О Жизни - трактат Л. Н. Толстого. Аудиокнига

АУДИОКНИГУ СКАЧАТЬ отсюда: https://yadi.sk/d/L5oWdz2uDiaPD
(Текст читает Роман Алтухов)

О КНИГЕ НЕМНОЖКО

     О ЖИЗНИ — трактат Л. Н. Толстого, впервые напечатанный в московской типографии А. И. Мамонтова в 1888 г. По окончании печатания издание было конфисковано цензурой и уничтожено, уцелело всего три экземпляра.

     Идея сочинения возникла в ответ на просьбу Анны Константиновны Дитерихс, сотрудницы издательства «Посредник» (будущей жены ближайшего, доброго и замечательного друга Льва Николаевича, единомышленника и ученика, Владимира Григорьевича Черткова) изложить свои мысли о смерти и вечности. А. К. Дитерихс хотела выработать в себе полное примирение с возможностью «умереть каждый день, каждый час».

     Письмо от 16 сентября 1886 г. с этой просьбой пришло в Ясную Поляну в период тяжёлой болезни Толстого — рожистого воспаления ноги, которое он получил ударившись о телегу, когда летом возил сено бедной вдове Анисьи Копыловой. Болезнь оказалась серьёзной, Толстой сам чуть с неё не подыхал: «очень страдал, исхудал и ослаб», как писала С. А. Толстая, и думал о смерти. В письме А. К. Дитерихс тревожилась о его здоровье.

     Толстой собрался ответить в начале октября 1886 г. Письмо не было окончено, но, вероятно, черновые листки с названием «О жизни и смерти» были переданы Дитерихс. Сама работа над книгой началась в конце ноября — начале декабря 1886 г.: был полностью переделан первый черновой вариант, второй вариант явился отправной точкой для первой редакции книги.

     Новый импульс к продолжению работы дали встречи Толстого с профессором Московского университета философом Н. Я. Гротом, предложившим писателю 14 марта 1887 г. выступить в университете на заседании Московского психологического общества. Толстой готовился к выступлению, волновался. Собралось 70 человек, заседание длилось два часа, но беседа с Толстым продолжалась и после заседания. Газеты «Новое время» и «Русские ведомости» поместили стенографические записи (с купюрами) этого заседания.

     Работа над книгой «О жизни и смерти» оказалась очень трудной, под текстом шестой, последней рукописной редакции Толстой собственноручно поставил дату «3 августа 1887 г.». На следующий день в дневнике С. А. Толстой есть запись: «Вчера вечером повёз П. И. Бирюков статью „О жизни" в печать. Слова: и смерти выкинул. Когда он кончил статью, он решил, что СМЕРТИ НЕТ».

     В процессе работы над корректурами Толстой перестроил текст, появились попутные темы, были введены новые главы и три прибавления. В целом расширилась сама идея книги: первоначальная идея любви была обогащена идеей оправдания страданий, зла на земле. В последний момент появились эпиграфы. Оглавление оформилось путём механического сведения всех подзаголовков (всего 35 глав, 3 прибавления, 2 приложения). Окончательный текст стал фактически седьмой редакцией произведения.

     Таким образом, работа над книгой продолжалась с октября 1886 г. до марта 1887 г. (первая редакция) и до декабря 1887 г. (седьмая редакция). К январю 1888 г. книга была отпечатана полностью. Но цензура запретила новое сочинение Толстого. Синод 5 апреля 1888 г. согласился с замечаниями цензурного комитета и с тем, что книга подлежит «безусловному запрещению».

     «О жизни» — наиболее важная, по мнению самого Толстого, его книга наряду с трактатом «В чём моя вера?»; велика её роль для понимания, в частности, педагогических взглядов писателя, в ней — разгадка и многих так называемых парадоксов, которые не поняли не только современники писателя, но и исследователи его творчества в XX и XXI столетиях.

     Книга «О жизни» — смысловой стержень учения Толстого о человеке, его истинной, т. е. духовной, жизни, нравственности, которые являются источником блага. Толстого беспокоило, что идеи духовной жизни затушёвывались психологами, философами-позитивистами, ориентируя человека на жизнь плотскую (видимую). Якобы нет ничего неразумного в том, что человек живёт для своего блага и борется с другими за своё существование.

     Позитивисты игнорируют учения древних мудрецов и религий мира, считая их проявлением глубокого невежества прошлых эпох. По их мнению, например, человек есть система потребностей и думать о духовной жизни ему и не нужно. Толстой справедливо замечает, что невозможность жизни для одного себя была понята и указана великими мудрецами мира, пророками. Слова Христа о жизни как любви к Богу и ближнему, которая даёт человеку благо, составили основу первых учений о смысле жизни.

