Как быстро найти земельный участок

Как мы смогли найти земельный участок быстро.

Просто опишу свой опыт.
Везение ли это было? Немалую роль играет систематизация своих требований.
Я помню, как мы приступили к этому вопросу. От разнообразия земельных участков и данных по ним у меня кружилась голова, глазка сводились в кучку, хотелось рухнуть под стол и не шевелиться.
Как в этом калейдоскопе можно что-то выбрать?

Я хотела купить дом с землей за материнский капитал. Соответственно, было сильное отсечение возможностей по цене и способам расчетов с продавцом. За ту же сумму, но за наличку, возможностей было гораздо больше.

Наш материнский капитал открылся 01 января 2015 года. Договор купли-продажи дома и земли мы подписали 29 июля 2015 года.
От открытия окна возможностей до реализации почти 7 месяцев.
Это при том, что до 01 января 2015 года я даже пальцем не шевелила. Нет возможности - нет действий.

Капитал открылся. Мы стали изучать возможности.
Об ограничениях на материнский капитал надо писать в отдельной статье.
От огромного количества предложений домов с землей у меня "съезжала крыша". Было одно желание - закрыть этот огромный список и ничего не делать.

Тогда мы составили список своих требований к земле и дому. Гулять, так гулять, поэтому мы себе не отказывали в своих желаниях.

Вот список наших требований к земле и дому:
1. Близость к воде (озеро или река).
2. Рядом лес. Никаких полей до горизонта. Присутствие леса в пешей доступности обязательно.
3. Вокруг деревни леса или луг. Поля не желательны, т.к. их обрабатывают химикатами.
4. Приличная дорога, доступная для проезда в любое время года.
5. Деревня не в окружении болот со всех сторон.
6. Близость цивилизации. Магазин и Сбербанк. Предусматривалась возможность зарабатывать из деревни. Как деньги получать? Поэтому банкомат или офис Сбербанка должен быть в доступности.
7. Наличие мобильной связи. Минимум двух операторов одновременно. В жизни бывает всякое. Если оператор один, он может закрыть вышку в любой момент. И будет настоящая глушь. А у нас дети. Поэтому в виде страховки - минимум два оператора
связи.
8. Деревня не на трассе. Деревня должна быть тупиковой, или на местной трассе, по которой редко проезжают машины. Варианты вдоль магистральных трасс даже не рассматривались. Жить с потоком машин за калиткой совсем не хотелось.
9. Уединенная, малонаселенная деревня.
10. Школа или школьный автобус в доступности.
11. Прямое транспортное сообщение с Питером общественным транспортом. Автобус из райцентра несколько раз в неделю обязательно. Железнодорожное сообщение желательно. И не электрички, и не поезда в Латвию/Литву. Электрички в Псковской области все отменили в 2015 году. Поезда в Прибалтику дышали на ладан.
12. Расстояние до райцентра не более 10 км. Чтобы можно было доехать на велосипеде. 
13. Расстояние до железнодорожной станции не больше 20 км. Чтобы можно было бюджетно доехать на такси.
14. Документы на недвижимость должны быть оформлены больше 3 лет назад. Потому что 3 года - стандартный срок исковой давности. Спустя 3 года после сделки документы считаются условно чистыми, потому что у предыдущего владельца недвижимости истек срок для предъявления претензий.
15. Статус земли - ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство) в пределах населенного пункта. Это было требование по материнскому капиталу.
16. Пригодный хотя бы для летнего проживания дом.
17. Участок земли от 50 соток.
18. Действующее подключение к электричеству.
19. Желательно покупка напрямую у хозяина, без посредников.
20. Желательно наличие многолетних плодоносящих насаждений. Это экономия времени. Речь идет о годах/десятилетиях.

Может, были и еще требования, но эти были критичными.
Именно по ним из океана предложений мы отсекали лишнее.
Сначала в изучении объявлений в Интернете (что еще нам было доступно из Питера?), потом в личном телефонном общении с продавцами. Прямо по этому списку и задавали вопросы.

Из общего количества объявлений шел ступенчатый отсев:
- по стоимости (задается автоматически на Авито);
- по размеру участка (задается автоматически на Авито);
- по расстоянию до райцентра (задается автоматически на Авито).

