Богданов - Бельский Устный счёт

    Когда я прихожу в Третьяковку с очередной группой, то, конечно же, знаю тот обязательный список картин,мимо которых нельзя пройти. Всё держу в голове.  От начала до конца выстроенные в одну линию эти картины должны рассказать историю развития  нашей живописи. Со всем тем, что являет собой не малую часть нашего национального достояния и духовной культуры. Это все картины, так сказать, первого порядка, которые невозможно обойти без того, чтобы история не оказалась бы ущербной.  Но есть и такие, как бы совсем и не обязательные для показа. И мой выбор здесь  зависит только от меня. От моего расположения к группе, от настроения, а ещё и наличия свободного времени.

      Ну так вот, картина «Устный счет» художника Богдана – Бельского исключительно для души. И пройти мимо неё я никак не могу. Да и как пройти, потому как я  заранее знаю, что внимание наших иностранный друзей  именно у этой картины проявится до такой степени, что и не остановиться будет просто невозможно. Ну не оттаскивать же их насильно.

  Почему? Этот  художник ведь не из самых известных  российских живописцев. Его  имя  знают по большей части   специалисты – искусствоведы. Но эта картина заставит, тем не менее,  остановится любого. И внимание  иностранца она привлечёт в не меньшей степени.

    Вот и стоим мы, и долго с интересом рассматриваем все в ней, даже и самые мелкие детали. И я понимаю, что мне и объяснять тут много не надо. Более того, я чувствую, как моими словами я могу даже и помешать восприятию увиденного. Ну так, как если бы я начинал давать комментарии в то время, когда ухо хочет насладиться  захватившей нас мелодией.

                *****

    И тем не менее сделать некоторые пояснения все же надо. Даже и необходимо. Что мы видим? А мы видим одиннадцать деревенских мальчиков погрузившихся в мыслительный процесс в поисках ответа на математическое уравнение, написанное на доске их хитроумным учителем.

     Мысль! Как много в этом звуке! Мысль в содружестве с трудом создала человека. Лучшее свидетельство тому явил нам Огюст Роден своим Мыслителем. Но когда я смотрю на эту знаменитую скульптуру, а я видел её оригинал в музее Родена в Париже,  то во мне она рождает какое-то странное чувство. И, как ни странно,  – это чувство страха, и даже ужаса. Какой-то звериной мощью веет от мыслительного напряга этого существа, поставленного во дворе музея. И мне невольно видятся чудные открытия, которые готовит нам в своем мучительном мыслительном потуге это сидящее на скале существо. Например, открытие атомной бомбы, грозящей уничтожить само человечество вместе с этим Мыслителем.  А мы уже доподлинно знаем, что   этот звероподобный человек придет к изобретению ужасной бомбы, способной стереть всё живое на земле.
 
     А вот мальчики художника Богдана – Бельского, меня совсем не пугают. Напротив. Я смотрю на них и  чувствую, как в душе моей рождается тёплая  симпатия к ним. Хочется улыбаться.  И радость чувствую, которая приливает к моему сердцу от созерцания трогательной сцены. Мыслительный поиск, выраженный в лицах этих мальчишек, меня восхищает и волнует.  А еще заставляет задуматься и вот ещё о чём.

     Картина была написана в 1895 году. А несколькими годами ранее в 1887 году был принят печально известный циркуляр.
 
 Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях»  предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». Боже мой, какой чудный канцелярский слог.

   И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей.

   Вот так! А теперь посмотрите на этих юных быстрых разумом Невтонов в лаптях и скажите, много ли  у них шансов стать «разумными и великими».

                *****
 
   Хотя может быть кому-то и повезет. Потому как повезло им всем с учителем. Знаменит он был. Да ещё и был он учитель от Бога. Звали его Сергей Александрович Рачинский. Сегодня его почти и не знают. А он так заслужил  всею своею жизнью, чтобы остаться в нашей памяти. Посмотрите на него повнимательней.  Вот он сидит в окружении своих лапотных учеников.

