4. Познание. Случайность и закономерность

Беседа четвертая – ПОЗНАНИЕ. СЛУЧАЙНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.

- Я много думал над вопросами, затронутыми в предыдущих беседах, и у меня складывается странное ощущение: любой тезис, любое положение, взятые по-отдельности – это одно; они же, рассматриваемые во все более и более расширяющемся контексте, не только выглядят по-другому, но и стремятся превратиться в свою противоположность.

Более того, чем более детально пытаешься постичь частное, тем более оно расплывается, «развоплощается», разбегается «во все стороны сразу», «обессмысливается» и теряется в бесконечности. Почему и как это происходит?

УЧИТЕЛЬ – все имеет свой предел, в том числе и познание через разум. Человеческий разум пределен, но лишь в том смысле, в каком он ограничен собой и своими возможностями. Само же познание пределов не имеет. Здесь вступают в силу отношения части и целого, временного и вечного – это диалектика личностного восприятия и диалектика Универсума. Не зря основными постулатами древних стали: «Человек, познай себя» и «Что вверху, то и внизу».

- Однако такое «воссоединение верха и низа в одно» не устраняет проблемы «середины»; более того, это предполагает «одноприсутственность несовместимого» и, следовательно, отрицает линейную поступательность любого развития, да и сам детерминизм как таковой.

- УЧИТЕЛЬ – ты прав. Любая линейность однонаправленна; замыкая же себя в круг, она как бы обретает «вечность, бесконечность и окончательную истину». На этом принципе построена философия буддизма, отрицающая не только эволюцию, но и жизнь, личность, Душу.

Основными положениями этой концепции становятся НИРВАНА - состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; ШУНЬЯТА, означающая отсутствие «собственной природы» не только «Я», но и всего проявленного мира; и САНСАРА - колесо перевоплощений, символизируемое змеей, кусающей собственный хвост... Бесконечно вращающееся колесо…

Такую же «ничтойность» исповедует Майвада Шанкары – «Меня, вечного, лишь частица, в мире тварей ставшая дживой»... Согласно его учению, Брахман – простое, безличное и бескачественное мировое сознание. Оно есть единая и единственная реальность, на которую каким-то образом проецируется Универсум «имен и форм» - феноменальный мир. Шанкара учил:

Брахман — истина, мир — ложь. Брахман — это высшая и единственная реальность. Он не просто един — с точки зрения высшей истины, с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии».

Противостоят им ведантизм и йога как теория и практика духовного действия. Веданта утверждает тождество Абсолюта-Брахмана с познающим его субъектом — индивидуальной Душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению. Йога же ориентирована на индивидуальное раскрытие и постижение Бытия путем осознания независимого, самосущего Духа, имеющего свой источник в самом человеке.

В Древнем Китае одним из важнейших направлений познания был даосизм. ДАО – это состояние соединения в одно целое разделенных Души и тела человека. В результате такого соединения происходит полная трансформация человеческого существа. Абсолютное «НИЧТО» уравновешивается с абсолютным «ВСЁ».

Это совершенно другой способ существования и взаимодействия с окружающим миром. При этом человек избавляется от всех противоречий, связанных с существованием в нем – холод и жара, чувство голода и печаль, болезни и смерть не властны над человеком, достигшим ДАО.

История познания в остальном мире, включая Древний Египет и Древнюю Элладу, развивалась совершенно в ином направлении: обе вселенных – человеческая и божественная - являлись для них абсолютно живыми, реальными и равновеликими, постоянно взаимодействующими друг с другом и во всем взаимосвязанными.

В любом направлении познания мира и человека в нем приходится ограничиваться каким-либо одним звеном - определенным периодом познавательного процесса, -  иначе движение «ко Всему» может превратиться в свою противоположность. Нечто подобное происходит с современным человеческим знанием и, в первую очередь, со знанием научным.

Его суммарная ёмкость настолько огромна и возрастает такими экспоненциальными темпами, что делает практически невозможным полное осмысление этого знания и управление им. Пути же узкой специализации уводят в такие глубокие «ущелья», что даже представители родственных научных направлений с трудом понимают друг друга.

Возникает чрезвычайно опасный дисбаланс между крохотными группами «знающих всё» жрецов науки (при этом зачастую не слушающих и не слышащих друг друга) и огромной массой остального человечества, не знающего ничего, кроме положенного в рамках профессионального функционирования, и большей или меньшей степени «осведомленности обо всем и ни о чем», заменяющей знание.

Власть сегодня - как и вчера, и в далеком прошлом, - есть противоречивая «сумма технологии», плохо видящая, слышащая только себя и свое ближайшее окружение и вечно опаздывающая с реагированием на изменение ситуации.

Что остается человеку «простому»? Да почти ничего… Он утрачивает все рычаги управления макросоциумом, уходит в свой «светлый круг» близких людей, строит собственные добрые миры, мечтает о «нормальной» - понятной и счастливой – жизни; при этом человек вынужден целиком принимать навязываемые ему извне правила игры… Либо, напротив, он преисполняется бессильным гневом и начинает крушить все, что ему недоступно и потому ненавистно…

Человечество переживает очень сложный этап своего развития, отчетливо понимая, что его «интернетизация» не решает главных проблем. Она скоро исчерпает свой позитивный потенциал и может, погребая под обломками надежд, с ней связанных, все «разумное, доброе, вечное», увести в бункеры виртуальной жизни.

Может произойти – и уже происходит – подмена реального знания некой  «информированностью», которая порождает иллюзию владения знанием и возможности управления его плодами… Обращение человека к «самому себе», возврат в «самого себя» – вещь в такой ситуации не только закономерная, но и неизбежная.

Наука не была бы наукой, если бы не опиралась на факт как основной элемент познания. Но там, где НЕТ ФАКТА, но ЕСТЬ ФЕНОМЕН, она либо его отрицает, либо отказывается интерпретировать, поскольку не может собрать достоверных и   экспериментально подтвержденных данных о реальном существовании того или иного феномена.