Оставшиеся объявления мы проверяли по картам.
На спутниковых картах смотрели наличие леса, полей, болот вокруг деревни. И вообще окружение. Наш главный инженер проекта-строитель папа по описанию и фотографиям умудрялся на спутниковых картах находить конкретный дом, который продавали. Для меня это высший пилотаж. Мне не хватало терпения высчитывать конфигурацию участка и тени от контура дома на спутниковых снимках, и сопоставлять их с фото и описанием. Но его находки были очень ценными. Нам уже нельзя было навешать лапшу на уши насчет соседей и расстояния до домов, дорог и цивилизации.
Интересные участки мы проверяли по картам покрытия операторов связи, списку ближайших школ, картам офисов и банкоматов Сбербанка. Вся эта информация сводилась в таблицу.
И только прошедшие этот отсев участки попадали в список на телефонное общение. По телефону меня интересовало состояние документов. Все остальное мы уже знали. Таким образом, на звонки я потратила копейки. А сколько времени мы сэкономили, сил и денег! И не пришлось плавать в океане чужого вранья насчет прекрасных участков и домов. 

Дальше мы составили список на реальный объезд предложений. Учитывая дальность дороги и сложность перемещения с тремя маленькими детьми, предложений должно было быть несколько. 
И вот тут оказалось, что пригодных участков совсем мало))))
Предложений много. Но когда доходит до конкретики, 95% предложений отметается.

Поэтому мы определили для себя места, в которых хотели бы купить дом. И неважно, что там ничего не продается через Интернет. Некоторые вешают информацию о продаже на сам дом, и только. Плюс остается общение с местными жителями.
Мама работала в агентстве недвижимости, ага))) Опыт не пропьешь))) И не забудешь)))

Первый раз мы рванули в начале мая. Буквально в самый первый день, когда это стало возможно. В Питере только-только первые листочки разворачиваться начали. И мы уехали весне навстречу. С каждым километром на юг листья становились все крупнее. На юге Псковской области цветы уже были)

Соседние области не прошли фильтр наших желаний. Поэтому решили основательно изучить Псковскую область. Объездили, посмотрели. Заехали на отдых в Беларусь. Оттуда изучили все новые объявления. Еще раз проверили список наших желаний.

Определили места, в которых ничего не продавалось, но которые надо изучить, и где мы еще не были.
Кстати, хорошие участки уходили "со свистом". Буквально неделя, и их уже нет в продаже.

Поехали еще раз. Ничего не нашли. Взгрустнули. Вернулись в Питер. Хорошенько поразмыслить дома и составить план действий. Я систематизировала все наши требования, написав статью "Как умно искать дом с землей или земельный участок".

И...

Нет, можно было и не купить дом в то лето. Можно было поджидать нужный участок, сидя в засаде. Список требований был, проверять информацию мы умели. Для осмотра дома хозяева нам были не нужны. Это всё я подробно описала в статье. Самые "конфетные" участки, по хорошим ценам, выскакивают в ноябре/декабре. Продают те, кому нужны деньги, и кто не хочет ждать. В это время участок не очень удобно смотреть, покупателей мало. Поэтому можно взять то, что в другое время стремительно исчезнет или будет стоить дороже. Зимой, под снегом, лучше участок не брать. Это кот в мешке. Он может оказаться весь заваленный мусором, или неровный, или заросший борщевиком, который выкосили. Снег маскирует любое состояние участка, как хорошее, так и плохое. 

Интуиция настоятельно рекомендовала приложить все усилия и взять участок в это лето. Вот хоть как извернуться, но это сделать. Я не знала причины такой настойчивости, но решила приложить все усилия. Потом интуиция оказалась права.

Итак, внутренний голос бил в набат и требовал: вперед, на поиски домов!
У меня опять было головокружение от "непоняток": что именно делать? Куда бежать, за что хвататься?
Был один район, в котором мы очень хотели найти участок с домом под наши желания. Сам район нам очень нравился. Мы два раза там были, все объездили. Но дом к нам не шел. Ни через Интернет, ни в реальных поисках. Никак, и всё. Либо ждать непонятно чего, либо отказаться от района. Отказались. Стали смотреть другие районы.