   Он был ботаником, математиком, а ещё профессором Московского университета. Но главное, он был учителем не только по профессии, но и по всему его душевному складу, по призванию. И любил детей.

    Набравшись учености, он вернулся в своё родное село Татево. И он построил эту школу, которую мы видим на картине.  Да ещё и с общежитием для деревенских ребятишек. Потому как, скажем правду, принимал он в школу не всех. Сам отбирал не в пример Льву Толстому, которых принимал в свою школу всех окрестных ребятишек.

    Рачинский создал собственную методику для устного счета, которую могли, конечно, усвоить не все. Только избранные. Он хотел работать с отборным материалом. И добивался желанного результата. Поэтому  пусть вас не удивляет то, что столь сложную задачку решают детки в лаптях и рубахах на выпуск.
 
      А художник Богданов – Бельский и сам прошёл эту школу. И разве мог он забыть своего первого учителя. Нет, никак не мог. И эта картина – дань памяти любимому учителю. А Рачинский преподавал в этой школе не только математику, но еще  наряду с другими предметами живопись и рисунок. И он   первым заметил тяготение мальчика к живописи. И он же направил его продолжить изучать этот предмет не куда-нибудь, а в Троице-Сергиевскую лавру, в иконописную мастерскую. А дальше – больше. Продолжил юноша постигать искусство живописи в  не менее знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, что на Мясницкой улице. А какие учителя у него были! Поленов, Маковский, Прянишников. А потом ещё и Репин. Одну из картин молодого художника «Будущий инок» купила сама императрица Мария Федоровна.
 
   То есть выдал ему Сергей Александрович путёвку в жизнь. И как после этого мог отблагодарить своего учителя уже состоявшийся художник? А вот только этой самой картиной.  Это самое большой, что мог он сделать. И правильно сделал. Благодаря ему и мы тоже имеем сегодня  зримый образ этого замечательного человека, учителя Рачинского.

                *****

    Повезло, конечно,  мальчику. Просто невероятно повезло. Ну, кто он был? Внебрачный сын батрачки! И какое у него могло быть будущее, не попади он в школу знаменитого учителя.   
               
   Учитель написал на доске математическое уравнение. Вы можете легко его разглядеть. И переписать. И попытаться решить. Однажды в моей группе был учитель математики. Тот  старательно переписал уравнение на бумажку в блокнотике и стал решать. И решил. И потратил на то не менее пяти минут. Попробуйте и вы. А я вот даже и не берусь.  Потому как в школе у меня не было такого учителя. Да я думаю, что если бы даже и был, ничего бы у меня не получилось. Ну не математик я. И по сей день.

   И  понял я это  уже в пятом классе. Пусть и был я ещё совсем мелким, но уже и тогда понял, что все эти скобки и закорючки никак, никоим образом в жизни мне не пригодятся. Не выйдут никаким боком.  И никак эти циферки душу мою не волновали. Напротив, только возмущали.  И не лежит у меня душа к ним и по сей день.

  Я тогда ещё неосознанно  находил мои потуги в решении всех этих циферок со всякими значками  бесполезными и даже вредными. И ничего кроме тихой и невысказанной ненависти они у меня не вызывали. А уж когда пришли всякие косинусы с тангенсами, то наступил полный мрак. Меня бесило то, что вся эта фигня алгебраическая только отрывала меня от более полезных и увлекательных вещей в мире. Например, от географии, астрономии, рисовании и литературы.

   Да, не усвоил я с тех пор  то, что такое котангенсы и синусы. Но  и никаких страданий и сожалений по этому поводу не испытываю. Отсутствие этих знаний ну никак не сказалось на всем моей уже и не маленькой жизни. Для меня и сегодня является загадкой, как это электроны бегают с невероятной скоростью  внутри железного провода на жуткие расстояния, создавая электрический ток. Да и это ещё не все. В какую-то мелкую долю секунды, они вдруг могут остановиться и побежать дружно обратно. Ну и пусть бегают, думаю я.  Кому это интересно, вот пусть он этим и занимается.

