15. Религия есть духовная реальность...

ДЕЙСТВИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ – «РЕЛИГИЯ ЕСТЬ ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ».

«Религия есть духовная реальность»… Не помню уже, кто автор этих слов. С религиозной - особой и ни с чем не схожей - реальностью приходится быть очень и очень осторожным. Она обладает собственной волей, не очень склонна к всеприятию и всепрощению и в то же время способна к высокому пониманию.

Церковь говорит, что духовная жизнь имеет собственные, лишь ей присущие законы. Наука утверждает то же самое о физическом мироздании, философия – о высших законах бытия, психология – о психических процессах, состояниях и свойствах как особых формах человеческой жизнедеятельности.

С этой позиции мы вправе говорить о психологии религиозного человека, его религиозном чувстве, мышлении, сознании. «Врожденным» может быть только религиозное чувство, имеющее свои корни в восприятии мира как единого живого целого, разумного и одушевленного, все же остальное становится возможным лишь при развитии человеческого социума и общества.

В нерелигиозное общество не может придти Богооткровение, а если оно и придет, то просто не сможет быть воспринято. Что же касается Богооткровенной Истины, то здесь все намного сложнее. Под нею понимается открытие Богом самого себя и своей воли людям. Она может исходить непосредственно от Него либо от посредников – ангелов, пророков, святых.

Если говорить очень упрощенно, то имеется универсальное Богооткровение – Священное Писание и Священное Предание, имеется и Богооткровение естественное, т.е. открытие Богом самого себя через красоту и гармонию сотворенного Им мира, природу и нравственный закон, данный человеку в его нравственном чувстве. Здесь нет необходимости в нисхождении «сверхъестественного», достаточно возрастающих усилий восприятия и разума.

И, наконец, существуют частные откровения, передающиеся через особых людей – святых, предстоятелей, пророков. В христианстве данный вид откровений не считается основополагающим для спасения – важнейшей из целей человека – представая перед верующими лишь как частное мнение того или иного богослова.

Философская составляющая учения об Откровении неизмеримо сложнее и противоречивее, поскольку пытается дать ответ на вопрос о принципиальной познаваемости мира. Линия эта, берущая начало в трудах Аристотеля и Платона, проходит через всю историю разумного поиска человеком истины о мироздании. Н.Бердяев в своей работе «Философия свободного духа» писал:

«Откровение есть событие, совершающееся во внутреннем мире, в мире духовном, есть свет, идущий из глубочайшей глубины. Откровение есть событие духовной жизни, совсем не похожее на восприятие внешних реальностей. Откровение дано в духовном опыте как событие, совершающееся с тем, кому открывается божественное».

И. Кант оформил свои духовные искания в работах «Логика» и «Теория познания», разделив познание на «чувственное» и «сверхчувственное», познание «априори» («до опыта») и «постериори» («после опыта»).

Он говорит о познании внутренней сути вещей, восходящем к вечным истинам, и о понимании априорного знания как всеобщего и необходимого, а опытного – как случайного и частного. «Опытное» лишь оформляет сущностное, априорное, но не может быть его истинным выразителем.

В это огромное поле «априорного» попала и любовь во всем многообразии и неисчерпаемости своих проявлений. Классическая философия понимает любовь как метафизический принцип единства, снимающий налагаемую рассудком расколотость на субъект и объект, а ее физический компонент - как «иллюзию между полами, при помощи которой иррациональная мировая воля заставляет индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода».

Во всем огромном потоке Богооткровений все же можно выделить несколько важных моментов на уровне «ориентирующего обобщения». Вот они:

- Бога нельзя искать как некую «Небесную Личность». Он есть СУТЬ, подлинный и единственный Источник Бытия.

- Откровение – это непрерывный диалог между Богом и Человеком. Откровение истинно в своей основе, своем самопонимании, своей реальности, но не свободно от заблуждений, поскольку оно двуедино, т.е. Богочеловечно. Что здесь от первого и что от второго?

Божественная Истина окрашивается в разные цвета, принимает разные формы и звучания в зависимости от состояния сознания, разума и целостной направленности воспринимающего ее человека. Не только мысли и чувства человека о Боге, но и само откровение искажаются антропоморфизмом и социоморфизмом.

- В истинной человечности раскрывается не только природа человека, но и сам Бог, потому что Бог с человеком и миром неизмеримо больше, чем Он без человека и мира.

Однако даже этот очень небольшой перечень утверждений может быть немедленно опротестован, и чем больше мы уходим «вверх», «вглубь» и «вширь», тем яснее начинаем понимать бессмысленность своих попыток «объять необъятное», увидеть суть и взаимосвязи мира физического, чувственного и сверхчувственного, мира опытного и априорного, истинность всех видов откровений и их ограниченность.

Что же остается? Наверное, одно: избрать некую «точку сингулярности» - всеобщее и всенеобходимое, составляющее вечную истину бытия, укрепиться в реальности «Здесь и Сейчас», и уже отсюда начинать свое движение. Н.Бердяев в своей работе «Философия свободного духа» так говорит об этом:

«Религия есть откровение Божества и божественной жизни в человеке и мире. Религиозная жизнь есть обретение человеком родственности и близости с Богом, выход из состояния одинокости, покинутости и отчужденности от первооснов бытия. Но в жизни религиозной происходит не только откровение, но и прикровение Божества.

