О парадоксах эволюции

Несметные стада антилоп паслись на необозримых просторах саванны. Иногда они чувствовали опасность, и тогда все приходило в движение. И тогда все решала скорость. Кто оказывался быстрее и проворнее, моложе и сильнее, тот и выживал. С наступлением засушливого сезона все отправлялись в путь. Многодневный и изнурительный. В поисках воды и пищи. Все: антилопы, зебры, слоны и жирафы. А за ними желтыми тенями скользили львы и гепарды. И гиены. Гиены всегда были где-то здесь. Всегда были где-то рядом.

В брачный период все в саванне наполнялось звуками. Мужские особи распускали хвосты и исполняли сложные ритуальные танцы. Пели серенады, выводили трели, а еще ревели, рычали, пищали и мурлыкали… Но только в брачный период. А так ни-ни.  Отлаженный веками уклад жизни. Поведение, выгравированное  твердой рукой инстинкта на пожелтевших страницах книги  бытия. Туго затянутая спираль эволюции.  Все   имело смысл. Каждый шаг заранее предопределен. Каждый знал свое место. И только малышам было позволено просто резвиться. Да, и еще иногда носороги вели себя странно. Они опускали головы, жадно втягивали ноздрями горячий воздух и вдруг пускались в бег, целым стадом. Сметая все на своем пути. Как лавина, как ураган. Совершенно бессмысленный поступок. По саванне разносился крик.

- Полундра. Берегись. Посторонись. Носороги бегут.
Все шарахались в стороны. Даже слоны, которые никогда и никого не боялись, пожимали плечами и говорили «Что с них возьмешь, у них рога на носу».
И только старый, злобный бабуин сидел на вековом баобабе, хитро улыбался и бросал во всех твердыми зелеными плодами. С высоты баобаба у него был свой взгляд на вопросы эволюции.

И тогда в саванну пришел человек. В шортах цвета хаки и в пробковом шлеме. Он поставил под огромным деревом стол и уселся в тени.
К его приходу звери отнеслись настороженно. Человек - явление малоизученное и непредсказуемое, и  открыто выступить против его никто не решился. Слоны на всякий случай отошли подальше. А львы заявили:
- Если начнет доставать, съедим.
И с чувством собственного достоинства удалились в сухую, высокую траву.
 
- Мне нужен секретарь,- потребовал человек.
Секретарь? Возникла пауза: мир, основанный на целесообразности, рушился на глазах. Нет секретаря. Нам без надобности.
- А как же я? – заявила птица, рожденная с пером в затылке. 
Птица-секретарь быстро вошла в курс дела. Она с важным видом вышагивала перед баобабом и записывала желающих на прием. Желающих на прием не  нашлось. Животные мирно щипали траву. Это был непорядок. С этим нужно было что-то делать.

Первым сориентировался попугай. Он присел человеку  на плечо и стал вторить ему во всем. И гиены. Они всегда были где-то здесь. Они всегда были где-то рядом.
- Проводим общее собрание, - заявил человек.
- Общее собрание, - подпевал ему попугай.
- Все на собрание,- голосом не терпящим возражений созывала птица- секретарь, чинно перемещаясь от стада к стаду.
Председателем президиума сам себя назначил человек. Главными докладчиками выступили макаки. На обсуждение вынесли два вопроса «Роль зебры в пищевой цепочке африканских степей». По полосатому братству пробежала мелкая полосатая дрожь. Вторым вопросом значился «Экологическая ситуация в саванне». Из доклада следовало, что экологическую ситуацию больше всего «усугубляют» слоны. Слоны зароптали «Усугубляли и будем усугублять. И нам макаки не указ». Но покинуть собрание все же не решились.

- А сейчас приятный сюрприз,- объявила  птица - секретарь.
- Да, да сюрприз, - поддержал ее попугай.
- Концерт симфонической музыки.
- Какой концерт?- возмутились жирафы.- Солнце в зените. А мы еще не паслись. Вымрем с вашими заседаниями, как мамонты. Сгинем, как птеродактили. Окаменеем, как окаменелости.
- Саванну подожгу, -  широко зевая, промолвил человек.
Все с надеждой посмотрели на львов. Уже достал. Пора. Вы же обещали. Но львы лишь   пождали хвосты и промолчали. Момент был упущен. На ветках баобаба расселись приглашенные из Австралии птицы-лиры.
Концерт органной музыки в исполнении лирохвостов да на пустой желудок  никого не вдохновил. Но куда деваться. Огонь в саванне - страшное дело.
Человек явно скучал. Заморские птицы возложенного на них доверия не оправдали.

- Кстати? Кто тут у вас соседи? – на губах человека заиграла зловещая улыбка. В глазах заплясали холодные огоньки.- Коварные бушмены? Злобные зулусы? Бедуинские туареги? Пигмейские пигмеи? Они все еще бьют в свои барабаны? Нарушают покой? Размахивают копьями? Надо бы им преподнести урок.
Звери тревожно переглянулись.
- Ура, - закричали макаки.- Джунгли станут нашими. Мы дойдем до последнего моря.  С нашими слонами нам все под силу.
Наступила тишина. Слоны переглянулись. Медленно оторвалась от земли и  понялась в воздух стая красивых птиц - лебедей. Наполнив воздух шумом своих огромных крыльев, стая взял курс на Север. Животные провели их грустным взглядом.

 И вдруг,  откуда-то издалека, сначала едва-едва, потом все громче и  отчетливее стал слышен топот сотен тяжелых ног.
- Полундра. Полундра. Берегись. Посторонись. Носороги бегут.
Звери бросились врассыпную. Взмыл вверх напуганный попугай. Стрелами взлетели на  дерево макаки. И только преисполненная важности птица-секретарь не сдвинулась с места. Да на минуту замешкался венец природы - человек.
А через минуту все было закончено. От стола и пробкового шлема не осталось и следа. Только одиноко парило в воздухе перо одной важной, но глупой птицы.

В саванне был объявлен праздник. Всеобщий. Птицы не вили гнезда, антилопы не  заплетали гривы. Воздух наполнился радостными звуками. Звери исполняли сложные ритуальные танцы. Впервые вне брачного периода. Всеобщее ликование длилось неделю.

И только старый, злобный бабуин сидел на ветке баобаба и размышлял над   парадоксами эволюции:
- Ну, с носорогами теперь все понятно. Но зачем приходил человек?


Рецензии
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.