Бытие рассматривается сегодняшней наукой как единая система переходов из одного фазового состояния в другое – переходов скачкообразных, вневременных и внепространственных, объединяющих в одно целое «начало» и «конец», но не являющихся ни тем, ни другим. Это непрерывная серия «микровзрывов», аналогичных Большому Взрыву, положившему, по одной из ведущих сегодня научных версий, начало Вселенной.

С самой этой теорией происходит то же, что в свое время произошло с теорией относительности А.Эйнштейна – она все более превращается в частный случай Всеобщего и потому не может претендовать на истину в конечной инстанции.

Ученый как человек истины попадает в двойственное положение: с одной стороны, он стоик, сохраняющий верность избранной им сфере познания; с другой стороны, он интегрирован в науку, но не в познание как нечто первичное, - это интеграция в жесткую парадигму, сформированную признанными научным сообществом теориями… 

То же, по сути, происходит и в такой реальности, как коллективный разум. Для его настоящего объединения требуются «синтезаторы» и «интеграторы» – люди универсального видения и понимания, люди эпохи Нового Возрождения. При этом интеграция здесь не цель, а лишь средство для формирования разума иного типа, работающего на базе иной парадигмы. Это абсолютная закономерность и необходимость, вытекающие из принципов эволюционного процесса.

То, что плоды научного познания могут быть реализованы исключительно технологическими методами и средствами – заблуждение, которое может дорого обойтись человечеству… И здесь в первую очередь ему необходимо пересмотреть теорию «космической случайности» в пользу «космической закономерной необходимости», иначе оно не сможет ни на шаг продвинуться вперед, пока будет продолжать считать жизнь во Вселенной, самого себя и свою разумность случайно родившимися «артефактами», «причудой природы».

Это движение содержит в себе множество парадоксов. Один из них тот, что чем глобальнее, мощнее и отдаленнее от исследователя объект, процесс, суть, тем более закономерными они перед ним предстают. Чем они ближе, «мельче», «знакомее», тем более видятся как «случайные». Уходя «вверх», исследователь теряет нижележащее; углубляясь «вниз», он окончательно отрывается от «верха».

Отсюда исходит представление о том, что ничего истинней и закономерней «Неба» (Космос, галактики, звездные и планетарные системы и т.д.) для науки не существует, и тем неистиннее, «мельче», случайнее становится для нее крохотная песчинка мироздания – отдельный человек.  Но человек никогда не мог смириться с таким положением, поскольку он ЧУВСТВУЕТ свою НЕСЛУЧАЙНОСТЬ, даже если пока не может это доказать.

Первым шагом к освобождению и возвышению человека должна стать истина о его абсолютной закономерности и необходимости как Микрокосма в Макровселенной, его самоотождествление с творческим принципом Универсума.

Есть наука о познании, технология познания и психология познания, но само познание не есть ни наука, ни психология, ни технология. Это непрерывный процесс взаимодействия разнонаправленных и разнозаряженных уровней и планов Бытия.

Для человечества сегодня наука и люди науки – единственный легитимный субъект познания, истина и глашатай истины. Человек же «не от науки», не вооруженный научной методологией и ее средствами исследования, не получивший базового научного образования и не прошедший признанную научную школу, таковым не признаётся.

Каждое научное направление «лепит» человека по-своему «образу и подобию» («профессиональная деформация личности» по определению психологов), работая лишь в полосе собственных «частотных характеристик» и напрочь отсекая все прочие.

Ученик здесь усваивает сумму определенных знаний и принципов, уже апробированных и утвержденных научным сообществом. Далее, с научением  строгой дисциплине в реализации направления и методологии исследований, он утрачивает первозданную свободу мышления и свободу выбора путей дальнейшего познания.

Цель науки как человеческого социального института – дать знание, открыть знание, использовать плоды познания. Цель эволюции – обучить высшим формам мышления, над-разумным принципам и методам познания.

Первое суть форма и количество, второе – содержание и качество; первое - временно, второе – вечно; первое - «посмертный банк информации», второе - продление в сферу Высшего Разума и Высшего Познания. Здесь нет ни ученого, ни «невежественного обывателя» – есть лишь ВЕЧНЫЙ УЧЕНИК…

Можно ли отнести к категории ученых великого мыслителя? Равноценны ли надежность и узаконенная методология сегодняшней науки и еретичность, дерзновенность творческого мышления как инструмента познания? Что здесь случайно, а что закономерно? Что первично, а что вторично?

Ответ может быть только один: первично взаимодействие разума человеческого с Разумом Космическим - взаимодействие человека на путях познания им Бытия и всеобъемлющего Гнозиса. Полем для этой вечной Игры становятся «закономерные случайности» и «случайные закономерности».

Именно поэтому высшая математика есть и наука, и знание, и сложнейший инструмент познания, не имеющий жесткой привязки к обычной физической реальности. В то же время математика утверждает себя как процесс познания и отрицает себя как абстрактную науку ради науки. На противоположном полюсе точно так же обстоит дело с искусством, поэзией, музыкой, живописью.