Откровение не снимает тайны, оно обнаруживает бездонность тайны, указывает на неизъяснимую глубину. Откровение противоположно рационализации, оно не означает, что Божество становится проницаемым для разума и для понятия. Поэтому откровение всегда оставляет сокровенное.

Религия означает парадоксальное сочетание откровенного с сокровенным. Всегда остается эзотерическое наряду с экзотерическим. Религиозный  экзотеризм стремится к закреплению конечного. Религиозный эзотеризм всегда предполагает бесконечное».

Священное Писание и Священное Предание базируются на Божественном Откровении, святоотеческая традиция – на истине первого и второго, а духовная практика – на сочетании откровения и сокровения, экзотерического и эзотерического.

И все же нельзя не видеть, что вера, религиозное чувство и сверхчувственное восприятие отделились от учения, религиозного мышления и религиозного сознания. Истинность веры во многом начала определяться и доказываться как неуклонное следование принципу, положению, догмату, обряду, соборному постановлению.

Возможно, именно поэтому среди определенной части современных людей, искренне считающих себя христианами, укрепилось мнение о том, что чем дальше от Церкви, тем ближе к Богу, чем дальше от догматов и апологетики, тем ближе к истине, чем дальше от аскетики, тем ближе к жизни и ее мудрости…

Я лишь констатирую тенденции, и в мои цели никоим образом не входит ни критика, ни осуждение, ни провозглашение чего-либо «нового». Ибо единственно  новое – это ЧЕЛОВЕК, приходящий в мир не как «бессмысленная случайность», а как существо чувственное, разумное и духовное.

Никакое, даже самое блестящее знание учения, никакое усердие в отстаивании тех или иных религиозных принципов не приблизит человека ни к себе, ни к Богу. Сделать это может лишь жизнь, которую он сознательно избирает для себя. Хорошо говорит об этом о. Андрей Кураев:

«Надо сказать еще, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность – как святые банальности Евангелия проецировать на пеструю ткань современной жизни».

Хотя, если быть честным, употребить словосочетание «святые банальности Евангелия» у меня просто не повернулся бы язык… По крайней мере, в отношении основополагающих принципов христианского учения.

*** 

Вопрос о познаваемости мира тесно связан с вопросом об истинной природе реальности и пространствах реальности. Этого не отрицают ни наука, ни Церковь, ни философия, ни психология. Дело здесь лишь в том, КАК эти реальности сочетаются и взаимодействуют в мироздании и в человеческом существе.

Издревле установился динамический баланс, где каждый компонент каждой из реальностей не случаен и стремится сохранить равновесие как внутри себя, так и между всеми присутствующими вне его сопряженными реальностями, не претендуя на всевластие, всевидение и всезнание.

Человек, вставший на путь духовного поиска, подвергает сложившееся в нем
прежде равновесие самым жестоким испытаниям. Он открывает себя всем «присутствиям» - ветрам и штормам, силам и влияниям, рекам и течениям духовной жизни.

В итоге либо какое-то из «присутствий» становится всеопределяющим (зачастую во вред всем остальным), либо складывается новая иерархия с новым равновесием, в корне отличными от прежних, либо человек расстается со всеми «присутствиями», устремляясь к Тому, Кто или Что их породило…

Жажда этого движения, этого стремления, этого полета заложена в нас на генетическом уровне и не может быть искоренена никем и ничем. Иное дело, что даже для краткого взлёта необходимо обзавестись крыльями… Сегодня нет, наверное, ни единого человека, хотя бы раз не задумывавшегося над этим:

Понять бы, ЧТО скрыто в той Песне,
Загадочно звонкой и странной,
Влекущей меня в Поднебесье,
Куда мне и страшно, и рано…

(В. Фокас, «Стояли звери около двери… »).

Многое постигается на этом пути… Вот религиозное чувство. Рождение его в человеке – почти то же самое, что рождение человека в мире. Это самое чистое, незамутненное, светлое и радостное состояние души или того, что рождается как душа…

Религиозный разум и религиозное мышление – уже не детство, но все равно такая же «живая реальность», как и религиозное чувство. Все, что порождено ими – огромный и почти бесконечный мир… Это не просто «многомерная ментальная конструкция», «разумный механизм», но и ЖИВОЕ, созданное человеком и человечеством.

Не говорю «сотворенное», поскольку творить из ничего – удел только Бога. Мы же можем лишь создавать из того, что нам доступно и что может быть использовано, а вот правильно или неправильно мы будем это делать, зависит от того, насколько истинные и четкие цели ставим перед собой.

