1. Свобода и существование

БЕСЕДЫ С СОБОРНЫМ УЧИТЕЛЕМ.

«Каждая сила, каждое движение духовного, ментального, витального и физического обладает своим голосом. Услышать их может любой подготовленный человек – это первое движение собственной природы, воспринимающей саму себя как «голос», и лишь много позже начинают восприниматься голоса коллективного над- и под-сознательного и всеобщего».

(Шри Ауробиндо).

Беседа первая - СВОБОДА И СУЩЕСТВОВАНИЕ.

Человечество, как и отдельный человек, не может жить без ВОПРОСОВ. Вопросов же у него множество; есть и такие, которые задаются с начала времен, но до сих пор не имеют ответов.

ЗАЧЕМ человек приходит в мир? В ЧЕМ его предназначение и ЕСТЬ ЛИ оно? КАК ему жить? К ЧЕМУ И КУДА стремиться?

Древняя мудрость гласит: «Человек должен построить дом, посадить дерево и родить сына». Все кажется предельно простым и даже обыденным. Но изменим масштаб – не дом, а ДОМ, не дерево, а ДРЕВО, не сын, а СЫН, и тогда эти простые понятия превращаются в СИМВОЛЫ – особое отражение Великой Тайны Жизни, загадку ее Зимы, Весны, Лета и Осени,  непостижимость ее Времени и Пространства.

Случайны, условны и временны ли мы в этом Вечном Потоке или нет? Что нас ждет сегодня, завтра и послезавтра?..

Я ЧЕЛОВЕК, который живет, мыслит и, следовательно, не может не задавать свои бесконечные «детские» вопросы в надежде получить ответы на них – самостоятельно или с помощью чего-то (кого-то?) ИЗВНЕ.

Я пришел в мир, но в том не было моей воли – никто не удосужился спросить, хочу я этого или нет. Я НЕСВОБОДЕН самим фактом своего рождения - или, наоборот, мое «несвободное появление» в мире есть первый шаг к обретению пока еще неясной СВОБОДЫ, дарованной мне родителями, жизнью, Творцом Жизни?

Я СЛУЧАЕН ИЛИ ЗАКОНОМЕРЕН? МОГ ЛИ Я НЕ РОДИТЬСЯ, ЕСЛИ Я УЖЕ РОДИЛСЯ?

ЧТО я есть – продукт темной, слепой и глухой силы «материального воспроизводства жизни», следствие глубинного инстинкта природы, или в моем рождении принимали участие Силы иного порядка?

Я есть часть целого, однако это ЦЕЛОЕ, а именно ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, представляется мне условным, абстрактным и неуловимым. Точно так же для человечества – ЦЕЛОГО – я НИЧТО, крохотная частица, «малая необходимость»… Даже не необходимость – после моего ухода мое место тут же займет другая частица…

Но мне кажется, что истинная ОБЩНОСТЬ ВСЕГО СО ВСЕМ – это именно Я, крепко связанный с какой-то иной, более высокой, чистой и прекрасной ОБЩНОСТЬЮ, нежели механистическая система ОБЩЕСТВО-ГОСУДАРСТВО-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

ЧТО ЖЕ Я ЕСТЬ? Возникнув как бы «случайно и ниоткуда» на стыке вечной жизни и вечной смерти, свободен ли я хотя бы в выборе СВОЕЙ судьбы, СВОЕГО жизненного пути, СВОЕЙ актуализации и реализации? 

ЧТО более сковывает – незнание себя, непознаваемость мира или жесткая включенность в общечеловеческий механизм с его институтами силы и власти, поощрения и наказания, морально-нравственными нормами, условностями и предрассудками? С всеподавляющей и сокрушительной силой и мощью организованного БОЛЬШИНСТВА?..

Я И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – одно и то же ли это сущностно - или принципиально разное? Совпадают ли наши интересы? Где кончается совместное «биологическое проживание» и начинается осознанное служение? Ведь человек не машина, не «винтик» машины, не «ячейка государства», не «звено в единой цепи»…

Общество же и государство гораздо ближе к системе механистической, практически не рассуждающей, почти не гибкой и с трудом управляемой. То, что это одновременно и биологическая система, не столь уж и важно, ведь живет оно по законам скорее механическим, нежели природным; впрочем, главные законы для всех систем одни и те же…

Любая механистичность крайне тягостна и утомительна, воцарившись же в живой человеческой общности, она самодовлеюща и смертоносна, и чем более система развивается и самосовершенствуется, тем меньше и меньше место, отведенное в ней самому человеку…

ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В МИР?.. И КАК СВЯЗАНЫ ЭТИ ДВЕ ВЕЛИКИЕ И РАВНОРЕАЛЬНЫЕ СУТИ – ЧЕЛОВЕКА И МИРА?..

Оба этих земных понятия одновременно и абстрактны, и в то же время совершенно реальны – одно без другого не существует: есть лишь ЧЕЛОВЕК В МИРЕ И МИР В ЧЕЛОВЕКЕ… Человечество же – нечто совершенно иное. Возможно, именно поэтому мы и спрашиваем: «Зачем ЧЕЛОВЕК пришел в МИР?..», а не «Зачем ЧЕЛОВЕЧЕСТВО пришло в МИР»?..

***
ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ В МИР?.. И КАК СВЯЗАНЫ ЭТИ РАВНОВЕЛИКИЕ СУТИ – ЧЕЛОВЕК И МИР, ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?..

