1. Искра Божия. Первые шаги...

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ – "ИСКРА БОЖЬЯ". ПЕРВЫЕ ШАГИ.

Когда-то очень и очень давно, когда Земля была молодой и прекрасной, когда уже были моря и горы, леса и реки, животные и деревья, травы и цветы, на юную планету снизошло ЧУДО…  Чудо это именовалось ИСКРОЙ БОЖЬЕЙ - ДУШОЙ… Ею обогатились все живые существа и сущности…

Души, будучи концентрацией Духа, его проекцией на ткань земной реальности,  ничего не знали ни об общем Замысле, ни о своем предназначении, ни о космической целесообразности. Поэтому они были не то, чтобы одинаковыми, но  одинаково простыми, безыскусными и неразвитыми…

Здесь уместно сравнение с новорожденными детьми, схожими как будто во всем друг с другом, но только лишь для чужого взгляда – ведь ЗА КАЖДЫМ новорожденным стоят миллионы лет эволюции и множество воплощений во всех  царствах – минеральном, растительном, животном, и каждый НОВО-РОЖДЕННЫЙ абсолютно уникален…

С душами же все обстояло по-другому. Природе пришлось очень серьезно потрудиться, пока не был завершен процесс индивидуации на биологическом уровне, пока Единая Жизнь не разделилась на великое множество видов, классов, отрядов, семейств, пока не выделился из нее Человек Разумный, способный уже не просто жить, но и осознавать ее, эту самую жизнь, и сам творить жизнь новую, отличную от существовавшей до его появления.

Приход на земную арену душ человеческих означал наступление принципиально нового эволюционного этапа немыслимой сложности – создание наряду с биологической и наследственной индивидуальностью индивидуальности душ, порожденных Единым Духом.

Огромная и почти неразрешимая сложность заключалась в соблюдении некоего непреложного условия, согласно которому первичные жизненные начала не аннулировались, а тесно переплетались с началами новыми – разумными и духовными.

Широко распространенная ныне гипотеза о происхождении разумного  человечества как результата генетическо-инженерной программы высокоразвитой формы жизни – земной или внеземной – может удовлетворить лишь такой же «инженерный» разум, но в таком понимании есть свое рациональное зерно и не так уж и тщательно скрываемая подсказка.

ВЫСОКОРАЗВИТАЯ ФОРМА ЖИЗНИ И ВЫСОКОРАЗВИТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ НЕ ЕСТЬ ОДНО И ТО ЖЕ.

От недопонимания этого различия и возникла гипотеза об инопланетянах, приложивших руку (щупальце, манипулятор и т.д.) к рождению разумного человечества.  Но кто бы ни был причастен к этому делу, появление разума послужило только толчком к самостоятельному развитию человека, к его уже собственной дальнейшей эволюции.

Хотя планетарный уровень жизни – самый первый, самый «плотный» и примитивный в цепи великого множества жизнепроявлений, это ничуть не умаляет ни его важности, ни его великого предназначения, ни его великого будущего. Он первенец для своих Отца и Матери и поэтому всегда одарен особой любовью.

Затем будут и другие дети, но первый ребенок всегда останется первым до конца времен, как первыми останутся Адам – детство человечества, и Иисус – молодость человечества, его Любовь, Душа и Дух… Однако нам пора вернуться к временам изначальным. Какими же они были?

Полным равенством? Безраздельной свободой проявления? Равными возможностями для всех и каждого? Заветом, гласящим: «Солнце светит всем одинаково»? И если это не касается Солнца «физического», которое светит по-разному земным детям севера и юга, востока и запада, то, безусловно, относится к солнцу духовному и свету духовному.

Это понимание приводит нас в некий познавательный тупик, трансцендентальный лабиринт, поскольку индивидуация природно-биологического воспринимается нами как вещь абсолютно нормальная, в то время как многомерная и многоступенчатая индивидуализация разумного и духовного видится зачастую неким проклятием, болью и тягостью разделения, вопиющей несправедливостью в мире, где царит неравенство «лучшего» и «худшего».

