6. Время...

Беседа шестая – ВРЕМЯ.

– Сегодня я хочу спросить о том, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ? Блаж. Августин, еп. Иппонийский — один из отцов и учителей христианской Церкви - писал еще в конце IV века:

«Что такое время? Кто способен коротко и ясно определить его? А ведь в наших беседах мы ни о чем не говорим с такой уверенностью и столь часто, как о времени, и когда мы говорим о нем, мы, несомненно, понимаем, о чем говорим, и понимаем, о чем идет речь, когда слышим это слово в разговоре. Так что же такое время? Когда меня не спрашивают, я знаю ответ, но если меня попросят объяснить это кому-нибудь, я понимаю, что ничего не знаю»…

Человечество на протяжении всей своей сознательной истории задумывалось над проблемами пространства и времени. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира. Проблема времени всегда интересовала человека не только в рациональном смысле, но и эмоционально: люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, и не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти.

ВРЕМЯ - категория еще более загадочная, чем пространство. Я говорю не о времени в его обыденном восприятии, обусловленом инструментами, используемыми для соотнесения наших действий с циклами времени. Природа  времени пока недоступна нашему пониманию – оно подобно ветру: мы не видим его и судим о нем лишь по его делам.

Мы, пытаясь постигнуть тайну времени, еще в древние времена убеждались, что “все течет, все изменяется“, как и мы сами. Мы привыкли измерять время при помощи разного рода устройств – солнечных, песочных, водяных, механических, электронных часов и циферблатного круга. Мы привыкли считать, что время - это прямая линия, идущая из "прошлого" в "будущее" через "настоящее".

Есть прочтение времени как процесса, протекающего в биологических, социальных и физических системах, но это реальность, в которой время как таковое сознательно ограничено – мы понимаем под ним процессы, идущие в данном конкретном пространстве, в данной конкретной форме и в определенную конкретную единицу времени.

Кроме физического, биологического и социального времени, существует также время в системе личностного разума и пространстве личностного сознания, и для нас это – самая важная категория из всех, ибо без ОСОЗНАЮЩЕГО ВРЕМЯ НАБЛЮДАТЕЛЯ никакого шага вперед в понимании этого феномена быть не может.

Лишь наблюдатель, которым является прежде всего человек, может воспринимать время как нечто единое и живое, как часть многомерного и многозначного Бытия, где пространство – это непрерывно обновляющаяся форма, а время – поток, производящий эти обновления. Человек не просто способен наблюдать и оценивать пространство, время и жизнь – он несет их в себе, ибо он есть порождение и продолжение их.

Время - это частота, которая лежит в основе упорядоченности всех явлений во Вселенной, последовательность волн, определяющих непрерывный процесс организации Бытия. Человек - движущиеся в пространстве и времени жизнь, разум, сознание.

Это не вызывает у нас сомнения, потому что нам неизвестно ничего, что было бы абсолютно неподвижным, точно так же, как неизвестно пространство, которое не было бы чем-то заполнено, даже если это «что-то» - пустота, «дырка от бублика».

Мы наделены сознанием, однако где оно в нас находится, это сознание? Может быть, в нашем мозгу? Или, быть может, сознание - это бесконечный непрерывный поток сознательной жизни в живом пространстве и живом времени?

В этом потоке мы, люди, являемся лишь резонаторами, отражающими некоторую ограниченную область Всеобщего Поля Сознания - непрерывного и одновременно вмещающего в себя все возможные измерения Бытия. Мы используем лишь тот «ручеек», который соответствует нашему уровню эволюции…

Время всеобще, но ЧТО оно такое и ЧТО есть его собственное движение? Движутся ли все проявления Бытия в чем-то неподвижном и всеприсутственном, или они движутся вместе с Бытием и внутри него, хотя и с разной скоростью, в разном направлении и разными способами?

Не является ли Бытие совокупным и уравновешенным движением потоков и  течений времени, его водоворотов, волн, приливов и отливов, штилей и бурь внутри единого Океана Времени? Не соотносятся ли пространство и время друг с другом так же, как мы видим это в бинерах «материя – энергия», «частица – волна», «разум – сознание»?

И если это так, то мы неизбежно приходим к пониманию многомерности пространства, неоднородности и разнонаправленности времени и многовариантности жизни в единой субстанции Бытия.

Если же мы пойдем еще дальше, делегируя времени качества плотности, обратимости, скорости, то совершенно естественно напрашивается вывод, что время есть особая материальная субстанция, обусловливающая все остальные закономерности в материальных системах. А это снова приводит нас к непостижимости самого понятия материи…

В современном человечестве существует не столько понимание, сколько восприятие времени как многоаспектного феномена. Оно может определяться как линейная протяженность из прошлого в будущее, как динамические соотношения в динамичном пространстве, как последовательность динамических событийных рядов.

Время неопределимо в принципе. Его можно рассматривать в физическом, биологическом, онтологическом, астрономическом, геологическом, археологическом, философском, психологическом, социально-историческом, религиозном, духовном, коллективном и личностном аспектах. Выходит, как сказал археолог А.А. Синицын, перефразируя английскую поговорку: «Когда Бог создавал время, он создал его достаточно и на любой вкус».

Но время - не линия в пространстве и не плоский круг. Оно интересуeт меня как составляющая триады: «живое вещество» - «жизненное (живое) время» - «пространство, охваченное жизнью».

Возникает серьезная проблема совместимости, сопоставимости и верификации всех этих аспектов и проявлений времени, заставляющая нас задать вопрос: является ли время неким многоликим единством или это множество совершенно разных процессов? И тогда остается главный вопрос: чего мы, собственно, хотим?

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

ЧТО МЫ ЖЕЛАЕМ ПОЗНАТЬ И  КАК ХОТИМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТО, ЧТО ПОЗНАЛИ?