- Мы извечно пребываем в неуловимом текучем зыбком состоянии «СЕГОДНЯ», подсознательно ощущая бессмертность человечества, прошлое которого теряется в тумане времени, но никогда не исчезает для нас окончательно… Столь же глубинно и наше интуитивное ощущение будущего, в которое - по какому-то внутреннему убеждению  каждого из нас – обязательно должно быть продлено наше настоящее…

Нас из столетия в столетие пугают «концом света», но мы не верим. Мы упорно и мучительно пытаемся не просто «предвидеть будущее», но и «забросить» себя туда через идеи, гипотезы, чувства, поступки… Пытаемся делать это на биологическом, социальном, технологическом, культурном и даже инженерно-генетическом уровнях…

«… Человек рождается для того, чтобы стать ЧЕЛОВЕКОМ»…

Что означает это понимание? Кем же иным может родиться человек, кроме как человеком? Подобная мысль не рождается на пустом месте – ведь было что-то, придавшее ей жизненную силу, убедительность и конкретность, и мы не имеем права игнорировать горькую правду, гласящую:

«Я еще не есть ЧЕЛОВЕК, скорее, я есть часть некой условной общности, именуемой человечеством. ЧЕЛОВЕКОМ мне еще только ПРЕДСТОИТ СТАТЬ»…

Мы ищем и все никак не можем найти «переходную форму» от животного к человеку, некое промежуточное звено между доразумной и разумной природой, не желая верить в то, что мы, вчерашнее и сегодняшнее человечество, и есть эта самая «переходная зона»…

Почему так? Наверное, потому, что мы привыкли отождествлять себя с множеством, но не с единством, с разумной расой, но не с ее делегированием в каждом из нас… Наше единство условно – оно механистично, но не органично, будучи основано на естественном для нас разделении и искусственном объединении, базирующемся на насилии, принуждении, ограничении, на власти МЕНЬШИНСТВА НАД БОЛЬШИНСТВОМ.

Эта скрепляющая нас в некое «единство» по тому или иному признаку власть неистинна – она есть именно слепая, хаотичная и нерассуждающая СИЛА БОЛЬШИНСТВА, выделившая из себя эту условную власть и ставшая ВЛАСТЬЮ ПРАВЯЩЕЙ. Это власть мнимая, которой предоставлено право управления, дающее возможность держать силу в жесткой узде, но никак не право «переделать» либо «перевоспитать» данное большинство в нечто по-настоящему единое и разумное…

Истинная же – не власть, а ОБЩНОСТЬ – разумная, нравственная, культурная, историческая, духовная – идет не от общества к человеку и не от человека к обществу, а передается исключительно ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ…

Есть ЛЮДИ и люди… Одни способны ощутить и вместить эту неявную мистическую  общность, другие же остаются если и не рабами, но все-таки не более, чем поденщиками механической государственной системы - и в то же время ее тайным страхом перед вечной угрозой уничтожения этой системы бунтом своих подданных.

Разумную и свободолюбивую часть общества отлучить от рычагов власти либо «ликвидировать» трудно, но возможно. Темная же, неразвитая, бездуховная и бескультурная «масса» уничтожению не подлежит в принципе – такое еще никому и никогда в истории человечества не удавалось. «Разделяй и властвуй» как над первыми, так и над вторыми – лозунг самой жесткой и жестокой, самой хищной и властолюбивой части большинства, под какими бы прекрасными идеями и идеалами эта самая власть не устанавливалась.

Сам же человек как ЛИЧНОСТЬ при этом как бы остается в тени, пребывая в одно и то же время в двух ипостасях: как структурная единица-исполнитель и как организатор, единственно благодаря которому и через которого вершится все на этом свете. Все, что когда-либо приходило в мир, приходило только через личность. Всегда был кто-то ПЕРВЫЙ, кто порождал идею и систему идей, совершал открытия, предлагал и отвергал, объединял и разъединял, передавал и обучал, начинал и заканчивал…

Иерархия никогда не переставала быть иерархией. В любой организованной структуре всегда наличествует формальный лидер, освящающий «коллективное» решение, всегда присутствует неформальный вождь оппозиции и никогда не утихает борьба между первым и вторым за это самое лидерство. Этот жесткий биологический закон направлен на выживание вида, однако в человеческом сообществе его действие потеряло свой однозначный и недвусмысленный характер.

Что же здесь от свободы и что от принуждения? Искусственна ли иерархия как таковая или это естественное состояние всего сущего? Отрицает ли подчинение свободу? И если «свобода есть осознанная необходимость», то необходимость чего? ЧТО здесь отрицается и ЧТО утверждается?..

УЧИТЕЛЬ – Любая истина, проявленная на человеческом уровне, неизбежно двойственна, как двойственна и сама человеческая природа. Она (истина) одновременно содержит в себе и утверждение, и отрицание, противостояние которых есть залог рождения истины новой, трансцендирующей как прежнее утверждение, так и последующее отрицание.

Утверждая что-либо, мы «уплотняем», организуем, структурируем хаотичную ткань бытия, которая из «свободного» пространства переходит в условную жесткую и  навязанную ей форму.

Первичная хаотичность сохранена в ее основе как память, как возможность возвращения в прежнюю «неоформленность» либо, при осознании эффективности ограничения формой как таковой, ищет пути дальнейшего совершенствования форм, ищет более истинного и высокого воплощения.

Присмотрись к любому проявлению как к утверждению, и ты легко почувствуешь его напряженность, скованность, НЕСВОБОДУ… Ты ощутишь внутри него множество форм, родившихся когда-то, рождаемых сейчас или еще только ждущих своего рождения. Одни из них отрицают свое прошлое, другие утверждают свое будущее.

Отказ от мышления оппозициями древен, как мир. Мы должны говорить не о «единстве и борьбе противоположностей», а о трансформации противоположностей для рождения истинного единства. Не дуальность, а триединство; не двухмерность, а многомерность; не одна-две ("или - или") степени свободы, а множество; не одно-единственное поле для проявления, а их многомерная бесконечность; не обретение урезанной частичной свободы, ибо иной в планетарном мире не бывает, а осознание ДУХА СВОБОДЫ…

Все судьбы мира основаны на этом, весь процесс инволюции-эволюции базируется на этом и вся система реинкарнации стоит на этом фундаменте. Вспомни слова Иисуса:

«Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший ее ради Меня продлит ее в жизнь вечную и сбережет ее»… (Евангелие от Матфея, гл. 14).

