Россия вспомнит обо мне

*  *   *

Россия вспомнит обо мне
И зашумит берёзой тонкой,
И облаками в вышине
Пойдёт искать, как мать — ребёнка.

Она не стихнет, будет звать,
Роняя капли слёз высоких,
Чтобы в окошко постучать
Ко всем — тревожным, одиноким.

И я услышу, отзовусь.
Скажу: я болен был немного...
Спасибо, радость моя, Русь —
Берёза, облако, дорога!

     Читая   стихи   белгородского  поэта   Михаила  Дьяченко,  в  который   раз  приходишь   к    осознанию  особенности  русской  поэзии,  в  любом   её   периоде  -  будь  то   восемнадцатый   век  или  -  двадцать  первый….  Я  почему-то   уверенна,  что  во  всей   мировой  поэзии  не  написано   столько   произведений,  посвящённых   красотам   природы,  исполненных   любви   к   родному   краю.   Всё   это,  в  известной   мере,  обусловлено   громадностью   пространства   заполненного   разнообразием  первозданной  природы.  Это   невиданное   природное   богатство,  его   необозримый   простор,  так   или  иначе,    определяет,  характер,  даже   простого  русского   человека.  А   что   уж   говорить   о  поэтах.  Ведь   поэтический   талант -  это,  прежде   всего  обострённое   восприятие   реальности.  Взять,  хотя   бы   нашу  русскую   зиму.  Она  всегда   была  и  остаётся   чудом.  А  для  поэта  -  это   неисчерпаемая  тема.




В ЗИМНЕМ ПУТИ

О эта дорога! О жёлтая трасса!
Обочь всё дома, всё дома и дома.
А дальше — холмы, снеговое пространство
И вся бесконечная наша зима.

И вдруг ощущаешь — так плотно и зримо! —
Как все мы готовы вдруг сняться, бежать,
Свой скарб, охраняя, в открытую зиму...
Готовы и жить — словно насмерть  стоять.
   Такой,   предстаёт   зима   у   белгородского  поэта.
А  вот   еще   стихотворение,  коротенькое,  но  с  глубоким  смыслом.

ЛЕПЕСТОК.

Оторвался лепесток
от ромашки белой.
Полетел он в дым дорог,
молодой и смелый.
Только — где-то позади,
на родимом месте —
у ромашки на груди
лепестки не вместе.

1975.


      Вроде  бы  всё   так  просто,  обычно:  оторвался  лепесток.  Только   вдруг  возникает  ассоциация.  Будто   и  не  лепесток  это,  а  неразумный   сын,  бросивший  свой  дом,  свою   мать,  у  которой,  не  то,  что  душа  не  на  месте…  Она  изболелась   вся,  исстрадалась….  Вот,  такой   образ,  образ  родины,  любящей   своих   сыновей, вырастает   из  простой,  незатейливой   ромашки.
        Кстати   сказать,  та  же   строчка:  «Россия   вспомнит  обо   мне»,  абсолютно  лишена  даже   намёка,  на  какую-то   гордость   и  надменность   лирического  героя.  Потому,  что  Россия   не  только   вспомнит   о  нём,  она  пойдёт   искать   его,  как  мать   ищет   своего  ребёнка.
           Именно   через   живописные   образы   природы,  передаёт   Михаил   Дьяченко  не   только   свою  любовь   к  родине,  но  и  ответную  любовь  к  нему.
         И,  читая   его   стихи,  невольно   представляешь   себе  саркастическую   усмешку   новоявленного  эстета:  опять,  мол,  ромашки,  берёзки….  Всё   одно  и  то  же!  Как  не  надоест?...  Приходилось   мне   слышать  подобные    издёвки,  направленные    в   адрес   провинциальных   живописцев,  самозабвенно    воссоздающих   на  своих   небольших   полотнах   нетленную  и  неповторимую   красу   земли,  русской.   И   разве  мыслима   России,  без   тех   же  берёз,  ромашек,  и  многого   другого,  о  чём  пишут   истинно  русские   поэты.
          Образ   природы  даже   у  современных  поэтов  словно  бы  обожествлён.  Более   того,  начало   нового   века,  окончательно   утвердило   в  русской   поэзии,  -  лучших   её  образцах  -    утраченный   идеал   русского   православия,  которое  незаметно  вернулось   в  стихотворные  произведения,  вытесняя   собою   фальшивых   рукотворных   кумиров,  которым,  некогда,  столь   фанатично  поклонялись.   Более   семидесяти   лет,  нас   убеждали   в  том,  что:  «Мы  наш,  мы  новый  мир  построим»…   Всего – то  семьдесят   лет,  а  что   потом? …   Восстали   из   пепла   разрушенные   храмы,  заблестели   золотом   купола,  взнеслись   в  небо  перезвоны   колоколов.   Всё,  по  большому  счёту,  вернулось   на  круги   своя…..  Вместе  с  тем,  в  истинно   русской  поэзии,  осознаётся   её   подлинное   назначение:  не  петь  хвалебные  оды  сильным  мира   сего,  а  говоря   словами   великого   Пушкина:   глаголом   жечь  сердца  людей.   
  А   если   вспомнить  о  том,  что   стихотворение,  о  котором  идёт   речь,  называется  -  «Пророк»….  Библейский   персонаж.  Через   пророков  Бог  передаёт  людям   свои    повеления.   Вот  ведь  с  каких   произведений  начинается   великая   русская  поэзия!  И  сейчас,  именно  сейчас,  талантливые   поэты   продолжают   лучшие   её   традиции.  Пример  тому -  стихи  нашего   земляка   Михаила   Дьяченко.