ХОТИМ ЛИ МЫ «ОВЛАДЕТЬ ВРЕМЕНЕМ», «ВЗНУЗДАТЬ» ЕГО, КАК МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО С ПРИРОДОЙ, ИЛИ ЖЕ МЫ ХОТИМ ПОНЯТЬ ЕГО И ДВИГАТЬСЯ В ОДНОМ С НИМ РИТМЕ И НАПРАВЛЕНИИ?

ЧТО ДЛЯ НАС ВАЖНЕЕ: ВРЕМЯ «НАРУЖНОЕ» ИЛИ ВРЕМЯ «ВНУТРЕННЕЕ»?

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОСТИЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ: С БЫТИЯ? КОСМОСА? ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА? С СЕБЯ САМОГО?...

И ЕСЛИ МЫ ВЫБИРАЕМ ПОСЛЕДНЕЕ, ТО ПЕРЕД НАМИ ПРЕДСТАЕТ ВОИСТИНУ ТИТАНИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ НЕ ПРОСТО ВСТАТЬ НАД ВРЕМЕНЕМ, НО И СТАТЬ ВРЕМЕНЕМ…

СТАТЬ ЭВОЛЮЦИЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЕГО НАУКОЙ И ИСТОРИЕЙ, ДИНАМИКОЙ ЕГО КУЛЬТУРНЫХ И НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ, ЕГО «ПЛОТНЫМ» И «ТОНКИМ» МИРАМИ, ЕГО ВЕЛИЧИЕМ И УБОЖЕСТВОМ, МУЗЫКОЙ И ПОЭЗИЕЙ, ЗОДЧЕСТВОМ И СКУЛЬПТУРОЙ, ВОЙНОЙ И МИРОМ, ПЛАЧЕМ И СМЕХОМ, УТРАТАМИ И ОБРЕТЕНИЯМИ, МУЖЕСТВОМ И ВЕРОЙ, ЖЕСТОКОСТЬЮ И МИЛОСЕРДИЕМ, ТЯГОЙ К ПОЗНАНИЮ МИРА И СЕБЯ, МЕЧТАМИ И РЕАЛЬНОСТЬЮ…

СТАТЬ МЕТАФИЗИКОЙ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ЖИЗНИ - РЕАЛЬНЫМ ЕДИНСТВОМ РАЗУМА, ДУШИ И ДУХА, В КОТОРОМ СОЛЬЮТСЯ В ОДНО ЦЕЛОЕ ЗОВ ВРЕМЕНИ, ДЫХАНИЕ ВРЕМЕНИ, ТРЕБОВАНИЯ ВРЕМЕНИ, УСКОРЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ДУХ ВРЕМЕНИ…

СТАТЬ ТЕМ, ЧТО ЕСТЬ ВРЕМЯ И ЧТО ЕСТЬ ВРЕМЕНА, ГДЕ ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЮЩИЙ НЕ МОЖЕТ ПОТЕРПЕТЬ ПОРАЖЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ ОН ВЕЧЕН, ПОСКОЛЬКУ ВРЕМЯ НАД НИМ НЕ ВЛАСТНО, ПОСКОЛЬКУ ОН САМ И ЕСТЬ ВРЕМЯ – «ВРЕМЯ РАЗБРАСЫВАТЬ КАМНИ» И «ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ»…

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ЦЕЛИ И СРЕДСТВА, ПОСТОЯННО ТРАНСЦЕНДИРУЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ПРЕДЕЛЫ, ИБО ЖИЗНЬ ЕГО – НЕ РАБСКИЙ ТРУД, НО «БОЖЕСТВЕННАЯ РАБОТА»…

Так я понимаю триаду «живое вещество» - «жизненное (живое) время» - «пространство, охваченное жизнью»… 

УЧИТЕЛЬ – Хорошие вопросы и хорошие ответы на них…  Но все-таки начнем по порядку - рассмотрим, как менялось понимание времени человечеством в разные эпохи.

В древности время представлялось в виде круга, где его замкнутость чаще всего символизировала змея, кусающая свой хвост, или в виде трехглавого дракона, средняя голова которого, приподнятая над двумя другими, отмечает настоящее - мгновение времени между прошлым и будущим. 

В индуизме Время и Вечность – это два образа Единого Начала. Упанишады и Бхагават Гита гласят:

- «Господь есть начало, середина и конец существований… В форме времени он влечет за собой мир…»

- «Я есмь Вишну, бесконечное Время…»

- «Время порождает все, что было, есть и будет…» 

- «Время в своем движении уничтожает мир…».

По сути дела, у индусов представление о ЖИВОМ ВРЕМЕНИ составляет основу всей их космогонии.

Эзотерические представления о времени как о некой конечной протяженности, вышедшей из вечности и обязанной вернуться в вечность, претерпевают существенные изменения уже в древнегреческой культуре.

У древних эллинов время лишено однородности и линейной последовательности. Мир воспринимается не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в великом кругу. События, происходящие в мире, не уникальны, эпохи, сменяющие друг друга, все время повторяются, и некогда существовавшие люди и события вновь возвращаются по истечении "великого года" пифагорейской эры.