Этот первый гениальный проблеск истины вряд ли мог быть понят учениками Иисуса, не говоря уже о тогдашнем человечестве. Непонятым осталось и следующее утверждение:

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино…» (Евангелие от Иоанна, гл. 17).

Мир многолик, и человек в нем многолик. Каждый понимает мир и картину мира по-своему. Так и эти великие слова могут служить решению разных задач: целью духовного освобождения для одних и средством построения квантово-голографической модели мира для других, но и эта цель, и это средство служат одному: постижению истины о человеке и о мире.

Мировосприятие каждого целиком зависит от уровня его разумного, культурного и духовного развития. Человек свободен в выборе путей собственной эволюции, но несвободен в Истине.

- Но разве свобода не противоречит несвободе?

УЧИТЕЛЬ – Это недопустимое упрощение. СВОБОДА есть трансцендентность. Это высшее состояние Жизни, Сознания и Духа, высшая Истина Бытия и единственная его суть. НЕСВОБОДА – это условное обозначение всех уровней мироздания от грубоматериального до сверхразумного.

Первое ощущение несвободы познается Сознанием-Духом как ограниченность в любой форме – пространственной, временной, материальной, биологической. Эта архидревняя память о свободе как единственном способе существования породила множество легенд и мифов о сотворении мира, об Эдеме и изгнании из Эдема, о перволюдях и первородном грехе.

Высшее Сознание познает свое беспредельное падение в глубину материального, свою почти абсолютную несвободу, и ищет пути освобождения – сначала в доразумном, а затем и в разумном мире. Здесь нет места случайностям, а есть пусть  и интуитивное, но абсолютно безошибочное чувство Света, направления и способа реализации. Однако только после рождения разума это движение обретает истинную силу.

Жизнь приобрела гигантский опыт на доразумном этапе, теперь ей предстоит еще одна сложнейшая задача: создание разума индивидуального, затем коллективного как суммы индивидуальных разумов и сверхразумного – надразумного - как особой нематериальной, «тонкой» общности.

Реальность последней сегодня признается далеко не всеми. Психологи говорят о бессознательном (внесознательном) либо сверхсознательном и подсознательном. Таким образом, возникает триада «подсознательное-сознательное-сверхсознательное», т.е. полнота свободы ставится в прямую зависимость от осознанности, от пребывания в ПРАВИЛЬНОМ ОСОЗНАНИИ.

Разговор о понятии «энерго-информационное поле» еще сложнее. Правомерно говорить о гипотезе, имеющей прямое отношение к материальной структуре Универсума. «Свобода» здесь рассматривается в рамках физической системы. Мы же говорим о разуме не как о физическом феномене и не как о «биологическом компьютере».

Мы говорим о разуме как о стадии существования Всеобщего Сознания, его особой специализированной форме - разуме как единстве отражения, восприятия и реагирования, как способности к абстрагированию, как способности к созданию моделей мира и «моделей этих моделей», как способности к изобретению СЛОВА – символа и особого языка символов. Иными словами, жизни было необходимо ЗЕРКАЛО, заглядывая в которое, она могла бы не просто ВИДЕТЬ себя, ОТРАЖАТЬСЯ в себе, но и осознанно ТВОРИТЬ СЕБЯ…

Необходимы были, как минимум, три степени свободы, которыми стали «живая жизнь», «живой носитель разума» - человек - с собственным внутренним «живым зеркалом». Следующим шагом стало постепенное формирование надструктуры, сверхсистемы – коллективного Планетарного Разума, являющегося живым зеркалом всех малых зеркал биосферы и ноосферы.

Так образовался первый круг освобождения, первый путь свободы и первые слова-понятия, слова-символы: «МОКША» - освобождение – в индуизме и «СПАСЕНИЕ» в христианстве… Так начался путь к освобождению.

Каждый шаг вызволял гигантские силы на этапе образования космической, а затем и планетарной жизни на стадиях геологического, биологического (витального) и разумного строительства.

Каждый последующий шаг был выше предыдущего, и каждый раз силы, высвобождавшиеся из плена, были все осознаннеее, свободнее, созидательнее и истиннее… И закончится это движение лишь тогда, когда Жизнью будет осознан путь к полному освобождению, а все силы сольются в одну Силу-Истину, Силу-Сознание.

- Следовательно, процесс высвобождения созидательных сил и есть путь к свободе и главный шаг в реализации свободы?

УЧИТЕЛЬ - Не совсем так. Несмотря на мощь и огромные возможности, эти силы остаются рабами форм, процессов и отношений. Рост силы всегда опережает способность адекватного реагирования формы, будь то человек, общество либо производство. Такое отставание может быть очень опасным.

Пример тому – производительные силы и производственные отношения. Первые могут быть безмерно велики, однако именно вторые регламентируют первые и ими распоряжаются – к сожалению, крайне неэффективно и неразумно. Последнее отнюдь не предполагает только неразумность меньшинства, использующего силы для личного блага – несвобода сил означает и несвободу общества в целом.

Контроль общества над низшими деструктивными и темными силами прежних этапов эволюции означает его зрелость, осознанность выбора, помощь отставшим в развитии, дифференцированный подход ко всем формам низших проявлений, ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ КАК СРЕДСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ, но не как самого существования, СВОБОДЫ КАК СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ, но не как самоцели, не как абсолютной свободы ради самой свободы.

