Абзацы о математике и искусстве

   Если говорить в узком смысле слова о связи математики с наукой, искусством и в целом с культурой то можно также говорить о том, как математики представляют себе творческий процесс в математике и отождествляют его с таковым в искусстве, а саму математику с искусством. Некоторые из них наделены богатой эмоциональной сферой, которая позволяет им находить в абстрактных построениях и открытиях прекрасное и совершенное и наслаждаться подобно тому, как это имеет место в обычном искусстве (музыке, живописи, поэзии, архитектуре, наконец, в творениях живой природы). Правда, для понимания этого людьми, далекими от науки и профессиональных занятий искусством, такое искусство не вполне доступно.

    Поэтому мы будем говорить о том, как математика в общедоступной своей части, понятной для большинства людей, буквально растворена  во всех научных дисциплинах, искусстве, в целом в культуре и природе. Осознание этого факта позволяет более глубоко ощутить красоту и гармонию, как в природе, так и в искусстве.  В то же время математика не является естественной наукой, поскольку не занимается изучением каких-либо объектов или явлений реального мира. Она исходит из абстрактных идеализаций и аксиом, делает выводы на основе формальной логики и для нее важна логичность этих выводов. Естественные науки проверяют свои теории в эксперименте. Для естествоиспытателей важно, чтобы было возможно более точное совпадение теоретических выводов с экспериментальными данными.
      
Математика – это универсальный строгий язык:  одинаковые уравнения и формулы которого описывают процессы в различных областях знания (физике, химии, технике, архитектуре, экологии,  социологии), подобно любому языку.
Поскольку эстетика – это наука о прекрасном, то можно с высот математического олимпа увидеть прекрасное не только с точки зрения глубокого и точного проникновения математики в законы прекрасного, но и дать новое измерение эстетического наслаждения на основе более глубокого понимания красоты, как бы добавляя новую эстетическую координату, связанную с ощущением математической красоты, определяемой уже математическими критериями, этакая вторая сигнальная система.
   
    В  силу слабой дифференциации  наук своего времени, древние учёные были мыслителями и философами во всех областях (в этом было их преимущество перед нами). Они неплохо знали математику своего времени. Она очаровывала их точностью и глубиной знания, и они искали связь её с прекрасным в искусстве и природе, находили её и получали высшее наслаждение от этого. Говорили, что Пифагор слышал гармонию сфер в космосе, то есть музыку планет солнечной системы, полагая, что она связана с обычной музыкой. Сейчас наши представления обогатились новыми знаниями, особенно в области компьютерных технологий, что породило новое синтетическое искусство. Алгоритмы используются для построения необычных изображений, например с использованием фракталов.

    Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Эти изображения удивляют своей симметрией, изысканностью и совершенством. С другой стороны, появилось целое направление профессиональных художников: математических художников. То же можно сказать и о музыке и поэзии с применением компьютеров, когда создаются математические программы, «сочиняющие» «математическую» музыку и «математические» стихи, математические картины, скульптуры и т.п.  Правда, такое искусство некоторые, и не без оснований, считают не вполне очеловеченным и формальным. Тем не менее мы упомянем и эту сторону исключительной плодотворности связи математики и искусства.


Рецензии
Спасибо за интересную информацию, мы находимся во власти математических законов, не осознавая этого, но придёт время, когда население по уровню развития достигнет соответствующего его природе мышления, наступит гармония, исчезнут конфликты, но сколько ещё ждать вот в чём вопрос?

Нонна Исадская   17.07.2016 11:28     Заявить о нарушении
Нонна, спасибо большущее за Ваш очень ободряющий отклик, очень разделяю Ваш оптимизм! Ведь, даже если это не достижимо, сама надежда уже прекрасна и вселяет веру в торжество прекрасного, глубина познания которого основана на математике и искусстве.
Герман

Герман Гусев   17.07.2016 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.