Наука посвящает себя «факту» и «закономерности», искусство – «неслучайной случайности» и «непредсказуемой закономерности». Наука ИЗУЧАЕТ космос, человек СТАНОВИТСЯ космосом. Познание первично, наука вторична; первое – творчество и сотворение, вторая – сотворенное…

- Со всем сказанным можно легко согласиться, однако все это ничуть не уменьшает огромной сложности познания единого мира, условно поделенного на «Макро», «Микро» и «Медиа-вселенные», особенно познание человеком самого себя. Наука сегодня уже неплохо разбирается в первом и втором, но что касается третьего… Здесь по-прежнему terra incognita, территория, которая с каждой открываемой тайной становится все более неизведанной и непостижимой…

Астрофизика, космогония и космология, квантовая физика и математика сегодня имеют достаточно убедительную теоретическую и экспериментальную базу для выстраивания картины эволюции Вселенной, но и здесь ее первопричина и конец (если они действительно существуют) остаются принципиально непостижимыми… То же и относительно микромира субатомных частиц-волн («струн»?), «неизбежные странности» которого могут свести с ума не одного исследователя…

«Нельзя объять необъятное» - утверждает здравый смысл. «Можно! – утверждает наука, - если «обнимающий» столь же необъятен, как и «обнимаемое»… Еще Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!..» Но мы не можем отрицать трансцендентальность Бытия, и это возвращает нас в до-научную эпоху умозрительных построений картины мира, возвращает к вечным неразрешимым вопросам…

Конечна или бесконечна эволюция? Вытекает ли каждый ее этап из предшествующего ему? Рождается ли закономерность только при некотором пороговом значении суммы случайностей? Необходим ли для этого перебор мириадов вариантов живого и неживого? Где ЗАКОН переходит в эксперимент?

Соответствуют ли закономерности мира физического закономерностям мира живого и разумного? Полностью ли «продуман» каждый из этапов эволюции либо «по ходу действия» идет его постоянная корректировка, «пересотворение» и «досотворение»? Закономерен ли переход от одного этапа к следующему или он случайность, порожденная суммой предыдущих случайностей?

Означает ли завершение очередного этапа эволюции безусловную его «смерть» или предыдущий продолжает себя в последующем в ином качестве, сути, истине? И если мы говорим о «реализованном» этапе, то ЧТО реализуется? То, что было «задумано» или то, что родилось в ходе «свободного эксперимента»?

Одинаковы ли принципы эволюции живого и неживого? Имеем ли мы право переносить физические законы и закономерности в миры жизни, разума, Души, Духа?

И, наконец, если мы обладаем пониманием категорий  вечности, бесконечности, всеобщей жизни, множественной реальности и вероятностной Вселенной, то каково место в них конечности, частичности, определенности, временности, линейности и детерминированной однозначности нашего существования?

КАК нам ориентироваться в мире, в котором мы представлены как «линейная функция» - рождение, развитие, поддержание, распад, смерть, - в то время как сам мир представляет собой многомерность, многовариантность, непрерывный переход из одной формы и качества в другие?

КАК мы, будучи смертными как биологические особи и «частично» смертными как биологический разумный вид, можем включиться в процесс непрерывной эволюции, в жизнь без смерти - жизнь после жизни, жизнь вне смерти? Есть ли не личностное бессмертие, поскольку это для нас не только недостижимо, но и неразумно, а что-то «над» и «вне» личностное?

Случайны ли мы, люди, или закономерны? Имеем ли мы будущее? «Законорожденные» ли мы дети Вселенной или ее «пасынки», взявшиеся ниоткуда, бредущие в никуда и не ведающие, зачем? Или даже «паразиты на теле Земли», «вирусная патология», как любят называть человечество сегодня очень многие?

И если прошлого УЖЕ нет, а будущего ЕЩЕ нет, то куда вообще можно двигаться? И о каком…

УЧИТЕЛЬ – Подожди, подожди… Я вынужден прервать тебя, иначе мне придется отвечать на твои вопросы до скончания времен… Ответы на них, безусловно, есть, однако каждый должен искать эти ответы САМ. Это – одна из особенностей разумной жизни, подобной вашей. Каждое индивидуальное сознание отражает реалии Универсума ПО-СВОЕМУ, задает ему СВОИ вопросы и САМ же определяет пути их решения.

Человечество есть множество, не равное его количественному самоотождествлению. Такая организация коллективного познания, как у вас, представляет гигантские возможности КАЖДОМУ, кто ХОЧЕТ ЗНАТЬ. Это показатель юной и быстро развивающейся формы разумной жизни.

Эволюционный процесс не может быть одним сплошным выигрышем, поскольку в его процессе нередко приходится жертвовать одним ради обретения другого. Ваши представления о так называемых «высших формах жизни» во многом наивны и неверны сущностно, потому что при их конструировании вы можете опираться лишь на то, что вам известно, оставляя неизвестное за скобками.

Вы постоянно путаетесь в категориях частного, общего и всеобщего, у вас пока нет представления о гармоничном переходе от одного к другому, поэтому переход части к общему и всеобщему происходит столь мучительно, хотя на самом деле это целостное всеобщее УЖЕ существует как синтез и интеграция всего человеческого и над-человеческого опыта познания и накопленного знания.

На твои вопросы может быть дан и один-единственный ответ, и бесконечное их  множество, поэтому неважно, с какого из них начинать. Можно начать с вопроса о времени, точнее, о прошлом, поскольку о самом времени мы будем говорить отдельно. Но вначале определимся в терминах закономерности и случайности.

Еще со времен античности закономерность соотносилась с порядком, необходимостью, т.е. с тем, что можно предсказать, а случайность рассматривалась как отклонение от порядка, погружение в хаос.

Иными словами, механизм, определяющий существование закономерности, опирается на причинно-следственные связи, которые являются ключевым фактором всех событий и явлений. Причина порождает следствие, а следствие является новой доминантой до тех пор, пока не приобретает качество причины для следующего этапа.

Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности систем, процессов, событий и что закономерно должно произойти в главном именно так, а не иначе.

Случайность — это то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом. Это то, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Вообще говоря, взаимосвязь между необходимостью и случайностью коренится в самом процессе развития систем и связана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этого процесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или иной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшего развития.

Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем является случайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, для осуществления которой имеются в наличии необходимые условия.

По отношению к этим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой, хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностей в действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развития - и так до бесконечности.

В таком представлении процесса развития одновременно происходит и превращение случайности в закономерную необходимость, и проявление закономерной необходимости сквозь массу случайностей.

