8. Символические модели мироздания

Беседа восьмая – СИМВОЛИЧЕСКИЕ  МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ. КОММЕНТАРИИ К КОСМОЛОГИЧЕСКОЙ  КАББАЛЕ.

Мешалось сердце с тьмой, основы скал дрожали,
И видел Моисей, как зиждилась Она:
Из белого огня - раскрытые скрижали,
Из черного огня - святые письмена.

И. А. Бунин.

- По мере того, как очередные загадки природы находят свое научное разрешение, люди все чаще испытывают потребность «остановиться, оглянуться», чтобы  поразмыслить об истоках этого безостановочного движения.

КАК безымянные мудрецы далекого прошлого, впервые задумавшиеся над фундаментальными закономерностями Бытия, рассматривали картину мира? Какие проблемы привлекали их внимание в первую очередь? Какими путями двигались они к их решению?

Чтобы в какой-то мере ответить на эти вопросы, обратимся к древним взглядам на Вселенную, сложившимся в то время, когда человеческая мысль делала первые шаги в постижении окружающего мира. Сегодня мы будем говорить об универсальных моделях мироздания, объединяющих основные начала, феномены пространства и времени, процессы эволюции и инволюции.

Точную дату создания большинства из них трудно установить, так как они никогда не выступали в абсолютно законченном виде, многократно переписываясь, дополняя и корректируя друг друга. Это не исторические документы и не летописи. Их высшая символика в том, что упомянутые в этих моделях имена должны рассматриваться как атрибуты Космического Существа по имени ЧЕЛОВЕК.

Если вспомнить одну из самых древнейших моделей мироздания – индийскую -  то прежде всего это МАНДАЛА - символическая диаграмма мира. Мандала есть комбинация геометрических элементов, символически представляющая образ мироздания.

Считается, что зрительное восприятие мандалы может привести к откровению, осознанию сакральных истин. Чаще всего она имеет форму круга, круга в квадрате или квадрата в круге, причем квадрат иногда делится на четыре треугольника.

Мандала обладает семантикой круга, колеса, лотоса, розы. Как графический образ, мандала представляет собой движение к некоему внепространственному и вневременному центру, который никогда не визуализируется, но всегда подразумевается. Этот незримый центр представляет собой вариант омфалоса (пуп Земли). Линии мандалы и фокус, в которой они собираются, графически выражают препятствия на пути к центру.

Мандала есть модель мироздания, аналогичная МИРОВОМУ ДРЕВУ, горе, храму. Что же касается сопоставления с последним, то существуют многочисленные храмы, выстроенные в форме мандалы — круглые, квадратные, восьмиугольные.

Еще одна из мировых моделей мироздания – АРКАНЫ ТАРО. Традиционно Таро считается системой герметических символов, рожденной в ходе систематизации древних знаний.

Арканы Таро - выверенная в течение многих веков система архетипического строения мира. Само слово "Таро" есть синоним слова "круг", а еще точнее - "Круг Знания". Слово "Аркан", употребляемое в качестве обозначения каждой из 22 старших и 56 младших карт Таро, обычно сводят к латинскому "арканум" - "тайна".

АRKANUM - это тайна, необходимая для познания определенной группы фактов, законов или принципов. Это тайна, без которой нельзя обойтись в ту пору, когда появляется потребность этого познания. Система Арканов Таро - это мироустройство в символике .

Уникальными хранилищами духовного знания являются также БИБЛИЯ и КОРАН. Фактуру их сакрального языка составила история рода человеческого, начиная от пра-отцов и заканчивая Иисусом Христом и Магометом (Мухаммедом).

Особенности космогеофизики того времени и гениальность пророков обеспечили предельную глубину и полноту отображения механизма сообщения человека с Духом: «Дух спослушествует духови нашему»…

В процессе эволюции было создано немало символических систем организации мироздания, но наиболее интересной из них является КАББАЛА – знание, несущее в себе бесконечность и конечность, этапы эволюции и инволюции, Замысла и Сотворения, тайну слова, буквы, числа, скрытую суть точки, окружности, сферы.

Все известные системы более поздних времен во многом исходили из Каббалы. Альберт Пайк, автор «Трансцендентальной магии», сказал: «Каббала – это время и бесконечность, умещающиеся в ладошке ребенка»…

Есть ли необходимость изучать древние картины мироздания, истоки которых теряются в далеком прошлом, и в чем сегодня значимость подобной проблематики?