Опять пазл не складывается.
Наличие воды рядом поднимало цену в 2-3 раза. Папа хотел прямо на берегу или совсем недалеко от берега.
Я уважаю чужие желания, и понимаю, что это выгодно - хотеть по максимуму. Но решение от нас ускользало.
Если дом на берегу, то дорого или в глуши.
Если бюджетно и не в глуши, то без воды.
Можно было остаться ждать и надеяться на осень/зиму. Но у нас в конце октября должен был родиться ребенок. И как ехать смотреть дома с участками? В данном случае, никак. Тогда чего ждать?

Вариантов было два: либо мы остаемся без дома, и тогда непонятно, как тратить материнский капитал. Доплатить и купить чуть большую квартиру? Невыгодно. Мы сделали отличный ремонт, под наши мельчайшие потребности. А новая квартира будет требовать ремонта, на который нет денег. Ипотеку я не рассматривала в принципе. Либо мы отказываемся от воды у дома. Наш папа наступил на горло своей песне, и согласился искать участки не у воды.

Опять большой выбор.
Какой район выбрать? Уже много участков проходило наш фильтр. Ехать смотреть все? 30% Псковской области?
Оно, конечно, можно... Но какая-то ерунда получается.

И тут я сформулировала свое критическое требование: транспортная доступность Петербурга.

Как выжить в полной глуши, с малышами, я не знаю. У меня не было такой цели.
Я не сторонник конфликтов. Я не буду доказывать, что в городе все плохо, а в деревне все отлично. Это неправда.
Я люблю брать лучшее и комбинировать так, как мне удобно.
Я хотела сочетания дикой природы и благ цивилизации.
Вот чтобы природа, но с Интернетом и возможностью удобно добраться до мегаполиса.

Я вообще полагаю, что тот шанс, который появился у русской деревни, появился только благодаря Интернету.
"Русский шик" - в доме бытовые условия столетней давности, а где-то и без лампочки Ильича. Если этот шик существует, значит, он кому-то нужен. Миллионы горожан имеют такие неблагоустроенные дачи, в которые приезжают на время, а потом радостно возвращаются в город. Возможно, этот "русский шик" позволяет им переносить трудности жизни в городе. Как достанут толпы в метро, они вспоминают неблагоустроенный дом и радуются: - "А у меня-то все хорошо". Это отключение от городской реальности, которое позволяет им заряжать батарейки.

А мне оно зачем?
Время и силы, которые уходят на преодоление бытовых трудностей, это время, отнятое от стратегического развития. Если у человека нет векторов развития, можно жить, как жили 200 лет назад. Или это и есть вектор развития конкретного человека. Землянка, и единение с природой.
У меня такого вектора не было.

Еще один момент. Как зарабатывать? Прямое транспортное сообщение позволяет что-то отправлять быстро. Или получать.

Бывает, надо срочно съездить в город. А если с детьми?
Когда я представила дорогу с детьми с пересадками или поездку в автобусе, мне стало дурно.
Я вообще не доверяю автобусному сообщению. Автобусы попадают в аварии. Автобусы стоят в пробках. Ладно, зимой. А если летом стать в пробку под Питером? И стоять в ней часа три на солнцепеке?

Если есть возможность выбора, почему я должна выбирать худшее?
А сейчас, пока я не купила дом, у меня есть возможность выбрать под свои потребности.

Я выбираю поезд.

С поездами все стало сложно. Господа оптимизаторы не знают о том, что страна - это не коммерческая фирма. И не процентом прибыли здесь все измеряется. Наши предки железные дороги везде строили. Потому что знали, что это страну создает, объединяя территории. Где есть железная дорога, там есть развитие.

Кстати, мы просмотрели сотни деревень в своих поисках. По моим наблюдениям, жизнь была в деревнях, находящихся у воды (река/озеро) или находящихся недалеко от магистральных дорог. Дороги - это деньги. И каналы для закачки денег из города в деревню.

Потому что, и это тоже мое наблюдение, в деревне денег нет. Здесь есть многое и разное, но денег здесь нет. Города набиты деньгами под завязку. Но деньги нельзя есть))) Поэтому обмен деревни и города будет. Друг без друга им не прожить. Но эти каналы обмена должны как-то работать. Быстрый обмен обеспечивает дорога.