Теперь перейдем к прошлому. «Существует ли прошлое, если его уже нет?» Некорректна сама постановка вопроса. В сегодняшнем дне, для которого и существует «вчера», т.е. прошлое, изменились соотношения и взаимосвязи на всех планах и уровнях не только базисной реальности, но и реальности вероятностной.

То, что вы именуете ВРЕМЕНЕМ и то, что есть ПОТОК БЫТИЯ – разные вещи. Говоря о личном прошлом, мы можем определить его как органичное присутствие в человеке живой и гибкой личностной структуры, из которой «убрано» все, что можно интерпретировать как случайность. Благодаря этому то, что произошло с человеком в прошлом, он видит как закономерность.

Более того, личностное прошлое не есть застывшая раз и навсегда реальность прожитого. В разных эмоциональных состояниях человек вспоминает совершенно разные события и по-разному заново их проживает. Таким образом, прошлое становится одним в позитивном эмоциональном состоянии и совершенно другим, когда он пребывает в состоянии негативном.

Это говорит о том, что прошлое способно быть как «высветлено», так и «зачернено», т.е. собственное прошлое можно трансформировать как в одну, так и другую сторону.

- Тогда существует ли будущее как закономерная реальность? Ведь его еще нет, и мы всегда живем в прошлом по отношению к будущему?..

УЧИТЕЛЬ – снова некорректно! Прошлое из мириадов «случайностей» формирует закономерное настоящее. Каждое мгновение поток неопределимых случайностей проецируется в тонкую структуру бытия, порождая не один, а множество его ликов.

Интеграция этих «возможных будущих» в базовую реальность происходит по конкурентному признаку – от менее вероятного к более вероятному. Можно ли управлять этим процессом? Безусловно. Но здесь есть свои тонкости.

Вероятным является большинство наших знаний, в том числе и о себе, и большинство наших практических действий строится на этом вероятном знании. Поэтому исследование законов, по которым формируется, подтверждается и оспаривается вероятное знание,—задача не менее серьезная, чем исследование законов, по которым формируется знание достоверное.

Вероятность и вера – понятия, исходящие из одного корня. Вера есть принятие чего-либо за истину. Она не нуждается в необходимом подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не может претендовать на объективную значимость.

В то же время вера означает способность доверять. Это своего рода нравственная сила, которая предполагает душевную стойкость. Вера – основа доверия. Оправданием этой веры является только чувство великой ценности чего-либо или кого-либо для данной личности.

Вера всегда есть риск, поскольку это чувство может ошибаться. Она по своей сути всегда “слепа”, ибо та вера, которая имеет надежное обоснование и объективную гарантию – вера не настоящая, поскольку в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить.

Вера и доверие есть в своем роде высшее испытание нравственной силы, подлинный критерий единства во всех наиболее глубоких отношениях человека с человеком.

Закономерность же несет в себе понятие закона. Закон –  это то, что отображает существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь, отношения между объектами, явлениями разного рода, их формами, свойствами, процессами, состояниями и функциями.

Человек, осознавший свое прошлое и сознательно проектирующий свое будущее, может из «случайного» и «вероятного» закономерно выстроить именно тот  вариант будущего, который является для него максимально желательным. Таким образом,

БУДУЩЕЕ СУЩЕСТВУЕТ  УЖЕ СЕГОДНЯ.

Оно существует на тонком плане личностного и общественного бытия, и во многом от самого человека и общества зависит, какими методами и средствами реализовывать этот конкретный прообраз в действительность. Вы «перетекаете» в него или – при его большой мощности – само будущее «перетаскивает» вас в себя. Это достаточно известная методика, применямая для решения как простых, так и самых сложнейших задач.

Приведу элементарный пример. Допустим, у тебя возник какой-то дискомфорт, смутное ощущение потребности в чем-то. Вначале это нечто неопределенное, расплывчатое; затем на уровне подсознания идет перебор вариантов. Возникает образ пытающейся достучаться до сознания потребности. Предположим, это: «Надо срочно что-нибудь съесть», и перед твоим внутренним взором появляется аппетитный бутерброд как что-то наиболее близкое к постепенно проявляющемуся образу.

Вырабатывается первичный план действий и начинается его реализация, нередко неосознанная и почти автоматическая. Это то, что вы называете идеомоторным актом. Ты идешь в магазин и - вдруг! – покупаешь медовые пряники или конфеты. В некотором замешательстве ты говоришь себе: «Ну… Оказывается, на самом деле мне хотелось не бутерброда, а чего-то сладкого…»

Что здесь главное? Во-первых, потребность. В чем? В еде, дающей необходимую энергию для тела. Разум, приняв и проанализировав этот импульс, дает команду и организует действие: пойти в магазин, чтобы купить что-то, соответствующее данному образу. На этом его функция завершается.

В это же время «ты-тонкий» переносишься в будущее, организовав внутри себя пространственную модель ближайшего магазина, «рассматриваешь», «трогаешь» и даже «пробуешь» там все, что подходит для тебя именно сейчас, и ждешь «себя-плотного», чтобы дать ему команду: «Хочу пряников! Медовых!»

Опять-таки, почему именно пряников, да еще медовых? Да потому, что «ты тонкий», в отличие от интерпретации разумом твоей потребности, имеешь четкое понятие не просто о полезном для тебя в данный конкретный момент, но и о том, что тебе сейчас действительно необходимо.

Ты осознаешь, что для тебя важны не «пряник» или «конфеты» как таковые, а углеводы, содержащиеся в них, поскольку твоя потребность в чем-то питательном была обусловлена гипогликемией – снижением уровня сахара в крови. Думаю, что ты понял: и прошлое, и будущее не просто «время», но и всегда «что-то», «о чем-то» и «где-то».

О прошлом как памяти говорить вообще не приходится. Это один из самых главных стержней структуры личности наряду со способностью к абстрагированию, предвидению и планированию.

- Означает ли это, что все присходящее с человеком абсолютно закономерно и что для случайности нет места? Все предопределяется заранее?