Религиозное сознание – это то, что мы чаще всего ассоциируем с Третьей Ипостасью Святой Троицы – Богом Духом. Но кто-то имеет в виду под этим Космическое, Вселенское, Всеобщее Сознание. Бессмысленно спорить о том, исходит ли оно от Бога Отца или Бога Сына, ибо здесь одно отражено в другом и порождает третье…

И, наконец, есть духовная жизнь, подчиняющаяся особым законам, и жизнь земного человека, регламентируемая великим множеством ограничений, юридических законов и актов, норм, уложений и требований. Вступление в эту «грубую» земную реальность иной – тонкой, сакральной, духовной, «неотмирной» - должно быть крайне осторожным, бережным, щадящим и – если хотите – добрым и радостным…

Непоправимая беда, если это великое таинство трансформируется в «духовный материализм» - жесткий, нерассуждающий, непогрешимый, воинствующий, берущий на себя право судить и осуждать, карать и миловать… Наиболее часто мы находим это в сектантстве и религиозном фанатизме. Однако, увы, не только в них…

Иисус, проживший земную жизнь как человек, никогда не именовал Себя Отцом, но лишь Сыном. Он жил среди людей и не отделял Себя от них, хотя и говорил о Своих учениках и о Себе: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Еванг. От Иоанна, 16:16)…

Иисус представлял собой удивительный сплав земного и небесного, некую особую Реальность, которую можно было увидеть, услышать, к которой можно было прикоснуться, которой можно было верить либо не верить…

В пространстве духовного материализма все резко меняется. Бог Отец практически выпадает из духовной жизни, а о Боге Сыне говорят так, как будто Второе Пришествие Христа УЖЕ состоялось, но не в библейском понимании, а самом что ни на есть практическом и прагматическом.

Любое действие, высказывание, поступок непременно должны предваряться словами: «Господь наш Иисус Христос сказал…», «опираясь на Господа нашего, мы должны…», «у нас, христиан, принято…» и т.д. Сын Божий уже не обитает в Доме Отца Своего, а почти зримо присутствует ВЕЗДЕ – в церкви, на рабочем месте, в офисе, учебном заведении и даже супружеской спальне…

Весь парадокс и величайшая трагедия в том, что возвращение Христа и новое нисхождение Духа Святого в наше многотрудное и неоднозначное время действительно есть императив, требование жизни, помощь слабым и обездоленным, поддержка уставшим и не верящим уже ни во что и ни в кого, надежда на иную жизнь тем, кто утратил веру в спасение…

Так что же, вопрос не в сути и содержании, а в форме и стратегии? И да, и нет, поскольку речь идет не столько о нисхождении, сколько о вторжении в земную реальность чего-то явно более грубого и жестокого. И не просто вторжении, а  вытеснении и подмене традиционной религиозной реальности.

Наиболее показательный пример - ужасающая трансформация Бога Аллаха – «Милостивого и Милосердного», в Ваала – бога кровавых жертв, насилия и ненависти, кумира исламских фундаменталистов…

Редкие и, к счастью, пока еще очень слабые отблески этого огня мы можем видеть и у современных христианских миссионеров, находящих истинное счастье в самом процессе борьбы «с именем Христовым на устах», где цель оправдывает средства, где снова поднимает голову межрелигиозная и межнациональная вражда и еще многое другое – примеров тому можно найти сегодня немало…

*** 

Нужно учитывать и следующее. Примерно с середины 60-х годов ХХ века общечеловеческая интеллектуальная реальность и привычная карта мира начала активно надстраиваться через фантастику – сначала научную, затем социальную и социально-философскую.

Потом пришло время расцвета фэнтези – особой области моделирования мира и сотворения миров, не существовавших в земной реальности, хотя во многом на нее опирающихся. Миров, в которые авторы вложили или самое лучшее, что есть их суть и нравственные идеалы, или самое чудовищное, что только можно себе представить, или то и другое «в одном флаконе».

Особенно ярко это направление проявило себя в перестроечной и постперестроечной России. Сила и мощь творческого воображения, на пути которого уже не было препятствий в виде жесткой цензуры и идеологического официоза, поразила как читателей, так и самих писателей. Поразила и в то же время ужаснула… Началась абсолютно закономерная и отнюдь не мистическая перестройка реальности через перестройку сознания огромного количества людей.

Читатель 60-80-х годов отчетливо понимал, что все, им прочитанное в данной сфере литературы, всего лишь ментальные модели мира, игра ума, что все это – «ненастоящее», «придуманное»… Но с приходом в фантастику братьев Стругацких базовая советская реальность дала первую трещину, а власть предержащие серьезно обеспокоились…

Прошло еще несколько десятилетий, и человек, прочитавший, например, того же «Властелина колец» Толкиена, «Черный человек» и «Тень Люциферова крыла» Василия Головачева или почти запредельную многотомную эпопею Ника Перумова о гибели богов и истории мага, начал всерьез выходить в мир в поисках ответа на вопросы:

В чем разница между «воображаемым» и «действительным»? Возможна ли «материализация» первого и «дематериализация» второго? Что имел в виду Антуан де Сент-Экзюпери, говоря: «В действительности все иначе, чем на самом деле»?

В распоряжении человека оказались все безграничные возможности Интернета, в том числе и его многочисленные библиотеки по трансперсональной психологии, мистике и эзотерике, фантастике и фэнтези. Появились тысячи и тысячи людей, всерьез занимающихся всем этим и убежденных в своем праве и возможности выходить за пределы земной реальности, пространства и времени…

Концепция В. Вернадского о ноосфере стала восприниматься большинством как  некая новая эволюционная реальность, пробудив к жизни активно действующие  мощные информационные каналы, не только пропагандирующие мистику, но и убежденные в ее полной легитимности.

Сняты и просмотрены миллионами зрителей многосезонные сериалы, делающие мистическую реальность настолько же убедительной, насколько убедительна сама действительность… Я уже не говорю о компьютерных играх, в которых очень большое число людей чувствует себя намного более «живыми» и реализованными, чем в жизни «настоящей»… Компьютерная зависимость стала общепризнанным явлением и приравнена ныне к наркотической…

И, наконец, сегодня живут и действуют сотни тысяч людей во всем мире, для которых совершенно нормально воспринимать эту новую общемировую действительность как вполне реальную, и для них жить в ней настолько же естественно, насколько естественно жить в реальности земной.

Воображение, мысли и чувства обрели такую силу и свободу, что процесс этот стал небезопасен, поскольку они перешли уже в новое качество, и далеко не все и не всегда могут их контролировать и управлять ими.

***   

Вера в идеологемы –  «советские» и «западные», социальные и религиозные, политические и гражданские – сегодня истощила себя. Верить в разумное и вечное, добро и зло, любовь и гармонию, дружбу и верность, честь и отвагу стало смешно, верить «в себя» - как-то непривычно, да и всегда возникает проблема: В КАКОГО СЕБЯ? И КТО ТАКОЙ Я?

Жизнь социальная, интеллектуальная, религиозная и духовная разделились и теперь потрясенно вглядываются друг в друга, не в силах ни понять, ни принять истину каждой из них.

«Интеллектуальное» осознало, что духовное не есть сфера его влияния и действия, что законы духовной жизни несовместимы с законами жизни мирской, что «жизнь в духе» означает «отречение от мира». Но при всем при этом законы духа, будучи «не от мира сего», действуют именно в «мире сем», адресуясь не только к душе и духу (что естественно), но и к разуму, личности и социуму, в дальнейшем переходя на общество в целом…

Все это грандиозное расшатывание основ прежнего мировоззрения, веками господствующего над умами человеческими - абсолютно реальный факт, если и несущий в себе «мистику», то ни в коей мере ею не определяемый.

В дне сегодняшнем смешались все реальности и времена: Сын Божий воскрешает умерших, после воздействия целителя «расслабленный» встает и идет собственными ногами, двенадцатилетний мальчишка-сирота побеждает могучего злого волшебника, ничтожная во всех отношениях личность с помощью психо- и политтехнологий приходит к власти…

На площадях и улицах современного «государства всех времен и народов» вполне реально вступают в сражение «оккультисты» и «ревнители чистоты веры», «сатанисты» и «добролюбы», сторонники всех видов «свободы» и адепты «твердой руки»…

В транспорте – подземном, наземном, водном и воздушном, в жилых домах и театрах, на рынках и рабочих местах, в церквях, синагогах и мечетях десятками, сотнями и тысячами гибнут мирные люди от взрывов бомб террористов-смертников, отдающих жизнь - свою и своих жертв - во имя… ВО ИМЯ КОГО и ЧЕГО? …

КОМУ и ДЛЯ ЧЕГО понадобилось выводить на улицы и сталкивать лбами в первую очередь людей молодых, незрелых, не понимающих, не разбирающихся? ЧТО ЭТО? Борьба за свободу? Свободу ОТ кого и чего и ДЛЯ кого и чего? Битва за «демократию и права граждан»? «Россию для русских»? «Россию для православных»? «Справедливую Россию»?

Но КТО будет определять эту справедливость? Ничтожное меньшинство «разделяющих и властвующих»? Народ? А ЧТО есть народ - причудливое сочетание первых, вторых и третьих или нечто совсем другое, значительно большее? …

ЧТО делать Церкви в этой нелегкой и крайне запутанной ситуации? ЧТО делать человеку, осознавшему, что его жизнь подчиняется не року, что его судьба – прежде всего, сознательно сделанный им выбор, который и определяет всю его дальнейшую жизнь до следующего осознанного выбора, и еще до следующего, и так было, есть и будет всегда…

И тогда кто-то идет во храм… Или задает вопросы ведущему телеканала «Союз» и его гостям… И вот что получается:

- Батюшка, как мне научиться радоваться жизни?
- Понять, что радость – это не общение с природой, не радость за свои успехи и благополучие близких. Для христианина истинная и единственная радость рождается из непрерывного покаяния…

- Как научиться любить своих врагов и молиться за них? Ведь они – и убийцы, и насильники, и педофилы, и фашисты… Как понять и принять тех…
- Достаточно. Если не понимаете, значит, вы не христианин.

- Батюшка, у нас страшное горе… Умерла пятилетняя дочь… Я сделала все, что положено, и молюсь, и плачу, и верю… А горе все не уходит… Как успокоиться?
- Не успокаиваться следует, но радоваться тому, что Господь наш уготовил для вас столь великое испытание.

- Батюшка, я человек воцерковленный и давно верую. Однако вот что меня смущает: «Если тебя ударят по правой щеке, подставь левую»… А если это преступники, убийцы? А если надо защищать близких?
- Близких можно. Себя же истинный христианин защищать не должен, ибо сказано: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить»… Да и не для того привел нас Господь в жизнь мирскую…

Уверяю вас, я ни слова не исказил и не придумал сам… И не раз ловил себя на том, что при прослушивании некоторых бесед по этому православному телеканалу меня охватывало тягостное ощущении абсолютной ирреальности происходящего.

Как будто совместно с нами в нашей обычной человеческой реальности существует какая-то особая раса людей, чье сознание, мышление и поступки никогда не будут мною поняты. Что они, эти люди, действительно не живут «в мире сем», а лишь формально пребывают…

Бывает и иное. Ощущение какого-то бесконечно тонкого, лукавого и коварного розыгрыша… Чувство, что вот-вот уважаемый профессор духовной академии отложит свои конспекты, улыбнется и скажет: «Неужели вы поверили всему, что я сейчас говорил? Это ведь было простым испытанием вас на прочность и здравость вашего разума… А вот теперь задавайте настоящие вопросы…»

Кстати, о том же сокрушается и о. Андрей Кураев: «Евангелие – очень небольшая книжка. Нагорная проповедь еще меньше. Вчера на лекции по Евангелию не было ни одного серьезного вопроса, люди спрашивают о каких-то периферических вещах»… Тот самый о. Кураев, заявивший: «Христианство надлогично, надсоциально, надличностно  и вневременно».

И что же понимать под этой «надлогичностью»? Принять как факт, что иных ответов, кроме содержащихся в Священном Писании, Священном Предании и святоотеческой традиции, мы получить просто не можем? Принять безоговорочно и следовать императиву: «Не думай! Не рассуждай!! Не пытайся понять!!!»

Нередко речи наших предстоятелей начинают самым странным образом напоминать стиль почившей в бозе КПСС с ее принципом «демократического централизма», ханжеством, двойной моралью, обязательными «крестными ходами» - демонстрациями «в честь…» и неизбежными «призывами ЦК КПСС», которые ироничная советская интеллигенция именовала «заклинаниями». Может быть, не так уж она и ошибалась…

А вот и другая сторона медали: коммерциализация всего церковно-христианского: «освящение» автомобилей и роскошных коттеджей, «венчание» (в очередной раз!) напоказ «всему свету», пышные похороны богатых людей, заработавших свое состояние отнюдь не праведными путями, на «престижных» кладбищах: «Солидный Господь для солидных господ», - по меткому определению В.Пелевина…

А рядом – бесчисленное количество отштампованных на конвейере «маленьких иисусов» и святых, которых можно увидеть где угодно и у кого угодно, от такси до салонов «магов» и «колдунов» всех мастей, «ведунов», «потомственных ведьм и колдунов», «знахарей», гадалок и «экстрасенсов»… Да, есть «простор для выбора», но его доступность и легкость уничтожает ценность выбираемого… До чего же точно сказал об этом Олег Митяев в песне: «Давай с тобой поговорим»:

Ты помнишь, верили всерьёз
Всему, что ветер принесёт,
Теперь же хочется до слёз,
А вот не верится, и всё…

А может быть, стоит приглядеться к церковной иерархии повнимательнее? А вдруг «то, что наверху», совсем не «то, что внизу»? И действительно, чем ближе к земле и людям, тем ближе к небу и Богу? Здесь, «внизу», нет ни блеска, ни престижа, ни заработка, ни азартных телевизионных дискуссий, ни широкой рекламы в СМИ…

Есть разбитые дороги, разрушенные храмы, усталые разуверившиеся прихожане… Есть беспробудное пьянство, бездомные и все потерявшие люди, среди которых очень много детей, распадающиеся семьи, инвалиды афганской и чеченской войн, получившие в благодарность от государства мизерные пенсии, а в душах своих несущие ощущение великого стыда и раскаяния за содеянное, есть искалеченные судьбы матерей, жен и детей солдат,  убитых даже не «в горячих точках», а на обычной срочной службе в армии…

Есть каторжная и неблагодарная с виду работа приходских священников, которая и есть ИСТИННОЕ СЛУЖЕНИЕ… Здесь не спорят «о Природе Благодатного Огня», а делают все возможное, чтобы успеть вывести хотя бы кого-то из уже пылающего дома…

Здесь необходимо ВЕРИТЬ самому и научить вере других, ибо если никто не будет разделять с тобой эту веру, то даже самое святое становится лишь «сверхценной идеей», духовной шизофренией, прологом распада личности… Возможно, именно в этом скрыты корни некоего иррационального страха, который многие сегодня остро ощущают…

Стоит задаться еще одним вопросом: а все ли то, что происходит «внутри» и «вокруг» Церкви, есть сама Церковь, ее дух, душа, слово и мысль?  И что же вообще действительно происходит в нашем многострадальном мире? В чем мы сомневаемся и чего боимся? Неужели слов: «Кто не со Мною, тот против Меня»? И еще:

34. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35. ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36. И враги человеку — домашние его.
37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. (Мтф. 10:34-39).

Я уже писал в главе «Страх Божий» о проповеди священника Александра Капустина, произнесенной в молодежном клубе. Повторю некоторые выдержки из нее:

«Недавно я закончил проповедовать в церкви по книге Деяний Апостолов. Почти четыре года длилось это благословенное изучение. Особенное внимание я уделил проповедям апостолов. И при этом сделал открытие, которое меня самого повергло в некую прострацию.

Открытие такое: апостолы проповедовали самым разным людям: евреям и язычникам, царям и рабам, воинам и колдунам, богатым и бедным. И никому никогда ни одного слова они не сказали о Божьей любви. Никогда и никому они не сказали: "Бог любит тебя". Зато страх Божий - в каждой проповеди!

Первохристианская церковь была пропитана Божьим страхом - и это была одна из причин ее роста. Как это неестественно для нас и для нашей евангелизационной стратегии! Церковь росла, потому что ходила в страхе Божьем, потому что там был страх на всякой душе.

Мы свели Бога с Его престола, мы сделали Его жалким, беспомощным. И уговариваем грешников: "Ну, пожалуйста, не огорчайте Боженьку, Он плакать будет и обижаться". Нет, наш Бог не такой. Он - огонь поядающий, всякое преступление и непослушание получат у Него праведное воздаяние.

Поэтому главный вывод, который мы сделаем сегодня: страх Божий - это для меня, это здесь и сейчас, это вечно и правильно. Вот что самое печальное: не то, что Божья любовь возвышается, а страх унижается, не то, что Бога изображают не праведным и святым, а добреньким и снисходительным.

Нет, самое печальное то, что в центре этого "евангелия наших дней" стоит человек со своей гордостью, эгоизмом и своенравием. "Тебя Бог любит, ты - центр мира, ты - молодец. Он для тебя все создал, и Он тебя приглашает стать Его другом. Как это в одной песне "Открытого неба" поется: "С тобой дружить хочет Бог". Так ли говорит Библия?

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, покоритесь Богу… очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас".

Вот он, камень преткновения. Бог должен сесть на троне, а я - склониться перед Ним без остатка. Он Господин, я - раб, Он свят, я порочен… "Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!".

И вот к таким, которые смешали себя с прахом, которые осознали всю глубину своего падения, которые не смеют поднять глаза к небу, которые трепещут перед грядущим судом и ненавидят свой грех, к ним Бог обращается с любовью и, как отец блудного сына, выходит навстречу.».

Я думаю, что дело все-таки не в страхе перед Судом Божьим, а в чем-то значительно большем, чем просто страх перед неизбежным наказанием «за грехи наши», не в ужасе «неспасения» и потери любой надежды на «жизнь вечную», а в том, о чем говорил Иисус:

5. Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. 
23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.
26. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте». (Мтф. 24:5,23,26).

Никому из нас, ныне живущих, не дано изначально знать ни своего предназначения, ни своей внутренней правды, ни путей, к ней ведущих. Всегда будет нечто такое, что превышает возможности чувства, разума, сознания, веры и учения.

Мы можем лишь по-разному обозначить эту тайну: «Внутренний Христос», «Внутренний храм», «Царство Божие в человеке», «Внутренний нравственный закон». Это абсолютные духовные реальности, диктующие свои законы бытия. Иногда верить им и только им – вещь неимоверно трудная, но все-таки вполне исполнимая…

*** 

ЧЕЛОВЕК ПОСТЕПЕННО СТАНОВИТСЯ ТЕМ, ВО ЧТО ВЕРУЕТ…

И если человек не хочет быть покорной жертвой того, что именуется фатум - высшая сила в виде природы или божества, и его судьба зависит только от его собственного глубоко личного выбора, то значение веры трудно переоценить.

Мы должны отдавать себе полный отчет в том, КАК наша вера нас изменяет, К ЧЕМУ готовит и ЧЕГО от нас требует. Совпадает ли она с нашими сокровенными чаяниями, идеалами, с нашей внутренней правдой, с пониманием себя и мира? ЧЕМ мы готовы пожертвовать во имя ее? ЧТО собираемся обрести?

Сегодня эта истина как никогда актуальна, поскольку вера не есть нечто такое, что можно измерить, взвесить и воплотить в каком-либо окончательном догмате или некой всеобъемлющей формуле. НЕТ догматам места ни в науке, ни в философии, ни в психологии, ни в социологии, а религии могут лишь базироваться на некоторых догматах, но не определяться только ими.

В пространство религиозной веры люди входят по-разному и с разными целями. Для одного она – неуклонное следование заповедям, для другого – любовь, для третьего – обряд, традиция, для четвертого – служение, для пятого – спасение, для шестого – действие, несение добра людям… Всех мотиваций не счесть. У Н.Бердяева в работе «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» есть одно любопытное, хотя и спорное, высказывание:

«Все, что происходит в мире и что производит на нас впечатление чего-то внешнего и даже грубо материального, имеет свой источник во внутреннем, в духовном… Очень многому христиане должны будут быть научены у движений, которые представлялись антихристианскими, у самого атеизма. Ибо в этих движениях нужно почувствовать дыхание Духа.

То, что восстает в человеческом страдании против Бога во имя человека, и есть восстание самого истинного Бога. Восстание против Бога может быть только во имя Бога же, во имя более высокой идеи Бога. Большая часть восстаний против Бога, особенно моральных, предполагают существование Бога…

Это верно, что человек создает Бога по своему образу и подобию, как некогда создавал богов. И самое важное, чтобы этот человеческий образ и подобие приближались к образу и подобию Божьему. Тут есть таинственная диалектика двух, а не действие одного сверху вниз.

Человек создавал Бога по своему образу и подобию - злым или добрым, жестоким или милостивым, насильником или освободителем и т. д. Люди и целые группы людей, целые народы приспособляли христианство, как и все религии, к своему уровню, и напечатлели на образ Бога свои пожелания, и наложили на этот образ свою ограниченность. Это и давало прекрасный повод для отрицания самого существования Бога.

Дурной антропоморфизм был не в том, чтобы придавать Богу характер человечности, сострадательности, видеть в нем потребность в ответной любви, а в том, чтобы придавать ему характер бесчеловечности, жестокости, властолюбия. В истинной же человечности раскрывается не только природа человека, но раскрывается и сам Бог.

На Бога были перенесены социальные категории господства и власти, что и было дурным социоморфизмом. Но поистине Бог не есть ни господин, ни властитель. Дурным космоморфизмом было перенесение на Бога категории силы. Но Бог совсем не есть и сила в природном смысле слова. БОГ ЕСТЬ ПРАВДА.».

Было бы безответственно говорить о том, что современное человечество ничего не делает для своего очищения и спасения, или понимать это «спасение» в узко-религиозном смысле. Действительно, многие люди утратили или уже близки к  утрате веры в человека и человечество, любовь и дружбу, верность и преданность, честь и честность, справедливость и порядочность.

Многие ищут в разных религиях именно этого – то ли потерянного, то ли никогда не существовавшего - рая. Многие понимают, что в реальной жизни вся мощь тысячелетиями формировавшихся общечеловеческих идеалов и ценностей условна, слаба и неэффективна, поэтому обращаются к идеалам и ценностям духовным – вечным, абсолютным, действенным. Что ж, народная мудрость гласит: вольному – воля, спасенному – рай…

Непонятно другое: почему мы столь легко ограничили нами самими придуманными убогими рамками Промысел Божий, Его волю, силу, прозорливость, мудрость, закон, мощь, свободу и любовь к сотворенному Им миру и человеку?

Ведь «всё есть Бог и всё от Бога», ведь есть же и «люди от Бога» – это могут быть и учитель, и врач, и живописец, и поэт, и мастер, и композитор, и воин, и философ, и писатель, и просто «человек божий» - хороший, добрый, искренний, милосердный, честный, отважный и справедливый…

И все же нельзя без осознания своей несовершенности и незавершенности, без раскаяния и искупления того плохого, что сознательно или бессознательно, «по уму великому» либо «по глупости беспросветной» человек сделал в своей жизни. Он не сможет идти вперед, поскольку путь этот будет для него закрыт.
 
Не сможет он пройти вперед и без понимания тех сил, которые реально, а не мистически действуют в земном пространстве – сил, делающих все, от них зависящее, для закабаления человека, превращения его в полуразумное животное, и направляющих его к бесславному концу.

Поэтому мы не можем отрицать ни чистоту христианской истины, ни легитимность христианского учения, ни его права отстаивать свои позиции. Религия и Церковь еще очень нужны людям, и не исключено, что будут нужны столько, сколько будет существовать само человечество.

«Меняться» Церкви или нет – дело только ее самой. Никто насильно не тащит нас ни в храм, ни в православие, ни в другую веру. У христианства множество ветвей и жизней, выбирайте ту, которая ближе вам по духу и отвечает вашим самым насущным потребностям. И, главное, постарайтесь понять людей, несокрушимо и глубоко убежденных в том, во что они искренне веруют…

*** 

Задумайтесь еще раз над тем, что говорилось ранее – о соприкосновении и взаимодействии в нас самых разных реальностей. Современный человек – не единое целое, а раздробленность, извечная борьба между желаемым и имеющимся, потребным и реализованным, возможным и достигнутым, воплощенным и не имеющим ни малейших шансов на воплощение.

Очень часто наши претензии на высокий статус в чем-либо – любви, знании, профессионализме и компетентности, обществе, семье и т.д. необоснованны. Мы страстно желаем быть тем, чем быть принципиально не можем – хотим не БЫТЬ, а КАЗАТЬСЯ… Умение же испытывать постоянную «радость бытия» в отличие от кратковременного и быстро преходящего «счастья» - великая редкость…

По-разному относимся мы к долгу и служению, выбору и предназначению, правильно или неправильно нами понятому. Мы погружены в «земное», однако вечность и бесконечность, откровение и истина сильнее, чем наша неспособность их постичь. И если уж они решают предъявить свои права, то у нас не остается иного выхода, кроме принятия их как императива к действию.

Любовь и милосердие… Принято считать, что первая – всегда высокое, светлое и прекрасное чувство, а уж быть объектом любви – сплошное счастье. Но в действительности слишком часто это не так. Перекроить по своей мерке, получить полное право собственности на любимого человека, лишить его воли и свободы самому выбирать свой путь – вот чего хотят и нередко добиваются многие «любящие»…

Именно подобный печальный опыт заставляет немалое число людей опасаться не только любви земной, но и Любви Божественной - из-за страха быть порабощенными, поглощенными, утратившими свою человеческую сущность, хотя для кого-то такое положение вещей – самый желанный исход…

Очень трогательно видеть привычные надписи на асфальте, скамейках, утесах и пр.: «Ваня+Таня=любовь», «Любовь Пети к Маше спасет мир»… Мир, безусловно, эта любовь не спасет, а вот друг друга – вполне может. Хотя «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», но у нас есть маяк: великая миссия Того, Кто указал путь к спасению. Остальное же – наше, человеческое дело…

Милосердие тоже многолико. Это мощный инструмент, владеть которым в совершенстве дано очень немногим. Не случайно древняя китайская мудрость гласит: «Предоставь человека его судьбе», а христианство утверждает: «На все воля Божья».

Страдания могут быть полезными в целях укрепления души, но существует предел, за которым речь идет уже не о пользе, а о бессмысленном мучительстве, и тогда приходит Черный Ангел…

Бесстрастность… И в восточных духовных учениях и практиках, и в христианстве она понимается не как равнодушие, безразличие, а как свобода от страстей. В святоотеческой традиции обретение бесстрастности, как и обретение вершин истинной христианской любви, возможно лишь как завершение всего духовного строительства, но не как его фундамент и начало.

Мудрость… Не аскетика ведет к ней, потому что цель аскетики - святость.

Грехи – смертные и несмертные, явные и неявные… А вот и новые, совсем недавно признанные таковыми в католицизме: неприличное богатство, экологические преступления, принуждение к бедности. Думаю, что православие тоже не может не задуматься над этим.   

Одиночество как богооставленность и одиночество как «человекооставленность»… Борьба с этим тягостным душевным состоянием возможна лишь при осознании  внутреннего родства с другими людьми и человечеством в целом, и спасти здесь может лишь единство внутреннего и внешнего опыта.

Невозможно разделить опыт этой борьбы «с самим собой», пока душа и разум не прозреют, а тело и жизнь не почувствуют, не услышат, не помогут. Боюсь, что других способов противостоять одиночеству – и внутреннему, и человеческому, и космическому – не существует

Раздроблено и разъединено человечество, раздроблен и разъединен человек… Социальное, экономическое, интеллектуальное неравенство, пагубные зависимости, дискриминация по тем или иным признакам, власть силы, унижение человеческого достоинства, оскорбление словом, чувством, действием – все это реалии дня сегодняшнего, как и реалии тысячелетней и более давности.

Все это становится препятствием для обретения внутреннего единства и завершенности, о чем так прекрасно говорит Кристина Гроф в своей книге «Жажда целостности». Целостность же предполагает не только личностный, но и духовный психосинтез.

Мне представляется некорректным широко применяющееся ныне обобщение: «Многие называют это Дао, Богом, Сверхразумом, Высшим Разумом, Высшей Реальностью, Вселенским Сознанием, Буддой» и т.п. Куда предпочтительнее говорить о сознании единства как новом факторе эволюции человека, не ограниченном идеей Бога и осознанием Бога. Последнее по-прежнему остается прерогативой монотеистических религий.

Переживание высших уровней бытия возможно и вне религиозного пространства, и для этого имеются все реальные возможности. Задача более сложная – синтез и интеграция всех уровней бытия – уже требует серьезных интеллектуальных и духовных усилий.
 
К сожалению, современный человек не испытывает глубоко осознанной потребности в изучении всего духовного, философского и культурного наследия человечества. Да и само христианское учение воспринимается большинством крайне поверхностно и формально. Здесь нужно понять главное – ни Бог Отец, ни Сын Его, ни Бог Дух никуда не уходили от нас и никогда не уйдут – они по-прежнему с нами, в нас и вокруг нас.

Лозунги «меча» («Не мир, но меч принес Я…») и разделения («Ибо пришел разделить Я…») не могут больше признаваться определяющими ни для разума, ни для духовного чувства, ни для духовного сознания. Жизнь и познание, рост в разуме, душе и духе – наше право и наш долг. Для этого и даны нам самопознание, Богоискательство и Богопознание.

Однако нельзя забывать о том, что все это начинает с Жизни, протекает внутри  Жизни и не заканчивается с прекращением земного существования…

*** 

Иллюстрация из Интернета


Рецензии