     Но вопрос не в этом. А вопрос состоял в том, что я даже и в те мелкие мои годы не понимал, зачем было мучить меня тем, что душа отвергала напрочь. И я был прав в этих моих болезненных сомнениях.
 
                *****
 
   Позже, когда я сам стал учителем, я нашёл ответ всему. А объяснение состоит в том, что есть такая планка, такой уровень знаний, который должна заложить государственная школа, чтобы страна не отстала в своём развитии от других, идя на поводу у двоечников вроде меня.
    
   Чтобы найти бриллиант или крупицу золота, нужно переработать тонны пустой породы. Её называют отвальной, ненужной, пустой. Но без этой ненужной породы и бриллианта  с крупинками золота, не говоря уж о самородках, тоже не найти. Ну так вот я и мне подобные и были этой самой отвальной породой, которая только и нужна была, чтобы взрастить нужных стране математиков и даже вундеркиндов математических. Но как  я мог знать тогда об этом со всеми моими потугами решить уравнения, которое добрый учитель писал нам на доске. То есть я своими муками и комплексами неполноценности способствовал рождению настоящих математиков. И от этой очевидной истины никак не уйти.
 
   Так было, так есть и так будет всегда. И мне это сегодня доподлинно известно. Потому как я не только переводчик, но ещё и учитель французского языка. Я преподаю и совершенно точно знаю, что из моих учеников, а в каждой группе их приблизительно по 12,  язык будут знать два много три ученика. Остальные – отстой. Или отвальная порода, если хотите.  В силу разных причин.
 
     Это вы на картине видите  одиннадцать увлеченных мальчиков с горящими глазами. Но это картина. А в жизни-то совсем не так. И это вам скажет любой учитель.

    Причины разные, почему не так. Чтобы быть понятым, приведу следующий пример. Приходит ко мне мамаша и спрашивает, сколько мне потребуются времени, чтобы научить её мальчика французскому языку. Я не знаю, что ей ответить. То есть знаю, конечно. Но не знаю, как ответить,  не обидев напористую мамашу. А ответить ей надо следующее:

     Язык за 16 часов – это только по телевизору. Я не знаю степень заинтересованности и мотивации вашего мальчика. Нет мотивации - и посади с вашим дорогим дитём хоть троих  профессоров-репетиторов, ничего не выйдет. А потом есть  и такая ещё важная вещь, как способности. А у одних эти способности есть, а у других их вовсе и нет. Так гены, Бог или ещё кто-то неведомый мне решил.  Вот, к примеру, девочка хочет научиться бальным танцам, а Бог не дал ей ни чувства ритма, ни пластики, ни, просто о ужас, соответствующей фигуры ( ну толстая стала или долговязая). А так хочется. Что тут будешь делать, если сама природа встала поперёк. И так ведь в каждом деле. И в изучении языка тоже.
 
       Но вот, правда,  в этом месте мне хочется поставить большую  запятую самому себе. Не все так просто.   Мотивация – вещь подвижная. Сегодня её нет, а завтра появилась. То есть то, что случилось со мной самим. Моя первая учительница французского, дорогая Роза Наумовна, как бы сильно подивилась, узнав, что именно её предмет станет делом всей моей жизни.

                *****
    Но вернёмся к учителю Рачинскому. Признаюсь, что его портрет меня интересует неизмеримо больше, чем личность художника. Он был родовитым дворянином и совсем не бедным человеком. У него было свое поместье. И ко всему этому у него была учёная голова. Ведь это именно он перевёл впервые «Происхождение видов» Чарльза Дарвина на русский язык.   Хотя вот странный, поразивший меня факт. Он был глубоко религиозным человеком. И при этом переводил абсолютно отвратную его душе знаменитую материалистическую теорию