- УЧИТЕЛЬ – Ни в коем случае. Любая закономерность есть следствие непрерывно организовывающегося потока случайностей, т.е. единственный источник всех закономерностей – неопределенность, хаос. Известное вам броуновское движение – пляска случайностей, но приложите к нему силу – например, тепло или электрический ток – либо измените качество и количество приложенной силы, и мгновенно начнут проявлять себя закономерности.

Расположение частиц металлической пыли - случайность; приложите к ним действие магнита, и вы получите закономерное распределение этих частиц по силовым линиям. Все зависит от характера и мощности сил, воздействующих на «случайные» структуры.

Труднее приложить к «человеку-огню» силу «воды» или к «человеку-воздуху» силу «земли» - неправильно выбранная сила дает эффект, противоположный ожидаемому. А если человек  - «опилки», «пыль и прах» или «опавшие листья»? На него воздействует великое множество сил, но поскольку он «не определен», не структурирован, не организован и не ориентирован, то и жизнь, и судьба его будут непредсказуемыми, случайными и хаотичными. Тогда и получается, что «листьям осенним подобна судьба человеков»…

В то же время нет как жесткого предопределения, полной и абсолютной подчиненности любой из сил, так и «Промысла Божьего» в жизни случайного – неопределенного и хаотичного – человека.

НЕТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ, НО ЕСТЬ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ.

Предрасположенность есть синтез наследственных, кармических и заложенных воспитанием личностных структур. Человек не может «от рождения» принадлежать злу или добру. Он не может быть запрограммирован изначально на служение чему бы то ни было – это полностью лишило бы его свободы выбора, превратило бы захватывающую игру сил и возможностей в тупое рабское подчинение. Но предрасположенность к тому или другому варианту развития личности и событий, с ней происходящих, в нем уже заложена.

Закономерна игра случайностей, возможностей и вероятностей, потоков сил, их форм, направленности и сути, но столь же закономерна и свобода трансформации всего этого в необходимом для самого человека направлении, его самоформирование и  продвижение по свободно избранному им самим пути.  Тем самым он становится управителем собственной судьбы.

Все зависит от того, ЧЕМ и КЕМ ты себя ощущаешь – частицей в потоке или самим потоком, силой или рабом сил; насколько точно и полно ты можешь определить природу этих сил и свое с ними сродство, от того, сможешь ли ты вычлениться из этого потока и самому стать одной из сил, им управляющих.

Здесь уже все закономерно и неслучайно, и именно здесь нужно очень тонко ощущать проявление «Божьего Промысла» и «Милости Божией», Его одобрение или, напротив, неприятие того, что и как ты делаешь, что выбираешь. Это очень важный момент, и его игнорирование может привести к очень тяжелым последствиям – ЗАКОНОМЕРНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ.

Здесь главный голос, к которому необходимо прислушиваться – голос твоей Души, которая обладает тончайшим чувствованием всего истинного и глубочайшим неприятием всего неистинного, неправильного.

Происходит следующий выбор: остаться ли «малой» силой в составе силы «большой», взять ли под контроль поток, под воздействием которого ты «плывешь», или попробовать создать из него что-нибудь свое. Это будет уже твой собственный промысел и одновременно «Промысел Божий», если на то будет Милость Его.

При таком выборе нужно уметь очень тонко чувствовать все нюансы происходящего, определиться во «времени и месте», вернее, уместности выхода из потока, твоей способности и возможности управлять его течением. Здесь надо начинать со следующего:

- Научиться видеть в массе случайностей ту единственную закономерность, которая касается непосредственно тебя, понять, что это именно твой - и только твой -  вариант выбора своей дальнейшей судьбы.

- Суметь выбраться из общего потока, определившись в его истоке, векторе движения и исходе, встать над ним и смочь увидеть родственные и еще более мощные потоки, идущие в желательном для тебя направлении.

- Обрести реализационную силу, право на «малое сотворение» и пространство для этого сотворения.

- Осознать все, происходившее с тобой в прошлом, и безошибочно увидеть тот или иной вариант будущего и пути, ведущие в каждый из этих вариантов.

- Научиться действовать, непрерывно корректируя собственные шаги в запланированном направлении, но не теряя при этом из виду свою конечную цель.

Еще необходимо отучиться расстраиваться и впадать в «тихий ужас», если что-то идет не так, как представлялось в начале движения – человек еще слишком юн и неумел, чтобы не только «предполагать», но и «располагать». Это прерогатива более высоких Сил, которым он доверился и которые доверились ему. Остальное увидится в процессе движения.

- Как же тогда относиться к классической теории вероятностей? Применима ли она к такой сложной категории, как человеческая судьба?

УЧИТЕЛЬ – Это раздел математики, по вероятностям одних случайных событий находящий вероятности других событий, связанных каким-либо образом с первыми, а также изучающий случайные величины и случайные процессы.

Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов.

Теория игр изучает математические модели принятия решений. Обе теории имеют дело прежде всего со статистикой, оперирующей большими числами, произвольно отобранными для анализа.

В сфере живого и разумного закономерность и случайность подчинены более сложным законам взаимодействия. Человек не является «застывшей реальностью», напротив, эта реальность имеет множество степеней свободы и непрерывно видоизменяется, переформируясь в соответствии с новыми факторами, постоянно привходящими в его жизнь, ибо человек – это живая разумная система в составе множества все более усложняющихся сверхсистем, также находящихся в непрерывном движении и трансформации.

Давай подумаем, какова была вероятность рождения именно тебя? Не просто статистическая вероятность рождения ребенка у твоих родителей, а именно тебя как конкретного уникального человека? Тебя как реализованной необходимости в потоке огромного количества временнЫх, географических, биологических, политических и социальных случайностей? Ответ: вероятность этого была бесконечно мала…

То же и с человечеством, рожденным в солнечной системе на планете Земля. Последние исследования ваших ученых показывыают, что для этого необходимо было сочетание  стольких факторов и условий, что изменение на ничтожную долю процента какого-либо одного из них уже сделало бы это событие невозможным. Наверное, многое в нашей Вселенной смотрит на человечество изумленными глазами и качает головой (если она у этого «многого» есть): «Такого не может быть, но оно есть!..»

