Продолжение 1

Лично я занимался организованно, то есть в секции, футболом и легкой. А неорганизованно
так наверное всем - штанга, бокс, коньки, лыжи, перекладина. Конечно, моя коронка и так
любимая дистанция - 400 метров. Очень трудный, кстати, вид легкой атлетики. Ибо легкое
здесь это то, что дистанция всего то 400 метров. Но вся тяжесть и сложность этого вида
в том, что эти метры, этот всего один круг стандартного стадиона надо бежать в полную

силу. И никаких поблажек, никакой экономии сил типа - вначале поддержусь сзади, а потом
метров за 30 - 50 до финиша поднажму и выиграю. Такую тактику можно применить на более
длинной дистанции, например, 800 метров. А здесь ничего подобного. С такой тактикой
всегда проиграешь. С самого старта и до самого финиша максимально возможный темп.
Только так и не иначе. Только в этом случае тебе покоряются финишные ленточки. Хорошо

бегал, прыгал. Похуже конечно метания и толкания - диск, ядро, копье. Но в принципе,
задатки хорошего десятиборца имелись. Не было только кому подсказать это направление.
Да и этот вид был в те времена мало знаком на наших, шепетовских аренах. И еще один
прекрасный вид спорта из легкой - тройной прыжок. Конечно, технику прыжка я знал -
разбег, толчок одной ногой, приземление и второй толчок той же ногой, далее приземление

на другую ногу, толчок и приземление на обе ноги. Вот такая техника прыжка. Официальных
соревнований по этому виду в те времена, я не помню, чтобы проводили. А жаль. Ибо в этом
виде был такой пример для подражания. Его я смело могу назвать и кумиром, и одним из
величайших легкоатлетов 20 века. Я говорю о Викторе Санееве - трехкратном олимпийском
чемпионе плюс серебрянном призере московской олимпиады.

Одну из олимпиад он выиграл с первой попытки, другую с последней. Должен был выиграть
и четвертую, московскую 80 года, был в форме и вряд ли кто то предполагал, что Санеев не
выиграет свою четвертую олимпиаду. Но... спорт есть спорт. Тем более ему, Виктору Санееву,
тогда так не повезло с погодой. А сопернику наоборот с ней повезло. Прыгает Санеев -

встречный ветер максимально допустимый, но именно встречный. Прыгает его соперник -
попутный ветер максимально допустимый, но именно попутный. Проиграл всего несколько
сантиметров. Сейча сэтот легендарный прыгун где то в Австралии, преподает на школьном
уровне. Вот такое у нас отношение к своим настоящим героям и спортсменам. Богата наша
легкая атлетика великими спортсменами - Борзов, Брумель, Авилов, Сапея, Корнелюк, Седых,

Шавлакадзе, Шарафетдинов, Тармак, Близнецов. Игорь Тер - Ованесян. Вспомнил об Игоре
Тер - Ованесяне, нашем великолепном прыгуне в длину - чемпионе Союза, Европы, мировом
рекордсмене. Он был тогда, как никогда, близок к победе самого высокого ранга и уровня -
к олимпийскому золоту Мехико, - был в отличной спортивной форме, имел прыжки в районе
восьми с половиной метров. Если бы не Боб Бимон, который и выиграл эту олимпиаду. Игорь

Тер - Ованесян сам потом говорил, - я был настроен на золото. Но... Бибон с первой попытки
показал свой поистинне фантастический, космический прыжок на 8 метров 90 сантиметров.
После этого прыжка все щансы на золото у нашего спортсмена отпали. Я помню прекрасно
этот прыжок. По телевизору, конечно. Бимон разбежался, мощнейше оттолкнулся и прыгнул.
Нет, не прыгнул, он просто взлетел над прыжковой ямой, до того высоким был его прыжок. И

длинным конечно. Сразу после прыжка Бимон подошел к судьям, посмотрел на результати...
и запрыгал от радости. На табло - 8 метров 90 сантиметров - новый мировой рекорд. Вот они,
эти легендарные прыгуны нашего времени. Хотя почему нашего - сейчас результаты этого
вида легкой атлетики намного скромнее.
 