То же самое можно видеть и в Ветхом Завете:

1. «Слова Екклесiаста, сына Давидова, царя в  Iерусалиме.
2. Суета сует, сказал  Екклесiаст, суета сует, - все суета!
3. Что пользы человеку от  всех  трудов  eгo, которыми трудится он  под  солнцем?
4. Род  проходит, и род  приходит, а земля пребывает  вовеки.
5. Восходит  солнце, и заходит  солнце, и спешит  к  месту своему, где оно восходит .      
6. Идет  ветер  к  югу, и переходит  к  северу, кpyжитcя, кружится на ходу своем, и возвращается ветер  на круги свои.      
7. Все реки текут  в  море, но море не переполняется: к  тому месту, откуда реки текут , оне возвращаются, чтобы опять течь.      
8. Все вещи - в  труде: не может  человек  пересказать всего; не насытится око зренiем, не наполнится ухо слушанiем.
9. Что было, то и будет, и что делалось, то и будет  делаться, и нет  ничего новаго под  солнцем.
10. Бывает  нечтo, о чем  говорят: "Смотри, вот  это нoвoe"; но это было уже в  векax, бывших  прежде нас.
11. Нет  памяти о прежнем; да и о тoм, что будет, не останется памяти у тех, которые будут  после…» 

В современном человечестве наряду с физическим существуют категории биологического и социального времени. Такое время течет неравномерно: иногда оно как бы «уплотняется» и ускоряется по мере развития, иногда наоборот, «разрежается» и замедляется. Этот факт переживается каждым человеком индивидуально, в зависимости от его внутреннего физического и психического состояния.

В современных физических теориях, таких, как классическая механика, общая теория относительности, квантовая механика, время как физический параметр входит во все формулы симметрично, исключая какие бы то ни было различия между прошлым и будущим.

Прошлый век  - век бурного развития науки - был наиболее плодотворным в плане познания человечеством времени и пространства. Появление в начале ХХ века сначала специальной, а потом и общей теории относительности, заложило основу современного научного представления человечества о мире, и многие его положения были подтверждены опытными данными.

Тем не менее, вопросы познания пространства и времени, их природы и взаимосвязей во многом остаются открытыми. Вспомни высказывание основоположника вашего современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна: «Пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», - в нем во многом отразилась противоречивость и нерешенность всей проблемы в целом.

Жизнь и отсчет времени отдельного человека начинаются с момента его рождения. С «миром прошлым» и «временем прошлым» его связывает лишь тоненькая нить – всё изменилось, и всё приходится начинать сначала. В распоряжении человека – все накопленные предыдущими поколениями ошибки и находки, знания, технологии и умения, всё свершенное и несвершенное, всё сбывшееся и несбывшееся…

Всё вечно – космос, природа, жизнь, свет, познание… Не исключено, что вечно и человечество, хотя сам человек – существо временное и конечное. Он есть крошечная часть Вечного Целого… ЧТО же есть ЕГО время, времена и вечность?..

Люди много размышляли над этим, пока не пришли к следующему:

- Всё взаимосвязано, всё едино: часть есть единица целого, но само целое всегда нечто большее, чем просто арифметическая сумма его частей.

- Целое отражено в каждой своей части. Если целое огромно, то и каждая из его частей должна быть не менее огромной.

- Целое для своего развития нуждается в многообразии, следовательно, его отдельные части должны соответствовать этому требованию.

- Человек в человечестве – не отдельная личность, но и не общество, народ, государство, раса. Он даже не вся его трагическая и блистательная история, не созданные им науки и технологии, не сотворенные им культура и искусство. Пока он – лишь прообраз, идея, принцип человека, недосотворенная множественность, арифметическая общность, не ставшая единым целым.

- Человек есть ЖИЗНЬ, ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ - нечто, непрерывно сотворяющее себя, продлевающее себя и становящееся собой. Время в человеке – это синтез и интеграция настоящего, прошлого и будущего «живого вещества», обладающего самоосознанием и разумом, и «пространства, охваченного жизнью».

И здесь человеку снова приходится начинать С СЕБЯ, поскольку пока еще не создано в полной мере то, что можно назвать «МЫ». Есть лишь его первичные смутные очертания как в мире «тонком», так и в мире «плотном».

Первые же шаги в этом направлении приводят человека к необъяснимому парадоксу: он не в состоянии уразуметь, где кончается прошлое, пролегает настоящее и начинается будущее.

День предыдущий – прошлое? Да. Час назад – прошлое? Да. Минута? Да. Наносекунда? Да… Но где же само настоящее?..

Завтра – это будущее? Да. А через минуту? Да. Через миг? Да… И опять: где же само настоящее?..

Человек – живущий в реальном мире, мыслящий, чувствующий и действующий, -  растворился в «прошлом», потерял «настоящее» и не имеет «будущего»; более того, получается, что нет и его самого!..

Это не просто древнее, а древнейшее понимание и чувствование ВРЕМЕНИ привело к учению Майавады – жизни как космической иллюзии, - и рождению философии буддизма с его учением о перерождении и карме, а в Европе оно стало основой субъективного идеализма.

Вершиной утраты не только времени и пространства жизни, не только утраты Бога, но и утраты самого себя, растворенного в холодном бездушном «космическом одиночестве», явился экзистенциализм – философия существования (экзистенции) человека.

Центральные вопросы экзистенциализма — бытие человека, смысл его жизни и судьбы в мире. Именно здесь расчлененное, умерщвленное и бессмысленное время предстает в самом ужасающем виде. Убито не только время, но и сам человек, и его жизнь.

Экзистенция есть бытие, направленное к Ничто и сознающее свою конечность. Поэтому человек есть лишь его проект самого себя, и он существует настолько, насколько сам себя осуществляет. Человек сам вступает в жизнь и сам определяет свой облик, вне которого ничего нет. Человек сам делает себя и свою жизнь. Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Он вынужден жить в мире, где надежда на Бога умерла, и поэтому человеку приходится жить без высшего смысла и благодати.

Это означает, что человек «богооставлен» - покинут, беспомощен и бесконечно одинок, потому что ни в себе, ни вовне ему не на что опереться. Забота, страх, тревога, совесть, решимость и другие модусы человеческого существования определяются только через Ничто — Смерть, - и все они являются, по существу, различными способами соприкосновения со Смертью - движения к ней или убегания от нее.