- С этим вполне можно согласиться. Да, мы понимаем, что НЕСВОБОДА есть сумма зависимостей, ограничивающих человека с самого его рождения, да и жить в обществе и быть от него свободным невозможно. Однако мы декларируем такие постулаты, как демократические свободы – свободу слова, выборов, совести, свободу информации и многие другие. В конце концов, у нас есть принятая большинством цивилизованного человечества Декларация прав человека!..

УЧИТЕЛЬ - Именно ДЕКЛАРАЦИЯ! Сегодня у вас борьба за свободу превратилась в самоцель, в кровавую беспощадную войну, в которой вышестоящий свободен лишь несвободой нижестоящего, а не наоборот, как это дожно быть…

- Значит, единственно важным является процесс освобождения и состояние освобожденности, ликвидация тотальной зависимости всего от всех и всех от всего?..

УЧИТЕЛЬ – Снова неверно! Свобода – это не абсолютное «отъединение», а максимальное объединение, это процесс трансформации универсальных сил в специализированные. Свобода – не хаос и не застывшее равновесие, а разумное поступательное целенаправленное движение.

Я не свободен от ответственности – и я отрицаю ее во имя своей свободы. Я не свободен от семьи и общества – и я ухожу от них во имя своей свободы. Я не свободен от проявлений жизни – и я отстраняюсь от жизни во имя своей свободы. Наконец, моя последняя несвобода – Я САМ, и я ОТРЕКАЮСЬ от своего Я, от самого себя во имя своей свободы… Я СТАЛ НИЧЕМ!

В предельном смысле СВОБОДА есть то, чего НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ибо нет ни того, ЧТО ограничивает, ни того, ЧТО ограничивается, НЕТ СУТИ, т.е. СУЩЕСТВОВАНИЯ… Такой свободой обладало Божественное, но это стало КОНЦОМ ПУТИ, который вы продолжаете принимать за начало!..

- Пусть даже и так! Но люди всегда признавали, что, если нельзя обрести свободу «наружную», то возможно сохранить свободу «внутреннюю» как особое внутреннее состояние.

УЧИТЕЛЬ – Состояние ЧЕГО? Разума? Души? Духа, уж коли о свободе в обществе мы не говорим? Но тело – раб инстинктов, в том числе и инстинкта умирания. Оно – заложник среды, его породившей, ибо сегодня вы получаете свою жизнь лишь в обмен на последующую смерть…

Свободен ваш разум? И снова нет – он есть поле непрерывной борьбы идей, мыслей, заложник многочисленных договоренностей; он страдалец, терзаемый неудовлетворенными желаниями, ограниченностью, страхом и прочими сокрушительными чувствами и переживаниями; он слеп и глух, он не верит себе и не верит никому…

Вы несвободны нравственно, ибо ваш внутренний этический закон не выдерживает столкновения с реальностями вашего бытия… Вы ограничены одиночеством «внутри себя» и «снаружи себя», вы не защищены от витального и ментального вторжения извне; вы не можете освободиться от прошлого и поверить в будущее…

Свобода Души? Но ЧТО вы реально делаете ради ее освобождения? Душа – это вы? Или то в вас, что желает освободиться от вас?.. Разве что можно говорить о свободе Духа, но имеете ли вы полное знание о том, ЧТО есть Дух?

И, наконец, вы не можете быть свободны в связи с тотальной несвободой вашего биологического бытия как «белковой формы жизни». Это главная несвобода, все остальные – ее порождение.

Вам необходимо вернуться не к «энергиям», а к СИЛАМ – тем самым, которые высвобождаются в процессе эволюции, при этом вам необходимо точно рассчитать их баланс. Вся сложность заключается в безликости этих сил – они могут быть как созидательными, так и разрушительными.

Высвобождение сил, которые человечество не сможет «вместить» - огромная опасность, но без этого высвобождения невозможно никакое движение вообще. Свобода должна быть свободной в своих проявлениях, иначе она не является свободой.

- Прости меня, но я окончательно перестал что-либо понимать… Получается, что для рождения «высшего» необходимо освобождение «низшего», с которым к тому же нельзя бороться, поскольку это лишает его «свободы в проявлении»? Не рискуем ли мы в этом случае полной свободой как существованием?

УЧИТЕЛЬ – Да, это так… Но жизнь на данном этапе – зона неизбежного риска. Подобные «зоны» в истории человечества скорее правило, чем исключение. Вы можете склониться перед Владыкой того мира, которому поклоняетесь, признать его силу и пожертвовать свободой ради стабильности и благополучия. Но тогда завершится развитие, станет невозможной эволюция…

КТО сегодня Владыка вашего мира, понятно и без его обозначения, но это не есть истинный Владыка. Вы всегда восставали против него и будете продолжать восставать – в первую очередь потому, что инстинктивно чувствуете его неистинность и внутри, и вне себя, и здесь вы ИСТИННЫ в своем осознании этой неистинности. Следовательно, вы УЖЕ свободны в поисках своей свободы!

В миру свобода и истина слиты воедино. В определенном смысле они есть одно и то же, это разные ипостаси единого целого. ЧТО есть мир без истины, без той точки отсчета, с которой начинается порядок вещей? Но ЧТО она, истина, без свободы? Свободы нисходить в мир и искать тех, для кого она, истина, есть суть существования?

Истина не может быть несвободной, а свобода – неистинной, иначе это псевдоистина и псевдосвобода… Нет «банальных истин» - есть их банальное понимание. Нет неограниченной свободы – есть ее особое проявление на каждом из этапов эволюции. Это качество присуще и свободе, и воле, и истине, и силе, и любви, и вере… Все это – разные проявления Матери- Жизни, отраженные в природе.

