Когда уходят сыновья

   Живёт в городе Набережные Челны женщина с воодушевляющим именем Надежда. Дал ей Бог и подлинную красоту, и доброе сердце, и стойкий характер, и троих сыновей. Одного только не дал – счастья.
   Дважды была она замужем. Первый муж разбил Надежде сердце. Второй супруг – человек суровый и отстранённый.
   Старший сын Вадим утонул, средний Иван покончил с собой, младший Александр спивается. Ну, что тут скажешь? Одни слёзы.

   Но есть ведь и другая жизнь. Надежда знает об этом. Возвращение к родовым истокам. Друзья, готовые протянуть руку помощи в трудную минуту. Лес с грибами и ягодами. Сад, ждущий заботливых рук трудолюбивой хозяйки. Любимые занятия. Надежда обожает фотографировать. Она может так снять вишнёвое деревце, что тебе сразу захочется ягод. Мечтаешь лечь на её траву – и созерцать облака или сесть на её крыльцо – и смотреть на закат. А вот Надежда с племянницей – обе смеются, дурачатся. Так наступает вторая молодость.
   Можно пойти на луг, нарвать цветов и украсить дом. Выпить холодного молока из погреба. Нажарить ароматной картошечки прямо с огорода, да с малосольными огурцами или со свежими грибами – пальчики оближешь. Сварить янтарное варенье из коричных яблок. Или поболтать с радушной соседкой. В такие минуты жизнь вновь кажется бесценным даром.

   А потом наступает ночь. Надежда лежит в темноте и не может сомкнуть глаз. Перед ней вереницей проходят события её простой безыскусной жизни. Вот она в детстве, в деревне – в окружении подруг. Почти все девочки с косами или подстрижены под горшок. Вот мать посылает её утром за водой. Надя бежит босиком по мокрой от росы траве – к колодцу. Только что встало солнце. Щебечут птицы. На небе ни облачка. И, кажется, что так будет всегда. Ясное небо над ней голубеет предвестником счастья. Хочется смеяться – без всякой видимой причины. И совершенно неважно, что подумают люди. Жизнь на рассвете – дня ли, жизни – особенная. В ней ещё мало мыслей – больше чувств и ощущений. Когда идёшь по дороге – и тебе интересно, что там, за поворотом.
   Но девочка Надя растёт, хорошеет, на неё засматриваются парни. Она знает, что один из них вскоре станет её суженым. Что тогда? Замужество грезится в лучах любви. А потом вступаешь в брак, появляются дети, заботы, бессонные ночи. И однажды понимаешь, что любовь прошла, – а вместе с ней исчез и супруг. До сих пор перед Надиными глазами стоит невыносимая картина. Мужчина уходит, а маленький Ваня бежит за ним и умоляет вернуться. Но тот даже не взглянул на него.

   Промчались годы. Надя давно уже простила первому мужу всё – измены, побои и равнодушие. Но никак не может простить, что на крик сына он не обернулся. И этим тогда его убил. Когда много лет спустя Иван лёг на рельсы, перед её глазами невольно встала та картина. И она мысленно обвинила бывшего мужа в убийстве. И когда утонул в реке Надин старший сын – красавец-студент Вадим, она вспомнила то предательство. И когда второй муж отталкивает от себя собственного сына Сашу – а тот идёт и напивается, память вновь возвращает Надю на круги своя. Её душа прикована к тому эпизоду из прошлого. И никакие батюшки с их проповедями не могут освободить усталую Надину душу. Только она сама.

   Новая Надежда, – какая она? Свободная. Однажды она снимет с плеч непосильное бремя обид, поймёт свою судьбу и простит обидчиков. И станет ещё сильнее, добрее и краше. Пойдёт навстречу новой жизни и встретит её, как лучшую подругу, и они обнимутся…


   Вспоминаю бывшую коллегу. Всегда спокойная, уравновешенная. Хороший специалист. А внутри – зияющая рана. В девяностые годы погиб её сын Максим. Бросился в воду вниз головой – и сломал шейный позвонок. С тех пор Татьяну словно подменили. Отныне в этом мире она присутствовала лишь внешне. Делала свою работу, общалась с мужем и коллегами. Ходила в храм – но и там не находила покоя: сын умер некрещёным. Вспоминаю её равнодушный неприязненный взгляд – и поёживаюсь. Не приведи Бог никому такое пережить и не смириться, а навсегда закрыть своё сердце…


   Километрах в пятидесяти от Москвы на окраине леса стоит маленький домик. Там живут немолодые супруги Ирина и Сергей. Оба их сына умерли несколько лет назад. Страшное горе! С тех пор жизнь супругов круто изменилась. Они уехали из Москвы в тихое местечко, где пытаются исцелить душевные раны.

   Мы с мужем были у них несколько раз. Сергею слегка за шестьдесят. Он невысокого роста, худой, голубоглазый, борода и остатки волос совершенно седые. Немного заикается. Его жена Ирина года на четыре моложе. Это высокая кареглазая женщина, весьма интересная для своих лет, властная и разговорчивая. Сергей обожает супругу, слушается её беспрекословно и до сих пор пишет ей любовные записки. Одну из них я нашла на кухне. Очень трогательно!

   Вместе с Ириной и Сергеем в уютном домике живут карликовая такса и кот. Собаку зовут Юста. Это милое рыженькое создание, подвижное и жизнерадостное. Кота зовут Марик. Он очень худой, с волнистой светло-серой шерстью, пушистый и тёпленький. И кот и собака обожают сидеть на руках у хозяев. Но и ко мне пошли с удовольствием. Животные обладают целительским даром и являются полноправными членами семьи.
   «Мои дети!» – с гордостью говорит Ирина. Мне жаль её. Она из тех женщин, которым необходимы ребятишки. Ухаживать за ними, кормить, мыть горшки – без этого её жизнь неполноценна. Она до сих пор хранит фотографии девочки, которая заботилась о её младшем сыне. Девочка давно выросла, вышла замуж, родила двоих детей. Но для Ирины она по-прежнему защитница её дорогого Мишеньки. Он умер совсем молодым от астмы и до сих пор живёт в материнском сердце – хотя прошло уже пятнадцать лет.

   Дом стоит в саду, с любовью возделанном заботливыми руками хозяйки. Чего там только нет – и редкие цветы, и разные овощи, и кустарники, и плодовые деревья. Ирина с таким удовольствием показывает мне своё приусадебное хозяйство, что я понимаю: для неё сад – своего рода фетиш. Возможно, она даже мысленно наделяет душой все свои растения. В них как бы воплощены её сыновья. Ирина до сих пор не может смириться с тем, что мальчиков больше нет.
   Её супруг Сергей, в отличие от жены, с большим смирением несёт свой крест. Есть в этом человеке что-то очень трогательное. Каждый раз Сергей встречает и провожает нас с мужем до станции. Ведёт по узкой тропинке – словно проводник по лесному царству.

   Я люблю собирать ягоды и грибы. Муж договаривается, что мы приедем ещё, когда пойдут опята. Но даже без них лес для меня – это целый мир запахов, звуков, ощущений. Ветер шумит в верхушках деревьев. Солнечные лучи пронизывают листву. Копошатся в траве букашки. А вот и лесная гостья. Прямо на меня ползёт огромная жаба и смотрит, не мигая: кто это забрался в её владения? Некоторое время играю с ней. Потом отпускаю – и она уходит так же незаметно, как пришла. В саду поймала другую жабу, поменьше, и она пищала от страха, пока я не посадила её в траву.

   Иногда я думаю: как страшно может быть в домике на краю леса, когда просыпаются осенние ветра или зима стучится в окна снежными лапами. Невыносимо там в одиночестве. Может, потому Сергей и ушёл с работы – чтобы находиться рядом с любимой женой?
   Приходит вечер, наступает ночь. Домик на окраине леса погружается в сон. А по лунной дорожке идут два мальчика и смотрят с небес на спящих родителей…


Рецензии