Железная дорога - самый удобный канал и способ передвижения. Автобус идет дольше и сложнее. А поезд идет быстро и приходит по расписанию. В нем удобно ехать, в отличие от автобуса. Ноги не затекают, можно поспать. В юности это все неважно. Но мы же не всегда будем молодые) И с детьми в поезде намного удобнее, чем в автобусе. Тем более с моими активными детьми. Нас просто высадят из автобуса по дороге, и всё))) А в поезде им есть где побегать.

Решено.
Ищем участки вдоль железной дороги.

По Псковской области проходили тогда две железные дороги.
Одна в Прибалтику, через Пыталово.
2 поезда в день, один в Вильнюс, другой в Ригу. Цены на поезда - бешеные. Да, я и это посмотрела. Отношения с этими странами плохие, без возможности улучшения быстро. Поезда вот-вот отменят. Кстати, их отменили через полгода после покупки дома. Расчет был верный.
Другая железная дорога идет в западном направлении - Беларусь, Украина, Молдова, Калининград.
Господа оптимизаторы добрались и до этой железной дороги. Часть поездов уже отменили. Плюс политика. Точнее, в минус для поездов.

Я подумала: - "Даже если все будет плохо, хоть один поезд в неделю останется? Однозначно".
Значит, там и будем смотреть.
Электрички меня не интересовали, т.к. в начале 2015 года в Псковской области их отменили.
 
Мы проложили маршрут вдоль железной дороги Петербург - граница России в Невельском районе. Составили список из того, что продавалось. Этого было немного. Расчет был на поиски на месте. И поехали.

Начали с границы Ленинградской области. Здесь мы не проходили по финансам, но проехали для галочки.
Новгородская область. Батецкий, Сольцы, Солецкий район. Ничего.
Псковская область. Вокруг станции Дно.

Я прекрасно помню ощущения той поездки.
Неизвестность впереди. Это была поездка сквозь туман. Внутренний туман. У меня все внутри было в неопределенности. Вроде внешне все было так привычно, так налажено. Зачем мне эта деревня? Что мне в городе не сидится?
И было ощущение наползающей на мой мир удушающей лавины. Оно пришло ко мне несколько месяцев назад, и не хотело уходить. Я не могла найти этому никакого логического объяснения. Сначала наползла эта лавина неопределенности, а потом стали обламываться связи в окружающем мире. Без какой-либо понятной причины, они обламывались сами по себе. Все мои попытки сохранить привычный порядок вещей были битьем рыбы об лед.
Внешне все было нормально. Когда я пыталась объяснить, что я чувствую, меня никто не понимал.
Все мои системы безопасности были залеплены густым туманом неопределенности. Что-то происходило. Грозное и важное. Но я не могла понять, что именно.
В этой ватной черной темноте только внутренний голос толкал меня вперед: - Иди, ищи дом в деревне.
- Зачем???
- Потому что в другое лето у тебя не будет этой возможности.

Аргумент. Я же могу его не брать. Могу просто найти. Да и найти его не просто. Найду, а дальше будет видно.

Но как сложно было искать иголку в стоге сена! Или кошку в темной комнате.
Найди то, не знаю, что. И такое, не знаю, какое.

Единственный критерий - близость к железной дороге. Зашибись!
И чтобы цена не выше 453 тысяч. И чтобы согласны на материнский капитал. А участок, все-таки, от 50 соток. На меньшее мы не согласны.

У меня временами было полуобморочное состояние от психологической нагрузки. Но интуиция гнала меня вперед, невзирая ни на что. В той поездке мы спали, сидя в машине, три ночи подряд. Это наш персональный рекорд.
Я благодарна своим малышам, которые выдержали это. У нас с собой всё было для комфортного отдыха. Очень удобная большая палатка, складные кресла, стол, плита на газовом баллончике. Мы давно ездим по глухим местам, и наш быт в поездках налажен. В той поездке мы сделали стоянку на озере. Но озера Псковской области мало приспособлены для купания, в отличие от озер Карельского перешейка. Озер в Псковской области много, а купаться в них не получается из-за отсутствия заходов в воду. Берег или полностью заросший, или болотистый, или обрывистый.
Но в ту поездку палатку мы редко ставили, т.к. устроиться и собраться занимало по 3 часа. Мы экономили время, поэтому спали в машине. Сэкономленное время тратили на осмотр деревень.