Можно пойти дальше и утверждать, что «улыбка мироздания», породившего земное человечество, столь же закономерна, как и светлая улыбка матери, подарившей этому мирозданию своего ребенка… В этой улыбке радость, безмерное удивление и трепет перед ЧУДОМ, появившимся на свет…

Это очень хорошо понимают люди верующие, преклоняющие колени перед Создателем и Творцом в благодарность за полученную жизнь, и недаром большинство религий так сурово осуждает не только убийство, противное самой сути веры, но и самоубийство как отвержение великого Дара – ЖИЗНИ, рожденной в муках…

Понимают это и современные писатели-фантасты, и психологи, и философы, и большинство ученых. Не понимают или не хотят понимать лишь те, для кого все «постигутое», «понятое», «достоверно подтвержденное» - неопровержимая истина в последней инстанции, в то время как это – лишь очередная ступень, изолированная часть целого, но не само целое. Высшим же Силам и Законам совершенно безразлично, признают их люди или нет – они просто делают свое дело…

Но вернемся к рождению человека. Ты УЖЕ ЕСТЬ, - это закономерность. Тебя могло бы и не быть, и это тоже было бы закономерно. В каком-то предельном смысле, твое рождение как человека абсолютно закономерно, а вот становление тебя как единственной в своем роде личности – лишь неповторимая реализация этой закономерности.

Личность, сложившаяся в условиях одной социальной системы, может радикально трансформироваться под влиянием другой. Священник может «перепрофилироваться» в бизнесмена, ученый – в священника, профессиональный военный – в мирного учителя, а «пожизненный зэк» - принять монашество… Здесь можно говорить о Воле Божьей, реализованной через волю самого человека.

Попытка оценивать свое прошлое всегда в чем-то условна. Оно изжило себя, пройдя через настоящее и став будущим. В прошлом тебя как главного действующего лица, «параллельного» тебе-настоящему, уже нет, нет и тех условий, которые породили те или иные прошлые события. Бессмысленно гадать, «что было бы, если…».

А вот подумать, ПОЧЕМУ случилось то или другое событие, понять причины и проявить взаимосвязи, приведшие именно к такому настоящему, в каком ты обретаешься ныне, очень важно. Ты сможешь уяснить, мог бы ты стать иным и жить в иной ситуации, чем сейчас, и тебе станет понятно, что вся твоя жизнь до сегодняшнего дня была лишь прологом к жизни нынешней, а она в свою очередь – пролог к жизни будущей, независимо от того, двадцать тебе лет или шестьдесят…

С этого шага начинается долгий и трудный путь САМОПОЗНАНИЯ, и, следовательно, ПОЗНАНИЯ ЖИЗНИ В ЦЕЛОМ, МИРА В ЦЕЛОМ… Ты очень скоро откроешь в сути собственного прошлого, как неотъемлемой части прошлого общечеловеческого, особо закрытые, «запечатанные» образования, сотканные из «предслучайностей», «предзакономерностей» и «предвозможностей» - комплексов тонких причин и следствий.

Они вне-реальны, над-реальны – они суть неорганизованная, непроявленная субкритическая масса причин, еще не ставших следствиями, но оказавших
сверх-тонкое влияние на твою судьбу и жизнь. На своем пути все живое, и человек в первую очередь, постоянно соприкасается с такими «над-реальными минами» на любом плане Универсума – физическом, витальном, ментальном, психическом и духовном.

Даже слабое касание, даже отдаленное родство, даже твое подсознательное «да» или «нет» проявляют и приводят их в действие. И это – только начало… Реальность условная переходит в действительность, а «вне-реальное» прошлое через реальное настоящее приводит тебя в совместное вероятностное будущее.

Есть и еще более сложные процессы, в которых человек может принять – и принимает! – участие, однако пока говорить об этом преждевременно. Достаточно помнить, что случайность, закономерность и причинно-следственная связь не так просты, как это может показаться при поверхностном рассмотрении.

- Следует ли из этого, что пары случайность-закономерность, закономерность-вероятность, причина-следствие лежат в основе любого развития? Причем «лежат» так, что мы видим лишь малую их часть, те их проявления, которые мы расцениваем как борьбу противоположностей, в которой не может быть ни победителя, ни побежденного? Верно ли утверждение, что главным фактором развития является борьба за существование?

УЧИТЕЛЬ – неверно в принципе. Здесь частная истина пытается выдать себя за всеобщую. Все зависит от того, ЧТО принимать за развитие, ЧТО подразумевать под существованием, и от того, ЧТО развивается, эволюционирует. Это положение верно для до-разумных этапов жизни с их жестокой конкуренцией.

Если же быть максимально точным, то о жестокости здесь говорить не следует, поскольку этот критерий лежит в сфере моральных оценок и появляется лишь на этапе развития разума и социума. На до-разумных этапах развития жизни существует лишь понятие эволюционной целесообразности.

В этом поле эволюция идет достаточно быстро, но лишь до определенного уровня. Выстраивается единая экологическая система со своей иерархией, причем в ней сосуществуют не только конкурирующие, но и симбиотические, и композитные связи.

Природе не присущи моральные оценки, и так ужасающая вас (но тем не менее широко используемая вами) «пищевая цепочка» с непрерывным пожиранием одних видов живых существ другими, жизнь, построенная на смерти, на самом деле представляет собой изумительно тонкую, до мелочей продуманную и безошибочно действующую сверхсистему энергетического обмена, объемлющую всю биосферу.

По ходу развития конкурируют уже не отдельные виды, а крупные симбиотические объединения; проблема выживания любой ценой сменяется задачей эволюции тех систем, которые оказываются наиболее гибкими, максимально приспособленными и поэтому наиболее перспективными.