Сократ в свое время сказал великие слова: «Я знаю, что ничего не знаю… Единственное, чего бы я хотел, это быть вечным учеником»… Свобода и поклонение истине открывают путь к познанию, а открытие святости жизни порождает Душу и освобождает Душу…

Познание есть ребенок свободы и истины, истинная свободная сила, которая  основа всего. Чтобы учиться творить, надо быть свободным, чтобы учиться быть истинным, надо учиться у сотворенного. Лишь в их сочетании возможно вечное единство сотворения и сотворенного…

Лишь свободный, истинный и высокий разум может обучать кого-либо, но для успеха этого он должен войти в сферу низкого, в область первичных форм жизни, увидеть в миллионах несвободных глубоко скрытую ЖАЖДУ ПОЗНАНИЯ, потребность в ОСВОБОЖДЕНИИ, интуитивное чувствование ИСТИНЫ и СИЛУ в противостоянии низшему и стремлении к высшему.

Свобода выступает здесь как вера, как воля к становлению и как истина становления. Цветок миллиарды лет учился быть цветком, дерево – деревом, птица – птицей и животное – животным, что же тогда говорить о человеке, вместившем в себя их прошлое и только открывающем свое будущее?

Ребенок истинен и потому свободен, его мир истинен, а не придуман, и то, что дается взрослому разуму с огромным трудом, для разума детского легко и естественно. Однако дайте детскому разуму полную свободу, полную вседозволенность, освободите его от ответственности, дисциплины, от необходимости обучения, и что тогда с ним будет? Разум же, отстраненный от всего, не разовьется вообще…

Поэтому требование абсолютной свободы и полной независимости бессмысленно и нереально. Столь же бессмысленно и признание полной несвободы как основы бытия. Высвобождение и освобождение – и средство, и процесс, и этап в одно и то же время. Реально и то, ЧТО высвобождается, и то, ИЗ ЧЕГО высвобождается. Здесь главное то, ЧЕМ СТАНОВИТСЯ высвобождающееся и освобожденное…

***   
- Недавно я встретился со следующим утверждением: «Там, где есть свобода, там нет и не может быть выбора, поскольку ИСТИННЫМИ могут быть ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫЕ ВЕЩИ». Как бы ты прокомментировал это?

УЧИТЕЛЬ – Это сильное и правильное утверждение, одако правильное еще не есть истинное. Я бы добавил: - лишь свободный человек способен к свободному выбору, и лишь свободный человек делает выбор в пользу истины.

Человек стремится к истине, но лишь истина борется за человека, за его достоинство, правду и честь. Лишь истина борется за несвободного человека, осознавшего свою несвободу…

ВОЗМОЖНЫМ же в вашем мире может быть ВСЁ, ибо никто в нем не владеет полной истиной. Что я могу предложить? Многое, и в первую очередь –

ВЕРУ, КРАСОТУ МИРА, СИЛУ РАЗУМА, ИСТИННОСТЬ СТРЕМЛЕНИЯ К ОСВОБОЖДЕНИЮ, ДОРОГУ ПОЗНАНИЯ, ПРАВДУ, КОТОРАЯ ТЕБЯ НЕ УНИЧТОЖИТ, А ПРИДАСТ СИЛЫ, ТВОРЧЕСТВО КАК ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ СЕБЯ И СОТВОРЕНИЯ СЕБЯ НОВОГО, БОЛЕЕ ВЫСОКОГО И БОЛЕЕ ИСТИННОГО…

Истина же… Не зря ваш философ сказал: «ИСКУССТВО ДАНО НАМ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ УМЕРЕТЬ ОТ ИСТИНЫ»… Освобождение позволяет человеку СТАТЬ САМИМ СОБОЙ, т.е. избавляет его от иллюзий, связанных с собственным Я. Это очень трудный и болезненный процесс.

Пройдя первй этап самопознания и сделав «черновой набросок себя», большинство на этом и останавливается. Здесь девизом становится утверждение-просьба: «Вот он, я, - такой, какой есть… Примите меня таким, каков я есть, полюбите меня таким, каков я есть, поймите меня - такого, каков я есть»… «Любите…», «Поймите…», «Примите…» Куда? В социальную общность? В семью? В Душу?.. И в каком качестве? Родственника? Друга? Единомышленника? Работника?..

Человек же просветленный вначале ужаснется: «ЭТО Я?..» - и сделает всё, чтобы это осознавшее себя Я сделало выбор в пользу того себя, которым оно отныне хочет стать, может стать и должно стать. Именно поэтому все начинается с: «ЭТО НЕ Я!!!», и только потом: «ДА, ЭТО Я…» Человек просветленный не станет требовать принятия себя, понимания себя и любви к себе, он предложит свою любовь: «Это я, Господи, это я…»

Это единое отрицание-утверждение есть первое осознание себя, осознание истинное, ПЕРВЫЙ ШАГ К ОСВОБОЖДЕНИЮ. Что следует дальше? Шри Ауробиндо писал:

«Невежеству не может быть дано свободное владение, даже если оно и есть в его природе. Такому уму и воле никогда не будет дана широкая и истинная свобода. Это привело бы к нарушению правильного порядка энергии, которую Дух привел в действие, и к самой невероятной путанице.

Невежественный ум вынужден подчиниться, а если сопротивляется, будет подавлен действием Универсального Закона Природы и волей Универсального Духа. Наш разум  -  наше ментальное существо - может стать учеником Школы Духа, но не ее полноправным адептом.

Истинная свобода приходит тогда, когда мы переходим от ума к разуму, от жизни разума к жизни Духа, от эго к личности, от природы к Господину Природы. Если человек хочет свободного участия в Божественной Работе как сын Божий, он должен не только отойти от ума, но и подняться собственной мыслью и волей над уровнем разумности. Лишь там он может обрести точку опоры, способную сдвинуть (но не перевернуть!..) мир своего бытия».