Человек не имеет ни природы, ни сущности, он — это свобода, которая ничем не определена. Выбор человека не сообразовывается ни с какими социальными нормами и установлениями, и любой его выбор предполагает необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия — Смертью. Только актом своего выбора перед лицом Смерти человек обнаруживает и для себя, и для мира, ЧТО ему "говорит" в этот момент Бытие.

Есть и другое, отличное от западноевропейского, прочтение сути человеческого бытия. По Н. А. Бердяеву, человек есть "разрыв в природном мире", он — существо парадоксальное, двойственное, трагическое и противоречивое, и понять его можно только в отношении того, что выше его самого — в отношении к Богу. Существование Бога делает человека  независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода:

«Перед Богом, в обращении к Богу, человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Это обоюдный процесс, и он дает высший смысл существования человека».

Н. А. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке, и человек поднимается и обогащается. Но и человек рождается в Боге, и этим обогащается Божественная Жизнь. Именно поэтому образ Христа есть символ рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге…

О буддизме разговор особый – слишком сложна эта тема и слишком она важна для сегодняшнего человечества. Возможно, она не столь актуальна, как исламизм, но по сути своей более необходима, поскольку ареал распространения буддизма давно перешел все географические границы – от дальневосточной Азии до Америки и Австралии.

Майавада и буддизм могли появиться только с рождением разума – они есть прямое следствие его развития, неизбежный и закономерный этап. Разум осознал время, но еще не понял его прямую связь с пространством и движением, не осознал себя как материализованное проявление этих фундаментальных свойств мироздания.

Более того, в этих учениях время воспринимается как безличная и самодостаточная субстанция, а человек предстает как нечто неподвижное, выходящее за пределы жизни, пространства и времени. Движение же делегировано самому времени, откуда и появился символический образ человека, в полной неподвижности и безучастности созерцающего движущуюся Реку Времени, ассоциирующуюся здесь с Рекой Жизни.

Другой символический образ – человек, плывущий в этой Великой Реке по течению, против течения или наперерез течению. Есть и третий образ – пловец, покинувший Реку и идущий вдоль берегов к ее истоку или к устью…

В математическом пространстве категория времени  неразрывно связана с категорией пространства – это «время пространства», или «пространство времени», где, непрерывно «отодвигая прошлое» и «приближая будущее», идущий «проваливается» в абстрактную «нулевую точку». Если следовать постулату о разнонаправленном времени, ноль здесь – точка «межпространственного пререхода», где время может иметь разную плотность и разные направления движения.

В психологическом плане достижение подобного «нулевого» состояния возможно при уходе в самадхи и нирвану. Означает ли это абсолютное «здесь и сейчас» выход за пределы пространства-времени? Вопрос не имеет ответа, поскольку снова возвращает нас к проблеме «реального».

С точки зрения физика, это невозможно, поскольку предполагает нечто, находящееся  ВНЕ  УНИВЕРСУМА,  вне действия его фундаментальных законов.

Для философа «нулевая точка» - это пребывание в пространстве  АБСОЛЮТНОЙ   ИСТИНЫ.

Для психолога она – состояние измененного сознания в глубочайшем ТРАНСЕ, которое полностью лишено образного и смыслового содержания.

Для буддиста это понятие характеризует состояние нирваны – уход в абсолютное НИЧТО, ШУНЬЯТУ, ПУСТОТУ.

Возникает вопрос: ЧТО ищет человек в столь странном месте? ЗАЧЕМ оно ему, это «противоестественное» состояние вне времени и пространства? Однозначного ответа здесь нет и быть не может, поскольку происходит переход из реальности Пространства-Времени в реальность Всеобщей Жизни.

Буддист уходит ОТ ВСЕХ ПРОЯВЛЕНИЙ жизни; майавадин находит за явленной Майей ЛИЛУ – Божественную Игру; ведантист видит ЖИЗНЬ  БОЖЕСТВЕННУЮ; для последователя супраментальной йоги эти состояния – лишь средство для низведения Супраментальной Силы в земное тело, жизненность и разум для их полной ТРАНСФОРМАЦИИ; для христианина единственно важным является чувство ВЫСЛУШАННОСТИ его молитвы Богом и получения на нее отклика…

Что же такое НАСТОЯЩЕЕ? Уже на уровне микромира оно отчетливо прослеживается, хотя и исчезающе мало. Жизнь частицы – ее настоящее, жизнь волны – будущее… Совсем как в вашей известной песне: «Есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь»…

Ум философический мгновенно выделит здесь два ключевых понятия: МИГ и ЖИЗНЬ. Изначально понимая жизнь как бесконечный процесс, он воспринимает миг как ее часть, и лишь после этого приступает к поиску ответа на вопрос о том, в чем этот миг просчитывать.

Для мыслителя «время – это непрерывно передающее себя из момента в момент и вечно возрождающееся настоящее», как определил его А.Введенский. Здесь акцент смещен в сторону настоящего – именно оно единственно сущностно и реально.

А что же такое прошлое и будущее? Не только непрерывное, но и непрерывно же умирающее и непрерывно возрождающееся время, и происходит это не в физическом, а в психическом пространстве – в человеке, посредством человека и сквозь человека.

Означает это, что человек как форма жизни пребывает на том уровне развития, где жизнь, время и пространство воспринимаются им как отделенные друг от друга реальности, отсюда и все его сложности с их восприятием.

Означает это и то, что на более высоких уровнях такого жесткого деления просто не существует, как не существует деления на «жизнь до рождения», «жизнь от рождения до смерти» и «жизнь после смерти». На этих уровнях не путешествуют во времени и пространстве – жизнь есть и то, и другое ОДНОВРЕМЕННО.