Но спустимся с олимпийских высот на нашу, шепетовскую землю. Очень и очень часто в
нашем городе проводились легкоатлетические кроссы в один километр. Проходили они,
как правило, в центральном парке отдыха. Официально это проходило как первенство
города среди школ по весеннему, или осеннему кроссу. Компанияи собирались очень
внушительные - забегов 15 - 20, а в каждом забеге по 15 участников. Вот она массовость

советского спорта. Как сейчас помню. После очередного забега объявляют - забег номер 3
выиграл Черняк Василий, школа №2. Это мой старший брат. А через несколько забегов
новое объявление - забег номер 6 выиграл Черняк Леонид, школа №2. Это уже я победил,
собственной персоной. Вот такие были времена. Нравилась мне и стометровка. Я бы не
сказал, что я уж так хорошо ее бегал, где то в районе 12 секунд, это даже не дотягивало

до 2 спортивного разряда. Витя Лысенко, да и кто то из моих однокласников, бегали сотку
намного быстрее. А вот позднее, в войсках, да и после Академии, даже и не помню, что бы
кто то обогнал меня на этой самой сотке. Видно класс, школа подготовки,заложенная в
юношеские годы и давала то преимущество, которое не растерялось и со временем. А еще
мне очень нравилась спортивная стрельба. Обычный малокалиберный стандарт 3 на 40, то

есть три положения и на каждое по 40 патронов. Тем более, что у нас был отличный тренер
по стрельбе - чемпион Украины, мастер спорта Лукьянчук. Но что то у меня не получилось.
И мой школьный учитель физкультуры привел меня в эту секцию, представил тренеру. Не
помню уже и причин, но в эту секцию я так и не попал. А жаль, очень жалею и до сих пор.
У этого тренера потом была куча учеников, которые выполнили норматив мастера спорта

по пулевой стрельбе. Значит не судьба. Говоря о пулевой стрельбе, вспоминаю немного
смешной, немного мошенический, но вполне реальный случай на стрелковую тему. У кого
то из наших ребят появилась малокалиберная винтовка, точно не помню марки, кажется
ТОЗ - 8. Обычная малокалиберная тозовка под патрон калибра 5,6 мм. Винтовка то есть, а
вот стрелять нечем - патронов нет. Правда, патроны были, в магазине спорттоваров, что

недалеко от вокзала. Продавцом была довольно пожилая женщина, кажется имела проблемы
со зрением, так как носила очки и уж больно близко подносила к глазам все то, что надо
внимательно рассмотреть. Так вот мне и пришла мысль как купить эти самые патроны. Вот
что я придумал. Сочинил письмо как бы от имени нашего ДОСААФ, что то вроде ... районный
комитет шепетовского ДОСААФ для проведения тренировочных стрельб команды стрелков

разрешает купить такому то человеку (мне) патроны калибра 5,6 мм в количестве 100 штук...
Потом, правда пожалели, что написали 100, а не больше, но, как говорят, поезд ушел. Далее
эту бумажку отпечатали, поставили весьма и весьма неразборчивую печать городищенского
сельсовета и предьявили нашей продавщице спорт магазина. Смотрела она эту бумажку

весьма внимательно, что то спросила насчет печати, но в итоге выдала нам пачку или две
так нужных нам патронов. Да простят нас за эти шалости детства, которые впрочем, вреда
никому не нанесли, а мы хорошенько постреляли в лесу из мелкашки. И раз так много пошло
разговора о нашем городе Шепетовке, то хотелось бы вспомнить и посмотреть на жд вокзал,
который так часто провожал и встречал нас. Вот он, наш шепетовский жд вокзал. Это ещё

старое здание, сейчас там выстроен новый, очень красивый вокзал. Отсюда мы и уезжали с
родных и насиженных мест. А потом и возвращались в отпуска, на каникулы на этот, до боли
знакомый и родной вокзал. А я и жил совсем недалеко от этого вокзала, поэтому с железной
дорогой очень много связано, очень много воспоминаний. Железнодорожные специальности

всегда высоко ценились в нашем городе. Машинист, помошник машиниста, даже простой
работяга кочегар паровоза, были весьма уважаемыми профессиями. Кондуктора, проводники,
стрелочники, башмачники, путевые обходчики, весовщики, работники депо - вот неполный
перечень востребованных профессий в те далекие годы. Рядом с вокзалом находился, да и
теперь находится, железнодорожный клуб имени Войкова. С этим клубом у меня связаны два

два события, которые очень памятны и дороги мне.  Первое. Здесь я, еще будучи совсем
мальчишкой, записался во взрослую библиотеку. Какая незабываемое и памятное событие -
огромный зал с полками, а вернее со стелажами книг аж до потолка. Все разложено по
алфавиту, а главное - можно ходить, выбирать любые книги и брать домой. А сколько там
было книг на охотничьи темы. Арамилев, Пермитин, Перегудов, Шахов, Тушкан, Аксаков,

Герман, Туров - все эти авторы были в нашей библиотеке и всех перечитал я в те времена.
С тех пор в библиотеки я записывался всегда, - и в училище, и в Академии, и в городках,
и даже на академической стажировке под Чернобылем я записывался в библиотеку местной
воинской части. Года три назад я побывал в этом клубе моего детства. Все там на месте,
кинозал даже расширился, библиотека существует до настоящего времени.

И второе. Самое дорогое и памятное событие в моей жизни связано именно с этим
клубом. Здесь я увидел и познакомился со своей Томулечкой, моим самым родным и самым
близким человеком. Когда же это было? А было это на зимние курсантские каникулы в
феврале 66 года. Оставался год до выпуска из ЖКВУ. Тот день был выходной и я уезжал
после каникул в училище. Поезд Львов - Харьков отправлялся где то в три с чем то ночи

и время еще было. Поэтому пошел в наш клуб на танцы. Тогда это называлось просто -
танцы. Никаких дискотек, никаких тусовок, как сейчас принято, обычные танцы под
эстрадный оркестр или под музыку с радио. Зал большой, места много, поэтому и молодежи
собиралось всегда много. Танцевал я к этому времени уже вполне прилично - и школьные
уроки пригодились, да и в училище приходилось бывать на подобных мероприятиях. А для

практики бывало ночью, возле тумбочки дневального, разучиваешь хитрые па из твиста
или шейка. Модными были в те времена именно эти названия современных танцев. Был
я тогда в курсантской форме. Красиво, привлекательно. Мы не тяготились тогда военной
формой. Скорее наоборот, носили ее с уважением и гордостью. Ведь наши отцы сражались
на фронтах Великой Отечественной, поэтому любовь к военным и форме у нас была привита

с самого детства. И вот на этих танцах я себе сказал - выберу самую красивую девушку и
станцую с ней. И если честно, то моему взору показались две девушки - молоденькие,
красивые. Но ... но Господь указал на одну из них.
Очень красивую, скромную, с обаятельной внешностью и стройной, подростковой фигурой.
И это была моя Томулечка. Мне тогда было чуть больше 19, а ей около 17. Как молоды мы

были, как верили судьбе. А дальше. Дальше провел ее аж до 4 школы, там оказывается
жила моя избранница. Назад вернулся по Украинской, по шоссейке, через железную дорогу,
домой на свою родную Транспортную. Этот маршрут я потом повторял в течении трех
незабываемых лет. Была уже ночь, когда я вернулся домой, но я поделился своей радостью

с сестрой. Сказал, что сегодня в клубе я встретил самую лучшую и красивую девушку на
свете. Потом Нине очень понравилась моя Томочка. Вот так это все и было. А в три ночи
скорый поезд Львов - Харьков увез меня в Житомир, в родное училище, в наше ЖКЗАУ, где
еще оставалось учиться всего один год до офицерского выпуска.

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 


Рецензии