Весточка от Ивана Грозного
Это сколько же судеб надо было связать собой, чтобы в конце цепочки оказаться в моих руках? Вот он – изувеченный и таинственный – приковывает меня к исторической череде лиц и событий и мне даже чудится, что на медно-серебряных его выпуклостях и гранях накопилась не только патина, но и звуки набатного и лоскутного Московского государства. Когда и с кем «Терновый венец» пришел в Дикое Поле? Государев ли родственник его принес в Верхососенск, или явился он на пеньковом гайтане поверх рваной рубахи у бродячего ярыжки? Думается мне, что крест готов рассказать свою четырехсотпятидесятилетнюю историю, стоит лишь пристальнее заняться его судьбой.
И вот его нынешнее краткое описание.
Медный крест-тельник «Терновый венец», предположительно 1557 год, серия «Голгофа». Изготовлены для царицы Анастасии Романовой. На лицевой стороне изображены по лучам слова «Iсус»,«Христос», «ИНЦI», « МЛ». На обратной стороне приведены слова Евангелия на церковнославянском языке : «И сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали в правую руку трость: и становились перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь иудейский (Мф. 27.29).
Крест имеет исключительную культурную ценность. Предположительно, он появился на Верхососенске вместе с первыми ее жителями, среди которых были москвичи, близкие ко двору Романовых.
Первые кресты «Терновый венец» появились на православных иконах. Среди них – икона «Прославление венца», Х!! век (Третьяковская галерея).
Крест отражает слова Евангелия : «И одели его в багряницу, И, сплетши терновый венец, возложили на Него (Марк. 15.17)
Но подарок веков снова сокрывается от исследователя. Ныне у креста иной хозяин и вполне возможно, что с моей ладони это чудо опять на долгие годы укроется в небытии. Вспыхнувши капельками Христовой крови, «Терновый венец» не подвластен воле человеческой. Но он не гаснет. Кажется мне, что крест уходит в иную тьму, чтобы в свое время озарить и ее.
г. Бирюч.
Свидетельство о публикации №216070300773