Опыт измененных состояний сознания как неотъемлемая часть опыта духовного позволяет понять сегодня, как и много тысячелетий назад, что это такое. Восприятие пространства остается, но нет ни его границ, ни формы, которые как бы маячат вдали, смутно проступая сквозь завесу бытия и непрерывно меняясь. Время как таковое так же не имеет каких-либо пределов, воспринимаясь как смена скользящих, текучих изменений.

Жизнь не «располагается» и не «протекает» в жестких координатах пространства-времени – сам этот континуум ЖИВОЙ -«дышащий», «волнующийся», «наблюдающий», «ожидающий», «благожелательный» и даже «любознательный».

Для контакта с человеком такое пространство-время как бы организуется, выделяя из себя ту или иную форму, но может и вступать в общение в своем полном и не разделенном на формы виде. Эту невероятность невозможно передать в словах – ее можно только ПЕРЕЖИТЬ…

Как же быть человеку в понимании проблемы времени сегодня – «здесь и сейчас»? Как всегда – изменить парадигму мышления с учетом новых данных и изменившихся условий. Новая парадигма должна опираться на следующее:

- Любое настоящее есть динамическое, непрерывно изменяющееся состояние Бытия, где время – основной его движитель в пространстве.

- Любое настоящее изначально обусловлено его прошлым и движется к обусловленному же будущему, состоя с ними в «договорных» отношениях.

- Движение Бытия дискретно и идет через фазовые переходы – скачки.

- Скорость трансформации прошлого в будущее различна в разных структурах и зависит от инерции множества причинно-следственных связей той системы, в которую включено настоящее.

- Причина никогда не переходит в следствие мгновенно, а следствие так же не  мгновенно порождает новую причину следствия уже последующего.

- Никакое настоящее не есть и не может быть единственной и всеопределяющей реальностью, поскольку столь же реальны его прошлое и даже будущее, оказывая свое организующее воздействие на настоящее.

- В едином континууме нет ничего изолированного – ничто не существует как «моно». Жизнь каждого человека условна в смысле зависимости от множества факторов, в том числе и от его личных усилий, но безусловна как составляющая часть будущего, подготовленного прошлым и настоящим.

- Будущее человечества может вызывать сомнения у него самого, но не у Бытия, воплотившего и материализовавшего в нем сначала витальный, а затем и разумный принцип самого себя.

- Человечество в его нынешнем виде не есть вершина эволюции и конечная ее цель – оно закономерный этап перехода прошлого в потенциально возможное  будущее. 

- Будет ли это будущее простым продлением, «материальным воспроизводством» им самого себя, или станет реализацией заложенного в прошлом и настоящем потенциала, решает только каждый отдельный человек и человечество в целом, опираясь на свое прошлое и настоящее как на богатый новыми возможностями материал для самоактуализации.

- Человечество не может диктовать отдельному человеку условия для его будущего или лишать его будущего, оно может лишь создать или не создать определенные условия для реализации этого будущего.

- Человек не может говорить от имени всего человечества и решать за все человечество. Самому же человечеству дана возможность творить свое будущее через отдельных своих представителей, дана возможность вознести человека столь высоко, насколько он способен на том или ином этапе своего развития, и испытывать человека падением столь глубоким, насколько он сам готов пасть.

И «вознесенный», и «падший» - всего лишь олицетворение движения, ориентиры, определяющие настоящее и прошлое человечества, испытание его мужества и силы духа.

- Никто не может совершить «невероятное» самостоятельно, а только с помощью Высших Сил Универсума, лишенных ограничений и пространства, и времени, и пределов возможностей нижележащих уровней, поскольку это - сущностно единая реальность.Все пространство человеческого существования буквально пронизано «живым прошлым» и «живым будущим», просто вы сегодня разучились видеть это живое либо ищете его там, где его нет и никогда не было.

Вот древний зАмок… Камню, из которого он сложен, миллиарды лет. Он хранит память о прошлом Земли еще до появления на ней каких-либо проявлений жизни. Распавшись, разрушившись, он все равно будет продолжать хранить в себе эту память, как и память своего существования в виде строительного материала в человеческих руках и как места обитания общности людей со всеми их радостями и печалями.

Этот зАмок можно теперь рассматривать и как часть материального мира, и как единицу информации. Разрушена форма, но осталась память о здании в целом, о тех, кто строил его, о людях, которые здесь рождались, жили, любили и умирали… Даже песок, в который рано или поздно превращается камень, будет сохранять память камня и зАмка, и при использовании его для создания новых форм эта память будет передаваться через каждую песчинку, становясь базой для накопления памяти новой…

То же есть и будет и с деревом, и с травами, и с огнем, и со светом, и со всем остальным, что являет собой Бытие на нынешнем этапе – все это живо, едино и вечно… Здесь уже нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего – все это в одно и то же время и сама жизнь, и память, ее хранящая, накапливающая ее изменения и передающаяся из мгновения в мгновение…

Человек в силу различных причин еще не собрал себя воедино. Он склонен то безмерно возвеличивать себя и свое место в мироздании, то безмерно умалять, сводя себя к ничтожной капле жизни в бесконечном ее океане – капле беспомощной, бессильной и ни на что не влияющей.

ОН ЕЩЕ НЕ НАУЧИЛСЯ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МИРОМ, МАЛОЙ ВСЕЛЕННОЙ, РАВНОВЕЛИКОЙ С ВСЕЛЕННОЙ БОЛЬШОЙ - ОДНОВРЕМЕННОСТЬЮ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО.

