Записки частного лица. автобиография. часть 16

                ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ОГОРОДЫ ЗАЛИВНЫЕ, ПОЛЕВЫЕ...

 
   В послевоенные годы (вплоть до начала 80-х годов) Урюпинск был немыслим без огородов.
   Они были основным источником выживания для горожан, других способов заготовки на зиму овощей, сухофруктов, компотов (а это – витамины, необходимые для жизни человека), просто в то время не существовало. Огороды делились на приусадебные, уличные и полевые.

   На приусадебных огородах выращивались ранние овощи, которые употреблялись в пищу уже в начале лета и далее.
 
   На огородах от улицы (уличные или заливные) высаживали в основном помидоры и капусту. Полив их производился водой из озера или небольших болот, около которых и располагались выше названные огороды.

   На полевых огородах, которые располагались в 2-3-х километрах от черты города, жители выращивали картофель на зиму, свеклу, бахчевые, тыкву, горох, морковь, огурцы, перец, хрен, мак и другие виды пищевых растений.

    Участие детей в посадке, прополке, подсыпке, окучивании, поливе всего этого многообразия работ сельхозназначения было обязательным и сомнениям не подвергалось.

     К работам не привлекались слабые здоровьем дети. С ранних лет ребенок был участником всего этого процесса, необходимого для жизни труда. Мы понимали, что посеешь, то и пожнешь, а зима длинная.

    Государство, которое, мобилизовав все силы, ресурсы, выстояло в страшной войне и победило фашизм ценой огромных потерь, пока еще не могло обеспечить своих граждан в полной мере ни продуктами питания, ни товарами народного потребления. Спасали людей только огороды.

    Вот почему участие детей являлось, с одной стороны, трудовым воспитанием, а с другой – необходимой жизненной потребностью.
   
   Мужчин во многих семьях не хватало оттого, что мужья, отцы и братья погибли на фронтах войны, другие получили увечья и стали инвалидами, неспособными к полнообъемному физическому труду (даже на огородах).

   Поэтому дети с раннего возраста несли посильную ношу в оказании помощи своим матерям, бабушкам, родителям по домашнему хозяйству. Все посадки на огородах заканчивались к первомайским праздникам, когда земля прогревалась от зимних холодов и была при- годной для массовых сельскохозяйственных работ.

    Во второй и третьей декадах мая месяца начинался второй этап – прополка взошедших видов растений (картофеля, кукурузы, подсолнечника).

   Далее следовала заготовка сена на зиму для домашнего скота и животных (коров, овец, коз). Наделы для покоса травы выделялись также от уличного комитета для тех, кто держал в хозяйстве домашнюю скотину.

    Косил в основном отец, мы с братом Виктором ему помогали граблями. Собирали в валки скошенную траву, затем грузили ее в мешки и на двух велосипедах возили домой, там ее выгружали.

    Мама с бабушкой раскидывали скошенную траву по двору, для просушки, а мы с братом возвращались на свою делянку, где отец к этому времени успевал накосить новую порцию травы.
    И снова повторялся процесс разгрузки ее во дворе дома. Зато когда трава подсыхала и становилась пригодной (сеном) для употребления домашними животными, ее укладывали в сарае под потолком в т. н. сеновале.
 
   С каким блаженством мы с братом устраивались в теплое летнее время на ночлег в сарае. Неповторимый медовый запах разнотравья витал под потолком, наговорившись вволю, мы с братом засыпали сладким детским сном, счастливые от- того, что праздник лета для нас продолжался.
    Когда позже отец купил мотоцикл с коляской «Иж-Планета», скошенную на делянках траву мы возили домой на технике.
   
   Непременным мероприятием, в котором дети участвовали обязательно, была поливка огородов. Колодцы в нашей местности уступали свою пальму первенства колонкам. Существовала практика сооружения таких водяных механизмов на паях со своими соседями.

    Такое кооперирование было выгодно каждой семье, поскольку дешевле обходилось для них. Мои родители на равных долях с соседями Плешаковыми на нашем участке смастерили водопроводную колонку (механическую), предназначенную для доставки воды на поверхность.

    Для этого необходимо было постоянно качать металлической ручкой, соединенной через удлинительный механизм с клапаном, выполняющего роль насоса. Так что качали все – и взрослые, и дети. Все были в работе, без которой не могло быть хорошего урожая на наших приусадебных огородах.

   Полевые огороды также поливались водой. 5-6 владельцев вскладчину нанимали местного водовоза, и он привозил для них воду, которую брал на озере. Позже, когда у отца появился мотоцикл, мы на нем возили воду в двух больших молочных бидонах, размещенных в люльке. Вот тогда я на- учился вождению мотоцикла с коляской, отец разрешал нам делать это.
 
    Приближалась осень, и все выращенное горожанами на своих огородах тщательно убиралось и доставлялось в погреба на длительное хранение.

    Погреб – это очень полезное сооружение, которое на заре цивилизации изобрели наши предки.

    Холодильников тогда у горожан не было (да о них просто и не знали люди), технический прогресс еще не дошел до малых населенных пунктов страны.

   В погребе хранилось практически все, что относилось к категории «провиант». Там стояла всегда постоянная температура, при которой продукты питания сохранялись длительное время.

    Отчасти этому способствовал лед, куски которого зимой сердобольный хозяин заботливо доставлял с замерзшего озера или реки Хопра. Там местной артелью была организована распилка льда.

    В погребе распиленный лед складывали в кучу и прикрывали сухой соломой или опилками древесины – это охраняло его от быстрого таяния даже в летнее время.
 
   Из детских лет запомнились походы вместе с родителями в лес для сбора ежевики и терна, которые потом замачивали в бочонках, от чего получался вкусный напиток, полный целебных витаминов и аминокислот, необходимых человеку для роста и поддержания здоровья.
 
   Свои огороды имели и школы. На арендованных у колхоза землях школы сеяли подсолнух. Мы, детвора, школьники, должны были во время летних каникул по графику отработать две недели на этих участках.

   Прополка, окучивание и опять прополка – вот наш вклад в будущий урожай, который школа продавала заготконторе.

   На вырученные деньги приобреталось все необходимое для внеклассного обучения и воспитания детей, оформление наглядной агитации, реквизита для художественной самодеятельности, спортинвентать и. т.д.

                продолжение следует...


Рецензии