    Он жил в Москве на Малой Дмитровке, и был знаком со многими известными людьми. Например,  со Львом Толстым.  И именно Толстой  подвигнул его на дело народного просвещения. Ещё в юности Толстой увлекался идеями Жана Жака Руссо,  Великий просветитель был его кумиром. Тот, к примеру, написал замечательный педагогический труд «Эмиль или о воспитании». Я и не только его читал, но писал по нему курсовую работу в институте. По правде сказать, Руссо, как мне казалось, выдвигал в этом труде идеи ну более, чем оригинальные.  А самого Толстого увлекла  следующая  мысль  великого просветителя и философа:

   «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, взращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразие, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа,— не исключая и человека: и человека ему нужно выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду»

    И на склоне лет Толстой и попытался претворить в жизнь выше изложенную замечательную мысль. Он писал учебники и пособия. Написал знаменитую «Азбуку» Писал и детские рассказы. Кто ж не знает знаменитого Филиппка или рассказа про косточку.
                *****

     Что касается Рачинского, то тут, что называется, встретились две родственные души.   Да так, что вдохновлённый  идеями Толстого,  Рачинский  покинул Москву и вернулся в свое родовое село Татево. И построил по примеру знаменитого писателя на свои деньги школу и общежитие для одарённых деревенских детишек.  А потом и вовсе стал  идеологом церковно – приходской школы в стран.

Эта вот его деятельность на ниве народного просвещения была замечена на самом верху. Вот прочтите, что пишет о нём Победоносцев  императору Александру III:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

    А вот что пишет сам Николай второй на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

                *****

     В заключении, набравшись смелости, я хочу добавить к высказываниям двух выше упомянутых особ несколько слов от себя. Слова эти будут об учителе.

     В мире есть много профессий. Всё живое на Земле занято тем, чтобы продлить своё существование. И прежде всего тем, чтобы найти себе что-то на пропитание.  И травоядные и плотоядные животины. И большие и самые маленькие. Все!  И человек тоже. Но у человека возможностей таких превеликое множество. Выбор занятий преогромен. То есть занятий, которым предается человек ради того, чтобы заработать себе на хлеб, на жизнь.

     Но из всех этих занятий есть ничтожный процент тех профессий, которые могут дать полное удовлетворение для души. Абсолютное большинство из всех прочих дел сводится к рутинному, ежедневному повторению одного и того же. Одних и тех же действий умственного и физического порядка. Даже и  в так называемых творческих профессиях.  Не буду даже их и называть. Без малейших шансов для духовного роста. Штампуй одну и ту же гайку всю жизнь. Или езди по одним и тем же рельсам в прямом и переносном смысле до скончания твоего необходимого для пенсии рабочего стажа.  И ничего здесь не поделаешь. Таково наше человеческое мироздание.  Устраивается в жизни кто как может.

    Но, повторяю, немного профессий, в которых вся жизнь и все дело жизни основано исключительно на душевной потребности. Одна из них – Учитель. С большой буквы. Знаю, о чем говорю. Поскольку сам в этой теме уже долгие годы. Учитель – это и крест земной, и призвание, и мука, и радость всё вместе. Без всего этого нет учителя. А таких хватает, даже и среди тех, у кого в трудовой книжке в графе профессия написано – учитель.

       И доказывать свое право на то, чтобы быть учителем надо каждый день, с той самой секунды, когда ты переступил порог класса. А это иной раз так нелегко. Не надо думать, что за этим порогом тебя ждут только счастливые мгновения твоей жизни. И не надо также и  рассчитывать на то,  что встретит тебя мелкий народец весь в ожидании знаний, который ты готов вложить в их головы и души. Что всё классное пространство населено сплошь ангелоподобными, бестелесными  херувимами. Эти херувимы умеют иной раз так кусаться. Да ещё и как больно. Эту блажь,  нужно выкинуть из головы. Как раз напротив надо помнить, что в этом светлом с огромными окнами помещении поджидают тебя безжалостные  зверьки, которым ещё предстоит трудный путь к тому, чтобы стать человеками. И именно учитель должен их провести по этому пути.