Отдельно я хочу поблагодарить те семьи, которые любезно принимали нас в тех поездках. Вы давали нам возможность отдохнуть в комфортных условиях, рассказывали нам о своей жизни, отвечали на наши вопросы, подсказывали полезное.
Благодарю вас за вашу теплоту и гостеприимство! Мы старались приехать не с пустыми руками. Но хозяева были настолько гостеприимны, что превзошли наш вклад в общение. Пусть ваши душевные и материальные богатства, потраченные на нас, вернутся к вам сторицей!

Во время поездки мы видели немало красивых мест.
Какие луга в Порховском районе! Красивые реки. Пейзажи - глаз радуется. А вот купаться в реках нельзя. Течет река в отвесных берегах, и пляжей нет... Если только с обрыва ласточкой нырнуть. А вот где вылезти, не знаю.

Лето то было холодным. Ливни и холод. По ночам в середине июля - 6 градусов тепла. Кстати, и поэтому мы спали в машине. Так было гораздо теплее, чем в палатке.

Много было разных сложностей. И бытовых, и с домами, заявленными для покупки. Покупка недвижимости - вообще дело непростое из-за человеческого фактора. Передумал, фыркнул, недосказал, обманул, просто сложный в общении человек...
 
На домах по пути следования никакой информации не было. Никто ничего не продавал. В Интернете тоже было не густо. Ливни не давали возможности поговорить с местными жителями. Или просто не было желания вылезать из машины и приставать к людям.

Я уже махнула рукой и просто наслаждалась поездкой. Отпустила ситуацию. Будет, как будет.
Наш папа залез в свои результаты поисков в Интернете. И повез нас смотреть дом. Близко к райцентру и станции, маленькая деревня, большой участок.

Я сначала наслаждалась лугами вокруг деревни. Именно луга, и все в цвету. Разнотравье. Мы хотели завести пчел, и это было важно.
По фотографиям подходил только один дом. Весь в цветах, аккуратный, жилой. А все дома, которые мы смотрели до этого, были нежилыми.
Мы проехали мимо, позвонили хозяевам. Да, этот дом, и они были дома.
Единственный дом, в котором были хозяева в момент нашего неожиданного визита. Как выяснилось позже, этот дом они использовали как дачу. И в этот день приезжать не планировали. Но вдруг почему-то им захотелось приехать именно в это время. Они и повод нашли - собрать урожай малины. Эта малина была съедена за разговором)))
Хозяева оказались замечательными общительными людьми. Они нам все показали, рассказали. Угостили детей малиной.
Когда я увидела прямо во дворе детские качели, я поняла, что пришла по адресу.
Надо было осторожно прощупать возможность купить за материнский капитал, да еще и дешевле на 50 тысяч, чем было заявлено. Надо было аккуратно поторговаться. Этим пришлось заниматься мне. 

И хозяева согласились.
Мы взяли паузу, поблагодарили за теплый прием, и уехали.
На следующий день я приехала посмотреть документы. Они были отличные.
Оставалось нам принять решение.
 
Ехать дальше вдоль железной дороги?
Папа посмотрел, что продается в Интернете. Ничего сравнимого с этим домом.
Опять искать кошку в темной комнате? Утюжить пространства в поисках вывески на доме?

Решили взять этот дом.
На сделку был нужен оригинал сертификата материнского капитала и справка о размере остатка на сертификате.
За этим надо было возвращаться в Питер. Вернулись в тот же день.

Пока оформляли документы, сканировали новые объявления в Интернете, для очистки совести. Ничто не конкурировало с найденным вариантом.
Приехали, оформили сделку. И прожили три недели в доме.

Когда соседи по деревне узнали, что мы купили этот дом за материнский капитал, они аж ахнули: - Да хозяева купили этот дом 10 лет назад за 40 тысяч! А продали за 450. Ну, ваще!

Потом стали нам рассказывать, что мы идиоты: - Да вот там дом продавался за те же деньги. Сам дом больше, и лучше.