Именно поэтому обретение свободы «человеком биологическим», пребывающим в мире «материального», есть лишь иллюзия свободы. Это временный компромисс сил, использующих человека в своих целях, но не собирающихся предоставить ему свободу ни при каких условиях.

Ты скажешь: «Есть независимые люди, и их немало сегодня, как немало было их и вчера». Тогда я спрошу: «От ЧЕГО независимых? В ЧЕМ независимых?»

- Допустим, независимых в своих оценках и поступках, в своих суждениях, в своем выборе.

УЧИТЕЛЬ – Это снова иллюзия. Человек зависим от своих предпочтений, от уровня развития собственного разума и жестких требований разума коллективного (в данном случае социального).

Независим в поступках? ГДЕ он совершает свои поступки? В вакууме? Нет, в гуще человеческого бытия, где каждый его поступок обусловлен и зависит от установок человеческого обще-жития и где каждый его поступок, в свою очередь, неизбежно влияет на это самое обще-житие. ЧЕЛОВЕК ОТВЕТСТВЕН, и именно поэтому он обязан отвечать перед обществом за каждый свой шаг.

Истинная независимость порождает терпимость, т.е. принятие мира таким, каков он есть, без преувеличения его темных или светлых сторон. Это означает умение не просто «терпеть» его во всех его проявлениях, но и служить ему в достижении более высоких уровней его бытия, как бы трудно и даже тягостно это ни было. Еще раз: независимость есть свобода выбора ответственности.

Вспомни слова Иисуса: «О род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?».. (Еванг. от Матфея). И терпел… И делал… И поступал… И принял на Себя ответственность за него… Был ли Он независим? И да, и нет…

Нетерпимость есть невежество и слабость, а не сила. Это извращение силы. Любое неприятие порождает либо бунт, «бессмысленный и беспощадный», либо бегство, либо смерть: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов, и как один, умрем в борьбе за это»…

ЗА ЧТО – «за это»? За власть? Кого и над кем? Смерти над жизнью? Когда вы изживете это кощунственное заблуждение? Ведь еще с времен библейского Авраама Бог дал понять человеку, что Ему отвратительны человеческие жертвы, с времен Исайи – что Ему отвратительны ЛЮБЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ…

Спасенный Богом сын Авраама – это символ поколений сынов, которыми отец НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЖЕРТВОВАТЬ ВО ИМЯ ДАЖЕ САМОЙ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ!.. Истина эта до сих пор не понята и не принята родом человеческим…

Вы хотите САМО-СТОЯТЕЛЬНОСТИ… А ты видел хоть что-нибудь САМО-СТОЯЩЕЕ? Стоящее «вне всего» и «само по себе»? Даже Творец не стоит ВНЕ ВМИРА, а слит с ним, растворен в нем, несвободен от него… И если ценой ОТКАЗА ОТ ВСЕГО вам удалось создать нечто «само-стоящее», то грош цена такой само-стоятельности!..

Вот человек – он стал «само-стоятельным», он «освободил» себя от общества ценой  отказа от всего мирского… Это не свобода, это уступка силе мирского…

Вот другой человек – он «освободил» себя от нищеты, заработав множество материальных благ, но сделал это, впав в нищету Духа… Это не освобождение, а падение!..

Вот третий – он «освободил» себя от нравственных устоев и общественной морали в группе себе подобных – и попал в рабство, в полную зависимость от самой страшной и жестокой иерархии, подобия которой не существует даже в животном царстве…

Истина же понятия «само-стоятельность» заключена в императиве «СТОЯТЬ! И ВЫСТОЯТЬ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!» Это первое слово осознавшей себя СИЛЫ. Силы сознательной, свободной, реализующей себя как помощь, защита, ответственность.

Слабое вынужденно льнет к сильному, малое – к большому, жаждущее любви – к стремящемуся одарить любовью, незнание – к знанию, временное – к вечному, несвободное – к свободному…

Это изначальное движение высвобождает силы и энергии поиска, необходимые для обретения опыта на путях эволюции. И путей этих множество… Освобождаться же человек должен в первую очередь от того, что для него невыносимо, тягостно…  Большое всегда начинается с малого, и здесь надо начинать с себя - и только с себя…

- Ты говоришь убедительно, и я бы согласился со всем сказанным, если бы меня не смущали две вещи: свобода выбора и предопределение.

Мое рождение обусловлено, не мной определено - пусть даже это реинкарнационная обусловленность, но я-то ведь живу впервые! У меня не было выбора – жить или не жить, родиться или не родиться. Я несвободен ни в месте, ни во времени своего рождения, ни в выборе народа и государства, в которых мне по чьей-то воле пришлось родиться, ни в выборе своих родителей, родственников и той социальной группы, к которой они принадлежат.… Хорошо, пусть это зависело от моих «бывших Я» предыдущих воплощений, но я-то – не они!

Да и есть ли у меня вообще свобода выбора? Ведь любой выбор в нашем мире – иллюзия, набор вероятностей… Мы никогда не знаем, ЧТО последует за любым нашим движением, мыслью, поступком…

МЫ НЕ ВЫБИРАЕМ, а просто движемся по пути наиболее желанной для нас в тот или иной момент жизни вероятности… Кое-какие из них, касающиеся нас самих, мы можем просчитать, но просчитать обстоятельства мира по отношению к нам невозможно!.. Над нами с самого рождения довлеет принцип зависимости, несвободы…

УЧИТЕЛЬ – Да, у вас НЕТ свободы, но у вас ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В СВОБОДЕ и ЕСТЬ понятие ДУХА СВОБОДЫ… Начнем по порядку.

ПЕРВОЕ – если бы твой приход в мир означал несвободу, ты просто бы не родился, поскольку незачем и не для чего было бы рождаться.

