В двух измерениях - театральная рецензия

   
     Не совсем обычный спектакль предложил казанским зрителям Калининградский областной драматический театр, «Ночь после выпуска» по пьесе В.Тендрякова (режиссер – заслуженный деятель искусств РСФСР Э.А.Вайнштейн) – это своеобразный диспут, в который вовлечены и сцена, и зрительный зал. Идет очень важный разговор, один из тех, что случаются далеко не каждый день, хотя потребность в них велика.
    Форма  диспута, исключившая практически и сценическое действие, и художественное оформление в привычном понимании, как нельзя лучше обнажила стремление создателей спектакля сосредоточить все внимание на внутреннем мире героев. Словно сдернут с них невидимый занавес. И перед нами – живые человеческие души без прикрас. Они хрупки и сильны, добры и жестоки.
    Душа обязана трудиться. А ведаем ли мы в полной мере, что есть труд душевный? Постичь это – значит, жить в ладу со своей совестью, узнать, где кончается «я» и начинается «мы», еще дальше продвинуться в познании гармонии человеческих отношений. В этом направлении и ведет нас разговор на сцене. Он при  этом предполагает, что все собеседники готовы на откровенность в полной мере.
    Зрители слушали не просто речи актеров со сцены. С ними говорили современники  о самом важном  для каждого из нас – о смысле и содержании жизни гражданина страны, первой в мире воспитавшей уже не одно поколение на принципах равенства, братства и счастья.
    Бывшие десятиклассники проводят ночь после  выпуска у обелиска павшим. Не вернувшиеся с войны прожили на земле  почти столько же весен, сколько эти нынешние юноши и девушки. Они не просто умерли. Они отдали жизни за Родину. Это знают ребята. Но все величие подвига своих далеких сверстников они постигают внутренне, только пройдя через короткую душевную драму, пережитую в эту неповторимую ночь, в которой - предыстория большого дня, начинающегося завтра.
    На сцене картины сменяют друг друга, как кинокадры на экране. Выпускники и педагоги говорят:каждый - о своем. Частичным поводом для этих разговоров послужило признание круглой отличницы Юлечки Студенцовой (актриса В.Ширвинская) в том, что школа не научила ее уверенно пойти по одной из тысяч дорог, открытых перед ней. Все дороги кажутся одинаковыми. Не научилась она и любви ни к одному делу. Оттого и искренней радости нет от аттестата зрелости.
    Нет смысла  пересказывать сюжет известной повести В.Тендрякова с одноименным названием. Но хотелось бы  с удовольствием отметить удачно найденный калининградцами вариант сценического воплощения авторской мысли и своей собственной.
    Вчерашние одноклассники решили «до донышка» исповедаться друг другу. И от «розовых крыльев»  выпускного вечера остались жалкие обрывки. Первое столкновение с реальностью оказалось суровым. Оно подарило этим юношам и девушкам открытие – нельзя касаться души человеческой мимоходом, небрежно -  она ранима, а раны душевные  иногда не излечиваются…
    Спектакль Калининградского театра  талантливо говорит о тончайших сферах. Беспощадно жесток Гена (артист И.Маковкин) в сцене разоблачения друзей. Богини Натки (артистка В.Галич) не стало, дружбы – тоже. Все темное поднялось из глубин, и вот Генка – сама стихия, не управляемая человеческим разумом. Гнев оскорбленной души, которая не желает подчиняться никаким законам. Не то ли самое демонстрирует и Натка, замыслив отомстить Генке?
    Искусство человеческого общения предусматривает такие категории, как такт, доброта, чуткость, достоинство. Они призваны охранять от грубого прикосновения к душе человеческой. Если забывают о таких категориях, происходит аналогичное тому, что мы видели на сцене.
    Когда спектакль не только рассказывает об истории любви и ненависти, а идет дальше – учит зрителя думать о том, как надо чувствовать и чувствовать  там, где надо подумать, это, несомненно, удачно. Мы увидели прекрасные актерские работы заслуженного артиста РСФСР Т.Матеулина (директор  школы Иван Игнатьевич), О. Таск ( Зоя Владимировна), В. Сапачева (Сократ) и других, в которых с большой психологической точностью переданы характеры героев.
    Даты, цитаты, события из жизни великих людей – эти сведения добросовестно давала своим ученикам Зоя Владимировна сорок самоотверженных лет. И вот теперь страшное обвинение в бесполезности ее труда, которое ей предъявляет завуч Ольга Олеговна (артистка М.Тарасевич).
    Мы почти солидарны с завучем. Верно, многое в системе школьного обучения и воспитания со временем устаревает, мешает использовать десять лет  с наибольшей пользой для растущего человека. Но поднимается учитель-физик (артист П.Никитин) и направляет луч прожектора на завуча:»А ведь Вы, Ольга Олеговна, опаснее Зои Владимировны!».
    Луч прожектора – как  рентгеновский. Он освещает насквозь каждый персонаж. И каждый перед нами выступает в двух лицах: обвинителя и обвиняемого. Следуя за этим рентгеновским лучом, мы каждый характер видим в объеме – снаружи и изнутри.
   Луч следует дальше, по зрительным рядам. И даже уходя из театра, чувствуешь его яркий свет. Это хорошо, если спектакль поможет нам смотреть на себя иногда как бы в двух измерениях – с видимой и невидимой сторон…
                Светлана КИМ.  Казань. Газета «Советская Татария». 26 июля 1981 года.
 


Рецензии
Спасибо, Светлана, за эту жизненно- важную рецензию!
Мне кажется, что её должны прочитать и те, кто не был на спектакле -
такие важные мысли высказаны автором. Возможно, меня они сразу трогают, потому что я работала в школе и очень люблю детей. Да и вообще, неравнодушна я к судьбам
всех людей. А Ваша рецензия заставляет всех задуматься.

С теплом души - Людмила.

Людмила Дементьева   11.11.2021 15:58     Заявить о нарушении