Алтарь, 1829 Алтарь, 1829 Алтарь, 1829

Прекрасен порою бывает алтарь:
Глубь неба, певучие дюны.
Но море, которое дарит янтарь,
Топит рыбацкие шхуны.

Нам жить без любви не позволил Господь;
Как если б, ослепнув от солнца –
Я в жертву себя принести был готов…
Мне скажут: она продается!

1829

КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Я тебя – так нежно – ненавижу,
Я тебя – так сумрачно – люблю!
Раненые волны берег лижут
И бегут вдогонку кораблю.
Мы так мало друг о друге знаем,
Слишком много темных в нас глубин,
И судьбою призрачной играем,
Не спасется ныне ни один.

Пурпурные светятся кораллы.
Мое сердце яростно взволнуй!..
Ты меня так страстно целовала,
Что окрашен кровью поцелуй.
И на дне средь раковин холодных,
Где живет веселый осьминог,
О земных не вспоминая войнах,
О тебе я позабыть не смог.

Ты мне снишься милая, родная,
Красотой невинною губя!
Мне не надо призрачного рая,
Если в нем со мною нет тебя.
Горизонт приблизился, стал ближе,
Звезды загорелись на краю...
Я тебя – так нежно – ненавижу,
Я тебя – так сумрачно – люблю!

1830

ЛЕВ И ГИЕНЫ

Как джунгли дикие – он дик,
Свободен – как весна!..
Шершавый высунув язык,
Пьет воду допьяна.

Когда ласкает малышей,
Столь добродушен вид –
Никто в сей миг царя зверей
В нем не заподозрит.

Разлит в нем лености недуг,
Манит небес звезда!..
Преображается он вдруг,
Неукротим, когда –

Как метеор летит сквозь мглу,
Он помнит вкус побед:
Не дать опомниться врагу
И поломать хребет!

1833

СТАРЫЙ КОРСАР

Чувствительность твоя границ не знает,
А я, увы, бесчувственный тиран!..
Пожаром сердце хмурое пылает,
Всегда любовью странною я пьян!

С тобою веселиться я не смею,–
Мне грозовую ночь не позабыть...
Так главаря бы вздернули на рею,
Чтобы пиратов подлых приструнить!

Безумно нежен атлас белой кожи,
А я весь огрубел от злых невзгод,–
Но мы с тобой, как брат с сестрой, похожи
И родственная в жилах кровь течет.

Я в плаванье пустился бы на шхуне:
О море! О зовущая тоска!..
И на рассвете после полнолунья
Любая гавань будет мне узка.

Крепчает ветер, бьется в черный парус,
Зовет сквозь дымку дальняя звезда!..
Пусть тертый я калач и шкипер старый –
Душа моя навеки молода!..
         
1823

БЕЛЫЕ ЛИЛИИ

Небо мглой затмило,
Не осталось сил...
Ты – меня любила,
Я – тебя любил!..

Звезды утонули
Дивной красоты,–
В безднах темных улиц
Умерли мечты!

Ничего не жалко
И не счесть потерь...
Милая русалка,
Где же ты теперь?

Пусть любовь обманет,
Нежностью даря,
Колдовской твой танец
Не забуду я.

1829

У МОРЯ

Хмурый ветер счастливую радость унес,
И погасла небесная синь.
Слишком долго искал я ответ на вопрос:
Для чего мне дана эта жизнь?

Никакую я правду так и не нашел,
Как бы ни был мятежен мой дух!
Лишь умножилась в сердце безумная боль,
Бормочу несуразное вслух.

Все на свете когда-нибудь тихо умрет,–
Роковые придут времена!
Звезды грустно померкнут, любовь отцветет,
Лишь останется нежность одна.

И в жестокой судьбе испытав все сполна,
Растворится в ночи человек...
И отхлынет волна,– и другая волна
Вслед за ней набегает на брег.

1855

Книга, 99 стихотворений


Рецензии