Мы просто отмалчивались. Каждый сам принимает свои решения, ориентируясь на свои потребности.
Я хотела глухую деревню рядом с цивилизацией.
Это невозможно?
Только не в Псковской области.

У меня джунгли Северо-Запада в 5 часах езды от центра Питера.
Что такое 5 часов в поезде? Только расслабиться, глядя в окошко. А ты уже и приехал)
А здесь... Воздух можно пить. Потому что деревня недалеко от границы крупнейшего в Европе заповедника. На самом деле, их два. Самый крупный и чуть поменьше рядом. До областных центров - по 200 км в любую сторону) До мегаполисов - по 400 км. Рядом страны Балтии с их аграрным хозяйством. Промышленности там почти нет.
В радиусе 100 км полное отсутствие промышленности. И в радиусе 400 км её немного. Почти тайга, но на Северо-Западе.
Почему джунгли?
Природа бушует. Когда собираю иван-чай, пугаюсь. Некоторые экземпляры двухметровой высоты. Хожу в его зарослях, как в лесу. Листья одуванчиков размером с опахало. Цветки одуванчиков, как кофейные блюдца. У нас тишина, и даже пыли нет.

Большой участок, как мы и хотели. Да, можно было взять дом лучшего качества, на окраине райцентра, с крошечным или небольшим участком. Но коммуналки друг у друга на голове или на виду мы в городе наелись.
Здесь у каждого большие участки. Дома разнесены друг от друга, никто никому не мешает. Можно целый день пробыть у себя в усадьбе, и соседей не видеть и не слышать. Почти как хутор. Захочется общения - можно придумать себе дело у ворот) Или просто позвать в гости.

Интернет мобильный, лимитированный. На необходимое хватает, на излишества нет. И замечательно.
До маршрутки в райцентр 4 км. Она ходит несколько раз в день. Большинство передвигается на велосипедах.

В райцентре сетевые магазины. Даже товар из Икеи доставляют под заказ) Есть магазины Псковской потребкооперации. Вот это экономический спрут! Я в восхищении.
У них замкнутый цикл производства и продаж. Свои фермы, свои перерабатывающие производства. Свои заводы, производящие продукты. Все это продается в своих магазинах. За пределами Псковской области их продукцию можно редко встретить. Зато здесь можно питаться натуральными продуктами. В буквальном смысле слова, выращенными и произведенными здесь, на территории района или в соседнем районе.
Конечно, и сюда добираются свои оптимизаторы-терминаторы. Местечковые производства закрываются, вместо них предлагается продукция областного центра, или соседнего региона. А транспортные расходы заложены в цену продукции, за счет качества. Если местечковое производство выдавало полностью натуральный продукт, с маленьким сроком хранения, то централизованные заводы решают этот вопрос консервантами. Однако полностью местечковое производство не уничтожено, и я этим пользуюсь.
Цены на продукты где-то равны питерским, где-то ниже на 30-50%. Если равны питерским, качество лучше. Есть белорусские продукты. Это вообще вкус детства) Они во многом сохранили советские ГОСТы, и производят по ним.

Шокировал меня местный рынок. Который промтоварный.
Я перед отъездом попробовала покупать на Алиэкспресс. Все равно торгуют китайским в мегаполисе. Зачем переплачивать?
Здесь рынок оказался полон продукцией России и стран СНГ. Качественно и недорого. Ниже, чем на Алиэкпресс. А что-то ниже раза в два. Встретила и сирийскую продукцию. Качество хорошее, цены низкие.
Детская обувь... Российская, хорошего качества. По ценам, о которых я в Питере и не мечтала. Там высокая аренда заложена в цену. И высокие зарплаты. И работа продавцов каждый день по 12 часов. А здесь рынок работает 2 раза в неделю по 4 часа. И цены человеческие) Здесь мы накупили летней одежды и обуви на всю семью за сумму, которую я выделила на детей. Приятно, когда ты можешь купить в 2 раза больше, чем ожидал.

Пора закругляться, а то рекламная статья получается.

* * * * * * * *
Главная мысль, которую я хотела донести: определите ключевой критерий для участка. Один, самый важный.
И всё получится!   


Рецензии