиболее часто употребляемых слов в среде подростков и молодёжи, и приобретает активное развитие. Но что на самом деле кроется за этим? Попробуем разобраться.

Сразу оговоримся: само по себе фотографирование себя или группы лиц рядом с собой для того, чтобы создать, к примеру, памятный или интересный снимок, когда сфотографировать некому – в этом ничего страшного, конечно же, нет. Мы рассматриваем не бытовую сторону вопроса, а именно культ самофотографирования в целом. И данный культ представляет собой, прежде всего, культ самолюбования. При этом, самолюбование может быть как осознанным, как и неосознаваемым – когда люди «делают селфи» не задумываясь, а просто потому, что это модно, и так делает каждый. Но факт всё равно остаётся фактом: «селфи ради самого факта селфи» остаётся именно самолюбованием, эдаким призывом «посмотрите, вот я какой».

Возможно, кто-то спросит: ну а чего же в этом объективно плохого? Если человек, скажем, красив, или «прикольно встал» для фото – почему бы не сфотографировать себя и не поделиться с людьми? И здесь есть, что ответить: объективно плохо это по той причине, что благодаря «культу селфи» подростковая и молодёжная среда во многом превращается не в обмен достижениями, полезной информацией и мыслями, а в обмен бездумными картинками. «Посмотрите, вот я какой». Ну, допустим, да – красивый. Смотрю. Вижу. Знаю. И, простите, что дальше-то? Ведь даже в «селфи», отображающих спортивные достижения (растяжка, гимнастическая поза, взятый силовой рубеж и прочее) сейчас чаще всего ничего нет, кроме простого стремления показать себя. Нет призыва быть здоровым, повторять за фотографируемым; нет описания того, в какой же хороший он ходит спортивный зал – с тем, чтобы кто-то другой тоже захотел пойти; нет описания того, какими тренировками была достигнута гимнастическая поза, или какие именно мышцы она тянет, какую пользу она принесёт здоровью того, кто её исполнит. Исключения, конечно же, есть и здесь – но в целом всё стало в последнее время в демонстрации достижений сводиться к тому же чистому «посмотрите, вот я какой», а мы говорим сейчас именно о массовом, всеобъемлющем явлении-культе. И какова же, собственно, конечная цель? Получить похвалу? Чтобы сказали: «Ах, какая красота, как замечательно» - и в ответ можно было сказать: «Ой, спасибо большое, мне так приятно»? Или привести к «я хочу такие же реснички и платье», или «я хочу так же накачать себе бицепсы и пресс»; за скобками – чтобы потом тоже похвастаться перед другими? А что за всем этим фасадом есть, кроме пустоты? Какое есть развитие, какой смысл? Смысл и развитие как данного отдельно взятого человека, так и общества в целом? Мы навряд ли сумеем там всё это отыскать. И это ли должно быть деятельностью и достоянием человека?

Тут добавим: конечно, в самом фотографировании ничего пагубного нет. С самого момента появления фото-технологий человек с радостью пользовался ими. Понятное дело, что при настоящем уровне развития техники люди будут использовать её плоды. И я вовсе не противник фотографии: я ею увлекаюсь и сама. Я противник лишь того, чтобы общество, и именно самые его перспективные молодые силы уходили в чистое самолюбование, ничего более не неся, никак не содействуя развитию и движению вперёд. Подумаем: в двадцатом веке полагали, что в двадцать первом молодёжь будет занята колонизацией планет, и будет радоваться великим научным открытиям и достижениям мысли, а мы? Давайте сами себя спросим: неужели мы ничего более не можем, чем радоваться новому платью, маникюру, вкусной еде, обстановке фешенебельной гостиницы, как забавно устроилась на подоконнике кошка или тому, как изящно выгнули на фотографии спину? Что про нас могут написать в учебниках истории, которые читать потомкам? «Среди молодёжи двадцать первого века была крайне популярна фотография, и в особенности – фотографирование самих себя; они часто, заполняя одними лишь снимками свои профили в социальных сетях, считали отметки «мне нравится» и комментарии под фото, полагая их индикатором собственной успешности»?

Ведь мы, вообще говоря, принадлежим к виду homo sapiens, что означает «человек разумный». Разумный! Так давайте же не забывать об этом, и давайте помнить, что именно разум – есть наше величайшее богатство и величайший дар. Я ещё раз скажу, что вовсе не призываю отказаться от фотографии, нет; я призываю к тому, чтобы мы делились друг с другом не только одними картинками, но и мыслью, находками, открытиями, интересными фактами, рассуждениями и размышлениями; чтобы мы помнили, что мир вокруг нас огромен и касается каждого, и каждый из нас является его частью; чтобы мы отнимали глаза от планшетов и смартфонов, чтобы мы смотрели вокруг себя, вперёд и вдаль, и делились друг с другом тем, что увидели и заметили; чтобы мы, видя красивый природный ландшафт или исторический памятник, прежде всего думали не о том, как будем смотреться на «селфи» на его фоне, а интересовались непосредственно им самим, ландшафтом или памятником, и делились наблюдениями и мыслями с другими. Чтобы мы не забывали, что такое говорить, беседовать друг с другом, что такое интересная дискуссия или обсуждение; чтобы помнили, что мир не ограничивается одним лишь комментированием и подписями под фото, призванными привлечь внимание к нему, а не что-то дать, рассказать и чему-то научить. Ведь каждый из нас наделён величием разума и обладает огромным потенциалом; и разве справедливо, разве правильно, чтобы такие богатства и возможности гибли под гнётом «популярной культуры» и «трендов»? Давайте помнить о том, как много мы можем и для самих себя, и для друг друга, и для мира в целом, и давайте стремиться к тому, чтобы быть людьми, которыми эпоха могла бы действительно гордиться. Ведь нам доступны все заслуги и достижения прошлого, все ресурсы и возможности настоящего, и именно от нас зависит наше будущее.


Рецензии