     Толстой критикует историческое христианство за то, что оно сосредоточило свои усилия на внешней, обрядовой стороне религии, а само учение о смысле жизни направлено на загробную жизнь. Из-за того что обряды в каждой религии свои, трудным делается восприятие общего смысла, который свойственен всем религиям мира. В результате человек смешивает свою плотскую, животную жизнь с жизнью духовной, это заблуждение мешает пробуждению его разумного сознания — руководством становится инерция жизни и привычки. Толстого мучает мысль, как помочь людям жить духовной жизнью, жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором проявляется собственно человеческая сущность.
 
     Толстой описывает поиски человеком своей идентичности, своего подлинного «Я». Он показывает, что путь к своей подлинности связан с духовным рождением, появлением оценочных суждений (подсознательный Бог — совесть) и обоснованием персональной позиции. Человек становится способен к диалогу. Духовная жизнь — это и есть переживание духовного измерения, жизнь, сопровождающаяся внутренним согласием, волей, свободой и ответственностью. Эта духовная жизнь незаметно прорастает в человека, он не видит её рождения, как зерно не может видеть роста своего стебля. Человеку необходима связанность с чем-то большим, высшим. Благодаря этому становится возможным переживание основы бытия как слитности части и целого, единения, чувства защищённости, спокойствия, и это служит предпосылкой для развития фундаментального доверия — возникает разумная вера.

     Духовный рост связан с всё большим подчинением плоти самосознанию (разуму), духовное — сила жизни — поднимает человека в высоту, он, как птица, должен поверить в возможность взлететь. Человеку надо поверить в крылья, поднимающие его над бездной, и лететь туда, куда они влекут его.

     Толстой не рассматривал противоречивость человеческого существования в категориях «душа — тело», а обращался к двум пределам жизни человека — животная личность (у Толстого: физическое и психическое) и человек духовный, свободный, но ответственный. Он считал, что первый предел — это данность, которую надо превратить в инструмент, «лопату» для приобретения таланта. Таким универсальным инструментом, ключом, который подходит ко всем человеческим сердцам, Толстой называет чувство любви, позволяющее ощущать полную включённость в жизнь, сопричастность своей судьбы судьбе мира.

    В трактате «О жизни» Толстой выявляет связь духовной жизни с нравственностью, которая коренится в религиозном опыте ребёнка и взрослого.

    Нравственность, пересаженная без религии, засыхает, и это подобно детской попытке вырастить цветок без корня.

    Толстой помогает понять, как иллюзорна мысль традиционной педагогики о якобы всестороннем изучении личности, которую для этого надо «овеществить», обездвижить, лишить свободы, о целях воспитания как наращивании положительных качеств. Полны горькой иронии замечания Толстого о том, что учёные изучают тени, а не самого человека. По такой логике надо, чтобы тень стала сплошной, лишила человека яркой индивидуальности. Тогда исключается нравственный вопрос, «какие надо возбуждать в себе мысли и чувства».

    Заключительная, 35-я глава книги посвящена проблеме страдания, боли в жизни человека как необходимого условия и животной, и разумной жизни. В страдании человек познаёт разумный смысл жизни. Страдание заставляет человека вступить на путь духовной жизни, дающей человеку благо.

    После запрета русской цензурой оставалось печатать книгу «О жизни» за границей или в России нелегально или распространять её путём переписывания. Два издания книги были выполнены гектографическим способом нелегально. Первое легальное издание в России состоялось в 1889 г. в еженедельной петербургской газете «Неделя». В том же 1889 г. Чертков готовил упрощённое изложение книги Толстого, которое появилось в печати уже после смерти писателя, но ещё при жизни Толстой просмотрел рукопись, исправил и одобрил. Под названием «Об истинной жизни» этот вариант книги вышел в издательстве «Единение» в 1916—1917 гг.

    При жизни Толстого трактат «О жизни» был переведён на английский, датский, чешский, немецкий, итальянский и французский языки.

                ______________________________________


Рецензии
примерно такая же ситуация была во время голода 30-х годов, правда, из-за немного других причин. Государство сказало "хлеб покупаем по твердой цене". Крестьяне сказали "Нахрен горбатиться за такие копейки, мы себе вырастим, а вы как хотите". Государство пришло и забрало сколько ему надо. Крестьяне померли с голоду. При этом и те, и другие изначально подумали "да они не посмеют". И те и другие посмели. Государство оказалось сильнее (внезапно, да?).

Александр Дементьев 3   08.04.2022 14:14     Заявить о нарушении