Записки частного лица. автобиография. часть 17

                ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ


     Надо отдать должное советской системе физического воспитания молодого поколения. Причем забота о подрастающем поколении была системная, продуманная, имеющая целью всестороннее формирование здорового молодого человека, готового к труду и обороне советского государства.

    Существовал в то время специальный знак отличия этого физического воспитания – значок ГТО 1,2 степеней.

   ГТО означало «Готов к Труду и Обороне». Воспитание и обучение подрастающего поколения начиналось еще с ясельного возраста.

    В яслях воспитатели выполняли с детьми физические упражнения, совершали небольшие походы по природе родного края, учили петь, танцевать и читать стихи.

    Следующий этап физического воспитания подрастающего поколения – детский сад. Здесь закрепляли, расширяли и приумножали достигнутое, подготавливали детей к вхождению в следующий этап жизни – начальную школу. Физическому воспитанию в школьной программе отводилось важное место.
 
   Занятия проводили специальные преподаватели – учителя физкультуры. В расписаниях занятий школы физкультура коротко именовалась как «физра», а по количеству составляла не менее 2-3 занятий в неделю.

    В состав занятий по физре входили гимнастические упражнения, в том числе и на спортивных снарядах – брусьях, перекладине, коне, бревне, канате, кольцах, шведской стенке.

     Любимыми занятиями для школьников были игры – в футбол, лапту, городки, баскетбол, волейбол.

      Составной частью физического воспитания был бег на короткие – 60 – 100 метров – и средние – 400, 800 и 1000 метров – дистанции. Проводились эстафетные соревнования по бегу, а также прыжки в длину и высоту.

    В состав физической подготовки входили и зимние виды спорта – лыжные кроссы на 1, 3, 5 км, бег на коньках на 100, 200, 400 метров. При школе функционировал добротный спортзал, где имелись все условия для проведения занятий по физической подготовке в зимнее время.
   
   Учили в школе и плавать на воде. На базе военной водной станции в летнее время проводилась сдача нормативов ГТО по плаванию на 25 метров, хотя плавать, нырять на глубину с береговых обрывов учили босоногое детство и улица.

    К поступлению в 1-й класс все пацаны и большинство девочек отлично держались на воде, умели плавать и играть в водные игры.

     Справедливым надо отметить и то обстоятельство, что у каждого пацана на моей улице во дворе были оборудованы уголки для занятий физической подготовкой вне школьной программы – турник, гири, гантели, небольшие самодельные штанги для силовой составляющей.

     Непременным атрибутом школьной экипировки для нас были ручные резиновые экспандеры. Это такое изделие в виде кольца-бублика из резины средней плотности.
   Проводилась преподавателями школ по физкультуре и селекционная работа.

    Наиболее физически развитым мальчишкам, подметив в них способности к тем или иным спортивным дисциплинам, преподаватели предлагали занятия в спортивных секциях при школах или ДЮСШ (детская юношеская спортивная школа) города.

    Так, выявив у меня способности в гимнастических упражнениях, гибкости, пластичности, мой школьный учитель Макеев Владимир Иванович посоветовал мне записаться в гимнастическую секцию ДЮСШ, которая располагалась в наше время напротив городского и районного (объединенного) военкомата.

    Посетив по его просьбе первое занятие в ДЮСШ, я полюбил спортивную гимнастику. Мои занятия в этой школе продолжались около четырех лет, где я добился неплохих спортивных результатов – 2-го взрослого спортивного разряда.

    Детско-юношеское увлечение спортивной гимнастикой пригодилось мне в течение всей взрослой жизни. Я без особых усилий выполнял все нормы ВСК (военно-спортивного комплекса) – и когда учился четыре года в военном училище, и при службе в ВДВ, затем во время обучения три года в стенах военной академии, вплоть до увольнения из армии в 1992 году.

     Со спортом я дружил с детства. В школьные годы выступал за родные коллективы на общегородских соревнованиях по разным видам спорта – лыжам, бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в высоту, длину, метанию спортивной гранаты на расстояние.

    Работая на заводе после окончания школы, я сыграл несколько игр за завод «Сельхоззапчасть» в футбол на первенство города Урюпинска. Но, получив растяжение связок и мышц, прекратил занятие футболом. Эта игра требовала постоянства в тренировочном цикле, который заводская команда, позволить себе не могла.

    За время службы в войсках, до поступления в академию, принимал участие в полковой команде на первенство соединения по военно-офицерскому пятиборью, заслужив 1-й разряд по этому специфическому виду военного многоборья.

    Я благодарен всем тем людям, кто привил во мне любовь и уважение к спортивным играм, мероприятиям, к спорту в целом.

    Они способствовали положительному влиянию на мое юношеское физическое воспитание и рост, здоровье и готовность защищать свою Родину с оружием в руках в Воздушно-десантных войсках на протяжении двадцати пяти лет воинской службы.


                продолжение следует...


Рецензии