ВТОРОЕ – Ты – лишь малое звено в бесконечной цепи перерождений, и сегодня ты – ЕЕ ПОСЛЕДНЕЕ ЗВЕНО в прошлом и ее ПЕРВОЕ ЗВЕНО в настоящем. Ты не можешь разорвать эту цепь, поэтому ты ОБУСЛОВЛЕН. Именно условия предыдущих существований вернули тебя в земной мир. Если бы этих условий не было, тебе незачем было бы возвращаться. Тебе дарован величайший шанс – ПРОДОЛЖИТЬ НАЧАТОЕ И НАЧАТЬ НОВОЕ. В этом и есть твоя СВОБОДА.

Ты получил возможность стать не просто «очередным звеном цепи», но и  возможность трансформировать ее в нечто новое, более высокое – не в то, что сковывает, а в то, что сплетает воедино.

ТРЕТЬЕ – неопределенность есть не отрицание свободы, а ее основа. Никому не дано дара абсолютного и исчерпывающего предвидения – ни человеку, ни Богу – такому, каким вы его понимаете, - ни Творцу, ни самому Бытию. ПОЛНОЕ ЗНАНИЕ о предстоящем пути свело бы на нет сам путь. Это означало бы прекращение великой цепи, уничтожение сотворения и творчества, исчерпание бездонного набора волшебных «случайностей», профанацию бесконечного ЧУДА ЖИЗНИ…

Жизнь превратилась бы в поступательно движущийся МЕХАНИЗМ, запрограммированный на миллиарды лет вперед. В таком мире не могло бы родиться стремление к познанию, истине, совершенству, стремление к свободе, стало бы невозможным никакое новое сотворение.

ЧЕТВЕРТОЕ – о Свободе и Духе Свободы. Снова начнем с малого.

У вас есть замечательный фильм-притча «День сурка». Его герой, обычный среднестатистический человек, каких миллиарды, неожиданно попадает в закольцованный день – замкнутую на себя реальность 24-х часов жизни. Он проживает один и тот же день снова и снова, хотя и в разных вариантах, сохраняя полную память о «дне предыдущем», тогда как для остального мира это – обычное «сегодня», следующее за обычным же «вчера».

Все его бесчисленные попытки вырваться из этого заколдованного круга ни к чему не приводят… Что бы он ни делал – вплоть до совершения «злостных правонарушений», вплоть до неоднократных попыток самоубийства, мир не желает меняться! Он не хочет двигаться дальше, в новый день!..

Остается единственный выход – изменить себя. Изменить отношение к миру, осознать свою роль в нем… И лишь после этого  изменился и сам мир – в него снова вернулось время и продолжилось движение… Это не фантастика - это жизнь… Тот, кто сможет ВСПОМНИТЬ, уже никогда не повторит сделанных ошибок. Не вспомнит – попадет в «день сурка» и будет снова и снова в него возвращаться…

24 часа… Одни сутки… Даже в этот краткий срок человек может претерпеть полное «малое перерождение», СТАТЬ ИНЫМ, обрести новую жизнь и новый смыл этой жизни… Что же тогда говорить о человеческом веке? И последующих веках?

Человек - раб времени или его неотъемлемая часть? Свобода, продленная во времени, не есть рабыня времени, и «раб Божий» - это несколько иное, чем «раб идеи», «раб страсти», «раб судьбы». Рабство – это сочетание тотальной зависимости и столь же тотальной невозможности даже представить себя – только представить! – свободным.

Мыслить, верить, надеяться, меняться самому и менять мир вокруг себя – это уже исход из рабства; даже бегство в смерть может стать освобождением, если нет иного исхода, если человек больше НЕ МОЖЕТ И НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ РАБОМ…

Ты когда-нибудь задумывался над тем, что у вас есть понятие «Дух Свободы», но нет понятия «Дух Рабства»? Есть иное – СОСТОЯНИЕ РАБСТВА, идеология рабства, унижение рабством, непереносимость рабства…

Свобода есть высочайшая истина, Дух Свободы – ее носитель, ее суть, ее жизнь, ее воля, сила и энергия. Это то, что порождает усилие и освобождается усилием. Это гарант процесса непрерывного освобождения, альфа и омега всеобщей эволюции. Это то, что входит в человека с первым вдохом и уходит с вдохом последним. Это то, что сопровождает вас в течение всей жизни… Дух Свободы многолик и вездесущ, он то, что освобождает и то, что постоянно освобождается…  Вспомни слова Иисуса:

«… И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

«… Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас».

«… Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего». 

«… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».

«… И познаете истину, и истина сделает вас свободными».

(Евангелие от Иоанна).

Дух Истины, Дух-Утешитель – это ипостаси Духа Единого, который и есть Дух Высшей Свободы - Сила-Сознание, Сила-Истина. Сила, но и Любовь, и Вера, и Надежда. Именно так пролегает путь человеческий – через рабство и поденщину к работнику, мастеру, сыну. Но только сын свободен и истинен.

Дух Свободы – это высочайший Мастер, сплав силы, умения и воли, то, что ИЗНАЧАЛЬНО присутствует в мире, жизни, в Творце и во всём, Им сотворенном… Это ОСВОБОДИТЕЛЬ, и не только Душ, пребывающих в «социальном» рабстве, но и ВСЕГО, что погружено в «сон материального». Человечество начинает осознавать это, и не случайно сегодня понимание «материи» так разительно расширилось, став единым понятием «материя-энергия».

В самом же человеке «сон» и «пробуждение» ассоциируются с «бессознательным» и «сверхсознательным». Шри Ауробиндо говорил об этом так:

"Подсознательное" и "Сверхсознательное" - это океаны, из которых и в которые течет единая Река Жизни. Говорить о себе лишь как о реинкарнирующей Душе – значит, слишком упрощать чудо нашего существования.