- Однако вся человеческая история есть именно жестокая борьба за выживание сильнейших – сначала это была борьба с природой, а по мере развития – друг с другом. На сегодняшнем этапе эволюции отрицает ли это нашу разумность?

УЧИТЕЛЬ – у вас, людей, есть одна досадная особенность – не видеть очевидного. Нет ничего, что было бы способно к мгновенной трансформации – даже штаммам вирусов нужно время, чтобы адаптироваться к изменившимся условиям.

Так же нет ничего, что не оставляло бы в настоящем значительную часть прошлого. «Квантование» и «фазовый переход», о которых вы сегодня так любите говорить к месту и не к месту – реальность прежде всего субатомного уровня, на макроуровне же действие происходит по другим законам. То, что для макромира мгновение, для того же мезона – целая эпоха.

То же и с вашей разумностью. Она еще далеко не разум. Между борьбой за выживание и разумным сотрудничеством лежит огромная зона борьбы в информационной сфере (идеология), сферах ментальной (идеи), технологической (прогресс средств нападения и защиты), экономической (сферы влияния), когнитивной (познавательной) и духовной (конкурирующие между собой религии и религиозные системы).

Все это - более «мягкие», но отнюдь не утратившие своей сути войны, направленные на достижение той или иной политической или государственной
системой своего господства над остальными.

Вы верно понимаете необходимость существования иерархий разного рода, но абсолютно неправильно выстроили систему идеалов, ценностей и приоритетов. На истинно разумном уровне нет и быть не может ничего подобного. Если продолжают вестись войны – неважно, «горячие» они или «холодные», - это значит, что вы, как будто обладающая разумом раса, еще не оторвались от своих животных истоков.

У эволюции для таких ситуаций есть жестокое, но единственно верное решение – создание реальной угрозы всей расе в целом, а то и угрозы для всей планетарной жизни. Лишь такое сильнодействующее лекарство может сегодня сплотить все истинно разумные силы, которыми обладает раса, и выработать единую стратегию и тактику во имя ее жизни.

Не борьба, а сотрудничество, не господство, а равноправие, не горизонтальная экспансия, а восхождение с выходом за пределы собственного биологического прошлого – вот высшая истина эволюции разума. Ее цель – не абсолютно совершенный,лишенный «разнонаправленности» и стремления к развитию «мир Добра и Света», а непрерывно развивающаяся и бесконечно совершенствующаяся структура со сменой форм и их содержания.

То же и с отдельным человеком. Его низшая природа постоянно борется с высшей. Это естественный путь личностной эволюции. Иное дело, что «высшее» может быть слабо развито или принимать извращенные формы, например, сурового аскетизма в ущерб жизненности или «тирании добром», и тогда человек становится полем боя «всех против всех», или же одна из его составляющих подавляет все остальные.

Разум здесь – не исключение. Он может стать как величайшим тираном, так и бессловесным рабом. Никакого эволюционного движения при подобном развитии нет и быть не может.

Может быть и иное: человек становится ареной столкновения универсальных Сил разной направленности. Победа одной из них обусловливает его мощную и стремительную эволюцию, ведущую либо к запредельному взлету, либо к катастрофическому падению. Примеров таких судеб можно привести множество. И далеко не всегда то, что представляется вам как «Силы Добра», ими является на самом деле – опять-таки, «благими намерениями вымощена дорога в ад», как вы с горечью констатируете подобный исход.

- У Шри Ауробиндо есть положение о мирах, пребывающих на вершине своей эволюции. Там уже нет места разрушению и смерти, есть лишь движение к все более растущему совершенству. Значит ли это, что у них нет ни обновления, ни нового сотворения?

УЧИТЕЛЬ – это очень и очень сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. На начальных стадиях развития жизни, на ее планетарном этапе, используется механизм жесткой конкуренции видов, принцип непрерывного их количественного воспроизведения в ущерб качеству, максимально быстрая смена поколений живого через циклы рождение-смерть.

С реализацией ментального принципа эти положения начинают себя изживать, зато появляется новый мощнейший фактор – наука и технологии. Это позволяет подойти к святая святых природы – управляемому воспроизводству. Пока для вас смерть – естественный и надежный механизм обновления формы.

Вторым фактором выступает механизм изменения содержания в виде улучшения качества и продолжительности жизни, суммы знаний, смены парадигм мышления.

Третьим фактором становится регулирование баланса между потребностями и возможностями в общепланетарном масштабе, в том числе и регулирование количества населения.

Основным двигателем эволюции на ранних этапах всегда является несовершенство, дисгармония, неправильность. Осознание их дает импульс к движению и определяет его вектор.

Уже сегодня вы начинаете серьезно задумываться о победе над смертью, но совершенно не представляете себе не столько то, «как это сделать», сколько «что будет потом». Смерть – абсолютная необходимость биологической жизни, освободиться от нее означает перестать быть биологической системой.

ЧТОБЫ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ВАМ НАДО ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ-ЖИВОТНЫМ».

И дело здесь не только в вашей смертности, но и в целом ряде ограничений, накладываемых вашей подчиненностью законам биологической (читай – животной) жизни. Конечно, до определенной степени вы можете улучшить качество своего земного бытия, но чтобы выйти на новый уровень существования, вам придется трансцендировать эти законы.

«Рай на Земле», «Новый Эдем» - это предвидение нового порядка, новой формы, нового закона и новой истины. Миры же, о которых говорил Шри Ауробиндо, давно вышли за пределы низшей природы. Их обитатели продолжают себя иными способами – рождение там есть коллективный акт сотворения во имя истинно НОВОЙ ЖИЗНИ, более прекрасной, нежели есть у них сегодня. Старое не умирает, а продлевает себя в этом новом.

Для сохранения же эволюционного баланса такие высоко развитые формы жизни опекают все виды, нижестоящие на эволюционной лестнице, ни в коей мере не навязывая им собственное видение их дальнейшего развития. Это то, что Шри Ауробиндо называл общим энергетическим балансом Вселенной. Ну, и конечно же, в этих мирах поддержание жизни идет не за счет убиения и поедания своих «братьев меньших», а основана на совершенно иных принципах.

- Но ведь наряду с технологическим путем развития человечества есть еще и путь самопознания и познания мира, путь йоги и других духовных практик, путь Разума и Духа!..

УЧИТЕЛЬ – ты неправильно расставляешь акценты. Наука и технология – это путь множества, путь общего. Все те пути, которые ты имеешь в виду – это пути отдельного человека, пути части, сохранившей в себе суть целого, но избавившейся от ограничений, накладываемых этим целым. Но и здесь существует своя этапность – уйти в миры цивилизаций второго типа, миновав высший планетарный уровень, невозможно.

Для нас же важны все три составляющие: отдельный человек, человечество в целом и планетарные миры супрафизического и супраментального. Методы работы, как и решаемые задачи, на каждом из этих уровней свои, и поэтому могут казаться не совпадающими.

На самой вершине Планетарного Разума находятся высшие состояния тотальной свободы от любого проявления и ограничения - то, что в индийских Ведах обозначено как Сат-Чит-Ананда, т.е. Бытие-Сознание-Блаженство. Ниже их – миры существования универсальных Сил Бытия; еще ниже – миры Высших Существ и Сущностей.

Все проявленное и реализованное, проходя поочередно все этапы своего развития, изживает само себя, становясь иным. В первую очередь это касается человека, во вторую – человечества, в третью – науки и технологии.

Поэтому, когда ты говоришь о предельных этапах эволюции, всегда надо определиться, какую часть  этой триады ты имеешь в виду. В определенной степени ты говоришь уже не о человеке и человечестве, а о принципиально иной форме жизни. Здесь все зависит от того, ЧТО вы посчитаете ПРЕДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Кто-то останется на обновленной, исцеленной и прекрасной Земле, кто-то пойдет «выше и дальше». О технологии этих процессов мы сейчас говорить не будем – это не наша задача и не наша специализация.

Запомни лишь одно: эволюция есть всеобщее движение, организованное Единым Законом. Отдельные же ее потоки регулируются системой подзаконов, адаптированных к каждой конкретной форме жизни.

- Означает ли это, что после завершения полного эволюционного цикла эволюции все живое и неживое «растворится» в «едином слиянии» до нового Акта Сотворения, нового Большого Взрыва?

УЧИТЕЛЬ – и да, и нет. Сохраняется Сат-Чит-Ананда как Высшая Реальность, находящаяся за пределами всего, в том числе и за пределами вечности и бесконечности. Универсум же в целом не подчиняется известным вам законам. Он не рождается, не развивается, не поддерживается и не разрушается, а непрерывно создается и непрерывно трансформируется. Ваши представления о времени и цикличности космических процессов во многом ошибочны.

- Значит, нет ни Единого Замысла, ни Единого Извечного Создателя-Творца, ни единой Цели? Выходит, что Творец растет вместе со всем Сотворенным и Сотворяемым? Более того, не значит ли это, что Творец и Сотворенное есть одно и то же?

УЧИТЕЛЬ – снова и да, и нет. Каждой организованной структуре как живого, та и неживого изначально делегирована часть Единого Замысла и часть Единого Закона. Есть они и в том, что совсем недавно вам виделось как Хаос.

По мере восхождения жизни эти разрозненные части осознают себя и начинают свою самоактуализацию, одновременно сотрудничая со своими «соседями» и помогая «отстающим».

Ваши математики уже открыли, что Вселенная есть многоуровневая, многомерная и эволюционно неравновесная Сверхсистема, состоящая из различных по своей сути Космосов. Есть и великолепно просчитанная гипотеза о том, что Большой Взрыв может начаться в любой точке Вселенной на любом ее уровне и в любое время; более того, такие Микро-Взрывы происходят постоянно. Это гигантский шаг вперед.

Но здесь вы снова задираете голову к Небу, не видя Землю, по которой вы ступаете. Речь идет об эффекте Наблюдателя, особенно ясно прослеживаемого в квантовой физике. Он проявляет себя как вывод, говорящий о том, что нельзя отстраненно наблюдать за тем, что происходит во Вселенной.

Эксперименты квантовой физики ясно показывают, что, если сосредоточить взгляд на мельчайшей частице вроде электрона, ее свойства будут меняться. В результате таких экспериментов было выдвинуто предположение, что акт наблюдения, по сути, есть акт творения, и что деятельность сознания обладает созидательной силой.

Все это говорит о том,что вы не можете больше рассматривать себя как пассивных наблюдателей, не влияющих на объекты вашего наблюдения. Вы – художники и вы же – произведения искусства, как удивительно точно заметил один из ваших современных ученых.

Суть же в том, что любое присутствие, тонкое касание и вхождение в тонкую реальность бытия, любая предельная концентрация сознания на чем или ком бы то ни было изменяют эту тонкую реальность, порождая то, чего до появления человека в ней не было.

- Но это означает…

УЧИТЕЛЬ – Да, именно так. Зарождение и формирование Нового Мира, Новой Реальности, Нового Закона возможно через любого человека в любое время и на любом уровне. Человек и есть та искомая точка отсчета и начало нового Большого Взрыва, и это накладывает на вас гигантскую ответственность, поскольку:

ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ СУДЬБА ВСЕГО МИРОЗДАНИЯ.

Для Вселенной неважно, где происходит этот Взрыв – в центре звезды, на периферии какой-то из метагалактик или же в человеческом Духе, неважно, ГДЕ и В ЧЕМ реализуется творческий импульс – это важно прежде всего для вас самих, для человечества. Как говорится, ты есть то, о чем и как ты думаешь, как представляешь ту или иную вещь.

А если эта вещь – целая Вселенная?..

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии