Заброшенный дом на окраине деревни

        Первой заботой артельщиков, после долгой зимы,  было -поспеть к началу судоходного сезона на Волге. К той поре хозяева барж и богатые торговцы нанимали бурлаков для доставки грузов из низовий реки к более отдаленным северным городам и посёлкам на её берегах . Тот, кто первым успевал доставить товары – срывал самый большой куш. Поэтому в бурлаки брали самых сильных и здоровых мужиков, кого попало -не брали! Зачастую мастеровые целыми артелями нанимались. Ведь платили и кормили очень хорошо, главное – чтобы в указанный срок дотащили гружёную товарами баржу, а если успевали раньше срока – то бочонок вина на всю артель, по  обычаю, хозяин товара должен выставлять. Пароходы в то время уже появились, но было их мало и  дорого стоило пользоваться их услугами, как транспорта. Бурлаки обходились намного дешевле… На такую работу всегда находилось много желающих из окрестных деревень, за заработанные деньги можно до урожая прожить целой деревенской семье, вот и спешил народ весной к Волге на заработки.
         Артель уже ушла в город Кинешму, что стоит на берегу реки.
Дядька Андрей приотстал по какой-то причине и теперь нагонял своих сотоварищей пешком по просёлочной дороге. Проходил мимо деревень, названий которых и не знал, так далеко от знакомых мест ушёл. Вечерело. Пора бы задуматься о ночлеге, но местные жители не соглашались пустить незнакомца в дом, времена были смутные… Вот и указали ему на заброшенный, заросший бурьяном дом на окраине деревни, мол там и заночуешь!
          Дом оказался большой, пятистенок. Внутри – поперёк дома  ещё одна, пятая стена, отгораживающая кухню с печью от горницы. Не из бедных были хозяева! Окна забиты досками, но внутри оказалось довольно сносно, если не считать запустения да пыли. Сохранился стол и лавки возле него. Очевидно какие –то путники уже останавливались здесь, вот и охапки соломы на полу лежат вместо постели… Лампа керосиновая, без стекла, на столе. Мусор по углам… Верно, ночевали здесь люди, не один раз! Быстро темнело. Нужно было перекусить и поскорее лечь спать, чтобы на рассвете без задержки продолжить путь. Ведь артель может  без него уйти, семеро одного не ждут!
           Вареная картошка, чёрный хлеб, селёдка – обычная еда в то время для странствующего человека. Была ещё  большая бутылка крепкого красного вина, согревающего холодными ночами… Поужинав, дядька Андрей растянулся на соломе и блаженно уснул.
Он не видел, как небо вдруг затянулось тёмными ,грозовыми тучами. Подул сырой весенний ветер и из шумящего, елового леса, к дому прокралась громадная, неуклюжая фигура человека. Несмотря на темноту, человек ни разу не оступился и не споткнулся, словно хорошо знал всё вокруг или обладал кошачьим зрением. Он бесшумно подошёл к двери дома и скрылся за нею…Однако, скрипящие полвицы в доме заранее сообщили чутко спящему Андрею о приближении незнакомца. Проснувшись от шума он сел и стал озираться в темноте… Неожиданно на шее сомкнулись тисками чьи-то громадные, жилистые руки!  Хриплый мужской бас зарокотал прямо ему в лицо, обдавая скверным запахом изо рта : «А-а-а! За моими сокровищами снова пришли? «У-у-у-бью!» И незнакомец начал сжимать тиски свои пальцев на шее у перепуганного человека. Однако, несмотря на всю свою силищу, душегуб оказался довольно неповоротливым. Вывернувшись ужом, Андрей вырвался из смертельных клещей. Неожиданно внутрь дома проник лунный свет и стало видно, как в руках громилы тускло блеснула сталь – большой остро заточенный топор…
             «Эй, не спеши, давай поговорим!»- начал дядька, пробираясь незаметно к выходу-« У меня бутылка вина есть, выпьем, потолкуем? Чего делить то?» Единственное решение, пришедшее с перепугу в голову, оказалось верным. Верзила остановился, задумался. «Вот, возьми в сумке, там и закусить есть чем!»- продолжал Андрей, лихорадочно соображая, как же выбраться из этой ситуации. Мужик нашарил бутылку, приложился к горлышку и, булькая, осушил добрую половину. Потом крякнул:« Крепкое …» Достал ломоть хлеба, кусок селёдки, закусил. Одетый  в какие-то лохмотья и подпоясан пеньковой верёвкой,  за неё он и запрятал за спиной  топор… «Так, говоришь не за богатством моим пришёл?»- прохрипел здоровяк, но в интонации голоса проступило благодушие, скорее всего от выпитого вина. «А вот я сейчас проверю, на месте ли мои богатства…»- добавил он, и шагнул к Андрею…
           Схватив за руку он потащил его к выходу, в сени. «А ну, давай-ка я тебе на плечи влезу, на чердак загляну!»- сказал мужик, ткнул дядьку лицом в бревенчатую стену, взобрался ему на плечи и встал в полный рост так, чтобы достать до кромки чердака руками. От такой тяжести у Андрея в спине захрустело… А мужичина что-то нашарил в темноте на чердаке руками, да теперь пытался вытащить какой-то то ли ящик, то ли горшок. Неизвестно что это было, но штука оказалась тяжёлой! Когда он стал взваливать это себе на плечо, то от тяжести пошатнулся и, потеряв равновесие, забормотал басом: «Ой, ой! Падаю, падаю!...» Дядька Андрей уже не мог удержаться на ногах от тяжести мужика да ещё и его «богатства», из последних сил выругался по матушке, рванул в сторону и слетел кубарем с высокого крыльца на улицу. Внутри дома что-то ухнуло, бухнуло, раздался треск ломаемых половиц и ругательства…
            Бежал Андрей без оглядки вдоль леса по просёлочной дороге, подальше от проклятого дома! Когда совсем запыхался от бега, спрятался в скирде соломы,  видневшейся в темноте. В это время раздался гром, и ослепительно сверкнула молния. «Гроза на голый лес – к голодному году…»- мелькнула в голове неуместная мысль…  И вдруг, в том направлении, откуда он прибежал – небо осветило зарево пожара. Горел тот самый дом, в который ударила молния. Дождя не было, гроза была сухая, старый  дом вспыхнул как охапка соломы…
             Увидев это, дядька вылез из скирды и всю ночь, не оглядываясь, шёл по просёлочной дороге. На рассвете пришёл в город Кинешму. Нашёл своих артельщиков и присоединился к ним. Рассказал свою историю, но никому это было не интересно, все думали о предстоящей работе, так и забылось…
               На следующий год, проходя мимо той деревни, увидел пепелище да печь оставшуюся на нём. А рядом – крест могильный. Расспросил местных ребятишек и узнал, что после пожара среди головней нашли чугунок, полный медных монет, а рядом кости обгоревшие,  человеческие… Кости похоронили тут же, а горшок вот пропал куда –то. Все теперь это место стороной стараются обойти, говорят нечисто здесь… А ещё говорили, что бывший хозяин дома был скупердяем. Зимой у него снега было не выпросить. Только сбежал в лихие времена куда-то вместе с семейством, да и сгинул. Никто о нём ничего с тех пор не слышал… Поговаривали, будто наведывался он в свой заброшенный дом и схороненные деньги проверял – целы ли? Только никто сам этого не видел, так – просто болтали люди…



Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.