Человек воспринимает свое прошлое то как плод «первородного греха», груз, обузу, ржавый якорь, мешающий ему полноценно реализовать себя в настоящем во имя будущего, то аннулирует это прошлое ради бездумного «здесь и сейчас», неспособного вообще породить какое-либо будущее…

Смещение акцента в сторону «прекрасного» или, наоборот, «ужасного» апокалиптического будущего лишает всякого смысла само настоящее – единственную возможность выстроить это будущее… Может быть и того хуже – человек лишает себя всего одновременно, развоплощаясь при жизни уходом в нирвану, в «Абсолютное Ничто»…

Умение формировать себя, сотворять и пересотворять, умение истинно продлить себя в «жизнь вечную» - великое искусство, требующее великого же труда и беспрекословной веры.

Человеку дано многое, но как мало из этого многого он использует!... Человеку дана память – величайший дар, не понятый и не оцененный им до сих пор. ПАМЯТЬ – тонкая суть жизни, записанная в структуры пространства и передающаяся движением времени.

Это не просто инструмент сохранения мира в себе, не просто «оттиск прошлого» и не просто «носитель информации», память - не просто «фоновые и активные программы подсознания» - она еще и окно в иные времена, пространства и измерения… Память – это поле для сотворения и творец в одно и то же время…

Большинство ваших ученых воспринимают ФАКТ – модель, конструкцию, опыт, который можно воспроизвести при соблюдении определенных условий. Они способны чувствовать ЗНАНИЕ как реальность законов и соотношений, но в большинстве своем не способны чувствовать ЖИЗНЬ, частью которой является проявленное в то или иное время знание. Это прерогатива мистиков, поэтов, музыкантов, живописцев. Математики и физики видят завораживающий танец виртуальных символов, но далеко не всегда могут понять их глубинный скрытый смысл…

ПАМЯТЬ – тоже своего рода символ:  она значительно больше, выше, глубже и шире того, что вы о ней знаете. Это особая реальность, хранящая в себе не только коллективное и личностное прошлое и настоящее, но и то, ЧЕГО НЕ БЫЛО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, то есть то, что вы называете архетипами, мифами и легендами .

Более того, память хранит в себе в символической форме знание о целых мирах и вселенных, которых не существовало в известной истории человечества на известной ему Земле, но которые МОГЛИ БЫ существовать при определенных условиях…

Память способна не только «почувствовать», «увидеть», но и ВОПЛОТИТЬ в себе будущее. Здесь человек может встретить себя прошлого и обучать себя будущего…

Память – эта загадочная и удивительная страна внутреннего пространства-времени человека и человечества – не менее реальна, чем его жизнь в физическом мире.

Никакая схема не в состоянии охватить всю сложность и богатство происходящих в памяти процессов, поэтому приходится ограничиваться в высшей степени условным их моделированием.

Время здесь может быть представлено тремя взаимопересекающимися сферами – прошлым, настоящим и будущим, движущимися в потоке Бытия. Прошлое условно  обозначим красным цветом, настоящее – зеленым, будущее – желтым.

По вертикали располагаются пространственные сферы – надсознательное, сознательное, подсознательное, которые находятся в постоянном движении, то сменяя друг друга, то периодически исчезая в поле взаимодействия, то перетекая одна в другую.

По горизонтали располагаются временные сферы – прошлое, настоящее, будущее, которые также сплетаются друг с другом, то неожиданно пересекаясь, то непредсказуемо меняясь своими местами.

Цвета мигают; каждый из них не просто включает следующий, но и становится предыдущим, и все эти цвета, меняясь местами, перетекают в другие, становясь целым спектром цвета и света, и все они движутся перед по оси времени.

Здесь можно увидеть, как сознательное периодически включает в себе зеленый цвет, открывая путь и в нижележащую, и вышестоящую сферы. Все шесть сфер частично входят друг в друга, образуя четыре линзы – особые переходные системы.

У обычного «нормального» человека все эти структуры уравновешены и взаимодействуют по определенной программе. Прошлое, настоящее и будущее неоднородны: малая их часть, более «плотная» – это личностные параметры, включенные в более «разреженные», но и более объемные коллективные. Это касается всех трех пространственных сфер: сознания, сверхсознания и подсознания.

Динамика взаимоотношений в общей системе зависит от множества факторов и имеет множество вариантов.

Например, прошлое начинает «вдвигаться» внутрь настоящего, подавляя и замещая его до полного исчезновения не только настоящего, но и будущего.

Может реализоваться и противоположный вариант – настоящее отрывается от прошлого, заменяя его смысл и содержание. В таком случае будущее может принять самые причудливые формы, никак не обусловленные прошлым.

Третий вариант состоит в полном разрыве причинно-следственных связей между настоящим и прошлым, а также между настоящим и будущим, замещая их придуманными версиями. При этом само настоящее настолько истощается, что съеживается буквально до часов или минут. Все это приводит к полной дизадаптации человека в реальной жизни.

Все эти три варианта – область «большой» психиатрии. Если же выраженность таких проявлений не доходит до крайностей, то они порождают патологических  фантазеров и мечтателей, потерявших связь с действительностью и «спрятавшихся» от нее в свои грезы…

Теперь обратимся к вертикали. Здесь можно наблюдать ту же ситуацию и с не менее тяжелыми последствиями, поскольку и сверхсознательное, и подсознательное имеют множество уровней и планов проявления – от самых «черных» до самых «светлых», бросая своих носителей то в бездны ада, то в экстатические «божественные» миры.

Очень интересна ситуация, когда человек остро ощущает свою «инаковость». Он воспринимает себя как нечто «не от мира сего», его Дом – не «здесь и сейчас», а где-то «ТАМ» - в прошлом, будущем этой или же вообще иной действительности.

Он не может жить в настоящем, реальность которого для него по тем или иным причинам неприемлема. Его неудержимо тянет в измененные состояния сознания с выходом в «иные миры», где все устроено совсем не так, как на Земле, а совершенно по-другому.

И совсем не обязательно, чтобы эти миры были «райскими» - они могут быть даже жестокими, трудными не только для жизни, но и для элементарного выживания, зато настолько насыщенными событиями, чувствами и глубокими переживаниями, что именно в этом их притягательность - в отличие от «серых» будней реальной земной жизни данного человека. В таких мирах человек чувствует себя ЖИВЫМ, и в этом их мощь и сила.

Такой человек чувствует себя на Земле гостем, пришельцем, находящемся здесь в «служебной командировке» для решения определенных задач. По оси времени он может находиться в прошлом, будущем или вообще «вне» земного летоисчсления, а по оси сознания – в «высших» или «низших» мирах.

Объясняется это сверхчувственным восприятием всех нюансов времени или следствием оживления кармических программ. Все это происходит при   сохранении памяти о тех сферах бытия, откуда он прибыл в настоящее «этой» Земли.

По горизонтали такой человек – пришелец из миров «прошлого» или «будущего» (не обязательно земных), а по вертикали он – «ангел, рухнувший с небес» или же «печальный демон – дух изгнанья», получивший право на «новую жизнь»…

Подобное восприятие себя и мира может наблюдаться с раннего детства, а может и неожиданно возникнуть в любом возрасте, вплоть до самой глубокой старости. Все без исключения мистики, независимо от того, в какой области протекает их жизнь – в творчестве, религии, эзотерике всех направлений и т.д. – люди именно с таким внутренним «компасом».

Судьба их различна. Если уход в более резонансные для них миры происходит с помощью алкоголя или наркотиков, печальный исход предрешен, хотя за свою жизнь, независимо от ее продолжительности, часть из них – как правило, очень незначительная – успевает создать великие шедевры литературы (чаще всего – поэзии) или реализовать себя в иных сферах творчества.

К таким людям относятся и так называемые «адреналиновые наркоманы», не представляющие свою жизнь без смертельного риска, и сегодня их становится все больше и больше

Но если этим «инаким» удастся понять, ЧТО с ними происходит, и обратиться к методикам тех или иных духовных школ и направлений, если удастся осознать свою инаковость как дар, а не как проклятие, то тогда судьба их может стать удивительной и светоносной, хотя и крайне редко счастливой… Такие люди – это «особый отряд эволюции», ее «разведка» и ее «исследовательский корпус»…

Есть еще одно, о чем мы еще не говорили – это «магический круг» личностного Я в центре всей структуры человека. У некоторых он не просто не замкнут, но и вращается, полностью открываясь прошлому и будущему, сверхсознательному и подсознательному. Это пророки и ясновидцы, «контактеры» и исследователи непознанного.

Может ли человек при подобных особенностях своего внутреннего пространства и времени управлять ими, развивать их и совершенствовать, или он просто марионетка, пешка в чьей-то сложной и непостижимой игре?

Ответ здесь только один: да, может; нет, не игрушка и не пешка… Это возможно в том случае, когда в него постоянно всматривается прошлое и стучится будущее, а сам он научился ВИДЕТЬ И СЛЫШАТЬ не только обыденное.

У обычного «нормального» человека сознание практически ограничено рамками настоящего и сферой разума, подчиненного договорной реальности современного ему мира.

Способность же не просто «изменять» свое сознание, но и бесконечно расширять его при одновременном умении концентрировать его в точку, если это диктуется необходимостью, означает возможность выхода не только за пределы условного настоящего – личностного и коллективного, но и за пределы сферы сознания в целом.

Основными терминами для обозначения этого трансцендентального пространства сегодня служат категории Всеобщего Поля Сознания, Единого Энергоинформационного Поля и Первичного Поля Духа. Эти понятия – не совсем одно и то же, скорее, это три мощных течения, тесно переплетающихся, неотделимых друг от друга и взаимодействующих друг с другом. Человек, имеющий опыт выхода во Всечеловеческое, Планетарное и Вселенское Сознание, никогда не спутает их.

Для «пробоя» оболочки сферы своего личностного сознания и выхода на более высокие уровни требуются большие затраты энергии и времени. Чаще всего человек, сделав самостоятельно первые шаги в этом направлении, вдруг обнаруживает, что он не столько идет сам, сколько его «подхватили» и «ведут» – это чувствуется совершенно отчетливо и безошибочно.

Разница между этими двумя способами продвижения принципиально важна: в первом случае человек – «сам себе хозяин», во втором – ученик, следующий указаниям Учителя.

Какова механика этого процесса? Схематически его можно представить таким образом: волнообразно расширяющееся сознание захватывает все шесть сфер, объединяя их в единое целое. Личностное Я при этом как бы исчезает, остается только точка самосознания – Наблюдатель («Аз есмь»), в роли которого выступает Джива-Атман – Дух живого существа.

Под давлением волн расширяющегося личностного сознания его замкнутые сферы начинают раскрываться, пересекаясь с такими же волнами, идущими навстречу от сознания высших уровней и накладываясь на них. Волны сознания здесь – носитель, а все, что на него накладывается – информация.

Сфера сознания расширяется не мгновенно, а через серию импульсов. Насколько далеко она будет расширяться, зависит в первую очередь от запроса, ставшего мотивом движения, и от качества, значимости и мощности информации, которую несут волны встречного сознания.

Вспомним, что Единое Поле Сознания распространяется тоже волнообразно, пересекая волны сознания восходящего. В точках их пересечения образуются особые устойчивые структуры, играющие роль приемников, накопителей и передатчиков информации. На этом энергоинформационном уровне нет ни сущностей, ни существ, которые пребывают в иных полях Бытия.

Здесь множество планов и уровней, до которых может расшириться сознание человека в зависимости от его устремлений, интересов и целей. При этом он оказывается в этих точках пересечения не один, поскольку встречает здесь множество искателей с подобными же намерениями и интересами, а также тех, кого заинтересовал его запрос.

Попадая в зоны мощнейших излучений Планетарного, Галактического и Вселенского Сознания, человеческое сознание неизбежно ими притягивается, при этом происходит наложение друг на друга объединенных сознаний, функционирующих в данном конкретном эгрегоре. Притяжение обусловлено их взаимным резонансом, что не исключает и воздействия Сил совершенно иной направленности.

Время в эгрегоре лишено привычного для человека содержания – прошлое, настоящее и будущее здесь объединены не по этим категориям, а по созвучию интересов, независимо от того, в каком из этих временных пределов они располагаются.

В мистическом смысле можно говорить о планетарных полях влияния «Бога» и «Дьявола», хотя уже на самых нижних уровнях видна их биполярность по эволюционному градиенту и неоднозначности конкретных проявлений, хотя в религиозных эгрегорах взаимоотношения этих полюсов абсолютно однозначны и непримиримы.

Каждый из эгрегоров уходит своими корнями в невероятно далекое прошлое, прирастает настоящим и простирается в не менее далекое будущее. У вас есть такое определение: «Человек, опередивший свое время».

Таких людей очень мало, но они были, есть и будут в каждом из времен – это люди-катализаторы, синтезаторы и интеграторы всех эволюционно значимых этапов на протяжении всей истории человечества. Они в состоянии вывести из знаний прошлого и настоящего нечто, уходящее в далекое будущее и воздействующее на него во всех будущих поколениях рода человеческого.

Земная сфера-сознание («Странник») отдельного человека, попадая в одну из этих удивительных зон Планетарного Сознания, может погрузиться в любые времена. То, что он ощущает как будущее, для эгрегора («Сверхстранника») может быть далеким прошлым.

Главная из задач, стоящая перед Странником – найти своего Старшего Брата (Учителя), принеся в дар не только самого себя и свое прошлое, но и все то, что оказалось в сфере его собственного притяжения.  Но эта тема уже не о «времени и временах», а о «жизни и жизнях».

Тут необходимо понять одно: в триединстве «Пространство-Время-Жизнь» не существует абсолютного равновесия и застывших взаимоотношений. Каждая из составляющих триады может выйти вперед, когда именно ее возможности становятся ведущими, и мгновенно уступить лидерство следующей, если приходит ее черед.

Сегодняшнее человечество значительно больше погружено в Жизнь, нежели во Время и Пространство. При этом оно, великолепно чувствуя движение научное и технологическое, перестало ощущать резонанс своего настоящего с прошлым и будущим. В такие времена на первое место выходит лозунг: «ЧТО мне до прошлого – его уже нет, и ЧТО мне до будущего – его еще нет. Мне нужно жить СЕЙЧАС, и жить как можно лучше и дольше»…

Человек редко задумывается над тем, что он с гигантской скоростью движется вокруг солнца вместе с вращающейся вокруг своей оси планетой, на которой он живет, во вращающейся галактике, которая сама кружит в метагалактике и всей Вселенной…

Он движется одновременно в электромагнитном поле Земли и в поле Общечеловеческого и Вселенского Сознания, и каждая его эмоция, мысль, намерение, действие оставляют неизгладимый след во Вселенной, становясь причинами множества следствий не только для него самого, но и для нее…

Каждый человек так же отбрасывает от себя тень прошлого на настоящее и будущее, как и его единственный Дом – планета Земля, и вся Солнечная система, и целая галактика, да и сама «Её Прекраснейшее Величество Мать-Вселенная»…

Человеку пора понять, наконец, что он есть Жизнь, несущая в себе Время и несущая себя во Времени… И он же есть Творец Своего Времени в Жизни не только своей, но и в Жизни Вселенной…

Пожалуй, на этом мы и закончим сегодняшнюю беседу. Конечно, схемы всегда условны,  а символический язык – это не язык фэнтези и фантастики, как и не язык науки и научного факта. И пусть не сказано и сотой доли того, о чем можно было сказать, зато, как мне кажется, все-таки удалось сказать самое необходимое именно для тебя, именно здесь и именно сегодня…

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии
Вы пишите: "Природа времени пока недоступна нашему пониманию ...". О времени Вы пишите с чисто субъективных, эмоциональных позиций. У меня на "Прозе.ру" есть статьи "Природа времени", "Время жизни", "Многообраэие времени", в которых раскрывается физика времени. Время длительности жизни любого объекта это поглощение - выделение энергии объектом. Ваше толкование времени применительно к жизни человека интересно для поэтического восприятия жизни.
С уважением, Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   01.05.2022 21:24     Заявить о нарушении
Благодарю. Не вижу смысла отрицать определенную "нефизическую" направленность собственных исследований. Хотя говорить в моем случае о "поэтическом", "гуманистическом", а также философском либо религиозном восприятии мироздания было бы слишком большим упрощением. Есть такое понятие "Духовная Вселенная", но даже и оно способно дать лишь самое приблизительное представление о сути столь сложнейшего феномена. Что же касается физического мироздания со всеми его законами и принципами, то оно безусловно существует, но лишь как частный случай общего.

С уважением Владимир.

Фокас Владимир   02.05.2022 10:19   Заявить о нарушении
Понятие "Духовная Вселенная" может быть и есть, но если его принять, то значит признать реальность Бога и прочие религиозные догматы. Наука давно доказала отсутствие этих реальностей. Можно сказать, что духовная вселенная это реальное духовное наследие человечества. С уважением, Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   04.05.2022 20:50   Заявить о нарушении
Виктор. Независимые учёные от Российской Академии наук доказали
существование Высшего Разума и даже указали центр управления нашей
Галактикой. Об этом есть в моих статьях.

Юрий Авдеев 2   04.07.2022 14:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.