Создавая концепции Вселенной, древние представляли ее такой, какими — в широком смысле — были сами. Поэтому, исследуя космологические воззрения прошлого, мы тем самым в какой-то мере приближаемся к пониманию внутреннего мира их творцов.

Обращение к истокам человеческого мировосприятия, помимо всего прочего, открывает много такого, что имеет самостоятельную ценность: отдельные идеи и представления древних при всей их кажущейся простоте и наивности исполнены глубокого смысла.

Сегодня интерес к древним источникам познания мира и места человека в нем огромен. Людей уже не устраивает многомерная и во многом противоречивая естественно-научная картина мира – они ищут не запредельной сложности, а гениальной простоты, они ИЩУТ ДОМ СВОЙ, где ЕСТЬ место для ЧЕЛОВЕКА как такового, а не только для «физика», «математика», «космолога» и т.д.

Я вижу задачу сегодняшнего разговора в том, чтобы максимально сжато изложить основную суть Каббалы, тесно увязав ее с материалом предыдущих бесед.

*** 

Каббала - это эзотерическое учение, целью которого является открытие Тайны Бога и Божественной Мудрости. Важнейший образ Каббалы – Дерево Сефирот, представляющее собой символическую модель мироздания.

Что же может привлечь нас сегодня в Каббале? Прежде всего, синтез древнейшего образа Мирового Древа Жизни и его символического истолкования. Мировое Древо Жизни есть практически у всех народов, но ни одно из них не доносит до нас настолько развернутой картины мира, как каббалистическое.

В Каббале получила развитие концепция десяти Сил, являющихся последовательными проявлениями Неопределимого Бесконечного - потоком Излучений Бога, перетекающих одно в другое, подобно струям фонтана, льющимся из чаши в чашу, пока все они не смешиваются в последней чаше и поток эманаций не достигает своей цели - проявленной действительности материального мира. Эти Силы называются сефирами, или сефиротами (сефирот - множественное число слова «сефира»).

Вступая в контакт с этими Силами, человек может приблизиться к Богу, получить от него желаемое и тем самым повлиять на свою судьбу. Подъем вверх по ветвям Дерева Сефирот - от низших эманаций Бога к высшим - являет собой путь познания, на каждой ступени которого постигается принципиально новое качество Бытия.

Возможность связи человека с невидимым миром обусловливает тот же принцип, который является основной аксиомой герметизма: «Правильно, верно без лжи и истинно это без сомнения: то, что внизу и вовне, подобно тому, что в выси и в глуби - для исполнения чуда единства. И подобно тому, как единое породило из себя все, так все вещи мира возникли из одной инертной среды.»

Каббала формулирует этот принцип так: «Весь низший мир сотворен подобно высшему. Все, что существует в Высшем Мире, предстает перед нами здесь, внизу, как бы в своем отражении, и в то же время все это есть одно нечто.» (Книга Зогар).

Каждой сефире как манифестации Божества, во-первых, соответствует особое имя, при помощи которого человек может его вызвать; во-вторых, оно является именем особой иерархии ангелов-посредников между Богом и людьми; в третьих, это еще и особый способ проявления Бога на Земле в доступных человеческому глазу феноменах материального мира. Земля является точкой отсчета и конечным итогом творения. Это вершина Мирового Древа, корни которого находятся наверху, а ветви обращены вниз: причина происходящего внизу исходит сверху.

Нисходящее движение по Дереву Сефирот изображается символом молнии, каждый изгиб которой соответствует следующей ступени эволюции. Достигая Земли, она порождает идущее вверх движение: от вершины дерева, которая теперь становится его корнем, к своему первоистоку поднимается змея.

Не оттолкнувшись от Земли и не дойдя до проявленного результата, нельзя вновь подняться в Небо. Основной поток эманаций представляет собой аналогию эволюционного пути человека.

*** 

Источником всех эманаций является неопределимый Айн Соф – вечное состояние Бытия, древнейшее из древнейших. Все субстанции, сущности и существа, всё, обладающее Духом, Душой, Разумом и Телом, все Вселенные, Люди и Боги проявляются из неуловимого, внесубстанционального, лишенного сущности Айн Соф.

Айн Соф не имеет формы и представляет собой бесконечно расширяющуюся и бесконечно же концентрирующуюся в себе сферу, внутри которой непрерывно идут процессы созидания и разрушения.

Айн Соф тройствен и состоит из Айн – вакуума чистого Духа, Айн Соф – неограниченного беспредельного Света, и Айн Соф Аур – точки первого проявления Вселенской Высшей Сущности. Непрерывное движение к центру порождает точку – высшую индивидуализацию Вселенской Сущности - и носит имя Бога.

Из этой точки рождается система четырех миров, составляющих единую Вселенную. Все эти ступени для человека остаются непроявленными, за исключением последнего, четвертого мира, где возможности воплощаются в действительность материального мира.

I – АЦИЛУТ (Мир А). Поскольку Айн Соф полностью выходит за рамки умозрительного восприятия, его непосредственно олицетворяет первая сефира – Кетер (А-1). Кетер  содержит в себе все другие сефироты, и каждый из них  - все последующие: каждая стадия проявления предполагает возможность всех следующих стадий, идущих по нисходящей.

Замысел проявленного единства всех сефирот существует до сотворения. Мир архетипов, содержащий в себе все идеи в их первозданной божественной чистоте - это и есть Кетер. Сефироты Кетер составляют десять Сил и Имен Бога. Этот путь есть познание Богом Самого Себя. Прочтение всех десяти Имен Бога означает ПЕРВОЕ ОСОЗНАНИЕ:

АЗ  ЕСМЬ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВАЯ  МУДРОСТЬ,  СУЩНОСТЬ  БЫТИЯ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВОЕ  ПОНИМАНИЕ,  БОГ  БОГОВ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВОЕ  МИЛОСЕРДИЕ,  БОГ  ТВОРЕЦ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВАЯ  СТРОГОСТЬ,  БОГ  ВСЕМОГУЩИЙ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВАЯ  ГАРМОНИЯ,  БОГ СТОЙКИЙ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВАЯ  ПОБЕДА,  БОГ  ДУХОВ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВОЕ  ОСНОВАНИЕ,  БОГ  ВЕЗДЕСУЩИЙ.  АЗ  ЕСМЬ  ПЕРВОЕ  ЦАРСТВО – БОГ.

Цепь, берущая начало в КЕТЕР, А-1 - это КОРНИ МИРОВОГО ДРЕВА ЖИЗНИ, уходящие в глубины Айн Соф. Первые 10 Сил – чистые и совершенные излучения (эманации), не опускающиеся в нижние миры, а лишь отражающиеся в них.

II – БРИАХ – следующий Мир (Мир В) - представлен десятью Великими Духами - Божественными Созданиями, которые помогали в установлении порядка и разума во Вселенной.

III – ЙЕЦИР – третий Мир (Мир С) – именуется иерархией Небесных Созданий. Это невидимый Духовный Зодиак, находящийся за видимой лентой созвездий. Начинает этот мир сефира С-1, где пребывают Священные Животные, а завершает сефира С-10, где обитают Души Праведных Людей.

IV – АССИАХ -  (четвертый, завершающий Вселенную Мир D) – Мир физической материи,  Мир проявленного космоса, где Солнечная система - лишь одна из бесчисленного множества звездных систем.

Все сефироты, сгущающие Божественный Свет для того, чтобы была явлена материя, удаляют все земное от его первоисточника. Своими образами они скрывают Божественную Сущность , но этим и делают ее доступной земному восприятию, облачая в свои тонкие материи невидимый силуэт Создателя. Поэтому в Каббале они называются  о д е ж д а м и  Бога:

«Когда Сокровенный сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сделал точку, создал священную форму и покрыл ее роскошным одеянием - это и есть Вселенная».

Но прообраз мира одновременно есть и прообраз человека, поскольку макрокосм подобен микрокосму. Эту идею отображает кабаллистический образ Адама Кадмона - совершенного человека, прообраза мира, тождественного СЛОВУ - Логосу.

Адам Кадмон незримо присутствует  В  КАЖДОМ  из четырех Миров, где в сефире 1 находится его голова, а в сефире 10 располагаются его ноги. В сумме все эти четыре человека есть  ВСЕЛЕННАЯ  НЕПРОЯВЛЕННОГО  ЧЕЛОВЕКА,  КОТОРЫЙ  В  САМОЙ СОКРОВЕННОЙ  СВОЕЙ  СУТИ  ЕСТЬ  ЧЕЛОВЕК  ЕДИНЫЙ,  ЧЕЛОВЕК  ВЕЛИКИЙ, человек Зогар с головой в А-1 и ногами в D-10.

Поэтому сефироты также уподобляются частям тела Адама Кадмона и частям человеческого тела:

«Когда Я (Айн-Соф) сотворил Адама Кадмона, Дух Вечный сверкнул из его тела, подобно молнии, которая тотчас засияла на волнах семи миллионов небес, и мои десять сефирот были его членами» (Книга Зогар).

Уже на этом этапе ознакомления с Каббалой можно увидеть немало интересного.

–  Единый Бог не возникает сразу – Он как бы «собирает» себя по частям, начиная с первоначального «АЗ  ЕСМЬ» и завершая осознанием того, ЧТО же Он есть. А есть Он многое, в том числе Бог Богов, Бог Творец, Бог Духов и Владыка Духов.  Боги по-арамейски «ЭЛОХИМ» - это общее определение, кроме которого имеется еще и  СОКРОВЕННОЕ  ИМЯ  БОГА.

В третьем Мире Йецира – иерархии Небесных Созданий – первая сефира С-1 носит название ХАЙОТ ХА КАДОШ – СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Далее по нисходящей идут: С-7 - ЭЛОХИМ – БОГИ; С-8 – БЕН ЭЛОХИМ – СЫНЫ БОГА, и, наконец, С-10 – иерархия ДУШ ПРАВЕДНЫХ ЛЮДЕЙ.

Среди исследователей, изучавших Библию, и по сей день идут дискуссии по поводу толкования главы 11 Книги Бытия, повествующей о строительстве Вавилонской башни:

«- 5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

- 6. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

- 7. Сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого».

Почему «СОЙДЕМ», «СМЕШАЕМ», а не «сойду», «смешаю»? Для ряда богословов эта странность послужила основанием утверждать множественность богов (ЭЛОХИМ), а не одного ЕДИНОГО БОГА. Попробуем разобраться в этом.

Второе после осознания себя (АЗ ЕСМЬ) откровение – «АЗ ЕСМЬ ПЕРВАЯ МУДРОСТЬ, СУЩНОСТЬ БЫТИЯ». Иными словами, Бог есть не просто Бытие, а МУДРОСТЬ И СУЩНОСТЬ БЫТИЯ. Для решения такой простейшей задачи, как «смешение языков», Ему достаточно было поручить ее выполнение ЭЛОХИМ – богам, или БЕН ЭЛОХИМ – Сынам Бога, ибо в БОГЕ ВСЁ и БОГ ЕСТЬ ВСЁ.

В третьем Мире - мире создания, творения - обитают Души Живых Существ. Там в
С-1 живут Священные Животные, а в С-10 – Души Праведных Людей. Это духовный мир, находящийся в стадии творения, но еще не материализованный. Разум как таковой появляется только в четвертом Мире Ассиах, где пребывают как «падший человек», так и «падшие животные», разделившие его судьбу.

Как известно из Библии, разгневанный Бог-Отец проклял и изгнал на Землю Змея-Искусителя. Откуда? Тоже из третьего Мира, где где он обитал в С-3 под наименованием СЕРАФИМ, ПЛАМЕННЫЕ СИЛЫ, ПЛАМЕННЫЕ ЗМЕИ. Великий Змей Тифон, Учитель Гермеса Трисмегиста, как и драконы Востока – из этих «Пламенных Змеев», недаром и в древней, и в современной эзотерической литературе им приписывается великая мудрость, но это мудрость, чуждая человеку…

Очень важная деталь – Священные Животные пребывают в первой сефире Мира Йецир - С-1, Пламенные Змеи – в С-3, а Души Праведных людей обитают в последней сефире третьего Мира – С-10. Это единственная область высших Миров Каббалы, где проявлен человек.

Иными словами, человек когда-то был «Священным Животным» (доразумная стадия эволюции), затем был проявлен в четвертом Мире Ассиах как существо разумное. В ходе своей эволюции часть человечества вновь достигает Духовного Мира, став Душами Праведных Людей…Таким образом, Мир Йецира в одно и то же время есть и прошлое человека, и его будущее.

Что же ждет Человека Разумного и его Разум? Превратится ли он, «восходя на небеса», снова в Священное Животное, или его ждет другая участь? Ключ к решению этого вопроса лежит в понятиях «Иерархия» и «Праведность».

Иерархия – это пирамида, имеющая основание, ряд ступеней и вершину,  Праведность же всегда оценивалась в чисто религиозном смысле и является  уделом единиц.

Теория супраментальной эволюции, вобравшая в себя древнейшие источники знания, признает трехуровневое строение мироздания с наличием уровня четвертого – уровня фундаментальных качеств Бытия вне времени и пространства – Сат-Чит-Ананда.

Миры первого уровня – это миры витала и ментала, к которым относится Земля.

Миры второго уровня – это миры Супраментала (Сверхразума), сопоставимые с третьим Миром Каббалы - Йециром. Боги (Элохим) присутствуют там как Космические Личности, Демиурги, имеющие свои права и обязанности по отношению к мирам нижележащих уровней. В то же время они есть ипостаси Бога Единого, его Исполнительные Силы.

Мир третьего уровня – Высший Разум – уже не несет в себе разделения, но еще не стал абсолютным единством. Очень во многом он напоминает каббалистический второй Мир Бриах.

Эволюционная задача человечества – выход в миры Супраментала, но уже в новом качестве; пока же человек может пребывать в них лишь в виде Праведной Души. В дальнейшем своем развитии он должен будет создать Мир, «параллельный» Мирам Йецира и Бриах, но не тождественный им, поскольку они являются только ИСХОДНЫМИ для нового эволюционного витка развития Вселенной.

Такое видение Миров Восхождения изложено в «Розе мира» Даниила Андреева. Очень похоже, что все эти Миры есть составные части иерархии Миров Каббалы и в то же время – прообраз нового витка Спирали Сотворения.

С точки зрения современной науки, все ссылки на пророков, ясновидящих и т.п. несостоятельны, но я все же рискну включить в эту беседу слова Эдгара Кейси – человека-феномена, одного из самых загадочных в ХХ веке:

«Можно попасть в особый духовный мир, существующий вне нашего времени, пространства и материи. Это Мир Душ, которые в настоящее время не воплощены. Есть определенные сферы, где на разных уровнях находятся сущности, стремящиеся к бесконечному совершенствованию. Иногда человеческая Душа в посмертии попадает в духовный мир, не принадлежащий Земле, и тогда его повторное рождение происходит на других планетах или вообще в других мирах»…

Остается только серьезно задуматься над тем, ЧТО есть праведность, а ЧТО -  стремление к бесконечному совершенствованию, а также вспомнить Странников, о которых мы говорили в предыдущей беседе. В «Каббале чисел» А.Подводного СТРАННИК – это предпоследнее, шестое Посвящение перед достижением статуса Космического Духовного Учителя.

Излучения Кетер уходят в бесконечность… По мере нисхождения сила ее Света (Первоизлучения) стремительно убывает, достигая минимума в последнем Мире Ассиах. На границе между Тьмой и Светом находится «Зона Полутьмы», порождающая три «демонические» иерархии. В высших мирах Бриах и Йецира противостояние между ними не столь жесткое, как в нашем материальном мире Ассиах; скорее, там это - вечное соперничество, а в мире земном между ними всегда идет противостояние и смертельная вражда…

Крайне важно понимать, что Силы Тьмы не имеют собственного происхождения – они ВТОРИЧНЫ по отношению к Свету, являясь его искажением и замутнением по мере  нисхождения от А-1 к D-10. Недаром с глубокой древности существовало неоднозначное восприятие Люцифера и Сатаны – если Люцифер есть Первое Искажение Божественного Света, Первое Разделение, Первая Боль, Первое Одиночество, то Сатана – это уже проявленный непримиримый Враг, источник дьявольского лукавства, Адам Велиал.

Каббалистическая модель мироздания предполагает наличие двух полюсов равновесия и движение через смену этих полюсов. Мы снова имеем дело с триадой, в центре которой – человек, которого с двух сторон окружают «светлые» и «темные» структуры. То же самое происходит и внутри самого человека в виде его «темной» и «светлой» сторон.

Достижение полного равновесия между этими двумя противостоящими друг другу силами никогда не было эволюционной задачей и никогда не соблюдалось – просто существует немало людей (которые и были, и есть, и будут) с настолько слабо проявленными обоими полюсами Силы, что эти Силы попросту еще спят, никак не заявляя о себе и тем самым соблюдая нейтралитет по отношению друг к другу. Стоит только проснуться одной из них, как тут же поднимает голову вторая, и снова начинается  противостояние и борьба между ними…

Структура развитого человека выглядит значительно сложнее. Личностное Я распространяется на три сферы: «МЫ»-«Я»-«МЫ»  – назовем их сферами разума, веры и духовности. Чем более они развиты, тем более человек защищен от влияния низших Сил. Располагаются эти сферы в пространствах «ОНИ» и «ОНО», олицетворяющих все чуждое, «неправильное», неистинное и поэтому отвергаемое и «Я», и «МЫ».

Сфера разума, как правило, окружена сферой веры – первой линией защиты. Здесь это более широкое понятие, нежели вера только религиозная, поскольку большинство человечества не может не верить (поскольку человек НЕ ЗНАЕТ этого САМ) и в базовые постулаты научных истин, и данные исследований историков, археологов, социологов и т.д.. То же самое и с духовной сферой. При всех расхождениях в понимании сути духовности, мы всегда можем определить, духовен данный конкретный человек или бездуховен, «бездушен».

Уже на этом этапе происходит первый выбор – человеческие разум, вера и духовность воспринимают светлую сторону жизни как единственно истинную и желанную, как то, к чему надо стремиться, как то, что неизбежно было, есть и будет главенствующим в их жизни. При этом человек не закрывает глаза на «зло мира» и борется с ним всеми возможными для него средствами.

Выбор может быть и абсолютно противоположным, т.е. в «темную сторону» бытия, это бытие определяющую. Гипертрофированный разум, лишенный веры и духовности, неизбежно скатывается в рефлексию, теряет ориентиры и постепенно становится добычей этой самой «темной стороны».

«МЫ» - это, с одной стороны, реальные живые люди, избранное нами ближайшее  окружение, а с другой – люди, которых мы считаем своими Учителями и единомышленниками, в какой бы эпохе они не были «прописаны», но которые для «Я» и «МЫ» продолжают оказывать самое глубокое влияние на эти три сферы нашего бытия. Здесь главным является созвучие идеалов и ценностей, и чем более мы с ними «одной крови» и чем они выше нас, тем сильнее их воздействие. Это – вторая линия защиты.

Важно лишь не раствориться в этих «МЫ», не потерять себя и тот путь, который предназначен единственно для нас и более ни для кого, поскольку у каждого своя дорога судьбы, отличная от всех прочих, как бы близки они не были.

«ОНИ» и «ОНО» - очень сложный и неоднозначный феномен. С одной стороны, это миры тех людей и групп людей – больших и малых, - в которые мы входим так или иначе, но которые мы внутри себя не принимаем как «СВОЁ», «НАШЕ», поскольку они являются для нас чуждыми, враждебными и нежеланными. 

С другой стороны, это тонкий мир  - мир «тонких материй», идеалов, идей и принципов, которые мы категорически отвергаем и отторгаем от себя, поскольку они неприемлемы для нас. Это могут быть эманации как «темных», так и «светлых» Сил, в зависимости от того, чью сторону человек принял. Здесь можно сказать только одно: ЛЮБОЕ человеческое качество может быть трансформировано при его обращении к Силам противоположной направленности.
               
Предположим, человек проявлен в Мире Ассиах на трех уровнях – сефиры Д-6 (Сфера Солнца, Красота), Д-7 (Сфера Венеры, Победа) и Д-8 (Сфера Меркурия, Слава).

Противостоять ему будут демонические сефиры д6 (дьявольская красота, отрицатель, спорщик, искуситель), д7 (дьявольская победа, черный ворон) и д8 (дьявольская слава, путаник, лжец).

Помогать же станут соответствующие сферы Мира Йецира С-6 (Третья Красота, Цари -  Добродетели), С-7 (Третья Победа, Элохим - Боги), С-8 (Третья Слава, Бен Элохим – Сыны Бога).

Человек, развивший свой разум, укрепившись в вере - в первую очередь, вере в самого человека - и обретший духовную силу, не просто имеет мощную защиту, но и сознательно и свободно сделав свой выбор в пользу «светлой стороны», получает цель, силу и возможность восхождения в более высокие сферы.

Он совершенствуется и стремится к совершенству, которое вначале воспринимается как достижение максимального результата в какой-либо сфере деятельности, как полная самореализация. Затем совершенство начинает пониматься не как некий абстрактный идеал, а как одухотворенная  реальность, к которой только и должно стремиться.

«Мир земной» начинает восприниматься в ИНОМ свете; приходит понимание того, что в начальных главах Книги Бытия был описан архетипический Небесный  Адам. Из субстанции этого Божественного Человека была образована Вселенная, и в нем она будет пребывать даже тогда, когда все сферы (сефиры) вернутся в изначальную субстанцию Айн Соф.

В «Книге Зогар»  указано: есть БУКВА – «одежда» - которую может видеть каждый человек, и есть ДУХ – Закон, доступный для понимания только единицам ЗНАЮЩИХ. Поэтому инволюционная лестница Каббалы: 10 Имен Бога, 10 Сил Бога, 10 Великих Духов, 10 Великих Духовных Сущностей, 10 Великих Учителей человечества – это СИМВОЛ для «умеющих ЧИТАТЬ» и ПУТЬ для тех, кто умеет ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ И СТРЕМИТЬСЯ.

Попытки людей, изучающих древнее знание и его символический язык, найти им исключительно «материальные» объяснения, вполне понятны и объяснимы, как и их радость по поводу «открытия физики веры» и других физических доказательств истинности сказанного в Священных Книгах. Но ведь ФИЗИКА есть НАУКА О МАТЕРИАЛЬНОМ в противовес МЕТАФИЗИКЕ – НАУКЕ О ТОНКОМ МИРЕ…

Здесь уместнее будет понятие энергоинформационного поля. Гипотезу о наличиии глобального энергоинформационного поля, где фиксируется все происходящее во Вселенной, сегодня разделяют многие ученые. Она говорит о следующем.

Все материальные объекты, существующие во Вселенной даже в самый малый отрезок времени, имеют свои энергетические поля и соответствующие им излучения. Эти бесчисленные «энергетические ручейки» не сливаются в единый поток, поскольку  у каждого из них свои, отличающиеся от других параметры в виде определенных частот. В глобальном информационном поле они образуют множество отдельных «ячеек».

Из глобального энергоинформационного поля идет невообразимая лавина различных излучений. Каждое содержит информацию о каком-то материальном объекте и происходящих с ним изменениях - о том, что мы воспринимаем как различные события. Образно можно сказать, что в окружающем нас пространстве непрерывно звучит "бесчисленноголосый хор", каждый участник которого исполняет свою партию.

Теперь обратимся к теме нашей беседы о каббалистическом понимании эволюции. Согласно ему, вся Вселенная произошла из Мира Ацилут, состоящего из двух сефир: Кетер (А-1, Корона) и Хокма (А-2, Отец). Мир Ацилут обозначен стихией Огонь – это творческая энергия, дающая начало всему сотворённому миру.

Мир Бриах (В) обозначен стихией Вода – воспринимающая энергия, возникающая под действием творческой энергии. Сефира Бинах (Мать).

Путь Отца – Мудрость, путь Матери – Понимание. От этого союза произошли все остальные Миры Живых Существ, то есть ЖИЗНЬ как таковая.

Мир Йецира (С) обозначен стихией Воздух – формирующая энергия, представляющая собой результат взаимодействия первых двух энергий. Этот Мир составляют 6 сефир – Хесед (Милосердие), Гебура (Строгость), Тиферет (Гармония), Нетцах (Победа), Ход (Разум, Мысль), Йесод (Основание).

Мир Ассиах (D) обозначен стихией Земля – материальная энергия, рождённая из сочетания творческой и воспринимающей. Сефира Малкут (Царство).

На Древе Жизни видно, что три первые сефиры отделены от остальных некоторым пространством. Это Бездна. Она отделяет Мир Чистого Духа (сефиры 1, 2, 3) от более проявленных Миров. Мир Чистого Духа, состоящий из трёх первых сефир, составляет треугольник с вершиной, направленной вверх. Это «треугольник эволюции» - Мир Божественных Идей и Архетипов.

Из него в наш земной физический мир спускаются Идеи. Чтобы Божественная Идея спустилась на Землю, нужно, чтобы сознание общества или конкретного человека привлекло её, либо эту Идею привнесёт на землю Душа, идущая на воплощение. Тогда эта Идея будет миссией Души - кармической задачей человека с этой Душой.