ИНДИВИДУАЦИЯ есть проявление живой и неживой природы как множества неповторимых индивидов, сходных, но не тождественных, и выражается в утверждении, что для любых двух индивидов найдётся разделяющий их признак.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – это критерии личностного самоопределения, система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других, своей слабости и своей силы для познавательного и высокого духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни.

В чем же скрытый смысл этого странного положения дел? Куда делось изначальное равенство, единство и братство душ? Или его никогда и не было, а были изначально души «чистые» и «нечистые», развитые и невежественные, праведные и грешные, проклятые и облагодетельствованные, избранные и брошенные на произвол судьбы? Огромное замкнутое на себя Колесо Плача, вереница безответных и потому бессмысленных вопросов к Небу, череда коротких жизней, Стена Слез, Город Слез, Земля Слез?…

Начнем с того, что предельная индивидуация и специализация физического и биологического миров воспринимается человеком как абсолютно закономерное и даже мудрое решение. Три царства – минеральное, растительное, животное… Все выстроено в разумной целесообразности и гармоничном порядке, все равно достойно восхищения.

Однако положение дел резко меняется, когда мы обращаемся к человеку и его истории. Первые признаки индивидуализации и разделенности нас пока не смущают. Мы говорим: да, люди Севера, Юга, Запада, Востока… Да, люди гор и равнин, люди приморья и люди леса… Да, люди разных народов и рас… Каковы бы ни были различия, но это все ЛЮДИ, хотя в чем-то и отличные друг от друга…

Физические параметры, цвет кожи, образ жизни, мифология, обычаи, основы миропонимания – все это диктуется условиями окружающей природы. Бытие определяет не только форму и способ существования, но и сознание. Представьте себе эскимоса в пустыне Гоби или жителя тропиков в условиях арктических холодов, и сразу все вопросы исчезают, все становится простым и понятным.

Объединяет же все ветви и разновидности человечества самоосознание, разумность, речь и способность не только к быстрой перестройке в изменяющихся условиях окружающего мира, но и умение приспосабливать этот самый окружающий мир под свои нужды, трансформируя его в соответствии со своими потребностями.

Следующий и достаточно скорый в эволюционном движении шаг – развитие культуры, из которой рождается искусство, а из него – эстетическое чувство и понятие красоты, тесно связанное с функциональностью, целесообразностью и гармонией всех своих составляющих. Здесь достаточно вспомнить так называемое «золотое сечение», известное еще во времена Древнего Египта и действующее во всем сущем, будь то выстроенное нечто (гнездо, термитник, здание), будь то  растительное, животное или человеческое тело.

Именно здесь кроются первые признаки осознания НЕКРАСИВОСТИ как некоего нарушения Божественного Замысла в тех или иных его проявлениях, а с развитием человеческого общества – как кары за отступление от высших законов мироздания.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что «некрасивость» и «уродство» часто находили свое место в ските, храме, монастыре, потому что для Божественного таких понятий не существует, зато для человека… «Страшен, как смертный грех» - это не констатация, а приговор…

С дальнейшим развитием разума эта проблема была частично решена: «некрасивость» и «дисгармоничность» стали рассматриваться через призму функциональности и целесообразности.

Внешнее уродство мыслителя, поэта, кузнеца, музыканта, столяра, живописца, зодчего, целителя перестают восприниматься как нечто, определяющее суть, как не воспринимаются 
в качестве «ненормального» умственная неразвитость физически красивого человека, жестокость воина или безнравственность политика.

К этому времени первозадача рода человеческого «Плодитесь и размножайтесь» была решена, и даже с избытком. На эволюционную арену выступает новая фигура – ЛЮБОВЬ с ее абсолютным императивом: «Да возлюбите ближнего своего более, чем самих себя»…  Это уже далеко от физической потребности, целесообразности, функциональности, далеко от чувств матери, защищающей детей своих, от чувств воина, жертвующего собой во имя продолжения жизни семьи, племени, рода…

Это нечто принципиально новое, сложное и почти неуправляемое… Хотя бы потому, что в этой захватывающей игре участвуют, как минимум, двое, и любовь одного зачастую не встречает ответной любви другого, и совсем не обязательно эту пару составляют мужчина и женщина… Это могут быть два друга, «отцы и дети», Учитель и Ученик, Мастер и Подмастерье…

Способность любить бескорыстно, не требуя взаимности – редкий и с виду нецелесообразный дар, но неспособность любить есть уже кара, еще более мучительная. Именно здесь лежат корни одного из самых страшных древних проклятий: «Да не будешь ты любим никем, и да не сможешь ты никого полюбить»…

Однако эволюция, если понимать ее как реализацию Божественного Замысла, не останавливается в своем неуклонном движении к дальнейшему усложнению. Ее законы не имеют обратного хода, и если сказано СЛОВО, то сказано оно на весь перид времени, пока не будет исполнено то, что должно быть исполнено…

С развитием любви как одного из главных движителей эволюции человечества ВСЕ захотели любить и быть любимыми – красивые и некрасивые, умные и неразвитые, молодые и старые, здоровые и больные, и даже те, кто – страшно сказать! – находятся в освященном браке… Здесь обделенность любовью представляется нам как несправедливость, наказание, как нечто, исходящее не от Божественного, а от Его антипода…

Да, мы вынуждены принимать правила этой далеко не безобидной игры, да, мы понимаем, что признание в некоторых случаях может трансформироваться в любовь («Она меня за муки полюбила, а я ее – за состраданье к ним»…) , но и здесь зловещим призраком маячит горькая участь этих двоих, завершившаяся насильственной смертью обоих участников этой прошедшей через века трагедии…

Неравенство, несправедливость, нереализованность, разделенность – реалии не только нашего земного бытия, но и символы чего-то еще более высокого, сложного и непостижимого. Мы впервые начинаем задумываться над концепцией о существовании человеческой души, обещающей окончательно решить все наши внутренние и внешние проблемы.

Мы начинаем понимать, что в мире душ мы сможем обрести равенство, но не единообразие, душевную и духовную индивидуальность, но не взаимную отчужденность и разделенность, свободу самореализации, но не трагическую и унизительную заключенность в той или иной типизированной форме…

Мы открываем фундаментальную связь между красотой, гармонией, любовью, свободой и совершенством, понимаем, что все это есть осознанная необходимость, условие, завет для продления себя в жизнь вечную, о которой говорил Иисус. Единственным же путем к этой жизни является поиск совершенства настолько полного, насколько это вообще на данном этапе возможно…

Мы осознаем, что изначальное равенство, единство, равные права и возможности есть только базовые условия для эволюционного движения. Все же, происходящее в поле этого движения – не-свобода, не-равенство, не-совершенство, не-понятость, не-реализованность, не-красивость, не-гармоничность, не-любимость, не-умение любить – не повод для стенаний и попыток самооправдания, не наказание, не проклятие.

Это мощный императив к развитию, росту, самосовершенствованию, гениальные «кнут и пряник» в ходе гениального же эксперимента, участниками которого мы  являемся, пусть далеко не всегда добровольными… Эксперимента, задуманного и воплощаемого гениальными Разумом, Волей и Любовью к жизни. Да, именно ЛЮБОВЬЮ, любовью ко всему сущему без исключения. И еще верой в уже сотворенное и верой в то, что только находится на пути к сотворению…

Именно с этого понимания и становится возможным следующий шаг – осознание факта скрытого нелинейного движения человеческой истории и каждого отдельного человека, диалектики природы и разума, законов эволюции всего живого, где ясно прослеживается различие между законами развития биологической природы и законами развития Человека Разумного.

Первым шагом на пути к этому осознанию становится принятие категорий повторяемости, цикличности и вопроизводимости всего, доказавшего свою эволюционную эффективность.

Вторым шагом, очень быстро следующим за первым, является открытие некоего тайного движения глубоко скрытых великих возможностей, осознание всех возможностей эволюции, в том числе и эволюции духовной.

Однако должно пройти еще великое множество лет и соделано много деяний человеческих, пока туманное представление об эволюции разума, души и духа станет четко видимой перспективой и первоочередной задачей человечества. Поэтому нам снова предстоит вернуться к нашим душам, следующим столь странным путем, извилистым и малопонятным для непосвященного…

Где то пространство, где душа впервые заявляет о себе, осознает себя и начинает  жить по-настоящему, а не как абстрактная идея? Пространство, где душа может задавать вопросы, получать ответы и учиться мудрости? В самом начале это – сама жизнь, а затем – религия, пришедшая на смену первичным верованиям и языческим представлениям.

Каждая – КАЖДАЯ! - родившаяся религия изначально несет в себе предельную искренность, жизнеутверждение и прозорливость, поскольку она есть реальность не только растущего разума и духа, но и Всеобщего Бытия.

Мало кто задумывается над тем, ЧЕМ была та или иная религия для принявших ее впервые и почему до сих пор в человечестве сохранились отголоски практически ВСЕХ религиозных символических систем, хотя само человечество как будто изменилось неузнаваемо – разве можно сравнить человека времен Древнего Шумера и человека сегодняшнего?.. Оказывается, можно, и различия эти малосущественны.

Во все времена религии были не просто средством единения человека и божественного, не просто новым способом бытия, но и катализатором стремительного развития культуры, искусства, науки, философии как методов познания мира, величайшим интуитивным прозрением самых сокровенных тайн Вселенной…

И еще: каждый, вступающий в лоно той или другой религии, заключает некий завет со своими божествами, касающийся нравственных законов бытия человеческого. Таким образом, вертикаль «человек – божественное» оказывается пересеченной с горизонталью «человек – человечество», что дает, как минимум, четыре сектора проявлений.

Особенно ярко все эти следствия религиозного влияния стали проявляться с рождением религий монотеистических и особенно – христианства, когда впервые прозвучали великие слова: «Бог есть любовь»…

Поэтому и свой труд по глубокому пониманию Души и Духа надо начинать именно с проникновения в суть религий, как открытие и изучение мира – с открытия и изучения самих себя. Что же лежит в основе религиозного постижения и понимания мира? Три вещи: религиозное чувство, религиозная идея и религиозное сознание.

РЕЛИГИОЗНОЕ ЧУВСТВО исходит из самых глубин души человеческой. Всякому человеку присуще некое врожденное религиозное чувство, особое стремление, тяготение к Божественному. Оно отличается от всех других эмоциональных процессов своей уникальностью. Богословы и философы  подчеркивают при этом, что религиозное чувство по существу своему непостижимо для разума. Источник религиозного чувства они видят в Боге. 

РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ есть продукт развивающегося разума и гнозиса. Она представляет собой духовную мощь знания. Через религиозную идею человек пытается найти ответы на самые важные для себя мировоззренческие вопросы: ЧТО является основой мира? ОТКУДА он, человек, появился? В ЧЕМ смысл его жизни? ЧТО такое смерть и ДЛЯ ЧЕГО она жизни? ПОЧЕМУ ход событий в мире именно такой, а не иной?  ЧТО есть человек и ЧЕМ он отличен от других живых существ?

РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ… Здесь все не так просто, как в двух первых проявлениях. Религиозное сознание - это форма осознания человеком окружающего мира и самого себя в этом мире. Это вера в духовное наполнение жизни, вера в Бога как в Творца Жизни и вера в существование Души как частицы Бога, заключенной в КАЖДОМ человеке.

Если же говорить о христианстве, то здесь все еще сложнее и ярко отражает эволюцию человеческого духа и души. Триада Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой по-разному прочитывается в Ветхом и Новом Завете.

В Ветхом Завете человек еще остается рабом "первородного греха", из под власти которого Бог всеми путями старается его вывести.

На следующем, более высоком уровне человек уже не марионетка, которую дергают за ниточки Силы разного рода. Он имеет право на Со-Творение, в том числе и самого себя. Его душе постепенно открывается часть общего Замысла и понимание абсолютно новой и сокрушительной истины:

ЧЕЛОВЕК СТОЛЬ ЖЕ ВАЖЕН ДЛЯ БОГА, СКОЛЬ ВАЖЕН БОГ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. БОЛЕЕ ТОГО, ОНИ СОСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЕДИНОЕ НЕДЕЛИМОЕ ЦЕЛОЕ… ПОЭТОМУ ВЕРИТЬ В БОГА ОЗНАЧАЕТ ВЕРИТЬ В ЧЕЛОВЕКА, И БЕЗ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА НЕТ ВЕРЫ В БОГА…