*  *  *

Мне старец говорил:
Запомни, чадо, строго:
Так не живи, как жил,
Позабывая Бога!

Здоровье береги
Своё — для покаянья;
Все отдавай долги,
К чужим — утрать вниманье.

Постись — до худобы;
Среди духовной битвы
День — лучше для борьбы,
Ночь — благо для молитвы.

Поклонами встречай
Своё и Божье утро!
На зло — не отвечай,
Но преграждай — так мудро.

Усердствуй, возлюби
Других, хотя б немного...
Беги от всех, терпи,
Спасайся! Ради Бога.



              Наш,  современный   поэт,  подобно  Пушкину,  нашёл   и  воссоздал   своего  пророка.  Проводить   какие-то   аналогии   между   великим  пушкинским  творением,  и  какими  бы  то  ни  было   современным  произведением -  занятие,  праздное,  пустое….  Я  только   хотела,  подчеркнуть  непрерывность   духовных  традиций,  духовных   ценностей,  которыми   во  все  времена   отличалась  русская   поэзия….   В  стихотворении    Михаила   Дьяченко,  увы,  не   пророк,  но  старец.   А  попросту,  много   поведавший   на  своём   веку,  мудрый   старик  -  сколько   их
было   в  наших   деревнях!  Переживших   всю   историческую   трагедию   первой   половины   минувшего   ХХ  в.   Наши  умершие  деды  и  прадеды  -   соль  земли….   Это  их   нехитрые,  но   искренние   рассказы   о  прожитой  жизни,  стали   для   многих   из   нас   первыми   уроками   нравственности,  патриотизма,  незабвенной   любви  к  родному  дому.   И  прообразом   старца,  как  мне  кажется,  у  Дьяченко   стал  именно  такой,  мудрый  деревенский   дедушка,  тот   самый   праведник,  на  котором  стоит  селом….  Говорили   ведь  некогда:  не  стоит  село  без  праведника….   Вот  откуда   у  нашего  земляка   и  другие,  замечательные  стихи.



*  *  *

Русь Святая!
Свет в моём оконце!
Праздничный, пасхальный перезвон...
Ты жива,
Ты — в сердце,
Ты — как солнце!
Наяву непреходящий сон.

Снишься ты
Такою, как вначале:
Вся в цветах, церквах...
Как Господа просил.
Русь! О Русь!
Немыслимые дали!
До тебя подняться
Дай мне сил.



        Русь   Святая.  Это   не  просто   красивый  эпитет.  Это  наша  история.  Древняя,  изначальная,  и,  по  сути,  возрождённая  после  векового  забвения.   Такою  она  предстаёт  в  творчестве   Белгородского  поэта, Михаила   Николаевича   Дьяченко.   Впрочем,  тема   родины   звучит   в   его  стихах,  как  бы   вне  времени  -  это,  и  прошлое,  и  настоящее….




ЗОЛОТО

День, я вижу, не наш, больно зол! Но зато
Вечер, утро, и ночь — золото, золото.
Дом какой-то не наш, так себе... Но зато
Там, за домом в полях — золото, золото;
Там овраг, и ручей, перелески — всё то,
Что так нежно зову — золото, золото!






ТРЕВОГА

Дни земли — цветенья — не минули!
Также, как и сотни лет назад,
пчелы — в золоте —
                по крылышки тонули
в колокольцах...
                завязь тяжелила сад;
а ночами,
              в сполохах зарничных,
среди шири зреющего хлеба
виден,
          только редко,
                профиль птичий,
весь светящийся,
как звёзды неба...
Не оттуда ль — колокольный звон,
                хрустальный?
С каждым годом тише он, ясней...
Слышен мне
                и громкий лай скандальный
тех, кто так    похожи    на людей.    


       Автор   нескольких  поэтических  сборников,  лауреат  различных  конкурсов,  М.Н.  Дьяченко   воссоздаёт  в  своём  творчестве   бесчисленные   поэтические   образы   своей  Родины,  напоминая   читателю   все   те   принципы,  и   нравственные  ценности,  на  которых   держалась   ещё   древняя   Русь,  и  благодаря   которым,  она   выдерживает  самые   тяжёлые   испытания.


Галина   Слёзкина   член  Союза  журналистов  России.


Рецензии