Кетер - Душа Мира, «исполненная любви и света Сущность», отделяет от себя частицу (путь 1) и создаёт себе помощника (сефира Хокма - Отец). Теперь их двое. Вместе они (пути 2 и 3 ) создают план сотворения материального мира - сефира Бинах  (Мать). Таким образом, проходя через уровень Бездны, Идея становится более чёткой и конкретной.

Итак, 1-2-3 сефиры - это «треугольник Духа». 4-5-6 сефиры в Каббале названы «треугольником Души». Бездна, пролегающая между ними, является зеркалом. Так как Бездна является зеркалом, то, проходя через него, Идея, которую несёт Душа, отражается в нём и приобретает двойственность, свойственную всему материальному миру.

Двойственность - это полярность, как Добро - Зло, Свет - Тьма, Любовь - Ненависть. Здесь Душа, идущая на воплощение, теряет память о цели прихода, но Идея остаётся с ней как кармическая программа будущего человека.

На уровне 6 сефиры (Тиферет) мы видим ещё одно пространство, так называемую Завесу. Эта Завеса является границей, отделяющей уровень более тонких энергий от уровня более материальных энергий. Она проходит по 6 сефире, разграничивая 2 треугольника. Первый представлен сефирами 4-5-6. Второй представлен сефирами 6-7-8.

Треугольник с вершиной, направленной вниз, символизирует нисхождение Души в материю. Треугольник с вершиной, направленной вверх, символизирует стремление материи к развитию, к эволюции. На этом уровне происходит соединение Духа и Материи, или одухотворение материи. Душа, несущая Идею на Землю, выбирает родителей и формирует конкретное материальное тело для выполнения поставленных задач.

Завеса представляет собой второе зеркало, проходя сквозь которое, Душа, несущая Идею, наполняется энергией, формирует материальное тело и личность, продолжая своё «падение» в материальный мир. Соединение сефир 7-8-9 названо в Каббале «треугольником личности», сефира 10 (Малкут) – обретение материального тела.

Так вкратце можно, согласно Каббале, представить нисхождение Идеи или Души, несущей Идею, в материю.

Левый столп Древа Жизни составляют три сефиры: Бинах – понимание, духовная любовь, логический анализ, Гебура – индивидуальная воля или сила, строгость, Ход – разум, мысль.

Правый столп Древа Жизни составляют следующие три сефиры: Хокма – мудрость, духовная воля, озарение, Хесед – милосердие, индивидуальная любовь,  Нетцах – чувство.

В центре расположен столп равновесия, включающий в себя сефиру Тиферет – высшую гармонию, красоту, и скрытую сефиру Даат – знание.

Великая Душа Кетер организует шесть порядков эволюции, составляющие 50 ворот:

- элементарный порядок;

- декада доразумной эволюции, завершающаяся появлением высших животных;

- декада человечества, завершающаяся формированием человека «по образу и подобию»;

- мир сфер, аналог солнечной системы в ее материальном воплощении;

- мир ангелов, духовная Вселенная;

- Бог, Айн Соф.

50 ворот есть первый уровень эволюции всего сотворенного – Универсум, Вселенная. Над ним располагается Вселенная творящих Сил и Начал, универсальное состояние ВСЕГО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВСЁ, но уже не ВСЕГО, КОТОРОЕ ЕСТЬ НИЧТО.

*** 

Символика Каббалы и ее язык во многом трансцендентальны и способны выражать такие явления, процессы и отношения, которые недоступны умозрительному представлению.

Мы можем лишь предполагать, что, согласно и Каббале, и другим символическим моделям мироздания, эволюция человечества не ограничится ни Землей, ни Солнечной системой, ни всей материальной Вселенной, как не ограничится и самим материальным человеком. Сегодняшняя гипотеза об энергоинформационном поле Вселенной – лишь первые робкие шаги современного человечества в понимании ее сложнейшего устройства…

Ничто в этом мире не пропадает бесследно и не уходит в никуда. Веды и теософия, «Тайная доктрина» и Агни-Йога, Арканы Таро и Каббала, космическая философия К.Циолковского и «Общее дело» Н.Федорова, множество других исследований Вселенной и Человека… Пожалуй, здесь вечными остаются лишь две фигуры – Учителя и Ученика, постигаемого и постигающего, бесконечного и конечного…

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии