Чтение, книги, библиотеки

Чтение, книги, библиотеки. Всегда нравилось читать книги. Самые разнообразные,
про войну, особенно про партизан, исторические, фантастику, детективы. Наверное,   
как все любители чтения. Но постепенно эта перечисленная тематика отошла, как бы
на задний план. Мне все более стали нравиться книги о природе, морские повести,
рыбацкие рассказы. И, конечно же, об охоте. В детстве был большой выбор книг этой

тематики. Например, в местной библиотеке. Или в небольшом магазинчике Военторга.
Много я покупал охотничьих книг в этом магазине на Карла Маркса. В те времена
книги были вполне доступны по цене. Если книга не сильно большого формата, страниц 
до двести, то вполне можно было купить ее по цене до рубля за книгу. Такие деньги
для нас, то есть меня, были доступны. Библиотека это одно. Там выбрал книгу, или

несколько, прочитал и вернул. А мне уже в ту пору хотелось иметь охотничьи книги,
свои, личные, не библиотечные. В библиотеке выбор, конечно, побольше, чем в
магазине. Но кое что было и в этом маленьком магазинчике нашего Военторга.
Сильное, и очень неизгладимое в памяти осталось первое посещение библиотеки,
когда я на законном основании записался туда и получил карточку читателя. Это
 
была библиотека нашего железнодорожного клуба имени Войкова, которая была не
далеко и располагалась рядом с вокзалом. Огромный зал со стеллажами,
полностью заставленными книгами, среди которых так много книг на любимые,
охотничьи темы. Алфавитные указатели облегчали поиск нужных книг. К, примеру,
указатель на «А». Здесь меня привлекали Арамилев, Аксаков, Арсеньев, Ажаев,
 
Астров, Архангельский. Вот каков выбор. Иван Арамилев. Советский писатель,
творчество которого всецело было посвящено охоте. Его книги: «Рассказы охотника»,
«В лесах Урала», «Юность Матвея» были моими первыми, любимыми книгами об
охоте. Как же там все прекрасно описано. Суровая уральская тайга, таежные
зимовки охотников, их быт, таежный промысел пушного зверя – вот основные темы
 
этих произведений. И все это на фоне великолепия уральской тайги, увлекательных
рассказов бывалых таежных охотников. После чтения таких книг создавалось
впечатление, что как бы сам побывал в этих таежных местах, посидел у ночного
костра и послушал бывалых таежников. Какая все - таки прекрасная вещь книга.
Особенно если она написана прекрасным писателем, который сам того не ведая,
 
заглянул прямо тебе в душу. Велика роль книги – в просвещении, в воспитании,
в выборе жизненного пути.  Книга помогает человеку стать настоящим, истинным
ценителем всего прекрасного, всего неповторимого, всего того, что окружает нас.
Книга учит жизни. Жаль, что в наше нынешнее время, не все это понимают.
А вот охотничьей жизни меня, пожалуй, в детстве учила вот эта прекрасная книга

В.Е. Германа «Охота на пернатую дичь». Впервые я увидел эту книгу немного другой.
На лицевой  обложке красовался огромный глухарь. Только он и больше никаких птиц.
Это уже более поздние издания этой книги. Вот и сменили немного главную обложку
этой прекрасной охотничьей книги. Главное, что содержание осталось прежним. Полное
описание всех охотничьих птиц, разделение дичи на болотную, полевую, пустынную,

степную, водную, горную и так далее. Ко всему этому ареалы распространения этих
птиц, все виды и способы охот. И, конечно, же, прекрасные фотографии всех описанных
в книге птиц. Настоящая полная охотничья энциклопедия по пернатой дичи. Но у этого
прекрасного автора, кроме всего, было множество охотничьих рассказов, которыми я
зачитывался в детстве. А, собственно, не только в детстве. Повесть «Внук», рассказ

«Байкал» - в этих произведениях автора не только охота. Прекрасный автор, прекрасные
книги, которые перечитываю и сейчас. Но вот сейчас, во времена, непонятно какого
социального строя, ценность книг, их востребованность и нужность во многом утрачены
и потеряны. Что - то я давно не наблюдал в нынешней России очередей в библиотеки,
читальные залы, очередей за книгами, за газетами, за журналами.

Книги, конечно, есть: красивые, цветные, большие, доступные. Но вот, что они
несут, эти современные книги и эти, так называемые писатели «современные писатели».
И уже вряд ли можно сказать, что мы самая читающая нация в мире. Сейчас ведь нет
тех газет, тех журналов, которые раньше читали буквально все. Конечно, некоторые
издания сохранились, даже под старыми названиями. Но вот, что внутри, что на

страницах – это вопрос. Не говорю даже о навязчивой, в общем, то, бестолковой,
никому не нужной рекламе. Остальное содержание также не отличается чем - то
особым, нужным, запоминающимся. Да и цены. В советские времена газета стоила
всего две, три копейки, журнал немного подороже. Сейчас таких цен нет, теперь
безвкусный, бессодержательный, но внешне яркий и блестящий журнал стоит ого го,

сколько. Все газетные ларьки забиты этим пестрым блеском. А вот очередей за этим
чтивом, что то не наблюдается. Оказывается, что советский книжный дефицит куда
лучше и полезнее нынешнего, никому не нужного изобилия этих ярких пустышек.
Припоминаются времена книжных «стимулов», - за десять килограмм макулатуры
вполне можно было взять книгу вполне приличного автора, советского или

зарубежного. Нигде лишнего листочка бумаги, картонки не найти, все шло в обмен
на книги. Теперь весь город завален бумажным мусором, никому он не нужен, никто
бумаги не собирает. А зачем? Куда ее девать? Да и приемная цена такова, что никакого
интереса собирать ее, нет. Как, собственно, и с бутылками. Раньше бутылка, это батон
хлеба. Или две булки. Теперь на булку хлеба надо собрать не меньше сотни. На улицах

сотни бездомных, голодных. Подними приемную цену на макулатуру, тару – уберутся
все свалки, все подворотни. Много голодных получат кусок хлеба. Все просто, но … ,но
никому ничего не надо, никому нет до этого дела. Зато в цене металл, особенно
цветной. Воруют, тащат все, срывают провода с линий электропередач, разбирают
железнодорожные рельсы, раскурочивают лифты, тащат канализационные люки – все

позволено. И никому до этого нет дела. Случаются аварии, целые поселки остаются без
электричества, дети падают в незакрытые люки. И никому до этого дела нет.
Энергетики, чьи провода режут сотнями метров, спокойны, как мамонты. Им что. Они
все убытки включают в тарифы, в заоблачные, непонятно откуда взятые тарифы. И все
дерут с простого потребителя. А сверху их поддерживают и дают добро на ежегодные

повышения тарифов. Начали мы с книг, а вот до чего дошли. Да не до книг
теперешнему обывателю. Он занят совсем другим – как выжить, как прожить, как
прокормить, как дотянуть, у кого занять. И так далее. Какие уж тут книги. А если и
книг хороших нет. Никакого движения, никаких прорывов в социальных и прочих
сферах не будет никогда – если утеряно главное звено всего лучшего, всего

прогрессивного. Если утерян человек. Разве есть у нынешней России будущее – никто
не хочет работать, разгул преступности, коррупция на самом олимпе власти,
не учащиеся дети. В настоящее время бездомных детей больше, чем после окончания
войны. И ко всему непонятные реформы во всех сферах – здравоохранение,
образование, правосудие, армия. Прибавьте к этому развал экономики, никаких

передовых внедрений и технологий. Главный упор только на вывоз сырья, которого
еще немножечко, может, еще и осталось. Так в нормальной стране не работают. Здесь
нет развития, нет перспектив и движения вперед. Так как у нас, работают только
временщики. Наши олигархи вовсе не связывают свой бизнес, свое будущее с Россией.

Да ну его с этим. Совсем не о том хотелось сказать и написать. Хотелось говорить о
новых местах, о хороших авторах, о прекрасных местах, в которых я побывал именно благодаря книгам. Физически я ведь не был на Урале. Но мысленно. Прекрасные описания этих мест Арамилевым, как бы перенесли меня туда, в таежную, уральскую глушь, в охотничью дальнюю заимку. Прекрасные охотничьи птицы – тетерев, глухарь, рябчик.

Именно там, в глухой уральской тайге, я познакомился, узнал об этих птицах. Это
уже позднее, в лесах Подмосковья, я встретил этих, давно мне знакомых птиц, воочию.
Или прекрасная река Дальнего Востока, Амур. Он мне был знаком очень давно, еще с детства. Когда я зачитывался книгами Арсеньева, Задорнова, Федосеева. И с каким
великим удовольствием и наслаждением, много позднее, я реально посетил те места.

И даже походил по берегам этой славной, великой реки. Какая неповторимая, безбрежная
и мощнейшая река. На песчаный берег мощно накатывают волны, посреди реки плывут
огромные суда и баржи. Пароходные гудки растворяются в этом громадном просторе
реки, далекие чайки вдали от берега кажутся белоснежными платочками, что трепещут
на ветру. Другого берега реки, что напротив, вовсе и не видать. Смело можно принять

эту громаду воды и волн за настоящее, большущее море. А собственно, чем эта река
отличается от настоящего моря. Длина огромная, ширина такая, что берегов не видать.
Разве только, что вода речная, пресная. На берегу такой реки, как и на море, можно
стоять часами. Стихия воды привораживает, притягивает, от огромных, далеких
горизонтов нельзя оторвать взгляд. Всюду вода и вода, плеск и рокот набегающих волн

так напоминает морской берег. А если еще удалось посмотреть на закат солнца на
фоне этой великой реки. Огромный солнечный диск солнца висит громадой над водой,
только яркие отблески отражаются от водной поверхности. Но постепенно диск все
уменьшается и уменьшается, сближается, а затем и садится на воду. Вот уже и диск
виден только наполовину, на четверть. Лучи еще отражаются от воды, но постепенно

их блеск угасает, вода как бы поглотила вечернее солнце. Вечерний закат солнца
завершился – величавая картина. Хорошие, красивые места открыли мне книги,
прочитанные в детстве. Волга, Ярославль, Переславль Залесский, Рыбинск. Когда то
мне пришлось побывать на знаменитом Плещеевом озере, что возле Переславля
Залесского. Жили прямо на берегу этого озера в прекрасных, санаторных домиках, с

окон которых виднелось знаменитое озеро. А знаменито оно тем, что там молодой царь
Петр строил и спускал на воду свои корабли – ботики. Здесь под предводительством
Петра и зарождался русский флот. Вот такая история. Всегда волнительно и трепетно
прикоснутся к такой истории. Долго я стоял на берегу этого озера. Думал, наблюдал,
вспоминал. История всегда тянет к размышлениям и аналогиям. И даже чувство какой

то причастности к великой истории Руси приходит в такие моменты. А вот в другой раз
стоял на берегу Волги в Рыбинске, так никаких возвышенных чувств, почему - то не
возникало. Хотелось просто раздеться и поплавать по Волге. Что я и сделал. Может
быть присутствие цивилизации, а стоял я ведь на берегу в самом городе, отбивает
высокие, патриотические чувства. Но как отделить историю от цивилизации. Ведь и

настоящее время, когда - то тоже станет историей. А вообще - то мне всегда хотелось
проплыть по Волге на большом, прогулочном пароходе – сверху вниз, или снизу вверх.
Главное, что по Волге. Посмотреть старинные русские города, что на Волге. Некоторые
из этих городов я видел, но такого полного тура по Волге совершить не пришлось.
Россия слишком велика, чтобы всюду побывать и все посмотреть. Но чтобы хоть как –

то окунуться в атмосферу любимых, неизведанных мест, на помощь опять таки
приходит книга. Или хорошее стихотворение. Такое, например, под Визбора.
Мне очень нравится Визбор. Особенно его "Домбайский вальс".
 
                Месяц кончается май
                здравствуй родной мой Домбай
                раннее солнце встает
                завтра мы снова в поход.

                Завтра увидим тайгу
                неба с утра синеву
                нет, не прощается май
                с нами родимый Домбай

                С нами та сопка встает,
                с нами готовит поход
                песню пропели мы в май,
                все о тебе мой Домбай.

                Все о тебе мой Домбай
                все - таки кончился май,
                раннее солнце встает
                завтра мы снова в поход.

Была у меня в детстве книга - «Любимые места охоты». Вот в этой книге тщательно,
подробно, с картинами и фото были расписаны почти все охотничьи хозяйства
Советского Союза. С картами, путями подъезда, адресами. Это был не только
справочник. Это была прекрасная, географическая, и я бы сказал, художественная
книга. О многих чудесных уголках страны я узнал из этой познавательной книги.

Завидово, Московское море, Карелия, Байкал, Селигер, Валдай. Печора, Маныч,
днепровские плавни, херсонские степи. Об этих великолепных местах я узнал именно
из этой книги. Даже родное и знакомое кубинское охотхозяйство было описано в этой
книге. Здесь то уж точно мне приходилось бывать. Прекрасные имеются книги из серии
«Охотничьи Просторы». Их я собирал с самого детства. Какие там только рассказы и

повести печатались. А какие авторы: Герман, Пермитин, Перегудов, Смирнов, Саулин,
Тушкан, Володин, Фомин, Арамилев, Зуев, Зарудин, Зарубин. Все они печатались в этих
книгах. В начале лихих девяностых, выпуск этих чудесных книг прекратился. Правда,
на время, лет, наверное, на десять. Потом выпуск продолжился и сейчас эти книги есть
в продаже. Можно заказать и по почте, и по Интернету. Присылают исправно.

Честь и хвала редакторам и составителям альманаха за это благородное дело. Нашлись
благородные, инициативные люди, которые возродили выпуск этих любимых книг. Я
сейчас особо не читаю книг, особенно новых, современных. Плохо это или хорошо, не
берусь судить. Но старый номер «Охотничьих просторов», или еще что нибудь из
охотничьей тематики с удовольствием беру в руки, листаю, вспоминаю, читаю. Ибо это

настоящие книги, любимые мною с самого раннего детства. А кто же из нас не хочет
еще разочек окунуться в мир нашего, неповторимого детства. Так пусть любимая книга
и поможет в этом. Читая «Дерсу Узала» Арсеньева, или «Тропою испытаний»
Федосеева, я, как бы вновь переживаю свои детские походы, как бы вновь участвую в
них, переживаю, все те события и случаи, что были на самом деле. Читая «Годы, тропы,

ружье» Правдухина, как раз и вспоминаешь про свои годы, про свои тропы, про свое
ружье. И не важно то, что автор, в основном, описывает уральские, оренбургские
степи. Это вовсе не мешает мне бродить по своим тропам и местам. А вот еще одна
книга - шедевр охотничьей литературы. «Записки ружейного охотника оренбургской
губернии» С. Т. Аксакова. Старая книга, старый, очень оригинальный переплет. Эта

книга на протяжении многих лет является настоящей настольной книгой для каждого
ружейного охотника. Я не покупал этот шедевр, они не продавались. Я ее взял в
библиотеке, а потом, потом как бы утерял ее. Пришлось уплатить штраф в
пятикратном размере. А книга осталась у меня. И на такое приходилось идти.
Позднее мне захотелось повторить такую "операцию" с еще одной, не менее

замечательной книгой из академической библиотеки.  «Настольная книга охотника»,
такое ее название. Такой мощный, толстый фолиант, с прекрасной обложкой,
многостраничная, с уймой фото и картинок. Таких книг в продаже в жизни не водилось.
А вот, в академической библиотеке я нашел ее по каталогу и заказал. И мне, каким - то
библиотечным лифтом из хранилищ первого этажа, доставили в библиотеку на девятый

этаж. Вот такой был сервис. Читал я ее и держал дома долго. Но терять ее, как книгу
Аксакова, не стал. В академии, все - таки. Да и пятикратный штраф там был весьма и
весьма солидный, так как стоила эта настольная книга весьма дорого. Вот такие
книжные, невыдуманные истории. С книгами связано очень и очень много. Вспоминать,
писать об этом можно до бесконечности. Как сказал кто то из классиков: читайте книгу,
источник знаний. А я бы добавил – настоящая книга учит жизни, учит любить Родину.


Рецензии