Восхождение на этот уровень – процесс долгий и мучительный, чреватый множеством опасностей. Это в буквальном смысле «путь по лезвию бритвы», балансирование между ипостасью «дитя человеческого» и «дитя божьего», при этом первый склонен все понимать упрощенно, «по разумению своему», и вынужден верить, если «не может уразуметь». Такое положение сохраняется и по сей день, несмотря на две с лишним тысячи лет после пришествия Иисуса…

Истина Иисуса-Искупителя и Иисуса-Спасителя до сих пор не понята во всей глубине и силе, впрочем, как и многое другое. Изрядная духовная «подслеповатость» сынов и дочерей человеческих уже не раз приводила к ужасающим последствиям.

Свидетельствование о «Доме Отца Моего», о необходимости «нового рождения от Воды и Духа», без которого невозможно войти в «Царство Божие», о том, ЧТО означает «родиться свыше», о любви «к ближнему своему», которого надо «возлюбить более себя самого», о призыве «взять свой крест и следовать за Мной» многими понято буквально или не понято вообще.

Прямое подражание Иисусу, готовность пройти Его путем, включая и суд, и голгофу, и муки распятия, и очень рискованные утверждения новоявленных лжеучителей: «Я есмь Иисус Новый», «Во мне Дух Иисуса», - есть прямое непонимание сути феномена Бога-Сына.

Нескончаемая череда этих псевдо-Иисусов, несущих ими самими олицетворенный крест и готовящихся к смерти как высшему духовному подвигу и переживанию есть по сути своей язычество, попирающее один из первейших заветов, заключенных с Богом еще до прихода в мир Иисуса: «Не сотвори себе кумира»…

Не в бессмысленном копировании Себя и пути Своего видел Сын Божий дальнейший путь человеческий, не в жестокой аскезе, не в отвращении от всего земного, не в покорном принятии смерти ради обретения рая после нее, потому что сам Он любил жизнь высокой и чистой любовью и служил ей не менее высоко и чисто…

И жизнию Своею «смерть поправ», Он продолжает делать это изо дня в день в КАЖДОМ человеке, независимо от того, христианин тот или нет… Другое дело, что далеко НЕ КАЖДЫЙ слышит Его голос, Его наказ нам, живущим после принесения Им великой жертвы…

А что же представляет собой пространство Бога-Духа Святого и Космического Сознания? Это не одно и то же, скорее, это две ипостаси единого целого. Тех, кто сумел дойти туда при жизни и оставить хотя бы смутное и неполное описание своих ощущений, очень немного. Еще одна почти непреодолимая трудность – несказуемость и неписуемость этих ощущений и переживаний…

Реальность этого не-мыслимого пространства столь огромна, чужда и сокрушающа, что не может быть вмещена ни разумом, ни душой, а лишь духом – столь же огромным и мощным, практически не просто «надчеловеческим», а внечеловеческим, скорее даже сверхчеловеческим. Многие доходили до этой черты и потеряли себя, многие претерпели полное растворение в ткани этой непередаваемой ни образами, ни мыслями, ни словами реальности…

Лишь единицам удалось не просто достичь этого предела и сохранить себя, но и пройти дальше и выше - и вернуться… Вернуться с великим и неоценимым даром – видением и пониманием Духа как всеприсутствующего, всепроникающего, всеопределяющего, всевременного и всепространственного фактора, вне которого не существует ничего.

Это высшая реальность бытия, основа всего проявленного и непроявленного… Это незримое руководящее начало, присутствующее в каждом нашем действии, мысли, чувстве, здоровье и болезни, в каждой, даже самой неприметной и обычной человеческой жизни, в каждом стремлении, мечте, прозрении, желании…

Все вдруг обретает полный окончательный и великий смысл, все становится на свои места, все самые главные вопросы получают надлежащие ответы… Так наряду с Истиной Бога-Отца и Бога-Сына, с Истиной Бога и Человека в мир пришла Истина Духа, послужившая точкой отсчета иного, непривычного, странного, завораживающего и еще непонятного для многих времени новой духовности…

*** 

Иллюстрация: Гилберт Уильямс


Рецензии