За всем этим стоит ЛИЧНОСТЬ, неизменная сущность, Мастер, изобретатель этого чудесного изобретения; Сущность, Дух, по воле которого все это существует – тело, разум, действия, переживания. Разум, тело, действие – лишь видимые проявления невидимой воли. Игнорировать это – значит, игнорировать весь секрет нашего бытия. Восхождение к Духу должно быть целью и оправданием существования мира, показателем его смысла и целенаправленности.

Примитивным знанием Дух был определен как нечто, глядящее на все с высоты и «тянущее» нас «вверх», прочь от всего остального существования, в то время как Дух – скрытая сущность бытия, присутствующая везде и проникающая везде…

Так мы пришли к идее космического и индивидуального бытия как к обману, иллюзии. Нашей же единственной надеждой, единственным освобождением признали бегство, угасание индивидуального космоса в нашем сознании. Так же мы создали идею Земли, где нет для нас никакой божественной перспективы, никакой высшей реализции. Наше единственное будущее – это бегство в запредельные небеса, ибо никакая высокая цель в земном существовании не может быть достигнута»…

Кавычки закрыты, но вопрос остается открытым… Прошло более полувека после написания этих горьких строк, но вы до сих пор не смогли сделать какого-то  серьезного шага, способного пролить свет на тайну вашего бытия, на тайну вашего будущего.

Современный человек отказался от рая и ада, отказался от идеи коммунизма, отрекся от старых богов и начал молиться богам новым. Не исключено, что вопрос об эволюции человека вообще не имеет ответа или имеет их множество.

Концепция коммунизма давала хоть какую-то надежду на выход из порочного круга бессчетных зависимостей, тогда как капитализм вообще не обещает ничего… «Запад» исполнен сегодня пессимизма, «Восток», частично отказавшись от старых взглядов на эволюцию рода человеческого, пока не выдвинул взамен чего-либо нового и позитивного…

Кто-то мечтает о космической экспансии, колонизации планет, покорении времени и пространства; кто-то – о приходе «золотого века» и о новом Эдеме на Земле; кто-то делает ставку на технологический путь развития, киборгизацию и виртуализацию человечества, на генную инженерию; кто-то, взяв лучшее из учений старой эры, синтезировал учение эры новой… «Хроники великой смуты» - так, наверное, озаглавит будущий летописец историю ХХ-ХХ1 в.в. Но все это еще только будет…

Что же остается человеку сегодня? Человеку, не наделенному сверхспособностями и сверхразумом, не обладающему социальной и финансовой властью, не имеющему выхода на запредельные силы «астрала»?

Жить простыми реалиями дня сегодняшнего, безропотно трудиться на благо своей семьи и общества, не бунтовать, не стремиться, не мечтать, слиться с миром и природой, погрузившись в их созерцание, освоить метафизику «недеяния», уйдя в безмятежное «здесь и сейчас», признав свободу и истину чем-то иллюзорным и непостижимым?

Посвятить свою жизнь борьбе с «наружной» несвободой или избрать путь обретения свободы «внутренней» без отчетливого понимания того, что же с ней делать потом -  здесь, на Земле или где-нибудь «вне» ее?

Смею утверждать, что ни один из великих мыслителей прошлого и настоящего не смог ответить на эти вопросы, поскольку высшие законы Бытия, законы эволюции жизни для вас пока – тайна за семью печатями. Остается одно – то, что было всегда: путь поиска, постижения, стремления, риска, мечты… ОСТАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК  В  ПОИСКАХ  СЕБЯ…

Что ждет его? Куда ведет освобождение и служение истине?

«Что может означать низший закон Бытия для высокого искателя истины и права? Что значат для него и что могут сделать для него боги этого низшего мира? Что может напугать его и привлечь его?

Элементарное и примитивное обьяснение мира, его первичных смыслов и законов не имеют для такой Души, для такого человека на вершине его эволюции никакого смысла. Он вышел за пределы юрисдикции сил Кармы, голова его духовного усилия поднята над унылой черно-белой зоной, являющейся их империей». (Шри Ауробиндо – «Перерождение и Карма»).

О чем говорят эти слова? ЧТО ЭТО - вспышка гениального озарения, прорыв в сверхреальное? Предвидение пути, но не всего, а той его части, где «голова высоко поднята»? Но что делать с остальным? Есть, над чем задуматься...

Кому принадлежит этот новый человек, куда пролегает его путь – опять на Землю? На небеса? К звездам? Или к чему-то, еще не сотворенному, но уже готовому к новому сотворению новой Земли - Земли иного мира, а не этой – беззащитной, разграбленной и больной, какой мы видим ее сегодня?

ИНОЙ ЗЕМЛИ С ИНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ НА НЕЙ?..

Но такая реальность не может быть построена по законам, известным вам сегодня – это задача дня завтрашнего. Сейчас же главное - понять, что грубая материальность Земли и Человека на Земле МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕВЗОЙДЕНА, и что МИР-ЗЕМЛЯ и МИР-ЧЕЛОВЕК смогут найти единый язык, единый закон и единую гармонию бытия, если человечество сделает это своей высшей целью.

А для этого нужно трансформировать прежнего человека в человека нового, и работа эта и есть то главное, во имя чего и призваны человеком на сегодняшнюю Землю Дух Истины и Дух Свободы…

На сегодня разговор закончен. Если вы сможете понять основное, но не удовлетворитесь этим, если будете спорить, спрашивать и искать ответы на свои «вечные вопросы», если сделаете первый шаг на этом пути – ПУТИ К СЕБЕ – то ЧЕЛОВЕК НЕ БЕЗНАДЕЖЕН… До новой встречи!..

***

Иллюстрация из Интернета


Рецензии