   Я отчетливо помню одного такого "херувима", когда во время стажировки впервые явился в класс. Меня предупредили. Есть там один мальчик. Очень не простой. И Бог вам в помощь справиться с ним.

    Сколько времени прошло, но я и до сих пор его помню. Хотя бы потому, что у него была какая-то странная фамилия. Ноак. То есть я знал, что НОАК – это Народная освободительная армия Китая. Но вот тут… Я зашёл и моментально вычислил этого засранца. Этот шестиклассник, сидевший за последней партой, при моём явлении положил одну из своих ног на стол. Все встали. Кроме него. Я понял, что этот Ноак захотел сразу же таким манером заявить мне и всем остальным о том, кто тут у них хозяин.
 
    - Садитесь, дети, - сказал я. Все сели и с интересом стали ждать продолжения. Нога Ноака оставалась всё в том же положении. Я подошёл к нему, ещё не зная, что мне делать и что говорить.

    -Ты что же так весь урок и будешь сидеть ? Очень неудобная поза! – промолвил я, чувствуя, как во мне поднимается волна ненависти к этому наглецу, вознамерившемуся  сорвать мой первый в жизни урок.
 
   Он ничего не ответил, отвернулся и сделал нижней губой движение вперёд в знак полного презрения ко мне.И даже плюнул в сторону окна.  А дальше уже не соображая, что делаю, схватил я  за шиворот и пинком под зад вышиб его из класса в коридор.  Ну молодой ещё был и горячий. В классе установилась необыкновенная тишина. Как если бы он был совершенно пуст. Все ошалело смотрели на меня. «Во дает» - кто-то громко прошептал.  В голове мелькнула отчаянная мысль: «Всё, в школе мне делать больше нечего! Конец!» И сильно  ошибся. Это было только начало предлинного пути моего учительства.

   Пути счастливых пиковых радостных мгновений и жестоких разочарований. Вспоминается мне при этом другой  учитель .Учитель Мельников из фильма «Доживём до понедельника». Был день и час, когда и его постигла глубокая депрессуха. И было от чего! «Сеешь тут разумное, доброе вечное, а вырастает белена – чертополох», - сказал он в сердцах однажды.  И захотел уйти из школы. Совсем!  И не ушёл. Потому что, если ты настоящий учитель, то  это уже для тебя навсегда. Потому как ты понимаешь, что ни в каком другом деле ты уже не найдешь себя. Не выразишь себя по самой полной. Взялся – терпи. Великий долг и высокая честь быть учителем. И именно так и понимал это Сергей Александрович  Рачинский, сам по доброй воле поставивший себя на весь свой пожизненный срок у черной классной  доски.

   P.S.Если вы все-таки попытались решить это уравнение на доске, то правильный ответ будет 2. 
       


