На переломе. 1914. Гл. 1

На переломе 1870-1914. Глава 1.

1. Этот исторический этюд принадлежит к тому же кругу идей, которые я разрабатываю в двух других своих книгах Время Смыслов и Реальность Смысла, а также в книге Общество и понимание, где я поднимаю проблему общества, как внутреннего и внешнего диалога и двухсторонней взаимосвязи. С другой стороны в книге Реальность смысла я формулирую проблему гипономного понимания (гипономного AHB в терминах контекстограммы/матрицы социальной идентичности, о ней см. Время смыслов глава 1-2). Это двухстороннее понимание, опосредующее общее (верхнее левое контекстное поле А общих принципов.норм, таких как истина и справедливость, и отдельное (совокупность традиционных конкретных уникальных жизненных форм/ценностей, таких как страна и народ в правом верхнем контекстном поле В)в отличие от сосредоточенного на отдельном одностороннего инструментального субъективизма и столь же одностороннего догматического объективизма, сосредоточенного на общем, выводит нас на более глубокий уровень понимания идентичности, чем ее интерпретация как пучка односторонних проективных (коллективных и индивидуальных)интересов.

2. Но здесь возникает вопрос: а можно ли в реальной истории найти нечто соответствующее этому более глубокому диалогическому уровню общественного взаимодействия? В качестве предварительного ответа на этот вопрос я и пишу этот этюд. По тематике его содержание должно войти в новую, недавно начатую мной книгу Смысловые грани.

3. Скажем сразу, что это разработка одной конкретной проблемы, а не целостная историческая картина, мне просто было важно выяснить имеют ли мои общефилософские соображения некий конкретный исторический эквивалент. Но в процессе осмысления этой темы я наткнулся на некоторые вещи,которые могут быть значимы для любого кто интересуется русской культурой этой эпохи.

4. О каких вещах идет речь выяснится в ходе нашего изложения. А сейчас постараемся определить где обрисованная выше проблемами общественного взаимопонимания и внутреннего диалога стыкуется с тем, что конкретно волновало самих современников. Мы сделаем это в следующей главе.


Рецензии