Рецензии
Доброе утро, Геннадий.
Глаза разбегаются, когда смотрю на список Ваших работ. Хочется прочитать всё и сразу. Читаю иногда с телефона, но там нет возможности откликнуться. Каждая работа вызывает много чувств и эмоций, остаться равнодушным совершенно невозможно.
Видимо, это учительское: постоянное желание учиться, пополнять свои знания, даже несмотря на возраст.
С картиной "Устный счёт" знакома с детства, но с биографией художника познакомилась много позже. Было в советской школе воспитание ЭСТЕТИЧЕСКОЕ. Сколько различных бесед, заочных экскурсий по залам музеев проводили, знакомя детей с выдающимися поэтами, композиторами, художниками.
А вот пришло время и исчезло это воспитание. И нравственное, и патриотическое... а вместе с ними всё остальное. Классное руководство перестало существовать. Потом оно снова пришло в школу. Но как? Сейчас это не классные часы, где детям сеяли разумное, это просто заполнение дневников, разбор текущих дел и "тянучка" времени. По своим внукам знаю.
Хорошо, если где-то не так.
Мои ученики, которым уже за 60, при каждой встрече не перестают повторять: "нам повезло с учителями". Это ли не признание.
Удивляются, как мы не жалели личного времени, проводили различные мероприятия, вечера, ходили в походы, ездили в город в цирк и просто на экскурсии. Для деревенского школьника всё это было интересно. Годы 70-80-е. Ни ТВ, ни интернета.
Вы, Геннадий, очень правильно пишете: "дело жизни учителя основано исключительно на душевной потребности".
У нас были такие учителя с большой буквы, что память о них жива до сих пор. И наше поколение учителей стремилось дать своим воспитанникам не только знания и умения.
Не хочется судить современных учителей, но вижу, что учительского "запала" во многих нет совсем.
Я тридцать лет проработала директором сельской школы и видела, как мельчает учитель. Молодые хорошо знают свои права, но забывают об обязанностях. Без оплаты шагу не сделают.
Расхожее выражение: "а нам за это не платят" резало слух. Но дальше должностной инструкции я шагнуть не могла. Все школьные преобразования вели только к развалу всего того, что создавалось десятилетиями.
Ну, да ладно. Разворчалась. Расписалась. Это учительское.
Спасибо Вам огромное. Знала про Рачинского, но ещё раз обратилась к интернету, чтобы поближе познакомиться с этим замечательным человеком.
А математику в школе любила, хотя была гуманитарием. Синусы и косинусы в жизни не пригодились, а примеры и задачи с внуками решаем. Летом на дачке, чтобы не "зачерствели" мозги, решаем на скорость. Ещё и просят что-нибудь посложнее.
Хорошего Вам дня.

Валентина Колбина   03.01.2021 05:20     Заявить о нарушении
Доброе утро Быть учителем – это призвание. И особый склад характера. И душевный настрой тоже. Любить надо ученика. Да вот тут есть запятая. Любить ведь невозможно под нажимом. Не в нашей это природе. И непротивление злу насилию это тоже в школе не всегда применимо. Я окончил педагогический факультет.. И вот на четвертом курсе нужно было проходить практику в школе. И я пошёл в школу с самыми чистыми и искренними намерениями. Душу, так сказать, дарить. И вот у меня один из первых уроков. Я этот класс совсем не знаю. Но меня предупредили. Есть там один. Будьте поосторожней с ним. Меня это напрягло. Вхожу в класс. Все встали. Кроме одного. Я понял, что это он. Да мало того что не встал, он ещё и ногу положил на парту. Я понял. Это он так меня на вшивость проверяет. Да ещё и указывает всем., кто тут хозяин. Это седьмой класс. Я прошёл к доске. И сказал садитесь. А он и так сидел. И нога осталась там, где и была. Я чувствую, что надо как- то реагировать. Сними ногу с парты, и сядь как положено, - говоря ему. Он отвернулся в сторону окна, сплюнул., и что-то по матери мне ответил. А дальше я уже не соображал. Я схватил его за шиворот и пинком выкинул его из класса. Он себе головой о дверь шишку набил. Ну молодой был и горячий. Что возьмёшь. Он на меня не наябедничал. Но после этого случая я понял, все трудности работы в школе. Опустился, так сказать, на землю. Вот поэтому я и не пошёл работать в школу.
А вот недавно смотрю одну передачу по телевизору. Такое телешоу. Разбирают один случай в школе Разбирают учительницу. Она таким приблизительно методом выгнала из класса своего ученика. . Он второклассник. Она ему ещё и уши надрала. Потом узнается, что мальчик этот был отъявленным хулиганом. Постоянно срывал уроки. Матерился, избивал одноклассников, особенно девочек. Ну и не выдержали нервы у учительницы с очень большим стажем работы. И что же вы думает. Какой тут хор поднялся. Да как же это можно. Училка избила ученика. В тюрьму её надо за такое вот воспитание. А я про себя подумал, поставить бы тебя душелюба на её место. Эта сволочь изводит тебя тебя изо дня в день. Легко тебе тут в студии орать, и брызгать слюной. Вот такие дела. . .

Геннадий Мартынов   04.01.2021 11:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.